Основные принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды конспект
Обновлено: 08.07.2024
Аннотация: показана необходимость международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды в условиях глобализации. Дана характеристика международных организаций и программ по охране окружающей среды.
Цель лекции: ознакомиться с международной стороной деятельности по охране окружающей среды.
Международное сотрудничество лежит в основе концепции устойчивого развития. Многие экологические проблемы носят трансграничный и даже глобальный характер. Вмешательство в природную среду не только наносит прямой ощутимый ущерб , но и постепенно разрушает экосистемы, создавая отдаленные негативные последствия. Последствия нарушения баланса в экосистемах сказываются на состоянии природной и окружающей сред всей планеты. Поэтому необходимость международного сотрудничества в вопросах охраны окружающей среды очевидна.
Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды включает в себя:
- Работу международных организаций по контролю за состоянием окружающей среды и соблюдением международных экологических соглашений.
- Учреждение международных экологических программ и проектов.
- Обмен опытом в сфере охраны окружающей среды.
Одной из основных международных организаций является Организация Объединенных наций (ООН). Еще в 1972 году ООН включила в сферу своей деятельности глобальные экологические проблемы. В ООН существует отдельное подразделение по охране окружающей среды – ЮНЕП (United Nations Environment programme – Программа ООН по окружающей среде). Штаб-квартира ЮНЕП находится в г. Найроби (Кения). Программа ЮНЕП действует на постоянной основе. Основные направления деятельности ЮНЕП [12.1]:
- Противодействие изменению климата.
- Снижение угрозы от природных и техногенных катастроф.
- Внедрение в странах мира системы экологического менеджмента на макроуровне в целях сохранения природных ресурсов и обеспечения устойчивого развития.
- Содействие внедрению экологического руководства и обеспечение международного сотрудничества по вопросам природопользования.
- Минимизация воздействия химических веществ на человека и окружающую среду.
- Обеспечение уровней производства и потребления, необходимых для достижения устойчивого развития.
- Предоставление свободного доступа у информации о состоянии окружающей среды.
Организационная структура ЮНЕП включает в себя региональные представительства, секретариаты, подразделения и центры сотрудничества. Региональные представительства включают в себя:
- Отдел регионального сотрудничества ЮНЕП.
- Региональное бюро для стран Африки (г. Аддис-Абеба).
- Региональное бюро для стран Азии и Тихоокеанского бассейна (г. Пекин).
- Европейское региональное бюро (г. Москва, г. Брюссель, г. Вена).
- Региональное бюро для стран Латинской Америки и Карибского бассейна (г. Мехико, г. Рио-де-Жанейро).
- Региональное бюро для стран Северной Америки.
- Региональное бюро для стран Западной Азии (г. Каир).
- Офис ЮНЕП в Нью-Йорке.
Деятельность секретариатов ЮНЕП связана с конвенциями по различным проблемам (изменению климата, озону, биоразнообразию и др.). В ЮНЕП действуют следующие подразделения :
- Отдел коммуникаций и информирования общественности.
- Отдел экологического права и природоохранных конвенций.
- Отдел по осуществлению природоохранной политики.
- Отдел технологий, промышленности и экономики.
- Отдел раннего предупреждения и оценки.
В рамках ЮНЕП действуют центры сотрудничества по различным экологическим проблемам, например, Базельское агентство по устойчивой энергетике, глобальная база данных по ресурсам, центр экоустойчивых зданий, Франкфуртская школа финансов и менеджмента и др.
Помимо ЮНЕП, охраны окружающей среды касаются в своей деятельности и другие независимые международные организации , действующие под эгидой ООН:
- ЮНЕСКО - Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (United Nations Education, Scientific an Cultural Organization). Некоторые программы и комитеты ЮНЕСКО напрямую связаны со сбережением природного капитала, например [12.2]:
- программа "Человек и биосфера": наблюдение за глобальными экологическими изменениями, изучение и сохранение биоразнообразия, создание мировой сети биосферных заповедников, издание справочников и создание баз данных по биоразнообразию.
- Межправительственная океанографическая комиссия: исследование климата, изучение морских и океанических экосистем, изучение взаимодействия моря и суши в прибрежных зонах и другие исследования, связанные с океаном.
- Международная программа по геонаукам: изучение геологических объектов, решение глобальных экологических проблем, экологический мониторинг, решение проблем добычи и использования природных ресурсов, предсказание экологических и природных катастроф, предотвращение стихийных бедствий.
- "Вода, санитария и гигиена": обеспечение доступа к качественной питьевой воде на всей планете, мониторинг состояния водных ресурсов и водоснабжения.
- "Гигиена окружающей среды в условиях чрезвычайных ситуаций".
- "Здоровье детей и окружающая среда".
- "Изменение климата и здоровье людей".
- "Ионизирующая радиация": поиск способов защиты людей от воздействия радиации при техногенных авариях, в окружающей среде, на рабочих местах.
- международная программа по химической безопасности: предотвращение острых и хронических отравлений химическими веществами, в том числе в результате промышленных выбросов и сбросов.
- "Окружающая среда и социальные детерминанты здоровья": изучение влияния экологического и социального факторов на здоровье населения. Поиск и использование резервов оптимизации социально-природных взаимодействий.
Ряд международных организаций , работающих не под эгидой ООН, также занимаются проблемами окружающей среды. Наиболее известные из них:
- Римский клуб – международная неправительственная организация, занимающаяся изучением проблем устойчивого развития, эколого-экономических и социально-природных взаимодействий в масштабе всей планеты. Участники Римского клуба не занимают должностей в правительствах и действуют не в интересах отдельных государств, а в интересах всего человечества.
- Гринпис (Greenpeace) – независимая международная общественная организация, цель которой – предотвращение негативных воздействий на окружающую среду. Гринпис привлекает внимание общественности к экологическим проблемам, проводит акции протеста против разрушения природы в процессе хозяйственной деятельности, контролирует охрану окружающей среды в разных странах мира, является официальным наблюдателем во многих международных конвенциях по охране окружающей среды. Гринпис имеет отделения в 32 странах мира.
- Международный экологический суд рассматривает конфликты в сфере экологии, затрагивающие интересы нескольких государств. Решение об обращении в Международный экологический суд принимают сами участники конфликта. Дело рассматривается по принципу третейского суда на основании норм международного права, национальных законодательств и международных экологических соглашений.Всемирный фонд дикой природы (WWF). Основная цель WWF – сохранение биоразнообразия, охрана редких видов животных. Направления работы – создание особо охраняемых природных территорий, охрана вымирающих видов животных, устойчивое управление лесами, устойчивое морское рыболовство, борьба с климатическими изменениями, развитие возобновляемой энергетики, снижение показателя "экологический след" [12.6].
- Международный союз охраны природы (МСОП) ставит своей целью обеспечение рационального природопользования и решение глобальных экологических проблем. Именно МСОП ведет Международную Красную книгу. МСОП включает в себя комиссии, занимающиеся отдельными проблемами:
- Комиссия по выживанию видов;
- Всемирная комиссия по охраняемым территориям;
- Комиссия по экологическому праву;
- Комиссия по экологической, экономической и социальной политике;
- Комиссия по образованию и коммуникации;
- Комиссия по управлению экосистемами.
Международные отношения в сфере охраны окружающей среды регулируются международным экологическим правом (интерэкоправо). Объекты международно-правовой охраны подразделяются на два типа:
Государствами мира подписано множество конвенций, соглашений, протоколов по общим и частным вопросам охраны окружающей среды. Международные соглашения регулируют загрязнение окружающей среды , использование морских ресурсов, флоры и фауны, обращение опасных веществ и многие другие частные аспекты охраны окружающей среды. Национальное законодательство, регулирующее природопользование в странах, подписавших международные соглашения, разрабатывается с учетом требований этих соглашений. Подписание конвенции или соглашения налагает на государство определенные обязательства в сфере экологии. Наиболее существенные международные соглашения в области охраны окружающей среды [12.8]:
- Конвенция о биологическом разнообразии.
- Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры.
- Венская конвенция об охране озонового слоя.
- Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.
- Бухарестская конвенция о защите Черного моря от загрязнения.
- Бухарестская конвенция о защите Черного моря от загрязнения.
- Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов.
- Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов.
- Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием.
- Рамочная конвенция ООН об изменении климата.
- Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия.
- Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер.
- Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях.
Финансирование международных программ и проектов, направленных на охрану и восстановление окружающей среды, осуществляется за счет экологических фондов. Крупнейшим из них является Глобальный экологический фонд (ГЭФ). Деятельность ГЭФ тесно связана с ООН, в частности, с ЮНЕП, а также со Всемирным банком. Фонд формируется за счет внесения средств разными государствами. ГЭФ финансирует проекты, связанные с климатическими изменениями, сохранением биоразнообразия, сохранением озонового слоя Земли, загрязнением водоемов и атмосферы. Финансирование проектов и программ осуществляется в форме грантов и льготных кредитов. Гранты, как правило, предоставляются на научные исследования, экологический мониторинг и т.п., а льготные кредиты – на проведение природоохранных мероприятий, реализацию проектов по внедрению малоотходных, безотходных и ресурсосберегающих технологий. Помимо ГЭФ, финансирование природоохранной деятельности осуществляют такие международные финансовые организации, как Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), фонд ЮНЕП, Международный фонд сельскохозяйственного развития и др. [12.8].
Российская федерация принимает участие практически во всех формах международного сотрудничества, что отражено в статьях 81-82 Федерального закона "Об охране окружающей среды" [12.8].
Ключевые термины: международное сотрудничество, международная организация.
Необходимость международного сотрудничества в области охраны окружающей среды диктуется тем обстоятельством, что в настоящее время государства оказались в экологической зависимости друг от друга. Разрушение озонового слоя Земли, загрязнение воздуха, Мирового океана, пагубное влияние ядерных взрывов распространяется не только на те страны, где допускаются экологически опасные действия, но и на все мировое сообщество. Поэтому в настоящее время государства пол эгидой ООН или на двусторонней основе взаимодействуют с целью охраны среды обитания человека, растительного и животного мира. В основу сотрудничества положен ряд общепризнанных мировым сообществом принципов человеческой деятельности в области использования окружающей среды. Они закреплены отчасти в межгосударственных актах, в нормативных документах международных организаций и сконцентрированы в решениях наиболее значительных международных конференций, полностью или частично посвященных охране окружающей среды и регулированию сотрудничества государств и народов в этой области.
Впервые принципы международного экологического сотрудничества были обобщены и кодифицированы в Декларации стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (1972).
Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды изложены в Декларации по окружающей среде и развитию, которая была принята на конференции ООН в июне 1992 г. (Рио-де-Жанейро. В Декларации провозглашены следующие принципы:
• принцип защиты окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Его суть сводится к обязанности государств сотрудничать, принимать все необходимые меры по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рациональному и научно обоснованному управлению природными ресурсами;
• принцип недопустимости трансграничного ущерба. Он предусматривает запрещение таких действий государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным системам окружающей среды и районам
общего пользования, и подразумевает ответственность за его нанесение;
• принцип экологически обоснованного, рационального использования природных ресурсов. Этот принцип провозглашен в качестве политического требования в Декларации ООН во проблемам окружающей среды 1972 г. Возникновение этого принципа вполне закономерно, ибо исчерпание таких невозобновляемых природных ресурсов, как нефть, газ, уголь, в современных условиях неразработанности проектов альтернативных источников энергии приведет к краху техногенной цивилизации. Истощение же запасов воздуха и питьевой воды поставит под вопрос само существование человечества. Но, несмотря на очевидную важность этого принципа его употребление затруднено общим содержанием, нуждающимся в четком единообразном толковании. Суть принципа состоит в поддержании природных ресурсов на оптимально допустимом уровне, т.е. уровне, при котором возможна максимальная численная продуктивность и не может наблюдаться тенденция к ее снижению, а также в научно обоснованном управлении живыми ресурсами;
- принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды. Этот принцип охватывает как военную, так и мирную области использования атомной энергетики. Формирование и утверждение этого принципа международного права окружающей среды воплощается не только в договорах, но и практикой;
- принцип защиты экологических систем Мирового океана, который обязывает государства предпринимать все действия по предотвращению сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить прямо или косвенно ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; обеспечивать, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения, а также чтобы загрязнение, являющееся результатом инцидентов или деятельности под юрисдикцией или контролем государств, не распространялась за пределы районов, где эти государства осуществляют свои суверенные права;
• принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду в концентрированном виде. Он выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на окружающую среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, применения вреда любому государству;
• принцип обеспечения экологической безопасности. Этот принцип только формируется в последние годы. Он отражает прежде всего глобальный и чрезвычайно острый характер международных проблем в области защиты окружающей среды. Элементами этого принципа можно считать обязанность государств осуществлять военно-политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы обеспечить сохранение и поддержание адекватного состояния окружающей среды;
• принцип контроля за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды. Он предусматривает создание, помимо национальной, разветвленной системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды, которые должны осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе международно-признанных критериев и параметров;
• принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб окружающей среде, предусматривающий ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля. Пока
этот принцип окончательно не сложился, но его признание постепенно расширяется.
В настоящее время истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и нарушение экологического равновесия приобрело глобальные масштабы. Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Все основные экологические проблемы человечества, такие, как парниковый эффект, разрушение озонового экрана, сведение лесов, деградация почв, снижение биологического разнообразия биосферы, радиоактивное и другие виды загрязнений, исчерпание полезных ископаемых и т.д. носят глобальный характер. Избежать перерастания глобального экологического кризиса в катастрофу возможно только общими усилиями всего человечества.
Объекты охраны окружающей среды делятся на национальные и международные.
Национальные (внутригосударственные) объекты охраны природной среды — земля, воды, недра, биота и другие элементы природной среды на территории государства. Ими владеет и распоряжается государство, которому они принадлежат. Государство использует, охраняет и управляет ими на основании собственных законов в интересах своих народов. Международные (общемировые) объекты охраны природной среды — природные объекты, которые находятся вне юрисдикции отдельных национальных государств. Их делят на несколько групп:
• объекты, находящиеся в пользовании всех государств (атмосферный воздух, Мировой океан, Антарктида, Космос);
• объекты, используемые двумя или несколькими государствами (например, пограничные воды, Балтийское или Черное моря, река Дунай);
• объекты, перемещающиеся по территории различных стран (мигрирующие виды животных).
Эти объекты осваивают и охраняют на основании различных договоров, конвенций, протоколов, отражающих совместные усилия международного сообщества.
Кроме того, существует еще одна категория международных объектов природной среды, которая охраняется и управляется государствами, но взята на международный учет. Она включает:
• природные объекты, представляющие уникальную ценность и взятые под международный контроль (заповедники, национальные парки, резерваты, памятники природы);
• редкие и исчезающие виды животных и растений, занесенные в международную Красную книгу;
• разделяемые природные ресурсы, постоянно или значительную часть года находящиеся в пользовании двух или более государств (река Дунай, Балтийское море и др.).
Космос. В международных Договорах по использованию космического пространства провозглашена недопустимость национального присвоения частей космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, недопустимость вредного воздействия на Космос и загрязнения космического пространства, а также оговорены условия спасания космонавтов. Для ограничения военного использования Космоса большое значение имели Договор об ограничении систем противоракетной обороны и Советско-американские соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ).
Мировой океан (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны и связанные с ними моря) содержит огромное количество полезных ископаемых, биологических ресурсов, энергии. Велико его транспортное значение. Освоение Мирового океана должно проводиться в интересах всего человечества. Конвенцией ООН по морскому праву (1973) признается суверенное право прибрежных государств на биоресурсы в 200-мильных прибрежных зонах. Подтверждена незыблемость принципа свободного мореплавания (за исключением территориальных вод, внешняя граница которых установлена на 12-мильном расстоянии от берега).
Антарктиду справедливо называют материком мира и международного сотрудничества. В Договоре об Антарктиде (1959) провозглашены свобода научных исследований, и использование этого материка только в мирных целях, определен международно-правовой режим Антарктиды. Новые, более жесткие меры по охране животного и растительного мира, удалению отходов и предупреждению загрязнения отражены в Протоколе, подписанном в октябре 1991 г. в Мадриде по итогам международного сотрудничества в Антарктиде.
Атмосферный воздух. Усилия международного сообщества нацелены главным образом на предупреждение и устранение трансграничного переноса загрязнителей атмосферы и охрану озонового слоя от разрушения. Международные отношения в этих вопросах регулируются Конвенцией 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Монреальскими (1987) и Венскими (1985) соглашениями по озоновому слою, Конвенцией о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992) и другими согласованными документами.
2. Международные организации, договоры и инициативы в области природопользования и охраны окружающей среды
Формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды различны:
• международные организации по охране природы;
• международные (двусторонние или многосторонние) договоры, соглашения, конвенции;
• государственные инициативы по международному сотрудничеству.
Международные организации по охране природы. Их можно разделить на две группы: межправительственные и неправительственные.
Межправительственные организации. Наиболее авторитетная из них — Организация Объединенных Наций — ООН (United Nations — UN). Одно из важнейших направлений ее деятельности — сотрудничество в области охраны природы. ООН рассматривает важные вопросы на Генеральной Ассамблее, принимает резолюции и декларации, проводит международные совещания и конференции. ООН разработала и приняла специальные принципы охраны окружающей человека среды, в частности, в Декларации Стокгольмской конференции ООН (1972) и во Всемирной Хартии природы (1982).
При ООН функционируют специализированные международные организации по охране окружающей среды.
Программа (орган) ООН по окружающей среде — ЮНЕП (United Nations Environmental Program — UN ЕР) функционирует с 1972 г. и осуществляет долгосрочную программу по охране окружающей среды, для финансирования которой Генеральная Ассамблея ООН создала Фонд окружающей среды.
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО (United Nations
Всемирная организация продовольствия — ФАО (Food and Agricultural Organization UN — FAO) образована в 1945 г. и занимается вопросами продовольственной безопасности отдельных стран и всего мира.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) создана в 1945 г. и занимается проблемами здоровья людей, что связано с охраной окружающей среды.
Всемирная метеорологическая организация (ВМО) образована в 1951 г. и осуществляет глобальный мониторинг состояния окружающей среды: состояние озонового слоя, трансграничный перенос загрязняющих веществ и др.
Кроме того, существуют международные региональные организации, осуществляющие природоохранную деятельность не под эгидой ООН: Евратом, Европейский совет, Европейское экономическое сообщество, Организация экономического сотрудничества и развития, Азиатско-Африканский юридический консультативный комитет, Хельсинкский комитет по охране Балтийского моря (Хелком) и др.
Неправительственные организации. Международный союз охраны природы и природных ресурсов — МСОП (International Union for the Conservation of Nature — IUCN) образован в 1948 г. и содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, а также отдельными лицами по вопросам защиты природы и охраны природных ресурсов. МСОП — инициатор ведения Красных книг. Всемирный фонд охраны дикой природы (World Wide Fund for Nature — WWF) — самая многочисленная частная международная экологическая организация, создана в 1961 г., объединяет 27 национальных отделений во всем мире (Российское представительство было открыто в 1994 г.), а также около 5 млн индивидуальных членов. Деятельность фонда заключается в основном в оказании финансовой поддержки природоохранным мероприятиям; в природоохранные проекты России уже вложено более 12 млн долл. США.
Международная юридическая организация (МЮО) создана в 1968 г. и уделяет большое внимание разработке правовых вопросов охраны ОС.
Международный экологический суд (МЭС) учрежден в 1994 г. и содействует разрешению споров в области природопользования и охраны окружающей среды.
Кроме того, многие международные неправительственные организации занимаются вопросами охраны отдельных природных объектов или видов природных ресурсов. К ним относятся Международный совет по охране птиц, Международная федерация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и т.п.
Международные договоры, соглашения, конвенции. Различаются договоры общие и специальные, многосторонние и двусторонние, глобальные и региональные. Готовятся и рассматриваются они по инициативе отдельной страны (стран) или международной организации.
Общие международно-правовые договоры могут затрагивать и вопросы окружающей природной среды. Например, в договорах о режиме государственной границы, как правило, имеются статьи, посвященные режиму приграничных водоемов, охране растительности, животного мира.
Специальные природоохранительные международные договоры содержат статьи только об охране окружающей среды.
К глобальным договорам относятся Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средства воздействия на природную среду (1977), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979), Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979).
В числе региональных договоров можно назвать договоры об использовании и охране Дуная, Черного моря; договоры европейских стран (ЕЭС); Африканскую конвенцию по охране природы и природных ресурсов (1968); Конвенцию по охране Средиземного моря от загрязнения (1976); Конвенцию об охране морских живых ресурсов Антарктики (1980); Соглашение об охране полярного медведя (1974); Конвенцию о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана (1959); Конвенцию о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Датских проливах (1973); Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением Северного моря нефтью (1969).
Особое значение имеют международные договоры об ограничении, сокращении и запрещении испытаний ядерного, бактериологического, химического оружия в различных средах и регионах. В 1996 г. в ООН торжественно подписан Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Однако он был нарушен Северной Кореей в 2006 г., когда ей был проведен подземный ядерный взрыв.
Государственные инициативы по международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды. Нашей страной выдвинут целый ряд конструктивных предложений по международному сотрудничеству в целях экологической безопасности, например, по защите морской среды Балтики (г. Мурманск, 1987 г.), по природоохранному взаимодействию в Азиатско-тихоокеанском регионе (г. Красноярск, 1988 г.), по координации усилий в области экологии под эгидой ООН (43 сессия Генеральной Ассамблеи ООН, 1988 г.). Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды влияет на национальное законодательство. Здесь действует принцип приоритета международно-правовой нормы над нормой национального права.
3. Международные принципы охраны окружающей среды
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды регулируется международным экологическим правом. В его основе лежат общепризнанные мировым сообществом принципы и нормы. В истории становления основных экологических принципов международного сотрудничества можно выделить следующие важнейшие этапы.
Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (Стокгольм, 1972 г.). По итогам работы конференции была принята Декларация, в которой определялись стратегические цели и направления действий мирового сообщества в области охраны окружающей среды. Декларация содержала 26 основных принципов охраны окружающей человека среды.
Кроме того, 5 июня был провозглашен Всемирным днем окружающей среды. Был образован постоянно действующий орган ООН по окружающей среде (ЮНЕП) со штаб-квартирой в г. Найроби (Кения).
Всемирная хартия природы (ВХП), одобренная Генеральной Ассамблеей ООН (1982). В ней вновь были подтверждены и развиты важнейшие принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Таких принципов стало 27. Всемирная хартия природы определила приоритетные направления экологической деятельности международного сообщества на тот период.
Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). В ней приняли участие 114 глав государств, представители 1600 неправительственных организаций. Это крупнейший экологический форум в истории человечества. Впервые главы государств к правительств разных стран договорились о путях решения важнейших глобальных экологических проблем, включая кардинальные изменения в экономике и социальной сфере. Впервые был общепризнан приоритет экологических интересов человечества над экономическими.
На конференции были одобрены пять основных документов: Декларация РИО об окружающей среде и развитии; Повестка дня на XXI в.; Заявление о принципах управления, сохранения и устойчивого развития всех типов лесов; Рамочная конвенция по проблеме изменений климата; Конвенция по биологическому разнообразию.
Одним из важнейших итогов Конференции было принятие концепции (стратегии) устойчивого развития. Под устойчивым развитием понимается одновременное решение проблем экономики и экологии. Цель стратегии — не заменяя национальных программ охраны окружающей среды, дать основные ориентиры.
Контрольные вопросы
1. В чем разница между национальными и международными объектами охраны природной среды?
2. На какие группы подразделяются международные объекты охраны природной среды? Дайте им характеристику.
3. Какие объекты охраны природной среды охраняются и управляются государствами, но взяты на международный учет?
4. Какие существуют формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды?
5. Назовите важнейшие межправительственные организации по охране природы и направления их деятельности.
6. Назовите важнейшие неправительственные международные организации по охране природы и направления их деятельности
7. Приведите примеры международных договоров, соглашений, конвенций, направленных на охрану окружающей природной среды. Какие вопросы они регулируют?
8. Приведите примеры государственных инициатив по международному сотрудничеству в области охраны окружающей природной среды.
9. Какие важнейшие этапы можно выделить в истории становления основных экологических принципов международного сотрудничества?
Константинов В.М. Экологически основы природопользования: учебник для спо / В.М.
Необходимость укрепления международных связей в области охраны окружающей среды обусловлена тем обстоятельством, что в настоящее время государства столкнулись с большим числом экологических проблем, оказавшись в зависимости друг от друга. Разрушение озонового слоя Земли, потепление климата, загрязнение воздуха и Мирового океана, истощение природных ресурсов, радиоактивное загрязнение окружающей среды распространяется не только на отдельные страны, но и на все мировое сообщество. Поэтому в настоящее время государства под эгидой ООН или на двусторонней основе сотрудничают с целью охраны окружающей среды и природных ресурсов, положив в основу ряд общепризнанных принципов и норм международного права. Они закреплены в межгосударственных актах (как двусторонних, так и многосторонних), в нормативных документах международных организаций и отражены в решениях международных конференций, посвященных в той или иной степени охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Впервые принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды были закреплены в Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.). Дальнейшее развитие и отражение эти принципы нашли в Декларации по окружающей среде и развитию, которая была единодушно принята участниками конференции ООН в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) и провозгласила следующие принципы1:
- защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Его суть сводится к обязанности государств сотрудничать, принимать все необходимые меры по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рациональному и научно обоснованному управлению природными ресурсами;
- недопустимость трансграничного ущерба. Он предусматривает запрещение таких действий государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным системам охраны окружающей среды и районам общего пользования, и подразумевает ответственность за его нанесение;
- экологически обоснованное, рациональное использование природных ресурсов. Этот принцип провозглашен в качестве политического требования в Декларации ООН по проблемам окружающей среды 1972 г. Возникновение этого принципа вполне закономерно, ибо исчерпание таких невозобновляемых природных ресурсов, как нефть, газ, уголь, в современных условиях неразработанности проектов альтернативных источников энергии приведет к краху техногенной цивилизации. Истощение же запасов воздуха и питьевойводы поставит под вопрос само существование человечества. Но, несмотря на очевидную важность этого принципа, его употребление затруднено общим содержанием, нуждающимся в четком единообразном толковании. Суть принципа состоит в поддержании природных ресурсов на оптимально допустимом уровне, т.е. уровне, при котором возможна максимальная численная продуктивность и не может наблюдаться тенденция к ее снижению, а также в научно обоснованном управлении живыми ресурсами;
- недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды. Этот принцип охватывает как военную, так и мирную области использования атомной энергетики. Его формирование и утверждение воплощается не только в договорах, но и в практике;
- защита экологических систем Мирового океана. Это обязывает государства предпринимать все действия по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить прямо или косвенно ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; обеспечивать, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения, а также чтобы загрязнение, являющееся результатом инцидентов или деятельности под юрисдикцией или контролем государств, не распространялось за пределы районов, где эти государства осуществляют свои суверенные права;
- запрет военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду в концентрированном виде. Здесь выражается обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на окружающую среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, причинения вреда любому государству;
- обеспечение экологической безопасности. Этот принцип только формируется в последние годы. Он отражает прежде всего глобальный и чрезвычайно острый характер международных проблем в области защиты окружающей среды. Элементами этого принципа можно считать обязанность государств осуществлять военно-политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы обеспечить сохранение и поддержание адекватного состояния окружающей среды;
- контроль за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды. Предусматривается создание, помимо национальной, разветвленной системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды, которые должны осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе международнопризнанных критериев и параметров;
- международно-правовая ответственность государств за ущерб окружающей среде. Данный принцип предусматривает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля. Пока этот принцип окончательно не сложился, но его признание постепенно расширяется. С 26 августа по 4 сентября 2002 г. состоялась 13-я Конференция Всемирного саммита устойчивого развития в Йоханнесбурге (ЮАР). На саммите рассматривались пять важнейших тем: состояние водных ресурсов и санитарии, энергоснабжение, здравоохранение, сельское хозяйство и биоразнообразие. Все эти вопросы имеют большое значение для всего мира, но особенно они касаются развивающихся стран.
Первоочередной задачей саммита явилось составление планов улучшения качества жизни населения многих государств, не имеющих в настоящее время необходимых санитарных условий существования, доступа к чистой питьевой воде, к полноценным продуктам питания.
К сожалению, участники саммита не достигли согласия по ключевым проблемам охраны окружающей среды.
Необходимость укрепления международных связей в области охраны окружающей среды обусловлена тем обстоятельством, что в настоящее время государства столкнулись с большим числом экологических проблем, оказавшись в зависимости друг от друга. Разрушение озонового слоя Земли, потепление климата, загрязнение воздуха и Мирового океана, истощение природных ресурсов, радиоактивное загрязнение окружающей среды распространяется не только на отдельные страны, но и на все мировое сообщество. Поэтому в настоящее время государства под эгидой ООН или на двусторонней основе сотрудничают с целью охраны окружающей среды и природных ресурсов, положив в основу ряд общепризнанных принципов и норм международного права. Они закреплены в межгосударственных актах (как двусторонних, так и многосторонних), в нормативных документах международных организаций и отражены в решениях международных конференций, посвященных в той или иной степени охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Впервые принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды были закреплены в Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.). Дальнейшее развитие и отражение эти принципы нашли в Декларации по окружающей среде и развитию, которая была единодушно принята участниками конференции ООН в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) и провозгласила следующие принципы1:
- защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Его суть сводится к обязанности государств сотрудничать, принимать все необходимые меры по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рациональному и научно обоснованному управлению природными ресурсами;
- недопустимость трансграничного ущерба. Он предусматривает запрещение таких действий государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным системам охраны окружающей среды и районам общего пользования, и подразумевает ответственность за его нанесение;
- экологически обоснованное, рациональное использование природных ресурсов. Этот принцип провозглашен в качестве политического требования в Декларации ООН по проблемам окружающей среды 1972 г. Возникновение этого принципа вполне закономерно, ибо исчерпание таких невозобновляемых природных ресурсов, как нефть, газ, уголь, в современных условиях неразработанности проектов альтернативных источников энергии приведет к краху техногенной цивилизации. Истощение же запасов воздуха и питьевойводы поставит под вопрос само существование человечества. Но, несмотря на очевидную важность этого принципа, его употребление затруднено общим содержанием, нуждающимся в четком единообразном толковании. Суть принципа состоит в поддержании природных ресурсов на оптимально допустимом уровне, т.е. уровне, при котором возможна максимальная численная продуктивность и не может наблюдаться тенденция к ее снижению, а также в научно обоснованном управлении живыми ресурсами;
- недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды. Этот принцип охватывает как военную, так и мирную области использования атомной энергетики. Его формирование и утверждение воплощается не только в договорах, но и в практике;
- защита экологических систем Мирового океана. Это обязывает государства предпринимать все действия по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить прямо или косвенно ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; обеспечивать, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения, а также чтобы загрязнение, являющееся результатом инцидентов или деятельности под юрисдикцией или контролем государств, не распространялось за пределы районов, где эти государства осуществляют свои суверенные права;
- запрет военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду в концентрированном виде. Здесь выражается обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на окружающую среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, причинения вреда любому государству;
- обеспечение экологической безопасности. Этот принцип только формируется в последние годы. Он отражает прежде всего глобальный и чрезвычайно острый характер международных проблем в области защиты окружающей среды. Элементами этого принципа можно считать обязанность государств осуществлять военно-политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы обеспечить сохранение и поддержание адекватного состояния окружающей среды;
- контроль за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды. Предусматривается создание, помимо национальной, разветвленной системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды, которые должны осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе международнопризнанных критериев и параметров;
- международно-правовая ответственность государств за ущерб окружающей среде. Данный принцип предусматривает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля. Пока этот принцип окончательно не сложился, но его признание постепенно расширяется. С 26 августа по 4 сентября 2002 г. состоялась 13-я Конференция Всемирного саммита устойчивого развития в Йоханнесбурге (ЮАР). На саммите рассматривались пять важнейших тем: состояние водных ресурсов и санитарии, энергоснабжение, здравоохранение, сельское хозяйство и биоразнообразие. Все эти вопросы имеют большое значение для всего мира, но особенно они касаются развивающихся стран.
Первоочередной задачей саммита явилось составление планов улучшения качества жизни населения многих государств, не имеющих в настоящее время необходимых санитарных условий существования, доступа к чистой питьевой воде, к полноценным продуктам питания.
К сожалению, участники саммита не достигли согласия по ключевым проблемам охраны окружающей среды.
Читайте также: