Организменный уровень жизни и его роль в природе 11 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Значение организменного уровня в природе выра­жается прежде всего в том, что на этом уровне возникла основная дискретная живая единица — организм, характеризующаяся самоподдержанием своей структуры, самовозобновлением, активно реагирующая на внешнее воздейст­вие и способная взаимодействовать с другими организмами.

Именно на организменном уровне впервые в живой материи появились процессы, выражающие сущность жизни:

  • поиск укрытий и способы добычи пищи;
  • газообмен как процесс дыхания;
  • управление физиологическими про­цессами с помощью гуморальной и нервной систем;
  • общение между особями своего вида и других видов.

На организменном уровне впервые появляется процесс оплодотворе­ния и индивидуального развития особи как процесс реализации наследствен­ной информации, заключённой в хромосомах и их генах, а также оценка есте­ственным отбором жизнеспособности этой особи.

Организмы являются выразителями наследственных свойств популяций и видов. Именно организмы определяют успех или неудачу популяции в борьбе за ресурсы внешней среды и в борьбе за существование между особями. Поэтому во всех микропопуляционных процессах исторического значения организ­мы являются непосредственными участниками. В организмах накапливаются новые свойства вида. На организмах проявляет своё действие отбор, оставляя более приспособленных и выбраковывая других.

Презентация к уроку " Организменный уровень жизни, его роль в природе". Биология 11 класс. Первый урок по программе Пономаревой И. Н. , целью которого является обобщение и систематизация знаний учащихся о структурных элементах, основных процессах организма, а так же дальнейшее развития понятия "организменный уровень организации жизни", развитие умений выделять главное, сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи.

ВложениеРазмер
organizmennyy_uroven_zhizni_ego_rol_v_prirode_.ppt 2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Обобщить и систематизировать знания о структурных элементах и основных процессах организма. Раскрыть значение организменного уровня жизни. Задачи :

Актуализация знаний Что такое жизнь? Какие уровни организации жизни вам известны? Какие уровни организации жизни уже изучили? Назовите элементарную единицу и структурные элементы организменного уровня ? Как классифицируют живые организмы? Какие основные процессы протекают на организменном уровне? Назовите значение и роль организменного уровня в природе.

Жизнь- высшая по сравнению с физической и химической форма существования материи, закономерно возникающая при определённых условиях в процессе её развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ — непременным условием жизни, способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, раздражимостью, приспособляемостью к среде и т. д.

Биогеоценотический уровен ь

Клеточный уровень Хлорелла- одноклеточная зелёная водоросль Нейроны Клетки лука

Элементарная единица - организм, индивид, особь. Организменный уровень Структурные элементы: ткани

Формы организмов Бактерии Грибы Растения Животные Грибы Растения Животные

Процессы: Обмен веществ и энергии. Поддерживание постоянства состава внутренней среды. Развертывание и реализация наследственной информации. Проверка жизнеспособности данного генотипа. Индивидуальное развитие (онтогенез).

Значение и роль в природ е: Поддержание биосферы Участие в круговороте веществ и энергии Носитель свойств популяции Индивидуальное развитие, реализация наследственной информации Первичная дискретная биосистема

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по биологии (9 класс) "Организменный уровень"

Данный тест построен по принципу демоверсии ГИА по биологии и предназначен для контроля знаний обучающихся по данной теме.


Организменный уровень жизни. Значение и роль в природе.

В презентации отражены основные моменты на которые следует обратить внимание учащихся во время урока.


Методическая разработка заданий построена в форме ЕГЭ, что позволяет не только проверить знания учащихся по теме "Организменный уровень жизни", но и нарабатывать навык правильного распределния времени.




технологическая карта урока "Организменный уровень жизни и его роль в природе. Обобщение и контроль знаний по теме "Царство Вирусы, его разнообразие и значение", 11 класс, УМК Пономарёва И.Н., углублённый уровень, ФГОС

Технологическая карта создана с использованием методического пособия у линии УМК под редакцией И.Н.Пономарёвой (углублённый уровень). Разработана в соответствии с ФГОС СОО.

Экологические факторы - свойства или компоненты внешней среды, влияющие на организмы. Абиотические факторы – свойства неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на живые организмы.

Биотические факторы – все формы воздействия живых организмов друг на друга.

Антропогенные факторы - все формы деятельности человеческого общества, которые приводят к изменению природы как среды обитания других видов или непосредственно сказываются на их жизни.

Закон оптимума – любой экологический фактор имеет определенные приделы положительного влияния на живые организмы.

Зона оптимума — это тот диапазон действия фактора, который наиболее благоприятен для жизнедеятельности организма.

Зоны пессимума (угнетения) - участки диапазона колебания экологический фактора (за пределами оптимума ), где наблюдается угнетение жизнедеятельности организма.

Пределы выносливости - максимально переносимые значения фактора (границы, за пределами которых наступает гибель организма).

Закон лимитирующего фактора (закон Либиха)- жизненные возможности организма зависят от фактора , находящегося в минимуме (несмотря на то, что другие факторы могут присутствовать в избытке и не использоваться в полной мере).

Цепи питания — ряды, в которых каждый предыдущий организм служит пищей последующему.

Трофические уровни - отдельные звенья цепей питания.

Закон конкурентного исключения Г. Ф. Гаузе - два конкурирующих вида не могут населять одно и то же место обитания, если их экологические потребности одинаковы.

Мутуалистические связи — это взаимовыгодные отношения, когда совместное существование видов повышает выживаемость каждого из них в борьбе за существование.

Нейтрализм - представители разных видов живут в одном местообитании, но непосредственно не влияют друг на друга.

Симбиоз - тесное взаимовыгодное сожительство разных видов.

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

Обязательная литература:

1. Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительные источники:

2. Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н.М., Чернова, В.М. Галушин, В.М.: Константинов; под род. Н.М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 302 с.

3. Ларина О.В. Удивительная экология / О. В. Ларина. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с. – (О чем умолчали учебники).

4. Экологический словарь в 2-х томах/ Данилов-Данильян В.И. – М.: Энциклопедия, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Экологические факторы - свойства или компоненты внешней среды, влияющие на организмы. Экологические факторы подразделяются на абиотические, биотические и антропогенные.

Согласно Закону оптимума – любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы.

Зона оптимума — это тот диапазон действия фактора, который наиболее благоприятен для жизнедеятельности организма. Отклонения от оптимума определяют зоны пессимума (угнетения). Минимально и максимально переносимые значения фактора (границы, за пределами которых наступает гибель организма) называют верхним и нижним пределами выносливости.

Экологические факторы действуют совместно и могут усиливать или смягчать действие друг друга. Наиболее значимым для организма является тот фактор, который более всего отклоняется от оптимального значения.

Цепи питания — ряды, в которых каждый предыдущий организм служит пищей последующему.

Трофические уровни - отдельные звенья цепей питания. Способы питания - хищничество, паразитизм, собирательство и пастьба.

Конкурентный тип отношений возникает, когда особи одного или разных видов существуют за счёт общего ресурса и его на всех не хватает.

Согласно закону конкурентного исключения Г. Ф. Гаузе, два конкурирующих вида не могут населять одно и то же место обитания, если их экологические потребности одинаковы.

Мутуалистические связи — это взаимовыгодные отношения, когда совместное существование видов повышает выживаемость каждого из них в борьбе за существование.

Нейтрализм - представители разных видов живут в одном местообитании, но непосредственно не влияют друг на друга.

Экологические факторы и их роль в жизни организмов: интересные факты

В лабораторных экспериментах семена, споры и пыльца растений, коловратки, нематоды, цисты простейших после обезвоживания переносят температуры, близкие к абсолютному нулю, т.е. до -271,16 °С, возвращаясь после этого к активной жизни.

Рекордно высокую температуру 122 °C способны выдерживать метанобразующие бактерии, обнаруженные на стенках черного курильщика, при этом оставаясь способным к росту и размножению.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

Установите соответствие между терминами экологических факторов и их определениями.

факторы, обусловленные различными формами влияния деятельности человека на природу

формы воздействия организмов друг на друга, как внутри вида, так и между различными видами

компоненты и явления неживой, неорганической природы, прямо или косвенно воздействующие на живые организмы

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

формы воздействия организмов друг на друга, как внутри вида, так и между различными видами

компоненты и явления неживой, неорганической природы, прямо или косвенно воздействующие на живые организмы

факторы, обусловленные различными формами влияния деятельности человека на природу

Текст задания. Впишите пропущенные слова/словосочетания.

Зона __________— это тот диапазон действия фактора, который наиболее благоприятен для жизнедеятельности организма. Отклонения от ______ определяют зоны ________. Минимально и максимально переносимые значения фактора (границы, за пределами которых наступает гибель организма) называют верхним и нижним пределами______________.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Организменный уровень: общая характеристика. Размножение организмов.

Задачи : сформировать знания о сущности и формах размножения организмов; показать биологическое значение бесполого размножения.

Элементы содержания: бесполое размножение, формы размножения.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: таблицы с изображением способов бесполого и полового размножения.

I. Изучение нового материала

Учитель напоминает учащимся про уровни организации живых организмов.

hello_html_m31deee10.jpg

Далее учитель даёт два определения. Учащиеся записывают следующее:

Объект изучения биологии на организменном уровне: особь.

Размножение – способность живых организмов воспроизводить себе подобных, обеспечивающая непрерывность и преемственность жизни.

Далее учитель знакомит учащихся со способами размножения. Учащиеся записывают информацию в виде схемы:

hello_html_m1abeb64f.jpg

Затем учитель рассказывает про способы размножения более подробно. Учащиеся записывают следующее:

Одна клетка : простое деление (амеба, споры у растений и бактерий);

Множество клеток : вегетативными органами (клубни, луковицы, корневище), делением тела на фрагменты, почкованием.

У гамет гаплоидный (одинарный, n ) набор хромосом, а при их слиянии восстанавливается диплоидный (двойной, 2 n ).

Встречается у растений и у многоклеточных животных.

У животных гаметы формируются в половых органах: у самцов в семенниках, у самок – в яичниках.

Гермафродиты (обоеполые) встречаются среди примитивных животных (кишечнополостные, черви, моллюски).

Затем учащиеся выполняют следующее задание на оценку:

Самостоятельная работа:

Значение видов размножения:

Меньше временных и энергетических затрат;

Нет поиска полового партнера;

Быстрое увеличение численности

Увеличение многообразия и устойчивость к неблагоприятным воздействиям

II . Рефлексия

Учащиеся делают вывод урока, отвечая на вопрос: Что вы узнали сегодня на уроке?

III . Домашнее задание

§ 1, учить записи в тетради.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 265 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 1. Организменный уровень: общая характеристика. Размножение организмов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 20.06.2020 3825
  • DOCX 115.3 кбайт
  • 411 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Долгов Алексей Алексеевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: