Осел и лошадь конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель: развитие способностей художественного вкуса.

^ К.Д. Ушинский “Лошадь и осел”

Прекрасная сильная лошадь без всякой поклажи и тяжело навьюченный осел шли по дороге за своим хозяином. “Любезная лошадь,– сказал осел,– возьми на себя хоть маленькую часть моей ноши: я задыхаюсь под тяжестью!” Лошадь гордо отказалась. Вздохнул бедный осел и, опустив уши, побрел далее, но, протащившись еще кое-как с версту, пошатнулся, упал и издох. Теперь только увидел хозяин, как он был несправедлив к бедному животному и что напрасно баловал он сильную молодую лошадь. Погоревал хозяин, попенял на себя, но делать нечего, надо было ехать далее. И вот он навьючил всю ослиную ношу на гордую лошадь, да еще прибавил к ноше ослиную кожу, которой не захотел оставлять воронам.

– Поделом мне, – подумала лошадь: – если бы я сжалилась над моим бедным ослом, то и он был бы жив, да и мне не пришлось бы так тяжко.

^ Л.Н. Толстой “Осел и лошадь”

У одного человека были осел и лошадь. Шли они по дороге. Осел сказал лошади: “Мне тяжело, не дотащу я всего, возьми с меня хоть немного. Лошадь не послушалась. Осел упал от натуги и умер. Хозяин как наложил все с осла на лошадь, да еще и шкуру ослиную, лошадь и взвыла: “Ох, горе мне, бедной, горюшко мне несчастной, не хотела я немножко ему подсобить, теперь вот все тащу. Да еще и шкуру”.
^ Ход занятия:


  • Увлечение оценочными эпитетами, в какой-то степени раскрывающими позиции автора, его отношение к описываемому (лошадь – прекрасная, сильная, молодая, осел – бедный; диссонансом в этом случае, если выражать отношение к ослу, звучит слово “издох”, у Толстого об осле говорится, что он “умер”).

  • Некоторая витиеватость, литературность языка, например: “Любезная лошадь”, – сказал осел. ”, использование непонятных для детей слов и оборотов (“хозяин попенял на себя”).

  • Громоздкость синтаксических конструкций, затрудняющих понимание смысла, содержания текста. Повествованию Ушинского свойственны некоторые вычурность, манерность, театральная аффектация.

  • Толстовские тексты, и это не является исключением, лаконичны, логичны. Он живописует скупыми точными мазками, создавая живую картину. Язык его прост, понятен; не раздражает читателя. По сравнению с текстом Ушинского, его текст обладает удивительной стройностью; у него в тексте отсутствуют сетования хозяина на то, что он был несправедлив к ослу и баловал лошадь.

  1. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения / сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая). – М. : Педагогика, 1989.

  2. Толстой, Л.Н. Полное собрание сочинений : в 90 т. – Т 8, 21, 22, 30, 46. – М., 1928–1958.

  3. Педагогические сочинения Л.Н. Толстого / под ред. Е.А. Медынского, Н.А. Константинова, Н.Н. Гусева ; сост. и авт. вступ. ст. В.А. Вейкшан. – М., 1953.

Литература о Л.Н. Толстом
Кудрявая, Н. В. Лев Толстой о смысле жизни. Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л. Н. Толстого. – М., 1993.

Семенов, В. Д. Социальная педагогика : история и современность. – Екатеринбург, 1993.

Шадская, А. В. Мир “Азбуки” Льва Толстого : кн. для учителя / А. В. Шадская, В. Б. Ремизов, Н. А. Трофимова, И. В. Ежов. – Тула, 1995.
Публикации в периодических изданиях
1. Арзамасцева, И. Литература детей: CONTRA : (Детское творчество) / И. Арзамасцева // Детская литература. – 2003. – N 3. – С. 9-12, 16-17 : ил. – Библиогр. : с. 17 (7 назв.).

3. Бабинцева, И. Н. Прогнозирование как фактор стимулирования творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения: программа "Литературное чтение" I-IV классы / И. Н. Бабинцева // Начальная школа. – 2000. – N 8. – С. 20-35.

4. Бак, Д. Внеклассное чтение: [о современных литературных студиях] / Д. Бак // Октябрь. – 2003. – N 3. – С. 181-182.

6. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение в четырехлетней начальной школе: [образовательная программа] / Л. А. Ефросинина // Начальная школа. – 2000. – N 8. – С. 36-41.

7. Колесникова, О. И. Филологические основы работы над стихотворным произведением на уроках литературного чтения / О. И. Колесникова // Начальная школа. – 2000. – N 11. – С. 6-13.

9. Минькова, В. Н. Достучаться до сердца ребенка: [уроки литературного чтения] / В. Н. Минькова // Начальная школа. – 2000. – N 11. – С. 26-30.

13 Савенков А. И. Детская одаренность и цели домашнего образования / А. И. Савенков // Одаренный ребенок. – 2002. – N 1. – С. 62-76.

14. Свирская, Л. Большая книга увлечений / Л. Свирская // Обруч. – 2003. – N 3. – С. 29-31.

*Паремия – церк. нравоучительное слово. (Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1994. – Т. 3. – С. 18.)

* "юхванство"– стремление в юношеские годы в походке, в манере поведения, во внешнем виде, в приемах физического труда, в том числе и в речи – походить на яснополянского работника Юхвана.

Здравствуйте, ребята! Подравняйтесь, настройтесь на работу на уроке. Садитесь.

Отдых наш кончается,

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

Настраиваться на работу

Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

Постановка учебной задачи

Практический – чтение стихотворений

Словесный – строят речевое высказывание

-О каком поэте мы говорили на предыдущем уроке? (А.С.Пушкин)

-Кем его считаю? (славой и гордостью нашей Родины.)

-Давайте еще раз прочитаем отрывок из произведения на странице 93.

-Может быть кто-то еще хочет его рассказать наизусть, кто еще не рассказывал?

-Давайте прочитаем еще три его замечательных стихотворения.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.

Цветы поблёкли;
Деревья голы:
Сады заглохли,
Печальны долы.

И птиц не слышно,
Все улетели.
В последний раз весне
Песню спели.

Осень! Небо тучно.
Дождик льет,
Печально, скучно
Время идет.

-Что объединяет эти стихотворения? (о природе)

-Можно ли сказать, что при написании этих стихотворений у автора было одинаковое настроение? (нет). Почему? (разное время года)

-Что хотел автор передать нам в первом стихотворении? ( зима-прекрасное время года, хотя и холодное)

-Мы знаем, что А.С.Пушкин родился и жил какое-то время в Москве. А кто из вас знает, кто из писателей родился и провел свое детство в Ясной Поляне под Тулой?

-Правильно, это был Л.Н.Толстой. Сегодня мы познакомимся с его жизнью поближе, а также будем читать его замечательные рассказы, которые вы дома должны были прочитать выразительно.

Поддерживать учебный диалог

Изучать дополнительный материал

Представлять время года

Рассуждать о стихотворениях

Формулировать тему и знакомится с целями урока

П: формулировать ответы и выводы

К: слушать и понимать речь других

Р:понимать, что такое цели изучения раздела и где в учебнике они зафиксированы

Р: принимать и сохранять учебную задачу

К: слушать и понимать речь других

Решение частных задач

Словесный – слово учителя

-Л.Н.Толстой прожил в Ясной Поляне более шестидесяти лет, был свидетелем и участником многих исторических событий.

В Ясной Поляне им были задуманы и написаны многие произведения.

-Какую книгу-учебник он написал для детей? (Азбуку)

-Л.Н.Толстой пишет много занимательных рассказов. Среди них много былей.

-Кто знает, что такое быль? (это маленький рассказ, в котором говорится о том, что было на самом деле.)

-Кто желает прочитать первый рассказ? Второй?

-Осёл и лошадь. Прочитайте этот текст.

-Почему лошади стало очень тяжело? (не захотела помочь ослу , так помимо всего она и его шкуру ей тащить пришлось)

-Что вы можете о ней сказать? (ответы)

Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:

- Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось - и вправду набежал волк.

Мальчик стал кричать:

- Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его.

Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.

-Почему волку удалось загрызть все стадо? (понял, что ему бояться нечего)

-Как люди относятся к лгунам? (не верят, не уважают)

- Как мужик убрал камень (читает учитель)

На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать этот камень и сколько это будет стоить.

Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его, и что это будет стоить 8000 рублей; другой сказал, что под камень надо подвести большой каток и на катке свезти камень, и что это будет стоить 6000 рублей.

А один мужик сказал: “А я уберу камень и возьму за это 100 рублей”.

У него спросили, как он это сделает. И он сказал: “Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землею”.

Мужик так и сделал, и ему дали 100 рублей и еще 100 рублей за умную выдумку.

-Что можете сказать о мужике? (сообразительный, умный)

А теперь встанем и немного разомнемся.

Поддерживать учебный диалог

Обдумывать поведение мальчика

Искать смысл рассказа

Искать ответ на вопрос

К: слушать и понимать речь других

К: знать ранее изученные правила

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции.

П: анализируют объекты

Решение частных задач

Словесный – отвечают на вопросы

Практический –изучение произведения

Словесный – ответы на вопросы

Наглядный – рассматривают картинки

Словесный – отвечают на вопросы

Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.

Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

— Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

-На доске написаны слова:

Глупый, слабый, бесполезный, лживый, плохой

-Подберите к ним антонимы. Что такое антонимы? (противоположные по значению слова)

(умный, сильный, нужный, честный, хороший).

-Может ли человек быть только хорошим или плохим?

-В каждом человеке есть две половинки: белая и черная. Важно, какую человек открывает в себе больше, каким он хочет быть.

Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал:

— Нынче покос, возьми грабли и пойдём, пособи мне.

А сыну не хотелось работать, он и говорит:

— Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли?

Только он пошёл по двору, наступил на грабли; они его ударили в лоб.

Тогда он и вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб и говорит:

— И что за дурак тут грабли бросил!

-Какие мысли у вас возникли по поводу поведения ученого сына?

-А для чего учитесь вы?

Делиться собственным мнением

Поддерживать учебный диалог

Делиться своими мыслями

Обдумывать личный смысл учения

П: формулировать ответы и выводы

П: осмысленно читают текст

К: аргументировать свое мнение

П: осознанно строить ответ в устной форме

К: учитывать мнения своих одноклассников

К: аргументировать собственное мнение

П: строить речевые высказывания в устной форме.

-Дома почитайте выразительно рассказы К.Д.Ушинского

Записывать задание на дом

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Словесный – ответы на вопросы

-Как вы думаете, каких хотел видеть детей Л.Н.Толстой? (грамотных, добрых, отзывчивых, честных).

-Что на сегодняшнем уроке вам особенно понравилось?

-Молодцы, вы хорошо потрудились.

Подводить итоги урока

Р: осуществляют итоговый контроль

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Береза Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, обсыпает ветки Новым серебром.

Весенний вечер Тихо струится река серебристая В царстве вечернем зеленой весны. Солнце садится за горы лесистые. Рог золотой выплывает луны.

Осень Цветы поблёкли; Деревья голы: Сады заглохли, Печальны долы. И птиц не слышно, Все улетели. В последний раз весне Песню спели. Осень! Небо тучно. Дождик льет, Печально, скучно Время идет.

Лев Николаевич Толстой

Лгун. Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать: - Помогите, волк! Волк! Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось - и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: - Сюда, сюда скорей, волк! Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо. -Почему волку удалось загрызть все стадо? (понял, что ему бояться нечего) -Как люди относятся к лгунам? (не верят, не уважают)

Глупый Слабый Бесполезный Лживый плохой

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по математике на тему: "Деление суммы на число" 3 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по математике на тему: "Деление суммы на число" 3 класс (конспект + презентация).


Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Постройка и реальность " 2 класс. (Конспект+ презентация)

Цель данного урока: продолжать знакомство учащихся работать с бумажной пластикой; составить коллективную работу "Наш двор".


Учебно- методический комплект по Обучению грамоте на тему "Правописание ЖИ- ШИ" 1 класс (конспект+ презентация)

Учебно- методический комплект по Обучению грамоте на тему "Правописание ЖИ- ШИ" 1 класс (конспект+ презентация).


Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание ЧУ- ЩУ" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание ЧУ- ЩУ" 1 класс (конспект + презентация).


Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Особенности диалогической речи " 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Особенности диалогической речи " 1 класс (конспект + презентация).


Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Проект «Живая Азбука" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Проект «Живая Азбука" 1 класс (конспект + презентация).


Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого, его произведениями, совершенствование навыков выразительного чтения, развития устной речи и логического мышления

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

формирование устойчивых учебных мотивов, потребности к новым знаниям, интереса к изучению литературного чтения через открытие новых знаний;

развитие доброжелательности, умение соотносить поступки с моральными нормами, оценивать свои и чужие поступки;

способствовать расширению познавательной сферы школьника: внимание, восприятие, мышление, речь;

формировать культуру общения, навыки коллективного труда;

готовность к сотрудничеству с учителем и учащимися;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: способность формулировать и удерживать учебную задачу, установка на поиск способов разрешения трудностей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, осознанно и произвольно строить речевые высказывания: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, в художественном тексте, логические – соотносят поступки героев со своими собственными поступками.

Коммуникативные: развивать умения работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Выразительно читать рассказы Л.Толстого.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

уметь самостоятельно читать рассказы Л.Н.Толстого, определять смысл поступков героев, приводить примеры (составлять небольшие рассказы) на определенные жизненные ситуации.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование к уроку:

2. Презентация по викторине А.С. Пушкина

3. Выставка книг для детей Л.Толстого

4. Презентация о жизни Л.Н.Толстого

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Использованная литература:


При чтении этого произведения перед нашими глазами предстаёт безрадостная картина. Осёл, влача тяжелую ношу, просит помощи у Лошади. Отказ и нежелание со стороны Лошади помочь Ослу в конечном итоге оборачивается против нее же самой. Испытывая перегрузки, Осёл не выдерживает и падает замертво. А кому теперь везти груз?

Это прозаическая басня, для которой характерен краткий, ясный слог. В ней, как и в большинстве басен, действующие лица – животные. Благодаря простым образам нам становится понятней мораль, которую хотел донести до нас автор.

Грустный сюжет про Осла и Лошадь восходит еще ко временам Эзопа. Использовал его в своем творчестве и известный французский поэт Жан де Лафонтен.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Читайте также: