Нормы построения словосочетаний по типу согласования конспект урока 8 класс

Обновлено: 06.07.2024

Конспект урока родного русского языка в 8 классе Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев).

Урок № 9 Дата проведения: 20.01

Тема: Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев).

Цель урока: Знакомство с нормами построения словосочетаний по типу согласования.

1. Воспитывать самостоятельность, оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению

2. Формировать умение опираться на ранее полученные знания.

3. Развивать умение строить словосочетания данного типа

Оборудование : раздаточный материал, запись слов на доске.

Технологическая карта урока

Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне .

— Настрой на рабочий лад

Демонстрируют готовность к уроку

Показывают своё настроение

Личностные: формирование навыков самоорганизации

Проверка домашнего задания.

Цель этапа: установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания .

— На прошлом занятии мы говорили с вами о грамматических ошибках. В ВПР задание 6 на распознавании грамматических ошибок. Звучит оно так: Найдите грамматическую(-ие) ошибку (-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

— На столах у вас лежат карточки. Выполните это задание(приложение 1)

Подготовка к ВПР.( Подготовка к УС – задание1)

— Прочитайте текст выразительно, определите основную мысль текста.(приложение 2)

-Определите основную мысль текста.

Работают в парах.

Зачитывают ответы, называют грамматическую ошибку

Готовятся к выразительному чтению текста(2 мин.)

Выразительно читает текст 1 обучающийся, другие следят за ошибками

Коммуникативные: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Регулятивные: р азвитие памяти и логического мышления

— Если я называю словосочетание, вы ставите цифру -1, если не словосочетание – 2.

Добрый день, на углу, в лесу, смотрел и радовался, почитал книгу, бежать быстро, громко и весело, рисовал красками, папин шарф, у дороги.

Щифр: 1, 2, 2, 2, 1, 1, 2, 1, 1. 2.

Отвечают на вопросы учителя

Пишут цифровой диктант, двое обучающихся у доски

Меняются местами и проверяют

Коммуникативные: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Регулятивные: р азвитие памяти и логического мышления

Цель этапа: учить самостоятельно определять тему и цели урока, создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

— Какой вид связи словосочетаниях : весёлые друзья, обе подруги, зелёное яблоко?

— Постановка целей и задач урока

Итак, какую цель поставим для работы сегодня? Попробуем сформулировать вместе.

— Чем мы будем заниматься?

Обосновывают свою точку зрения

Отвечают на вопрос

Формулируют тему, цель урока

Отвечают на вопрос, ищут определение слова в словаре

Регулятивные: развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом; развитие логического мышления

Познавательные: умение делать выводы на основе посылок; умение кратко формулировать мысль.

Коммуникативные: формирование умения владения монологической и диалогической речи

Цель: психологическая и физическая разрядка


Личностные: п онимают значение здоровьесберегающих элементов урока

Закрепление материала через групповую, индивидуальную или самостоятельную работу.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений учащихся; провести коррекцию

Работа в тетради.(объяснение учителя)

1. Главное слово Зависимое слово

Существительное Прилагательное, причастие, Местоимение, собирательное числительное

Согласование — вид подчинительной синтаксической связи слов в словосочетании, при котором зависимое слово приобретает такие же грамматические значения, что и главное.

1. Грамматической ошибкой является нарушение норм согласования прилагательных и причастий с существительными.

Листья, гонимые ветром—гонимые листья ветром

Книга, изданное в типографии – книга, изданная в типографии.

2. При согласовании определения с существительным общего рода учитывается пол лица, которое называет существительное: уважаемый коллега и уважаемая коллега.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами продолжим подготовку к ЕГЭ и будем работать над темой “Синтаксис и пунктуация”. Начнём урок с орфоэпической разминки.

II. Орфоэпическая разминка (Слайд 1,2)

Цель: подготовка к ЕГЭ, проверить владение орфоэпическими нормами.

Каталог, краны, договорённость, гражданство, партер, столяр, таможня, щавель, значимый, кухонный, сливовый, оптовый, эксперт, цемент, досуг, жалюзи, банты, шарфы, статуя, лыжня.

(Взаимопроверка Слайд 3)

Вывод: совершенствовать владение орфоэпическими нормами.

III. Стадия вызова.

Вопросы учителя к классу

  1. Ребята, а что можно составить из предложенных слов? (словосочетания)
  2. А что такое словосочетание? (Это соединение двух или более знаменательных слов на основе грамматической связи. Наряду с предложением словосочетание является основной единицей синтаксиса и выделяется из предложения)
  3. А зачем нам надо знать закон, по которому стоятся словосочетания? (Для того, чтобы правильно строить словосочетания, в соответствии с нормами современного русского языка, выделять главное и зависимое слово).
  4. Вспомните, на какие группы делятся словосочетания в зависимости от характера главного слова? Приведите примеры. (Именные, глагольные, наречные).
  5. Необходимо ли знать вид подчинительной связи в словосочетании? Для чего? (Да, для того, чтобы правильно составлять словосочетания и из словосочетаний – предложения, не делать ошибок).
  6. Назовите виды подчинительной связи между словами в словосочетаниях.

(пока обучающиеся устно отвечают на поставленный вопрос, проверяя себя Слайды 4 – 11; один обучающийся составляет кластер “Виды связи слов в словосочетании”

  1. Проверка кластера консультантами.
  2. Итак, мы с вами вспомнили, что знаем о словосочетании. Остается сформулировать тему урока. (Правильное построение словосочетание)

Тема урока открывается на доске “Нормативное построение словосочетаний”.

IV. Стадия осмысления.

А теперь мы напишем выборочно-распределительный диктант для подтверждения нашего прогноза и для отработки умения определять вид подчинительной связи между словами в словосочетаниях. Объясните правописание гласных после шипящих. (Данные словосочетания распределить в три столбика: согласование, управление, примыкание. Работа у доски).

Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, холщовый мешок, ночёвка в лесу, золочёное кольцо, три шофёра, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, вскипячённое молоко, говорить шёпотом, очень хорошо, рисовать карандашом, упасть навзничь.

  1. Внимание на экран (Слайд 12). Перед вами текст и задание. Выполните, пожалуйста.

Было так тихо, как только бывает в лесу зимою в безветренный день. Нависшие на ветвях пышные комья снега давили их книзу, придавая им чудесный, праздничный и холодный вид. По временам срывалась с вершины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось, как она, падая, с легким треском задевала за другие ветви. Снег розовел на солнце и синел в тени. (А.И.Куприн “Олеся”)

  1. Словосочетания какого вида вы выписали?
  2. Какой вид подчинительной связи вы указали?

V. Стадия осмысления. Практическая направленность изученной темы.

Ребята, а где можно использовать полученные знания о словосочетаниях? (В ЕГЭ)

  1. Давайте обратимся к заданиям, которые могут встретиться в ЕГЭ, задания, проверяющие владения синтаксическим нормами. Эти задания помогут подготовиться к ЕГЭ.

Внимание на экран (Слайд 13,14)

1. Укажите пример с ошибкой в управлении

1.1. Преимущество перед ними
1.2 Согласно договору
1.3. Показать о чём-то
1.4. Огорчён чем-то

2. Укажите пример с нарушением норм согласования

2.1. Благодаря осадкам в виде снега и дождя, выпавшим зимой, в почве сохранилось много влаги.
2.2. Будущий певец приехал в столицу с сорока рублями в кармане.
2.3. Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате.
2.4. Вернувшись из ссылки, писателя ждали новые невзгоды.

Задание В3, которое связано с умением находить в тексте словосочетания и определять типе связи с них, либо в предложенных словосочетаниях.

(Работа с тестами ЕГЭ по группам Приложение 3)

Ребята, ЕГЭ – это не единственная ситуация, при которой требуется знать вид связи слов в словосочетании. Предлагаю вам “Коллекцию ошибок” (Слайд 15,16)

  1. На окошке авиакассы мы обнаружили надпись: “Предъявляйте документ, удостоверяющую личность”.
  2. В компьютерной игре “Золотой телёнок” в титрах надпись “Граждане! Такси свободен!”
  3. В меню кафе “Бульвар”: “Свежевыжатый сок из апельсин”.
  4. В сотовом телефоне “Точка создание не выбрана”.
  1. Ошибка сделана в связи с тем, что нарушено согласование слов “документ” и “удостоверяющий”.
  2. Несклоняемое существительное “Такси” – ср.р. согласуется с прилагательным “свободные”.
  3. Существительное “сок” требует от существительного во мн.ч. “апельсины” формы Р.п. – “апельсинов”.
  4. Ошибка в управлении: “Точка создания”.

Какой вывод напрашивается?(Во взрослой жизни, кем бы вы ни стали – программистами, экономистами, официантами, менеджерами, – быть безграмотным не престижно!

VI. Самостоятельная работа по вариантам. Тест (Приложение 4)

VII. Итоги урока. Рефлексия.

Какие виды подчинительной связи слов в словосочетании мы повторили?

Для чего нам это надо знать?

Где будем использовать полученные знания?

Чему вы научились на уроке?

Что осталось непонятным?

VIII. Домашнее задание

Упр.210 или составить карточку (презентацию) из тестов ЕГЭ по теме урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использованные приемы:

- объединение информации в блоки через сопоставление;

образовательные:

- формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании;

- развитие орфографических навыков;

- сформировать умения извлекать необходимую информацию из различных источников;

цели развивающие:

- развитие навыков монологической речи,

- развитие навыков парной и групповой работы,

- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

-формирование умений анализировать полученную информацию;

-формирование умения слушать и вступать в диалог;

цели воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Оборудование:

Организационный момент.

Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.

Тема урока, постановка целей.

- Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи:

Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко.

II. Стадия вызова.

Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

Синтаксический разбор предложения(1 ученик у доски, остальные в тетрадях).

Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах. ( А. С. Пушкин)

-Выпишите словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания?

-Знать определение словосочетания.

-Под словосочетанием понимаются слова, связанные друг с другом по смыслу и грамматически и являющиеся компонентом предложения.

- Что не является словосочетанием?

-Сочетание сказуемого с подлежащим

-Однородные члены предложения:( Москва и Париж; быстро и умело).

-Сочетания слов значимых и служебных частей речи: (в лесу, над тетрадью, по дороге, ко мне.)

-Чтобы выделить словосочетание в предложении, нужно:

-Найти грамматическую основу текста, она не является словосочетанием.

При помощи логических вопросов выделить все словосочетания.

Выписанные словосочетания:

свинцовые волны, ее волны, в однообразных берегах; чернели в берегах; чернели грустно.

Итак, обобщим имеющиеся знания.

Парная работа.

Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

Групповая работа (по 2 человека). Прием объединения в блоки.

Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.

Ч…тать книгу, сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар.

- Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания?

(Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои предложения):

по главному слову: 1) читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок- глагольные словосочетания;

2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар- именные словосочетания

по зависимому слову: 1) читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок;

2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар;

3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно).

Сделайте вывод: над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком?

-Объединение по зависимому слову незнакомо.

- Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

(На доску выписываются блоки словосочетаний, объединенные по зависимому слову (3 блока)

Зависимое слово

прилагательным существительным наречие

- С типами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке.

1. Словосочетание – два или несколько самосто-ятельных слов, объеди-ненных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание сос-тоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа слово-сочетаний по морфоло-гическим свойствам главного слова: глаголь-ные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?

2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?

III. Стадия осмысления.

Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.

- Переходим к главному источнику информации. Он поможет нам ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у нас сведения, расширить категории информации. Наш главный источник – текст § 11.

1.Учитель предлагает школьникам самостоятельно познакомиться с материалом.

Задание: Прочитайте материал § 11 на стр. 39 - 40.

Сделайте пометки на полях:

Вопросы к классу:

1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?

2. Какую новую информацию вы получили?

3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?

В ходе чтения параграфа таблица заполняется так:

1. Словосочетание – два или несколько самосто-ятельных слов, объеди-ненных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?

2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существи-тельное и все слова с признаками существительного).

Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного).

Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола).

- Как вы думаете, почему так называются виды связи?

Обобщение и систематизация знаний

Проблемная ситуация. Работа в паре

- Мы повторили изученное.

Найдите закономерность в построении словосочетаний.

Подробности жизни

Очень хорошая
Верят в любовь

Уехал вовремя

Слишком громко

Очень весело

Задание: каждый сорвет с ромашки по лепестку с четверостишием из отрывка стихотворения

В. Солоухина и выпишет из него все возможные словосочетания, определит способ связи.

Дополнительное задание: определить значение выделенных слов, объяснить орфограммы, найти выразительные средства языка.

1-ый лепесток:

Бывает так: в (не)яркий день грибной

Зайдеш… в лесные дебри (не)нароком,

И встанет лес игластою ст…ной,

И загородит нужную д…рогу.

(Согласование: неяркий день, грибной день, игластою стеной, нужную дорогу. Управление: зайдешь в дебри, встанет стеной, загородит дорогу, развеять тучи. Примыкание: бывает так, зайдешь ненароком)

2-ой лепесток:

Я (не)пр…вык ст…ронкой обходить

Ни гордых круч, ни злого буерака.

Коль начал жить, так прямо надо жить,

Коль в лес пош…л, так (не)пугайся мрака.

(Согласование: гордых круч, злого буерака. Управление: сторонкой обходить, в лес пошел, не пугайся мрака. Примыкание: прямо жить, надо жить)

3-ий лепесток:

Потом раздвин…шь ветви, и в лицо

Ударит солнце, теплое, земное.

П…ляна пахнет медом и пыльцой,

Вода в ручье с…сновой пахнет хвоей.

(Согласование: солнце теплое, солнце земное, сосновой хвоей. Управление: раздвинешь ветви, в лицо ударит, пахнет медом, пахнет пыльцой, вода в ручье, пахнет хвоей. Примыкание: потом раздвинешь)

4). Игровая пауза.

Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть, когда услышите словосочетание со связью согласование: веселые крики, играя лучами, великолепный день, прислушиваясь к звукам, запорошив кусты, спящий лес, глубокие сугробы, прозрачные кружева.

5). Обратим внимание на задания ОГЭ (на столах лежат демонстрационные материалы). Найдите задание по теме нашего урока. Как оно звучит? Давайте его выполним.

VI. Стадия рефлексии.

- А теперь проверим, как вы усвоили материал урока.

Составим кластер ( распечатка) Составим кластер ( распечатка)






СИНТАКСИС




СТРОЕНИЕ


ПРЕДЛОЖЕНИЕ





ТИП СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ВИД
















главное слово зависимое слово





ПРЕДЛОЖЕНИЕ




ТИП СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ВИД



именное глагольное наречное согласование управление примыкание)

Примерный вариант, который может получиться у обучающегося.

Главное и зависимое.

Согласуется, управляет, примыкает.

Научился определять вид связи.

Словосочетание.

- Что узнали о способах связи слов в словосочетании?

- Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании?

- Как вы это делали?

- Для чего нам это надо знать?

- Где будем использовать полученные знания?

- Что вам помогало в работе?

VII. Дифференцированное творческое домашнее задание:

Рассмотрите одну из картин В.М.Васнецова.

1 уровень – составить по рисунку словосочетания и определить их виды.

2 уровень – по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Нормы построения словосочетаний. Презентация на заданную тему содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Синтаксические нормы – это нормы, которые регулируют правила построения словосочетаний и предложений.

Нарушение синтаксической нормы в словосочетании Нарушение норм согласования в словосочетании. Нарушение норм управления в словосочетании. Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом

194922 194934 194906 194941 194933 194946 194936 194935 194913 194940 194912 194910 194932 194909 194951 194942 194930 194950 194947 194949 194945 194923 194911 194943 194948 194929 194918 194907 194919 194944

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях

Читайте также: