Описание помещения 6 класс конспект урока ладыженская презентация

Обновлено: 07.07.2024

1. Организационный момент (записать в тетрадях для развития речи дату и тему урока, ознакомить учащихся с целями урока).

Дать понятие интерьера.

2. Вступительное слово учителя:

  • Выполнить устно упражнение 105 учебника (стр. 56).
  • Ответы на вопросы по прочитанному:

- Что такое интерьер?

- Какие два типа интерьера различают?

- Что относится к общественному интерьеру?

- Чем создается интерьер?

Сделать краткую запись на доске и в тетрадях:

3. Знакомство с деловым и художественным описанием помещения.

- Описывать помещение можно в двух стилях: официально-деловом и художественном.

- Назовите характерные черты официально-делового стиля (предельная точность, отсутствие эмоций, наличие специальных слов-терминов, употребление слов в их прямом значении).

- Назовите характерные черты художественного стиля (изобразительность, эмоциональность, выражение авторского отношения).

- Деловое описание сообщает точную и полную информацию о помещении, но оно не выражает отношения автора к тому, что он описывает.

В художественном описании, в отличие от делового, отношение автора к описываемому ярко выражено.

- Прочитайте текст, определите, в каком стиле он написан.

Текст №1

Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни поэта в Михайловском во время ссылки. В центре небольшой комнаты стоит письменный стол, покрытый зеленым сукном. На нем стопка книг, листы, исписанные стремительным почерком поэта. Рядом с подсвечником на четыре рожка ножницы для снимания нагара со свечей, в металлическом стакане гусиные перья, рядом с чернильницей песочница. Между окнами – наполненный книгами шкаф, на противоположной стене висит полочка, также заставленная книгами. Напротив письменного стола, у стены, стоит диван, у противоположной стены – деревянная кровать с пологом. Неподалеку от дивана, в углу, - туалетный столик, в другом углу, у камина, на полу – огромные трубки с чубуками для курения. На полу большой, почти во всю комнату, ковер .

(Из путеводителя)

Слово учителя:

- Выражает ли автор этого текста свое отношение к тому, что описывает?

- Отношение автора к описываемому помещению может быть выражено прямо (Мне нравится моя комната) и посредством разнообразных языковых средств: слов в переносном значении, со значением оценки, изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений), восклицательных предложений.

- Прочитайте текст №2.

Текст №2

Летом в доме появился новый жилец. Капитан Самого Дальнего плавания, который вышел на пенсию. Это был настоящий Старый Капитан. Как все старые капитаны, он курил большую трубку, скучал по морю и носил куртку с блестящими пуговицами и нашивками.

Он поселился в квартире №5 у своей взрослой дочери. А со своей комнатой Капитан сделал что-то непонятное. Он развесил по стенам бело-синие морские карты и фотографии больших пароходов. Напротив двери он прибил портрет бородатого хмурого человека. А в углу шкафа. Нет, вы только подумайте! Старый Капитан укрепил там на стене корабельный штурвал. А рядом поставил тумбочку с морским компасом. Компас был величиной с кастрюлю и назывался “компа?с”. Тумбочку Капитан сколотил сам. Называлась она “нактоуз”.

(В.Крапивин.)

Вопросы и задания к тексту:

- К какому стилю речи относится этот текст?

- Найдите языковые средства, характерные для данного стиля.

- Как характеризует обстановка помещения его хозяина?

- Найдите слова и словосочетания, в которых выражено отношение автора к описываемому.

Слово учителя:

- В художественном описании помещения иногда используется прием олицетворения: предметы обстановки изображаются как живые существа, обладающие, своим “лицом”, своим “характером”.

- Прочитайте текст №3.

Текст №3

У старого дома был свой характер. Одних жильцов дом любил, других – не очень. Иногда он бывал в хорошем настроении, весело хлопал дверьми, празднично звякал стеклами, посвистывал всеми щелями и даже в самые темные углы пускал солнечных зайчиков, за которыми охотился Акулич. Иногда дом сердился и скучал. Ступени сварливо скрипели, углы с кряхтеньем оседали, с потолков сыпались чешуйки мела.

Но не думайте, что дом был ворчлив и страдал болезнями. Грустил он редко, ревматизма у него не было, и он не боялся сырой погоды.

(В.Крапивин)

4. Знакомство с памяткой “Как работать над сочинением-описанием помещения”.

  1. Обычно описание интерьера начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль сочинения (что?).
  2. Создавая собственное высказывание, избегайте неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит, и др.). Эти глаголы можно опустить и воспользоваться предложениями без глаголов или заменить словами темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет, нельзя не заметить, бросается в глаза, манит к себе и др.
  3. Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами для передачи местоположения предмета: около, рядом с, за ним, напротив, посередине, в центре, справа от. налево от. у окна, над столом, в углу, слева от. возле, где-то и др.
  4. В художественном описании помещения пользуйтесь словосочетаниями, которые помогут вам изобразить предмет и передать свое отношение к нему.
  5. Каждую часть сочинения нужно выделять с помощью красной строки. Если вы не знаете, как закончить сочинение, перечитайте его начало, вспомните, ради чего вы писали сочинение, что хотели в нем сказать. Это поможет вам найти нужную концовку.

Анализ текста сочинения ученика 6 класса на тему “Моя комната”, устное исправление речевых ошибок.

Текст №4

Мы живем в старом деревянном доме. У нас одна комната и кухня. В комнате два окна. У окна, которое выходит в сад, стоит стол. Он покрыт красивой клеенкой. На этом столе я делаю уроки. У стола стоят три мягких стула. У печки стоят два больших кресла. У противоположной стены от окна, у самого входа, стоит старый шкаф. Рядом со шкафом стоит большая мягкая софа. Около старого окна на тумбочке стоит телевизор. На телевизоре лежит красивая салфетка, которую я связала сама. Дальше у стенки стоит сервант. В нем много интересных, хороших книг. На полу лежит теплый пушистый палас.

Мне моя комната очень нравится.

Вопросы для анализа:

- Удалось ли автору сочинения раскрыть тему и основную мысль?

- Выражает ли автор свое отношение к тому, что он описывает? Использует ли он при этом какие-либо языковые средства?

- Устраните неоправданные повторы в тексте сочинения.

6. Запись в тетрадях для развития речи примерного плана к описанию помещения.

План

  • Стены – (какие?).
  • Дверь – (какая?).
  • Полы – (какие?).
  • Окна – (какие?).
  • Стол – (какой?).
  • Стулья – (какие?).
  • Гардероб, шкаф – (какой?).
  • Диван – (какой?).
  • Другие предметы в комнате.

3. Как предметы расставлены, в каком порядке.

7. Итог урока. Обобщение по вопросам.

- Что такое интерьер?

- В каком стиле можно описать помещение?

- Какими средствами может быть выражено отношение автора к описываемому помещению?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку развития речи на тему "Описание помещения" поможет учителю ознакомить учащихся с описанием как типом речи, его разновидностями; поможет разнообразить урок, сделать его интереснее для учащихся; подготовит учащихся к написанию сочинения -описания помещения. Презентация состоит из 17 слайдов, включены задания на повторение изученного, дан план к сочинению и варианты его написания.

ОПИСАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ 6 КЛАСС

ОПИСАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ 6 КЛАСС

Цели урока:

  • Подлежащее, дополнение, глагол.
  • Существительное, сказуемое, наречие.
  • Повествование, рассуждение, определение.

-Сколько типов речи в языке? Назовите.

- Как их отличить друг от друга?

Отгадайте загадку. Мордочка усатая, Шубка полосатая. Часто умывается, А с водой не знается. -что вам помогло отгадать загадку?

Отгадайте загадку.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая.

Часто умывается,

А с водой не знается.

-что вам помогло отгадать загадку?

Виды описаний Состояние человека природа предмет помещение

Виды описаний

Состояние человека

Описание помещения 1. Деловое 2. Художественное Словарь :

Описание помещения

Кабинет А.С.Пушкина в родовом поместье Михайловское

Деловое описание помещения

Деловое описание помещения

Художественное описание

Цель описания

Цель описания

Что можно сказать о хозяевах этих помещений?

План сочинения-описания помещения

План сочинения-описания помещения

Замысел сочинения

Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низенькая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.

(Ф. М.Достоевский. Преступление и наказание.)

вступление

  • Я живу с родителями в большом девятиэтажном доме. Наша квартира находится на 6 этаже, в ней 3 комнаты. Одну из них занимаем мы с сестренкой.
  • Наша квартира очень маленькая, и у меня нет своей комнаты. Поэтому я расскажу о нашем зале (кухне…)
  • Дом, в котором я живу, расположен рядом с моей школой. Наша семья занимает трехкомнатную квартиру на втором этаже. В одной из комнат нашей большой и уютной квартиры живем мы с ….

Основная часть

  • Моя комната большая (маленькая) и светлая. Летом в ней много солнца. Солнечные лучи освещают все вокруг, и комната становится еще светлее. У двери справа стоит диван, а слева – шкаф. Ближе к окну расположился письменный стол со множеством ящиков. Здесь я храню учебные принадлежности и всякую мелочь. Над столом полочка с моими любимыми книгами, а рядом висит портрет моей бабушки в позолоченной раме (…)

Может пригодиться..

- в комнате тесно от обилия вещей.

- мебели в комнате немного.

- придают комнате уют.

- большая часть комнаты занята.

- Слева от двери находится. а справа —.

Словарь! Д и ван-кр о вать, с о фа, платя н ой шкаф, л а м и нат, п а ркет, л и нол е ум, п а лас, п о ртьеры, ж а люзи, т о ршер, п о ртрет, к а ртина, л а бр и кен

Д и ван-кр о вать, с о фа, платя н ой шкаф,

л а м и нат, п а ркет, л и нол е ум, п а лас, п о ртьеры, ж а люзи, т о ршер, п о ртрет, к а ртина, л а бр и кен

Урок развития речи в 6 классе по учебнику Ладыженской (ФГОС). Описание помещения. Интерьер.

ВложениеРазмер
opisanie_pomeshcheniya.pptx 2.13 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Текст 2. А он знал много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг он сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в черный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на профессора. ( Знайка Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей)

Давайте попробуем описать наш кабинет Краткое описание. Кабинет. Три ряда парт. Три окна. Учительский стол. Классная доска. Книжные полки. Стенды. Развернутое описание. Светлый небольшой кабинет. Посередине - три ряда парт. Напротив дверей - три окна. На первом ряду - учительский стол. На стене справа - классная доска. На стене слева - книжные полки. Напротив окон - стенды.

Прослушайте и запишите краткий пересказ описания комнаты Самсона Вырина План. 1.Смиренная , но опрятная обитель. 2. Прошло несколько лет. 3. Все кругом показывало ветхость и пренебрежение.

Домашнее задание . Творческая работа . Написать сочинение-загадку : описать помещение какого-нибудь литературного или мультипликационного героя в художественном стиле так, чтобы по описанию было понятно, о ком идет речь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку развития речи "Описание природы. Зима.", 6 класс.

Презентация к уроку развития речи (по программе В.В. Бабайцевой) поможет учителю активизировать внимание учащихся, используя принцип наглядности. Яркие иллюстрации, картины художников, тексты, план ра.


Урок развития речи "Описание действий"

Урок развития речи "Описание действий" в 7-ом классе по теме "Наречие" (на примере трудов Преподобного Сергия Радонежского с использованием церковнославянского языка, презентации и интернет ресу.


Урок развития речи. Описание помещения.

Цель: Научить учащихся описывать помещение.Сочинение по русскому языку для учащихся 6 класса.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Урок-описание помещения.docx

МОУ НОВОСПАССКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1

р.п.Новоспасское Ульяновской области

Урок развития речи в 6 классе

Описание места (помещения)

Учитель русского языка и литературы

высшей категории Табакова Л.П.

Паспорт открытого урока.

Предмет: русский язык (развитие речи).

Тема урока: «Описание места (помещения).

Образовательная: формировать навыки описания места – помещения;

Развивающая: развивать умения работать с текстом

Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, любовь к художественной литературе.

ученики должны на базовом уровне:

- уметь использовать глаголы-синонимы и наречия при описании помещения;

На творческом уровне:

- понимать роль описания в характеристике персонажа художественного произведения;

- создавать собственную творческую работу – описание помещения.

Тип урока: урок развития речи.

Основной дидактический метод: частично поисковый (эвристический).

Частные методы и приёмы: словесный – беседа, наглядный – мультимедийная демонстрация.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, работа в парах.

Дидактические средства: мультимедиа, карта урока, учебник под редакцией Разумовской М.М.

1.Организационный момент. Слово учителя о Е.И.Никитиной.

2.Целеполагание. Работа с терминами.

3. Поиск ответа на проблемный вопрос: чем описание помещения похоже на другие виды описания и чем отличается?

5.Практическая работа. Работа в парах с текстами.

7.Устное рисование – описание помещения по фотографии.

8.Работа с художественными текстами.

9.Выводы и рефлексия по уроку.

1.Вступительное слово учителя. Посвящение Е.И.Никитиной. (Слайд 1-2)

-А тему урока я прошу вас определить самим. (Слайд 3)

(фотография комнаты) Учитель читает текст.

Я вошёл в комнату и замер на пороге. Небольшая, но чистая и светлая, она оставляла приятное впечатление.

Немного мебели. Слева – софа, справа – тумбочка. Несколько книжных полок на стене. И длинный угловой стол с неизменным компьютером. Вот, пожалуй, и всё. Мне понравился спокойный салатовый цвет стен и картины у окна. На полу слева я заметил спортивную сумку с ракеткой.

-Что вы видите на экране, что я зачитала? ( Описание комнаты, помещения)

-Это и будет тема нашего урока.

(слайд 4-5) Какие из этих терминов, изученных нами, потребуются нам сегодня на уроке? (ответы ребят с пояснениями)

3. Изучение темы.

-Что мы уже знаем об описании?

-Какие виды описания вам знакомы? (слайд 6)

-Что между ними общего?

-Слова какой части речи отвечают на вопрос: где?

-Значит, нам необходимо вспомнить правописание словарных слов.

4.Словарная работа. (2 человека у доски. Затем – коллективная проверка. Слайд 7-8)

Комната, впереди, справа, слева, посередине, как будто, потому что, впечатление, гостиная, библиотека, великолепная, иметь в виду, несмотря на, отсюда, оттуда, вблизи.

-Все ли из этих слов нам пригодятся на уроке?

5.Работа с картой урока. (Текст взят из пособия Е.И.Никитиной Уроки развития речи. М.: Дрофа, 2005 год). (слайд 9).

Большая светлая комната. Три ряда ученических столов и стульев. Стол учителя. Классная доска. Шкафы. Стенды. Портреты писателей и поэтов.

-Узнаёте это помещение? Как вы определили, что это наш кабинет?

-Какие глаголы использовали чаще всего? (висят, стоят)

-Какими глаголами-синонимами можно заменить? (находятся, расположены, есть, я вижу, можно видеть)

Работа с упражнением №561 в учебнике. Исправление текста с помощью синонимов.

-Но есть и второй способ - не использовать глаголы. Упражнение №555 устная работа – наблюдение: тире вместо сказуемых. Можно дать задание вставить вместо тире подходящие по смыслу глаголы-синонимы.

Мы проснулись, потянулись,

Вышли из дома, шли, шли,

На полянку мы пришли.

А за ним – цветок в горшке растёт.

Заглянул я в окно.

На нём друг мой сидит.

Увидел нас, обрадовался.

-Заходите в гости, - говорит.

(Каждая строчка сопровождается соответствующими движениями).

-Как понимаете эти слова?

-Согласны ли вы с первой фразой этого высказывания?

(слайд 11-12) Устное рисование - описание комнаты.

-Что можно сказать о хозяине этой комнаты? Кто здесь живёт?

(Если есть время, в карте урока – ещё 2 текста).

8. В художественном произведении писатель использует описание помещения для характеристики литературного героя. (Слайд 13)

-Кто этот герой? Как называется произведение? Кто его автор?

-что можно сказать о Герасиме на основе описания его каморки?

Работа с картой урока. 2 плана: сжатый и подробный. Ученики дописывают недостающие пункты плана.

-Если убрать цифры, получится сжатое описание.

9. Вот и подходит к концу наш урок. Он был очень насыщенным.

-Что мы вспомнили на уроке?

-Что узнали нового?

В карте урока есть окно, но оно пустое, заполните его по своему усмотрению.

10. Слайд 14. Фотография патриотической рекреации в школе.

-Что снято на этой фотографии?

-Где находится это помещение?

-Почему оно так называется?

-Какие детали интерьера мы видим?

-Что не попало в объектив фотоаппарата?

-Как вы думаете, зачем мы в конце урока обратили внимание на это помещение?

Читайте также: