Орієнтування в часі конспект заняття

Обновлено: 06.07.2024

Учити розумінню контрастних частин доби: день, ніч, ранок, вечір. Учити розуміти рух часу з опорою на заняття дітей протягом доби: уранці встаємо, умиваємося, робимо зарядку; вдень займаємося, граємо, гуляємо; увечері йдемо додому; вночі усі сплять.

Учити виконувати практичні дії згідно з поняттями "швидко-повільно" з використання ігор типу "Пройди по короткій доріжці повільно, а по довгій швидко".

Результати освітньої та корекційно-розвивальної роботи: дитина:

- встановлює прості відношення між предметами за формою, кольором, величиною;

- знаходить предмет за вказаними властивостями, порівнює і узагальнює;

- самостійно виявляє відношення рівності і нерівності шляхом практичного порівняння, користується відповідною термінологією;

- самостійно визначає просторові і часові відношення;

- при виконанні завдань може допускати деякі помилки, але при цьому помічає їх і самостійно виправляє;

- застосовує уміння з виявлення властивостей і відношень в різних видах діяльності.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект НОД по ФЭМП на тему " Ориентировка во времени" для старшей группы.

Цель: Закреплять умение детей ориентироваться во временном пространстве.

Развивающие: Закреплять временные отношения у детей старшего дошкольного возраста с целью использования времени рационально и точно.

Развивать смекалку, память.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свой ответ.

Воспитывающие : воспитывать у детей целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

Методическая приемы: Игровой прием – использование сюрпризных моментов,

дидактические игры и упражнения.

Словесный прием – напоминание, указание, индивидуальные

Оборудование: Доска, мольберт, мяч, цветок, лазер, звездочки, шары, картинки времен года, дней недели, частей суток, картинки незнайки (10шт), указка,

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Речевое развитие, Безопасность, Здоровье, Музыка.

Ход занятия.

Дети входят в группу, здороваются.(проходят на ковер)

Вос-ль: Ребята. Сегодня у нас необычный день, мы с вами отправимся в путешествие во времени. В пути нас ожидает много интересного и увлекательного.

Вос-ль: закрывайте глаза, мы отправляемся.

(звучит космическая музыка, включается лазер),

Порядок свой имеет все на свете

День за днем идет, идет.

Время движется вперед.

За зимой бежит весна,

Следом осень к нам идет

День за днем, из года в год

Время движется вперед.

(Пустить шарики к потолку, название планеты)

Появляется Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята, что привело вас на мою планету?

Дети: Здравствуй, Незнайка.

Вос-ль: Незнайка, мы совершаем путешествие во времени.

Незнайка: Я так рад, как вы вовремя появились здесь. У нас на планете потерялась самая яркая звезда, а на ее месте остался большой красивый цветок с непонятными знаками. (показывает его)

Вос-ль: Незнайка, можно нам посмотреть цветок?

Незнайка: Да, можно. (отдает цветок )

Вос-ль: Ребята, посмотрите, эти знаки нам знакомы, я думаю, мы сможем помочь Незнайке, найти потерявшуюся звезду.

Незнайка : Ой, как хорошо! А я могу помочь вам?

Незнайка: Я знаю, где находится эта станция, но сначала надо пройти все станции времени.

Вос-ль : Какую первую надо пройти?

( Включить музыку, дети проходят за столы, садятся на стульчики)

Вос-ль : (Смотрю на цветок), На этой станции нам надо выполнить 2 задания.

Вос-ль : Вы готовы их отгадать?

Солнце село. Свет погас.

Спать пора всем. Поздний час.

Улетел уж вечер прочь,

А за ним крадется. (ночь).

Что прогоняет ночь прочь? (утро)

Мы уже зеваем сладко,

Тени тут и там снуют.

Чистим зубы для порядка

И готовимся ко сну. (вечер)

С зарей родился, чем больше рос,

Тем меньше становился. (день)

Вос-ль: Ребята, скажите, о чем говориться в загадках?

Ответы: В загадках говориться о частях суток.

Вос-ль: А сколько частей в сутках?

Ответ: В сутках четыре части.

Вос-ль : Кто перечислит части суток.

Ответы: Утро, день, вечер, ночь.

Вос-ль : У вас на столе лежат картинки, вы должны выложить одну целую картинку из частей суток, начиная с начала дня

(работа с раздаточным материалом ),

Дети выкладывают картинку суток.

Инд работа, спрашиваю 2-3х человек, перечислить какие части суток они выложили.

Вос-ль : Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

Незнайка. Справились, ура. Теперь мы найдем звездочку.

Незнайка : Конечно, знаю, это совсем рядом.

Вос-ль : Так, давайте туда отправимся.

Посмотреть на часы время.

Незнайка. Вот, она станция Дней недели.

Воспитатель: читает задание: перечислите дни недели

Незнайка: А-а-а, я знаю дни недели. Вот послушайте стихотворение.

читает стих: Воскресенье – день веселья,

потом среда – это ерунда,

а потом суббота – погулять охота.

Вос-ль: Ребята, о чем прочитал стих-е Незнайка?

ответы детей: Незнайка прочитал стих-е о днях недели.

Вос-ль: Скажите, какие дни недели Незнайка не назвал?

полные ответы: Незнайка не назвал - понедельник, хорошо, кто скажет, какие дни недели еще не назвал Незнайка?

Ответы: вторник, четверг, пятница, воскресенье.

Незнайка : Ребята, а вы все знаете дни недели?

Ответы детей: да, мы знаем все дни недели.

Дни недели пролетели, Что запомнить мы сумели? Первый день недели - Это . (понедельник). Подметает дворник? Значит, это . (вторник). С кошками беседу Проведем мы в . (среду). Черепаший фейерверк После дождичка в … (четверг). Ничего не ладится? Это, братцы, . (пятница). Запрягают бегемота? Это, видимо, … (суббота). Много шуток и веселья? День последний, … (воскресенье). Мы теперь расскажем всем: Дней в неделе ровно семь!

Незнайка: Вот это да, как интересно, А что, дни недели всегда друг за другом идут.

Вос-ль : Да, у каждого дня свое место в недели.

Взять Указку

Воспитатель : Ребята, давайте с вами еще раз посчитаем, сколько дней длится неделя.

(показать поезд, дети все вместе считают кол-во вагонов)

Вос-ль: Молодцы вы правильно посчитали.

Даня, сколько длится неделя?

Ответы: неделя длится 7 дней.

Вос-ль : Ребята, скажите, какой сегодня день недели?

ответы детей: Сегодня день недели – вторник

Вос-ль : Правильно, сегодня у нас вторник.

А какой день недели будет завтра? завтра будет день недели среда.

Какой день недели будет послезавтра? послезавтра будет четверг.

Какой день недели был вчера? Вчера был день недели - понедельник,

Какой день недели был позавчера? Позавчера было воскресенье.

(Ответы детей, хвалю за правильный ответ)

Вос-ль : Вот видишь Незнайка, ребята знают не только последовательность дней недели, но они могут назвать день сегодняшний, завтрашний, вчерашний.

Незнайка : Ура, мы сейчас найдем звездочку.

Вос-ль: Не спеши Незнайка. У нас есть еще задания, но вы все наверно устали, давайте разомнемся. (приглашаю Незнайку на физкультминутку)

Игра физминутка .

В понедельник я купался, (изображаем плавание) А во вторник рисовал. (изображаем рисование) В среду долго умывался, (умываемся) А в четверг в футбол играл. (бег на месте) В пятницу я прыгал, бегал, (прыжки на месте) Очень долго танцевал. (кружимся на месте) А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши) Целый день я отдыхал. (садимся на корточки и засыпаем).

Включить музыку на переход.

Посмотреть на время

Дети садятся за столы.

(ответы детей: весна, зима, осень, лето)

Вос-ль: Ребята, я сейчас буду называть вам признаки времен года, а вы должны сказать к какому времени года они относятся и показать соответствующую картинку, прикрепив ее на доску.

Сюжетные картинки лежат на столе.

Вос-ль: В это время года тает снег, прилетают перелетные птицы, появляется зеленая травка, на деревьях набухают почки. Когда это бывает?

(ответ детей: это бывает весной)

Найди картинку данного времени года и повесь .(ребенок находит, вешает на доску)

Вос-ль: Почему Даня выбрал эту картинку.

Ответ: На картинке изображены весенние признаки. Перечислить.

Вос-ль: В это время года трещит мороз, дети катаются на санках, играют в снежки, лепят снежную бабу, когда это бывает?

ответ детей: это бывает зимой.

Вос-ль: Найди эту картинку. (ребенок находит, вешает на доску).

Вос-ль: Почему Игорь выбрал эту картинку?

Ответ детей: на картинке дети играют со снегом, катаются на санках и тд.

Вос-ль: В это время года поспевают фрукты и ягоды, ярко и жарко светит солнце.

ответ детей: найди эту картинку. (ребенок находит, вешает на доску).

Почему выбрали эту картинку?

Вос-ль: В это время года убирают урожай, на деревьях желтеют и опадают листья, часто идет дождь.

ответы детей: Это бывает осенью. Найди эту картинку. (ребенок находит, вешает на доску).

Вос-ль: Почему выбрана эта картинка? Ответ детей

Незнайка : Ой, как, интересно. Я теперь запомню все времена года. (перечисляет)

Вос-ль : Молодец Незнайка. Ты правильно их назвал, но ты знаешь, что в каждом времени года три месяца.

Незнайка: Нет, я не знаю, а как они называются?

Вос-ль : Ребята, давайте назовем Незнайке месяцы весны.

(дети называют март, апрель, май)

Вос-ль: Ребята, как называются месяцы лета.

(июнь, июль, август)

Вос-ль : Ребята, скажите, как называются месяцы осени.

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Вос-ль: Ребята, давайте перечислим месяцы зимы

(декабрь, январь, февраль)

Вос-ль: Незнайка, теперь ты запомнил, какие месяцы бывают и как они называются.

Незнайка. Да, я запомнил.

Вос-ль : Незнайка, у нас осталось последнее задание.

Давайте все вместе пройдем на ковер и поиграем в игру, которая называется

(Дети стоят в кругу, я бросаю мяч ребенку, говорю время года – весна, ребенок, бросает мяч обратно, называя любой месяц весны)

(Во время игры мы находим звездочку )

Незнайка: Ура, вот она, самая красивая, самая яркая звезда. Спасибо, ребята, что помогли мне отыскать звездочку. Какие вы молодцы. Давайте вернем ее обратно на небо. (Привязываем к гелевому шарику, отпускаем ее)

Вос-ль: Незнайка, мы рады, что смогли тебе помочь найти звездочку, но наше путешествие подошло к концу, нам надо возвращаться домой. До свидания.

Незнайка: Большое вам спасибо за вашу помощь. На память о нашей планете я хочу подарить вам портрет своих друзей. (дарит портреты) Дети благодарят. До свидания, прилетайте к нам еще.

Звучит музыка, Включается лазер. (Летим обратно в детский сад)

Вос-ль : В добрый путь в страну познаний

Твердой поступью шагайте!

И чему вас научили

Никогда не забывайте!

Вос-ль : Ну вот ребята, мы и дома. Вам понравилось наше путешествие во времени?

Вос-ль :А давайте мы сейчас вспомним, как мы помогали искать звездочку, какие задания выполняли.

Вос-ль : Молодцы ребята. Своими знаниями мы помогли Незнайке найти и вернуть звездочку. На этом наше путешествие заканчивается, давайте попрощаемся с нашими гостями. Дети прощаются.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уточнить представления о последовательности частей суток, дней недели, о названии месяцев, о временах года. Учить правильно употреблять эти слова в речи. Изготовление лэпбука.

1.Уточнить представления о последовательности частей суток, дней недели, о названии месяцев, о временах года. Учить правильно употреблять эти слова в речи.

2. Формировать способность обучающихся к новому способу действия.

3. Расширить понятийную базу за счёт включения в неё новых элементов.

4. Показать зависимость природных явлений от смены времён года через анализ схемы времен года и месяцев, характеристику природных явлений.

Коррекционно-образовательные:

формировать представления о приметах и признаках времен года; знания месяцев времен года;

формировать умение определять погоду и соотносить с символом;

обогащать и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь прилагательных ребенка по теме времена года;

учить составлять описательный рассказ по схеме;

учить классифицировать, дифференцировать, выделять лишний предмет в ряду предметов;

учить составлять разрезные картинки времен года из 4-5 частей.

Коррекционно-развивающие:

развивать логическое мышление и его операции анализ, синтез при отгадывании загадок;

развивать логическое мышление и его операции классификация; дифференциация, выделяя лишний предмет в ряду предметов;

развивать связную речь при составлении рассказа по сюжетным картинкам;

развивать долговременную слуховую память при заучивании стихов и загадок;

развивать слуховое произвольное внимание при отгадывание загадок;

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать любознательность, усидчивость;

формировать представление о бережном отношении к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: называют части суток, дни недели, месяцы, различают времена года.

Личностные: проявляют интерес к изучаемому материалу

Регулятивные: понимают выделенные ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для решения учебных задач в художественных текстах (стихотворениях), рисунках; логические – анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Материал: лепбук содержит разные группы заданий, направленные как на действия с картинным материалом, так и на самостоятельную творческую и познавательную деятельность, карточки с названием суток, дней недели, месяца, карточки с изображением времен года, задания, загадки, стихи. Пособие используется для отработки сформированных знаний, умений.

-Вспомнить правила работы в группе

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным

Говорите четко, внятно,

Чтобы было всем понятно

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать

А помочь захочешь другу -

Подними спокойно руку

- Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие времени.

- Давайте вспомним, что такое сутки.

- Как называются части суток?

Солнце село. Свет погас.

Спать пора всем. Поздний час.

Улетел уж вечер прочь,

А за ним крадется. (ночь).

Что прогоняет ночь прочь? (утро)

С зарей родился, чем больше рос,

Тем меньше становился. (день)

Мы уже зеваем сладко,

Тени тут и там снуют.

Чистим зубы для порядка

И готовимся ко сну. (вечер)

- В какое время суток люди завтракают?

- В какое время суток люди обедают?

- Что делают люди на кухне вечером?

- Какое время суток самое темное?

- Назовите части суток по порядку. Сколько их?

Физминутка:

Утром солнце встает легко,

Днем на небе оно высоко,

Вечером солнце садится,

А ночью спать ложиться.

Утро, день, вечер, ночь,

Улетели сутки прочь.

Работа с карточками, раздаточным материалом. Оформляем.

Молодцы ребята, вы отгадали все загадки, выполнили все задания.

Сутки - это дни недели….

- Давайте назовем дни недели по порядку.

- Сколько дней в неделе?

Дни недели пролетели,

Что запомнить мы сумели?

Первый день недели -

Значит, это . (вторник).

С кошками беседу

Проведем мы в . (среду).

После дождичка в … (четверг).

Ничего не ладится?

Это, братцы, . (пятница).

Это, видимо, … (суббота).

Много шуток и веселья?

День последний, … (воскресенье).

Мы теперь расскажем всем:

Дней в неделе ровно семь!

Работа с карточками раздаются детям карточки с названием дней недели.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг играла в мяч,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения.

- Что девочка делала в среду? В пятницу?

- В какой день недели она играла в мяч? Отмечала свой день рождения?

- Каким по счету идет понедельник? Суббота?

Физминутка.

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник рисовал. (изображаем рисование)

В среду долго умывался, (умываемся)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыжки на месте)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал. (садимся на корточки и засыпаем).

Дети проверяют правильность выполнения задания.

- Недели объединяются в месяцы. Сколько месяцев в году?

- Назовите: пятый месяц, восьмой месяц года?

- Каким по счету идет месяц ноябрь?

- В каком месяце отмечаем праздник бабушек и мам?

- Я буду загадывать загадки, а вы отгадывайте.

Когда это бывает? (Весной)

Когда это бывает? (Летом)

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень)

Дел у меня не мало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Зовут меня … (Зима).

- Итак, весна, лето, осень, зима – как назвать их одним словом?

- Сколько всего времен года? Назовите их.

- Какое время года идет за летом?

- Какое время года идет перед зимой?

- В какое время года опадают листья с деревьев?

Педагог называет слова, дети должны найти лишнее слово.

Понедельник, среда, пятница, осень.

Четверг, зима, весна, лето.

Август, вечер, ночь, утро.

Вы молодцы справились со всеми заданиями, а теперь проверим:

- Какое сегодня число?

- Какой месяц?

- Какое время года?

- Какой день недели?

- Какое время суток?

- Вы многому научились сегодня, вы сможете объяснить, что такое время.

-Для чего человеку необходимо знать название частей суток, дней недели, месяцев, времен года?

Дети высказывают свои впечатления о занятии.

Вывод: Играя и выполняя задания, размещенные в лэпбуке, дети в занимательной форме расширяют свои знания о временах года, дней недели, месяцев, у них формируется осознанное, адекватное отношение к окружающему миру.

математические представле ния и связан ные с ними логич еские опера ции.

2. Уточнить пре дставления о п оследоват ельности частей су ток, дне й недели,

о названии мес яцев, о временах года. Учить п равильно у потреблять эти сл ова

3. Закреплять у мения отвеча ть на вопросы и за давать их, воспит ывать

куль туру речевого общения, у мение внимательно слу шать воспитател я.

Развивать память, внимание, во ображение, лог ическое мышление.

воспитывать целеу стремленность, умение взаим одействовать со

Циферблат, ка ртинки с изображ ением временам и года , времени су ток, мяч,

Цветные каран даши, аль бомный лист с изображе нием часов .

Ребята, к нам в г ости пришел Незнайка. Он запутался в днях недели и

месяцах соверше нно не понимает, как ему сориенти роваться, поэт ому такой

Но прежде давайте вспомним и расскажем Незна йке, как раньше лю ди

Предлагаю рас сказать незнайке к акие бывают врем ена года. . (Зима. Весна.

А сейчас, назов ите зимние мес яцы. (декабрь, январь, фев раль)

А знаете ли вы, ск олько месяцев в году? (В году 12 месяцев) .

Предлагаю вам поиграть в у же известную вам игру «Лови, б росай месяц

детей, может на чать с лю бого месяца :- Я начну , ты продолжай, мес яца

называй! Сентя брь. Дети по оче реди пере брасывают мяч д руг дру гу и

Ребята, какие д ни недели в ы знаете? За каж дый правильны й ответ вы бу дете

получать карт очку с цифр ой от 1 до 7. (понедельник, вторни к, среда, четверг,

Незнайка спраш ивает, а если сегод ня пятница, т о какой де нь был вчера?

Если сегодня вто рник, како й будет завтра день ? ( Среда)

Можно ли верну ть день, кот орый проше л? Как он называетс я? (День,

который прошел ве рнуть нельзя, он называется - вчера) .

А как называется день, который будет п осле сегодня? ( завтра)

Читайте также: