Органы управления право и суд в россии на рубеже 15 16 вв конспект

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

К началу XVI в., при правлении Василия III, завершилось объединение разрозненных удельных земель в единое могучее государство. Государственным строем Руси в этот период была раннефеодальная монархия. Объединение земель потребовало реорганизации системы государственной власти, ее централизации. Основные преобразования для создания централизованного государства:

  • Вассальные отношения заменены на подданство.
  • Вооруженные силы объединены в единую организацию и подчинены верховной власти.
  • На всей территории действует единое законодательство.
  • Осуществляется единое управление государством органами центральной власти.

схема российской власти

Великий князь (государь всея Руси)

Усиление княжеской власти

Портрет Ивана Грозного

Полномочия князя

К началу XVI в. в ведении государя всея Руси находились:

Митрополит

Авторитет церковной верхушки в православной, истово верящей Руси, был очень велик. Духовные пастыри не ограничивались только заботой о благочестии мирян, а активно вмешивались в мирскую жизнь, включая политику и управление государством. Митрополит, высшее лицо в церковной иерархии, обладал огромной властью.

Взаимоотношения государства и церкви

Монастыри были крупнейшими феодалами, владеющими огромными земельными наделами с развитым хозяйством. Обрабатывали землю и вели хозяйство зависимые от монастыря крестьяне-крепостные, приносящие церкви огромный доход. Монастырские владения увеличивались как за счет пожертвований богатых землевладельцев, так и за счет захвата крестьянских земель. К XVI в. на Руси насчитывалось около 150 таких монастырей.

Крестьяне отстаивали свои земли, сопротивляясь закрепощению. Вспыхивали бунты, доходило до поджогов монастырских построек и убийства монахов. Бунтовали и окраинные территории Российского государства, где проводилась насильственная христианизация и закабаление местного населения. Там, где для убеждения не хватало креста и молитвы, на помощь приходила карательная мощь государства.

Для защиты от недовольства крестьян и удержания земельных богатств церковь нуждалась в сильной власти. Поэтому духовенство поддерживало идею объединения русских земель вокруг Москвы. Церковь пользовалась большой поддержкой великого князя. В свою очередь, церковники стали идеологической опорой царской власти, уверяя население в богоизбранности государя.

Роль митрополита

Высшим русским иерархом являлся митрополит. Текущая политика церкви во многом определялась его личностью. Особую значимость эта фигура приобрела в середине XIV в., когда вмешательство в светские дела митрополита Алексия сохранило жизнь и престол малолетнему московскому наследнику, княжичу Дмитрию Ивановичу, будущему Донскому. Это позволило владыке занять важное место в государственных властных структурах.

Митрополит Алексий и Дмитрий Донской

Церковная и светская власть, два фундаментальных института феодализма, нуждались друг в друге. Тем не менее, их отношения порой были напряженными. Так, известно о конфликтах князя Ивана III и митрополита Геронтия, но иерарху удалось сохранить за собой престол. Князь Василий III заточил в монастырь не угодившего ему Валаама, и самолично избрал митрополитом послушного Даниила. Иерарх Даниил поддерживал все политические мероприятия князя, помогал и в личных делах – именно он сыграл решающую роль в осуждаемом церковью и обществом разводе князя с Соломонией Сабуровой. Митрополит Макарий при Иване IV занимал положение первого царского советника.

Таким образом, митрополит играл значительную роль не только в церковной, но и в государственной сфере. Еще одно важное обстоятельство – как правило, это были высокообразованные люди, многие из которых оставили значительные рукописные труды.

Боярская дума (совещательный орган)

Этот высший государственный орган централизованного управления, в который входили представители феодальной аристократии, оформился к XV в. Первоначально она созывалась периодически, но князь Иван III сделал ее деятельность постоянной.

В этот совет при великом князе попадали не по служебным заслугам, уму и прочим достоинствам, а по знатности. Первоначально в него входили только самые знатные бояре и бывшие удельные князья. Позже по указанию Ивана III в нее вошли окольничьи – этот чин получали менее родовитые, но приближенные к князю люди. В Думе они обладали вторым по значимости статусом. К началу XVI в. в состав совета вошли также думные дворяне – сословие менее знатное, но привилегированное. И самым низким статусом обладали думные дьяки. Они вели делопроизводство, составляли проекты решений и указов, а также отвечали за работу конкретных отраслевых учреждений-приказов. Всего в Думу входило 50-60 человек.

В круг полномочий Боярской думы входили:

  • вопросы законодательства, судопроизводства, управления внутренними делами;
  • проблемы внешней политики, дипломатические вопросы, переговоры с послами;
  • контроль за работой местных органов управления, государственных ведомств;
  • управление Москвой при отъезде великого князя.

Боярская дума

Большой дворец (исполнительный орган)

Большой дворец (Дворец) и Казенный дворец (Казна) стали первыми общегосударственными органами управления централизованного государства. Они были сформированы в конце XV-начале XIV вв. Каждое учреждение имело свой штат и структурные подразделения, их функции были разграничены.

Большой дворец ведал всеми землями великого князя и их населением. В его полномочия входили:

  • поземельные отношения землевладельцев;
  • повинности тяглового населения;
  • доходы и расходы княжеского двора и прочее.

Возглавлял Большой дворец дворецкий. Эту придворную должность, дававшую огромную власть, могли занимать только знатные бояре. В его подчинении находился дворовой штат, в который входили бывшие удельные князья, бояре из нетитулованных родов, служилые люди. Высокое положение при княжеском дворе позволяло дворецкому оказывать значительное влияние на общегосударственные проблемы.

Помимо Большого дворца в Москве, создавались Дворцы для управления другими территориями – Рязанский и другие. Постепенный переход от дворцово-вотчинной системы управления и разрастание функций Дворца привело к формированию Приказов. Это были ведомства, занимающиеся определенной отраслью – охотой, бортничеством и прочими.

княжеский двор

Казенный дворец

Это важнейшее учреждение называли также Казенным двором или Казной. В его ведении находилась не только казна государства, но и государственная печать и архив князя. В его полномочия вошли:

  • великокняжеская канцелярия;
  • финансы;
  • организация дипломатической службы;
  • обеспечение вооруженных сил и прочее.

Возглавлял Казенный дворец казначей. В письменных источниках европейских государств его называют канцлером, что подчеркивает высокое положение казначея в иерархии великокняжеского двора. По мере усложнения функций государственного аппарата из Казны выделяются подчиненные Приказы, например:

  • Посольский – взаимоотношения Русского государства с другими странами;
  • Разрядный – учет служилых людей, управление дворянским войском;
  • Конюшенный – учет конного дворянского войска;
  • Ямской – почтовая служба.

К середине XVI в. в Российском государстве была сформирована система государственных учреждений – Приказов. Параллельно с ее созданием формировалось сословие профессиональных чиновников, ведущих приказное делопроизводство. Грамотные дьяки и подъячие, по мере развития органов государственного управления и их администрации, приобретали все большую самостоятельность и значимость.

Формально вся полнота власти находилась в руках великого князя.

На деле его работу ограничивала Боярская дума. Чётко их взаимоотношения не были определены. Формально бояре лишь давали советы великому князю, но на деле оставались влиятельной силой. Конкретные рамки их влияния зависели от силы или слабости конкретного правителя.

Казна была важной частью бюрократического аппарата. Она отвечала за сбор налогов и других государственных доходов, а также хранение архива, государственной печати и т. д.

Дворец изначально отвечал только за личные владения великого князя, но со временем стал объединять значительную часть бюрократического аппарата. В частности, именно ему подчинялись приказы (прообразы современных министерств), он же стоял во главе местных органов управления.

Всеми делами на местах управлял сам великий князь, но не лично, а через своих представителей. В городах таковыми были наместники, в волостях – волостели.

Вопрос к параграфу №2. Перечислите особенности, присущие деятельности российской местной администрации в средневековую эпоху.

- местные представители великокняжеской власти получали должности как кормления, то есть получали не жалование, а доходы с населения;

- кормления воспринимались, прежде всего, как награда за службу;

- всё это вело к дополнительным злоупотреблениям, которые позволяли получать большие доходы;

- не существовало профессиональных управленцев, обязанности наместников и волостелей чередовались с дипломатической и военной службой;

- кормление давали лишь на несколько лет, потому человек не был заинтересован в развитии области, большинство из них пыталось собрать как можно больше богатств и уехать.

Вопрос к параграфу №3. Назовите причины принятия в конце XV в. общерусского Судебника. Чьи интересы выражал и защищал он прежде всего (см. ст. 9, 54, 62)?

- единое государство требовало единого законодательства в противовес местным нормам;

- местные нормы основывались ещё на Русской Правде – за столетия, прошедшие с её разработки, изменились социальные и иные реалии, особенно в результате прихода монголов.

Новый судебник защищал, прежде всего, интересы государственной власти, а также государственных служивых людей.

Вопрос к параграфу №4. Что нового появилось в праве и судопроизводстве России конца XV-XVI в.? Какие пережитки сохранялись?

Изменились сами законодательные нормы (вместо Русской Прады стали использовать новые судебники). Гораздо большую роль стали в системе наказаний стали играть различные казни, хотя штрафы пострадавшей стороне и власти продолжали играть значительную роль. Также несколько модифицировались и сами судебные органы.

Вопрос к параграфу №5. Покажите на примерах, что Россия XVI в. представляла собой единое, но не централизованное в полной мере государство.

Большинство вопросов на местах решали местные органы по своему усмотрению, без консультации с центром. Великий князь заботился только о лояльности своих представителей на местах. Более того, центральные органы управления порой дублировались на местах. Так кроме Большого дворца существовали дворцы в Новгороде, Рязани и т.д.

Вопрос к параграфу №6. Какое значение имело образование единого государства для дальнейшего экономического развития России?

С расширением своей территории Россия получала больше ресурсов и более продолжительные торговые пути полностью под своё управление. То есть та торговля, которая до этого была внешней, становилась внутренней. При этом сохранялись внутренние таможни, но сборы на них были не такими большими, как при пересечении государственной границы. Главное, торговые пути стали безопаснее благодаря тому, что всё большее их число оказывалось полностью на всём своём протяжении под властью Москвы. Всё это положительно влияло на развитие торговли.

С другой, Россия тех лет известна злоупотреблениями местных властей. Направлены они были на тех, у кого были деньги, что ослабляло экономическую мощь и производителей, и торговцев.

Кроме того, московские власти хотели поставить всё под свой максимальный контроль, а торговля плохо развивается при таком контроле.

Однако несмотря на некоторые факторы, которые тормозили развитие экономики, а целом объединение пошло ей на пользу, прежде всего потому, что прекратились постоянные войны между отдельными княжествами – в мирное время экономика всегда развивается лучше.

Презентация: Органы управления, право и суд в России на рубеже 15-16 вв.

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Содержание

Презентация: Органы управления, право и суд в России на рубеже 15-16 вв.

Органы управления, право и суд в России на рубеже XV – XVI вв.


Слайд 2

Великий князь Московский Боярская дума Приказы Бояре; Окольничие; Думные дьяки; Думные дворяне П О С О Л Ь С К И Й Р А З Р Я Д Н Ы Й Ч Е Л О Б И Т Н Ы Й Казна: - финансовое ведомство; - велико-княжеская канцелярия Дворец: - ведал дворцовыми землями; - контролировал администрацию Процесс бюрократизации


Слайд 3


Слайд 4

Читайте также: