Осел и лошадь конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
Цель: развитие способностей художественного вкуса.
^ К.Д. Ушинский “Лошадь и осел”
Прекрасная сильная лошадь без всякой поклажи и тяжело навьюченный осел шли по дороге за своим хозяином. “Любезная лошадь,– сказал осел,– возьми на себя хоть маленькую часть моей ноши: я задыхаюсь под тяжестью!” Лошадь гордо отказалась. Вздохнул бедный осел и, опустив уши, побрел далее, но, протащившись еще кое-как с версту, пошатнулся, упал и издох. Теперь только увидел хозяин, как он был несправедлив к бедному животному и что напрасно баловал он сильную молодую лошадь. Погоревал хозяин, попенял на себя, но делать нечего, надо было ехать далее. И вот он навьючил всю ослиную ношу на гордую лошадь, да еще прибавил к ноше ослиную кожу, которой не захотел оставлять воронам.
– Поделом мне, – подумала лошадь: – если бы я сжалилась над моим бедным ослом, то и он был бы жив, да и мне не пришлось бы так тяжко.
^ Л.Н. Толстой “Осел и лошадь”
У одного человека были осел и лошадь. Шли они по дороге. Осел сказал лошади: “Мне тяжело, не дотащу я всего, возьми с меня хоть немного. Лошадь не послушалась. Осел упал от натуги и умер. Хозяин как наложил все с осла на лошадь, да еще и шкуру ослиную, лошадь и взвыла: “Ох, горе мне, бедной, горюшко мне несчастной, не хотела я немножко ему подсобить, теперь вот все тащу. Да еще и шкуру”.
^ Ход занятия:
Увлечение оценочными эпитетами, в какой-то степени раскрывающими позиции автора, его отношение к описываемому (лошадь – прекрасная, сильная, молодая, осел – бедный; диссонансом в этом случае, если выражать отношение к ослу, звучит слово “издох”, у Толстого об осле говорится, что он “умер”).
Некоторая витиеватость, литературность языка, например: “Любезная лошадь”, – сказал осел. ”, использование непонятных для детей слов и оборотов (“хозяин попенял на себя”).
Громоздкость синтаксических конструкций, затрудняющих понимание смысла, содержания текста. Повествованию Ушинского свойственны некоторые вычурность, манерность, театральная аффектация.
Толстовские тексты, и это не является исключением, лаконичны, логичны. Он живописует скупыми точными мазками, создавая живую картину. Язык его прост, понятен; не раздражает читателя. По сравнению с текстом Ушинского, его текст обладает удивительной стройностью; у него в тексте отсутствуют сетования хозяина на то, что он был несправедлив к ослу и баловал лошадь.
Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения / сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая). – М. : Педагогика, 1989.
Толстой, Л.Н. Полное собрание сочинений : в 90 т. – Т 8, 21, 22, 30, 46. – М., 1928–1958.
Педагогические сочинения Л.Н. Толстого / под ред. Е.А. Медынского, Н.А. Константинова, Н.Н. Гусева ; сост. и авт. вступ. ст. В.А. Вейкшан. – М., 1953.
Литература о Л.Н. Толстом
Кудрявая, Н. В. Лев Толстой о смысле жизни. Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л. Н. Толстого. – М., 1993.
Семенов, В. Д. Социальная педагогика : история и современность. – Екатеринбург, 1993.
Шадская, А. В. Мир “Азбуки” Льва Толстого : кн. для учителя / А. В. Шадская, В. Б. Ремизов, Н. А. Трофимова, И. В. Ежов. – Тула, 1995.
Публикации в периодических изданиях
1. Арзамасцева, И. Литература детей: CONTRA : (Детское творчество) / И. Арзамасцева // Детская литература. – 2003. – N 3. – С. 9-12, 16-17 : ил. – Библиогр. : с. 17 (7 назв.).
3. Бабинцева, И. Н. Прогнозирование как фактор стимулирования творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения: программа "Литературное чтение" I-IV классы / И. Н. Бабинцева // Начальная школа. – 2000. – N 8. – С. 20-35.
4. Бак, Д. Внеклассное чтение: [о современных литературных студиях] / Д. Бак // Октябрь. – 2003. – N 3. – С. 181-182.
6. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение в четырехлетней начальной школе: [образовательная программа] / Л. А. Ефросинина // Начальная школа. – 2000. – N 8. – С. 36-41.
7. Колесникова, О. И. Филологические основы работы над стихотворным произведением на уроках литературного чтения / О. И. Колесникова // Начальная школа. – 2000. – N 11. – С. 6-13.
9. Минькова, В. Н. Достучаться до сердца ребенка: [уроки литературного чтения] / В. Н. Минькова // Начальная школа. – 2000. – N 11. – С. 26-30.
13 Савенков А. И. Детская одаренность и цели домашнего образования / А. И. Савенков // Одаренный ребенок. – 2002. – N 1. – С. 62-76.
14. Свирская, Л. Большая книга увлечений / Л. Свирская // Обруч. – 2003. – N 3. – С. 29-31.
*Паремия – церк. нравоучительное слово. (Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1994. – Т. 3. – С. 18.)
* "юхванство"– стремление в юношеские годы в походке, в манере поведения, во внешнем виде, в приемах физического труда, в том числе и в речи – походить на яснополянского работника Юхвана.
Здравствуйте, ребята! Подравняйтесь, настройтесь на работу на уроке. Садитесь.
Отдых наш кончается,
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
Настраиваться на работу
Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.
Постановка учебной задачи
Практический – чтение стихотворений
Словесный – строят речевое высказывание
-О каком поэте мы говорили на предыдущем уроке? (А.С.Пушкин)
-Кем его считаю? (славой и гордостью нашей Родины.)
-Давайте еще раз прочитаем отрывок из произведения на странице 93.
-Может быть кто-то еще хочет его рассказать наизусть, кто еще не рассказывал?
-Давайте прочитаем еще три его замечательных стихотворения.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.
Цветы поблёкли;
Деревья голы:
Сады заглохли,
Печальны долы.
И птиц не слышно,
Все улетели.
В последний раз весне
Песню спели.
Осень! Небо тучно.
Дождик льет,
Печально, скучно
Время идет.
-Что объединяет эти стихотворения? (о природе)
-Можно ли сказать, что при написании этих стихотворений у автора было одинаковое настроение? (нет). Почему? (разное время года)
-Что хотел автор передать нам в первом стихотворении? ( зима-прекрасное время года, хотя и холодное)
-Мы знаем, что А.С.Пушкин родился и жил какое-то время в Москве. А кто из вас знает, кто из писателей родился и провел свое детство в Ясной Поляне под Тулой?
-Правильно, это был Л.Н.Толстой. Сегодня мы познакомимся с его жизнью поближе, а также будем читать его замечательные рассказы, которые вы дома должны были прочитать выразительно.
Поддерживать учебный диалог
Изучать дополнительный материал
Представлять время года
Рассуждать о стихотворениях
Формулировать тему и знакомится с целями урока
П: формулировать ответы и выводы
К: слушать и понимать речь других
Р:понимать, что такое цели изучения раздела и где в учебнике они зафиксированы
Р: принимать и сохранять учебную задачу
К: слушать и понимать речь других
Решение частных задач
Словесный – слово учителя
-Л.Н.Толстой прожил в Ясной Поляне более шестидесяти лет, был свидетелем и участником многих исторических событий.
В Ясной Поляне им были задуманы и написаны многие произведения.
-Какую книгу-учебник он написал для детей? (Азбуку)
-Л.Н.Толстой пишет много занимательных рассказов. Среди них много былей.
-Кто знает, что такое быль? (это маленький рассказ, в котором говорится о том, что было на самом деле.)
-Кто желает прочитать первый рассказ? Второй?
-Осёл и лошадь. Прочитайте этот текст.
-Почему лошади стало очень тяжело? (не захотела помочь ослу , так помимо всего она и его шкуру ей тащить пришлось)
-Что вы можете о ней сказать? (ответы)
Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:
- Помогите, волк! Волк!
Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось - и вправду набежал волк.
Мальчик стал кричать:
- Сюда, сюда скорей, волк!
Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его.
Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.
-Почему волку удалось загрызть все стадо? (понял, что ему бояться нечего)
-Как люди относятся к лгунам? (не верят, не уважают)
- Как мужик убрал камень (читает учитель)
На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать этот камень и сколько это будет стоить.
Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его, и что это будет стоить 8000 рублей; другой сказал, что под камень надо подвести большой каток и на катке свезти камень, и что это будет стоить 6000 рублей.
А один мужик сказал: “А я уберу камень и возьму за это 100 рублей”.
У него спросили, как он это сделает. И он сказал: “Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землею”.
Мужик так и сделал, и ему дали 100 рублей и еще 100 рублей за умную выдумку.
-Что можете сказать о мужике? (сообразительный, умный)
А теперь встанем и немного разомнемся.
Поддерживать учебный диалог
Обдумывать поведение мальчика
Искать смысл рассказа
Искать ответ на вопрос
К: слушать и понимать речь других
К: знать ранее изученные правила
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции.
П: анализируют объекты
Решение частных задач
Словесный – отвечают на вопросы
Практический –изучение произведения
Словесный – ответы на вопросы
Наглядный – рассматривают картинки
Словесный – отвечают на вопросы
Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.
Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:
Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:
— Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.
Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:
Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.
Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.
-На доске написаны слова:
Глупый, слабый, бесполезный, лживый, плохой
-Подберите к ним антонимы. Что такое антонимы? (противоположные по значению слова)
(умный, сильный, нужный, честный, хороший).
-Может ли человек быть только хорошим или плохим?
-В каждом человеке есть две половинки: белая и черная. Важно, какую человек открывает в себе больше, каким он хочет быть.
Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал:
— Нынче покос, возьми грабли и пойдём, пособи мне.
А сыну не хотелось работать, он и говорит:
— Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли?
Только он пошёл по двору, наступил на грабли; они его ударили в лоб.
Тогда он и вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб и говорит:
— И что за дурак тут грабли бросил!
-Какие мысли у вас возникли по поводу поведения ученого сына?
-А для чего учитесь вы?
Делиться собственным мнением
Поддерживать учебный диалог
Делиться своими мыслями
Обдумывать личный смысл учения
П: формулировать ответы и выводы
П: осмысленно читают текст
К: аргументировать свое мнение
П: осознанно строить ответ в устной форме
К: учитывать мнения своих одноклассников
К: аргументировать собственное мнение
П: строить речевые высказывания в устной форме.
-Дома почитайте выразительно рассказы К.Д.Ушинского
Записывать задание на дом
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
Словесный – ответы на вопросы
-Как вы думаете, каких хотел видеть детей Л.Н.Толстой? (грамотных, добрых, отзывчивых, честных).
-Что на сегодняшнем уроке вам особенно понравилось?
-Молодцы, вы хорошо потрудились.
Подводить итоги урока
Р: осуществляют итоговый контроль
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Береза Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, обсыпает ветки Новым серебром.
Весенний вечер Тихо струится река серебристая В царстве вечернем зеленой весны. Солнце садится за горы лесистые. Рог золотой выплывает луны.
Осень Цветы поблёкли; Деревья голы: Сады заглохли, Печальны долы. И птиц не слышно, Все улетели. В последний раз весне Песню спели. Осень! Небо тучно. Дождик льет, Печально, скучно Время идет.
Лев Николаевич Толстой
Лгун. Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать: - Помогите, волк! Волк! Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось - и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: - Сюда, сюда скорей, волк! Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо. -Почему волку удалось загрызть все стадо? (понял, что ему бояться нечего) -Как люди относятся к лгунам? (не верят, не уважают)
Глупый Слабый Бесполезный Лживый плохой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методический комплект по математике на тему: "Деление суммы на число" 3 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по математике на тему: "Деление суммы на число" 3 класс (конспект + презентация).
Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Постройка и реальность " 2 класс. (Конспект+ презентация)
Цель данного урока: продолжать знакомство учащихся работать с бумажной пластикой; составить коллективную работу "Наш двор".
Учебно- методический комплект по Обучению грамоте на тему "Правописание ЖИ- ШИ" 1 класс (конспект+ презентация)
Учебно- методический комплект по Обучению грамоте на тему "Правописание ЖИ- ШИ" 1 класс (конспект+ презентация).
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание ЧУ- ЩУ" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание ЧУ- ЩУ" 1 класс (конспект + презентация).
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Особенности диалогической речи " 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Особенности диалогической речи " 1 класс (конспект + презентация).
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Проект «Живая Азбука" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Проект «Живая Азбука" 1 класс (конспект + презентация).
Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого, его произведениями, совершенствование навыков выразительного чтения, развития устной речи и логического мышления
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование устойчивых учебных мотивов, потребности к новым знаниям, интереса к изучению литературного чтения через открытие новых знаний;
развитие доброжелательности, умение соотносить поступки с моральными нормами, оценивать свои и чужие поступки;
способствовать расширению познавательной сферы школьника: внимание, восприятие, мышление, речь;
формировать культуру общения, навыки коллективного труда;
готовность к сотрудничеству с учителем и учащимися;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: способность формулировать и удерживать учебную задачу, установка на поиск способов разрешения трудностей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, осознанно и произвольно строить речевые высказывания: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, в художественном тексте, логические – соотносят поступки героев со своими собственными поступками.
Коммуникативные: развивать умения работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Выразительно читать рассказы Л.Толстого.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
уметь самостоятельно читать рассказы Л.Н.Толстого, определять смысл поступков героев, приводить примеры (составлять небольшие рассказы) на определенные жизненные ситуации.
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование к уроку:
2. Презентация по викторине А.С. Пушкина
3. Выставка книг для детей Л.Толстого
4. Презентация о жизни Л.Н.Толстого
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Использованная литература:
При чтении этого произведения перед нашими глазами предстаёт безрадостная картина. Осёл, влача тяжелую ношу, просит помощи у Лошади. Отказ и нежелание со стороны Лошади помочь Ослу в конечном итоге оборачивается против нее же самой. Испытывая перегрузки, Осёл не выдерживает и падает замертво. А кому теперь везти груз?
Это прозаическая басня, для которой характерен краткий, ясный слог. В ней, как и в большинстве басен, действующие лица – животные. Благодаря простым образам нам становится понятней мораль, которую хотел донести до нас автор.
Грустный сюжет про Осла и Лошадь восходит еще ко временам Эзопа. Использовал его в своем творчестве и известный французский поэт Жан де Лафонтен.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Читайте также: