Орієнтування в часі конспект заняття
Обновлено: 06.07.2024
Учити розумінню контрастних частин доби: день, ніч, ранок, вечір. Учити розуміти рух часу з опорою на заняття дітей протягом доби: уранці встаємо, умиваємося, робимо зарядку; вдень займаємося, граємо, гуляємо; увечері йдемо додому; вночі усі сплять.
Учити виконувати практичні дії згідно з поняттями "швидко-повільно" з використання ігор типу "Пройди по короткій доріжці повільно, а по довгій швидко".
Результати освітньої та корекційно-розвивальної роботи: дитина:
- встановлює прості відношення між предметами за формою, кольором, величиною;
- знаходить предмет за вказаними властивостями, порівнює і узагальнює;
- самостійно виявляє відношення рівності і нерівності шляхом практичного порівняння, користується відповідною термінологією;
- самостійно визначає просторові і часові відношення;
- при виконанні завдань може допускати деякі помилки, але при цьому помічає їх і самостійно виправляє;
- застосовує уміння з виявлення властивостей і відношень в різних видах діяльності.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект НОД по ФЭМП на тему " Ориентировка во времени" для старшей группы.
Цель: Закреплять умение детей ориентироваться во временном пространстве.
Развивающие: Закреплять временные отношения у детей старшего дошкольного возраста с целью использования времени рационально и точно.
Развивать смекалку, память.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свой ответ.
Воспитывающие : воспитывать у детей целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
Методическая приемы: Игровой прием – использование сюрпризных моментов,
дидактические игры и упражнения.
Словесный прием – напоминание, указание, индивидуальные
Оборудование: Доска, мольберт, мяч, цветок, лазер, звездочки, шары, картинки времен года, дней недели, частей суток, картинки незнайки (10шт), указка,
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Речевое развитие, Безопасность, Здоровье, Музыка.
Ход занятия.
Дети входят в группу, здороваются.(проходят на ковер)
Вос-ль: Ребята. Сегодня у нас необычный день, мы с вами отправимся в путешествие во времени. В пути нас ожидает много интересного и увлекательного.
Вос-ль: закрывайте глаза, мы отправляемся.
(звучит космическая музыка, включается лазер),
Порядок свой имеет все на свете
День за днем идет, идет.
Время движется вперед.
За зимой бежит весна,
Следом осень к нам идет
День за днем, из года в год
Время движется вперед.
(Пустить шарики к потолку, название планеты)
Появляется Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята, что привело вас на мою планету?
Дети: Здравствуй, Незнайка.
Вос-ль: Незнайка, мы совершаем путешествие во времени.
Незнайка: Я так рад, как вы вовремя появились здесь. У нас на планете потерялась самая яркая звезда, а на ее месте остался большой красивый цветок с непонятными знаками. (показывает его)
Вос-ль: Незнайка, можно нам посмотреть цветок?
Незнайка: Да, можно. (отдает цветок )
Вос-ль: Ребята, посмотрите, эти знаки нам знакомы, я думаю, мы сможем помочь Незнайке, найти потерявшуюся звезду.
Незнайка : Ой, как хорошо! А я могу помочь вам?
Незнайка: Я знаю, где находится эта станция, но сначала надо пройти все станции времени.
Вос-ль : Какую первую надо пройти?
( Включить музыку, дети проходят за столы, садятся на стульчики)
Вос-ль : (Смотрю на цветок), На этой станции нам надо выполнить 2 задания.
Вос-ль : Вы готовы их отгадать?
Солнце село. Свет погас.
Спать пора всем. Поздний час.
Улетел уж вечер прочь,
А за ним крадется. (ночь).
Что прогоняет ночь прочь? (утро)
Мы уже зеваем сладко,
Тени тут и там снуют.
Чистим зубы для порядка
И готовимся ко сну. (вечер)
С зарей родился, чем больше рос,
Тем меньше становился. (день)
Вос-ль: Ребята, скажите, о чем говориться в загадках?
Ответы: В загадках говориться о частях суток.
Вос-ль: А сколько частей в сутках?
Ответ: В сутках четыре части.
Вос-ль : Кто перечислит части суток.
Ответы: Утро, день, вечер, ночь.
Вос-ль : У вас на столе лежат картинки, вы должны выложить одну целую картинку из частей суток, начиная с начала дня
(работа с раздаточным материалом ),
Дети выкладывают картинку суток.
Инд работа, спрашиваю 2-3х человек, перечислить какие части суток они выложили.
Вос-ль : Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
Незнайка. Справились, ура. Теперь мы найдем звездочку.
Незнайка : Конечно, знаю, это совсем рядом.
Вос-ль : Так, давайте туда отправимся.
Посмотреть на часы время.
Незнайка. Вот, она станция Дней недели.
Воспитатель: читает задание: перечислите дни недели
Незнайка: А-а-а, я знаю дни недели. Вот послушайте стихотворение.
читает стих: Воскресенье – день веселья,
потом среда – это ерунда,
а потом суббота – погулять охота.
Вос-ль: Ребята, о чем прочитал стих-е Незнайка?
ответы детей: Незнайка прочитал стих-е о днях недели.
Вос-ль: Скажите, какие дни недели Незнайка не назвал?
полные ответы: Незнайка не назвал - понедельник, хорошо, кто скажет, какие дни недели еще не назвал Незнайка?
Ответы: вторник, четверг, пятница, воскресенье.
Незнайка : Ребята, а вы все знаете дни недели?
Ответы детей: да, мы знаем все дни недели.
Дни недели пролетели, Что запомнить мы сумели? Первый день недели - Это . (понедельник). Подметает дворник? Значит, это . (вторник). С кошками беседу Проведем мы в . (среду). Черепаший фейерверк После дождичка в … (четверг). Ничего не ладится? Это, братцы, . (пятница). Запрягают бегемота? Это, видимо, … (суббота). Много шуток и веселья? День последний, … (воскресенье). Мы теперь расскажем всем: Дней в неделе ровно семь!
Незнайка: Вот это да, как интересно, А что, дни недели всегда друг за другом идут.
Вос-ль : Да, у каждого дня свое место в недели.
Взять Указку
Воспитатель : Ребята, давайте с вами еще раз посчитаем, сколько дней длится неделя.
(показать поезд, дети все вместе считают кол-во вагонов)
Вос-ль: Молодцы вы правильно посчитали.
Даня, сколько длится неделя?
Ответы: неделя длится 7 дней.
Вос-ль : Ребята, скажите, какой сегодня день недели?
ответы детей: Сегодня день недели – вторник
Вос-ль : Правильно, сегодня у нас вторник.
А какой день недели будет завтра? завтра будет день недели среда.
Какой день недели будет послезавтра? послезавтра будет четверг.
Какой день недели был вчера? Вчера был день недели - понедельник,
Какой день недели был позавчера? Позавчера было воскресенье.
(Ответы детей, хвалю за правильный ответ)
Вос-ль : Вот видишь Незнайка, ребята знают не только последовательность дней недели, но они могут назвать день сегодняшний, завтрашний, вчерашний.
Незнайка : Ура, мы сейчас найдем звездочку.
Вос-ль: Не спеши Незнайка. У нас есть еще задания, но вы все наверно устали, давайте разомнемся. (приглашаю Незнайку на физкультминутку)
Игра физминутка .
В понедельник я купался, (изображаем плавание) А во вторник рисовал. (изображаем рисование) В среду долго умывался, (умываемся) А в четверг в футбол играл. (бег на месте) В пятницу я прыгал, бегал, (прыжки на месте) Очень долго танцевал. (кружимся на месте) А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши) Целый день я отдыхал. (садимся на корточки и засыпаем).
Включить музыку на переход.
Посмотреть на время
Дети садятся за столы.
(ответы детей: весна, зима, осень, лето)
Вос-ль: Ребята, я сейчас буду называть вам признаки времен года, а вы должны сказать к какому времени года они относятся и показать соответствующую картинку, прикрепив ее на доску.
Сюжетные картинки лежат на столе.
Вос-ль: В это время года тает снег, прилетают перелетные птицы, появляется зеленая травка, на деревьях набухают почки. Когда это бывает?
(ответ детей: это бывает весной)
Найди картинку данного времени года и повесь .(ребенок находит, вешает на доску)
Вос-ль: Почему Даня выбрал эту картинку.
Ответ: На картинке изображены весенние признаки. Перечислить.
Вос-ль: В это время года трещит мороз, дети катаются на санках, играют в снежки, лепят снежную бабу, когда это бывает?
ответ детей: это бывает зимой.
Вос-ль: Найди эту картинку. (ребенок находит, вешает на доску).
Вос-ль: Почему Игорь выбрал эту картинку?
Ответ детей: на картинке дети играют со снегом, катаются на санках и тд.
Вос-ль: В это время года поспевают фрукты и ягоды, ярко и жарко светит солнце.
ответ детей: найди эту картинку. (ребенок находит, вешает на доску).
Почему выбрали эту картинку?
Вос-ль: В это время года убирают урожай, на деревьях желтеют и опадают листья, часто идет дождь.
ответы детей: Это бывает осенью. Найди эту картинку. (ребенок находит, вешает на доску).
Вос-ль: Почему выбрана эта картинка? Ответ детей
Незнайка : Ой, как, интересно. Я теперь запомню все времена года. (перечисляет)
Вос-ль : Молодец Незнайка. Ты правильно их назвал, но ты знаешь, что в каждом времени года три месяца.
Незнайка: Нет, я не знаю, а как они называются?
Вос-ль : Ребята, давайте назовем Незнайке месяцы весны.
(дети называют март, апрель, май)
Вос-ль: Ребята, как называются месяцы лета.
(июнь, июль, август)
Вос-ль : Ребята, скажите, как называются месяцы осени.
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Вос-ль: Ребята, давайте перечислим месяцы зимы
(декабрь, январь, февраль)
Вос-ль: Незнайка, теперь ты запомнил, какие месяцы бывают и как они называются.
Незнайка. Да, я запомнил.
Вос-ль : Незнайка, у нас осталось последнее задание.
Давайте все вместе пройдем на ковер и поиграем в игру, которая называется
(Дети стоят в кругу, я бросаю мяч ребенку, говорю время года – весна, ребенок, бросает мяч обратно, называя любой месяц весны)
(Во время игры мы находим звездочку )
Незнайка: Ура, вот она, самая красивая, самая яркая звезда. Спасибо, ребята, что помогли мне отыскать звездочку. Какие вы молодцы. Давайте вернем ее обратно на небо. (Привязываем к гелевому шарику, отпускаем ее)
Вос-ль: Незнайка, мы рады, что смогли тебе помочь найти звездочку, но наше путешествие подошло к концу, нам надо возвращаться домой. До свидания.
Незнайка: Большое вам спасибо за вашу помощь. На память о нашей планете я хочу подарить вам портрет своих друзей. (дарит портреты) Дети благодарят. До свидания, прилетайте к нам еще.
Звучит музыка, Включается лазер. (Летим обратно в детский сад)
Вос-ль : В добрый путь в страну познаний
Твердой поступью шагайте!
И чему вас научили
Никогда не забывайте!
Вос-ль : Ну вот ребята, мы и дома. Вам понравилось наше путешествие во времени?
Вос-ль :А давайте мы сейчас вспомним, как мы помогали искать звездочку, какие задания выполняли.
Вос-ль : Молодцы ребята. Своими знаниями мы помогли Незнайке найти и вернуть звездочку. На этом наше путешествие заканчивается, давайте попрощаемся с нашими гостями. Дети прощаются.
Уточнить представления о последовательности частей суток, дней недели, о названии месяцев, о временах года. Учить правильно употреблять эти слова в речи. Изготовление лэпбука.
1.Уточнить представления о последовательности частей суток, дней недели, о названии месяцев, о временах года. Учить правильно употреблять эти слова в речи.
2. Формировать способность обучающихся к новому способу действия.
3. Расширить понятийную базу за счёт включения в неё новых элементов.
4. Показать зависимость природных явлений от смены времён года через анализ схемы времен года и месяцев, характеристику природных явлений.
Коррекционно-образовательные:
формировать представления о приметах и признаках времен года; знания месяцев времен года;
формировать умение определять погоду и соотносить с символом;
обогащать и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь прилагательных ребенка по теме времена года;
учить составлять описательный рассказ по схеме;
учить классифицировать, дифференцировать, выделять лишний предмет в ряду предметов;
учить составлять разрезные картинки времен года из 4-5 частей.
Коррекционно-развивающие:
развивать логическое мышление и его операции анализ, синтез при отгадывании загадок;
развивать логическое мышление и его операции классификация; дифференциация, выделяя лишний предмет в ряду предметов;
развивать связную речь при составлении рассказа по сюжетным картинкам;
развивать долговременную слуховую память при заучивании стихов и загадок;
развивать слуховое произвольное внимание при отгадывание загадок;
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать любознательность, усидчивость;
формировать представление о бережном отношении к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: называют части суток, дни недели, месяцы, различают времена года.
Личностные: проявляют интерес к изучаемому материалу
Регулятивные: понимают выделенные ориентиры действия в учебном материале.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для решения учебных задач в художественных текстах (стихотворениях), рисунках; логические – анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Материал: лепбук содержит разные группы заданий, направленные как на действия с картинным материалом, так и на самостоятельную творческую и познавательную деятельность, карточки с названием суток, дней недели, месяца, карточки с изображением времен года, задания, загадки, стихи. Пособие используется для отработки сформированных знаний, умений.
-Вспомнить правила работы в группе
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным
Говорите четко, внятно,
Чтобы было всем понятно
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать
А помочь захочешь другу -
Подними спокойно руку
- Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие времени.
- Давайте вспомним, что такое сутки.
- Как называются части суток?
Солнце село. Свет погас.
Спать пора всем. Поздний час.
Улетел уж вечер прочь,
А за ним крадется. (ночь).
Что прогоняет ночь прочь? (утро)
С зарей родился, чем больше рос,
Тем меньше становился. (день)
Мы уже зеваем сладко,
Тени тут и там снуют.
Чистим зубы для порядка
И готовимся ко сну. (вечер)
- В какое время суток люди завтракают?
- В какое время суток люди обедают?
- Что делают люди на кухне вечером?
- Какое время суток самое темное?
- Назовите части суток по порядку. Сколько их?
Физминутка:
Утром солнце встает легко,
Днем на небе оно высоко,
Вечером солнце садится,
А ночью спать ложиться.
Утро, день, вечер, ночь,
Улетели сутки прочь.
Работа с карточками, раздаточным материалом. Оформляем.
Молодцы ребята, вы отгадали все загадки, выполнили все задания.
Сутки - это дни недели….
- Давайте назовем дни недели по порядку.
- Сколько дней в неделе?
Дни недели пролетели,
Что запомнить мы сумели?
Первый день недели -
Значит, это . (вторник).
С кошками беседу
Проведем мы в . (среду).
После дождичка в … (четверг).
Ничего не ладится?
Это, братцы, . (пятница).
Это, видимо, … (суббота).
Много шуток и веселья?
День последний, … (воскресенье).
Мы теперь расскажем всем:
Дней в неделе ровно семь!
Работа с карточками раздаются детям карточки с названием дней недели.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг играла в мяч,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения.
- Что девочка делала в среду? В пятницу?
- В какой день недели она играла в мяч? Отмечала свой день рождения?
- Каким по счету идет понедельник? Суббота?
Физминутка.
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыжки на месте)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал. (садимся на корточки и засыпаем).
Дети проверяют правильность выполнения задания.
- Недели объединяются в месяцы. Сколько месяцев в году?
- Назовите: пятый месяц, восьмой месяц года?
- Каким по счету идет месяц ноябрь?
- В каком месяце отмечаем праздник бабушек и мам?
- Я буду загадывать загадки, а вы отгадывайте.
Когда это бывает? (Весной)
Когда это бывает? (Летом)
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень)
Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Зовут меня … (Зима).
- Итак, весна, лето, осень, зима – как назвать их одним словом?
- Сколько всего времен года? Назовите их.
- Какое время года идет за летом?
- Какое время года идет перед зимой?
- В какое время года опадают листья с деревьев?
Педагог называет слова, дети должны найти лишнее слово.
Понедельник, среда, пятница, осень.
Четверг, зима, весна, лето.
Август, вечер, ночь, утро.
Вы молодцы справились со всеми заданиями, а теперь проверим:
- Какое сегодня число?
- Какой месяц?
- Какое время года?
- Какой день недели?
- Какое время суток?
- Вы многому научились сегодня, вы сможете объяснить, что такое время.
-Для чего человеку необходимо знать название частей суток, дней недели, месяцев, времен года?
Дети высказывают свои впечатления о занятии.
Вывод: Играя и выполняя задания, размещенные в лэпбуке, дети в занимательной форме расширяют свои знания о временах года, дней недели, месяцев, у них формируется осознанное, адекватное отношение к окружающему миру.
математические представле ния и связан ные с ними логич еские опера ции.
2. Уточнить пре дставления о п оследоват ельности частей су ток, дне й недели,
о названии мес яцев, о временах года. Учить п равильно у потреблять эти сл ова
3. Закреплять у мения отвеча ть на вопросы и за давать их, воспит ывать
куль туру речевого общения, у мение внимательно слу шать воспитател я.
Развивать память, внимание, во ображение, лог ическое мышление.
воспитывать целеу стремленность, умение взаим одействовать со
Циферблат, ка ртинки с изображ ением временам и года , времени су ток, мяч,
Цветные каран даши, аль бомный лист с изображе нием часов .
Ребята, к нам в г ости пришел Незнайка. Он запутался в днях недели и
месяцах соверше нно не понимает, как ему сориенти роваться, поэт ому такой
Но прежде давайте вспомним и расскажем Незна йке, как раньше лю ди
Предлагаю рас сказать незнайке к акие бывают врем ена года. . (Зима. Весна.
А сейчас, назов ите зимние мес яцы. (декабрь, январь, фев раль)
А знаете ли вы, ск олько месяцев в году? (В году 12 месяцев) .
Предлагаю вам поиграть в у же известную вам игру «Лови, б росай месяц
детей, может на чать с лю бого месяца :- Я начну , ты продолжай, мес яца
называй! Сентя брь. Дети по оче реди пере брасывают мяч д руг дру гу и
Ребята, какие д ни недели в ы знаете? За каж дый правильны й ответ вы бу дете
получать карт очку с цифр ой от 1 до 7. (понедельник, вторни к, среда, четверг,
Незнайка спраш ивает, а если сегод ня пятница, т о какой де нь был вчера?
Если сегодня вто рник, како й будет завтра день ? ( Среда)
Можно ли верну ть день, кот орый проше л? Как он называетс я? (День,
который прошел ве рнуть нельзя, он называется - вчера) .
А как называется день, который будет п осле сегодня? ( завтра)
Читайте также: