Страны азии борьба продолжается конспект

Обновлено: 16.05.2024

I. Общие тенденции развития
ПОЧЕМУ ОБОСТРИЛИСЬ ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА
ДАЛЬНЕЙШЕГО ПУТИ
Быстрое индустриальное и научнотехническое развития группы
ведущих стран
Изменение средств коммуникации
Рост колониальной системы
Вывоз капитала
Изменение социальной структуры
традиционных обществ
Проникновение европейского стиля
жизни

I. Общие тенденции развития
ПОЧЕМУ ОБОСТРИЛИСЬ ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА
ДАЛЬНЕЙШЕГО ПУТИ
Распространение образования,
издание книг, газет, журналов
Появление прослойки
национальной интеллигенции

I. Общие тенденции развития
ПОЧЕМУ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЧАСТО ПРИОБРЕТАЛА
ФОРМУ РЕВОЛЮЦИИ
Неуспешность реформ (Турция: 1878 г. отменена Конституция,
принятая в 1876 г. Китай: отменены реформы Гуансюя)
Возникают общественные организации и партии, выступающие за
преобразования (Индия: 1885 г. – Индийский Национальный
Конгресс. Турция: 1889 г. – партия Младотурок)

II. События на Ближнем Востоке
РЕВОЛЮЦИЯ В ИРАНЕ 1905-1911 гг.
Демонстрации в Тегеране
1906 г. – шах издает указ о введении Конституции и
созыве Меджлиса

II. События на Ближнем Востоке
РЕВОЛЮЦИЯ В ИРАНЕ 1905-1911 гг.
Меджлис принимает основной закон и
положение о гражданских правах и
свободах. Создаются светские суды.
Начинают деятельность общественные
и политические организации
Конфликт между шахом и Меджлисом

II. События на Ближнем Востоке
РЕВОЛЮЦИЯ В ИРАНЕ 1905-1911 гг.
Россия и Англия вводят войска в Иран
Демонстрации подавлены.
Меджлис распущен
В 1912 г. Англия и Россия разделили
Иран на сферы влияния

II. События на Ближнем Востоке
МЛАДОТУРЕЦКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1908 г.
Широкая революционная пропаганда
младотурок, в том числе и в армии
Армейские офицеры выступают с
требованием восстановления
Конституции
Султан созывает парламент

II. События на Ближнем Востоке
МЛАДОТУРЕЦКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1908 г.
Свержение султана
Власть в стране захватывают
младотурки
Главная цель младотурок – сохранение
империи
Мустафа Кемаль
Ататюрк
(1881-1938)

III. Революция 1911-13 гг. в Китае
1911-1913 годы – СИНХАЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
1912 г. – создание ГОМИНЬДАНА
Сунь Ятсена
провозглашают
президентом
Сунь Ятсен
передает
президентство
Юань Шикаю
Установление диктатуры
Юань Шикая
Сунь Шикай
Ятсен
Юань
(1866-1925)
(1859-1916)
Раскол страны

IV. Проблемы трансформации Индии
Формирование национального
самосознания индийцев
Обучение представителей
высших классов в университетах
Европы
Формирование индийской
интеллигенции
Интеллигенция включается в
национально-освободительную
борьбу
1885 год – основан
Индийский Национальный Конгресс
(ИНК)

IV. Проблемы трансформации Индии
Формирование национального
самосознания индийцев
ИНДИЙСКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС
ЛИБЕРАЛЫ
ТИЛАК
Балгангадхар
(1866-1925)
-За равноправие
индийцев
и англичан.
-За демократизацию
путем создания
парламента.
-За самоуправление.
РАДИКАЛЫ
(лидер ТИЛАК)
-За вытеснение
англичан из Индии

IV. Проблемы трансформации Индии
Формирование национального
самосознания индийцев
ИНДИЙСКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС
ЛИБЕРАЛЫ
РАДИКАЛЫ
(лидер ТИЛАК)
СВАДЕШИ
отечественное производство
ТИЛАК
Балгангадхар
(1866-1925)
СВАРАДЖ
собственное правление

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Страны Азии: борьба продолжается
История России, 11 класс, базовый уровень.
Учитель ГИ Непершина

СТРАНЫ ВОСТОКА В ПЕРИОД МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ

Влияние войны и революции в России на страны Азии и Африки
Однако процесс подрыва колониальных порядков постепенно нарастал. Обращение Советской России с призывом к народам Востока подняться на борьбу за независимость было услышано во многих уголках Азии и Африки. В колониальных и зависимых странах росли патриотические силы, выступавшие за независимость. Создавались условия для перехода национально-освободительного движения стихийного характера к организованной сознательной борьбе, в которой участвовали различные социальные слои населения от крестьян и рабочих до феодалов и духовенства. Особенности движения определялись своеобразием обстановки в отдельных странах, регионах, их историческими и культурными традициями.

Ближний и Средний Восток
Аналогичный договор в 1921 г. Советская Россия заключила с Персией (с 1934 г. Иран). Во время гражданской войны и интервенции Иран использовался Великобританией в качестве базы и был оккупирован английскими войсками. Англо-персидское соглашение 1919 г. фактически ставило правительство страны под контроль Англии. Опираясь на поддержку Советской России, Иран отверг англо-персидский договор и добился вывода английских войск из страны.

Ближний и Средний Восток
В Афганистане национально-освободительное движение завершилось завоеванием независимости в 1919 г. и подрывом влияния Англии. В феврале 1921 г. в Москве был подписан советско-афганский договор о дружбе. Советская Россия оказала в это время существенную финансовую помощь Ирану и Афганистану.

Ближний и Средний Восток
В 1918—1921 гг. с помощью Советской России Народная армия Монголии отбила нападение китайских милитаристов и отстояла независимость страны. Прибывшая в Москву в октябре 1921 г. делегация Монголии во главе с Сухе-Батором подписала советско-монгольское соглашение, которое юридически оформило отношения дружбы и сотрудничества, ликвидировав прежние соглашения с царской Россией.
Сухэ-Батор, вождь народной революции 1921 года.

Революция в Китае
Началась после событий 30 мая 1925, когда английская полиция расстреляла патриотическую демонстрацию в Шанхае. В основных центрах страны развернулось массовое движение (демонстрации, политические стачки). Важнейший этап — Северный поход Национально-революционной армии в июле 1926 — апреле 1927. Этот поход и рост массового движения привели к освобождению значительной территории Китая от власти милитаристов. Однако в результате переворотов (гоминьдановской группировки Чан Кайши) революция потерпела в 1927 поражение.

Кампания неповиновения
В апреле 1919 года был принят закон об ужесточении колониальных порядков. Ганди призвал индийцев в знак протеста к харталу (дню молитв и поста, когда люди отказываются от всех других дел). 6 апреля оказались пустыми учреждения, закрытыми лавки, не работал транспорт.

Кампания неповиновения
В апреле 1919 года был принят закон об ужесточении колониальных порядков. Ганди призвал индийцев в знак протеста к харталу (дню молитв и поста, когда люди отказываются от всех других дел). 6 апреля оказались пустыми учреждения, закрытыми лавки, не работал транспорт.

13 апреля 1919 г.
По приказу британского генерала Драйера в городе Амритсаре была расстреляна мирная демонстрация (погибло более 1000 и более 2000 участников получили ранения и увечья – в основном женщины и дети).
Эта кровавая бойня вызвала всеобщее возмущение в Пенджабе и охватила всю страну.

Вторая кампания гражданского несотрудничества
началась в апреле 1930 г. Она проходила примерно по такой же схеме, как в начале 1920-х гг. Английские власти объявили кампанию незаконной. Лидеры движения, в том числе и Ганди, были арестованы. В тюрьмах оказалось 60 тыс. участников движения. Кое-где выступления стали перерастать в восстания. Волнения затронули и армию. Солдаты отказывались стрелять.

Домашнее задание
§ 30., в. 5 – письменно в тетради.
в.9 - для тех, кто выбрал историю как ЕГЭ.

Цель урока: Дать учащимся общую характеристику национально-освободительных движений в странах Азии в 20-30 е годы; проиллюстрировать все сказанное конкретными примерами из истории национально-освободительных движений в Китае и в Индии; закрепить знания учащихся истории национально-освободительных движений в странах Азии.

Образовательная. Расширить знания учащихся о национально-освободительных движениях в Азии в 1918 – 1939 года; изучить национально-освободительные движения в Индии и Китае на основе таблицы; отметить роль Коминтерна в этих движениях.

Воспитательная. Воспитывать положительные мотивы обучения, культуру речи; способствовать формированию умений взаимосотрудничества.

Развивающая. Развивать логическое мышление, умения обобщать и систематизировать свои знания; способствовать развитию умений оформлять результаты деятельности в виде таблицы.

Тип урока: комбинированный.

Форма: Урок-беседа и урок применения новых знаний;

Методы: объяснительный, проблемный, частично-поисковый.

Форма учебной работы: индивидуальный и фронтальный.

Средства активизации: УМК, аудиторное оснащение (доска, мел).

Общая характеристика периода.

Национально-освободительное движение в Китае.

Национально-освободительное движение в Индии.

I. Организационный момент

Подготовка к уроку учащихся.

Фронтальный опрос по вопросам:

- Каково было положение азиатских государств до I Мировой войне?

- Какое положение они занимали в годы I Мировой войны? На чьей стороне они выступали?

- Каковы были итоги I Мировой войны для государств Азии?

IV. Изучение нового

В Монголии в ходе национально-освободительных движений приходит к власти Монгольская народная партия. Учитель отмечает большую роль в этих событиях помощь советской России, Коминтерна и, в частности, В. И, Ленина.

Дальнейшее изучение истории национально-освободительных движений в Азии предлагается на основе таблицы. Учащиеся начали работу над ней еще дома, записав основные задачи этих движений в странах. Остальные пункты необходимо заполнить на уроке в ходе заслушания докладов и беседы по проблемным вопросам (схема таблицы представлена ниже).

Проходит заслушивание докладов двух учащихся по следующим темам:

1. Национально-освободительное движение в Китае.

2. Национально-освободительное движение в Индии.

В ходе чтения доклада, учащиеся совместно с учителем заполняют таблицу по пунктам.

Далее, учителем вносятся дополнительные сведения, которые возможно упустили учащиеся-докладчики.

Совместно записываются итоги национально-освободительных движений.

Проводится закрепление изученного материала на основе вопросов:

- Каковы были общие цели национально-освободительных движений в государствах?

- Какие формы борьбы был схожи и, наоборот, различны? Как вы думаете, почему?

- Каковы итоги этих движений?

П. 11. Задание 9 (письменно).

VII. Подведение итогов урока

Выставление оценок за урок. Сбор тетрадей на проверку.

1. Задачи освободительного движения

- восстановление суверенитета Китая;

- ликвидация милитарстских группировок;

- проведение социально-экономических преобразований и модернизация Китая

- отмена колониального положения;

- отмена законов Роулетта;

- борьба с кастовым неравенством;

- возрождение сельской общины, кустарного ремесла (ручного прядение и ткачества);

2. Участники движения:

Студенты, рабочие, ремесленники, пол. круги.

Сунь Ятсен Ли Дачжао

Мао Цзэдун Чан Кайши

Крестьянство, ремесленники, рабочие, пол. круги.

М. Ганди М. али Джинн

- вооруженные и военные выступления

- свадеши и сварадж

- компания ненасильственного сопротивления (гандизм)

4. Итоги движения

- реформы Чан Кайши

- превращение в федеральный доминион

- участие представителей движения в конференциях и в правительстве Индии

- ликвидация соляной монополии

Похожие документы:

Конспект урока Тема урока: Поход Александра Македонского на Восток Тип урока: комбинированный урок изучения новой темы с использованием икт

. урока Тема урока: Поход Александра Македонского на Восток Тип урока: комбинированный урок изучения новой темы . -Какой пролив отделял Европу от Азии? (Дарданеллы). 2. Рассказ учителя . непрерывно боролась за власть, страну терзали восстания, перевороты и .

Урок по теме "Зарубежная Азия"

Урок Тема урока: Информация в природе обществе и технике (1)

· Способствовать формированию чувства уважения к другим страна и народам.

Развивающая:

· Способствовать развитию умения выделять главное;

· Развивать аналитическое мышление;

· Продолжить развитие умения работы с таблицами.

· в/ф Секреты спецслужб. 1 серия. Чили 1973 год. Мечта, ставшая кошмаром
Год выпуска: 2002
Жанр: Документальный
Продолжительность: 00:26:42
Перевод: Профессиональный (одноголосый)
Режиссер: Илесио Альварец
Описание: 4 сентября 1970 года Блок народного единства во главе с Сальвадором Альенде победил на выборах, и через 7 недель у Чили появился новый президент. США не могли смириться с политикой национализации ресурсов и банков, с новой аграрной политикой и начали разрабатывать план военного переворота. В документальном фильме представлена хроника событий за 3 года правления Сальвадора Альенде, на основании документов раскрыты подрывные действия Вашингтона по приведению к власти Пиночета. Убийство президента при штурме дворца стало лишь первым шагом в череде жестоких репрессий, обрушившихся на чилийский народ. 11 сентября 1973 года была написана самая мрачная страница истории Латинской Америки.

Тип урока: комбинированный

ВложениеРазмер
strany.docx 56.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории

  • Систематизировать и углубить знания об историческом развитии стран Азии, Африки и Латинской Америки после Второй мировой войны;
  • Подробно рассмотреть революционные процессы на примере отдельно взятой страны
  • Продолжить формировать отрицательное отношение к насильственным способам решения проблем;
  • Способствовать формированию чувства уважения к другим страна и народам.
  • Способствовать развитию умения выделять главное ;
  • Развивать аналитическое мышление ;
  • Продолжить развитие умения работы с таблицами.

Тип урока: комбинированный

Актуализация познавательной деятельности учащегося

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Учитель организовывает беседу в классе.

• Опасение дальнейшего распространения влияния США и СССР

• Наличие во всем мире сторонников перед лицом угрозы со стороны противоположного лагеря

• Борьба за ресурсы, рынки сбыта продукции

• Ослабление экономической мощи противника в ходе военно-политического противостояния

• Страх перед военной мощью противника

• Обеспечение преимущества в случае начала третьей мировой войны

• Не допустить знакомства населения стран противника с привлекательными сторонами жизни чуждого общества

• Тотальная борьба коммунистической и либерально-буржуазной идеологии

• Выработка общей стратегии, создание блоков, проведение двусторонних встреч

• Поддержка своих сторонников в стане противника

• Ожесточенная борьба разведок, военно-промышленный шпионаж

• Проверка противника в многочисленных локальных и региональных конфликтах

• Ограничение контактов между гражданами противоборствующих стран

• Психологическая обработка населения в духе неприязни, ненависти к противоположной стороне

• США и союзники одержали победу в холодной войне над СССР и его союзниками

• Постоянное давление на экономику СССР, непосильная гонка вооружений и отсутствие разумных реформ привели к краху советской экономики, падению позиций в мировой экономике

• Советская военная машина забуксовала в Афганистане

• прогрессирующий распад СССР привел к значительному ослаблению военной мощи

• Западный образ жизни, высокий уровень жизни оказались весьма привлекательными для граждан СССР, многие из которых эмигрировали

• СМИ в СССР постепенно восприняли западные способы обработки общественного сознания.

Мы уже знаем, что происходило в странах Европы и США в послевоенные годы, но что же происходило в остальном мире в это время?

Тема урока: Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века.

  1. Общие тенденции развития стран Азии и Африки
  2. Развитие стран Латинской Америки (на примере Чили)

Записывают тему урока, план урока.

Общие тенденции развития стран Азии и Африки.

Развитие стран Латинской Америки

(На примере Чили)

Рассказ учителя (приложение №1.)

Учитель опрашивает нескольких учеников.

После просмотра фильма учитель спрашивает одного из учеников, как он ответил на вопросы, остальные ученики помогают, в случае затруднения.

  1. Президент Чили с 1910 по 1973 год
  2. Национализация природных ресурсов, собственности банков, новое распределение денежных средств, кроме того, установление контакта со странами социалистического блока
  3. Черный пиар, подкуп военных командиров, контроль над СМИ, дискредитация существующего режима, шпионаж и т.п.
  4. 4 сентября 1970 года на выборах президента Чили побеждает Сальвадор Альенде
  5. Аугусто Пиночет возглавлял государственный вооруженный переворот в 1973 году в Чили.
  6. Переворот был совершен 11 сентября 1973 года
  7. В ходе переворота Сальвадор Альенде был убит.

Слушают рассказ учителя.

Смотрят фильм, по ходу просмотра заполняют рабочие листы. (Приложение №2)

  1. Кокой пост занимал Сальвадор Альенде?
  2. Назовите основные положения плана С. Альенде.
  3. Какие действия предпринимали власти США против правительства Чили?
  4. Какое событие произошло 4 сентября 1970 года?
  5. Какова роль Аугусто Пиночета в государственном перевороте в Чили?
  6. Назовите дату военного переворота в Чили.
  7. Как сложилась судьба Сальвадора Альенде после переворота?

Учитель возвращается к проблемному вопросу

Если все понятно – зелёная, если остались вопросы – красная.

Те, у кого остались вопросы по уроку, задают их учителю.

Учитель задает домашнее задание

Приложение к конспекту урока.

Итоги первых преобразований. В большинстве выбиравших свой путь развития государств еще преобладали докапиталистические отношения. Подавляющая часть самодеятельного населения была занята в сельском хозяйстве. При этом крайне низкая производительность труда, использование той же системы обработки земли, что и столетия назад, определяли преобладание натурального хозяйства, при котором земледельцы сами потребляли свою продукцию, обеспечивая себе полуголодное существование, не имели возможности ничего производить для продажи. Даже в 1970-е гг. в афро-азиатских странах в среднем на каждую тысячу жителей, занятых в сельском хозяйстве, приходилось всего 2—3 трактора, то есть в 150—200 раз меньше, чем в развитых государствах.
Большая и стремительно возраставшая численность населения, дешевизна рабочей силы мало содействовали модернизации. Реальные людские ресурсы, пригодные по уровню квалификации, трудовым навыкам для использования в промышленности, были ограничены. Тем не менее, с завоеванием независимости бывшими колониями, приходом к власти в большинстве ранее полузависимых стран националистически ориентированных режимов в них возобладала идея ускоренного развития, преодоления отсталости от бывших метрополий.
В целом страны Азии, Африки, Латинской Америки, которые стали называть развивающимися (не совсем точное название, поскольку развивались все государства мира), добились определенных успехов. В 1960—1970-е гг. средние темпы прироста производства промышленной продукции в этих странах были примерно в 1,5 раза выше, чем в развитых странах. В 1970—1990-е гг. развивающиеся страны опережали развитый мир и по средним темпам роста производства национального дохода на душу населения.
В то же время проблема развития к концу XX века далека от решения. За высокими средними темпами развития стран Азии, Африки и Латинской Америки скрывалась его крайняя неравномерность.

Читайте также: