Основные положения правил дорожного движения конспект

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: знакомство с Правилами дорожного движения, применяемыми терминами и основными положениями ПДД.

Тип урока: изучение нового материала.

План изложения:

  1. Правила дорожного движения.
  2. Основные положения. Термины.

Цели урока:

- знакомство учащихся с основными положениями Правил дорожного движения,

- формирование у учащихся навыков использования терминологии Правил дорожного движения.

Материалы к уроку:

1. Правила дорожного движения

Правила дорожного движе́ния (сокращенно: ПДД) — свод правил, регулирующих обязанности водителей транспортных средств и пешеходов, а также технические требования, предъявляемые к транспортным средствам для обеспечения безопасности дорожного движения.

СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 октября 1993 г . N 1090

О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В целях обеспечения порядка и безопасности дорожного движения, повышения эффективности использования автомобильного транспорта Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила дорожного движения Российской Федерации и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем именуются - Основные положения) и ввести их в действие с 1 июля 1994 года.

Республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу обеспечить организацию дорожного движения на улицах и дорогах в соответствии с требованиями Правил дорожного движения Российской Федерации.

2. Министерствам и ведомствам до 1 июля 1994 г . привести нормативные акты в соответствие с Правилами дорожного движения Российской Федерации и Основными положениями.

3. Министерству внутренних дел Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации разработать в 1994 году порядок допуска водителей-военнослужащих к перевозке людей на грузовых автомобилях.

4. Министерству печати и информации Российской Федерации:

обеспечить издание в достаточном количестве Правил дорожного движения Российской Федерации, Основных положений, а также по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации сборника нормативных актов по вопросам дорожного движения;

совместно с Министерством образования Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации обеспечить издание учебно-методической литературы и наглядных пособий для популяризации Правил дорожного движения Российской Федерации и Основных положений.

5. Комитету Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации в 1993 году ввести в государственные стандарты новые дорожные знаки, регламентирующие порядок движения транспортных средств, перевозящих опасные грузы.

2. Общие положения.

1.1. Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию.

1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%

Знать Правила Дорожного Движения – это правила хорошего тона. Нарушение ПДД равносильно нарушению Закона Страны.

⁠ Правила Дорожного Движения очень сложно поддаются изучению потому, что написаны сухим, специфическим, информационно-правовым языком, где не хватает комментариев к терминам и определениям.

Для этого, я просто распределил все экзаменационные вопросы билетов по темам к каждому разделу Правил, т.е. к каждому разделу ПДД свои вопросы по теме. Главное не бойтесь переходить по ссылкам.

⁠ Чтобы быть более уверенным в реальных условиях движения очень важно разбираться в Правилах.

Не зная Правил, Вы даже не сможете оспорить мало-мальскую аварийную ситуацию на дороге в свою пользу, даже тогда, когда вы будете не виноваты в аварии.

Если же, будешь знать Правила, то сможешь заранее оценить ситуацию на дороге и избежать аварии.

Все зависит от вашего знания Правил движения на дороге.

Для начала, я хочу сделать краткое описание Правил, чтобы вы не блуждали по разделам официальной книжки Правил Дорожного Движения. Я укажу основные моменты или, так скажем, азы Дорожных Правил. Но знать азы Правил Дорожного движения это не значит, что можно не знать остальные разделы Правил, или знать их поверхностно. Каждый раздел так или иначе дополняет все разделы, чтобы было меньше "мордобоя", из-за непоняток, в определенной ситуации. Например в разделе Правил "Остановка и стоянка", вы не найдете описание термина "Вынужденная остановка" - это в разделе "Общие положения".

Как быстрей выучить ПДД я написал тут.

А ниже, ссылки на вопросы билетов ПДД по темам разделов. Переходите по ним и читайте комментарии к ответам. Так вам будет легче выучить ПДД и решать экзаменационные билеты в целом для сдачи экзамена в ГИБДД.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обустроенная или приспособленная и используемая для движения ТС полоса земли, либо поверхность искусственного сооружения. Правостороннее движение. Дорога включает в себя: проезжую часть, тротуары, обочины, разделительные полосы, трамвайные пути. Б-17-1-1

Элемент дороги, выделенный конструктивно или с помощью разметки 1.2.1., разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки ТС. (газон, металл.ограждение, бет.блоки, сквер.) Б25-1-1



Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых ТС. Ограничен обочинами, тротуарами или разд. полосами. Б5-1-1, Б19-1-2

Полоса для движения.

Любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения в 1 ряд ТС. (исключение: мотоциклы-одиночки). Стандартная ширина-3м, на сельских дорогах-2,5м, автомагистраль-3, 75м.ширина легкового авто-1,6м, мото-около 1м.


Б2-1-2, Б4-1-2, Б13-1-2,

Пешеходная и велосипедная дорожка (вело пешеходная дорожка)

конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 - 4.5.7.


Обустроенная территория, въезды и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1-5.23.6


Дорога, обозначенная знаком 5.1 с разделительной полосой, без пересечений на одном уровне с другими дорогами, ж\д и трамвайными путями, пешеходными и велосипедными дорожками.

Территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения ТС. (дворы, жилые массивы, автостоянки, предприятия и т.п.)Движение по ним в соответствии ПДД ,

Главная дорога: признаки

Дорога обозначенная знаками 2.1 , 2.3.1-2.3.7, 5.1 по отношению к пересекаемой (примыкающей) .

Б10-1-2, Б34-1-3. Всего 9 знаков!

Дорога с твердым покрытием (асфальт, бетон, камень и т.п.) по отношению к дороге без покрытия. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием (от 0,5 до 2м) не делают ее равной по значению с пересекаемой. Б3-1-1, Б36-1-1.

Любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Б26-1-3


Место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими противоположные, наиболее удалннные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий Перекресток всегда один! Б22-1-1, Б26-1-3,

Пересечение проезжих частей.

Участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой1.14.1. и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками (не менее 4 м.) Авария на ПП-100% вина водителя. Если нет знаков, то приблизительно по ширине тротуаров пешеходы имеют приоритет. Движение на ПП только прямо и вперед без остановки!

Пересечение дороги с ж\д путями на одном уровне. Пересечение с трамвайными путями ж\д переездом не является. Исключается любое действие, кроме движения прямо. В Европе скорость ограничена 30 км\ч (2 передача), чтобы не перегружать подвеску.

Лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных правилами, и непосредственно осуществляющее регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и ВАИ, а также работники ДЭС, дежурные на ж\д переездах и паромных переправах при исполнении должностных обязанностей. Обязательные атрибуты: удостоверение, форменная одежда, отличительный знак и экипировка (нарукавная повязка, жезл, диск с красным светоотражателем, красный фонарь или флажок, свисток).

Право проехать первым в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения, преимущество определяется знаками, сигналами светофора и регулировщика, взаимным расположением ТС.

Требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это вынудит других участников движения, имеющих преимущество, изменить скорость и направление движения. Б29-1-3.

Участник дорожного движения

Лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Лицо ,кроме водителя, находящееся в ТС (на нем), а также лицо которое входит в ТС или выходит из ТС.

Лицо, находящееся на дороге вне ТС и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую коляску. Лица, упомянутые выше обязаны выполнять требования раздела 4 ПДД. лица, выполняющие работу на дороге могут находится на проезжей части в тех местах, где запрещено появление пешеходов (водитель, ремонтирующий ТС, дорожный рабочий, электрик).

Транспортное средство (ТС)

Устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов и оборудования, установленного на нем. Бывают механические и немеханические

ТС, приводимое в движение двигателем (кроме мопеда). На право управления механическим ТС нужен документ. К водителям мопедов предъявляют иные требования (раздел 2 и 24 ПДД)

ТС общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай) предназначенное для перевозки людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок (кроме маршрутного такси). Б11-1-2

Видимость дороги менее 300 метров в условиях тумана дождя снегопада и т.п., а так же в сумерки. Расстояние в 300 м принято с учетом остановки сближающихся ТС при скорости 90 км\ч при влажном покрытии. Б35-1-2

Видимость дороги, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями или другими объектами. Б14 – 1 -1


Выезд из занимаемого ряда или полосы с сохранением первоначального направления движения Б33-1 -2

Движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

Неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное ТС, дефект проезжей части, посторонние предметы и т. п.) не позволяющие продолжить движение по этой полосе.

Не является препятствием затор или ТС остановившееся по правилам ДД. Б15-1-4

Организованная транспортная колонна

3 и более ТС двигающихся друг за другом

2. Сопровождение ТС с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.

Запрещается пересекать, обгонять и занимать место в них. Б16-1-4

ПРЕДНАМЕРЕННОЕ прекращение движения ТС на время до 5 мин. А также на большее, если это необходимо для посадки\высадки пассажиров, либо погрузки\разгрузки ТС.

Прекращение движения ТС из-за неисправности,опасности, создаваемой грузом состоянием водителя\пассажира или появлением препятствия на дороге. Водитель обязан принять сооответствующие действия (АСС, знак АО, одеть жилет) Б1-1-2, Б16-1-4

Остановка по сигналу светофора, регулировщика, ПП, затор и когда уступают дорогу.

ПРЕДНАМЕРЕННОЕ прекращение движения на время более 5 мин. По причинам не связанным с посадкой\высадкой пассажиров или погрузкой\разгрузкой ТС.

Разрешенная максимальная масса. РММ

Масса снаряженного ТС с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием- изготовителем в качестве максимально допустимой. ЗА РММ состава ТС, то есть сцепленных и движущихся как единое целое, принимается сумма РММ ТС, входящих в состав. Значение РММ указывается в паспоре ТС, а так же в свидетельстве о регистрации. Например: Ваз-2105 масса снаряженного ТС- 995 кг., водителя и пассажиров- 350 кг, масса груза-50 кг. Таким образом РММ Ваз 2105-1 395 кг.

Камаз-15 305 кг. Газ-3307-7 850 кг. Газ 3302 Газель-3 500 кг. Газ3110-1790 кг. ИЖ ЮПИТЕР – 363 кг. Б6-1-3

Масса автомобиля в конкретный момент времени. Не должна превышать РММ.

Масса снаряженного ТС. (собственная масса)

Включает в себя массу ТС с полной заправкой ГСМ и охлаждающей жидкостью, комплект инструмента, запчастей и принадлежностей.

Двухколесное механическое ТС с боковым прицепом или без. К мотоциклам приравниваются трех и четырехколесные ТС с массойв снаряженном состоянии не более 400кг.(ИЖ ЮПИТЕР -193 кг)

двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

Урок ОБЖ. Правила и безопасность дорожного движения.

ТЕМА УРОКА : Правила дорожного движения и безопасность на дорогах.

ЦЕЛИ УРОКА : 1.Изучить п равила и меры безопасности дорожного движения. 2.Отработать модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.

1. П равила и безопасность дорожного движения.

2. Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.

ВРЕМЯ : 45 минут (-проверка наличия и готовности учащихся – 2мин;

-изложение темы урока – 23мин.;

- отработка моделей – 20мин.).

МЕСТО : Кабинет ОБЖ.

МЕТОД : Лекция, отработка моделей поведения учащимися.

Ежедневно и постоянно по улицам городов и населенных пунктов передвигаются тысячи людей, которые спешат на работу, в школу, во многие другие места или возвращаются домой. Для передвижения в заданном направлении люди пользуются общественным транспортом, личными транспортными средствами (автомобилями, мотоциклами, велосипедами) или идут пешком. Все они являются участниками дорожного движения.

Участник дорожного движения — это лицо, принимающее непосредственное участие в движении в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства .

Для того чтобы это движение носило упорядоченный характер и обеспечивало всем участникам возможность быстро и безопасно двигаться в необходимом им направлении, они должны соблюдать определенные правила, которые регулируют движение на улицах и дорогах. Это Правила дорожного движения.

Дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (моста).

Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы. Проезжая часть дороги предназначена для движения безрельсовых транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов), трамвайные пути — для трамваев, тротуары — для пешеходов, обочина — для движения пешеходов и для остановки автомобилей. Разделительная полоса разделяет смежные проезжие части и не предназначена для движения или остановки транспортных средств и пешеходов. Разделительная полоса (как и тротуар) немного возвышается над проезжей частью дороги. На разделительной полосе может быть устроен газон или установлены ограждения.

Для обеспечения безопасности на улицах и дорогах осуществляется регулирование дорожного движения — управление потоком движения транспорта и пешеходов. Дорожное движение регулируют дорожная разметка, дорожные знаки, светофоры и регулировщики.

Общие правила поведения участников дорожного движения

1.Участники дорожного движения (водитель, пешеход и пассажир) обязаны:

— знать и соблюдать относящиеся к ним требования пра­вил дорожного движения, сигналов светофора, знаков и раз метки, а также выполнять распоряжения регулировщиков;

—помнить, что в нашей стране установлено правосторон­нее движение транспортных средств.

2. Участникам дорожного движения запрещается:

— повреждать или загрязнять покрытие дорог;

— снимать, загораживать, повреждать, самовольно уста­ навливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения;

— оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.

Безопасность пешехода на дороге

1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеход­ ным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам, велоси­ педной дорожке или в один ряд по краю проезжей части до­ роги.

2. Вне населенных пунктов при движении по краю проез­жей части дороги пешеходы должны идти навстречу транс­ портным средствам.

3. В случае если пешеход ведет велосипед, мотоцикл или мопед, он должен следовать по ходу движения транспортных средств.

4. При следовании по улице пешеход должен стараться об­ ходить стороной выезды из гаражей, с автостоянок и других подобных мест, чтобы не попасть под выезжающий автомобиль.

5. Пешеход не должен останавливаться в непосредственной близости от проходящего автомобиля.

Движение пешехода по улице в сильный гололед

1.Перед выходом из дома следует подготовить обувь, что­ бы повысить устойчивость при ходьбе в гололед (натереть подошву наждачной бумагой, приклеить на подошву изоляцион­ ную ленту, чтобы увеличить сцепление обуви с дорогой);

2. Из дома рекомендуется выходить с запасом времени, что­ бы не спешить в пути.

3. При ходьбе наступать на всю подошву, расслабив ноги в коленях, быть готовым к падению. Желательно, чтобы руки были свободны от сумок и прочих предметов.

4. При падении напрячь мускулы рук и ног, при касании земли перекатиться на бок. Помните! Самое опасное падение — это падение на прямую спину и на расслабленные прямые руки.

Переход проезжей части дороги

1. Переходить проезжую часть дороги нужно по пешеход­ ным переходам. Самый безопасный переход — подземный или надземный. При их отсутствии переходить проезжую часть можно на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

2.В местах, где движение регулируется, для перехода про­ езжей части необходимо руководствоваться сигналами регули­ ровщика либо пешеходного светофора или транспортного све­ тофора.

3.При отсутствии в зоне видимости перехода или пере­ крестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках с разделительной полосой там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

4.На нерегулируемых пешеходных переходах можно выхо­ дить на проезжую часть дороги, убедившись, что переход бу­ дет безопасен. Для этого необходимо внимательно посмотреть сначала налево, потом направо, чтобы убедиться, что побли­зости нет машин.

5. Нельзя выбегать на дорогу.

6. Перед переходом дороги надо замедлить шаг и оценить обстановку; даже при переходе дороги на зеленый сигнал све­ тофора необходимо осмотреться.

7. Не следует переходить проезжую часть дороги перед мед­ ленно идущей машиной, так как можно не заметить за ней д ругую машину, идущую с большей скоростью.

8. Нельзя выходить на проезжую часть из-за стоящего транс­ портного средства или другого препятствия, ограничивающе­ го видимость проезжей части дороги, не убедившись в отсут­ ствии приближающихся транспортных средств.

9. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны ос­ тановиться на линии, разделяющей транспортные потоки про­ тивоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора или регулировщика.

10.При приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и звуковым сигналом даже при зеленом сигнале светофора для пешеходов необходимо воздер­ жаться от перехода проезжей части дороги и уступить этим транспортным средствам проезжую часть.

Безопасность пассажира

1. Ожидать автобус, троллейбус и трамвай можно только на посадочных площадках (на тротуарах, на обочине дороги).

2. Посадку в транспортное средство начинают только при полной его остановке, соблюдая очередность и не мешая дру­ гим пассажирам.

4. Войдя в салон транспортного средства, необходимо обра­ тить внимание на то, где расположены запасные и аварийные выходы.

5. При отсутствии свободных мест для сидения, можно сто­ ять в центре прохода, держась рукой за поручень или за спе­ циальное устройство.

6.Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на нее, так как она в любой момент может открыться.

7. Передвигаться по салону в общественном транспорте ре­ комендуется только при его полной остановке.

Меры безопасности при возникновении пожара в автобусе, троллейбусе, трамвае

1. Немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам, потребовать остановить транспорт и открыть двери.

2.При заблокировании дверей для эвакуации из салона транспортного средства использовать аварийные люки в кры­ше и выходы через боковые стекла (при необходимости мож­ но выбить стекла ногами).

3. При эвакуации не допускать паники и выполнять указа­ ния водителя.

4. В любом транспортном средстве имеются материалы, ко­торые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необхо­ димо покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.

5.В троллейбусе и трамвае металлические части могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, к ним лучше не прикасаться.

6.Выбравшись из салона, необходимо отойти подальше от транспортного средства, оказать посильную помощь пострадав­ шим.

Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда

Велосипед и мопед относятся к транспортным средст вам. Управлять велосипедом при движении по дорогам раз­ решается лицам не моложе 14 лет, мопедом — не моложе 16 лет.

1. Водители велосипеда и мопеда должны двигаться только по крайней правой проезжей части дороги в один ряд как можно правее.

2. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

3.Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

-ездить не держась за руль;

-перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сидении, оборудованном надежными подножками;

-перевозить груз, который выступает более чем на 0,5м по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает его управлению;

-двигаться по проезжей части дороги при наличии ря­ дом велосипедной дорожки.

4. Передвигаясь на велосипеде или мопеде, можно выпол­ нять левый поворот или разворот лишь на дорогах, имеющих одну полосу для движения в данном направлении и не имею­ щих трамвайного движения.

Требования к техническому состоянию и оборудованию велосипедов

1. Велосипеды должны иметь исправные тормоза и звуко­ вой сигнал, т. е. соответствовать техническим требованиям за­ вода-изготовителя.

2. При движении на дорогах в темное время суток велоси­ педы должны быть оборудованы внешними световыми прибо­ рами: впереди — фарой белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон — све товозвращателем оранжевого или красного цвета.

Читайте также: