Опера 4 класс урок музыки презентация и конспект

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " Опера. Урок музыки 4 класс" — Транскрипт:

1 Как вы думаете, что это?

4 Опера – музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра. Опера – музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра.

9 – главные герои в опере. Солисты – главные герои в опере.

10 – песня в опере, которую исполняют солисты. Ариа – песня в опере, которую исполняют солисты.

11 Арией иногда называют инструментальные пьесы певучего характера. Иоганн Себастьян Бах – великий немецкий композитор.

12 Хор – коллектив певцов.

13 Музыкальный спектакль обычно заканчивается хором.

15 1. С каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомились? 2. Ч то такое опера? 3. У вертюра? 4. А риа? 5. Х ор? 6. К то такие солисты? 7. М узыку, каких композиторов вы слушали? 8. С какими произведениями познакомились?

Цель: Сформировать у учащихся представление о жанре оперы.

  • Образовательные: Познакомить учащихся с основными чертами оперы как музыкально-сценического жанра.
  • Развивающие: Развить познавательный интерес, умения обобщать, анализировать, сравнивать.
  • Воспитательные: Воспитать эстетический вкус.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Беседа с учащимися, основной вопрос которой: что вы знаете об опере?

Беседа выявляет знания учащихся об опере. Их ответы позволяют сделать обобщение:

а) опера – это музыкальное произведение для театра, главными исполнителями в котором являются певцы и симфонический оркестр;

б) в отличие от драматического театра, действующие лица оперы не говорят, а поют и в пении, прежде всего, выявляются характеры героев, выражаются их мысли и чувства;

в) оперный спектакль – красочное зрелище, способное воплотить жизнь народа, нарисовать фантастические и сказочные образы, правдиво передать глубокие человеческие переживания.

Даётся определение (слайды № 1, 2).

(Определения, основные понятия и термины записываются учащимися в рабочих тетрадях.)

2. Рассказ учителя.

Родиной оперы стала Италия- страна bell canto (прекрасного пения), народ которой славился своими голосами и песнями. Родилась опера в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.), ставшей возрождением древнегреческого искусства, которое восхищало итальянцев прославлением совершенства и красоты человека, ценности человеческой жизни. В конце XVI века (1580 г.) в итальянском городе Флоренция собрался кружок поэтов, музыкантов, учёных и любителей искусств под названием “камерата” (по-итальянски - “компания”), мечтавших возродить древнегреческую трагедию, т.е. представление глубокого содержания о жизни и сложном внутреннем мире человека, объединявшее драму, музыку и танец. Но какова была музыка античного театра? Музыканты оказались в более трудном положении, чем поэты. Сохранившиеся отрывочные записи древнегреческой музыки никто ещё не умел расшифровать. Но музыканты знали, что в античном спектакле стихи не декламировали, а пели. Ритм мелодии зависел от ритма стиха, а интонация отражала чувства героев. Вокальная мелодия представляла собой нечто среднее между пением и обычной речью. Стараясь сочинить такую музыку, участники камераты создали новый мелодический стиль - гомофонно-гармонический, отличавшийся от распространённого тогда в Европе стиля хоровой полифонии. У многоголосной музыки звучание красивое и волнующее, но в сплетении голосов слова различаются плохо и какие-либо сложные чувства и мысли выразить трудно. Участники камераты полагая, что они восстанавливают театральную музыку древних, решили заменить многоголосное пение одноголосным. Так появилась новая мелодия, предназначенная для сольного исполнения в сопровождении инструментов. Члены кружка дали ей название “речитатив”. Теперь у музыкантов появилась возможность, подобно грекам, передать в вокальной музыке выразительные интонации речи и точно донести поэтическое слово (слайды № 3, 4, 5, 6).

Создание первых спектаклей с использованием новых выразительных средств привело к появлению нового вида искусства- оперы.

Самые первые музыкальные представления итальянских композиторов назывались “сказание в музыке” или “музыкальная повесть” с добавлением слова “опера” (в переводе с итальянского оно означает “труд”, “сочинение”), то есть труд такого-то композитора. Со временем обозначение “опера” так и осталось в театре как наименование нового жанра.

Первый публичный оперный спектакль был дан во Флоренции в октябре 1600 года, на свадебных тожествах во дворце герцогов Медичи. Высоким гостям было показано представление, которое называлось “Сказание в музыке” об Орфее и Эвридике (создатели первых спектаклей использовали сюжеты из древнегреческой мифологии). Текст принадлежал перу поэта Оттавио Ринуччини, а музыку написал Якопо Пери – композитор, органист и певец, исполнивший в спектакле главную роль.

Опера быстро завоевала популярность и распространилась не только по всей Италии, но и по всем странам Европы. В каждой стране она приобрела особый национальный характер- это сказалось и в выборе сюжетов (часто из истории той или иной страны, из её сказаний и легенд), и в характере музыки.

3. Беседа с учащимися о тех, кто создаёт оперу.

Объяснение учителя (слайды № 7, 8).

Опера – это сложное музыкально- театральное произведение, в котором тесно взаимодействуют несколько искусств. Содержание оперного спектакля раскрывается при помощи музыки, сценического действия и декораций. Нередко в оперу вводятся балетные номера или сцены, украшающие спектакль. Поэтому у оперы пять создателей: композитор, либреттист (автор либретто), балетмейстер, художник и режиссёр.

Композитор пишет музыку на литературный текст-либретто (текст оперы, написанный на сюжет уже существующего литературного произведения). Режиссёр сочиняет спектакль. Художник создаёт костюмы действующих лиц и декорации. Балетмейстер сочиняет хореографию (от греческих слов: “хорео” - пляска, “графо” - пишу).

Даются определения (слайды № 9, 10, 11, 12).

4. Беседа о строении спектакля (слайды № 13, 14).

Обобщение и объяснение учителя.

Опера, как и другие музыкально-сценические произведения, строится на последовательном развитии сюжета и делится на акты, картины, сцены и номера. Оперный спектакль может начинаться с пролога, а заканчиваться эпилогом. Оперные номера бывают вокальные и оркестровые.

(Объяснение основных вокальных и оркестровых номеров сопровождается показом музыкальных примеров. Прослушивание и анализ музыкальных фрагментов выявляет выразительные особенности оперных форм.)

5. Беседа с учащимися о видах вокальной музыки в опере: о вокальных номерах, предназначенных для сольного, ансамблевого, хорового исполнения и составляющих основу оперного спектакля.

Главное в опере - пение. Сочетание слова и выразительной вокальной мелодии позволяет создать яркие музыкальные сценические образы.

Сольное пение в оперном спектакле играет главную роль в характеристике героев. Среди сольных номеров самым распространённым является ария. В ней раскрываются основные черты характера и душевное состояние героя, его мысли и чувства. Это музыкальный портрет действующего лица. Для арии характерна широкая, распевная кантиленная мелодия, часто трёхчастная репризная форма. К разновидностям арии относятся: ариозо, ариетта, каватина (слайды № 15, 16, 17, 18).

Ария в опере иногда уступает место песне, романсу или монологу (слайд № 19).

Кроме напевных мелодий в опере используется декламационное пение- речитатив. Речитатив, то близкий разговорной речи, то более напевный, предшествует арии, создавая нужное настроение, или используется в диалогах для понимания взаимоотношений действующих лиц, а также отражает ход развития сюжета (слайд № 20).

Беседа с учащимися о составе и роли оперных ансамблей, являющихся ярким средством характеристики героев (слайды № 21, 22).

Беседа с учащимися о разнообразных функциях оперного хора, то активного участника действия, то только фона, не связанного с развитием основного сюжета, о красочных средствах хоровых составов (слайды № 23, 24).

6. Беседа с учащимися о тембрах певческих голосов, о стремлении композитора выбрать для каждого действующего лица голос, соответствующий облику и характеру персонажа (слайды № 25, 26, 27, 28).

7. Беседа с учащимися о роли оркестра в опере (слайды № 29, 30).

Обобщение и объяснение учителя.

Большую роль в опере играет оркестр. Он не только сопровождает пение, но и является активным участником всех событий. Многообразие красок оперного оркестра позволяет композитору создать более глубокие образы, раскрыть смысл происходящего действия. В этом важная роль оркестра: когда умолкают действующие лица, он словно договаривает мысли героев, а порой передаёт то, что чувствуют, но о чём умалчивают персонажи спектакля. Велики живописно-изобразительные возможности оперного оркестра, умеющего создать звуковые картины природы, наполненные эмоциональным содержанием. Оркестр может выразительными средствами обрисовать и окружающую героев обстановку.

В оркестре часто звучат музыкальные характеристики героев или событий, повторяющиеся на протяжении оперы. Такие мелодии и характеристики получили название лейтмотивов или лейттем.

Даётся определение (слайд № 31).

Опера включает также самостоятельные оркестровые номера. К ним относятся увертюра, музыкальные антракты, балетные сцены и музыкальные картины (слайды № 32, 33, 34).

Беседа об увертюре, её значении в оперном спектакле.

Увертюра-это большое оркестровое вступление к опере. Она вводит слушателя в настроение спектакля, воплощает общий характер данного произведения. Увертюра обычно написана в сонатной форме. В ней часто проходят главные мелодии оперы.

Даётся определение (слайд № 35).

Сочетание в опере музыки, литературы, изобразительного и драматического искусств, танца даёт богатые возможности для раскрытия содержания спектакля, создаёт яркое художественное впечатление (слайды № 36, 37).

III. Обобщение по теме урока в виде ответа на вопрос: что нового вы узнали об опере? Повторение основных понятий и определений.

IV. Домашнее задание. Составить кроссворд об опере, используя новые термины.

Музыкальный материал: М.Глинка, опера “Иван Сусанин”, речитатив и ария Сусанина из IVд.; Н.Римский-Корсаков, опера “Снегурочка”, вступление из пролога, Третья песня Леля из IV д.; П.Чайковский, опера “Пиковая дама”, дуэт Лизы и Полины; опера “Евгений Онегин”, хор “Болят мои скоры ноженьки со походушки” из 1 к.; А.Бородин, опера “Князь Игорь”, “Половецкие пляски” из IIд.; М.Глинка, опера “Руслан и Людмила”, увертюра; Н.Римский-Корсаков, опера “Сказка о царе Салтане”, “Полёт шмеля”.


Но еще в древней Греции актеры исполняли трагедии нараспев , чтобы усилить воздействие на зрителей, а хор под музыкальное сопровождение выражал основную идею произведения.

Увертюра - оркестровая песня, исполняемая перед театральным представлением и вводящая в круг настроений предстоящего зрелища.

Опера состоит из: Действий(актов), а каждое действие состоит из эпизодов: Арий Речитативов Ансамблей (дуэты, трио) Хоровых и инструментальных разделов.

Опера состоит из: Действий(актов), а каждое действие состоит из эпизодов: Арий Речитативов Ансамблей (дуэты, трио) Хоровых и инструментальных разделов.

Ария -занимает в опере главное место, исполняемая только соло, она полно характеризует героя и раскрывает его мир и чувств переживаний .

-занимает в опере главное место, исполняемая только соло, она полно характеризует героя и раскрывает его мир и чувств переживаний .

Музыкальный спектакль обычно заканчивается хором.

Музыкальный спектакль обычно заканчивается хором.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

12 - М. Глинка. Ответ Сусанина полякам..mp3

2 встреча сусанина и поляков.mp3

3 ответ сусанина полякам.mp3

4 подкуп Сусанина.mp3

5 сцена прощания сусанина с Антонидой.mp3

Выбранный для просмотра документ 21-22 урок иван сусанин 03.ppt

*

Описание презентации по отдельным слайдам:

*















*

Презентацию разработала: Учитель музыки МАОУ лицея №21 Г. Иваново ТАРАСОВА НА.

Презентацию разработала: Учитель музыки МАОУ лицея №21 Г. Иваново ТАРАСОВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА

Выбранный для просмотра документ 21-22 урок.docx

Муниципальное автономное образовательное учреждение

ЛИЦЕЙ №21 г. Иваново

учитель музыки Тарасова Надежда Николаевна

Танцы: полонез, мазурка. Музыкальная драматургия.

Сегодня мы окажемся в музыкальном театре.

Опера рассказывает о подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, совершенном в начале 1613 года. В это время Россия была оккупирована польскими войсками, и один из военных отрядов отправился под Кострому, чтобы захватить в плен 16-летнего Михаила Романова, которого народ хотел избрать новым русским царем. Отряд поляков пришел в деревню Домнино, где Сусанин был старостой. Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам.


Слайд №3. Первое действие оперы показывает село Домнино и его жителей.

Слайд №4. А во втором действии мы переносимся в замок польского короля Сигизмунда. Рыцари и шляхтичи (польская знать) кичатся своей силой, мечтают о полном завоевании Руси и о богатой добыче. В торжественном полонезе горделиво проходят пары. К звукам оркестра присоединяются голоса пирующих.

Характер этих людей М.И.Глинка показывает в танцах.

Какие особенности музыки подчеркивают хвастливую уверенность завоевателей Руси?

(музыка звучит уверенными, громкими аккордами, ритм пунктирный, диапазон музыки широкий, размашисты, горделивые, воинственные, грозные, заносчивые, высокомерные поляки)

Почему для изображения темы польского вторжения М.И.Глинка выбрал полонез?

Потому что характер этого танца – гордый, своенравный, заносчивый, и он в наибольшей степени может изобразить картину польского вторжения.

Давайте послушаем мазурку, которая тоже звучит на балу. Слайд №5.

Способна ли мазурка показать характер польского вторжения?

3 действие оперы возвращает нас в село Домнино, где Иван Сусанин со своими детьми – Антонидой и Ваней.

Послушаем, как напевно и задушевно звучит речь Сусанина: Слайд №6.

1. ЗВУЧИТ ПЕСНЯ СУСАНИНА

Что внезапно нарушает покой в семье Сусанина? Слайд №7 .

2. ЗВУЧИТ СЦЕНА ВСТРЕЧИ СУСАНИНА С ПОЛЯКАМИ

Какая уже знакомая мелодия вторгается, которая рисует образ поляков?

(ответы – предположения ребят)

Звуки полонеза снова рисуют поляков.

Что и как отвечает Сусанин полякам? Слайд №8 .

3. ЗВУЧИТ ОТВЕТ СУСАНИНА ПОЛЯКАМ

(ответы – предположения ребят)

Что происходит дальше? Слайд №9

4. ЗВУЧИТ СЦЕНА ПОДКУПА СУСАНИНА

(ответы – предположения ребят)

Решив завести вражеский отряд в лесную непроходимую глушь и предупредить ополченцев о грозящей опасности, Сусанин прощается с Антонидой. Слайд №10.

Какие чувства передаёт сцена?

5. ЗВУЧИТ СЦЕНА ПРОЩАНИЯ С ДОЧЕРЬЮ

«Не плачь, не плачь, возлюблено чадо!
Дай Бог тебе счастливо жить с семьёй! – так обращается Сусанин к дочери.

4 действие происходит в лесу. Давайте послушаем сцену, действие которой происходит именно в густом, непроходимом лесу, занесённом снегом. Слайд №11.

Узнали ли вы мазурку, звучащую в оркестре? (интонации знакомы)

Почему она так изменилась? (потому что тут поляки уже не такие смелые и бодрые, как на балу, они устали, сомневаются – слышна интонация плача)

Что осталось неизменным? (пунктирный ритм)

Поляки останавливаются на ночлег. Сусанин остаётся один. И звучит его предсмертная ария, которую мы слушали в 3 классе. Давайте вспомним её.

К кому обращается Сусанин в арии?

О ком вспоминает?

С кем прощается?

ЗВУЧИТ ПРЕДСМЕРТНАЯ АРИЯ СУСАНИНА

(звучит ария мужественно, сдержанно, трагично, суровые и скорбные краски, вспоминает детей)

После скорбных размышлений и мольбы к Господу подкрепить его в смертный час Сусанин вспоминает о семье. Он мысленно прощается с Антонидой, Собинину поручает заботу о ней, сокрушается о Ване.

Сусанин осматривается: все кругом спят. Он тоже ложится. Вьюга усиливается. Поляки просыпаются, буря затихает. Но теперь им становится ясно, что Сусанин нарочно завёл их в эту глушь.

Площадь перед московским Кремлём. Москва празднует победу русского войска, освободившего страну от врага. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Под звон колоколов народ чествует память Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью за Родину, и окружает вниманием его осиротевшую семью.

Послушаем хор и подпоём.

Какой поступок его прославил? (он отдал свою жизнь, заведя врага в непроходимые леса)

Какие музыкальные номера дали характеристику полякам? (танцы Полонез и Мазурка)

Читайте также: