Опорный конспект по шаталову по русскому языку

Обновлено: 05.07.2024

Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг. в тезисной форме даёт целостное представление об организационно-методической системе В.Ф. Шаталова.

ВложениеРазмер
Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО 66.51 КБ
Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО 864.24 КБ

Предварительный просмотр:

Меженко Юрий Степанович,

учитель, сотрудник шаталовской лаборатории
интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР,
участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг.

система В.Ф. Шаталова,

И вот уже половину своей жизни я занимаюсь разработкой вопросов реализации основных методических идей учителя-новатора в обучении русскому языку.

Странное дело: в 80-е годы книги В.Ф. Шаталова были в дефиците, учителя ехали (за свой счет!) в Донецк за тысячи километров, открывая для себя новую методику.

  1. Перспектива. Опережение. Качественно новый подход к перспективно-опережающему структурированию и планированию программного учебного материала.
  2. Опорные сигналы. Крупноблочное введение программных тем с использованием опорных сигналов как основа интенсификации учебного процесса.
  3. Инспекция и контроль знаний. Постоянное отслеживание и коррекция учебных достижений учащихся на основе постоянной обратной связи и принципа открытых перспектив.
  4. Соуправление. Организация соуправления учебным процессом на основе принципов Педагогики Сотрудничества . Соучастие родителей в контроле и коррекции учебных достижений учащихся.
  5. Повторение. Сквозное вариативное повторение изученного материала на репродуктивном, продуктивном и творческом уровнях.
  6. Свободная домашняя работа.
  7. Создание психологически комфортного фона обучения.

А теперь тезисно опишем каждую подсистему.

  1. Перспектива. Опережение. Качественно новый подход к перспективно-опережающему структурированию и планированию программного учебного материала.

Творчески работающий учитель и в рамках традиционного планирования пытается осуществлять такие подходы. Но делает это нелегально, оглядываясь на администрацию. Мы же возвели ПЕРСПЕКТИВУ и ОПЕРЕЖЕНИЕ в ранг важней подсистемы нашей работы.

  1. Опорные сигналы. Крупноблочное введение программных тем с использованием опорных сигналов как основа интенсификации учебного процесса.

Об опорных конспектах написано немало, и, тем не менее, до сих пор есть путаница в терминологии и понимании их методической сути.

В опорном конспекте закодированы, т. е. записаны с помощью опорных сигналов теоретические сведения одной большой или нескольких объединённых по тематическому принципу небольших тем. Таким образом, опорный конспект является дидактическим средством реализации принципа крупноблочной подачи учебного материала .

Опорные сигналы (конспекты) выполняют в учебной работе следующие основные педагогические, методические и оперативные функции:

  1. обеспечивают логически последовательное раскрытие темы;
  2. резко увеличивают объём изучаемого на уроке материала без перегрузки учащихся;
  3. позволяют выйти за рамки учебника и программы;
  4. служат дидактическим средством постоянной качественной обратной связи при проверке знаний учащихся;
  5. снимают проблему накопляемости оценок;
  6. упрощают и ускоряют процесс подготовки учащихся к уроку;
  7. приучают детей к художественной образности и графическому моделированию.

Опорные конспекты имеют определённое сходство с используемыми в школе наглядными пособиями, например, таблицами или активно используемыми в последнее время презентациями в формате PowerPoint. Но в отличие от них опорные конспекты включают знаки, конкретизирующие и объясняющие содержание учебного материала: рисунки, значки, ключевые слова, аббревиатуры, короткие фразы, мнемонические приёмы и т.д. Одна из важнейших задач опорных сигналов – облегчить понимание новой информации, закрепить её благодаря тесному взаимодействию различных видов памяти: зрительной, образной, словесно-логической, ассоциативной, мнемонической, моторной (двигательной). При работе с опорными конспектами одновременно параллельно работают оба (и левое, и правое) полушария, то есть синхронно работают механизмы абстрактного и конкретного образного мышления.

  1. Инспекция и контроль знаний. Постоянное отслеживание и коррекция учебных достижений учащихся на основе принципов постоянной обратной связи и открытых перспектив .

Кроме того, опрос ученика в классе из-за недостатка времени имеет ещё один существенный недостаток: ученик отвечает не по всей теме, а по её фрагменту . Оценка же фрагмента считается оценкой всей темы. Казалось, что найти систему, при которой каждый ученик будет опрашиваться на каждом уроке, невозможно.

Система работы с опорными сигналами позволяет решить проблемы контроля знаний. В методике В.Ф. Шаталова каждый ученик опрашивается по каждой теме в полном объёме , и что очень важно – при минимуме временных затрат на уроке.

Ещё раз обратим внимание на важнейшую дидактическую функцию опорного конспекта как средства обратной связи при проверке знаний.

Опорный конспект обязательно воспроизводится в письменной и устной формах на одном уроков. Чаще всего это следующий после введения темы урок. Но если тема достаточно сложная, то контрольное воспроизведение опорного конспекта может быть перенесено на два-три урока, когда учитель увидит готовность всего класса качественно отчитаться об усвоении введенной темы.

Оценки за письменное и устное воспроизведение опорных конспектов выставляются в специальную Ведомость учёта учебных достижений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Опорные схемы и алгоритмы на уроках русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова) Автор - Гусева Олеся Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №202 г.Новосибирска

Строение Главные члены предложения подлежащее сказуемое то, о чем говорится в предложении Предмет речи; Сущ. в И.п., глагол в НФ, местоимение, сл./соч. то, что говорится о подлежащем Признак предмета речи; Глагол, сущ. в И.п., прилагательное сущ. кр. прилаг. кр. прилагательные мест. Мальчик был рад. Земля велика и прекрасна. Я стану сущ. сущ.И.п. И.п. глагол н.ф. отличником. Пушкин – великий поэт. Жить – значит бороться.

(какой? чей?) предложения Второстепенные члены предложения определение дополнение обстоятельство признак предмета (значения косв. падежей) предмет (место, цель, время, причина, способ Д.): где? когда? откуда? как? зачем? почему? Прилагательное Падежная форма сущ. Наречие, сущ., чаще с предлогом сл/соч. как? каких? кого? (В.п.) сущ. в И.п. Мы с мамой очень любим домашних животных. Учитель стал какую? что?(В.п) где? Сущ. И.п. какое? сущ. в И.п. объяснять новую тему в классе. Сварка – опасное занятие. характеристики события

Фонетика (…звуки речи) гласные согласные Как произносятся? Как участвуют голосовые связки? Долго, с силой →ударные Кратко, неотчетливо → безударные При произношении поднимается ли средняя часть языка к нёбу? Да →мягкие, н/п - [j, Ч, Щ] Нет→твердые, н/п - [Ж, Ш, Ц] сонорные звонкие глухие [А, О, У, Ы, И, Э] / / Двойная роль букв е, ё, ю, я Обозначает мягкость согл. : МЮсли [М'Усли] В начале слова, после гл., Ь, Ъ обозначает два звука : Юла [jУла] - преграда + голос образован. голос+шум + слог - Активно,

Краткое описание документа:

Опорные конспекты и алгоритмы разработаны по технологии интенсивного обучения В.Ф.Шаталова. В дальнейшем эта методика была доработана для преподавания русского языка Ю.С. Меженко. Опорный конспект выделяет главное, помогает в осмыслении и запоминании материалов. Для структурирования информации используется цвет, шрифт, начертание, форма объектов.

Данные алгоритмы могут быть использованы на уроках в 5-8 классах при изучении как грамматических тем, так и практических уроков по орфографии и пунктуации.


Учебное пособие высоко оценено учениками Школы Шаталова как в изучении базового курса русского языка, так и для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Что такое опорные конспекты (сигналы)

В опорном конспекте закодированы, т. е. записаны с помощью опорных сигналов, теоретические сведения одной большой или нескольких объединённых по тематическому принципу небольших тем. Таким образом, опорный конспект является дидактическим средством реализации принципа крупноблочной подачи учебного материала.

Обучение предполагает активную мыслительную деятельность учащихся. Они должны обладать навыками восприятия информации, увязывать её с ранее изученным материалом, сортировать, выделять главное. Увидеть большую тему целиком без схематизированного краткого конспекта довольно трудно. Ведь схема представляет собой приём, облегчающий и восприятие, и понимание. Схему усвоить легко – значит, остаются силы на то, чтобы продвинуться дальше, то есть поставить гипотезы и организовать их проверку. Схема – это скелет работы. Роль такой схемы в нашей методике и играет опорный конспект.

Опорные конспекты резко увеличивают объём изучаемого на уроке материала без перегрузки учащихся и позволяют выйти за рамки учебника и программы. При работе с опорными конспектами одновременно параллельно работают оба (и левое, и правое) полушария, то есть синхронно работают механизмы абстрактного и конкретного образного мышления.


В настоящее время в условиях ориентации на максимум усвоения учебного материала педагоги усиливают поиски наиболее эффективных приемов обучения, чтобы обеспечить каждому школьнику базовый уровень подготовки, представляющий Федеральный государственный образовательный стандарт, и создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к обучению на повышенном уровне. Особенно непросто добиться этого в условиях нашей многонациональной школы, где практически в каждом классе есть ученики с различным уровнем подготовки. Однако не следует считать, что мы, учителя микрорайона Трёхгорка, первые, кто сталкивается с подобными трудностями.

Много лет назад мне "посчастливилось" работать с такими учебными группами, в которых были и ребята, способные воспринимать информацию 2-3 курса языкового вуза, и те, которые с трудом понимали русский язык. Именно тогда впервые услышала я о системе В.Ф. Шаталова, чьи идеи показались мне интересными, хотя и довольно спорными. Я решила сначала использовать лишь элементы системы Шаталова, но вскоре убедилась, что наибольших результатов удастся добиться лишь при внедрении всей системы от начала до конца. Результаты были ошеломляющими: из 120 учеников (три класса), в большинстве своём имевших весьма посредственные базовые знания по русскому языку, показали хорошие и отличные знания во время устных экзаменов по теоретическим вопросам языкознания.

В чём же особенность системы В.Ф. Шаталова и его последователя Ю.С.Меженко, почему эта методическая система годится не только для общеобразовательной школы, но и охотно применяется преподаватели колледжей, вузов, военных академий?

В чём же суть методики В.Ф. Шаталова? Можно ли использовать её не целиком (что требует и от учителя, и от родителей, и от администрации школы некоторых усилий), а частично? Массовое "обязательное внедрение" (как обычно это бывает) шаталовской методики в условиях советской школы ярко показало недостатки традиционной системы "все и сразу". В педагогических коллективах изучался личный педагогический опыт В. Ф. Шаталова, частные приемы и структуры его уроков. Между тем реализация нового дидактического принципа невозможна, если учитель не повышает свой научно-педагогический уровень. Практика показала, что полное понимание сути системы В.Ф. Шаталова наступает только после изучения проблемного способа обучения, организации обучения блоками, научных основ целеполагания урока, педагогических технологий. Всего основных функций опорных схем шесть:

- обобщение и систематизация,

- снятие социального барьера,

- оптимизация самостоятельной деятельности.

Понятно, что столь сложное многофункциональное явление требует серьезной научно-практической подготовки учителя.

Прежде чем учителю принять решение о начале работы по шаталовской системе, нужно усвоить, что при всей её внешней простоте эта методика предъявляет высокие требования и к профессиональному уровню педагога, и к системе его ежедневной подготовки к каждому уроку. Учителю необходимо учесть, что все опорные схемы придётся составить самому, воспользоваться чужими не удастся: эффективно применять опорные схемы сможет только тот учитель, который сам их и составляет - ведь закодированное и символическое выражение информации сугубо индивидуально, кодируется материал именно этого урока, объяснения именно этого учителя и учитываются индивидуальные особенности именно этих учащихся - поэтому учителя не понимают и, следовательно, отрицают чужие опорные схемы. Не опорный конспект определяет содержание урока, а, напротив, содержание урока определяет опорный конспект.

Кроме того, предлагаемые учителем опорные сигналы (схемы) предполагают самостоятельную проработку учеником теоретического материала, дополнение его примерами - превращение в индивидуальный, "его личный" опорный конспект. При этом процесс повторения теоретического материала, необходимость заполнения оставленных "пробелов" и проработки учеником самых сложных для его усвоения тем обеспечивает самоконтроль и служит материалом для осуществления взаимоконтроля и тренировки. При этом точность и полнота заполнения опорных сигналов оценивается не только учителем, но и (что очень важно) самим учеником и его сверстниками.

Перед началом работы по методике В.Ф. Шаталова учитель должен знать виды и формы опорных схем (всего их семь), уметь варьировать их; знать и учитывать основные требования к их составлению: составляется в форме бланка с соблюдением определенного объема и с учетом возрастных особенностей учащихся. Важную роль играют цветовая гамма, компоновка материала, выделение основного понятия.

Лично для меня привлекательность методики В.Ф. Шаталова заключается в следующем:

- лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме используемых опорных сигналов - графических знаков);

- удобство восприятия и воспроизведения опорных конспектов при очевидной непохожести их между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.);

- занимательность, парадоксальность опорных конспектов не вызывает у школьникам привыкания;

- цветовое оформление (грамотно оформленный опорный конспект привлекает, заостряет внимание на главном, т.е. воздействует на ученика своим эстетическими и психологическими качествами).

Опорные конспекты, на мой взгляд, не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и способствуют развитию образного и логического мышления учащихся, глубокому и последовательному усвоению материала, повышают их мотивацию к учению, создают условия для закрепления умений и навыков обучающихся, развития их устной речи. Систематическое целенаправленное использование опорных схем на уроках русского языка способно не только заложить определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание (а именно эти качества в последнее время благодаря повальному увлечению большинства учеников современными гаджетами постепенно утрачиваются). Немаловажно и то, что в одном альбоме (файловой папке) помещается объем теоретической информации, соразмерный 6-8 учебникам - с 1 по 9 класс.

- выделение основного понятия, его характеристик, изучаемых на уроке;

- тщательная проработка словесно-образного и знаково-символического выражения каждого понятия (составление опорных сигналов);

- составление опорных сигналов в их конкретных взаимосвязях;

- составление полного опорного конспекта.

Наконец, семь концентрических кругов – ещё одна попытка схематически представить всю систему.

Терминология и основные принципы

Опорные сигналы – постоянный компонент учебного процесса, средство графической организации учебного материала крупными блоками. Опорные сигналы как технологический инструментарий проверки знания учащихся.

Многократное вариативное повторение Крупноблочное изучение теории позволяет высвободить значительное время на организацию постоянного сквозного вариативного мерцающего повторения, обобщения и систематизации знаний от первого до последнего учебного дня. Учёт этой работы позволяет сделать процесс повторения планируемым, комплексным, управляемым. Повторение и систематизация изученного осуществляются на всех уровнях: теоретическом, практическом, творческом.

Инспекция и контроль знаний учащихся. Постоянная инспекция и контроль учебных достижений учащихся Работа в этой подсистеме предполагает непрерывную инспекцию учебных достижений учащихся. В этот процесс активно включены все учащиеся. Технология работы обеспечивает минимум временных затрат на проверку знаний всех учащихся по каждой теме в полном её объёме. Постоянная инспекция учебных достижений учащихся построена на основе принципа открытых перспектив: любой ученик может повысить любую оценку за любой вид работы в любое время на протяжении всего учебного года.

Опорный сигнал – средство учебной наглядности; ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; заключающий в себе особым образом закодированную смысловую информацию.

– Опорный конспект помогает ученику увидеть систему знаний, понятий, идей как взаимосвязанных элементов.

– Опорный конспект является средством крупноблочной графической организации материала.

– Опорный конспект не сужает рамки учебника, а позволяет вы ходить за эти рамки и в перспективно-опережающем плане, и в плане расширения объёма вводимого материала

Виды опорных конспектов

Смысловые содержат кодировку информации, различение микрочастей которой носит смысловой характер.

Вербальные опорные сигналы представляют собой слова, задачей которых является опора для запоминания и последующе го воспроизведения научной информации

Ассоциативные Использование ассоциаций в разработке опорных сигналов – один их важнейших принципов при разработке опорных сигналов. Основной идеей является то, что факт внешней смежности впечатлений сам по себе является достаточным для установления связи между представлениями и для их воспроизведения

Алгоритмический опорный сигнал должен представлять процесс решения научной задачи как последовательное выполнение некоторых простых шагов.

Мнемонические опорные сигналы позволяют повысить интерес к учению, создавая ситуации эмоционального подъёма, образно и ассоциативно воздействуя на память, доступно и просто включая элементы запоминания.

В основе графического опорного сигнала лежит унифицированные международные графические обозначения (математика, физика, химия).

Этапы работы с опорными конспектами

Первый этап - развёрнутое образно-эмоциональное объяснение учителем материала (с возможным появлением некоторых опорных сигналов на классной доске).

Второй этап - сжатое изложение учебного материала по опорному плакату, озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов, основных понятий и логических взаимосвязей между ними.

Третий этап – изучение опорных сигналов, которые каждый ученик воспроизводит под руководством учителя в своём альбоме.

Четвёртый этап – работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях.

Пятый этап – письменное и устное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке.

Работа по опорным конспектам может проводиться в течение всех уроков изучения темы, что помогает более глубокому пониманию и постепенному запоминанию необходимого теоретического материала. Постоянная работа по конспектам и схемам, составление их при непосредственном участии учащихся приводит к тому, что на определенном этапе даже слабоуспевающие учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно изложить лингвистический материал.

Читайте также: