Опорный план конспект коррекция социальной дезадаптации

Обновлено: 06.07.2024

Уделять ребенку больше внимания: наблюдать, играть, советовать.

Необходимо больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика.

Завышенные ожидания родителей формируют низкую самооценку, неуверенность в себе. У ребенка возрастает страх за свою не успешность, неполноценность, а это путь к хронической не успешности, к торможению развития. Любой реальный успех должен быть оценен искренне и без иронии родителями.

Не сравнивать посредственные результаты ребенка с достижениями других, более успешных, детей. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов.

Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т. д.). В этой деятельности обеспечить сразу успех, внимание, эмоциональную поддержку.

Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя: если ты научился делать это хорошо, то постепенно научишься всему остальному.

Помнить, что любые эмоциональные проявления со стороны взрослого, как положительные (похвала, доброе слово, так и отрицательные (крик, замечание, укоры) служат подкреплением, провоцирующим демонстративное поведение ребенка.

Детские страхи. Коррекция страхов в дошкольном возрасте Детские страхи. Коррекция страхов в дошкольном возрасте. На сегодняшний день проблема детских страхов актуальна в учебно-воспитательном.

Адаптация - это процесс активного освоения личностью внешней среды условия обучения в основной школе с целью приспособления ее к своим индивидуальным интересам, склонностям, возможностям.

Дезадаптация - это социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него (ребенка) конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному психическому развитию.

Социальная дезадаптация – характеризуется серьезными проблемами в личностном и в социальном развитии реб ѐ нка, вызванные нарушением социальных связей и межличностных отношений с семь ѐ й, сверстниками

1.Формирование социальной компетентности, общения, навыков эффективного поведения в конфликтных ситуациях

2.Развитие самопознания дошкольников в различных социальных ситуациях.

3 Определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях. 4.Работа по развитию навыков эффективного взаимодействия и социальной компетентности дошкольников

5.Обучение навыкам анализа ситуаций общения

6. Обучение навыкам эмоционального самоконтроля в общении

7. Создание условий для обращения участников к собственному опыту общения

8.Обучение навыкам эффективного взаимодействия в конфликте

9. Работа с семьей, направленная на развитие психологической компетентности родителей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Программа профилактики социальной дезадаптации и развития произвольности для детей 4 - 7 лет с разными образовательными потребностями "Играю и расту счастливым"

В зависимости от возраста и особенностей развития, изменяется продолжительность встреч и содержание. Данная разработка может быть полезна для специалистов, которые работают с детьми, имеющими задержку.


Рекомендации педагогам по развитию социальной компетентности дошкольников.

Ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения.


План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"

План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии".


Причины социальной дезадаптации и проблема адаптации в дошкольном возрасте

Причины социальной дезадаптации и проблема адаптации в дошкольном возрастеРазлука - страх - стресс - срыв адаптации - болезнь. Всё это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприя.


Консультация для родителей "Психолого-педагогические рекомендации по решению проблемы школьной дезадаптации"


"Психолого-педагогические рекомендации по решению проблемы школьной дезадаптации"

Все больше дошкольников не хотят или даже боятся идти в школу, плохо адаптируются к новой жизни. Самые распространенные «.


Социальная дезадаптация ребенка дошкольного возраста

Если раньше социальная дезадаптация была диагнозом, актуальным преимущественно для детей и подростков, то на сегодняшний день он нередко ставится и взрослым. Причём в качестве факторов-провокаторов выступают не психические отклонения и заболевания, а те проблемы, которые назревают в современном обществе: его расслоение, зависимость от Интернета. Психологи бьют в колокола и призывают обратить особое внимание на этот аспект.

Что это такое


Понятие социальной дезадаптации трактуется в психологии по-разному в зависимости от подхода. Одни специалисты рассматривают её как одно из многочисленных пограничных нервно-психических нарушений, когда человек в силу своих психических особенностей не может выстраивать отношения с другими людьми в социуме (из-за аутизма, фобий, расстройств личности и поведения). Для других это временное явление, которое возникает в кризисный момент как защитная реакция подсознания и проходит после его преодоления.

Так что в психологии нет единого мнения о понятии социальной дезадаптации, её видах и способах коррекции из-за неоднозначного подхода к природе её возникновения. Чтобы не было путаницы, для академических учебников было принято дать общее определение этому термину, отражающее суть явления, но обходящее стороной спорные моменты. Оно звучит следующим образом.

Социальная дезадаптация — это неспособность жить в социуме, соблюдать его нормы, контактировать с другими людьми. Она означает невозможность человека в силу каких-то обстоятельств выполнять свою общественную функцию, взаимодействовать с той микросоциальной средой, в которой он оказывается. Наиболее ярко проявляется на работе, в школе, в гостях, на улице, в магазинах — везде, где нужно общаться с другими. Что касается дома, то отношения с близкими страдают при запущенной форме, но на ранних стадиях она может на них никак не сказываться.

Несмотря на существование разных подходов к проблеме, в психологии это не считается патологией, хотя в некоторых ситуациях она может быть следствием какого-то серьёзного нервно-психического нарушения. Но сама таковой не является.

Теория и практика

Проблема социальной дезадаптации набирает обороты и актуальна в современном обществе, как никогда. Это связано с увлечениями детей и подростков соцсетями и играми. Виртуальный мир и интернет-общение заменяет им реальность и связи с живыми людьми. В последнее время нередко это наблюдается и у взрослых. Кроме того, слишком резкое раздвоение общества на богатых и бедных породило такое явление, как буллинг (травля). Он тоже становится одним из факторов, из-за которых человек рвёт с социумом всякие отношения.

В связи с этим проводятся многочисленные исследования. Психологи, психотерапевты, социологи, медики, учёные пытаются охватить как можно больший круг факторов, которые приводят к такому нарушению личности и поведения. Ведь без устранения основной причины её коррекция невозможна.

Как отмечают исследователи данной проблемы, возрастной ценз социальной дезадаптации стал старше. Если раньше её диагностировали преимущественно у детей и подростков, то сегодня психологи компаний заявляют, что около 25% их сотрудников испытывают серьёзные трудности в установлении контактов со своими коллегами и начальством. Это неутешительные цифры, заставляющие учёных-специалистов искать новые пути коррекции данного нарушения, потому что не все инструменты, удачно работающие на детской психике, оказываются так же сильны при воздействии на взрослых.

Специалисты, занимающиеся вопросами социальной дезадаптации: Мамайчук И. И., Беличева С. А., Григоренко Е. Л., Собкин В. С., Гиндикин В. Я., Казанская В. Г., Личко А. Е., Лебединская К. С., Лубовский В. И., Фельдштейн Д. И. У них можно найти фундаментальные работы на эту тему, которые включают в себя как теоретические выкладки, так и практические способы коррекции нарушения.

Концепции

Кризисная

  1. У человека имеется склонность к аутоагрессивным реакциям на сложные (кризисные) жизненные ситуации.
  2. Каждый такой кризис формирует личностную негативную дезинтеграцию.
  3. Она, в свою очередь, обрастает деструктивными изменениями в отношениях с окружающими.
  4. С каждым разом происходит всё большее нарастание социальной аутизации.

По мнению В. В. Козлова, аутоагрессивные личности, не устойчивые к кризисным условиям и в итоге закрывающиеся в себе от социума, подвержены хроническому саморазрушению. Оно чаще всего проявляется суицидальными наклонностями, алкоголизмом и наркоманией.

Медицинская

Есть ряд психологов, которые считают социальную дезадаптацию следствием различных психических заболеваний. Они не рассматривают её как самостоятельную патологию. Только после того, как у человека диагностируются нарушения в поведении и расстройства личности, она себя проявляет.

Действительно, при шизофрении, обсессивно-компульсивном расстройстве и прочих патологиях трудно налаживать связи с окружающими. Такие люди не могут усвоить элементарные правила поведения в обществе, простейшие социальные установки. Это и приводит к дезадаптации. Соответственно, для устранения такого последствия требуется психиатрическое (чаще всего) лечение.

Однако данная концепция не рассматривает как отдельное явление ту же подростковую социальную дезадаптацию, которая обычно никак не связана с физиологией. В этом минус подхода.

Психологическая

Например, человек по своей природе не любит подчинения и тотального контроля со стороны. Вполне естественно, что при таких акцентуациях ему будет трудно уживаться с начальником на работе и постоянными дедлайнами. Он будет всеми силами ограничивать своё общение с коллегами и шефом. Нередко такие люди открывают своё дело и делегируют полномочия заму, наслаждаясь полной свободой.

С точки зрения такого подхода можно объяснить механизм развития любой социальной дезадаптации, и в этом его несомненный плюс.

Причины


Причинами социальной дезадаптации могут быть разные факторы.

Физиологические

Социальная дезадаптация является следствием различных психических расстройств:

  • психозов;
  • тяжёлых невротических расстройств;
  • расстройств личности и поведения;
  • врождённого аутизма.

В этом случае коррекция без терапии основного заболевания невозможна.

Она также нередко диагностируется у больных, которые находятся на длительном лечении в психиатрической больнице. Такое явление называют госпитализмом.

Иногда причиной дезадаптации становится недостаток внешности. Это могут быть сильные ожоги на лице, неаккуратно зашитая заячья губа, лопоухость, ожирение и т. д. В детском возрасте в изоляции виноваты сверстники, которые отвергают ребёнка, не похожего на них. Они отказываются с ним играть, сидеть за одной партой, дружить, приглашать куда-то. У взрослых в такой ситуации срабатывают внутренние комплексы, и они сами, совершенно осознанно, пытаются уйти от общения.

Психологические

  • Наличие психологических травм в детском возрасте: фамильгении, социогении, дидактогении;
  • педагогическая запущенность;
  • потеря привычного окружения (при переезде, переходе в новую школу или на другое место работы);
  • конфликтность характера (невозможность с кем-то ужиться в силу акцентуаций);
  • зависимости различного рода: алкогольная, наркотическая, от соцсетей, компьютерных игр;
  • замена реального мира виртуальным.

При подозрении на социальную дезадаптацию специалисты в первую очередь стараются докопаться до её сути, выяснить основную причину, из-за чего она могла возникнуть. Иногда в качестве пуска срабатывает целый комплекс провоцирующих факторов. Типичные способы выявления — беседы с психологами, медицинские обследования, тестирование, иногда гипноз.

Признаки

Какими могут быть признаки социально-психологической дезадаптации и проблемного поведения:

  • непризнание правил культуры поведения, сатурация (отвращение) деятельности, которую выполняют все;
  • неуравновешенность;
  • уход в себя, одна из форм аутизма;
  • чрезмерная возбудимость вплоть до агрессии или обратный полюс — заторможенность, иногда они могут чередоваться;
  • вызывающее поведение и поступки;
  • участие в неформальных группировках;
  • нарочитое противопоставление себя окружающим;
  • слабое стратегическое прогнозирование (опоздания, нарушение обещаний);
  • решение проблем натиском, грубостью, драками или слезами, истериками, попытками убежать и спрятаться;
  • социофобия.

Социальная дезадаптация личности выражается по-разному в зависимости от уровней её развития.

Уровни


Первый

Названия: начальный этап, скрытый, нижний, латентный.

Признаки: не выявляются, так как всё происходит внутри человека. Он начинает задумываться о том, что боится или не хочет строить отношения с окружающими. На этом уровне чётко обозначается причина, из-за которой впоследствии произойдёт обрыв связей с другими.

Как интерпретируют начальный этап социальной дезадаптации в психологии: его сравнивают с латентной, инкубационной стадией болезни, когда вирус уже попал в организм, но пока ещё только подготавливает почву для своей активации.

Коррекция: социальная дезадаптация ещё не диагностируется, а вот причина, которая послужила толчком, может быть выявлена и устранена (если это возможно). Если это произойдёт, человек сможет и дальше беспрепятственно налаживать контакты и строить отношения в социуме, благополучно живя по его правилам.

Второй

Признаки: дезадаптивные пертурбации дают о себе знать, но носят временный характер вспышек. Человек может закрыться в своей комнате и не выходить оттуда несколько дней, отказываясь общаться вживую, по телефону, в соцсетях. Но потом ведёт себя, как обычно: улыбается, разговаривает, шутит, встречается с друзьями.

Третий

Название: устойчиво входящий.

Признаки: социальная дезадаптация проявляется и становится заметной всем окружающим. Её характерные черты позволяют чётко увидеть проблему. Человек рвёт прежние контакты, не заводит новых, сторонится людей. С точки зрения психики, разрушаются все те адаптивные механизмы, которые формировались до этого момента годами.

Как интерпретируют: как период полного развития болезни, когда признаки ярко выражены и позволяют поставить правильный диагноз.

Коррекция: займёт много времени, но приведёт к успешным результатам. Без психолога и поддержки близких невозможна. Основная задача — не дать нарушениям перейти на следующий уровень развития и стать закрепившимся паттерном поведения.

Четвёртый

Название: закрепившаяся социальная дезадаптация.

Признаки: закрытость человека от других распространяется на большинство сфер его жизни. Он может отказаться от общения даже с самыми близкими людьми (родителями, детьми, супругом/-ой). Нередко перестаёт ходить на работу, в школу, в магазин — лишь бы избежать столкновения с социумом.

Как интерпретируют: как переход болезни в хроническую форму.

Коррекция: длительная (от полугода и больше), затруднена устойчивыми паттернами поведения. Данную работу в обязательном порядке должен поводить психолог. В самых запущенных случаях — психотерапевт. Чтобы докопаться до истинной причины, которая привела к этому, нередко задействуется гипноз.

Классификация

В зависимости от причин:

  • физиологическая / патогенная;
  • социально-психологическая.

В зависимости от характера проявления:

  • поведенческая / явная;
  • глубинная / скрытая.

В зависимости от области проявления:

  • мировоззренческая / социально-идеологическая;
  • коммуникативная;
  • субъектно-личностная.

По глубине охвата:

По характеру возникновения:

В настоящее время для диагностики и коррекции у детей и взрослых применяются все вышеперечисленные классификации. Такое разнообразие позволяет не упустить ни один аспект в описании нарушения, а это, в свою очередь, помогает подобрать наиболее успешные инструменты коррекции.

Особенности


В детском саду

Социальная дезадаптация может возникнуть даже у ребёнка, который кажется ещё совсем маленьким. Многие считают, что такое серьёзное психологическое явление проявляет себя гораздо позже, но уже в 2-3 года малыш может вступить в конфликт с социумом. Ведущий фактор-провокатор — избалованность, неправильное воспитание.

Если с него дома сдувают пылинки и выполняют по первому требованию любой каприз, он однозначно не захочет делиться на детской площадке совком и ведёрком с другими детками. Он будет истерить в магазине, чтобы ему купили игрушку. Станет проблемным для нянечек и воспитателей, так как будет отказываться спать днём, есть кашу, идти со всеми на прогулку и т. д. Если на данном этапе не будет проведена коррекция, такой ребёнок однозначно станет ставить себя выше остальных и не сможет принять правила микросоциума.

В школе

Самые яркие проявления социальной дезадаптации наблюдаются в школе. Почти в каждом классе есть ребёнок-изгой. Иногда он сам ставит себя таким образом, что другие не хотят с ним общаться. Причины могут быть разными: опять-таки избалованность и завышенная самооценка, подмена реального мира виртуальным, аутизм.

Но чаще всего у него не получается ужиться со сверстниками, потому что именно они не принимают его из-за скверного характера, нищеты, какой-то отвратительной привычки и даже просто потому, что он не такой, как все (с какими-то внешними дефектами). Ребёнок не может наладить отношения сначала только со сверстниками, но потом эта проблема распространяется и на взрослых. Он становится обозлённым на весь мир из-за постоянного буллинга, закрывается в себе.

У подростков

В подростковом возрасте данная проблема стоит особенно остро. Если ребёнок в начальной школе не смог вжиться в микросоциум класса, он и дальше идёт с этим багажом, до самого выпуска. Взрослея, он с каждым годом всё чувствительнее воспринимает собственную изолированность. Дезадаптация углубляется и становится устойчивым паттерном. Это приводит к таким проблемам, как прогуливание уроков, девиантное поведение, неумение общаться и идти на компромиссы. Самым страшным последствием становится суицид.

Дома из-за всего этого обстановка накаляется, происходят ссоры с родителями. Если в такой ситуации подросток не получает помощи специалиста и поддержки со стороны родных, это приводит к серьёзным психологическим расстройствам личности и поведения.

Согласно статистике, более 60% детей и подростков в определённый период жизни испытывали дезадаптацию в школьном социуме. Однако 40% из них преодолевали кризисы и личностные акцентуации и находили выход с помощью психологов, родителей, друзей. Оставшимся 20% приходилось с этим жить дальше.

У взрослых

Всё-таки возраст имеет определённое влияние на социальную дезадаптацию. Согласно статистике, после 30 лет она практически исчезает с радаров психологов. То есть у старшего поколения она диагностируется крайне редко и только вследствие экстренных обстоятельств (из-за обнаружившегося заболевания или тяжёлой психологической травмы). Это объясняется тем, что взрослый человек в силу своего возраста и опыта усваивает нормы общества и имеет уже устоявшиеся контакты, которые проверены временем.

Акцентуации характера

Отдельно стоит раскрыть особенности социальной дезадаптации с нарушениями характера, когда человеку мешают приспособиться к общественным нормам собственные акцентуации.

  • Гипертимный / демонстративный тип личности

Человеку нужно постоянно находиться в центре внимания. Если оно отсутствует и в каком-то коллективе его воспринимают не более чем серой мышкой, это может привести к дезадаптации.

Склонность к одинокому образу жизни. Таких людей дезадаптация в социуме совершенно не напрягает. Они даже рады своей изоляции.

Постоянные перемены настроения делают такого человека невозможным в общении, так как он слишком резко и беспричинно меняется. Поэтому постепенно круг его друзей сходит на нет.

  • Эмотивный / возбудимый /застревающий

Слишком эмоциональный, чувствительный, легкоранимый, воспринимающий всё близко к сердцу. Такой человек способен отказаться от общения из-за одного косого взгляда, неосторожного слова, замечания по проделанной работе.

Не может принимать решения в сложных ситуациях. Любой кризис способен его социально дезадаптировать.

Коррекция и профилактика

Разговор с психологом

Социальная дезадаптация легко поддаётся коррекции с помощью профильного специалиста, родных и близких. Самые эффективные способы:

  1. Создание благоприятной обстановки в семье, школе, на работе.
  2. Специальный курс консультаций у психолога. При необходимости — гипноз для выявления провоцирующего фактора. Работа над его устранением.
  3. Восстановление прежних социальных контактов.
  4. Новые знакомства.
  5. Поиск увлечений и хобби — это заставляет человека находить людей с общими интересами.
  6. Поиск постоянной официальной работы.
  7. Аутотренинги по борьбе с собственными комплексами, сомнениями, страхами.
  8. Тренинги по контролю и управлению собственными акцентуациями характера.
  9. Тренинги по развитию навыков коммуникативности.
  10. Психотехнические занятия для многостороннего развития личности.

Если причина является физиологической, при наличии психических отклонений человек направляется на приём к психиатру, где проходит курс терапии.

Профилактика социальной дезадаптации должна вестись в двух направлениях. Во-первых, через усвоение норм и правил поведения в обществе. В детском возрасте за это несут ответственность родители, воспитатели, педагоги, школьные психологи. Взрослые сами должны научиться усмирять собственные акцентуации. Во-вторых, необходимо постоянно следить за психическим здоровьем. Ведь если с ним начнутся проблемы, то полноценная жизнь в социуме может оказаться невозможной.

Гост

ГОСТ

Школьная дезадаптация: понятие, факторы, причины, типы

Под школьной дезадаптацией понимается нарушение усвоения школьником знаний и умений и неспособность овладения активными навыками коллективной учебной деятельности в условиях образовательного учреждения.

Существует несколько факторов которые способствуют развитию школьной дезадаптации:

  • социальный фактор
  • психологический фактор
  • медицинский фактор

Существует так же и несколько причин появления школьной дезадаптации. Одной из причин может быть мозговая дисфункция. Другой причиной могут быть неврозы и неврозоподобные состояния.

Школьная дезадаптация имеет несколько типов проявления. Первый тип проявляется в том, что ребенок не успевает по школьной программе обучения. У ребенка не развит когнитивный компонент.

Второй тип школьной дезадаптации проявляется в том, что у ребенка происходит нарушение личностного отношения к некоторым предметам и педагогам. У ребенка не развит эмоционально-оценочный и личностный компонент.

Третий тип школьной дезадаптации проявляется в нарушениях дисциплины во время процесса обучения. В данном случае не развит поведенческий компонент.

Школьная дезадаптация у младших школьников

Специалисты выделяют несколько форм характерных для школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста. Во-первых, ребёнок может быть не способен к учебной деятельности в связи с тем, что у него недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие. Ребёнок не получает должного внимания и поддержки со стороны взрослых. Во-вторых, ребенок может не уметь регулировать свое поведение, это может быть связано с неправильным семейным воспитанием. В-третьих, некоторые дети не в состоянии успеть за школьным темпом обучения. Это может встречаться у детей с задержкой в развитии и детей, обладающих слабым типом нервной системы. Четвертая форма школьной дезадаптации может заключаться в боязни школы как таковой.

Готовые работы на аналогичную тему

Школьная дезадаптация в подростковом возрасте

В подростковом возрасте ситуация чаще всего усугубляется. У учеников начинает падать успеваемость, появляется больше проблем с дисциплиной. В этот период на процесс нормальной адаптации начинает действовать ряд факторов, которые приводят к его нарушению

Первый фактор – это индивидуальный фактор. Необходимо заметить, что в этот период у подростков происходит сильный гормональный всплеск, что сказывается на их мироощущении, поведении, физическом и эмоциональном состоянии. Некоторые стремятся занять лидирующую позицию, это стремление они реализуют через асоциальное поведение, пытаются демонстрировать свою взрослость через не правильное поведение, начинают курить или пить спиртное, нецензурно выражаться.

Следующий фактор – это психический фактор. В этот период эмоции берут верх над рациональностью. Ребёнок решает для себя делать то, что ему приносит больше удовольствия, меньше думает о пользе.

Следующий фактор- это волевой фактор. У подростка начинаются проблемы с силой води. Он часто не может заставить себя делать то что надо, чаще делает то что хочется. Если цель для него мало привлекательна, то чаще всего работа остается не доделанной.

Последний фактор – это семейный фактор. В подростков возрасте дети стараются казаться самостоятельными. Если в семье хорошие отношения, то ребёнок не отдаляется от родственников, ищет при необходимости помощи и поддержки. Если отношения в семья осложнились, то подростку не с кем поделиться своей проблемой.

Профилактика и коррекция школьной дезадаптации

Дети, у которых имеются проблемы с школьной адаптацией, чаще всего быстро утомляются, им трудно сконцентрироваться, у них может быть снижен объем памяти, внимания и мышления. Все это приводит к неполному усвоению учебного материала. Самостоятельную работу ребенку проще выполнить один на один с учителем, те задания, которые вызывают у ребенка трудности он может выполнить дома. Это связано с тем что домашняя остановка является более комфортной, ребёнку легче сосредоточиться, настроиться на нужный лад.

Единой методики корректировки школьной дезадаптацией на сегодняшний день не существует. Эту проблему необходимо решать комплексно, учитывая педагогический, психологический, медицинский и социальный аспекты.

Основной специалист, который занимается данной проблемой это школьный психолог. Для начала психолог должен больше узнать о жизни самого ребёнка, определить факторы, которые могли способствовать формированию школьной дезадаптации. Далее психолог составляет программу, которая поможет корректировать поведение ребенка при этом он берет в учет его индивидуальные способности и склонности.

Социальная дезадаптация: понятие, факторы

Под понятием социальная дезадаптация понимается процесс, при котором человек нарушает нормы и правила поведения в обществе. При социальной дезадаптации человек не в состоянии приспособиться к обществу, в котором он живет. Этот процесс может проявлять себя в следующем:

  • бродяжничество
  • попрошайничество
  • воровство
  • курение, употребление алкоголя и наркотиков
  • нарушение закона

Люди испивающие проблемы с социальной адаптацией в дальнейшем не могут устроиться на работу так как у них нет трудовых навыков и желания работать, они так же не могут создать полноценные семьи.

Ученые выделяют ряд факторов, которые способствуют социальной дезадаптации:

  • индивидуальные
  • психолого-педагогические факторы
  • социально-психологические факторы
  • личностные факторы

Профилактика и коррекция социальной дезадаптации

Коррекция социальной дезадаптации заключается в восстановлении социального статуса, который был утерян в процессе дезадаптации. Необходимо настроить подростков на новый положительный лад, показать им что процесс обучения имеет свои плюсы. В задачу педагогов и психологов входит рассказать о минусах асоциальной жизни и о плюсах нормальной.

Важно чтобы специалисты постарались создать положительную педагогическую среду для лиц, подвергшихся социальной дезадаптации. Так же важно чтоб дети и подростки получали удовлетворение от нормальной жизни и от учебы, чтобы они могли реализовать свои возможности, проявить свой скрытый потенциал.

Читайте также: