Основные группы односоставных предложений и их особенности 8 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Основные группы односоставных предложений и их особенности

-обучающие : ознакомить обучающихся с группами односоставных предложений и их особенностями;

-развивающие : развивать навыки умения определения групп односоставных предложений; развивать культуру речи, самостоятельное мышление; развивать умение работать в парах;

- воспитывающие : формировать коммуникативные навыки у обучающихся;

Воспитывать самостоятельность в принятии решений.

I . Орфоэпическая разминка . Приложение 1

( На каждом уроке дети работают над правильным произношением слов. Раздатки лежат у каждого ученика. Подготовка к ЕГЭ)

II. Орфографическая разминка.

Исп.линский, скалы(т.росы), теч.т, г.лоп, т.ржествует, в.лшебный, ж.вительный, п.р.свист, насл.ждаться.

III . Актуализация знаний.

–Какие предложения называются двусоставными?

-Какие предложения называются односоставными?

-На какие 2 группы можно разделить односоставные предложения?

Определите, двусоставное или односоставное предложение записано на доске. Свой ответ аргументируйте.

-Ему не хотелось уезжать из города.

-Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия.

-Труд этот, Ваня, был страшно громаден.

-Лаской воробья не заманишь.

-Вам от души желаю я, друзья, всего хорошего.

IV . Работа над новым материалом.

1.-Постарайтесь определить тему урока.

-Да, мы сегодня продолжаем изучать односоставные предложения и познакомимся с их группами.

-Вспомните, по чём определяется тип односоставного предложения? ( по способу выражения главного члена предложения)

2.Работа с раздаточным материалом

Материал для наблюдения

Тип односоставного предложения

Способ выражения главного члена

Люблю вечерний свет.(В.Брюсов)

Уходим завтра в море.

Помнишь эту пурпурную ночь(В.Брюсов)

В дверь постучали.

В нашем районе строят новую школу.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.(Пословица)

Огонь маслом не тушат.(Пословица)

Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.(Пословица)

Волной унесло лодку. (ср.: Волна унесла лодку).

Вам не видать таких сражений. (М.Лермонтов)

И стало у меня на душе хорошо и спокойно. (А.Гайдар)

Весной легко расставаться.(И.Тургенев)

Про батарею Тушина было забыто.(Л.Толстой)

У меня нет этой книги.

Вечер. Какой вечер!

Семь часов. Вот и всё.

1.Прочитайте определённо-личные предложения, подчеркните главный член предложения, определите способ его выражения (время, лицо) и запишите в таблицу.

2. Подумайте, почему этот тип односоставных предложений называется определённо-личным.

3. Прочитайте неопределённо-личные предложения, подчеркните главный член предложения, определите способ его выражения (время, число, лицо) и запишите в таблицу.

4. Можете ли вы назвать в нём определённое действующее лицо?

5. .Прочитайте обобщённо-личные предложения, проанализируйте сказуемые. Отличаются ли они по способу выражения от определённо-личных и неопределённо-личных предложений? Попробуйте объяснить, почему данные предложения называются обобщенно-личными.

6. Прочитайте безличные предложения, определите способ выражения главного члена. Может ли быть подлежащее в этих предложениях?

7.Прочитайте назывные предложения, определите способ выражения главного члена. Какому главному члену двусоставного предложения он соответствует?

Таблицу вклеить дома в свой справочник.

Итак, мы выделяем 5 групп односоставных предложений.

Что вы узнали нового?

По вопросу о количестве и видах односоставных предложений среди учёных нет единого мнения. В некоторых научных работах насчитывается до 7 видов глагольных и до 5 видов именных односоставных предложений. В школьных учебниках также могут быть представлены разные точки зрения на виды односоставных предложений.

1.Дверь открыта. За стеной заговорили. Собака – друг человека. Не рви ты это письмо.

2. Спешу на утреннюю пробежку. Сегодня в поликлинике не принимают. Стол уже накрыли. Пальто шьют из плотной материи.

3. Готовь сани летом, а телегу зимой. Слезами горю не поможешь. Посмотришь фильм позже, а сейчас займись делом. Назвавшись груздем, полезай в кузов.

4. С вечера начало подмораживать. Здесь нет никого. В углу зашуршало. Лёгкий ветерок.

5. Середина лета. Запах цветов. Вечереет. Какой красивый закат!

Самостоятельная работа. Упражнение № 140, с.90.

Прочитать и озаглавить текст, определить стиль. Переписать текст, вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Найти односоставные предложения и указать вид каждого.

3.Упражнение №141. Полностью разобрать, что нужно сделать в этом упражнении

Повторить приёмы сжатия текста.

На интерактивной доске пошагово демонстрируются приёмы сжатия текста:

Выделяют три основных способа сжатия текста

1)исключение подробностей (сначала выделить главное, а затем убрать детали);

2)обобщение (сначала вычленяем единичные существенные факты (несущественные опускаем), объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст

3) упрощение (слияние нескольких предложений в одно, замена предложения или его части указательным местоимением).

VI. Домашнее задание . Упр.141 выполнить по вариантам. Составить по таблице в справочнике

VII . Итог урока.

-Что узнали нового?

-С чем на уроке справились легко?

-В чём испытывали затруднения?

-На какие группы делятся односоставные предложения?

Для подготовки к уроку использовались материалы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка № 47

Учитель Чаплыгина Г.В.

Цели урока:научиться разлиать двусоставные и односоставные предложения с их группами, изучить структурные особенности однососотавных предложений; воспитывать культуру речи.

Задачи: научить обучающихся различать односоставные предложения от двусоставных и понимать их роль в тексте находить в предложении подлежащее и определять способы его выражения; развивать навык отличать подлежащее от омонимичных с ним форм; закреплять ранее изученные правила русской орфографии; повышать орфографическую зоркость обучающихся.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Организационный момент

Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Карточка № 1.

Задание 1. Выделите грамматические основы предложений. Определите типы предложений (односоставные или двусоставные).

2. Знойно. Мухи. В поварне стучат ножами. Сквозь марево видны бесконечные купола Москвы. Поближе – иглы немецкой кирхи. (А.Н. Толстой)

Вопрос к классу:

- Какие это предложения по составу?

- Какие предложения по наличию главных членов?

- Вспомните, о каких предложениях мы говорили на предыдущих уроках?

- Как вы определили, что второе предложение, данное на доске односоставное?

Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и целей урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем знакомиться с основными группами односоставных предложений. Сформулируйте цель нашего урока.

Физминутка для глаз

Работа по теме урока

1) Работа с учебником.

- Ребята, прочитаем теоретический материал учебника § 21, устно работаем с упражнением №137.

- Работа в тетрадях и у доски на оценку обучающиеся выполняют упражнее № 136, 139.

Физминутка для глаз

V . Закрепление нового материала.

Самостоятельная работа по дидактическому материалу на закрепление приобретенных знаний по теме.

Карточка № 2

Задание. Выделите грамматические основы предложений. Определите типы односоставных предложений.

1. При первом рассвете выходим по одному в разные стороны в ельник за белками (Пришвин). 2. Собирают клюкву поздней осенью (Пришвин). 3. По такой лыжне без лыж полверсты не пройдёшь (Пришвин). 4. В Обломовке верили всему: и оборотням, и мертвецам (Гончаров). 5. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле (Тургенев). 6. Нигде не найдёшь в лесу жизни более обильной и страстной, как возле старого пня (Пришвин). 7. Другого сторожа на место Антипича не назначили (Пришвин). 8. Темнело быстро, по-осеннему (Паустовский). 9. В лесах было холодно (Паустовский). 10. Документов при нём не найдено (Лавренев). 11. В комнате свечи нет (Гоголь). 12. Снег и чайки (Симонов). 13. Под рокотанье вешних гроз не зеленеть побегам (Дудин). 14. Весь день мне пришлось идти по заросшим луговым дорогам (Паустовский). 15. Никогда не исчезнуть из моей памяти этому мрачному утру (Федосеев). 16. Кому не приходилось спать на бережку шумного ручейка! (Федосеев). 17. В мезонине уже натоплено (Паустовский). 18. Вообще там денег тратить не любили (Гончаров). 19. Только давай выйдем как можно пораньше! (Пришвин). 20. Дни поздней осени бранят обыкновенно (Пушкин). 21. Звон отбиваемых кос (Паустовский). 22. На следующий день судьи не стало (Короленко). 23. Вот опальный домик (Пушкин). 24. В такой чащобе нет ни одной тропинки (Пришвин). 25. Ему коня подводят (Пушкин). 26. Хорошо быть в такую ночь на пустой дороге (Паустовский). 27. Никого из этих мальчиков нет теперь на белом свете (Трифонов).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок в теме "Односоставные предложения" На котором происходит знакомство с группами односоставных предложений,их отличительными особенностями.

Открытый урок русского языка в 8 классе

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ГРУППЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Учитель русского языка и литературы

Солдатова Г.В.

Тип урока: урок знакомства с новым материалом.

образовательная: познакомить учащихся с группамиодносоставных предложений.

Развивающая: развивать умение определять вид односоставного предложения, доказывать свое предположение.

Воспитательная: воспитывать любознательность, интерес к творчеству А.С.Пушкина, воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы.

Структура урока.

Приемы: беседа, самостоятельная работа, фронтальный и индивидуальный опрос, дифференцированный подход.

Формы работ: индивидуальная, парная, фронтальная, самостоятельная.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, портрет А.С.Пушкина, раздаточный материал (лабораторные листы).

Объяснение нового материала (работа с опорными конспектами).

Работа в парах по карточкам.

Организационный момент. (Слайд№1)

Девиз урока. (Слайд №2)

«Не стыдно не знать,

- Как вы понимаете данное высказывание?

-Вы с ним согласны?

- Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом. Начинаем работать.

Постановка проблемы.

- Для того, чтобы вспомнить прошлую тему урока и определить сегодняшнюю, япредлагаю вам решить кроссворд, а для этого нужно быть внимательными и активными.

- Работать мы сегодня будем в лабораторных листах. Заполните лабораторные листы. Запишите число.

Разминка. ( Слайд №3)

В качестве разминки вам следует разгадать кроссворд. Примеры для анализа я взяла из произведений русского поэта, гордости нашей литературы. Его имя необходимо узнать – это будет сделать нетрудно.

Если кроссворд заполните правильно, то в выделенных клеточках вы сможете прочитать название вида предложения по наличию главных членов. Это и будет темой нашего урока.

- Знакомо ли это предложение? Откуда оно? Кто автор стихотворения?

- Назовите вид этого предложения по интонации. Выразительно прочитайте, соблюдая правильную интонацию.(восклицательное)

Запись под диктовку:

- Подчеркните как члены предложения слова меня (№1), сосновых (№2), ты (№6), давно (№10), занесите в кроссворд под соответствующим номером названия этих членов предложения.

- Какие члены предложения вы знаете? (главные и второстепенные)

- Определите на слух вид предложения по наличию второстепенных членов предложения. Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился. Запишите вид предложения в кроссворд под (№3).

- Какие виды предложений по наличию второстепенных членов вы знаете?

(распространённое и нераспространённое)

Работа с предложением Зимы ждала, ждала природа.

- В клеточки кроссворда под ( №4) запишите термин, которым обозначается подчеркнутая часть предложения.(основа предложения)

- Определите, к какой части речи относится слово бег в предложении

Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня. (записаны в листах)

- Запишите название этой части речи в клеточки под(№5).(существительное)

- Запишите по диктовку предложение (один ученик у доски):

В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит.

Поясните графически постановку знаков препинания. (схема на доске)

Запишите под (№7) название части речи, перед которой поставили запятую. (союз)

- Определите на слух вид предложения по цели высказывания, запишите под (№8):

Караул, лови, лови, да дави его, дави!

- Какие еще виды предложений по цели высказывания вы знаете?

(повествовательное, вопросительное, побудительное)

Работа с предложениемУдивился старик, испугался.

- Название подчеркнутой группы членов предложения запишите в клеточки под (№11).

- Запишите под диктовку предложение Пора, красавица, проснись! (у доски)

Определите синтаксическую роль существительного красавица и запишите в клеточки под (№9).(обращение)

- Почему в этом предложении две запятые?

- Запишите предложение: Я помню чудное мгновенье…

- Определите вид предложения по наличию основ, запишите в кроссворд под (№12).(простое)

Сегодня мы вспоминали любимые произведения: стихи,сказки ,поэмы Пушкина.

- Расставьте знаки препинания, вспомните, как называется выделенное слово с точки зрения его синтаксической роли, и запишите под (№13).(обобщающее)

- Кроссворд разгадан, читаем, что получилось в выделенных клетках.

(односоставное)

Объяснение нового материала.

Об односоставных предложениях мы и будем говорить сегодня. Запишите тему урока: ”Односоставные предложения. Основные группы односоставных предложений”.

- Какие цели поставим на урок, чему мы должны сегодня научиться?

(читают цель на слайде)

1.Познакомиться с односоставными предложениями.

2. Научиться отличать односоставные предложений от двусоставных.

3. Познакомиться с видами односоставных предложений.

- Вы получите общее представление о видах односоставных предложений и будете учиться их различать.

-Чтобы решить первую задачу, я предлагаю вам поработать со следующими предложениями, в которых необходимо выделить грамматическую основу

Люблю грозу в начале мая.За рекой поют. Я помню чудное мгновенье.Зима.

- Какой вывод вы можете сделать?

- Скажите ,какие предложения мы уже изучали? (двусоставные)

- Ас какими предложениями мы ещё не знакомы?

- Какие предложения мы называем односоставными?

ОДНОСОСТАВНЫЕ предложения, т.е. такие предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена – подлежащего или

- А теперь обратите внимание на второстепенные члены в этих предложениях.

- Какой можно сделать вывод? (Как и двусоставные предложения односоставные могут быть распространёнными и нераспространёнными)

- Итак, вы уже знаете, что по своим грамматическим основам простые предложения бывают двусоставными и односоставными. В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов- подлежащего и сказуемого, причем оба эти члена необходимы для понимания смысла предложения. В односоставных же предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена, причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения или его вообще не может быть. Поэтому по форме главного члена односоставные предложения делятся на группы, а какие мы сейчас узнаем.

Работа с учебником. Чтение правила (стр.105)(Слайд №12)

Односоставные предложения делятся на две основные группы: 1) с главным членом подлежащим: 2) с главным членом сказуемым.

- Прочитайте в учебнике названия параграфов 21-23, на какие группы делятся односоставные предложения с главным членом сказуемым?

Группа односоставного предложения определяется тем, чем выражен главный член предложения. Прочитайте в указанных параграфах, какой частью речи выражается главный член предложения определенно-личного, неопределенно-личного, безличного.

- На какие группы делятся односоставные предложения с главным членом подлежащим?(параграф 24)

-Перед вами лежат карточки,на которых представлены группы односоставных предложений, вы можете ими пользоваться

- Всё, о чём мы говорили, я объединила в схему. Давайте ещё раз закрепим, читая схему. (Слайд№ 13)

- Сегодня мы с вами только перечислили виды односоставных предложений, а на следующих уроках мы более подробно познакомимся с каждым из них.

- Давайте на минуту отвлечёмся перед тем, как приступить к выполнению заданий на закрепление нового материала.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения.

Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти.

И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулаках, 2 - разжать кисти. Повторить 5раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями.

Гимнастика для глаз.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.

5 Закрепление.

1.Выборочный диктант.(Слайд 14)

- Итак, перед вами предложения, выпишите в ваши лабораторные листы через точку с запятой только грамматическую основу, определяя, чем выражены главные члены. (подлежащее или сказуемое).

Вижу горы и долины.(вижу-сказ.) о/л

Кому-то принесли от мастера ларец.( сказ.) н/л

Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы. ( сказ.) н/л

Одной рукой и узла не развяжешь.(сказ.)о/л

К вечеру похолодало.(сказ.)б/л

2. Укажите вид односоставных предложений:(Слайд№15)

1. После драки кулаками не машут.(ОБОБЩ-ЛИЧН.)
2. Ярмарка. Крещенский мороз.(НАЗ.)
3. От пруда потянуло холодом.(БЕЗ.)
4. Но, бывало, бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда.(О/Л)
5. Под вечер подморозило.(БЕЗ.)

6. На обломках самовластья напишут наши имена.(Н/Л)

3.Работа в парах по карточкам.

Определите вид односоставного предложения, докажите.

Что же говорят об этом удальце?

Не отходи от меня, друг мой

Определите вид односоставного предложения, докажите.

Люблю дымок спалённой жнивы.

Определите вид односоставного предложения, докажите.

Сегодня уже прохладно.

Определите вид односоставного предложения, докажите.

За лето небольшую сельскую школу отремонтировали.

- Представитель от каждой пары дает четкий ответ.

Домашнее задание.

Выписать из произведений А.С.Пушкина односоставные предложения (не менее десяти), определить их вид.

7.Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Мы сегодня познакомились с односоставными предложениями. Несколько следующих уроков мы посвятим более подробному изучению видов односоставных предложений, посмотрим, как и для чего они используются в разных стилях речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока комбинированного типа на изучение односоставных предложений.

Урок русского языка

в 8 классе на тему

Односоставные предложения.

Основные группы

односоставных предложений“

Учитель Ковалева В.А.

Тема урока: Односоставные предложения. Основные группы

односоставных предложений

расширить представления учеников о предложении, ввести понятие односоставных предложений,

формировать умение различать односоставные и двусоставные предложения,

дать понятие об основных группах односоставных предложений,

формировать умение распознавать вид односоставных предложений по значению,

развивать творческие способности учащихся,

воспитывать у учащихся чувство любви к родной природе средствами литературы, музыки, живописи.

Оборудование:

таблица Виды односоставных предложений,

репродукция картины,

тест по теме,

карточки с текстом,

раздаточный материал,

музыка П.И Чайковского.

Организационный момент

Слово учителя:

Наш урок будут сопровождать произведения литературы, музыки и живописи о

Подготовка к восприятию новой темы

1) Слово учителя:

2) Лингвистическая разминка

Проведём словарный диктант. У доски 2 ученика.

(Учитель диктует словосочетания)

Осенний пейзаж, талантливый композитор, большинство присутствующих, изобразительное искусство, поразить слушателей, грандиозный замысел, подлинно искусный, реставрация картины, удачная композиция, старательно исполнить, гениальный поэт, воплотить замысел, яркий колорит, музыкальный фестиваль, осуществить мечту.

Составьте предложения, используя данные словосочетания.

3) Синтаксический разбор предложений

Можем ли мы отправляться в путь? Да, если назовём, какие новые знания мы сегодня получим. Чтобы это узнать и получить билет-разрешение для восхождения на высоту горы “Знание”, запишем отрывок из стихотворения А. К. Толстого.

(Учитель диктует, у доски ученик)

Запад гаснет в дали бледно-розовой,

Звёзды небо усеяли чистое,

Соловей свищет в роще берёзовой,

И травою запахло душистою. (Повеств., невосклиц., сложное, с разными видами связи, состоит из 4-х простых предложений: 1 предл. – двусост., распр., 2 предл. – двусостав., распр., 3 предл. – двусостав., распр., 4 предл. – односостав., распр.)

- Сделаем синтаксический разбор этого предложения

Любое ли предложение содержит и подлежащее, и сказуемое?

По какому признаку вы определили, что 4-е предложение односоставное?

Об односоставных предложениях мы и будем говорить сегодня. Запишите тему урока: ”Односоставные предложения. Основные группы односоставных предложений”. Вы получите общее представление о видах односоставных предложений и будете учиться их различать.

4. Повторение, изучение и закрепление темы “Односоставные предложения”

У нас есть билет-разрешение, погода хорошая. Идём на вершину горы “Знание”.

Беседа

-Что же мы называем основой предложения?

- Можем ли мы решить, какой из этих членов предложения главнее?

- Разрешить спор нам поможет Константин Дмитриевич Бальмонт. (Перед учениками лежит отрывок из стихотворения “Безглагольность”, учитель читает его вслух.)

Карточка №1

Недвижный камыш. Не трепещет осока.

Глубокая тишь. Безглагольность покоя.

Леса убегают далёко-далёко.

Во всём утомленье, глухое, немое.

Войди на закате, как в свежие волны,

В прохладную глушь деревенского сада, -

Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,

И сердцу так грустно, и сердце не радо.

(Открывается текст отрывка, написанного на доске.)

- Найдём основы в предложениях. (Ученики выходят и подчёркивают основы.) В большинстве предложений отсутствует либо подлежащее, либо сказуемое.

- Скажите, смысл стихотворения вам ясен? О чём это стихотворение?

-Перед нами живой образ тихого летнего вечера. Значит, отсутствие одного из главных членов не мешает пониманию смысла предложения и текста в целом. И употребление таких предложений вполне оправданно.

-Как называются такие предложения?

-Дайте определение односоставным предложениям. (Предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого), называются односоставными.)

- Могут ли односоставные предложения быть распространёнными? Да, стихотворение Бальмонта содержит именно такие предложения. А нераспространёнными? Попытаемся сократить предложения:

Камыш. Тишь. Безглагольность. Утомленье. Войди. Грустно.

Общий смысл теряется, но каждое из этих предложений может существовать в определённом контексте.

Первая высота. Снежная лавина.

Для того чтобы разобраться в новом материале урока, необходимо уметь находить в предложении главные члены и определять виды сказуемого.

-Укажите предложения с составным именным сказуемым.

Карточка №2

Настала осень золотая. (Пушкин)

Природа трепетна, бледна. (Пушкин)

И снова начинал сеять дождь. (Бунин)

В саду становилось пустынно и скучно. (Бунин)

Вторая высота. “Ледяная трещина”.

Сейчас мы познакомимся с основными группами односоставных предложений.

Обратимся к учебнику. В §§20-24 найдите названия односоставных предложений. Назовите их.

(На доске вывешивается таблица с видами односоставных предложений)

Назовите виды односоставных предложений.

Перед вами карточка №3, по которой вы ознакомитесь со значением всех видов односоставных предложений.

Виды односоставных предложений

Предложения по строению грамматической основы делятся на двусоставные и односоставные. В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов - подлежащего и сказуемого. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена (либо подлежащего, либо сказуемого).

По значению односоставные предложения делятся на пять групп:

3. Обобщённо-личные, например: “Бездонную бочку водой не наполнишь”. То есть никто не сможет этого сделать. Эти предложения имеют значение обобщённого лица, т.е. указывать на то, что действие производится всеми, любым лицом.

В четырёх первых видах односоставных предложений единственным главным членом является сказуемое, а в назывных предложениях единственным главным членом является подлежащее.

(Затем учитель обращает внимание на таблицу, идёт коллективное ознакомление учащихся с видами односоставных предложений).

А сейчас потренируемся в определении видов односоставных предложений по их значению. ( Ученик выходит и выбирает карточку с фамилией поэта, на обороте – отрывок из его стихотворения)

Прочитаем отрывок и определим виды односоставных предложений.

(На парте лежит карточка №4 со всеми примерами)

С.А. Есенин. “Ночь” Ночь. Вокруг тишина.

Ручеёк лишь журчит.

Своим блеском луна

Всё вокруг серебрит.

(Читают каждое предложение и определяют вид. Записывают 1-е и 2-е предложение)

С.А. Есенин. “Пороша” Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Записывают 1-е и 2-е предложение

И.А. Бунин. “Не видно птиц…” Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

Записывают 1-е и 4-е предложение

Михаил Иванин. “Белое чудо” Вчера вокруг было черно,

А нынче снег лежит повсюду.

Скорее посмотри в окно

И полюбуйся белым чудом.

Записывают 1-е и 3-е предложение.

Все ли виды односоставных предложений представлены в поэтических примерах?

Для закрепления материала выполните задание и проверьте друг у друга.

(Перед учащимися – карточки с заданием)

Карточка №5

-В какой строке представлены все виды односоставных предложений?

Определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные, обобщённо-личные.

Определённо-личные, неопределённо-личные, односоставные, назывные, обобщённо-личные.

Определённо-личные, неопределённо-личные, составные глагольные, составные именные, назывные.

Назывные, распространённые, нераспространённые, восклицательные, невосклицательные.

(Идёт проверка)

Третья высота. Камнепад.

-Перед вами текст (карточка №6). Нам предстоит определить, какие предложения по строению грамматической основы здесь встречаются, а также указать вид односоставных предложений.

(Текст читается, определяется его тема и идея)

Карточка №6

…Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с тёплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева. Помню раннее, свежее, тихое утро… Воздух так чист, точно его совсем нет. Всюду сильно пахнет яблоками.

К ночи становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идёшь домой к ужину мимо садового вала. Темнеет.

Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, ещё раз пробежишь в сад.

А чёрное небо чертят огнистыми полосками падающие звёзды. Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!

На высоте

Нами преодолены все вершины, и вот мы на горе “Знание”.

Посмотрим вниз и попрощаемся с осенней природой: ведь совсем скоро наступит зима. Давайте продлим осень. Вспомним, с какой любовью о ней писал А.С. Пушкин.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

Легко и радостно играет в сердце кровь…

Пушкин не раз и в прозе, и в стихах повторял, что осень – его любимое время года.

-Послушайте, пожалуйста, отрывки из стихотворений поэта. Я постаралась взять такие, которые вам не встречались или мало знакомы. (Читают ученики.)

Вянет, вянет лето красно;

Улетают ясны дни;

Стелется туман ненастный

Ночи в дремлющей тени;

Опустели злачны нивы;

Хладен ручеёк игривый;

Лес кудрявый поседел;

Свод небесный побледнел.

2. …Настала осень золотая,

Природа трепетна, бледна,

Как жертва, пышна убрана…

3. Уж осени холодною рукою

Главы берёз и лип обнажены,

Она шумит в дубравах опустелых,

Там день и ночь кружится мёртвый лист,

Стоит туман на нивах пожелтелых,

И слышится мгновенный ветра свист.

4. Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Из годовых времён я рад лишь ей одной.

Перед вами - только что прозвучавший отрывок из стихотворения поэта. Посмотрите и определите, есть ли в нём интересующие нас сегодня предложения?

Карточка №7

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Из годовых времён я рад лишь ей одной.

Об одном только времени года пишет поэт, об осени. А какие разные картины!. Для каждого месяца свои краски. Это и начало осени, и золотая осень, и поздние осенние дни. Кажется, что поэт хочет заразить читателя своей особенной любовью к осени.

Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило “вдохновение”, особое состояние.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

Может, у вас тоже проснётся вдохновение?

Ваша задача – составить небольшой текст, сочинение-миниатюру об осени. Используйте в своём описании односоставные предложения.

А помогут вам картина нашего местного художника В.Н. Сергеева и музыка

П.И. Чайковского из цикла “Времена года”. Вслушайтесь в характер музыки, всмотритесь в полотно картины, вспомните стихи, рассказы о природе и в небольшой зарисовке отразите своё настроение.

(Самостоятельная работа)

-Прочитайте свои миниатюры. (Ученики читают и называют, какие односоставные предложения они употребили.)

Подведение итогов урока

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

-Что придают тексту односоставные предложения? (Выразительность, ёмкость, загадочную недосказанность.) Да, таким его делают именно односоставные предложения.

- Мы возвращаемся на турбазу, где сдаём своё снаряжение. Чтобы не забыть это трудное восхождение, вы получаете памятную открытку: это и есть ваше домашнее задание.

Списать стихотворение М.Ю.Лермонтова “И скучно, и грустно…”, выделить в каждом предложении грамматические основы, определить вид односоставных предложений.

Нам необходимо отметиться, что всё прошло благополучно.

Для этого ответьте на вопросы теста. (До конца урока учащиеся работают с тестом.)

Читайте также: