Основные функции языка 10 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Если откроем любой из учебников мы увидим более 20 функций языка.

10 функций(основные ведущие):

1. коммукативная( коммуникация общения) ;

2. мыслеформирующая(по другому конструктивная, прри помощи языка мы мысли думаем);

4. Апеллятивная(язык может служить средством призыва, побужденния к тем или иным действиям)реализуется в побудительных и вопросительных предложениях. "принеси мне эту справку", "вы устали?"и т.д.

5. Экспрессивная(подбором слов или интонацией выражаются чувства и эмоции человека)Мы помним что у нас есть не толлько нетральные но и слова эмоционально окрашенные.

"Дурак он, батенька" и т.д. Оценка какогго-либо факта содержащегося в самом слове.

6. Контактоустанавливающая(функция создания и поддержания контакта между собеседниками).Встречаемся мы со знакомым человеком, обязательно говорим "Привет", формулы приветсвия, прощания ни к чему не обязывающие фразы, разговор который позволяет следующий сигнал донести, я тебя знаю, я готов предложить обдщение, продолжить, но информации сейчас нет.

7.метаязыковая(функция из толкованния языковых фактов).Не знаем мы значенния слова нам объясняют енго при помощи других слов, через язык объясняем факт языка.

8. Эстетическая( функция эстетическогоо воздействия) кто тто говорит" я очень люблю Булггакова"" кто то говорит " Донцову люблю", человек получает эстетическое удовольствие от прочитанного. Или " я не могу читать Достоевского"- не работает функция эстетическая.

9. Функция индикатора- функция приинаджлежности к определенной группе людей, т.е как ктолько мы начали говорить, по нашей речи можно сказать многое, если одни и те же конструкции- речь бедна, если с нарушеннием ударений, речевые ошибки- показатель, один жаргон и без жаргона нет- сигнал, если гвоорим не так как в данной местности:растягиваем или прочее- человек носитель диалекта. т.е. по речи человека можно многое о нем сказать, отнести к определенным социальным группам.

10. Воздействие на адрессата( вот говорили говорили, достигли результата или нет, услащшили нас или нет, зря или нет, перекликается с функцией коммуникативной).

4. Язык и речь.

Что такое язык, что такое речь и в чем отличие этих двух слов.

Два этих термина были разгранничены в середине 19 века- швецарский линвист Фердинант Де.Сосюр.

Язык- система фонетических, грамматических, лексических единиц, являющиеся средством общения людей и выражения мыслей, чувств, волеизъявлений.

Речь- это практическое применение языка.

Независим от того знаем мы слово или нет, оно сущетсвует в реальности т.е в языке, факты языка закрепленны в словарях. Что такое речь? берем кирпичики, взяли из языка слова, например: "сегодня", "пара", "идти","трудно", организовали по закону языка: сегодня пара идет трудно- возникла речь. Возникли одновременно.

Еще раз- язык и речь эторазделени чисто условно. которое сделано условно.для того что бы сказать что речь индивидуальна и принадлежит каждому отдельно человеку, у одного чистая, у этого грязная(слова парзиты), у одногго выразительная, у другого нет( вот для чего разделение).

Язык естественный и искуственный.

Естественные- языки возникшие эволюционным путем( путем развития). При отсутсивии сознательного воздействия на них человека. Все языки которые возникли естественным путем- естественные языки. Русский, французский.

Искуственные- знаковые системы, созданные человеком, как вспомагательныее средства, для разных комммуникативных целей. В тех областях где применение естественного языка невозможно, затруднрено или мало эффективно.

Примеры: программировние, азбука морзе, язык глухонемых, все знакомые системы разных отраслей науки, символы(формулы), термины.

Цель урока: познакомить учащихся с ролью языка в жизни человека и общества.

Задачи: воспитывать любовь к родному языку; дать общее представление о нормах русского литературного языка; повторить сведения о разделах науки о языке, основные орфограммы, постановку знаков препинания в простом предложении.

I . Организационный момент.

На доске записан диалог.

- Сегодня я присутствую на первом уроке русского языка в 10 классе.

- И я присутствую сегодня на первом уроке русского языка в 10 классе.

- Как вы думаете: в диалоге, который записан на доске, используется одно предложение или два? (Мини- дискуссия).

- Правы те, кто увидел здесь два предложения, несмотря на однообразие лексики. И вот почему. Каждый из участников диалога сказал об одном и том же событии по – своему. Остаётся только добавить, что впервые чётко разграничил язык и речь швейцарский учёный Фердинанд де Соссюр, один из создателей лингвистики 20 века.

I I. Графический диктант.

1. Второй говорящий не повторил первое предложение, а создал своё.

2. Правда, модель предложения, написанного на доске, одна.

3. Разобравшись с данными примерами, мы можем соотнести язык и речь.

4. Все знания человека о мире закреплены в языке и выражены в общепонятных словах, словосочетаниях и предложениях.

5. Речь – использование языка в конкретной ситуации.

I I I. Беседа с классом.

- Давайте вспомним, какие три функции выполняет русский язык в современном мире.

1. Русский язык – это национальный язык русского народа, на котором созданы замечательные памятники искусства и литературы.

2. Русский язык – это государственный язык Российской Федерации.

3. Русский язык – это один из международных языков.

- Напомню вам, что в международных отношениях государства пользуются мировыми языками, провозглашёнными ООН в качестве официальных. Их шесть: английский, французский, русский, испанский, китайский, арабский.

I V. Объяснительный диктант.

Язык является основой для становления сознания человека, формирования его духовно- нравственных качеств и мировоззрения. Вместе с тем, язык – сокровищница национальной культуры народа, хранилище исторической памяти поколений. В языке отражаются идеалы народа, определяющие его единство и способность к воспроизведению самобытной этнической³ культуры. Именно поэтому неуважение к национальным языковым традициям влечёт за собой уничтожение духовности и культуры в обществе и, следовательно, его нравственную гибель.

(По О. В. Загоровской).

Этнический – прилаг., н. ф. – этнический, относит., в ед. ч., ж. р. , род. п

Этнический – относящийся к происхождению какого – нибудь народа (народности, племени), исторически сложившейся общности людей.

- Назовите причины, по которым русский язык может перестать быть хранилищем культуры народа и средством эстетического отражения действительности, а также осуществлять связь поколений.

1. Агрессивное воздействие со стороны американского варианта английского языка (СМИ, рекламы, массовой культуры и т. д.).

2. Резкое стилистическое снижение русской речи, её огрубление и вульгаризация, а также падение престижа подлинной речевой культуры.

V I. Знакомство с нормами русского литературного языка.

Нормами называются принятые в общественно – языковой практике образованных людей правила употребления слов, форм слов и предложений. Форма представляет собой единственно возможный или предпочтительный вариант правильного, образцового употребления слова, формы, конструкции.

1. Орфоэпические.

2. Лексические.

3. Грамматические (словообразовательные, пунктуационные, синтаксические).

4. Правописания (орфографические, морфологические).

1. Фронтальный опрос.

- Какие нормы отражают следующие правила:

а) произношения, ударения, использования интонации;

б) употребления слов и устойчивых сочетаний в точном соответствии с их значением;

в) образования слов;

г) образования форм слов разных частей речи;

д) построения словосочетаний и предложений;

е) употребления языковых единиц, наиболее уместных в данной речевой ситуации;

ж) написания слов и форм слов;

з) постановки знаков препинания?

- Как мы видим, нормы литературного языка связаны с основными разделами науки о языке. Перечислите эти разделы. ( Фонетика, лексика, стилистика, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация, орфография, культура речи).

- В следующих предложениях найдите случаи нарушения норм литературного языка. Запишите исправленный вариант.

1. Бытиё (бытие) по-прежнему определяет наше сознание.

2. В ближайшее время между предприятиями будут подписаны двусторонние договора (договоры).

3. Средства массовой информации диспутируют (дискутируют) о президентских выборах.

4. Благодаря наводнению (из-за наводнения) тысячи людей остались без крова.

5. Хочу подчеркнуть о том (то), что считаю наиболее важным.

V I I. Синтаксический разбор предложения.

- С помощью этого предложения мы подчеркнём важную мысль сегодняшнего урока.

Язык сберёг для нас нравственные законы, которыми следует руководствоваться в жизни.

(Пов., невосклиц., сложное, СПП, состоит из 2-х простых, 1 – двусост., распр., полное, 2 – односост., безличное, распр., полное).


  1. Письменно: какие качества (явления) осуждаются русским народом в пословицах, а какие – ценятся?

  2. Повторить правописание безударной гласной в корне слова.

Дидактический материал к уроку.

Роль языка в жизни общества.

Одно из условий, объединяющих людей, является наличие языка, способность их к речемыслительной деятельности.

Следовательно, язык – явление общественное.

Никто не знает тайны происхождения человеческого языка. Существует множество версий, научных гипотез о этом: одни доказывают, что язык – бесценный дар Бога; другие уверяют, что способность к речи пришла к человеку сама по себе; третьи утверждают, что язык появился в результате длительного многовекового превращения животных (обезьян) в человека. Четвёртые думают, что человеческий язык – это подарок какой-то космической цивилизации. И только в одном единодушны учёные: язык делает человека человеком и присущ язык именно человеческому обществу, научиться человеческому языку вне общества невозможно. Если

ребёнок растёт не с людьми, а в стае животных, то он никогда не научится говорить. Такие случаи известны. В 1920 году в джунглях были найдены в волчьем логове две девочки, которые прожили там довольно много времени. Они не только не умели разговаривать, но и вели себя, как настоящие зверята. За годы жизни среди людей девочки так и не смогли свободно говорить и делать то, что умеет ребёнок уже в 4 года. Этот и подобные факты доказывают, что язык присущ человеку о рождения, умение говорить формируется только в человеческом обществе.

Для чего нужен людям язык? Во- первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, т. е. он нужен как средство общения. Во- вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Все открытия и исследования в различных областях знания описаны словом, благодаря этому мы познакомились с учёными прошлого, их трудами.

В- третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог выразить чувство, поэтому мы и изучаем поэтическую речь.

Язык возник в глубокой древности из потребности общения людей в процессе их трудовой деятельности. Родной язык – это живая связь времён. Много интересного рассказывает нам язык о жизни народа в прошлом, рассказывает о настоящем. Много интересного рассказывает нам язык сам о себе – о том, что он постоянно изменяется, обогащается, развивается.

Меняется общественная жизнь, исчезают предметы быта – слова, их называющие, из общеупотребительных переходят в устаревшие, становятся историзмами (опричнина, верфь, соха, кольчуга, конка, кибитка и т. п.). Язык непрерывно пополняется, обогащается неологизмами, новыми словами (интернет, маркетинг, территориально-производственный комплекс).

Язык существует в двух формах: устной и письменной. И та, и другая имеют свои преимущества. Звуковой язык богаче письменного, так как в устной речи большое значение имеют интонация, ритмы, ритм, мимика, жесты. С помощью звуковой формы языка процесс общения происходит быстрее.

Письменная форма языка не боится ни времени, ни расстояния.

Функции русского языка в современном мире.

Двумя главнейшими, базовыми функциями любого языка являются: коммуникативная (язык – важнейшее средство человеческого общения) и когнитивная (познавательная). Принципиально важными являются также эмоциональная функция языка (быть одним из средств выражения чувств и эмоций) и метаязыковая (быть средством исследования и описания языка в терминах самого языка).

Рассмотрим одну из основных функций русского языка – коммуникативную.

Во-первых, русский язык является средством общения между людьми русской национальности во всём мире.

Во-вторых, русский язык – язык межнационального общения народов России. Россия – страна многонациональная. На её территории живут около 139 народов, говорящих на своём родном языке: калмыки, татары, цыгане, чуваши и др. В последние годы возрос интерес к возрождению языков малочисленных народностей России. Естественно, в такой ситуации нужен единый язык, который обеспечивает общение между народами.

В - третьих, русский язык является государственным языком в Российской Федерации. На нём ведутся дипломатические переговоры, распространяется официальная документация. Средства массовой информации (радио, телевидение) ведут передачи на русском языке.

В – четвёртых, русский язык – это один из мировых языков – рабочих языков Организации Объединённых Наций (ООН), язык общения между государствами.

Мировые языки охватывают международные сферы: дипломатию, мировую торговлю, туризм; на них общаются учёные разных стран, они изучаются в качестве иностранных в вузах и школах большинства стран мира, используются как рабочие языки в (ООН).

Официальными мировыми языками ООН признаёт русский, французский, английский, китайский, испанский, арабский и хинди. Любой официальный документ в ООн распространяется на этих языках.

Мировое значение русского языка обусловлено его богатством и выразительностью, а также тем, что на нём создана величайшая художественная литература.

Некоторые слова русского языка вошли в мировые языки. Заимствования из русского или через русский наблюдались с давних пор. Ещё в 16 – 17 веках европейцы узнали через русский язык такие слова, как блин, верста, боярин, изба, квас, кремль, копейка, царь и др. Позднее в Европе распространились слова декабрист, самовар, балалайка, частушка и др.

Богатство русского языка и созданной на нём литературы вызывает интерес к этому языку во всём мире. В США, Германии, Италии, Франции, Испании, Китае, в странах Африки и Латинской Америки не только студенты, но и взрослые люди на курсах изучают русский язык. Ради совместного ведения дел в новых экономических условиях, ради познавательных и туристических интересов расширяется круг людей, заинтересованных в овладении русским языком.

С целью обобщения и распространения опыта преподавания русского языка за рубежом ещё в 1967 году была создана в Париже Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).

По инициативе МАПРЯЛ в Москве проводятся олимпиады по русскому языку среди школьников мира. Первая Международная олимпиада была проведена в 1972 году.

Урок 2. Язык и его основные функции. Языки естественные и искусственные.

  • закрепление ранее изученного материала
  • знакомство с функциями языка
  • выработка умения находить отражение той или иной функции языка в тексте

Оборудование: доска, учебное пособие для 11-ых классов по русскому языку, план-конспект учителя

II. Объяснение нового материала

Язык – стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система членораздельных звуковых знаков, которая служит для целей коммуникации и способна выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире.

Упр. 2 . Прочитайте текст, определите стиль речи. Выпишите опорные слова .

Язык предназначен для того, чтобы служить орудием общения людей, быть эффективным и адекватным средством обмена информацией и ее накопления. Его структура подчинена задачам коммуникации, которая состоит в передаче и приеме мыслей об объектах действительности.

Для того чтобы осуществить свое назначение, язык должен соответствовать строю мышления. Поэтому не случайно, что основные единицы языка представляют собой аналоги категорий мысли: слово соответствует понятию, предложение – суждению. Благодаря наличию такого рода единиц язык формирует и организует знания человека об объективном мире, расчленяет их и закрепляет в человеческом сознании и памяти. В этом состоит второе, основное, неразрывно связанное с коммуникативным, назначение языка: он является орудием познания и отражения действительности, важнейшей формой абстрактного мышления.

Основные функции языка

  • Общения , так как автор беседует с читателем, делится своими мыслями, впечатлениями от увиденного ;
  • поэтическая , так как поэт облекает свои мысли в художественные образы с помощью эпитетов, метафор, речевого повтора, художественного обращения, инверсии;
  • экспрессивная , которая даёт возможность автору не просто сообщить об увиденном, а с помощью интонации выразить своё отношение;
  • коммуникативная : язык является средством общения людей, эффективным и адекватным средством обмена информацией и ее накопления;
  • мыслительная: язык является средством познания и отражения действительности, важнейшей формой осуществления абстрактного мышления;
  • познавательная: язык является средством образования понятий об элементах окружающей действительности и отношениях между ними.

Упр.3 . 1. Прочитайте текст. Какие функции языка реализуются в данном тексте? 2. Спишите, решая орфографические и пунктуационные задачи.

Как С олнце отд а ет свою энергию? Энергия излуча е тся С олнцем во всех направлениях. Пр е одолев 150 ми лл ионов километров , отд е ляющих нас от С олнца , лиш ь неб ольшая доля ее дост и гает З емли. Однако даже этого ко л ичества достато чн о , чтобы с о греть нашу планету и дать необ ходимую для подд ержания жизни энергию.

В коне чн ом сч е те исто чн ик этой гиган т ской силы – ат о мная , а , вернее , ядерная энергия. Высвоб о ждение атомной энергии в проце сс е рас щ епления ядра обы чн о предст а вляется нам каким-то новым явлением , поскольку человек совсем недавно научился упр а влять этим проце сс ом. В действительности же атомная энергия существу е т столько же , сколько существу ет В селенная. Ослепительная вспышка , и с пепеляющий жар , взрывная воздушная волна и опаснейшее излучение высок о й мощности – так происход и т освобождение энергии из атома. Ма сс а при этом пр е вращается в энергию.

Закон о мерность перехода ма сс ы в энергию выража е тся знаменитым ур а внением Альберта Эйнштейна е=мс 2 , т.е. энергия (в эргах) р а вна ма сс е (в граммах), умнож енн ой на квадрат скорости (в сантиметрах в секунду). Ур ав нение обратимо. В ур а внении впервые сформулирова н а идея о том , что энергия и масса – эквивалентные вел и чины и могут переходить одна в другую.

Упр.4. Рассмотрите таблицу. Ответьте на вопросы: Какова структура речевого акта? Какие частные функции языка выявляются с учетом структуры речевого акта?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА К УЧЕБНИКУ Л.М. РЫБЧЕНКОВОЙ

Язык как знаковая система

1.Орфографическая разминка.

- Начнём с орфографической разминки.

Мучиться от изжоги, надеть капюшон, мажорный лад, обжёг руку, деревянная трещотка, чопорный джентльмен, проповедовать шовинизм, услышать шорох из чащобы, бережёного Бог бережёт, тонкая бечёвка, жёваная бумажонка.

- Какое правило повторили? (Правописание шипящих после шипящих)

2.Определение темы.

- Приступим к теме урока. Ответьте на ряд вопросов.

(Это особая система знаков, которая служит средством общения людей друг с другом.)

- Запишем тему урока.

3.Работа по теме урока.

- Что же такое знак?

- Прочтём статью на стр. 5 и узнаем точное определение этого понятия.

- Так что же такое знак? (З – предметы и объекты, с помощью которых сто-либо сообщается или отличается одно от другого.)

- Обратите внимание на знак.

- Что перед вами. Опишите. (Надкусанное яблоко)

- А что означает этот знак? (Американская корпорация, производитель персональных и планшетных компьютеров, аудиоплееров, телефонов, программного обеспечения.)

- То есть каждый знак имеет 2 плана. Каких?

- Обратимся к статье на стр. 5.

- Так какие 2 плана есть у знака? (Означающее и означаемое)

- А любой ли предмет может исполнять функцию знака?

(Рисую двух человечков в кружке и перечёркиваю.)

Разумеется, нет. Я же не сказала вам, что это обозначение необходимости соблюдения дистанции. Для того чтобы предмет (или событие) получил функцию знака, стал что-то обозначать, человеку нужно предварительно договориться с другим человеком, получателем этого знака. Иначе адресат может просто не понять, что перед ним знак, не включится в ситуацию общения.

- Какие знаки вам известны? (Дорожные, государственные, денежные, жесты, мимика и т.д.)

Попытайтесь при помощи жестов и мимики передать следующий диалог:

- Пошли с тобой погуляем, а?

- Не могу, мне через полчаса должны звонить.

- Изучением всех знаков занимается такая наука, как семеотика.

- Итак, запишем определение язык, знака и семеотики.

- Выполним упражнение 1 на 5 стр.

(Да, так как каждый несёт в себе известную всем информацию.

эскалатор

выдача багажа

остановка автобуса


въезд запрещён

поворот направо/налево запрещён, разворот запрещён

стирка при температуре не более 40 градусов

запрет на замачивание и стирку, кипячение

https://prikolnye-kartinki.ru/img/picture/Aug/15/69bad8f6ea16b253ac11336e5e582973/5.jpg

запрет на отбеливание
виды спорта

ОСТАЛЬНЫИЕ ЗНАКИ НА ПОЛЯХ НЕ РАССМАТРИВАЕМ

Сюжет детективного рассказа: Герой одного детективного рассказа Артура Конан Дойла замечает у себя в саду ряд нарисованных мелом человечков. Это кажется ему детской забавой и не более – так сказать, мальчишеской пробой пера. И только наткнувшись на подобный рисунок еще и еще раз и заметив странную реакцию своей жены, он начинает понимать, что перед ним послания, зашифрованные тексты. И бежит за помощью к Шерлоку Холмсу.

Ответ на вопрос, является ли знаком последнее изображение: последний рисунок является знаком, т.к. его значение было известно не только тому, кто оставил послание, но и жене героя.

ВСЁ ВЫШЕ ПЕРЕЧИСЛЕННОЕ – НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ЗНАКИ

- Как вы думаете, является ли слово знаком? Ответить на этот вопрос вам поможет статья на стр. 6.

(Чтение статьи на стр. 6)

- Выполним упражнение 2.

ВСЁ ВЫШЕ ПЕРЕЧИСЛЕННОЕ – ВЕРБАЛЬНЫЕ ЗНАКИ

- Какие системы знаков вам известны?

- Когда предмет или событие становится знаком?

- И напоследок определите, что обозначают посылаемые мною знаки.

Некоторые жесты

1.Можно ли считать знаками следующие предметы: а) денежные купюры б) номерок за сдаваемую в гардероб верхнюю одежду в) серьгу в ухе г) авторучку в нагрудном кармане

пиджака? Проиллюстрируйте данными примерами основные свойства знака.

а) денежные купюры – да, они обозначают количество денег

б) номерок за сдаваемую в гардероб верхнюю одежду - означает, что вам должны отдать куртку, т. е, он ее и обозначает

в) серьгу в ухе - раньше-да. Например, серьгу вставляли казаку- последнему сыну в семье, моряку, обогнувшему мыс Горн

г) авторучку в нагрудном кармане пиджака? - смотря какую. Существуют наградные авторучки за научные достижения, или если эта ручка стоит как самолёт

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 10а классе.

Учитель МБОУ СОШ №3 сл.Б-Орловка:

Панчехина Инна Александровна.

Тема: Слово о русском языке.

ознакомить с учебником;

формировать навыки создания связного монологического высказывания на лингвистическую тему;

развивать навыки конспектирования и состав­ления плана ответа.

Круг вопросов:

функции языка в современном мире;

происхождение русского языка;

литературный язык как высшая форма существования языка;

нормированность литературного языка;

функциональные стили русского языка.

I. Вступление. Знакомство с учебником

(Учитель знакомит с учебником и его авторами).

- Перед вами учебник русского языка за 10-11 классы, его авторы известные исследователи русского языка Нина Григорьевна Гольцова и Игорь Викторович Шамшин.

Наши уроки будут особыми. Учиться можно ещё очень многому: дополнять уже полученные знания, чтобы повысить грамотность, языковую культуру, достойно сдать Единый государственный экзамен по русскому языку.

- Откройте оглавление на с. 283.

- Скажите, что в содержании учебника для вас уже знакомо, а что является новым.

- А теперь откройте учебник на с. 267. Как видите, в конце учеб­ника есть приложения.

Обе эти памятки наверняка не раз вам помогут.

— Если же слова, правописание или произношение которого вас интересует, нет в приложениях, где вы найдете сведения о нем? (В орфоэпических словарях.)

- А теперь откройте учебник на с. 8. Вы видите здесь сокраще­ния и условные обозначения.

Обратите внимание на то, какими значками в учебнике будут отмечаться наиболее важные сведения о языке, исторические ком­ментарии, упражнения по стилистике, по развитию речи, вопросы и задания, а также диктанты, — все это облегчит вашу дальнейшую работу с учебником.

II. Работа по теме урока

Работа начинается с чтения эпиграфа и его анализа.

Прочитайте эпиграф на с.5. Вспомните, что называется эпиграфом. Для чего он используется в тексте? Какова его основная мысль? Как оформляется эпиграф?

-Прочитайте вступительную статью на с.5-8.

-Докажите, что вступительная статья является текстом.

-Определите тип текста. Какие ещё типы речи вы знаете?

-Укажите стилевую принадлежность текста. Какие ещё стили вы знаете?

(Данный текст - научно-популярная разновидность научного стиля. В современном русском языке обычно выделяют книжные стили (научный, деловой, общественно-публицистический) и разговорный).

-Кого называют основоположником современного русского литературного языка? Почему?(А.С.Пушкина).

(Вводная часть учебника (с. 5-8) является теоретической, что позволяет закрепить на ее основе навыки конспектирования научной статьи и составления плана ответа.

Перед началом работы учитель напоминает ученикам основные правила конспектирования, объяснив, что это один из видов учебной работы в вузе. Основные правила конспектирования раздаются ученикам на листах в качестве памятки).

Памятка. Правила конспектирования:

1. Внимательно прочтите текст.

2. Разделите текст на основные смысловые части.

3. Выделите главную мысль текста.

4. Обозначьте основные выводы текста.

5. Письменно изложите тезисы текста. Можете цитировать или излагать тезисы своими словами, передавая основное содержание прочитанного.

6. Включите в конспект не только основные положения, но и аргументы, подтверждающие их. Не забывайте и о примерах, иллюстрирующих аргументы. Главное – записывайте их сжато, но точно.

7. В конспекте допускаются сокращения. Сокращать можно только слова и даже предложения при условии, что это не несёт ущерба смыслу текста.

Лекция учителя:

1. Язык – система словесного выражения мыслей, обладающая определённым звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей. Литературный я. (общенародный язык, грамматика, лексика, произношение и т.п. которого соответствуют принятым нормам). (Современный толковый словарь русского языка. Спб.: Норинт, 2001. С. 957)

2. Русский язык как один из славянских языков

Русский язык входит в группу славянских языков, которые образуют отдельную ветвь в индоевропейской семье языков и делятся на три подгруппы.

Читайте также: