Осень поэт художник композитор урок музыки 2 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Регулятивные - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять учебную цель, самостоятельно планировать и оценивать свои действия.

Познание разнообразных явлений

окружающей действительности. Отношение человека к природе. Понимание единства деятельности композитор, исполнитель, слушатель, произведение искусства.

Словарь урока: балет, задумчиво, печально, уныло, тоскливо

Ресурсы урока: - рабочие листы для учащихся (на каждого ученика или на пару);

- листы самооценки (на каждого ученика - цветные карточки) или для работы в парах, музыкальная палитра ( 1 комплект на парте)

- мультимедийная техника: компьютер, проектор , синтезатор, музыкальный центр.

1 этап. Орг. момент

2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

-Скажите, о чём нам может рассказать музыка?

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

-О каком времени года эта загадка?

-Вы любите природу? А, что же вам нравится в ней?

-Расскажите о самом ярком своём впечатление, которая произвела на вас природа?

-Человек, видя, слыша, переживая различные явления природы пропускает свои чувства через себя.

-А, что нужно художнику для создания своих произведений?

-А, что нужно композитору?

- А, что нужно поэту?

-Художник- воспевает красоту природы в цвете.

Композитору - нужны звуки.

-А теперь посмотрите на свои волшебные листочки, (рабочие листы) которые у вас в волшебных тетрадях, посмотрите внимательно и

сформулируйте тему и цель урока и соедините линиями картинки изображённые на ваших рабочих листках.(Осень- поэт, художник, композитор)Слайд№2,№3

- А вот почему изображён вопрос вы ответите позже. И ещё вы можете в течение урока записывать в него имена и фамилии знаменитых людей, с которыми мы встретимся на нашем уроке, названия произведений, которые вам понравится.

- Мы с вами проследим взаимодействие музыки, поэзии и живописи в создании образа осени.

Деятельность учащихся

- участвуют в обсуждении;

- отвечают на проблемные вопросы;

- формулируют предполагаемую тему и цель урока

- Рассматривают рабочие (сказочные) листы и выполняют задание

3 этап. Актуализация знаний

-О красоте осени создано огромное количество музыкальных произведений, стихотворений, написано очень много картин.

-Мастера искусства словно соревнуются между собой: кто лучше расскажет нам об этом сказочном и волшебном времени года!

- откройте учебник на странице 20-23

- Выразительно прочитайте стихотворение

-Следит за правильностью и за выразительным чтением произведения.

-Слушая стихи ваши предположения подтвердились?

- А кто ещё хочет прочесть произведение об осени?

- Слушая произведения поэтические об осени, какие картины вы себе представили? В какой цвет вы окрасите осень? Поднимите цветную карточку.

-Ребята, а для кого из вас осень- любимое время года?

- Мне хочется рассказать вам одну очень интересную историю про одного очень грустного художника. Для него тоже осень была любимым временем года, которому он посвятил очень много своих картин. Хотите послушать эту историю? Слайд№4

- Очень часто осень называют художницей, почему?

- Картину родной природы особенно хорошо чувствуют художники.

-Если вы захотите написать картину, какой основной цвет будет присутствовать в ваших картинах? Поднимите карточку.

-Внимательно рассмотрите репродукции картин в своих учебниках.

- Можно ли сказать, что настроение этих произведений похоже?

Как и художники, композиторы тоже сочиняли музыку о природе, писали песни и в частности об осени, а какую песню о осени вы знаете?

- Как вы думаете, почему композитор дал такое название?

- Какое настроение в песне?

- Как это показано в музыке?

- Давайте исполним песню ярко и весело, а чтобы получилось красиво, я предлагаю настроить свой голос.

-Мы отправимся с вами в лес. Приходилось ли вам когда-нибудь гулять в осеннем лесу или парке? Закройте глаза, а теперь откройте Мы с вами пришли в осенний лес.

-Сделаем глубокий вдох через нос, вдохнём свежего осеннего воздуха(3раза) не поднимая плеч.

-В осеннем лесу прохладно, замёрзли наши ручки, погреем их. (выдохнем через рот на руки ( 3раза).Вдох через нос, а выдох через рот.

-Молодцы! Вспомните, как шелестит листва? (ш-ш-ш-)

-Задул лёгкий ветерок(в-в-в-)

-А вот зафырчал ёжик!

-Слышите выстрелы охотников в далеке?(кх-кх-кх)

-Нам немного страшно и боязно (а-а-а-)

-Ну, а теперь давайте споём песенку!

-Какую песенку мы с вами выучили на прошлом уроке?

-О чём эта песня, какой характер произведения?

- В какой цвет вы окрасите своё настроение от исполненной песни? Поднимите цветную карточку.

- работа над дикцией.

- Дети читают название и автора произведения.

Высказывают свои предположения.

-Чтение произведения хорошо подготовленным учеником.

- Дети поднимают цветную карточку.

- ответы детей (Весёлая песенка)

- Дети поднимают цветную карточку.

- дети поднимают цветную карточку индивидуально

- Как и художники, многие великие музыканты посвящали свои произведения осени. Наверное нет на нашей планете места , куда осень не заглядывает. В России самая красивая и такая разная осень, разноцветная осень.

- Что вы почувствовали, когда слушали эту музыку? (дети пользуются эмоциональным словарём)

- Как вы думаете, что рисует нам композитор своей музыкой?

-Какой показана осень в музыкальном произведении? (Музыкальный анализ)

-Сейчас мы с вами ещё раз прослушаем это произведение. Возьмите свои листочки, которые вы сами изготовили дома. и при звучании музыки выберите движения, которые вам захотелось бы показать. Попробуйте изобразить нашу героиню.

-От чего будет завесить ваш выбор?

-Молодцы ребята! Мне очень понравилось, вы все были похожи на волшебную Фею осени.

- ответы детей и пластическое интонирование

(продолжение изучения новой темы)

-Что вы на ней видите?

- Какое настроение вы видите на этой картине?

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

-Как вы думаете, получилось рассказать об осени и нарисовать ее у художника, поэта, композитора? А что нужно было каждому, чтобы выразить свои чувства.

-Какие произведения искусства об осени создают поэты, художники и композиторы?

-Представьте, что вы критики, чья картина получилась удачнее, кто больше всего понравился художник, композитор, поэт?

-ответы детей (стихи, картины, музыку)

каждый по - своему увидел и изобразил картину осенней природы, используя свои средства выразительности.

- ответы детей (произведение искусства)

7 этап. Рефлексия и оценивание

- Времена года- поэт, художник, композитор, всё вместе это …

- Вот мы и ответили на вопрос, который изображён у вас в рабочих листках. Это произведение искусства. И поэт и художник, и композитор изобразили своими средствами выразительности свои чувства о весне.

- Давайте споём песню, которую мы с вами выучили на прошлом уроке. Она есть у вас в рабочих тетрадях. Откройте тетради, если кто- ещё плохо знает слова.

- Ребята, а как вы оцениваете своё настроение, в какой цвет вы его окрасите, поднимите карточку.

*сегодня я узнал…

*я выполнял задания…

*я почувствовал, что…

*у меня получилось …

*урок дал мне для жизни…

- ответы детей (произведение искусства)

- дети выполняют задание.

- дети поднимают цветную карточку.

8 этап. Домашнее задание

-Дома вы нарисуйте героев нашего урока, подберите соответствующее рисунку стихотворение и песню.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

№ п. / п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Психологический настрой

-Сейчас начинается музыкальный урок.

Об этом сказал веселый звонок.

-Сказал, заливаясь на ноте высокой.

Друзья, поздравляю с началом урока!

-Ребята, сегодня урок музыки проведу у вас я, меня зовут – Кристина Сергеевна.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте хорошей работы на уроке.

Желают друг другу хорошей работы на уроке

Мотивация учебной деятельности.

Целеполагание

-Представьте, что вы знаменитые композиторы, и вам нужно написать музыку об осени, какой бы она могла быть?

Хорошо, ребята, а теперь, давайте представим, что вы известные художники, какими красками вы бы нарисовали осенний пейзаж?

-Да, а эти краски были бы яркими или наоборот, серыми и тусклыми?

-А теплые или холодные оттенки вы бы использовали?

-Я думаю, у нас бы получились замечательные картины

-А сейчас, ребята, вы стали талантливыми поэтами, вы хотите написать стихотворения об осени, какие слова вы бы использовали?

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрой, стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют.

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

-Итак, ребята, посмотрите на доску, что вы видите?

-Давайте, подумаем, что поможет композитору описать осень?

-Соедините стрелками слово с соответствующим изображением.

-Подумайте, а при помощи чего художник изображает осень?

Правильно, соедините стрелками.

-Хорошо, ребята, что поможет поэту изобразить осень?

-Да, соедините стрелками.

-Итак, ребята, как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

-Правильно, ребята, тема урока – осень – поэт, художник, композитор.

-Какие задачи вы поставите перед собой на сегодня?

-Я уверена, что эти задачи вы обязательно выполните!

Тихой, громкой, быстрой, плавной, скачкообразной

Красными, зелеными, серыми, желтыми, оранжевыми,

Золотая, ранняя, поздняя, красивая, багряная, дивная, теплая, тихая, дождливая

Поэта, художника, и композитора, слова, картинки

При помощи красок

Осень-поэт, художник, композитор

Узнать новое и интересное, выучить новую песню, повторить, кто поэт, художник, композитор

Актуализация

-А теперь, ребята, сядьте красиво, выпрямите спинки, закройте глаза, и прислушайтесь к тишине.

(в течение 10-15 секунд в классе устанавливается полная тишина).

-Скажите, что вы почувствовали при прослушивании произведения?

-О чем вам рассказала музыка?

-Куда привела вас музыка?

-Хорошо, ребята, вы были композиторами, помните, какие слова вы использовали, чтобы описать осень?

-Давайте еще раз прослушаем произведение. Сядьте правильно, выпрямите спинки, руки положите на колени и на парты.

-Итак, ребята, кто готов мне назвать название произведение и имя композитора, который его написал.

-А теперь послушайте биографию о жизни композитора.

-Сергей Прокофьев с самого детства был окружен музыкой. Мама Мария Григорьевна играла различные произведения Шопена, Бетховена. В 5 лет Сережа сочинил фортепианную пьесу.

-Ребята, скажите, сколько вам сейчас лет?

-Скажите, а чем вы увлекаетесь в свободное от школы время?

-Хорошо, а композитор Сергей Сергеевич увлекался театром, литературой и шахматами.

-Также он был почетным профессором Московской государственной консерватории.

-Был награжден различными премиями и наградами.

- Ребята, скажите, что у меня в руках?

-Да, эту сказку написал Шарль Пьеро, если вы захотите прочитать эту сказу, то вы можете взять книгу в библиотеке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок содержит в себе различные межпредметные связи. Интегративный подход дает возможность раскрыть его в полной мере. Здесь сливаются во едино музыка и литература, музыка и поэзия, музыка и математика. Не смотря на "грустное" время года, рассматриваемое на уроке, у детей остается хорошее настроение от урока. Ваша фантазия, теплая атмосфера в классе, творческая коллективная работа принесут Вам и детям массу хороших впечатлений.

Открытый интегрированный урок по музыке во 2 классе учителя музыки Квачевой О.М

по программе (В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак) 08.10.14г.

Тема: Осень: Поэт-художник-композитор.

Задачи урока:

дать учащимся представление о средствах, которыми пользуются творческие люди для создания произведений искусства;

познакомить с русскими классическими произведениями;

воспитывать любовь к культурным ценностям России;

воспитывать уважение к творчеству русских поэтов, художников и музыкантов;

развитие психических и ритмо-пластических процессов во время пения, творческого мышления, культуры общения, культуры слушания, внимания и наблюдательности.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид урока: интегрированный

Оборудование и оформление урока: интерактивная доска, музыкальный плеер, презентация, портреты художника И.Левитана, П.И.Чайковского, А.Плещеева.

Новые слова и термины: творческие люди, цикл, произведение искусства.

СЛАЙД -1- Незнайка

Организационный момент:

- Какие времена года вы знаете?

- А какое время года у нас с вами сейчас?

Домашнее задание:

-Недавно мы изучали тему Осенины. Кто мне скажет, что значит слово Осенины?

Вот мы и подошли вплотную к теме нашего урока, который свяжет воедино осень, поэта, художника и композитора.

СЛАЙД 1 –тема урока: Осень: поэт-художник-композитор

Для того, чтобы создать образ осени-красавицы, каждый творческий человек использует определенные средства. Что нужно каждому из них, чтобы создать образ осени-красавицы мы постараемся определить. У вас на столе лежат карточки, которые мы должны правильно разложить.

СЛАЙД – поэт, художник, композитор

(работа с карточками)

Итак, что нужно композитору для создания произведения искусства? Поэту? Художнику?

СЛАЙД - Проверим себя.

Давайте прочитаем стихотворение на стр. 22 . Написал это стихотворение А.Плещеев.

СЛАЙД -2 Плещеев А.

А теперь внимательно рассмотрите репродукции картин. Можно ли сказать, что настроение у этих произведений похоже? Почему?

Для одного Грустного художника осень была любимым временем года, которому он посвятил множество своих картин. И о нём я хочу рассказать вам историю.

Началась эта истории в 1860г, когда в одной бедной семье появился на свет очень талантливый мальчик, который любил рисовать. Но вскоре его родители умерли и он остался один-одинёшенек. Тоскливо и грустно стало ему жить, да и жизнь у него наступила невесёлая. Он мечтал стать художником, а на художника нужно было учиться ох как долго и дорого.

У Грустного художника не было ни родных, ни близких, ни друзей, которые могли бы ему помочь. Он часто бывал голоден, ходил в старой рваной одежде, а тёплой одежды вообще не имел.

В том доме, где он вырос, у него не было даже своего угла, поэтому, став учеником художественного училища он часто оставался ночевать в его стенах. Устраивался под лавкой и старался забиться подальше, чтобы его не заметил и не выгнал злой сторож.

Трудно пришлось Грустному художнику, но всё же он стал настоящим мастером! Все, кто видел его картины, признавали, что ещё никто не умел изображать природу так, как он.

Этот художник не любил Солнце, оно казалось ему чересчур ярким и мешало наслаждаться природой. Поэтому чаще всего он изображал дождливые, пасмурные дни, вечер или своё любимое время года- осень, когда солнца становится совсем мало.

Все картины, которые вы видите – это работы этого художника. Его имя- Исаак Левитан.

Мы познакомились с поэтом, с художником, а теперь время пришло познакомиться с композитором –П.И. Чайковским. .

Прослушайте пьесу Октябрь (Осенняя песнь). Какое настроение у этого произведения?

Давайте все встанем и споем песню с движениями, это будет наша…

СЛАЙД - Незнайки с задачей

Теперь мы можем вернуться к нашему гостю Незнайке и помочь решить задачку.

Вот условие его задачи.

Красных листиков – 10 шт.

Желтых листиков – 10 щт.

Зеленых листиков – 10 шт

Если листики равномерно распределить по веткам, сколько листиков всего будет на дереве? И что еще произойдет с деревом?

Эту задачу каждый решит самостоятельно. У вас на столах лежат стволы деревьев. Возьмите карандаши или фломастеры и нарисуйте на дереве столько листиков, сколько цветов указано. А ствол дерева раскрасьте в коричневый цвет.

Ребята, поднимите свои решенные задачки вверх. Кто мне скажет ответ ?

У нас получилась красивая осенняя лесная полянка.

-Какие произведения искусства об осени создают поэты, художники, композиторы?

Урок музыки: Поэт, художник, композитор (осень)

Жила-была хозяйка Осень
В волшебном замке золотом,
Бродила вдоль притихших просек
Дружила с ветром за окном.
Кроила сказки из тумана
И шила нитками дождя,
В мир удивительный и странный
Всех за собою уводя…

- Ребята, тема нашего урока - Осень. Осень вдохновляла художников, композиторов, поэтов создавать прекрасные произведения, рассказывая об осени краской, музыкой, словами.

- Вот и закончилось лето с длинными жаркими днями и короткими звёздными ночами, с грозами и ливнями, с разноцветной радугой и утренней росой, с ягодами, грибами, цветами. Неужели с уходом лета и настроение теперь будет грустное? Осенью погода бывает пасмурной, хмурой, дождливой. Ребята, вам хочется, чтобы наступила осень? (Ответы детей).

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах, -
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идём, -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть это
Улетает наше лето…

- Ребята, какое настроение автора вы почувствовали? (Радость, удивление, восхищение, немного грусти…)

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Тучи небо кроют, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья,
Птички улетели в тёплые края…

- Какие чувства были у автора. Когда он писал это стихотворение? (Грусть, печаль, уныние, разочарование, тоска…)

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий луч, и первые морозы.
И отдалённые седой зимы угрозы.

1. Какими словами поэт называет осень? Какие слова подбирает для её описания? (В багрец, золото одетые леса; редкий солнца луч; первые морозы…)

2. А если бы вы были поэтами, какие бы слова вы подобрали, чтобы рассказать о волшебной поре – осени? (Рассказы детей.)

3. Ребята, а если бы вы были композиторами, какую бы вы сочинили музыку об осени: грустную или весёлую? (Ответы детей.)

- Ребята, как вы думаете, а по музыкальному произведению можно догадаться о настроении композитора? Давайте попробуем. Музыку написал русский композитор Пётр Ильич Чайковский.

1. Какая музыка прозвучала: весёлая или грустная?

2. Какие чувства, настроение она у вас вызвала? (Грусть, печаль.)

4. Какой композитор сочинил эту музыку?

1. А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали осенние пейзажи? (Ответы детей.)

2. Ребята, а с помощью рисунка можно выразить своё настроение? (Ответы детей.)

- Правильно. По рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах, мечтах.

- Ребята, посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые листочки берёз, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий полуувядший цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над ним.

1. А вы бы хотели оказаться на этом лугу?

2. Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей.)

- Правильно. Всё на этой картине как будто золотое: пышное убранство берёз, яркий солнечный свет осеннего дня…

1. Какие приметы осени вы видите на этой картине?

2. Какое небо? (Яркое, солнечное, голубое, прохладное.)

3. Какой день изображён на картине: ясный или пасмурный? (Ясный.)

4. Есть ли на небе облака? Какие они? (Белое облачко.)

5. Как вы думаете, какое настроение у берёз? (Весёлое, радостное, они гордятся своими золотыми платьями.)

- А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у цветка? (Он радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно.)

- А теперь отгадаем, с каким настроение художник рисовал эту картину. (С хорошим, весёлым. Радостным, светлым, восторженным и немного грустным.)

- Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Придумайте название своему рассказу. Расскажите об осеннем дне, небе, об облаках, о солнце, о берёзах, об одиноком цветке и о голубом ручейке. (Рассказы детей.)

- Мы слушали стихи, музыку, рассматривали картины. Стихи, картины, музыкальные пьесы – всё это произведения искусства.

  • Поэт сочиняет стихи.
  • Художник пишет картины.
  • Композитор сочиняет музыку.

Замечательный русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев писал не только сложнейшие произведения для взрослых, но и детскую музыку, предназначенную для самых маленьких. Он очень любил сказки.

1. Вы знаете эту сказку?

2. Назовите главных героев этой сказки.

3. Куда отправилась главная героиня этой сказки? (На бал.)

4. Какой показана осень в музыкальном произведении?

5. Отрывок из какого балета мы сейчас слушали?

6. Какой композитор сочинил музыку к этому балету?

На этом уроке мы увидели, услышали, как изображают осень поэты, художники, композиторы в своих произведениях искусства. Наш урок закончен, но осень продолжает дарить нам много удивительных сюжетов для новых творческих открытий.

Примерный рассказ
Наступила осень. Тоненькие берёзки с белыми стволами нарядились в ярко-жёлтые платья. Дует лёгкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце. Смотришь на берёзы и удивляешься, как это зелёные листочки превратились в золотые. По лугу протекает тёмно-синяя река. Вода уже стала холодная. На изгибе реки стоит одинокая красавица берёза, ярко-жёлтая и ровная, как свечка. Вдалеке виднеются зелёно-коричневые деревья, ярко-зелёное поле и несколько деревенских домиков.
Небо голубое-голубое с лёгким облачком. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всём: словно горит и переливается золотом листва, играя в солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени можно догадаться, в какой стороне находится солнце.
На берегу реки расцвёл осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все цветы уже отцвели.

Читайте также: