Опорный конспект по русскому языку 7 класс

Обновлено: 07.07.2024

Опорный конспект демонстрируется на интерактивной доске на вводном уроке по теме. Учащиеся переносят его в специальные тетради для ОК, которые ведутся ими с 5 класса.

ВложениеРазмер
deeprichastie.doc 24.5 КБ

Предварительный просмотр:

особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие к основному, выраженному глаголом-сказуемым, и имеет признаки не только глагола, но и наречия.

Отвечает на вопросы

что делая? что сделав? как? каким образом? когда? почему? и другие.

/не склоняется, не спрягается/

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЯ – в основном обстоятельство

От глаголов несовершенного вида с помощью суффикса -а- (-я-)

Учить – уча, не задумываться – не задумываясь

От глагола быть - с помощью суффикса –учи : будучи

От глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -в, -ши, -вши ,

Выучить – выучив, задуматься – задумавшись, принести – принесши

НЕ с деепричастиями

Без НЕ не употребляется:

В остальных случаях

деепричастие с зависимыми словами

ДО является одним членом предложения – обстоятельством

ОДИНОЧНЫЕ ДЕЕПРИЧАСТИЯ И ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ ОБОСОБЛЯЮТСЯ (ВЫДЕЛЯЮТСЯ НА ПИСЬМЕ ЗАПЯТЫМИ)

  • Деепричастия, которые не обозначают добавочного действия и близки по значению к наречиям, не обособляются. Они употребляются в функции обстоятельства образа действия и обычно находятся после сказуемого:

Он работал не торопясь. Мать посмотрела любя.

  • Не обособляются фразеологизмы: бежит сломя голову, работать засучив рукава
  • Если ДО стоит после союза а, запятая перед ДО не ставится, после других союзов – ставится.
  • ДО и ДО, соединенные союзом и, не отделяются один от другого запятой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Опорный конспект по теме "Официально-деловой стиль речи, 12 класс вечерней школы, 11 класс дневной школы"

Опорный конспект "Официально-деловой стиль речи" компактно представляет материал по указанной теме: сферы использования, лексические и синтаксические особенности. Предназначен для обучающихся вечерней.

Опорные конспекты 5-6 класс

Опорные конспекты 5-6 класс.


Учебные схемы (опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспект) по органической химии

Опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспекты для оптимизации процесса обучения. Учебные схемы позволяют развивать мыслительные операци.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Опорные конспекты по русскому языку 7 класс

Причастие – особая форма гл.

Признак предмета по действию

П-ки прил.: по Р., Ч. Окончание

Глагол: вид, время, упр.сл., -ся

Прич.+З.С. =прич. Оборот

НО! [добавоч. Знач. (потому что, хотя)], Х…

Раненный в плечо, комиссар не покинул поле боя.

От приставочных гл. сов. Вида. (но раненый)

Нет приставки С

Без приставки прил. От гл. несов.в.

От глаг с суффиксами ОВА,ЕВА

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 368 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.06.2019 1081
  • DOCX 15.2 кбайт
  • 14 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шустова Наталья Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Созданные опорные схемы-ОК, конспекты, таблицы помогают учащимся визуально запомнить правила, орфограммы по русскому языку. Детям нравится такое запоминание, охотно чертят схемы в тетради для ОК. Данные схемы помогают во время сдачи ОГЭ, ЕГЭ.

Созданные опорные конспекты, схемы, таблицы

Определить части речи.



существительное, прилагательное, глагол, причастие, отглагольное


наречие на о-е существительное, отглагольное


определить части слова. Е, Ё



или



(кроме слов-исключений определить наличие


и заимствованных.) ударения


под ударением без ударения



Слова – исключения: шорох, шов, крыжовник, шок, шорты, шомпол, капюшон, обжора, трущоба, чопорный.











гор – гар, зор - зар, твор – твар, клон – клан.

Слова – исключения: зоревать, утварь, изгарь, пригарь, выгарки.

2. От согласной в корне.








Раст – ращ – рос, скак – скоч, лаг - лож

Слова – исключения: отрасль, росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, скачок, скачу.





мер - мира стел – стила





бер - бира блест – блиста





тер – тира жег – жига





пер – пира чет – чита





дер – дира кос - каса

Слова – исключения: сочетать, сочетание.






мак – мок (моч) равн - ровн

"погружать "впитывать "равный, "ровный, прямой

в жидкость" жидкость" одинаковый" гладкий".

Слова – исключения: равнина, ровесник, равнение, поровну, уровень.

1) в глаголах (2 лица ед. числа, повелит. накл., неопред. форма).

1) в кратких прилаг. (каков?)-горяч, дремуч…

2) в наречиях- сплошь, навзничь…

исключения: уж, замуж, невтерпёж

2) у сущ. в форме Р.п. мн.ч.- туч, задач…

3) у существительных III склонения, ж.р.- ночь, речь, мышь…

3) у сущ. 2 скл., м.р.- мяч, гараж, шалаш…

4) в частицах-лишь, ишь…

I Самостоятельные (9):

1.Имя существительное (кто? что?)

2. Имя прилагательное (какой? чей?)

3.Имя числительное (какой? сколько?)

4.Глагол (что делать? что сделать?)

5. Наречие (где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как?)

7. Причастие (что делающий? что сделавший?)

8. Деепричастие (что делая? что сделав?)

9. Категория состояния.

III Особая – междометие.

5. Тема: «Правописание личных окончаний

Определить, находится ли окончание глагола под



написать тот гласный, образовать неопределённую форму


который слышится

проверить, оканчивается ли на -ить



да нет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая используется вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики и указывает на них, их отношение к иным предметам, явлениям и пр.

В русском языке местоимения можно разделить на личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, указательные, определительные, отрицательные, неопределённые.

Разряды местоимений в таблице:

Личные

я, ты, он, она, оно, мы, вы, они

Возвратное

Притяжательные

мой, твой, свой, ваш, наш, его, её, их

Вопросительные

кто, что, какой, чей, где, который, откуда, сколько, каковой, каков, зачем

Относительные

кто, что, какой, который, чей, сколько, каковой, каков, зачем, когда

Указательные

тот, этот, столько, такой, таков, сей, там

Определительные

всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой, весь

Отрицательные

никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего, незачем

Неопределенные

некто, весь, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-нибудь, какой-либо, всегда и пр.

Разряды местоимений по значению и грамматическим особенностям

1. Личные местоимения: я, ты, мы, вы, он (она, оно, они) – местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в речи:

постоянным морфологическим признаком для всех личных местоимений является лицо (я, мы – первое лицо; ты, вы – 2-е лицо; он (она, оно, они) – 3-е лицо);

постоянным морфологическим признаком личных местоимений 1-го и 2-го лица является число (я, ты – единственное число; мы, вы – множественное число);

все личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и всё слово (я – меня, ты – тебя, он – его);

местоимение 3-го лица он изменяется по числам и родам (в единственном числе) – он, она, оно, они.

2. Возвратное местоимение себя – местоимение которое обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо:

возвратное местоимение не имеет рода, лица, числа и формы именительного падежа;

возвратное местоимение изменяется по падежам (себя, себе, собою).

3. Притяжательные местоимения: мой, твой, наш, ваш, свой – указывают на признак предмета по его принадлежности:

притяжательные местоимения изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (мой, моя, моё, мои, моего и т.д.).

При указании на принадлежность третьему лицу используются застывшие формы родительного падежа личных местоимений – его, её, их.

4. Вопросительные местоимения: кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? и другие – употребляются в вопросительных предложениях:

кто? что? – местоимения-существительные; не имеют рода, лица, числа; изменяются по падежам (кто, кого, что, чего и т.д.);

какой? чей? который? – местоимения-прилагательные, изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (какой, какая, какое, какие, какого и т.д.);

где? когда? куда? откуда? зачем? и другие – местоименные наречия; неизменяемые слова.

5. Относительные местоимения совпадают с вопросительными – кто, что, какой, чей, который, сколько, где, когда, куда, откуда, зачем и другие, но употребляются не в роли вопросительных слов, а в роли союзных слов в придаточных предложениях:

Я знаю, кто виноват в нашем провале; Я знаю, сколько усилий он потратил на выполнение этого задания; Я знаю, где спрятаны деньги.

Морфологические и синтаксические характеристики относительных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений.

6. Неопределённые местоимения: некто, нечто, некий, какой-то, чей-нибудь, некоторый, несколько, сколько-либо, где-то, когда-либо, кое-куда, откуда-то, зачем-то и другие – указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество.

Неопределённые местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и постфиксов -то, -либо, -нибудь:

кто → некто, кое-кто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кто-то; сколько → несколько, сколько-то, сколько-нибудь; где → кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь.

Морфологические и синтаксические характеристики неопределённых местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых неопределённые местоимения образованы.

7. Отрицательные местоимения: никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, негде, никогда, ниоткуда, незачем и другие – указывают на отсутствие предметов, признаков, количества.

Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, ни-:

кто → никто, сколько → нисколько, где → негде, когда → никогда.

Морфологические и синтаксические характеристики отрицательных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых отрицательные местоимения образованы.

8. Указательные местоимения: тот, этот, сей, оный, такой, столько, там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и другие – это средства указания на определённые предметы, признаки, количество (с различением одного от другого):

тот, этот, сей, оный, такой – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (тот, та, то, те; такой, такая, такое, такие и пр.);

там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и другие – местоименные наречия; неизменяемые слова.

9. Определительные местоимения: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде, всегда и другие – служат средством уточнения того предмета, признака, о котором идёт речь:

сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (всякий, всякая, всякое, всякие, всякого и т.д.);

всюду, везде, всегда – местоименные наречия; неизменяемые слова.

Читайте также: