Основные проблемы развития современного общества конспект 11 класс

Обновлено: 07.07.2024

Методическая цель: формирование способов работы учащихся с различными источниками информации.

I этап. Организационно-мотивационный

Задача: определение темы, постановка учебных задач, создание мотивационной установки на урок.

Методы: наглядный, эвристический, стимулирования познавательного интереса, словесный (беседа), фронтальный, под руководством учителя.

Учитель: Начнем наш урок с просмотра фотографий и попробуем определить тему нашего урока.

Учитель: Что отражают эти фотографии?

Учитель: А что мы видим на этой фотографии?

Учащиеся: Это мегаполис, который затоплен мировым океаном.

Учитель: Это фотоколлаж. Фотохудожники показали нам, что может произойти в недалеком будущем в результате катастрофического глобального потепления. Так какую же тему мы сегодня будем изучать?

Слайд № 11 (анимация)

Учитель: Мы должны решить следующие задачи:

  • выяснить причины глобальных проблем;
  • охарактеризовать глобальные проблемы;
  • определить пути их решения;
  • продолжить освоение способов работы с различными источниками информации.

II этап. Изучение нового материала

1. Причины глобальных проблем

Задача: выявить причины глобальных проблем.

Методы: словесно-логический, наглядно-иллюстративный, репродуктивный, фронтальный.

Учитель: Начнем с выяснения причин возникновения глобальных проблем.

Ожидаемый ответ: Глобализация.

Учитель: Глобализация – усиление взаимосвязи и взаимозависимости мира - это первая причина возникновения глобальных проблем.

Слайд № 12 (анимация)

Учитель: Итальянский общественный деятель Печчеи говорил о том, что нынешняя фаза прогресса принесла человечеству множество щедрых подарков и в то же время грозит ему неслыханными бедами. Как вы думаете, что Печчеи понимал под щедрыми подарками, а что под неслыханными бедами?

Учитель: И щедрые подарки и беды являются результатом активной преобразовательной деятельности человека. Другая причина возникновения глобальных проблем - активная преобразовательная деятельность человека, которая может носить и разрушающий характер.

Слайд № 12 (анимация)

2. Глобальные проблемы

Задача: охарактеризовать основные глобальные проблемы современности.

Методы: частично-поисковый, практический, наглядно-иллюстративный, словесно- логический, самостоятельной и групповой работы.

Учитель: Основными глобальными проблемами являются:

Учитель: Сейчас наша задача охарактеризовать эти проблемы. Работать будем индивидуально и в группах. Каждая группа анализирует определенную проблему по различным источникам информации, а затем выступает с результатами своей работы. Результатом нашей общей работы будет заполненная таблица:

Угроза новой мировой войны

Задание для группы (исследователи и интерпретаторы):

  1. из текста приведите примеры проявлений экологического кризиса;
  2. назовите возможные последствия экологического кризиса.

Экологическая эмиграция

Продолжающийся нагрев атмосферы способствует расширению пустынь. Во всем мире за последние годы жертвами этого процесса стали 10 млн квадратных километров. Больше всего пострадали Азия, Латинская Америка и Европа – северные берега Средиземного моря. Трагичны последствия опустынивания в Африке: леса там уступают место пескам. Доходит до того, что людям даже не на чем готовить пищу – нет дров.

Современные прогнозы на будущее несколько снизили тревогу, появившуюся в конце 80-х годов, когда, по расчетам демографов, население мира должно было к 2100 году достичь примерно 14 млрд человек. Сейчас специалисты считают, что к 2050 году население планеты составит самое большее 9,4 млрд человек.

Большинство ученых считают: если человечеству уж совсем откажет разум и случится так, что численность населения Земли перейдет через верхнюю допустимую черту – 12 млрд, тогда все экосистемы будут разрушены, от 3 до 5 млрд человек окажутся в положении медленно умирающих от голода и жажды.

Задание для группы (практики, экспериментаторы):

Самые богатые страны

ВВП на душу населения (в долларах США)

Самые бедные страны

ВВП на душу населения (в долларах США)

Сан-Томе и Принсипи

Задание для группы (практики):

  1. Определите средний показатель ВВП на душу населения для десятка самых бедных стран.
  2. Определите средний показатель ВВП на душу населения для десятка самых богатых стран.
  3. Сравните эти два показателя и сделайте вывод об уровне жизни в бедных странах.

Задание для группы (исследователи, интерпретаторы, практики, экспериментаторы):

  1. По фрагменту предложенного текста определите, какие проблемы в развивающихся странах стоят наиболее остро.
  2. Как вы думаете, какие последствия могут иметь нерешенные проблемы развивающихся стран?

На Юг приходится 90% прироста населения. Бурный рост населения в развивающихся странах происходит в условиях, когда значительная часть проживающих в них людей находится на грани или в состоянии ужасающей нищеты. В крохотной африканской хижине без окон ежегодно прибавляется на свет по ребенку, если у главы семейства одна жена, и больше, если жен несколько - и так до тех пор, пока женщина не умирает при родах или не наступает вторичное бесплодие. И эти девять-десять, а то и все два десятка ребятишек изо дня в день не доедают…

Многомиллиардная помощь на развитие Юга - благо ли? Многочисленные теоретические анализы и практические исследования ситуации наглядно показали, какой вред эти миллиарды причинили странам, для развития которых они предназначались. Теперь неимущее население беднейших стран вынуждено платить проценты с тех сумм предоставленных кредитов, которые приносят богатеющим местным князькам обильные проценты с их лицевых счетов в швейцарских банках. Подсчитано, что за те годы, в течение которых происходило освобождение бывших колоний и молодые государства начали развиваться как самостоятельные, развитые государства выжали из них больше реальных ценностей, чем бывшие метрополии за предыдущие три столетия колониального господства. Развивающиеся страны задолжали развитым капиталистическим государствам более одного триллиона долларов…

Все больше плодородной, нередко введенной в оборот благодаря дорогостоящему орошению земли изымается у местных производителей сельхозпродукции, столь необходимой для собственного потребления. Вместо нее возделываются доходные экспортные культуры. Положение еще больше усугубляется поставками избыточной сельскохозяйственной продукции из США и стран Европейского Союза, в сравнении с которой, продукция, произведенная трудом местных крестьян, попросту оказывается неконкурентоспособной. Одновременно военщина ряда африканских стран получит дополнительный стимул к тому, чтобы с помощью силы прибрать к рукам традиционные общинные земли - основу пропитания местного населения, - превратив их в крупные плантации. А это в свою очередь будет означать лишь, что, с одной стороны, еще больше разбогатеют единицы, еще больше возрастут суммы на счетах правящей элиты в швейцарских банках, еще больше увеличится могущество пищевых концернов, опутавших своими сетями весь мир, а с другой - еще больше возрастет зависимость правительств беднейших стран Юга, а главное, еще острее станет проблема голода для обездоленной части населения планеты.

По материалам печати.

Задание для группы экспериментаторов:

  1. Каковы проявления данной проблемы?
  2. Каковы возможные последствия новой мировой войны?

Работа в группах 7-10 минут. Выступление представителей от групп 10-12 минут и заполнение таблицы по ходу выступления групп.

Расширение пустынь, изменение климата, загрязнение окружающей среды, сокращение продуктивности живого покрова, истощение ресурсов

Разрушение экосистем, смерть 3-5 млн. от жажды и голода

Нищета в слаборазвитых странах, долг более 1 трлн. долларов, разорение местных производителей, политическая и военная нестабильность

Рост разрыва в уровне жизни между Севером и Югом, рост нищеты и зависимости правительств беднейших стран Юга

Угроза новой мировой войны

Расширяется круг ядерных держав, растут запасы вооружений, локальные войны, терроризм

Мировая война, уничтожение жизни на Земле

Учитель подводит итоги по таблице: Таким образом, у нас теперь заполненная таблица по основным глобальным проблемам.

3. Пути решения глобальных проблем

Задача: познакомить учащихся с конкретными примерами решения глобальных проблем, определить пути их решения.

Методы: частично-поисковый, исследовательский, самостоятельной и групповой работы, работы под руководством учителя, фронтальный.

Учитель: Решением глобальных проблем озабочена прогрессивная часть человечества, которая осознает опасность глобальных проблем для самого существования человечества. Вклад в решение глобальных проблем вносят межгосударственные и международные соглашения, общественные организации и экологические движения.

Слайд № 18 (анимация)

Учащиеся записывают схему со слайда.

Учитель: Сейчас наша задача - на примерах познакомиться со способами решения глобальных проблем. Работать будем индивидуально и в группах. Каждая группа работает по одному из этих направлений по различным источникам информации, а затем выступает с результатами своей работы.

Работа в группах 8 минут.

Международные и межгосударственные соглашения

Задание для группы экспериментаторов и интерпретаторов:

  1. Что такое Киотский протокол?
  2. Почему он носит глобальный характер?
  3. С какими проблемами столкнулась реализация Киотского протококола?

Общественные организации. Римский клуб

Задание для группы экспериментаторов и интерпретаторов:

  1. С какой целью и когда был создан Римский клуб?
  2. Чем занимается Римский клуб?
  3. Почему члены Римского клуба считают очень важным для решения глобальных проблем изменение сознания и мышления человека?
  4. Какие приоритетные направления в воспитании выделили члены Римского клуба? Попробуйте дополнить этот список.

Экологические движения. Greenpeace

Задание для группы практиков:

  1. Что такое Гринпис? Когда она основана?
  2. В чем специфика деятельности Гринпис?
  3. Действует ли Гринпис в России?
  4. Приведите пример (по выбору) успешной акции Гринпис.

Выступление групп 6 минут.

Учитель: Большую роль в решении глобальных проблем играют усилия всего мирового сообщества. Рассмотрим на конкретном примере. Речь пойдет о Киотском соглашении.

Учитель: Решить глобальные проблемы можно только усилиями всего мирового сообщества.

Слайд № 19 (анимация)

Учитель: Идея глобального моделирования возникла в конце 60-х начале 70-х годов. Особая роль в разработке и применении глобального моделирования принадлежит Римскому клубу - организации западных ученых, бизнесменов, политиков и общественных деятелей, озабоченных выработкой мер по предотвращению глобальных угроз.

Учитель: Решение глобальных проблем невозможно без изменения мышления человека.

Слайд № 19 (анимация)

Учитель: Вклад в решение глобальных проблем вносят и экологические движения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Класс / Предмет

Социальная сфера жизни общества. Социальные проблемы современного общества.

Единица содержания

Способ самостоятельного изучения сложных вопросов общественных наук;

Способ самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия в рамках урока-семинара;

Образовательный аспект

Знать основные научные положения, теоретические знания: соответствующие понятия, теоретические положения темы;

Развивающий аспект

Развивать умения выделять главное, систематизировать, решать поставленную проблему;

Развивать умение самостоятельно планировать решение учебной задачи, оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;

Развивать умение корректировать учебную деятельность, осуществлять самоконтроль;

Развивать умение доказать, обобщать;

Развивать умение отстаивать свои мысли, доказательства, выводы, умение интерпретировать;

Развивать искусство устного и письменного изложения, темы, вопроса;

Воспитательный аспект

Воспитывать познавательный интерес к науке учебного предмета и к методам исследования;

Воспитывать осознанное, критическое отношение к окружающей действительности;

Воспитывать чувство гражданственности и патриотизма;

Воспитывать культуру ведения дискуссии, терпимость, уважение к мнениям окружающих;

Урок комплексного применения умений и навыков

Форма урока

Анализ результатов диагностик :

См. сводную ведомость

Название этапа

Действия учителя

Действия учащихся

Методы

Формы

Подготовка к активной УПД

Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности.

Организует подготовку к проведению семинара:

Участвуют в подготовке к проведению семинара:

Индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная

Домашнее задание

Задача: установление правильности выполнения задания, выявление пробелов и их коррекция

Задача: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, реализация условия успешного выполнения домашнего задания каждым обучающимся в соответствии с актуальным уровнем его развития.

Организует обсуждение итогов выполнения домашней работы в сентябре: проблемы, возникшие при подготовке к семинару, обсуждение ошибкоопасных мест.

Участвуют в обсуждении итогов выполнения домашней работы в сентябре: проблемы, возникшие при подготовке к семинару, обсуждение ошибкоопасных мест.

Применение знаний и способов деятельности

Задача: обеспечить самостоятельное выполнение заданий, усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Актуализирует требования по подготовке к семинару по обществознанию.

См. Приложение №1

См. Приложение №2

См. Приложение №3

1. Заслушивание реферата, доклада.

2. Вопросы участникам семинара.

3. Выступление учащихся.

4. Необходимые пояснения учителя по ходу занятия.

5. Заключительное слово автора реферата.

6. Заключительное слово учителя (вносит поправки, уточнения, оценивает самостоятельную работу учащихся, подчеркивает основные приемы, способы, средства подготовки школьников к семинару).

7. Оценочные суждения учащихся и учителя.

См. Приложение №4

1.Участвуют в работе семинара;

2.Выполняют контрольную работу с самопроверкой;

Индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная

Итог урока на рефлексивной основе

Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учетом поставленных в начале урока целей, получение обучающимися информации о реальных образовательных результатах, определение личной комфортности обучающихся на уроке,

выражение степени удовлетворенности индивидуальной и совместной учебной деятельностью и мотивация к ее дальнейшему продолжению.

Организует подведение итогов урока:

1.Ответы на вопросы:

2.Итоги контрольной работы;

1.Ученики отвечают на вопрос:

-У меня на уроке сегодня получилось?

-Что у меня на уроке не получилось?

-Что нового я узнал?

2. Обсуждают итоги контрольной работы;

Индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная

Приложение №1. План семинара №6.

Приложение №2. Правила подготовки к семинару.

Приложение №3. Алгоритм ведения семинара.

Приложение №4. Тренинг №_________________________

Приложение №5. Контрольная работа.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 264 материала в базе

Материал подходит для УМК

§ 19. Демографическая ситуация в современной России

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 09.01.2021 286
  • DOCX 205.5 кбайт
  • 9 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Аксенова Виктория Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.doc 102.5 КБ
ПОЛИТОЛОГИ материалы для группы 14.72 КБ
ЭКОЛОГИ материалы для группы 13.53 КБ
ЭКОНОМИСТЫ-АНАЛИТИКИ материалы для группы 14.48 КБ
ЭКОНОМИСТЫ-ПРАКТИКИ материалы для группы 13.58 КБ
ТАБЛИЦА рабочий лист для групп 11.79 КБ
refleksiya.docx 15.39 КБ
globalnye_problemy.ppt 842.5 КБ

Предварительный просмотр:

Глобальные проблемы современности

  1. Образовательные:
  • Выяснить причины возникновения глобальных проблем.
  • Охарактеризовать глобальные проблемы.
  • Определить пути решения глобальных проблем.
  1. Развивающие:
  • Развивать умения извлекать нужную информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, схема, карта, аудиовизуальный ряд, мультимедиа), интерпретировать и переводить информацию из одной знаковой системы в другую.
  • Развивать умения критически осмысливать информацию, формулировать собственные суждения, обосновывать их.
  • Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи.
  1. Воспитывающие:
  • Формировать у учащихся чувство ответственности за судьбу цивилизации.
  • Способствовать формированию у учащихся бережного отношения к природе.

Методическая цель: формирование умения работать с различными источниками информации.

I этап. Организационно-мотивационный

Задача: определение темы, постановка учебных задач, создание мотивационной установки на урок.

Методы: наглядный, эвристический, стимулирования познавательного интереса, словесный (беседа), фронтальный, под руководством учителя.

Учитель: Начнем наш урок с просмотра видеоряда и попробуем определить тему нашего урока.

Учитель: Что отражают эти фотографии?

Так какую же тему мы сегодня будем изучать?

Слайд № 3 (анимация)

Учитель: Мы должны решить следующие задачи:

  • выяснить причины глобальных проблем;
  • охарактеризовать глобальные проблемы;
  • определить пути их решения;
  • продолжить освоение способов работы с различными источниками информации.

II этап. Изучение нового материала

1. Причины глобальных проблем

Задача: выявить причины глобальных проблем.

Методы: словесно-логический, наглядно-иллюстративный, репродуктивный, фронтальный.

Учитель: Начнем с выяснения причин возникновения глобальных проблем.

Ожидаемый ответ: Глобализация.

Учитель: Глобализация – усиление взаимосвязи и взаимозависимости мира - это первая причина возникновения глобальных проблем.

Учитель: Итальянский общественный деятель Печчеи говорил о том, что нынешняя фаза прогресса принесла человечеству множество щедрых подарков и в то же время грозит ему неслыханными бедами. Как вы думаете, что Печчеи понимал под щедрыми подарками, а что под неслыханными бедами?

Учитель: И щедрые подарки и беды являются результатом активной преобразовательной деятельности человека. Другая причина возникновения глобальных проблем - активная преобразовательная деятельность человека, которая может носить и разрушающий характер.

2. Глобальные проблемы

Задача: охарактеризовать основные глобальные проблемы современности.

Методы: частично-поисковый, практический, наглядно-иллюстративный, словесно- логический, самостоятельной и групповой работы.

Учитель: Основными глобальными проблемами являются:

Учитель: Сейчас наша задача охарактеризовать эти проблемы. Работать будем индивидуально и в группах. Каждая группа анализирует определенную проблему по различным источникам информации, а затем выступает с результатами своей работы. Результатом нашей общей работы будет заполненная таблица:

Угроза новой мировой войны

Задание для 1 группы (экологи):

  1. из текста и учебника стр. 304-306 приведите примеры проявлений экологического кризиса;
  2. назовите возможные последствия экологического кризиса.

Продолжающийся нагрев атмосферы способствует расширению пустынь. Во всем мире за последние годы жертвами этого процесса стали 10 млн квадратных километров. Больше всего пострадали Азия, Латинская Америка и Европа – северные берега Средиземного моря. Трагичны последствия опустынивания в Африке: леса там уступают место пескам. Доходит до того, что людям даже не на чем готовить пищу – нет дров.

Современные прогнозы на будущее несколько снизили тревогу, появившуюся в конце 80-х годов, когда, по расчетам демографов, население мира должно было к 2100 году достичь примерно 14 млрд человек. Сейчас специалисты считают, что к 2050 году население планеты составит самое большее 9,4 млрд человек.

Большинство ученых считают: если человечеству уж совсем откажет разум и случится так, что численность населения Земли перейдет через верхнюю допустимую черту – 12 млрд, тогда все экосистемы будут разрушены, от 3 до 5 млрд человек окажутся в положении медленно умирающих от голода и жажды.

Задание для 2 группы (экономисты-практики):

Самые богатые страны

ВВП на душу населения (в долларах США)

Самые бедные страны

ВВП на душу населения (в долларах США)

Сан-Томе и Принсипи

Задание для 3 группы (экономисты-аналитики):

  1. По фрагменту предложенного текста определите, какие проблемы в развивающихся странах стоят наиболее остро.
  2. Как вы думаете, какие последствия могут иметь нерешенные проблемы развивающихся стран?

На Юг приходится 90% прироста населения. Бурный рост населения в развивающихся странах происходит в условиях, когда значительная часть проживающих в них людей находится на грани или в состоянии ужасающей нищеты. В крохотной африканской хижине без окон ежегодно прибавляется на свет по ребенку, если у главы семейства одна жена, и больше, если жен несколько - и так до тех пор, пока женщина не умирает при родах или не наступает вторичное бесплодие. И эти девять-десять, а то и все два десятка ребятишек изо дня в день не доедают…

Многомиллиардная помощь на развитие Юга - благо ли? Многочисленные теоретические анализы и практические исследования ситуации наглядно показали, какой вред эти миллиарды причинили странам, для развития которых они предназначались. Теперь неимущее население беднейших стран вынуждено платить проценты с тех сумм предоставленных кредитов, которые приносят богатеющим местным князькам обильные проценты с их лицевых счетов в швейцарских банках. Подсчитано, что за те годы, в течение которых происходило освобождение бывших колоний и молодые государства начали развиваться как самостоятельные, развитые государства выжали из них больше реальных ценностей, чем бывшие метрополии за предыдущие три столетия колониального господства. Развивающиеся страны задолжали развитым капиталистическим государствам более одного триллиона долларов…

Все больше плодородной, нередко введенной в оборот благодаря дорогостоящему орошению земли изымается у местных производителей сельхозпродукции, столь необходимой для собственного потребления. Вместо нее возделываются доходные экспортные культуры. Положение еще больше усугубляется поставками избыточной сельскохозяйственной продукции из США и стран Европейского Союза, в сравнении с которой, продукция, произведенная трудом местных крестьян, попросту оказывается неконкурентоспособной. Одновременно военщина ряда африканских стран получит дополнительный стимул к тому, чтобы с помощью силы прибрать к рукам традиционные общинные земли - основу пропитания местного населения, - превратив их в крупные плантации. А это в свою очередь будет означать лишь, что, с одной стороны, еще больше разбогатеют единицы, еще больше возрастут суммы на счетах правящей элиты в швейцарских банках, еще больше увеличится могущество пищевых концернов, опутавших своими сетями весь мир, а с другой - еще больше возрастет зависимость правительств беднейших стран Юга, а главное, еще острее станет проблема голода для обездоленной части населения планеты.

По материалам печати.

Задание для 4 группы (политологи):

  1. из текста и учебника стр. 300-303 выделите проявления данной проблемы?
  2. Каковы возможные последствия новой мировой войны?

Проблемы войны и мира.

Война как способ решения международных проблем, несущий с собой массовые разрушения и гибель людей, порождающей стремлению к насилию и дух агрессии, осуждалась мыслителями-гуманистами всех исторических эпох. Из четырех с лишним тысяч лет известной нам истории лишь около трехсот были полностью мирными. Все остальное время в том или ином месте Земли полыхали войны.

По единодушной оценке многих ученых и политических деятелей, третья мировая война, если разразиться, станет трагическим финалом всей истории человеческой цивилизации. Таким образом, последствия ядерной войны станут катастрофическими не только для тех, кто будет участвовать в ней, - они коснуться всех.

Для того чтобы предотвратить военные действия, необходимо предпринять ряд мер, который бы обосновался на следующих принципах:

- признание приоритета общечеловеческих ценностей, отношение к человеческой жизни и миру как высшим ценностям человечества;

- отказ от войны как средства решения спорных вопросов, неустанный поиск мирных, политических путей разрешения всех конфликтов и проблем;

- признание права народов свободно и самостоятельно выбирать свою судьбу;

- понимание современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей.

Эти принципы прокладывают дорогу новой практике международных отношений. Практически единодушный отпор сообщества наций вызывает любая агрессия, в какой бы точке Земли она не возникла. Крепнут отношения доверия и сотрудничества между народами. Долог путь к прочному и надежному миру, но первые, наиболее трудные шаги к нему уже сделаны.

На протяжении нескольких послевоенных десятилетий проблема войны и мира, предотвращения новой мировой войны была важнейшей глобальной проблемой человечества.

Проблема мира, как и проблема войны, привлекает внимание политических и общественных движений, ученых многих стран. Бесспорны успехи миролюбивых сил и всех организаций, как и достижения ряда школ и направлений, научных центров, специализирующихся на исследовании проблем мира. Накоплена обширная сумма знаний о мире как цели, как факторе развития и выживания человечества, о сложной диалектике взаимосвязи войны и мира и ее особенностях в современную эпоху, о возможных путях и предпосылках продвижения к миру без оружия и войн.

По материалам печати.

Работа в группах 7-10 минут.

Выступление представителей от групп 2-3 минуты и заполнение таблицы по ходу выступления групп.

Расширение пустынь, изменение климата, загрязнение окружающей среды, сокращение продуктивности живого покрова, истощение ресурсов

Разрушение экосистем, смерть 3-5 млн. от жажды и голода

Нищета в слаборазвитых странах, долг более 1 трлн. долларов, разорение местных производителей, политическая и военная нестабильность

Рост разрыва в уровне жизни между Севером и Югом, рост нищеты и зависимости правительств беднейших стран Юга

Угроза новой мировой войны

Расширяется круг ядерных держав, растут запасы вооружений, локальные войны, терроризм

Мировая война, уничтожение жизни на Земле

Учитель подводит итоги по таблице: Таким образом, у нас теперь заполненная таблица по основным глобальным проблемам.

3. Пути решения глобальных проблем

Задача: познакомить учащихся с конкретными примерами решения глобальных проблем, определить пути их решения.

Методы: частично-поисковый, исследовательский, самостоятельной и групповой работы, работы под руководством учителя, фронтальный.

Учитель: Решением глобальных проблем озабочена прогрессивная часть человечества, которая осознает опасность глобальных проблем для самого существования человечества. Вклад в решение глобальных проблем вносят межгосударственные и международные соглашения, общественные организации и экологические движения.

Слайд № 10 (анимация)

Учащиеся записывают схему со слайда.

Что такое Киотский протокол?

Киотский протокол – международное соглашение о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу для сдерживания глобального потепления, подписанное в 1997 году в Киото (Япония), был принят 159 государствами в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата и вступил в силу 16 февраля 2005 года. Основная задача этого международного документа — сократить или, по крайней мере, стабилизировать выбросы парниковых газов в атмосферу по сравнению с базовым уровнем, в качестве которого был выбран уровень 1990 года.

Киото-2 начался с 1 января 2013 году и продлится вплоть до 2020 года. Обязательства в рамках Киото-2 приняли Евросоюз, Австралия, Казахстан, Украина, Белоруссия, Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн и Монако. Отказались участвовать во втором этапе Россия, Япония, Новая Зеландия и Канада.

На этапе Киото-2 произошло повышение уровня обязательств и изменение существовавших до этого условий, что, вероятнее всего, и стало причиной неучастия многих стран. Прежде всего, согласно тексту принятой поправки к Киотскому протоколу, не позднее 2014 года каждая страна-участница нового этапа была обязана предоставить информацию по исполнению установленных обязательств, а также предложить план их повышения.

Общественные организации. Римский клуб

Римский клуб — международная общественная организация ( аналитический центр ), созданная итальянским промышленником Аурелио Печчеи (который стал его первым президентом) и генеральным директором по вопросам науки ОЭСР Александром Кингом 6—7 апреля 1968 года , объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты . Организация внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармонизации отношений человека и природы . Р имский клуб организует крупномасштабные исследования по широкому кругу вопросов, но в основном в социально-экономической области.

Деятельность Римского клуба включает в себя широкий спектр конкретно-научных разработок, послуживших толчком к возникновению такого нового направления научных исследований, как глобальное моделирование, глобальные проблемы, общефилософские рассуждения о бытии человека в современном мире, ценностях жизни и перспективах развития человечества. Работы в сфере глобального моделирования, построение первых компьютерных моделей мира, критика негативных тенденций западной цивилизации, развенчание технократического мифа об экономическом росте как наиболее эффективном средстве решения всех проблем, поиск путей гуманизации человека и мира, осуждение гонки вооружений , призыв к мировой общественности объединить усилия, прекратить межнациональные распри, сохранить окружающую среду , повысить благосостояние людей и улучшить качество жизни — всё это составляет позитивные стороны деятельности Римского клуба, привлекшие к себе внимание прогрессивных учёных, политиков, государственных деятелей.

Теоретические исследования представителей Римского клуба так же, как и методология исследований, используются в различных науках.

Практические рекомендации учитываются при прогнозировании социально-экономического развития отдельных стран, отраслей промышленности, корпораций и фирм.

Экологические движения. Greenpeace

Международная независимая неправительственная экологическая организация, созданная в 1971 году в Канаде. В поле зрения организации находятся такие проблемы, как глобальное изменение климата, сокращение площади лесов от тропиков до Арктики и Антарктики, чрезмерный вылов рыбы, коммерческий китобойный промысел, радиационная опасность, развитие возобновляемых источников энергии и ресурсосбережение, загрязнение окружающей среды опасными химическими веществами, устойчивое сельское хозяйство, сохранение Арктики.

Организация существует за счет пожертвований частных лиц и отдельных компаний. Все поступления отражаются в публичной отчетности, и это гарантирует, что Greenpeace не получает средств из нежелательных источников. Greenpeace не принимает деньги от правительств, межправительственных организаций, политических партий или корпораций, чтобы избежать их влияния. Таким образом, деятельность "Гринпис" остается независимой.

Учитель: Решить глобальные проблемы можно только усилиями всего мирового сообщества.

III этап. Закрепление материала Задача: выделить тезисы урока, проговорить их.

Нажмите, чтобы узнать подробности

причинно-следственные связи; вести аргументированный спор.

Г) Воспитательная: обратить внимание на нравственные аспекты решения

Открытый урок по истории в 11 классе.

Глобальные проблемы современности

: Апокалипсис или золотой век: выбор за нами

А) Образовательные: повысить уровень осмысления у старшеклассников

проблем; максимально актуализировать их знания по другим предметам;

В) Развивающие: развивать навыки работы в парах, навыки групповой работы;

учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, видеть

причинно-следственные связи; вести аргументированный спор.

Г) Воспитательная: обратить внимание на нравственные аспекты решения

обобщение изученного материала.

лекция с элементами проблемной дискуссии.

интеграция, глобализация, сепаратизм, биосфера, ноосфера,

глобальные проблемы, озоновые дыры, парниковый эффект, опустынивание,

кислотные дожди, оружие массового поражения, терроризм, глобальный прогноз, футурология, концепция устойчивого развития.

Физическая карта мира; доска, экран, проектор, компьютер, портрет Вернадского В.И,, эмблемы международные организаций, выставка книг по теме.

Обозначение актуальности темы. Постановка

проблемы. Краткая беседа по характеристике современного

мира и построение

этап. Что такое глобальные проблемы?

Лекция с элементами беседы. Выяснение

причин появления глобальных проблем, построение схемы «Особенности

ап. Классификация глобальных проблем.

Лекция с элементами проблемной

беседы и практического занятия: составление таблицы «Классификация

этап. Роль международных организаций и движений в современном мире.

беседа, дискуссия, вывод.

этап. Концепция устойчивого развития.

Аналитическая беседа, дискуссия,

этап. Альтернативные сценарии будущего.

Лекция с элементами аналитической

беседы, дискуссия. Групповая уч

ебная деятельность по заданию.

Коллективное обсуждение проблемного вопроса. Учащиеся

подводятся к итоговому выводу. Домашнее задание.

Цивилизация на нашей планете до сих пор жива

у, что люди, становясь сильнее,

в конечном счете умели становиться мудрее.

В современных условиях усилились факторы риска, которые глобально

влияют на развитие мировой цивилизации. Этим объясняется актуальность нашей

мы сегодняшнего занятия

Нам предстоит на основе исторического анализа попытаться осмыслить новый

уровень глобальных мировых проблем. Для этого нам понадобятся знания из курса

физики, химии, экологии, истории, общество

знания, географии, ОБЖ. В конце

урока вам предстоит ответить на проблемный вопрос: КРАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ

ЗА ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ НЕИЗБЕЖЕН?

В настоящее время мы проходим рубеж смены эпох, вступление современного

мира в совершенно новую фазу разви

Каковы же наиболее характерные черты современного мира: (учащиеся

комментируют каждую черту)

ускорение модернизационных процессов,

ускорение исторического и социального времени

конец биполярного мира

пересмотр евроцентристской точки зрения на мир,

рост влияния восточных государств

усиление национальных культурных ценностей и традиций.

многообразный, взаимозависимый, взаимосвязанный,

орая заносится в тетрадь.)

Перед современным сообществом стоит ряд сложнейших глобальных

проблем, над ними мы и задумаемся сегодня.

1 этап. Что такое глобальные проблемы?

Вплоть до середины 20 века в политическом языке отсутствовало

как всеобщие проблемы мировой

цивилизации. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о

связи деятельности человека с состоянием биосферы. Так, русский ученый

В,И,Вернандский в 1944 г. высказал мысль о том, что деятель

человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных сил.

Это позволило ему поставить вопрос о перестройке биосферы в ноосферу.

Почему вплоть до середины 20 века в развитии

человечества не существовало глобальных пробле

м? Что их породило?

(возможно возникновение дискуссии).

Первые появившиеся на земле люди добывали себе пищу, не нарушая

природных законов и естественных кругооборотов. Но в процессе эволюции

отношения человека и природы изменились. С развитием ору

дий труда человек

все более усиливал свое влияние на природу. Так, еще 400 тыс. лет назад

синантропы уничтожили огнем значительные площади лесов на севере Китая, а

в 1 веке в Московском крае лесов было меньше чем сейчас

земледелия. Промышленный переворот в 17

межгосударственные противоречия, НТР, интеграция усугубили ситуацию.

Проблемы нарастали как снежный ком по мере продвижения человека по пути

прогресса. Вторая мировая война положила начало превращению локаль

проблем в глобальные.

Причины появления глобальных проблем:

катастрофические последствия человеческой деятельности, неспособность

человечества рационально распорядится своей могучей силой.

: Каковы на ваш взгляд особенн

ости глобальных проблем?

Что же такое глобальные проблемы?

это совокупность проблем человечества, возникших во

второй половине 20 в., угрожающих существованию мировой цивилизации.

Классификация глобальных проблем.

В современной науке нет устойчивого перечня и единой

классификации глобальных проблем.

: Какие проблемы вы считаете глобальными? Назовите их. По каким

разновидностям можно их сгруппировать.

Классификация глобальных проблем. (учащиеся самостоятель

классифицируют глобальные проблемы)

Экономические Продовольственная проблема, истощение ресурсов,

экономический глобализм и т.д.

Социальные Демографическая проблема, проблема охраны здоровья,

проблема образования, этнические, межконфессиональные конфли

Политические Проблема войны и мира ,борьба за сферы влияния,

различия политических систем, терроризм.

эффект, загрязнение окружающей среды, стихийные бедствия.

Духовные Деградация «масс

нравственных ценностей, рост агрессии, нервно

заболеваний, уход от реальности.

Какие глобальные проблемы наиболее значимы для вас?

Глобальные проблемы разнообразны, сложны, противоречивы.

этап. Роль международных организаций и общественных движений в

дополняет (ЮНИСЕФ, МОТ,ВОЗ, МВФ,МАГАТЭ и др.)

Как вы относитесь к тезису американского ученого Пола Кеннеди о

равной ответственности между современными обществами в решении

глобальных проблем? Аргументируйте вой ответ.

Какова Роль России в становлении нового миропорядка, в решении проблем

Лидерство одной державы не может обеспечить стабильный

миропорядок и решение глобальных проблем. Необходимо комплексное

взаимодействие всего мирового сообщества. Огромную роль в этом играют

международные организации и движения.

Концепция устойчивого развития.

. Теория Вернадского о ноосфере могла представляться утопией в

1944г., но сегодня воплощение ее в жизнь становится реальной альтернативой

гибельному варианту развития событий. Именно эта теория лежит в основе

и устойчивого развития. Она была принята международным

сообществом на конференции в Рио

Жанейро в 1994г. Ее суть: безудержный

рост стандартов потребления губителен для общества и природы, научно

разработку щадящих технологий в интересах выживания, сохранения

природной среды существования человека.

Российский ученый А.Ю. Яковец выделил следующие факторы устойчивого

А) ограничение темпов роста совокупных потребностей населения за

существенного снижения темпов его прироста в развивающихся странах,

рационализация структуры личного потребления;

Б) повсеместное освоение малоотходных и безотходных, экологически чистых

технологий, прекращение загрязнения окружающей среды;

остранение реального демократического правления;

Г)обуздание милитаризма, исключение войн из арсенала средств решения

конфликтов, поэтапное уничтожение наиболее опасных видов вооружения и

жёсткий международный контроль за оставшимися;

ий мирового сообщества в преодолении опасного разрыва

между развитыми и развивающимися странами в разработке и реализации

глобальной экологической программы;

осознание всеми слоями населения бесперспективности и крайней опасности

преобладающих ныне тен

денций, выработка новых научных и политических

парадигм, способных стать основой целенаправленных действий всего

Каким образом человечество должно прийти к осознанию данных

(возможно возникновение дискуссии).

Это должно произойти через духовное возрождение человечества.

Например, английский ученый Арнольд Тойнби призывал прийти к нему через

религию. Члены римского клуба говорят о возрождении нравственно

ценностей в целом.

Только через изменение

ценностных установок возможно сохранение

цивилизации. Будущее человечества зависит от того, насколько быстро и полно

осознаны и приведены в действие главные факторы устойчивого развития.

этап. Альтернативные сценарии будущего

Футурология. Это по

нятие впервые появилось в научном языке в

с1943 г., и в наши дни стало чрезвычайно популярном. Глобальный прогноз

это прогноз развития человечества в свете существующих глобальных проблем.

Главные прогнозы разрабатываются в трех основных направлениях:

ессимистическом, предсказывающий в недалеком будущем глобальный

ресурсный, экономический, экологический кризис и предлагающим выход в

сокращении численности населения и производства.

Оптимистическом, считающим, что недра Земли, Мировой океан и космос

жат множество еще не освоенных сырьевых и энергетических

ресурсов, демографический взрыв не вечен, сокращение военных расходов и

установление мира на земле станут жизненной необходимостью и

реальностью, а значит откроется путь к устойчивому экономическому

процветанию и станет возможным социальный и научно

Нейтральном, исходящим из того, что невозможно с определенностью

сказать, приведут ли глобальные тенденции к ужасным катастрофам или

будут предотвращены, поскольку нет гра

ниц способности человека

адаптироваться к окружающей среде.

Задание. Вам необходимо, исходя из трех направлений в прогнозе на будущее,

рассмотреть одну из глобальных проблем. На выполнение задания дается 7 мин.

Существует множество вариантов будущей

динамики развития мировой

цивилизации, но реализуются они в рамках возможных альтернатив.

Осуждение проблемного вопроса. Крах человеческой цивилизации из

глобальных проблем неизбежен? (возможно возникновение дискуссии).

Многообразие глобальных проблем поражает, темпы

развития их устрашающие. Однако люди доброй воли в состоянии успеть

многое предпринять для их замедления и даже исправления ситуации в целом.

Читайте также: