Организм человека 4 класс окружающий мир конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Копылова Наталья Павловна

Организация: МОБУ СОШ 3

Населенный пункт: Республика Марий Эл, Медведевский район, пгт. Медведево

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: обобщение и систематизация знания о внутренних органах, системах органов человека и их функциях в организме .

Задачи:

  1. Обучающие:
    • повторить системы органов человеческого тела, их функции и состав;
    • способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;
  1. развивающие:
  • развитие речи детей, внимания, умения работать с информацией, текстом;
  • развитие рефлексии и адекватной самооценки;
  1. воспитательные:
  • воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать в группе);
  • воспитывать позитивно - ценностное отношение к окружающему миру и людям;
  • воспитывать бережное отношение к своему организму, здоровью.

Технология критического мышления.

Планируемые результаты

-Личностные: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

-Познавательные: - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст).

-Регулятивные: - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- Коммуникативные: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний.

1. Большое по площади образование, покрывающее наше тело … (кожа)

2. По кровеносным сосудам движется… (кровь)

  1. Какая система управляет работой организма, осуществляя взаимодействие с внешним миром. (нервная)

4. Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут… (ноги)

5.Главный командный пункт организма… (мозг)

6. К вкусной пище он привык.

Орган вкуса - наш… (язык)

III. Определение темы и цели урока. Постановка задач.

- Какая тема урока?

-Какая цель урока?

- Повторить и закрепить знания о внутренних органах, системах органов человека и их функциях в организме.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

-Какие системы органов вы знаете? (Вывесить на доску системы органов человека)

- Опорно двигательная система

Опорно двигательная система

- Предлагаю вам сегодня побывать в роли физиологов.

А кто такие физиологи?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели деятельности учителя: формировать умение распознавать органы человека; дать учащимся самые первые представления о системах органов человека (назвать и обозначить их функциональное назначение)

Планируемые результаты

предметные: Уметь называть системы органов у человека; Знать, что каждая система органов играет в организме свою особую, необходимую для жизни роль.

личностные: называть органы человека; характеризовать основные функции систем органов человека

Тип урока: изучение новых знаний

Оборудование: презентация, карточкис ситуациями, карточки с текстом, интелекткарты.

I . Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть. Сегодня у нас на уроке гости. Поприветсвуйте их.

II . Определение темы урока

- Человек всегда стремился познать свое тело. Истоки анатомии уходят в далёкие времена. Наскальные рисунки говорят о том, что первобытные охотники уже тогда знали о расположении жизненно важных органов организма человека и их значении.

- Вспомните, какие признаки характеризуют живой организм? (Живой организм рождается, дышит, питается, растёт, размножается (оставляет потомство), умирает)

- Для чего нужно знать работу организма? (Чтобы быть здоровым, заботиться о своём здоровье)

- А я сегодня - диспетчер, то есть руководитель и помощник для всех бригад.

III Актуализация знаний.

- Перед тем, как доверить медицинским работникам жизнь людей, нужно быть уверенным, что они имеют хорошие знания. Для этого медицинские работники проходят долгий путь обучения 5-6 лет, год практики, только после этого получают квалификацию врача. Ведь у врача нет права на ошибку.

- Работу врачей буду оценивать я. Врачи, получите оценочные листы и впишите туда имена членов вашей бригады.

Первое задание для наших бригад. Я хочу узнать, а хорошо ли знают наши бригады внешнее строение человека.

- Назовите части тела. Объясните, каково их значение для организма.

А что же находится внутри человеческого организма? А что такое внутренний орган?

(Орган - это часть организма, которая имеет определенную форму и строение, занимает свое место (полость) в организме и выполняет свойственные только ей функции).

1) Это мускулистая трубка длиной около 20 см, которая продвигает по себе измельчённую и смоченную пищу (пищевод)

2) Это орган, который позволяет нам общаться с внешним миром, обучаться, запоминать информацию и испытывать различные чувства (головной мозг)

Этот орган - длинная, уложенная петлями трубка, состоящая из трёх отделов (кишечник)

Это мышечный орган, который непрерывно сокращается и располагается в левой части грудной клетки (сердце)

Эти парные органы такие большие, что заполняют грудную клетку практически полностью, оставляя слева место для сердца (лёгкие)

В этот орган попадает пища, растворяется специальным соком, а отсюда идёт в тонкий кишечник (желудок)

Это парные органы, которые состоят из пузырьков, не имеют мышц, но способны растягиваться, увеличивая свой объём, и сокращаться, уменьшая его (лёгкие)

Этот орган обеспечивает циркуляцию крови в организме, снабжая его кислородом и питательными веществами (сердце)

А какие органы вы еще знаете? Может ли один орган выполнять общую задачу организма?( с помощью глаз мы видим, с помощью лёгких дышим, сердце заставляет кровь двигаться по организму. Каждый орган выполняет только свою определённую работу.)

Чтобы организм смог выполнять общие задачи, что должны делать органы?

( один орган не в состоянии выполнять общую задачу организма. Органы должны работать согласовано . )

- врачи, оцените работу своих коллег.

- Молодцы, ребята! Мы выяснили, что отдельные внутренние органы человека вы знаете. А если объединить органы в разные группы с определёнными задачами - функциями? Как будут называться такие группы?

Как вы думаете, какую систему будут составлять наше туловище и конечности?(Опорно-двигательную) А только ли кости будут входить в эту систему? (мышцы, сухожилия)Сформулируйте название системы и запишите в свою интелект-карту. Какую функцию выполняет эта система?

Во время движения наш организм затрачивает энергию. А как мы с вами пополняем запас сил, какая система может в этом помочь? (пищеварительная)

Какие органы входят в состав пищеварительной системы?

Но, кроме того, что мы питаемся, нам необходима еще и помощь других систем. Какие еще системы есть в организме человека? Какие функции выполняет каждая из них?

Давайте посмотрим на результат вашей работы и сделаем вывод.

Сколько систем включает в себя наш организм?

Что такое система органов? Сформулируйте понятие.

(Группа связанных друг с другом органов, согласованно выполняющих общую задачу в организме)

а) лёгкие, желудок, трахея ;

б) почки, череп, позвоночник;

в) желудок, пищевод, сердце;

г) бронхи, сердце, артерия;

- Главные врачи, проверьте правильность выполнения этого задания по образцу на доске и оцените работу каждого члена вашей бригады. (Проверяют по образцу на доске)

- Бригады очень хорошо поработали, а сейчас настало время отдохнуть.

IV Физминутка

Встаньте и возьмите, друг друга за руки, представьте себя единым организмом. Попробуем представить работу и взаимосвязь всех органов. Я передаю вам сигнал, а вы передайте его другому. Так и в организме человека все органы и системы органов взаимосвязаны. А теперь передайте клубок следующему, в руках у вас остается ниточка.

‐ Внимание! ( Потяну нить)

‐ Каждый из вас почувствовал сигнал. Так воздействует на все системы органов нервная система.

- Четвертое задание . Ребята, я узнала, что теоретические знания у вас есть, а теперь переходим к практике.

- Я всегда тепло одеваюсь, не гуляю на улице зимой, стараюсь проводить время дома за уроками, телевизором или компьютером. Но почему-то болею чаще, чем другие ребята, которые постоянно играют на улице даже зимой. Как это объяснить?

(Девочка болеет из-за того, что у неё ослабленный организм. Она ведёт малоподвижный образ жизни. Одевается не по погоде Ей необходимо закаляться, больше бывать на воздухе, больше двигаться, меньше находиться за компьютером)

- У меня к четвёртому уроку начинает болеть голова и внимание рассеивается.

После прогулки на улице мне лучше, в течение часа я хорошо выполняю домашнее задание, а затем – опять головная боль. Что со мной происходит? И что мне делать?

( Голова болит из-за того, что девочка мало бывает на воздухе. Организму не хватает кислорода. Рекомендуем побольше гулять на свежем воздухе и хорошо проветривать помещение в классе и дома)

А на обед всегда ем бутерброд и вафли. Это очень вкусно! Но настроение

у меня на уроке портится из-за моих троек и даже двоек. Мама говорит, что плохие отметки из-за плохой еды. Разве так бывает?

(Мама права. Девочка ест однообразную еду, в которой мало питательных

веществ, поэтому мозг не получает необходимое питание и плохо работает.

Рекомендуем правильно питаться. Есть рыбу, мясо, фрукты, овощи, пить соки, ну и конечно учить уроки. Желательно есть пищу, приготовленную дома или в школьной столовой)

Я возвращался из школы и решил покататься на льду. Закинув портфель на плечо, я лихо проехал, но не удержался и упал на то плечо, где был портфель.Почувствовал резкую боль в руке. Прошло несколько дней, но плечо до сих пор болит. Почему? ( Во- первых кататься на льду очень опасно. Во время гололеда надо двигаться осторожно, наступать всей ступней со слегка согнутыми коленками. Руки должны быть свободны. Но если падения все же не избежать, постарайтесь сгруппироваться. Рекомендуем после подобного падения обратиться в ближайший травмпункт. Но если такого нет поблизости, то можно попросить окзать вам помощь и надожить на поврежденное плечо повязку Дезо. А как это делать мы сейчас покажем)

Один человек из бригады демонстрирует наложение повязки

Врачи, оцените работу в своих группах, а я оценю вашу работу.

Работа с дополнительной информацией.

- Медицинские работники всегда повышают свою квалификацию, читают дополнительную литературу. Ведь человеческий организм – уникальная система, которая таит много загадок, с ним связаны интересные и поразительные факты.

Задание: - Прочитайте данный текст, определите и запишите, что обозначают числа, указанные в таблице. (Проверка по эталону на доске)

Изучи текст, заполни таблицу. Что обозначают эти числа? Запиши.

Сердце человека состоит из четырёх камер, разделенных перегородками и клапанами. Масса сердца всего от 250 – 350 грамм.

Удивительно, как вмещается в брюшной полости тонкий кишечник?! Ведь его длина составляет около 6 метров.

Лёгкие - орган дыхания. Ежедневно взрослый человек делает 23 000 вдохов, и столько же раз выдыхает. В среднем человек делает 9 миллионов вдохов за год. Общая поверхность легких сопоставима с размером теннисного корта.

Мужской и женский скелет состоит из равного числа костей. В нашем теле имеется 206 скелетных костей, 650 мышц, 17 из них используются для того, чтобы улыбнуться. Волосы растут со скоростью около 1см 25 мм в месяц. На голове у человека растет в среднем 120.000 волос. В день у человека выпадает около 80 волосков.

Что характеризует в человеческом организме

Длина тонкого кишечника

Количество вдохов за год

Количество скелетных костей

Количество мышц, используемых для улыбки

Количество волос, растущих на голове у человека

(Проверка по эталону на доске)

- Главные врачи, оцените работу ваших коллег, а я оценю вашу.

V . Итог урока. .

Ну а теперь, исходя из тех знаний, которые мы с вами открыли, сформулируйте понятие ОРГАНИЗМ.( Организм- это системы органов, взаимосвязанных друг с другом и образующих единое целое ) Может ли организм отлично работать если хоть одна из систем выйдет из строя?

(Подведение итогов работы каждой бригады. Выставление оценок.)

Что нового и нтересного вы сегодня узнали?

- Прислушайтесь к словам мудрецов и запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можешь позаботиться только ты сам. Ваше здоровье в ваших руках.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока окружающего мира в 4 классе

Предмет: Окружающий мир

Проводит: учитель начальных классов Сержанова А.А.

Цель урока: Сформировать у школьников первоначальные представления об органах дыхания и их роли в работе дыхательной системы.

Задачи урока:

1)Образовательная: познакомить с ролью и значением дыхательной системы в жизни человека; дать общие представления о легких, как органе, который позволяет человеку не только дышать, но и говорить; показать что курение вредно для каждой части организма человека.

2)Развивающая: развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы; развивать речь учащихся, любознательность, внимание, наблюдательность, память; обогащать словарный запас.

3)Воспитательная: сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; познакомить детей с правилами, помогающими сохранить своё здоровье; продолжать формирование навыков здорового образа жизни.

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Анализ урока

I.Орг. момент. Мотивация учебной деятельности

Наконец-то дан звонок,

Вот и начался урок,

Все на парты положили,

И к работе приступили.

-Я рада снова видеть вас. Думаю, что сегодняшний урок порадует нас новыми открытиями.

II.Актуализация знаний

1. Определение темы и целей урока

- Перечислите, что необходимо для жизни человека? (пища, сон, вода, воздух) Слайд 3-6

- Сколько времени человек может находиться без пищи? (до одного месяца) Без сна? А без воздуха? (2-3 мин.)

- Проверим. Закрыли рот, зажать нос и перестать дышать. Засечь время по песочным часам.

- Что почувствовали? (что становится трудно дышать) Какой вывод мы можем из этого сделать? Вывод: без дыхания человек не может прожить и двух минут и только, например, японские ныряльщицы за жемчугом задерживают дыхание до 5 мин.
- Почему? (тренированный человек)
- Что дают тренировки? (человек становится выносливым)

III.Актуализация опорных знаний и изучение нового материала

-Что вы знаете о дыхательной системе?

-Что бы вам хотелось узнать? Слайд 7

-Какой состав имеет воздух? (кислород, углекислый газ, азот.) Слайд 8

-Какой газ необходим для дыхания? (газ – кислород)

-Каждое мгновение клетки нашего тела нуждаются в кислороде. С помощью кислорода клетки получают из органических веществ энергию. Без энергии клетки погибают. В отличие от питательных веществ кислород нельзя запасти впрок. Поэтому питаться мы можем время от времени, а дышать должны непрерывно. Снабжение клеток нашего организма кислородом – это первая функция органов дыхания. Органы дыхания не только обеспечивают наш организм кислородом, но и избавляют его от углекислого газа, который выделяется при получении энергии. Это вторая функция органов дыхания. Итак, мы ответили на вопрос, для чего мы дышим.

Теперь разберёмся, как мы дышим.

-Мы говорили, что когда легкие наполняются воздухом, они увеличиваются в объеме. Положите руку на грудь. Сделайте вдох. Что мы ощущаем? Постараемся разобраться, как происходит вдох и выдох. Слайд 9-10

1.Воздух через ноздри попадает в НОСОВУЮ ПОЛОСТЬ. Её стенки обильно покрыты слизью, которая собирает пылинки. В стенках носовой полости расположено множество кровеносных сосудов. Они несут тёплую кровь, которая согревает поступивший воздух. Таким образом, во время вдоха через нос воздух очищается и согревается.

2.Из носовой полости воздух проникает в глотку, а затем в ГОРТАНЬ – дыхательное горло.

3.Из гортани воздух попадает в ТРАХЕЮ. Это небольшая трубка из хрящевых полуколец. Её задняя стенка мягкая и не мешает прохождению пищи по пищеводу.

4.Трахея разветвляется на две трубки – БРОНХИ.

5.Они ведут в ЛЁГКИЕ – парные губчатые органы, расположенные в грудной клетке.

В лёгких бронхи разветвляются на меньшие трубочки. Затем меньшие трубочки разветвляются – на очень мелкие. Очень мелкие трубочки заканчиваются множеством маленьких лёгочных пузырьков. Слайд 11.

Лёгочные пузырьки оплетены кровеносными сосудами. Здесь и происходит обмен газов.

Но воздух сам не заходит в лёгкие.

Слайд 12. Во время вдоха межрёберные мышцы поднимают рёбра, а мышечная перегородка – диафрагма – опускается. В результате объём грудной клетки увеличивается, лёгкие расширяются и втягивают воздух.

Слайд 13. При выдохе – объём грудной клетки уменьшается – и выталкивает воздух из лёгких.

К этому моменту, твои клетки уже использовали кислород, и кровь переносит углекислый газ, который должен покинуть организм. Кровь снова проходит по лёгочным капиллярам, и углекислый газ попадает из неё в альвеолы. Когда ты выдыхаешь, воздух движется в обратном направлении: из альвеол – в бронхиолы, из бронхиол – в бронхи, затем идёт по трахее и, наконец, выходит наружу через нос или рот. Воздух, который ты выдыхаешь, во время его прохождения по организму нагревается. Приложи руку к носу (или ко рту) во время выдоха, и ты это почувствуешь.

IV.Практическая работа

-А сейчас, мы с вами проведем практическое исследование дыхания.

1.Посчитай, сколько вдохов ты сделаешь за 1 минуту. Сделай 20 приседаний и посчитай число вдохов после этого. Сравни результаты и сделай вывод.

Частота дыхания (число вдохов в минуту)

После физ. нагрузки

Вывод: Частота дыхания увеличивается при увеличении физической нагрузки. Чем тяжелее работа, тем больше кислорода требуется организму человека, чтобы снабдить работающие мышцы.

2.Измерение жизненной ёмкости лёгких.

- А сейчас возьмите воздушные шарики, посмотрим, как наши легкие работают при вдохе и выдохе. Сделаем вдох, а затем выдох ,надуем шарик .Вот сколько воздуха в ваших легких! Надуть воздушный шарик за 1 дыхательное движение.

- Наше дыхание измеряется специальным прибором, который называется спирометр.

-Очень важно уметь правильно дышать. Как вы считаете, кому это умение особенно необходимо?

Самое большое значение дыханию отводят йоги. Они разработали целую систему дыхательной гимнастики. Я предлагаю вам выполнить упражнения, которые использовали в Древнем Китае.

V. Физминутка

1 упр.: Подняться на носки - вдох носом, опуститься - выдох ртом. Выполняя упр. следует настраивать себя так: вдыхаем все хорошее (радость, здоровье, хорошее настроение), выдыхаем все плохое (злость, зависть, гнев).

2упр.: на счет 1-4 - глубоко вдохнуть носом (рука на диафрагме), на счет 5 - задержать дыхание, на счет 5-10 - плавно выдохнуть через рот. Это упражнение помогает, когда ты чем-то расстроен.

VI . Закрепление нового материала

1)Дополнение новой темы

- Вы не очень удивитесь, если узнаете, что лёгкие нужны тебе не только для того, чтобы дышать, но и для того, чтобы говорить? Слайд 15-16

Над трахеей находится гортань. На стенках гортани расположены голосовые связки. Когда ты выдыхаешь воздух из лёгких, он проходит через трахею и гортань и доходит до голосовых связок. Проходя через связки, воздух заставляет их вибрировать. Так возникает звук.

- Твои лёгкие – это удивительный орган: они позволяют тебе дышать, разговаривать, петь, смеяться и многое другое. Ты должен беречь их!

Какие науки о человеке вы знаете? (анатомия, физиология, гигиена). А ещё есть такая наука, которая называется валеология – это наука о здоровье.

- Заболевания дыхательных путей обычно связаны с переохлаждением организма. Какие правила следует соблюдать, чтобы избежать заболеваний? Слайд 17-18

Лучший способ сохранить свои лёгкие чистыми и здоровыми – это не курить. Курение вредно для каждой части твоего организма, но для лёгких оно особенно губительно. Слайд 19

- А сейчас, я вам расскажу сказку воздушного пузырька. В один чудесный день воздушный пузырёк приземлился в очень странном городе. Его встретили маленькие жёлтые человечки с жёлтыми зубами и ногтями, с неприятным запахом изо рта. Люди в этом городе никогда не видели голубого неба и солнца. Они рано умирали и выглядели как маленькие старички. Через 2 минуты пребывания воздушный пузырёк стал задыхаться, у него появился кашель, насморк и слёзы. Он быстро улетел из города с твёрдым намерением вернуться и помочь бедным жителям.

- В какой необычный городок попал наш герой?

- Какая проблема у жителей городка?

- Как помочь им предложите пути решения проблемы?

- Что ещё может быть опасно для органов дыхания? (Ядовитые газы, микробы)

Есть ещё один путь проявить свою заботу о лёгких. Это занятие спортом.

Спорт развивает все части твоего организма. Но особенно он полезен для сердца и лёгких. Когда ты бежишь, плывёшь или едешь на велосипеде, лёгкие получают больше воздуха и к их клеткам поступает дополнительное количество кислорода. Твои лёгкие становятся сильнее, и им легче выполнять свою работу. Сохрани свои лёгкие здоровыми, и они отблагодарят тебя. Слайд 21.

Какие еще профилактические мероприятия вам известны? (снимать мокрую одежду, одеваться по погоде..) Слайды 22-26

VII . Подведение итогов урока

Обмен мнениями по выполнению заданий.

–Почему дыхательную систему относят к органам, восстанавливающим истраченные силы? (Органы дыхательной системы снабжают организм кислородом, который необходим для получения энергии.)

–Можно ли управлять работой этой системы по своему желанию? (Мы можем ненадолго задержать дыхание, а в остальном управлять этой системой по своей воле мы не можем, ведь кислород требуется нам постоянно и сбоев в его доставке в организм не должно быть.)

-Что еще интересного вы узнали на уроке? (о вреде курения, о профилактике легочных заболеваний, о том, что с помощью легких мы не только дышим, но и говорим)

V III. Рефлексия учебной деятельности

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

Домашнее задание

-Выполните одно из предложенных заданий на выбор:

1.Придумать сказку о путешествии воздуха в организме человека

3.Подготовить совместное выступление о заболеваниях дыхательных путей.

- что такое дыхание, и как оно происходит;

- как правильно беречь свои лёгкие;

- как беречь голосовые связки;

- как курение влияет на организм;

- заботиться о своем здоровье;

-оценивать свои достижения на уроке.

У школьников сформировались первоначальные представления об органах дыхания и их роли в работе дыхательной системы.

Таким образом, считаю поставленные цели и задачи в начале урока реализованными.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


конспект урока для 4 класса "Как устроен организм человека. Тело человека – настоящее чудо"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Дмитрова Гора Конаковского района Тверской области

Учитель начальных классов

Кожехова Елена Витальевна

Тип урока – урок изучения нового учебного материала

Вид урока - урок теоретических или практических работ исследовательского типа

Цель: изучение строения организма человека и формирование представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.

ознакомить учащихся со строением организма человека;

научить способам простейшего контроля за деятельностью систем организма;

показать влияние общеразвивающих упражнений на организм человека;

учить выполнять валеологический самоанализ;

повысить интерес к физической культуре, формировать здоровый образ жизни.

воспитывать мотивы учения, положительное отношение к получению знаний;

развивать познавательные умения;

развивать умения учебного труда.

Место проведения: учебный кабинет

Методы и приёмы обучения: диалогический, эвристический и исследовательские методы

- Ребята, поделитесь со мной своим настроением.

- А как вы думаете, какой настрой лучше всего взять для работы?

- Вы только что отдыхали на перемене, поэтому для создания рабочей обстановки, давайте выполним упражнение на восстановление дыхания.

- Хорошо, молодцы! А теперь давайте улыбнемся друг другу и возьмемся за руки. Искренняя улыбка – успех в любой работе.

- Вот теперь мы можем приступать к работе.

Дети поднимают смайлики настроения

Дети выполняют упражнение

Дети берутся друг с другом за руки и учитель вместе с ними

Дети рассаживаются по местам

См. Приложение 1

См. Приложение 2

2. Вводная часть занятия

Цель: познакомить с темой занятия и планом работы

- Итак, нам сегодня предстоит не только познакомиться с собственным телом, но и самим выполнить некоторые исследования о своем весе и росте, и, конечно же, получить полезные советы об укреплении собственного здоровья.

Учащиеся самостоятельно определяют тему урока

Цель: дать элементарное представление о строении организма, учить выполнять различные упражнения, полезные для разных частей тела.

1)Скелет – опора нашего организма. Без него тело человека было бы бесформенным. В организме человека более 200 костей. Череп защищает от травм головной мозг, позвоночник – спинной мозг, грудная клетка- сердце и легкие. Кости составляют скелет .

Кости соединены суставами. Они позволяют человеку двигаться.

Интересно, что: самая крошечная кость тела находится во внутреннем ухе. Она называется стремечко – её длина меньше 3 мм. А самая большая кость – бедренная, её длина неодинакова у разных людей, она зависит от роста.

2)У человека более 500 мышц. Они

прикрепляются к костям сухожилиями и

обладают особыми свойствами: они могут

сокращаться и расслабляться. Когда

мышцы сокращаются, расположение

костей меняется. Так происходит

движение. Благодаря движению

происходит развитие всех органов.

Итак, мышцы необходимы для жизни и

развития организма человека.

Интересно, что: когда ты смеёшься, работает 15 мышц, а когда злишься, хмуришь брови – целых 42 мышцы!

Общеразвивающие упражнения для мышц человека.

3)Какой же путь проходит пища в организме человека?

Начинается он во рту. Здесь пища пережёвывается, смачивается слюной и по пищеводу поступает в желудок. Там находится 3-5 часов, а затем переходит в кишечник. В желудке пища окончательно переваривается и через стенки кишечника и кровеносных сосудов поступает в кровь. Непереваренные остатки пищи поступают в толстую кишку. Чем дольше ты пережёвываешь пищу, тем легче она будет передвигаться по пищеводу и тем лучше переварятся содержащиеся в ней углеводы. Жуй тщательнее, и у тебя не будет болеть живот!

Интересно, что: в год ты съедаешь около 500 кг пищи. Это почти в 20 раз больше, чем вес твоего тела.

4)Дыхание- важнейшая функция организма. Без воздуха человек может прожить всего несколько минут. Вдыхаемый нами воздух сначала попадает в нос. Там согревается, очищается, увлажняется и через трахею поступает в лёгкие.

Интересно, что: чихание, зевание, икота, смех – это особые формы дыхания.

5)Сердце и кровеносные сосуды- это органы кровообращения. Кровь в теле человека непрерывно течёт по кровеносным сосудам. Её приводит в движение сердце.

Насыщенная кислородом кровь идёт по крупным боковым сосудам - артериям, а затем по более мелким от сердца ко всем внутренним органам, к голове, рукам, ногам.

Самая большая артерия - это аорта. Крупные артерии распадаются на более мелкие – капилляры.

6) Головной мозг и нервная система: Мозг – главный орган нервной системы. Он отвечает за работу всего тела. Головной мозг делится на правое полушарие, контролирующее левую часть туловища, и левое полушарие, контролирующее правую часть туловища. Нервная система человека состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов.

7) Органы чувств дают возможность людям и животным воспринимать окружающий мир. Всего у человека пять органов чувств:глаза;

Глаз очень похож на фотоаппарат. Посредине каждого глаза небольшой чёрный кружок – зрачок. Через отверстие зрачка проходят лучи света, и на внутренней поверхности глаза появляется изображение того, что находится перед нами. Веки и ресницы защищают глаза от яркого света и пыли. Веки внутри влажные. Мигая, они всё время смывают с глаз пылинки. Брови не дают попасть в глаза капелькам пота, стекающим со лба.

Упражнения для глаз.

Нос – это одновременно и фильтр, и печка, и сторож.

Воздух попадает внутрь носа, пробегает по его извилистым каналам и сообщает о запахе чувствительным точкам, покрывающим внутреннюю оболочку носа. А они передают мозгу эти сведения.

С помощью ушей мы слышим речь, музыку, различные звуки и даже шорохи. Ушные раковины, расположенные по бокам головы, помогают понять, с какой стороны долетает звук.Посредине ушной раковины есть маленькое отверстие. Через него звук

проникает внутрь уха. Дальше его не пускает тоненькая гибкая барабанная перепонка. Звук её колеблет, и она передаёт эти колебания

среднему уху. Но и оно ещё ничего не слышит. В нём только колеблются отзвука три косточки: молоточек наковальня и стремечко. Свои колебания они передают жидкости, наполняющей внутреннее ухо. Вот оно-то и воспринимает всякий звук и передаёт его мозгу.

Мини исследование: пусть твой сосед закроет одно ухо и отвернется от тебя. Скажи шёпотом любое слово, а сосед пусть повторит.

Язык покрыт бесчисленным множеством крохотных сосочков, которые определяют, что именно попало в рот – кислое или сладкое, солёное или горькое. Определяют и сообщают об этом мозгу.Кончик языка особенно чувствителен к сладкому. Края языка лучше всего ощущают кислое и солёное, а его основание – горькое.

Мини исследование: одному из учеников завязать глаза и дать попробовать лимон, соль, варенье. Проверить ощутит ли он вкус?

Кожей мы ощущаем холод, тепло, боль. Если бы не было этого чувства, то мы ходили бы в порезах и ожогах. Кожа надёжный защитник от многих опасностей.

Читайте также: