Опорный конспект синтаксис 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Форма: традиционная

Оборудование:

опорный конспект урока;

раздаточный материал (карточки).

Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.

Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку.

1.Этап мотивации к учебной деятельности .

Здравствуйте, ребята . Посмотрите на свои столы, проверьте готовность к уроку: наличие всех школьных принадлежностей, необходимых нам на уроке русского языка. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Садитесь.

2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Целеполагание.

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости. Давайте вместе попробуем догадаться, к кому. Посмотрите на экран. Слайд № 2

Летнее, ранец, тяжелый, вечер, светлое, штаны, чувства, старое, учитель, старый, сапог, надежный, меч, памятный, марш, со стола.

- Что с ними можно сделать? (Составить словосочетания)

- Давайте составим словосочетания. (Дети составляют словосочетания)

- Что можно сделать со словами и словосочетаниями? (Составить предложения)

- Давайте составим предложения из слов, данных на слайде. (Составляют предложения)

- Какой раздел науки о языке изучает словосочетания и предложения? (Синтаксис)

- Посмотрите на слайд. Что вы видите? (Предложение)

- Чего в нем не хватает? (Запятой и точки)

- Давайте поставим знаки препинания.

Иногда ученики забывают ставить знаки препинания, поэтому получают не совсем хорошие оценки, но иногда пропущенный знак препинания может лишить человека и жизни. Посмотрите на слайд и скажите, где нужно поставить запятую и почему?

Слайд 5. (Казнить нельзя помиловать)

- Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания? (Пунктуация)

-Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. Слайд 6.

-Запишите в тетради число, тему урока. Я надеюсь на плодотворную работу с вами на уроке, поэтому давайте будем собраны, внимательны и вовлечены.

-Давайте выберем 3 характеристики, по которым каждый оценит себя в конце урока. (Ученики выбирают)

3.Этап выявления места и причины затруднения.

Терминологический диктант

Что такое синтаксис? ( Наука о языке, которая изучает строение предложений и словосочетаний)

Назовите единицы синтаксиса (Словосочетание, предложение, текст)

Что такое пунктуация? ( Наука о языке, которая изучает систему знаков препинания и правила их постановки)

Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)

Что такое грамматическая основа предложения? ( Это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого )

Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы им. п. ( кто? что? Подлежащее ) .

Назовите второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей ( Дополнение ).

Назовите второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?(Определение).

Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы что делает? что будет делать? что такое предмет? ( Сказуемое )

Что такое разговор двух или более лиц? ( Диалог )

Что такое речь одного лица? ( Монолог )

Хорошо! Теперь мы отправляемся в гости.

4. Обобщение и систематизация знаний.

- Ребята, посмотрите на слайд № 7 и на карточки, которые лежат у вас на партах. Прочитайте и скажите, все ли слова являются словосочетаниями? (Нет). А что это? Вам нужно выписать только словосочетания и выполнить их синтаксический разбор.

Ясная погода , сады и деревья, мальчики работают, подойти к метро , после ужина, любимое дело , выбирать стиль, вовлеченно и прилежно, стол накрыт, кружка воды , мама или папа, вещь дорога. ( Устные ответы, 2 чел. у доски разбирают словосочетания).

Посмотрите на слайд. Как вы думаете, какая учебная задача стоит перед вами? Что вам нужно сделать?

(Из данных предложений выписать грамматические основы, обозначить, чем выражены главные члены. Составить схемы. (Слайд № 8 и карточки)

Грустна, тиха и ярка осень!

Природа – наша подруга!

Заканчивается желтая плаксивая осень, и начинается белоснежная зима.

Лето – время жары и веселья.

- С какими предложениями вы столкнулись? ( Простые, двусоставные, с однородными членами, сложные, с прямой речью)

-Чем же может быть выражено сказуемое? ( Глаголом, существительным в именительном падеже, кратким прилагательным).

- Что нам нужно помнить, если сказуемое выражено существительным в именительном падеже? ( Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире.)

-Предложение очень любит, когда о нем говорят, дают его характеристику. Выполните синтаксический разбор предложения: Лето – время жары и веселья. ( 1 чел. у доски)

Физкультминутка.

Учащиеся кидают друг другу мяч, произнося любое слово. Ученик, поймавший мяч, должен назвать часть речи, к которой относится сказанное слово. Далее второй ученик кидает мяч следующему учащемуся и т.д.

Ребята, у вас на партах есть текст, в котором не расставлены знаки препинания. Сейчас вы будете работать по парам. Слайд № 9 .

1 пара выписывает предложение с однородными дополнениями.

2 пара выписывает предложение с однородными определениями.

3 пара выписывает предложение с однородными обстоятельствами.

В лету и в населенном пункте весна наступает по-разному..

В нашу деревню тоже пришла красавица-весна. На улице видны проталины, снег тает очень быстро. Дети радуются весне и наступлению весны.

Люди любят весну за тепло, пение птиц и яркое солнышко.

- Молодцы! Так держать!

5. Применение знаний и умений.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

-Теперь, ребята, мы переходим к важной части подведения итогов урока, проверки применения полученных знаний. На карточках вам дан тест, на выполнение которого отводится 5 минут. Прошу выполнять его внимательно.

1. Что не является словосочетанием?

в) слушать молча;

г) автор проекта.

2. Укажите распространенное предложение.

а) Наступило лето.

б) Прыгать - это глагол.

в) Падают осенние листья.

3. Выделите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):

а) Маша ушла за хлебом и соком.

б) Вечер был холодным и томным.

в) Синяя птица улетела далеко за горизонт.

г) Ветер дул очень сильно и деревья качались.

4. Укажите предложение, где грамматическая основа выделена верно:

а) Птица улетела в теплые края.

б) Море вырвалось с этой картины .

в) Марина ушла далеко .

г) Вечер был явно испорчен .

5. Укажите неверное утверждение:

Наша мама очень любит печь пироги.

а) мама - подлежащее

б) наша - определение

в) пироги - подлежащее

г) очень - обстоятельство

А теперь, ребята, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте друг друга и поставьте соответствующую оценку.

Ключ написан на слайде №11.

(Выставление оценок в журнал и дневник)

6. Этап рефлексии учебной деятельности.

-Ребята, мы с вами сегодня совершили небольшое путешествие в гости к Синтаксису и Пунктуации. Вам понравилось? Хорошо.

-Давайте запишем домашнее задание : Слайд №13.

1. Ответить на контрольные вопросы устно.

2. Подготовиться к диктанту.

3.Выполнить упр. 258 или упр. 259 по заданию.

-Наше путешествие подошло к концу. Оцените свою работу на уроке , поставьте себе оценку. ( По характеристикам, выбранным в начале урока).

-Подведем итоги урока, закончив фразу: Слайд №14

-Сегодня на уроке я научился…

-Ещё раз повторил…

-Больше всего мне понравилось.

-Труднее всего было.

- Спасибо вам за плодотворную работу. Урок окончен. Вы можете быть свободны. До свидания.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1. – М.: Просвещение, 2016. – C. 56 – 57, 57 – 60.

Дополнительная литература:

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Чтобы лучше понимать речь окружающих, чтобы правильно говорить и писать, необходимо знать правила построения словосочетаний, предложений и текста. В этом нам помогает синтаксис.

Но синтаксис тесно связан с пунктуацией. Вспомните стихотворение Бориса Заходера.

Очень-очень странный вид:

Речка за окном горит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Пёсик из ружья стреляет.

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

Смысловая нелепость стихотворения возникает от того, что автор преднамеренно поставил запятые не на своем месте. Правила постановки запятых и других знаков препинания собраны в пунктуации.

Она неразрывно связана с синтаксисом. Овладеть нормами пунктуации можно только в том случае, если хорошо понимаешь особенности синтаксической структуры предложения, его интонации.

Основными пунктуационными знаками (знаками препинания) являются следующие: точка, запятая, двоеточие, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки (парный знак), кавычки (парный знак), абзац (красная строка).

Функции знаков в препинания


Точка, восклицательный знак, вопросительный знак и многоточие ставятся в конце предложения, т. е. завершают его, поэтому они выполняют функцию завершения.

Запятая, точка с запятой, тире, двоеточие разделяют части сложного предложения, выполняя функцию разделения.

Запятая, тире, скобки, кавычки выделяют различные смысловые отрезки в составе предложения, выполняя функцию выделения. Запятая и тире в этом случае употребляются парой.

Например, запятая может выделять обращение, обособленные члены предложения, вводные слова, сравнительные обороты. Об этих смысловых отрезках мы будем говорить на следующих уроках. Тире выделяет вставные конструкции.

Мы уже знаем, что предложения и способы сочетания слов внутри предложения изучает специальный раздел грамматики – синтаксис. Именно этот раздел науки объясняет, как из набора слов получается связный текст.

Основные единицы синтаксиса – словосочетание, предложение, текст.

Только поняв логику текста, можно правильно расставить знаки препинания. Пунктуация – это раздел грамматики, изучающий правила постановки знаков препинания. Знаки препинания делят текст на предложения. Они помогают понять, как связаны между собой слова в предложении.

Знаки препинания помогают человеку, который написал текст, лучше донести его смысл и свои чувства до того, кто этот текст прочтёт.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

1. Единичный / множественный выбор

Ответьте на вопрос. Какую роль выполняет точка?

Разбор задания: вспоминаем, что точка ставится в конце предложения, т. е. она завершает мысль. Следовательно, она играет роль завершения. Ответ: завершение.

2. Выбор элемента из выпадающего списка

Ответьте на вопрос. Сколько знаков препинания в русском языке?

Варианты ответа: 5, 10, 7, 11

Разбор задания: вспоминаем, что мы изучаем следующие знаки препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки. Всего 10 знаков. Следовательно, ответ: 10

 Воспитательная – воспитывать интерес к русскому язык у .

 Развивающая - развивать у детей интерес к предложению и тексту как единицы языка;

развивать стремление обогащать свой словарный запас; развивать речь учащихся;

развивать речевой слух и чу вство красоты зву чания русской у стной речи; развивать

 ( плакаты, рису нки), практические (карточки, тексты, фронтальны й опр ос, создание

Тип урока: вводный урок по синтаксису и пунктуации с дидактическими заданиями,

Особенности урока: элементы групповой технологии, активность всех учеников,

диалог, демонстрация творческих возможностей учащихся, высту пления у чащихся.

Техническое обеспечение урока : компьютер, мультимедийный п роектор, экран,

электронные презента ции к у рок у, карточки, тексты произ ведений, плакаты, рисунки,

Учитель: Ребята! Сегодня у нас открытый урок ру сского языка. Посмотрите, к нам пришли

гости. Мы покажем им, как мы с вами работаем на уроках. Итак, начнем.

Акт уализация опорных знаний ( повторение теоретических сведений;

Ученик: Морфология - это раздел науки о языке, который изучае т части речи.

Орфография - это раздел науки о языке, который из у ча ет правильное написание слов .

Учитель: Сегодня м ы приступаем к изучению новых разделов науки о языке. Наш урок

вводный. Мы узнаем историю названия разделов, познакомимся с основными понятиями.

Обращаю внимание учеников на плакат с определением.

Синтаксис. Это слово заимствовано в XVIII веке из греческого языка. Буквально

Синтаксис – это р аздел грамматики, который и зучает строение и значение

Как вы поняли, нам придется что - то сочетать, выстраивать в определенном порядке.

Выполнение специально подобранных заданий фронтально и по группам.

В класс вбегают 3 ученика (работа с ними проведена заранее). У каждого на гр уди висит

Слова: Да. Ребята, помогите нам! Скажите, для чего ну жны слова?

Слова: Но, наверное, недостаточно зн ать, что обозн ачает каждое слово в о тдельности.

Слова: Правильно. Но вот беда, мы з абыли, как построить предложени е. Даже

Учитель: А кстати, вы знаете, что такое словосочетание?

Ученики: Наверное, того, что называют грамматической связью.

Итак, давайте еще раз скажем, ч то называется словосочетанием.

Ученик: Словосочетани е – это сочетание двух или нескольких слов, связанных между

собой по смыслу и гр амматически. Словосоче тание – это первая и самая маленьк ая

Ученик : Прибавим к остальным - получится предложение – Опадают яркие листья.

Учитель: Итак, давайте еще раз скажем, что называется предложением.

Ученик: Пр едложение – это основная синтаксическая един ица, с лужащая для общения

людей, выраже ния их мысле й и чувств. Предложе ние – это вторая с интаксическая

Учитель: Что нужно сделать с этими словами, чтобы появился смысл у каждой и з этой

Ученик: Быстрая ласточка низко летит над з емлёй. Ск оро польёт сильный дождь. Небо

Учитель: Давайте попробуем вспомнить, что такое текст.

Ученик: Текст – это сочетание нескольких т есно взаимосвязанных по смыслу и

синтаксически предложений, представляющих более полное п о сравнению с отдельным

предложением развитие мысли. Текст – эт о тр етья и самая боль ш ая синт аксическая

Учитель: Так что же изучает раздел науки о языке СИНТАКСИС.

Даем определение и записываем его в тетрадь. Синтаксис – греческое слово, оно значит

Ученик: Синт аксис - это раздел науки о языке, кот орый изучает построение

Словосочетание, предлож ение, т екст – основные единиц ы синтаксиса. Словосочетание

– самая маленькая синтаксическая единица, текст – самая больш а я.

Учитель: Запомните, что главные члены пред ложения (грамматическая основа ) н е я вляются

Учитель: Сконструируйте предложение из слов. Записать его на доске.

Учитель : Замените сочетания дву х с у ществительных сочетаниями с у ществи тельных

с прилагательными. Запишите в тетрадь пол уч енные словосочетания. Обозн ачьте

Лучи солнца, жители города, изба из дерева, сила богатыря, указ царя, ария из оперы,

банка из - под консервов, кни ги для детей, собрание класса, библиотека школы, берег моря,

Ученик: Солн ечные лу чи, городские жители, деревянная изба, бога тырская сила, царский

указ, оперная ария, кон сервная банка, детские книги, классное собрание, школьн а я

библиотека, морской берег, лесная опушка, книжная обложка.

1) и з п редложения С тихим шорохом пробежал по сад у ветерок взять прилагательное,

выступающее в роли определения, поставить его в именительном п адеже, мужском роде,

2) из предложения За вечер земля п окрылась п у ши стым снегом вз ять обстоятельство,

3) добавить глагол из предложения Насту п ила ночь, поставить его в мужском роде,

Учитель: Ребята, давай те вернёмся к н ашим предложениям. Предложения заранее з аписаны

Быстрая ласточка летит над землёй, лесом, р екой, полем. Небо нах мурилось, скоро

В первом предложении появились однородные члены предложен ия, а из второго и третьего

Раздел лингвистики, который изучает правильную постановку знаков препинания,

Учитель: Сейчас мы с вами п роведём фи зкультмин у тк у. По скольку сегодня мы повторяем

изученный материал из синтаксиса и п у н ктуации, то разминка будет связана со знанием

Правила и гры. Ученики встают со своих мест, руки н а поясе. Учитель н аз ывает разли чные

термины: п риставка /влево/, грамматическая ос нова /вп раво/, основа слова /влево/,

словосочетание /вправо/, и мя су ществительное /влево/, обстоятел ьство /вправо/, запя тая

Задача учащихся: если термин ы относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон

В школе из у чается 10 знаков п репинания: точка, вопросительный знак, восклицательный

знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки.

Задание № 9. Расс каз ученика о происхож дении некот орых знаков препинания. Из

Пунктуация п оявилась на много поз же, чем запись слов с помощью

алфавита. До конца 15 века текст п исался или вообще без промеж утков между словами, или

Раньше всех была введена точка (с 80 - х годов XV века), затем запятая (к

ко нцу первой ч етверти 16 века). Появившаяся после ни х точка с запятой вначале

употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.

Упорядочение знаков препинания произошло параллельно с

книгопечатанием. В кн игах первой половины XVI в ека уже использовалась запятая, точка с

запятой, вопросительный знак. Чуть позже появился вос клицательный знак.

В “Граммати ке словенской” Мете лия Смотри цкого (1619 год) появились

К концу XVIII века стали и звестны тире, кавычки и многоточие. Ти ре

(или “черту”) первым начал применять ру сский писатель и историк Н.М.Карамзин. А

языковед А.Барсов, ученик М.Ломоносова, называл этот знак “молчанкой”.

Другие знаки препинания раньше тоже имели иные наименования: точку с

запятой н азывали “полу точием”, восклиц ательный знак – “удивительным”, кавычки –

“пресекательным” или “отменительным” знаком, а пере нос – “единительным“ .

Уже много веков рассказывают небольш у ю быль – небылиц у о том, как от

Некий повелитель на смертном приговор е какому - то человеку написал

окончательное решение, но забыл – или не знал как – поставить запяту ю: казн ить нельзя

Как же понять эт о решение: то ли нельзя казнить и следует помиловать, то

ли нельзя помиловать и следует казнить. Полную ясность внесла бы запятая: к азнить нельзя,

помиловать. – Казнить, нельзя помиловать. Так жизнь человека оказалась зависимой от

Ученик: Мысль о важности правильной постановки знаков препинания .

Учитель: Вот видите, как важно уметь правильно поставить знаки препинания.

В русском языке есть такие случаи, когда неясно, какой знак п репина ния следует поставить и

Место в предложении и ли тексте, где нужно применить пунктуационное

науки о языке, который изучает знаки препинания и правила их постановки.

Задание № 11. Редактирование текста, который является самостоятельной работой.

Пришел золотой осень птицы полететь юг поля собирают урожай скоро н асту пить

Ученик: Пришла золотая осень. Птицы полетели на юг. С п олей собирают у рожай. Скоро

Задание № 12. Работа с карточками. Самостоятельная работа в тетради.

Учитель: Прочитайте текст. Что затр у дняет его понимание? /Текст не разбит н а

С каждым часом ночь холодеет к рассвету возд у х уже обжигает ли цо легким

морозом трава седеет от первого утренника пора вставать на востоке уже н аливается тихи м

светом заря уже виднеются огромные очертания ив уже меркнут звезды.

С каждым часом ночь х олодеет. К рассвету воздух у же обжигает ли цо легки м

морозом. Трава с едеет от первого у тренн ика. Пора вставать. На востоке у же наливается

тихим светом заря, уже виднеются огромные очертания ив, уже меркну т звезды.

Задание № 13. Чтение текста учителем о пользе знаков препинания.

Человек п отерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы

по проще. За несложными фразами пришли нес ложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и н ачал говорить тих о, с одной

интонацией. Его у же н ичто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал з адавать вопросы,

никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни п роходили – в Космосе, на

Ещё через пару л ет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям

К концу жизн и у н его остались одн и к авычки. Он не высказывал ни одной

собственной идеи, он в се время кого - нибудь цити ровал – так он раз уч ился мыслить и дошел

Учитель: Мы сегодня с вами начали изучение такого раздела как синтаксис и п у нкт уа ция.

Ученик: Синтаксис - это раздел на уки о языке, который из у ча ет п остроение

Ученик: Пунктуация - раздел нау к и о языке, который из у ч ает з наки п репинания и правила

Учитель: Какие грамма тические конструкции называются словосоче таниями,

Ученик: Словосочетан ие – это сочетание дв у х или нескольких слов, связанных между собой

по смыслу и грамматически. Словосочетание – эт о первая и самая маленьк ая синтаксическая

Предложение – это основная синтакси ческая едини ца, служа щая для общения людей,

выражения их мыслей и чувств. Предложение – это вторая синтаксическая единица.

Учитель: Что отличает словосочетание от предложения?

Ученик: Сл овосочетание, предложение, текст – основные единицы синтаксис а.

Словосочетание – самая маленькая синтаксическая единица, текст – самая большая.

Учитель: Мы многое у спели сделать: позн акомились с теоретическими сведениями по эт ой

теме, составляли п редложения, словосочетания, вспомнили правила ра сстановки знаков

Я довольна, что вы многое помните, вы хорошо поработали.

1.Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1989.

2.Иванова В.А., Пот иха З.А., Р озенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. - М. :

3.Ушаков Н.Н., С у ворова Г.И. Вне у рочная работа по р у сскому язык у. - М.: Просвещение,

4.Шанский Н.М. Занимательный русский язык. - М.: Просвещение, 1996.

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.


На этом уроке мы поговорим о такой науке, как синтаксис. Выясним, что изучает синтаксис. А также познакомимся с пунктуацией, которая занимается знаками препинания.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Синтаксис. Пунктуация"

Сегодня мы ответим на такие вопросы.

· Зачем нам синтаксис?

· Для чего нам пунктуация?

· И чем синтаксис отличается от пунктуации?

Мы знаем, что все разделы языка связаны друг с другом.

Например, фонетика изучает буквы и слоги. А графика изучает буквы, которыми обозначаются звуки. Лексика изучает слова, которые состоят, конечно, из звуков. А записываются буквами. Морфемика изучает части слова – ведь нужно посмотреть, из чего состоят слова!


Словообразование выясняет, как при помощи различных частей слова можно образовать новые слова. Словообразование связано с морфологией, ведь она изучает части речи, и нужно понять – как они образуются.

Но с чем же связана морфология? Неужели ни с чем?


Нет, конечно. Морфология тесно связана с синтаксисом.

Но что изучает синтаксис? Для чего он нужен?

Синтаксис очень важен и совершенно необходим.

Ведь морфология очень любит слова и их формы. Но у неё они всегда в полном беспорядке: разбросаны, не связаны… Посмотрите, каждая форма слова как будто по отдельности. Во всех этих формах с трудом можно угадать смысл. А вот наводить порядок как раз и должен синтаксис.


В синтаксисе слова связываются между собой. Свяжем по смыслу формы слов, которые мы видим.

красивые цветы

растут на клумбе

У нас получились словосочетания!

Из слов и словосочетаний в синтаксисе строятся предложения. Какие предложения мы можем построить? Красивые цветы растут на клумбе.

Как бы мы общались, если бы синтаксиса не было? Ну, например, в школе учительнице пришлось бы разговаривать с учениками при помощи отдельных слов: кто, пойти, отвечать, доска.

Ответы учеников звучали бы не менее странно: я, хотеть, рассказать, фонетика.

И никто бы друг друга не понимал.

Итак, синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение и текст. А также правила их построения.

Ну вот. Теперь мы знаем, что синтаксис изучает словосочетания, предложения, текст… Но разве синтаксис не связан ни с каким разделом, кроме морфологии? Нет, у него есть постоянная, очень настойчивая спутница – Пунктуация.

Выясним, что она изучает.

И повсюду, куда ни глянешь – Пунктуация: знаки препинания, знаки препинания… Уже и надоела синтаксису, он сам не знает: как от неё спастись?


Никак. Ведь вы, наверное, уже догадались.

И потому синтаксис и пунктуация нераздельны. Ведь если не ставить знаки препинания в предложениях – мы иногда можем не понять, о чем речь.

Вот, например, две фразы.


Разница между ними – всего-навсего расположение одной запятой. Но значения этих фраз полностью противоположны. А если бы этой запятой не было – как мы бы поняли, о чем речь?

И наоборот, если мы не знаем синтаксиса, то не сможем расставить знаки препинания. Рассмотрим предложение: Цветы на клумбе красные, синие, жёлтые.

Зачем тут нужны знаки препинания? Нужны ли они? Если мы знаем синтаксис, то сразу же можем ответить: запятые ставятся между однородными членами предложения.

Не следует путать синтаксические и пунктуационные ошибки!

А вот если мы напишем: Вася, дотронулся, до ствола берёзы… В этом предложении две лишние запятые. Ведь нам совсем незачем выделять сказуемое запятыми. Если ошибка связана со знаками препинания, то это вопрос пунктуации. Это пунктуационная ошибка.

Что нам требуется запомнить?

Синтаксис и пунктуация – это разделы науки о языке.

Синтаксис изучает словосочетание, предложение и текст. А также правила их построения.

Пунктуация изучает знаки препинания и правила их расстановки. Два раздела науки о языке тесно связаны между собой.

Читайте также: