Опасные погодные условия обж 6 класс конспект
Обновлено: 07.07.2024
· Знать влияние погодных условий на безопасное пребывание человека в природной среде.
· Знать наиболее характерные признаки ухудшения погоды.
· Уметь обеспечить свою защиту в природных условиях.
· Развивать познавательный интерес.
· Воспитывать волевые нравственные качества.
У природы нет плохой погоды,
Всякая погода благодать…
О, как безумно за окном
Ревёт, бушует буря злая.
Несутся тучи, льют дождём…
Что нужно предпринять, чтоб не оказаться в такую погоду в пути?
Узнать прогноз погоды.
3. Работа в группах. Чтение примет в разные времена года.
В любом времени года можно выделить наиболее благоприятные сезоны:
Для пешего похода – июль, август.
Для лыжного туризма – март, апрель.
4. Какие погодные явления чаще всего встречаются, узнайте из кроссворда.
Работа в группах, разгадывание кроссвордов.
5. Какие из прочитанных погодных явлений не причиняют большого неудобства?
Чтение по учебнику, страница 107. Закрепление по слайду.
6. Что делать во время грозы?
В какое время года бывает гроза?
Где не бывает грозы? (в Арктике, Антарктике)
В Иркутске гроза до 15 раз в год.
7. Предвестники грозы. (слайд)
8. Работа с памятками: что нельзя делать во время грозы?
9. Слайд: Какие деревья наиболее подвержены попаданию молнии? Наименее: берёза и клён.
Наиболее: дуб и тополь.
В зимнее время не малую опасность для человека, находящегося в природных условиях (лыжный поход), представляет пурга, метель.
Что может случиться с человеком в такую погоду? Почему?
Учебник, страница 109. (последний абзац)
11. Предвестники пурги. Работа по слайду.
12. Работа с памятками:
а) Если началась метель, запомнить свои действия.
б) Во время пурги, где опасно прятаться.
в) Что предпринять в критических ситуациях.
г) Как обозначить ориентир.
13. Какое погодное явление опасно сейчас на дорогах?
Не идётся и не едется, потому что гололедица.
Но зато отлично падается.
Почему ж никто не радуется?
Правила поведения во время гололёда. (маленький спасатель)
а) Что опаснее, гром или молния?
б) Какими качествами должен обладать человек, чтобы заниматься туризмом?
ТЕМА: ОПАСНЫЕ ПОГОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Знать влияние погодных условий на безопасное пребывание человека в природной среде.Знать наиболее характерные признаки ухудшения погоды.Уметь обеспечить свою защиту в природных условиях.Развивать познавательный интерес.Воспитывать волевые нравственные качества.Ход урока:
Орг.момент. У природы нет плохой погоды,
Всякая погода благодать…
Ревёт, бушует буря злая.
Несутся тучи, льют дождём…
Что нужно предпринять, чтоб не оказаться в такую погоду в пути?
Узнать прогноз погоды.
Работа в группах. Чтение примет в разные времена года.В любом времени года можно выделить наиболее благоприятные сезоны:
Для пешего похода – июль, август.
Для лыжного туризма – март, апрель.
Какие погодные явления чаще всего встречаются, узнайте из кроссворда.Работа в группах, разгадывание кроссвордов.
Какие из прочитанных погодных явлений не причиняют большого неудобства?Чтение по учебнику, страница 107. Закрепление по слайду.
Что делать во время грозы? В какое время года бывает гроза?
Где не бывает грозы? (в Арктике, Антарктике)
В Иркутске гроза до 15 раз в год.
Предвестники грозы. (слайд)Работа с памятками: что нельзя делать во время грозы?Слайд: Какие деревья наиболее подвержены попаданию молнии? Наименее: берёза и клён.Наиболее: дуб и тополь.
Что может случиться с человеком в такую погоду? Почему?
Учебник, страница 109. (последний абзац)
Предвестники пурги. Работа по слайду. Работа с памятками: а) Если началась метель, запомнить свои действия.
б) Во время пурги, где опасно прятаться.
в) Что предпринять в критических ситуациях.
г) Как обозначить ориентир.
Какое погодное явление опасно сейчас на дорогах?Не идётся и не едется, потому что гололедица.
Но зато отлично падается.
Почему ж никто не радуется?
Правила поведения во время гололёда. (маленький спасатель)
Итог урока:а) Что опаснее, гром или молния?
б) Какими качествами должен обладать человек, чтобы заниматься туризмом?
Посмотрите также:
Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема: Погодные условия и безопасность человека.
Технологическая карта урока ОБЖ с использованием ЦОР
Тема: Погодные условия и безопасность человека.
Продолжение учебного занятия : 40 мин.
Цели и задачи учебного занятия:
-Обучающая: расширить существующие знания учащихся об погодных условиях, научить безопасному поведению при грозе, гололеде, метели.
-Развивающая: развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать коллективно, применять полученные знания. в повседневной жизни
-Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к своему здоровью при различных погодных условиях.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук или стационарный компьютер.
Дидактические материалы:
I этап учебного занятия: организационный момент
Длительность
Мотивация обучающихся на восприятие материала
Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1.Что следует понимать под автономным существованием человека в природе. 2.Какие личные качества необходимы для успешного выживания человека в природной среде.
3.Назовите последовательность действий человека, попавшего в условия вынужденной автономии в природной среде.
Отвечают на вопросы учителя. Индивидуальные карточки- тесты
II этап учебного занятия:
определение темы и постановка цели урока
Длительность
Определить тему урока. Поставить перед учащимися цель урока.
Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение всего урока.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили об активном отдыхе на природе и безопасности в различных ситуациях аварийного характера, сегодня мы с вами поговорим о иных ЧС , но какого характера –попытайтесь определить сами послушав этот отрывок из песни
Как вы думаете о ЧС какого характера мы будем с вами говорить??
Правильно о ЧС природного характера, а именно сегодня с вами разберем Погодные условия и безопасность человека в этих погодных условиях
Слайд1-тема урока
III этап учебного занятия: изучение нового материала
Длительность
формирование знаний учащихся об особенностях погодных условий, обеспечить усвоение знаний о правилах безопасного поведения во время грозы, гололеде и метели
Научить предвидеть и объяснять причины опасностей.
Воспитать серьезное отношение к великому богатству каждого – жизни и здоровью.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Слова учителя: в песне пелось о погоде, как вы думаете
Что под ней следует понимать?
Слайд2-погода
Какие основные показатели определяют состояние погоды?
Слайд 3-показатели погоды
Слайд4-метеостанции
Для предсказания погоды на земле существуют наземные метеостанции. Во всем мире их около 20 тысяч. Они собирают данные о температуре воздуха, давлении, влажности, направлении и силе ветра. Эти данные обобщаются, и на их основе создается прогноз погоды, который вы слышите по радио и телевидению. Чтобы избежать неприятных последствий, в повседневной жизни необходимо руководствоваться показаниями синоптиков.
Дети пытаются ответить
на поставленные вопросы
Кроме того, в природе бывают погодные явления, которые при определенных условиях опасны для здоровья человека. Сегодня мы поговорим о трех погодных явлениях это гроза, гололед, метель
Слайд 5-Гроза-бурное ненастье с дождем, громом и молниями.
Слайд6-признаки приближения грозы
Слайд-7-чем опасна гроза
Дети слушают учителя.
Слайд-8 Гололед-это слой плотного льда, который образуется на земной поверхности и на предметах при намерзании капель переохлажденного дождя и мороси обычно при температуре воздуха от 0 до-3
Дети слушают учителя
Слайд-9 Снежный занос-это природное , связанное с обильным выпадением снега при скорости ветра 15м/с
Метель-это перенос снега со снегопадом
Дети пытаются сформулировать ответ на поставленный вопрос учителя.
Учащиеся делятся на 3 группы
Слова учителя: ребята, после прослушанной информации о погодных явления, я предлагаю каждой группе сформулировать правила безопасного поведения.
1-я группа –правила безопасного поведения при грозе
2-я группа правила безопасного поведения при гололеде
3-я группа- правила безопасного поведения при метели
Дети пытаются сформулировать правила безопасного поведения.
(После составления правил, заслушивается один ученик из группы.) Сопоставляются со слайдами которые приготовил учитель
Слайд-5,6,7,9,10,-правила поведения при грозе
Слайд-11,–правила поведения при метели
озвучивают правила безопасного поведения при грозе, гололеде, метели.
IV этап учебного занятия: Этап закрепления и обобщения знаний
Длительность
Закрепить полученные знания
Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Деятельность учителя
Слова учителя: Ребята, ну а теперь я дам карточки-тесты, что бы отработали наши сформулированные правила, а остальным предлагается решить ситуационную задачу и озвучить правильное решение
Слайд-25-текст ситуационных задач
Дети решают ситуационные задачи, в группах, озвучивают их решения.
V этап учебного занятия: заключительный. подведение итогов
Длительность
Подвести итог занятия, закрепить усвоенные знания, выставить оценки за ответы с места.
Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу на будущее, поставить задачи на следующий урок. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Слова учителя: Для безопасного поведения при различных погодных условиях, человек должен быть подготовлен к вероятным экстремальным ситуациям, уметь предвидеть и предотвратить их, знать источники и зоны повышенной опасности Знание и учет зон повышенной опасности позволяет прогнозировать развитие возможных экстремальных ситуаций, предусмотреть соответствующие правила поведения и обеспечения своей безопасности. Знание особенностей погодных условий, умение строить свое поведение в соответствии с обстоятельствами должны стать достоянием каждого из вас. Закончим урок Правилами, сформулированными Яцеком Палкевичем: предвидеть опасность, по возможности избегать ее и при необходимости – действовать. Слайд 28
Ну, а теперь домашнее задание: (27слайд)
Сформировать представление у учащихся об опасных погодных явлениях и о признаках ухудшения погоды.
ТЕМА: ОПАСНЫЕ ПОГОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Цели: Сформировать представление у учащихся об опасных погодных явлениях и о признаках ухудшения погоды
Задачи учебного занятия:
Обучающая: 1. Расширить существующие знания учащихся о погодных условиях (гроза, метель, пурга).
2. Познакомить с признаками опасных погодных явлений
3. Изучить правила безопасного поведения при грозе, метели и меры защиты при опасных погодных явлениях.
Развивающая: Развивать коммуникативные способности учащихся, познавательный интерес, применять полученные знания в жизни
Воспитательная: Формировать ответственное отношение к своему здоровью при различных погодных условиях.
Коррекционная: Учитывать при выполнении каждого вида работ особенности зрительного восприятия учащихся и их умственные и физические возможности.
Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный, ситуационный, наглядный. Формы работы: беседа, индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах, решение тестов. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока(40мин)
- Орг.момент. (Проверка готовности учащихся к уроку, настроить ребят на работу)
Проверка домашнего задания.
На прошлых уроках мы разговаривали о том, как обеспечить себе безопасность в природе при автономном существовании. Сегодня нас ждет новая тема, но прежде чем к ней перейти, традиционно мы повторяем домашнее задание. Итак, первое задание:
Вопросы по домашнему заданию. (Дифференцированная проверка домашнего задания)
Трем уч-ся предлагается решить тесты.
Автономное существование человека в природе –это…
2. Автономное существование человека в природных условиях может быть:
в) добровольным или вынужденным
Добровольная автономия- это ситуация, когда…
Вынужденная автономия – это ситуация, когда …
5. В условия вынужденной автономии человек может попасть, если
а) заблудился в лесу, в горах
б) отстал от группы на маршруте
в) поставил перед собой исследовательскую цель
д) попал в аварию на каком-либо транспортном средстве
6. Выберите качества человека, которые необходимы для успешного выживания в природной среде
а) уметь действовать в различных климатических условиях
б) быть духовно и физически подготовленным
в) всегда выполнять команды других
С остальными учащимися проводится фронтальная проверка домашнего задания.
1. Как же можно пополнить свой рацион питания за счет даров природы?
2. . Как можно добыть огонь?
3. Какие временные укрытия можно сделать из подручных средств?
4. А, воду какую нужно пить и как ее добыть в природных условиях?
1. Что такое автономное существование?
2. Какие два вида автономного существования ты знаешь?
3. Что бы обеспечить свою безопасность в природных условиях, какими знаниями должен обладать человек? Какими качествами?
II. Изучение нового материала.
Ребята, давайте мы сейчас с вами отправимся в небольшую картинную галерею, посмотрите картины великих художников! И прочитаем стихотворения наших поэтов.
Какие погодные явления мы с вами увидели на картинах? Для жизни человека они представляют опасность? К категории каких явлений мы можем их отнести?
Поэтому сейчас я предлагаю вам сформулировать тему нашего урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Опасные природные явления относятся к ЧС природного характера.
Люди издавно научились наблюдать за природой, и замечать некоторые признаки природы по которым предсказывали погоду на следующий день или на изменения в погоде в ближайшие часы. Скажите, а какие вы знаете признаки ухудшения погоды, ну или народные приметы.
1.На огонь костра летят много насекомых.
2.Воробьи громко чирикают, купаются в пыли.
3.Лягушки вышли из болота и хрипло квакают.
4. Ель поднимает ветви, чешуйки ее шишек прижимаются.
5. Ласточки низко летают.
6. Дым стелется по земле.
7. Вечером нет росы.
8. Вечер теплее утра. 9Солнце садится в тучу, вечерняя заря имеет ярко-красный цвет.
Физкультминутка
Так что же такое погода?
Погода - это состояние атмосферы в определенном месте и в определенное время.
Какие основные показатели определяют состояние погоды?
Первый показатель - это температура окружающего воздуха, которая колеблется в зависимости от времени года, времени суток.
Второй важный показатель - это атмосферное давление, которое оказывает влияние на движение воздуха - ветер.
Ветер - это третий показатель погоды. Ветер характеризуется направлением (откуда дует) и скоростью перемещения воздуха и силой.
Для предсказания погоды на земле существуют наземные метеостанции. Во всем мире их около 20 тысяч. Они собирают данные о температуре воздуха, давлении, влажности, направлении и силе ветра. Эти данные обобщаются, и на их основе создается прогноз погоды, который вы слышите по радио и телевидению. Чтобы избежать неприятных последствий, в повседневной жизни необходимо руководствоваться показаниями синоптиков.
Собираясь в поход, необходимо узнать, как меняется погода в местах планируемого отдыха в различное время года.
В любом времени года можно выделить наиболее благоприятные сезоны для походов:
В природе бывают погодные явления, которые при определенных условиях опасны для здоровья человека. И первое о чем мы поговорим – это гроза.
Слайд 11- 18
-Так что же такое гроза? ( Гроза - бурное ненастье с дождем, громом и молниями.)
Грозы связаны с развитием кучево-дождевых облаков, со скоплением в них большого количества электричества. Многократные электрические разряды, происходящие в облаках или между облаками и землей, называются молниями. Гроза обязательно сопровождается раскатами грома и порывами ветра
А какие признаки приближения грозы?
Признаки приближения грозы:
На горизонте можно заметить скопление мощных кучево-дождевых облаков. Они быстро надвигаются и вскоре занимают все небо.
Перед началом грозы становится тихо и душно. Природа замирает - это затишье перед бурей.
Потом ветер начинает дуть порывами, резко меняет направление, а затем усиливается, поднимает тучи пыли, срывает листья и ломает ветки деревьев, может сорвать покрытие крыш у домов. Затем сверху из надвинувшейся тучи обрушивается стена проливного дождя, иногда с градом. Сверкают молнии, раздаются оглушительные раскаты грома.
- Что опаснее, гром или молния? (ответы детей)
-Да, молния опаснее, потому что, это и есть электрический разряд.
-Чем еще опасна гроза?
Прежде всего молниевым разрядом. Прямое попадание молнии для человека может закончиться трагически. Ежегодно в мире от молний погибает около 3000 человек.
Другая опасность - сильный ветер, который ломает ветки деревьев и может нанести повреждения зданиям. Сломанная ветка дерева, сорванный кусок кровли могут стать причиной травмы человека.
Наконец, сильный ливень с градом, если от него вовремя не укрыться, также таит в себе серьезную опасность для человека.
Слайд 19 - 24
Метель ( пурга, буран, вьюга) — перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли.
Метель - это перенос снега ветром в приземном слое воздуха. Часто метель сопровождается снегопадом.
Снежные заносы и метели приводят к тому, что под снегом оказываются здания, останавливается движение на автомобильных и железных дорогах, нарушается нормальная жизнь населенных пунктов. Высота снежного заноса может достигать более 1 м. При метели возможно частичное разрушение зданий и крыш, а также обрыв линий электропередачи.
Слайд 25 – 26 Признаки ухудшения погоды
Ребята, ну а теперь, я предлагаю нам всем вместе сформулировать правила безопасного поведения.
1 При грозе 2 При метели.
1. Если появились признаки приближения грозы, необходимо остаться в помещении и переждать ее.
- Если гроза застала вас дома, помогите родителям обезопасить ваш дом, а если их нет, то сами закройте окна, выключите телевизор, радио и другие электроприборы. Во время грозы воздержитесь от разговоров по телефону.
- Если гроза застала вас в парке, лесу, не укрывайтесь вблизи высоких деревьев, особенно таких, как сосна, дуб, тополь. Дерево при ударе молнии расщепляется и может загореться. Лучше укрыться на участке с низкорослыми деревьями.
- Если гроза застала вас на улице, следует укрыться в подъезде любого дома.
- Если гроза застала вас в водоеме, необходимо выйти из воды, отойти от берега и спрятаться в укрытии (им может послужить овраг, ложбина, любое другое естественное углубление).
Сильная гроза обычно длится недолго, редко более двух часов, поэтому лучше всего переждать ее в доме.
2 - При получении сигнала о приближении метели плотно закройте окна и двери, чердачные люки. -Уберите с балконов и подоконников вещи, чтобы их не унесло воздушным потоком. - Позаботьтесь о средствах автономного освещения (фонарях, керосиновых лампах, свечах), так как электроэнергию могут отключить. Подготовьте лопаты для уборки снега.
- Во время пурги старайтесь не выходить из дома.
- После метели в условиях снежного заноса необходимо определить возможность выбраться из-под заносов самостоятельно. В этом случае полностью действуйте по плану родителей, помогайте им предпринять все меры для благополучного выхода из создавшегося положения.
- Если сильная пурга застала вас в дороге, зайдите в первый попавшийся дом и попроситесь остаться в нем до окончания метели.
III. Домашнее задание:
Слайд 27 ( Вопросы для закрепления).
Ситуационные задачи для 1 и 2 групп:
1. Вы с родителями гуляете в городском парке. Неожиданно началась гроза. Как вы будете действовать в данной ситуации?
3. Сильная пурга застала вас на улице при возвращении домой из школы. Как необходимо поступить в данной ситуации?
Погода - состояние приземного слоя атмосферы в данное время в данном месте.
Погода постоянно изменяется и может преподнести нам различного рода неожиданности.
Капризы природы очень дорого могут обойтись человеку, поэтому необходимо знать как правильно себя вести при различных опасных погодных явлениях.
В природной среде человек чаще всего встречается с такими погодными явлениями, как атмосферные осадки (дождь, снег, град)
- мощные кучево-дождевые облака,
- многократные вспышки молний,
Непосредственно перед началом грозы наступает затишье или ветер меняет направление.
Молния – это гигантский электрический разряд, возникающий между грозовыми облаками или между облаками и землей
Что делать во время грозы
Найти как можно скорее укрытие
Если вы находитесь на возвышенности, то необходимо спуститься вниз
Если вы находитесь в воде, то необходимо выйти на берег
Выбрав место в укрытии, необходимо сесть, подтянуть колени к груди и обхватить их руками.
Содержимое разработки
Опасные погодные явления
Лещева Вера Федоровна
Погода – это основной фактор, от которого зависит безопасность человека в природных условиях.
Погода – это
В природной среде человек чаще всего встречается с такими погодными явлениями, как атмосферные осадки (дождь, снег, град)
Переждать непогоду можно под накидкой или импровизированном навесом
Предвестники грозы
- мощные кучево-дождевые облака,
- многократные вспышки молний,
Непосредственно перед началом грозы наступает затишье или ветер меняет направление.
Молния – это гигантский электрический разряд, возникающий между грозовыми облаками или между облаками и землей
Что делать во время грозы
- Найти как можно скорее укрытие
- Если вы находитесь на возвышенности, то необходимо спуститься вниз
- Если вы находитесь в воде, то необходимо выйти на берег
- Выбрав место в укрытии, необходимо сесть, подтянуть колени к груди и обхватить их руками
Правильное размещение в укрытии во время грозы
Во время грозы нельзя:
- Располагаться рядом с железным полотном, у водоема, у высокого объекта
- Прислоняться головой, спиной или другими частями тела к поверхностям скал, стволов деревьев
- Останавливаться на опушках леса и лесных полянах
Определите, где мальчик может укрыться от грозы, а каких мест необходимо избегать?
Что делать во время пурги?
Пурга – это сильный ветер со снегом.
Пурга может продолжаться от нескольких часов до нескольких суток
Признаки приближения пурги:
Движение во время пурги
Признаки ухудшения погоды:
- Температура воздуха в зимнее время несколько повышается. Летом уменьшается разница между температурой воздуха днем и ночью
- Ветер усиливается
- Увеличивается облачность, облака движутся в против направления ветра
- Солнце садится в тучу
-75%
Читайте также: