Опорный конспект по риторике

Обновлено: 07.07.2024

  • Размещайте визуальные подсказки на полях опорного конспекта. Вы могли бы сделать себе заметку, где необходимо установить зрительный контакт с аудиторией, какие слова нужно произнести более громко, где нужно сделать логическое ударение или паузу, а также, какой жест вы можете использовать.
  • Оставляйте хороший интервал между строками на каждой странице конспекта, чтобы не искать нужные слова взглядом и не опускать глаза чаще.
  • Если у вас возникли проблемы с произношением слов, когда вы репетировали речь, запишите транскрипцию слова над строкой. Практикуйте произношение сложных слов или выберите их синонимы.
  • Поднимайте глаза на аудиторию в конце предложения, а также в конце абзаца и страницы. Это сделает зрительный контакт естественным. Вы не будете смотреть на аудиторию, а затем снова вниз на свой опорный конспект в середине предложения. Таким образом, вы не будете разбивать вашу мысль на части и сможете целостно донести ее до публики. Вы будете казаться более компетентным и уверенным, когда вы будете использовать естественную паузу для контакта с аудиторией.
  • Наконец, не скрывайте то, что вы используете опорный конспект. Вы можете даже обозначить переход к следующему пункту презентации, демонстративно перевернув страницу. Если вам удается делать публичное выступление живым и естественным, не забывая о зрительном контакте и разнообразии в голосе, прочтение большей части речи не станет проблемой.

Опорный конспект поможет вам начать речь энергично и уверенно и продолжить ее, зная, что все под контролем. Если вам необходимо использовать опорный конспект во время выступления, используйте наши советы, чтобы более успешно общаться с аудиторией и вдохновлять своим голосом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока риторики,

МБОУ СОШ УИОП г.Зернограда

Филатовой Ириной Сергеевной

Учитель: Марьясина В. А.

Методист: Ващенко А.В.

Технологическая карта урока

Класс, предмет: 4 класс, риторика

Тип урока: Открытие нового знания

Цель: Уметь составлять опорный конспект услышанного и прочитанного текста.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов обучения:

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные УУД:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Познавательные УУД:

развивать умение воспринимать смысл предъявляемого текста;

Коммуникативные УУД:

развивать умение уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

развивать умение воспринимать другое мнение и позицию;

формулировать собственное мнение и позицию;

развивать умение договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

развивать умение строить понятные для партнера высказывания;

развивать умение задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить се бя в процессе общения.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

развивать умение составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков.

формировать умение воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: пишущие принадлежности.

Материалы для учителя: презентация, технологическая карта, раздаточный материал.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы обучения

1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Как вы его понимаете? Какой вывод мы можем сделать?

Я желаю вам быть уверенными в себе и внимательно прислушиваться к другим.

Читают высказывание и комментируют его

Формирование готовности восприятия учебного материала

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Сейчас мы разогреем и подготовим наш голос к уроку.

Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.

та – та – та – у нас дома чистота;

ты – ты – ты – сметану съели все коты;

ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

то – то – то – стали мы играть в лото;

ат – ат – ат – берём с собою самокат.

Следующее упражнение необходимо для прочтения с правильной интонацией.

Упражнения для интонирования:

Часовщик, прищурив глаз

Чинит часики для нас.

Произнести с чувством радости.

Произнести с чувством огорчения.

Произнеси с чувством обиды.

И последнее задание, которое поможет находить рифму в тексте.

Допиши загадку в рифму.

Только вышел из ________

Может плавать и нырять,

Как его родная ________ .

-Вы прекрасно выполнили речевую разминку. А теперь гимнастика для ума.

-Кто может сказать, чем вы занимались на прошлом уроке риторики? Что изучали?

-У меня в руках коробочка, но она не простая. Я предлагаю вам узнать, что же в ней спрятано.

-У нас тут оказались вопросы, разгадывая каждый вопрос мы будем переворачивать одну букву и с вами узнаем тему нашего урока.

Пояснение знаков- необходимо назвать группу

Вставить пропущенное слово

Загадки о знаках

Выполняют артикуляционную разминку.

ПУУД: развивать умение обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

КУУД: развивать умение уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

РУУД: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу;

Метод стимулирования занимательным содержанием

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Целеполагание

3.2. Открытие нового знания.

3.3. Первичное закрепление

3.4. Самостоятельная работа

3.5. Повторение и включение в систему знаний

Итак, какая тема нашего урока?

-Знаете ли вы, что такое опорный конспект? Как вы думаете?

Для чего он нужен?

Опорный конспект - это сжатые учебные сведения, представленные в виде таблицы, схемы, рисунка.

- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться?

-Посмотрите на слайд. Прочитайте текст . (с 86 №123) О чем говорится в нем?

-Какая информация самая важная?

-Посмотрите, какие есть виды опорного конспекта. В чем особенность каждого из них?

Обратите внимание, что один и тот же текст мы можем пересказать с помощью рисунка к тексту или с помощью символов. Какие вы увидели символы? Какой вам больше нравится опорный конспект? Почему? Попробуйте пересказать его.

-Есть ещё один способ создания опорного конспекта, с помощью схемы. Познакомьтесь с ним на экране.

Кто может рассказать о имени существительном по этой схеме?

Какой вывод мы можем сделать?

-Прочитайте следующий текст Звезда-Чемпионка. О чем этот текст? Сейчас мы с вами составим опорный конспект-таблицу. Заполните таблицу, работая в парах. Перескажите содержание статьи по полученному опорному конспекту - таблице.

Чему научило вас это задание?

-Сейчас вы самостоятельно познакомитесь с текстом про Арктику. Подчеркнёте имена собственные и даты. Составите опорный конспект, используя рисунок-заготовку. Попробуйте подробно пересказать текст по опорному конспекту.

Чему научились, выполняя это упражнение?

-Сейчас я предлагаю вам в группах с помощью символов изобразить расписание уроков.

Какой вывод мы можем сделать?

-Учиться составлять опорные конспекты и пересказывать по ним текст.

Отвечают на вопросы.

Знакомятся с видами опорного конспекта.

Вместо слова земля буква-З., рисунки.

Смотрят на слайд. По желанию отвечают.

Рассказывают о имени существительном.

Читают текст. Отвечают на вопросы. Заполняют таблицу работая в парах. Пересказывают по таблицу текст.

Работают с текстом индивидуально. Составляют опорный конспект. Пересказывают текст по конспекту.

Объединятся в группы и создают символы для каждого дня недели.

КУУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

РУУД: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу

ПУУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

КУУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

КУУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

ИСТОРИЯ РИТОРИКИ. РОДЫ И ВИДЫ РИТОРИКИ. ФОРМЫ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ (45-46).

Цели и задачи: познакомить с историей зарождения и становления риторики, с основными родами и видами красноречия.

Оборудование: план-конспект, А.В.Филиппова, Н.Н.Романова. Публичная речь в понятиях и упражнениях. – М.: ACADEMIA, 2002.; О.Я.Гойхман, Т.М.Надеина. Речевая коммуникация. – М.: ИНФРА – М, 2008.

2.Объявление темы занятия.

  • Ораторское искусство, теория красноречия;
  • Учебный предмет, изучающий теорию красноречия;
  • Учебная книга, излагающая основы этой теории;
  • (перен.) эффектность, внешняя красивость речи, напыщенность;
  • В старину – название младших классов духовной семинарии.

Красноречие – способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант и искусная речь, построенная на ораторских приемах; собственно ораторское искусство. Устар. – наука, изучающая ораторское искусство; риторика.

Под ораторским искусством понимают:

- высокую степень мастерства публичного выступления;

- искусное владение живым словом;

-искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желательного воздействия на слушателей.

Эта трактовка возникла еще во времена Аристотеля и сохранилась до наших дней. Хотя ОИ часто сравнивают с искусством, все же в первую очередь следует говорить о связи ОИ с наукой.

Основой зарождения ОИ стала необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную т.з., доказать правильность выдвигаемых суждений и т.п., нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор. ОИ активно начало развиваться в первую очередь в демократических городах-государствах Древней Греции.

Самый крупный экономический, политический и культурный центр Др. Греции.

Самый крупный военизированный город-колония.

Два царя и совет старейшин. Верховным органом власти являлось народное собрание, но фактически никакого значения оно не имело.

Через каждые 10 дней афиняне собирались на площади и обсуждали важные государственные дела. Экклесия могла принять решение об объявлении войны или заключении мира, об издании различных постановлений и т.п. Ему подчинялись все другие государственные организации.

Место, где проводились собрания, ничем не было укрыто или украшено (чтобы не отвлекать народ). Когда народ начинал изменять утвержденные решения, цари говорил, чтобы все расходились, т.о. оставляя выбор и право окончательного решения за собой.

Между заседаниями дела разбирались советом пятисот (булэ). В него избирались по жребию.

Со своим казарменным строем не оставили ничего потомкам.

В суде (гелиэя) было 6000 судей (чтобы исключить возможность подкупа). Государственных обвинителей не было, как и адвокатов, поэтому каждый должен был уметь и защищаться и обвинять, т.е. отстаивать свое мнение убедительно и обстоятельно говорить. Т.о. овладение ораторским искусством и умение спорить было первой необходимостью для афинян.

Афины с их демократическими спорами на площадях, в суде и собраниях в короткий срок выдвинули величайших писателей, ученых, поэтов, бессмертные произведения культуры.

Наиболее активно ОИ развивается в переломные эпохи жизни общества. Оно помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя их доказательством является расцвет красноречия в:

- периоды социальных революций;

- в настоящее время в связи с демократическими процессами в стране.

ОИ на протяжении своего развития использовалось духовной, идеологической, социально-политическим сферами. Еще в Др. Греции ОИ и политика были неразрывны. В Древнем Риме – аналогичная ситуация. Умение убеждать аудиторию высоко ценилось людьми, которые готовились к политической карьере и видели себя в будущем правителями государства. Поэтому, когда в середине II в. до н.э. в Риме появились греческие риторы, молодежь устремилась в их школы. Но это было доступно не всем (дорого; надо было знать древнегреческий язык). Поэтому правительство не волновалось до I в., когда открылась школа с преподаванием риторики на латыни. Естественно, их запретили. Ораторская карьера в Др. Риме была и почетной и доходной (Марк Катон Старший, Марк Антоний, Цицерон и др.).

Следует отметить, что ОИ практически во все времена обслуживало и обслуживает интересы определенных социальных групп и одинаково может выступить как на стороне добра, так и зла. Отсюда нравственная позиция оратора – это, пожалуй, самое главное в ОИ.

Есть еще одна особенность у ОИ, это его синтетический характер, эклектичность . ОИ помогают такие науки как психология, философия, педагогика, логика, языкознание, этика, эстетика и др.

В зависимости от сферы применения ОИ никогда не было однородным, подразделяясь на различные роды и виды . В отечественной риторике выделяют:

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности – контакт со слушателями .

В результате чего возникает контакт?

1.На основе совместной мыслительной деятельности (интеллектуальное сопереживание).

2.Испытываемые чувства у слушателей и оратора должны быть общими (эмоциональное сопереживание). Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются аудитории и вызывают ответную реакцию.

Психологи подчеркивают, что необходимым условием возникновения контакта является непременное уважение к слушателям , признание в них равноправных партнеров по общению.

В зависимости от того, произносит ли речь один человек, или же беседующих людей больше, мы говорим о монологе, диалоге, полилоге .

Все публичные выступления по существу монологичны (одобрительное молчание, реплики и пр., идущее от слушателей в данном случае – не в счет). Подлинно диалогичными всегда были и остаются споры, дискуссии, различные беседы. Различают:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока риторики в 4 классе. Цель урока - Организовать деятельность детей по овладению знаниями и способами деятельности при составлении опорного конспекта. Задачи урока.

  1. На основе работы с дополнительной информацией узнать особенности конспекта, порядок его составления.
  2. Используя полученные знания, составить простой опорный конспект, воспроизвести по нему исходный текст

В ходе обсуждения работ сделать вывод о значении опорного конспекта для успешной учёбы.Форма урока – урок-практикум. Форма работы – фронтальная, групповая, парная. Методы обучения – обсуждение спорного вопроса, создание текста по составленному конспекту.

Технологическая карта урока Предмет риторика класс 4

Место урока по теме (в разделе/главе) 2 урок из 2

Форма урока, форма работы, форма работы, методы обучения

Открытие нового знания

Форма урока – урок-практикум

Форма работы – фронтальная, групповая, парная

Методы обучения – обсуждение спорного вопроса, создание текста по составленному конспекту

Организовать деятельность детей по овладению знаниями и способами деятельности при составлении опорного конспекта

На основе работы с дополнительной информацией узнать особенности конспекта, порядок его составления.

Используя полученные знания, составить простой опорный конспект, воспроизвести по нему исходный текст

В ходе обсуждения работ сделать вывод о значении опорного конспекта для успешной учёбы.

Ученики понимают, как составить опорный конспект, для чего он нужен.

Ученики могут составить простой опорный конспект предложенного текста

Ученики выполняют сравнительный анализ выполненных конспектов.

Ученики предлагают свои способы составления конспекта, составляют свой конспект.

Ученики оценивает свои результаты и результаты одноклассников в соответствии с критериями деятельности и ранее поставленными целями

Личностный результат – осознают значение опорного конспекта в учебной деятельности

1. Умеют представлять информацию в виде конспекта.

2. Ориентируются в тексте, находят нужную информацию для составления конспекта.

1. Высказывают своё предположение на основе работы с текстом.

2. Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозируют предстоящую работу, работают по плану.

1. Умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Умеют работать в паре, в группе

-технология проблемного обучения

- технология деятельностного метода

- презентация к уроку

- компьютер, зкран, проектор

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности / организационный момент время (2мин)

Проверяет готовность детей к уроку.

Рифмованное начало урока

Проверка готовности к уроку..

- выделять существенную информацию из текста;

- слушать собеседника и понимать речь других;

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

- настраивать себя на продуктивную работу;

- оценка, самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности;

- оценка эмоционального состояния;

Проверка выполнения домашнего задания – время ( 5мин)

Проверяет правильность выполнения домашнего задания.

- Послушаем, какие рассказы у вас получились, что обозначают фигуры и цвета на ваших гербах и флагах.

Проверяют правильность выполнения домашнего задания; объясняют значение фигур и цвета в придуманных ими гербах и флагах, зачитывают свои тексты. Делают вывод об успешности выполненного задания.

- систематизировать, обобщать изученное, соединять части в целое.

-слушать объяснения учителя, задавать уточняющие вопросы;

- адекватно воспринимать критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

-адекватно воспринимать оценку;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

- контроль, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

- презентация продукта своей деятельности;

Актуализация знаний (и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – время (3мин)

– Ребята! Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлых уроках?

- На какие группы можно поделить данные знаки?

– Где в нашей жизни мы можем встретить знаки?

– А в школе на уроках?

– В каких школьных предметах больше всего знаковых обозначений?

– Можно ли любой предмет перевести в знак? Попробуйте это сделать.

- Как узнать, что закодировал ученик?

- отвечают на вопросы учителя; - демонстрируют знания, умения по теме; - отличают известную информацию от неизвестной; -вспоминают и обобщают учебный материал; - актуализируют способы действия, выполняют пробное учебное действие, фиксируют затруднение

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- формулировать и аргументировать свое мнение, позицию;

- строить монологические высказывания;

- выполнять пробные учебные действия;

- фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии;

- самооценка умения применять ранее полученные знания при решении практических задач;

Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности целеполагание (постановка цели и задач урока) / локализация индивидуальных затруднений - время (3 мин)

– А можно ли с помощью знаков закодировать информацию?

- Как эту кодировку использовать в школе? Вспомните, на каком уроке мы кодировали информацию?

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?


Когда? Где? Кому? -Составим план работы на уроке.

- высказывают предположения и доказывают свою точку зрения;

- формулируют тему и цель урока; записывают тему урока в тетрадь;

- проговаривают причины затруднений;

- разрабатывают план учебных действий по достижению цели урока .

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;

- определять цель учебной деятельности;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- оформлять свои мысли в устной форме.

- высказывать предположения на основе наблюдений;

- принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи.

- оценка/самооценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению;

- оценка/самооценка умения формулировать тему урока;

Открытие новых знаний – время (10мин)

- Что нам нужно сделать по плану сначала?

- организовывает работу класса для ответа на поставленные вопросы;

- Высказывают предположения о том, что такое конспект, опорный конспект, о плане работы над ним; - выполняют задания в группах с целью формулировки вывода:

1 группа - что такое конспект, опорный конспект,

2 группа - особенность конспектирования

3 группа – порядок составления конспекта

4 группа – оформительские средства при составлении конспекта

-Проверка работы в группе.Самооценка.

- Сравнивают полученный вывод со своим предположением

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты (материал), выделять главное;

- строить монологическое высказывание;

- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

- планировать свою учебную деятельность;

- сохранять учебную задачу и осуществлять контроль;

Реализация построенного проекта / первичное усвоение / решение учебной задачи – время (10мин)

- Воспроизведите исходный текст, пользуясь любым опорным конспектом.

- Работа в паре по составлению опорного конспекта и пересказа по нему

3 Выбор оптимального способа действия при составлении конспекта.

-анализируют тексты, высказывают своё предположение ;

- работают с учебником – составляют опорный конспект, оформляют соответствующие записи в тетрадь.


- представляют результаты работы (остальные слушают, оценивают работу в паре);

- извлекать необходимую информацию из текста;

- планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей;

- выделять главное, , передавать содержание информации в другой знаковой системе;

- ориентироваться в учебнике;

- строить монологическую и диалогическую речь;

- слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-формулировать собственное мнение, позицию;

-договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение;

- искать пути решения проблемы;

- оценивать результаты, анализировать работу;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- организовывать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы;

- участие в дискуссии, ответы на вопросы;

- оценка работа в паре; самоконтроль, самооценка;

- оценка/самооценка действий по достижению планируемых результатов.

Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – время (4 мин)

- Назовите тему урока

- Какие задачи мы ставили на урок?

- Какое задание было самым трудным?

- Какое задание было самым интересным?

- Оцените свою работу на уроке

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

-строить монологическое высказывание;

- адекватно воспринимать критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

- анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

- оценка и самооценка работы учащихся на уроке;

- рефлексия деятельности (оценка успешности);

- оценка работы группы;

- оценка учителя, с комментированием выставленных оценок;

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – время (3мин)

Учитель предлагает дифференцированное домашнее задание

Ученики выбирают задание по своим способностям, степени усвоения новой темы.

- применять знания в нестандартной ситуации.

-слушать объяснения учителя, задавать уточняющие вопросы.

-соотносить полученное домашнее задание с изученным учебным материалом;

- объективно оценивать свои результаты и соответственно им выбирать домашнее задание;

Читайте также: