Опасные погодные условия обж 6 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

· Знать влияние погодных условий на безопасное пребывание человека в природной среде.

· Знать наиболее характерные признаки ухудшения погоды.

· Уметь обеспечить свою защиту в природных условиях.

· Развивать познавательный интерес.

· Воспитывать волевые нравственные качества.

У природы нет плохой погоды,

Всякая погода благодать…

О, как безумно за окном

Ревёт, бушует буря злая.

Несутся тучи, льют дождём…

Что нужно предпринять, чтоб не оказаться в такую погоду в пути?

Узнать прогноз погоды.

3. Работа в группах. Чтение примет в разные времена года.

В любом времени года можно выделить наиболее благоприятные сезоны:

Для пешего похода – июль, август.

Для лыжного туризма – март, апрель.

4. Какие погодные явления чаще всего встречаются, узнайте из кроссворда.

Работа в группах, разгадывание кроссвордов.

5. Какие из прочитанных погодных явлений не причиняют большого неудобства?

Чтение по учебнику, страница 107. Закрепление по слайду.

6. Что делать во время грозы?

В какое время года бывает гроза?

Где не бывает грозы? (в Арктике, Антарктике)

В Иркутске гроза до 15 раз в год.

7. Предвестники грозы. (слайд)

8. Работа с памятками: что нельзя делать во время грозы?

9. Слайд: Какие деревья наиболее подвержены попаданию молнии? Наименее: берёза и клён.

Наиболее: дуб и тополь.

В зимнее время не малую опасность для человека, находящегося в природных условиях (лыжный поход), представляет пурга, метель.

Что может случиться с человеком в такую погоду? Почему?

Учебник, страница 109. (последний абзац)

11. Предвестники пурги. Работа по слайду.

12. Работа с памятками:

а) Если началась метель, запомнить свои действия.

б) Во время пурги, где опасно прятаться.

в) Что предпринять в критических ситуациях.

г) Как обозначить ориентир.

13. Какое погодное явление опасно сейчас на дорогах?

Не идётся и не едется, потому что гололедица.

Но зато отлично падается.

Почему ж никто не радуется?

Правила поведения во время гололёда. (маленький спасатель)

а) Что опаснее, гром или молния?

б) Какими качествами должен обладать человек, чтобы заниматься туризмом?

ТЕМА: ОПАСНЫЕ ПОГОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Знать влияние погодных условий на безопасное пребывание человека в природной среде.Знать наиболее характерные признаки ухудшения погоды.Уметь обеспечить свою защиту в природных условиях.Развивать познавательный интерес.Воспитывать волевые нравственные качества.Ход урока:

Орг.момент. У природы нет плохой погоды,

Всякая погода благодать…

Ревёт, бушует буря злая.

Несутся тучи, льют дождём…

Что нужно предпринять, чтоб не оказаться в такую погоду в пути?

Узнать прогноз погоды.

Работа в группах. Чтение примет в разные времена года.В любом времени года можно выделить наиболее благоприятные сезоны:

Для пешего похода – июль, август.

Для лыжного туризма – март, апрель.

Какие погодные явления чаще всего встречаются, узнайте из кроссворда.Работа в группах, разгадывание кроссвордов.

Какие из прочитанных погодных явлений не причиняют большого неудобства?Чтение по учебнику, страница 107. Закрепление по слайду.

Что делать во время грозы? В какое время года бывает гроза?

Где не бывает грозы? (в Арктике, Антарктике)

В Иркутске гроза до 15 раз в год.

Предвестники грозы. (слайд)Работа с памятками: что нельзя делать во время грозы?Слайд: Какие деревья наиболее подвержены попаданию молнии? Наименее: берёза и клён.Наиболее: дуб и тополь.

Что может случиться с человеком в такую погоду? Почему?

Учебник, страница 109. (последний абзац)

Предвестники пурги. Работа по слайду. Работа с памятками: а) Если началась метель, запомнить свои действия.

б) Во время пурги, где опасно прятаться.

в) Что предпринять в критических ситуациях.

г) Как обозначить ориентир.

Какое погодное явление опасно сейчас на дорогах?Не идётся и не едется, потому что гололедица.

Но зато отлично падается.

Почему ж никто не радуется?

Правила поведения во время гололёда. (маленький спасатель)

Итог урока:а) Что опаснее, гром или молния?

б) Какими качествами должен обладать человек, чтобы заниматься туризмом?

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Погодные условия и безопасность человека.

Технологическая карта урока ОБЖ с использованием ЦОР

Тема: Погодные условия и безопасность человека.

Продолжение учебного занятия : 40 мин.

Цели и задачи учебного занятия:

-Обучающая: расширить существующие знания учащихся об погодных условиях, научить безопасному поведению при грозе, гололеде, метели.

-Развивающая: развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать коллективно, применять полученные знания. в повседневной жизни

-Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к своему здоровью при различных погодных условиях.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук или стационарный компьютер.

Дидактические материалы:

I этап учебного занятия: организационный момент

Длительность

Мотивация обучающихся на восприятие материала

Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Что следует понимать под автономным существованием человека в природе. 2.Какие личные качества необходимы для успешного выживания человека в природной среде.

3.Назовите последовательность действий человека, попавшего в условия вынужденной автономии в природной среде.

Отвечают на вопросы учителя. Индивидуальные карточки- тесты

II этап учебного занятия:

определение темы и постановка цели урока

Длительность

Определить тему урока. Поставить перед учащимися цель урока.

Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение всего урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили об активном отдыхе на природе и безопасности в различных ситуациях аварийного характера, сегодня мы с вами поговорим о иных ЧС , но какого характера –попытайтесь определить сами послушав этот отрывок из песни

Как вы думаете о ЧС какого характера мы будем с вами говорить??

Правильно о ЧС природного характера, а именно сегодня с вами разберем Погодные условия и безопасность человека в этих погодных условиях

Слайд1-тема урока

III этап учебного занятия: изучение нового материала

Длительность

формирование знаний учащихся об особенностях погодных условий, обеспечить усвоение знаний о правилах безопасного поведения во время грозы, гололеде и метели

Научить предвидеть и объяснять причины опасностей.

Воспитать серьезное отношение к великому богатству каждого – жизни и здоровью.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Слова учителя: в песне пелось о погоде, как вы думаете

Что под ней следует понимать?

Слайд2-погода

Какие основные показатели определяют состояние погоды?

Слайд 3-показатели погоды

Слайд4-метеостанции

Для предсказания погоды на земле существуют наземные метеостанции. Во всем мире их около 20 тысяч. Они собирают данные о температуре воздуха, давлении, влажности, направлении и силе ветра. Эти данные обобщаются, и на их основе создается прогноз погоды, который вы слышите по радио и телевидению. Чтобы избежать неприятных последствий, в повседневной жизни необходимо руководствоваться показаниями синоптиков.

Дети пытаются ответить

на поставленные вопросы

Кроме того, в природе бывают погодные явления, которые при определенных условиях опасны для здоровья человека. Сегодня мы поговорим о трех погодных явлениях это гроза, гололед, метель

Слайд 5-Гроза-бурное ненастье с дождем, громом и молниями.

Слайд6-признаки приближения грозы

Слайд-7-чем опасна гроза

Дети слушают учителя.

Слайд-8 Гололед-это слой плотного льда, который образуется на земной поверхности и на предметах при намерзании капель переохлажденного дождя и мороси обычно при температуре воздуха от 0 до-3

Дети слушают учителя

Слайд-9 Снежный занос-это природное , связанное с обильным выпадением снега при скорости ветра 15м/с

Метель-это перенос снега со снегопадом

Дети пытаются сформулировать ответ на поставленный вопрос учителя.

Учащиеся делятся на 3 группы

Слова учителя: ребята, после прослушанной информации о погодных явления, я предлагаю каждой группе сформулировать правила безопасного поведения.

1-я группа –правила безопасного поведения при грозе

2-я группа правила безопасного поведения при гололеде

3-я группа- правила безопасного поведения при метели

Дети пытаются сформулировать правила безопасного поведения.

(После составления правил, заслушивается один ученик из группы.) Сопоставляются со слайдами которые приготовил учитель

Слайд-5,6,7,9,10,-правила поведения при грозе

Слайд-11,–правила поведения при метели

озвучивают правила безопасного поведения при грозе, гололеде, метели.

IV этап учебного занятия: Этап закрепления и обобщения знаний

Длительность

Закрепить полученные знания

Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Деятельность учителя

Слова учителя: Ребята, ну а теперь я дам карточки-тесты, что бы отработали наши сформулированные правила, а остальным предлагается решить ситуационную задачу и озвучить правильное решение

Слайд-25-текст ситуационных задач

Дети решают ситуационные задачи, в группах, озвучивают их решения.

V этап учебного занятия: заключительный. подведение итогов

Длительность

Подвести итог занятия, закрепить усвоенные знания, выставить оценки за ответы с места.

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу на будущее, поставить задачи на следующий урок. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Слова учителя: Для безопасного поведения при различных погодных условиях, человек должен быть подготовлен к вероятным экстремальным ситуациям, уметь предвидеть и предотвратить их, знать источники и зоны повышенной опасности Знание и учет зон повышенной опасности позволяет прогнозировать развитие возможных экстремальных ситуаций, предусмотреть соответствующие правила поведения и обеспечения своей безопасности. Знание особенностей погодных условий, умение строить свое поведение в соответствии с обстоятельствами должны стать достоянием каждого из вас. Закончим урок Правилами, сформулированными Яцеком Палкевичем: предвидеть опасность, по возможности избегать ее и при необходимости – действовать. Слайд 28

Ну, а теперь домашнее задание: (27слайд)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представление у учащихся об опасных погодных явлениях и о признаках ухудшения погоды.

ТЕМА: ОПАСНЫЕ ПОГОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Цели: Сформировать представление у учащихся об опасных погодных явлениях и о признаках ухудшения погоды

Задачи учебного занятия:

Обучающая: 1. Расширить существующие знания учащихся о погодных условиях (гроза, метель, пурга).

2. Познакомить с признаками опасных погодных явлений

3. Изучить правила безопасного поведения при грозе, метели и меры защиты при опасных погодных явлениях.

Развивающая: Развивать коммуникативные способности учащихся, познавательный интерес, применять полученные знания в жизни

Воспитательная: Формировать ответственное отношение к своему здоровью при различных погодных условиях.

Коррекционная: Учитывать при выполнении каждого вида работ особенности зрительного восприятия учащихся и их умственные и физические возможности.

Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный, ситуационный, наглядный. Формы работы: беседа, индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах, решение тестов. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока(40мин)

- Орг.момент. (Проверка готовности учащихся к уроку, настроить ребят на работу)

Проверка домашнего задания.

На прошлых уроках мы разговаривали о том, как обеспечить себе безопасность в природе при автономном существовании. Сегодня нас ждет новая тема, но прежде чем к ней перейти, традиционно мы повторяем домашнее задание. Итак, первое задание:

Вопросы по домашнему заданию. (Дифференцированная проверка домашнего задания)

Трем уч-ся предлагается решить тесты.

Автономное существование человека в природе –это…

2. Автономное существование человека в природных условиях может быть:

в) добровольным или вынужденным

Добровольная автономия- это ситуация, когда…

Вынужденная автономия – это ситуация, когда …

5. В условия вынужденной автономии человек может попасть, если

а) заблудился в лесу, в горах

б) отстал от группы на маршруте

в) поставил перед собой исследовательскую цель

д) попал в аварию на каком-либо транспортном средстве

6. Выберите качества человека, которые необходимы для успешного выживания в природной среде

а) уметь действовать в различных климатических условиях

б) быть духовно и физически подготовленным

в) всегда выполнять команды других

С остальными учащимися проводится фронтальная проверка домашнего задания.

1. Как же можно пополнить свой рацион питания за счет даров природы?

2. . Как можно добыть огонь?

3. Какие временные укрытия можно сделать из подручных средств?

4. А, воду какую нужно пить и как ее добыть в природных условиях?

1. Что такое автономное существование?

2. Какие два вида автономного существования ты знаешь?

3. Что бы обеспечить свою безопасность в природных условиях, какими знаниями должен обладать человек? Какими качествами?

II. Изучение нового материала.

Ребята, давайте мы сейчас с вами отправимся в небольшую картинную галерею, посмотрите картины великих художников! И прочитаем стихотворения наших поэтов.

Какие погодные явления мы с вами увидели на картинах? Для жизни человека они представляют опасность? К категории каких явлений мы можем их отнести?

Поэтому сейчас я предлагаю вам сформулировать тему нашего урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Опасные природные явления относятся к ЧС природного характера.

Люди издавно научились наблюдать за природой, и замечать некоторые признаки природы по которым предсказывали погоду на следующий день или на изменения в погоде в ближайшие часы. Скажите, а какие вы знаете признаки ухудшения погоды, ну или народные приметы.

1.На огонь костра летят много насекомых.
2.Воробьи громко чирикают, купаются в пыли.
3.Лягушки вышли из болота и хрипло квакают.
4. Ель поднимает ветви, чешуйки ее шишек прижимаются.
5. Ласточки низко летают.
6. Дым стелется по земле.
7. Вечером нет росы.
8. Вечер теплее утра. 9Солнце садится в тучу, вечерняя заря имеет ярко-красный цвет.

Физкультминутка

Так что же такое погода?

Погода - это состояние атмосферы в определенном месте и в определенное время.

Какие основные показатели определяют состояние погоды?

Первый показатель - это температура окружающего воздуха, которая колеблется в зависимости от времени года, времени суток.

Второй важный показатель - это атмосферное давление, которое оказывает влияние на движение воздуха - ветер.
Ветер - это третий показатель погоды. Ветер характеризуется направлением (откуда дует) и скоростью перемещения воздуха и силой.

Для предсказания погоды на земле существуют наземные метеостанции. Во всем мире их около 20 тысяч. Они собирают данные о температуре воздуха, давлении, влажности, направлении и силе ветра. Эти данные обобщаются, и на их основе создается прогноз погоды, который вы слышите по радио и телевидению. Чтобы избежать неприятных последствий, в повседневной жизни необходимо руководствоваться показаниями синоптиков.

Собираясь в поход, необходимо узнать, как меняется погода в местах планируемого отдыха в различное время года.

В любом времени года можно выделить наиболее благоприятные сезоны для походов:

В природе бывают погодные явления, которые при определенных условиях опасны для здоровья человека. И первое о чем мы поговорим – это гроза.

Слайд 11- 18

-Так что же такое гроза? ( Гроза - бурное ненастье с дождем, громом и молниями.)

Грозы связаны с развитием кучево-дождевых облаков, со скоплением в них большого количества электричества. Многократные электрические разряды, происходящие в облаках или между облаками и землей, называются молниями. Гроза обязательно сопровождается раскатами грома и порывами ветра

А какие признаки приближения грозы?

Признаки приближения грозы:

На горизонте можно заметить скопление мощных кучево-дождевых облаков. Они быстро надвигаются и вскоре занимают все небо.
Перед началом грозы становится тихо и душно. Природа замирает - это затишье перед бурей.

Потом ветер начинает дуть порывами, резко меняет направление, а затем усиливается, поднимает тучи пыли, срывает листья и ломает ветки деревьев, может сорвать покрытие крыш у домов. Затем сверху из надвинувшейся тучи обрушивается стена проливного дождя, иногда с градом. Сверкают молнии, раздаются оглушительные раскаты грома.

- Что опаснее, гром или молния? (ответы детей)

-Да, молния опаснее, потому что, это и есть электрический разряд.

-Чем еще опасна гроза?

Прежде всего молниевым разрядом. Прямое попадание молнии для человека может закончиться трагически. Ежегодно в мире от молний погибает около 3000 человек.
Другая опасность - сильный ветер, который ломает ветки деревьев и может нанести повреждения зданиям. Сломанная ветка дерева, сорванный кусок кровли могут стать причиной травмы человека.
Наконец, сильный ливень с градом, если от него вовремя не укрыться, также таит в себе серьезную опасность для человека.

Слайд 19 - 24

Метель ( пурга, буран, вьюга) — перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли.

Метель - это перенос снега ветром в приземном слое воздуха. Часто метель сопровождается снегопадом.
Снежные заносы и метели приводят к тому, что под снегом оказываются здания, останавливается движение на автомобильных и железных дорогах, нарушается нормальная жизнь населенных пунктов. Высота снежного заноса может достигать более 1 м. При метели возможно частичное разрушение зданий и крыш, а также обрыв линий электропередачи.

Слайд 25 – 26 Признаки ухудшения погоды

Ребята, ну а теперь, я предлагаю нам всем вместе сформулировать правила безопасного поведения.

1 При грозе 2 При метели.

1. Если появились признаки приближения грозы, необходимо остаться в помещении и переждать ее.
- Если гроза застала вас дома, помогите родителям обезопасить ваш дом, а если их нет, то сами закройте окна, выключите телевизор, радио и другие электроприборы. Во время грозы воздержитесь от разговоров по телефону.
- Если гроза застала вас в парке, лесу, не укрывайтесь вблизи высоких деревьев, особенно таких, как сосна, дуб, тополь. Дерево при ударе молнии расщепляется и может загореться. Лучше укрыться на участке с низкорослыми деревьями.
- Если гроза застала вас на улице, следует укрыться в подъезде любого дома.
- Если гроза застала вас в водоеме, необходимо выйти из воды, отойти от берега и спрятаться в укрытии (им может послужить овраг, ложбина, любое другое естественное углубление).
Сильная гроза обычно длится недолго, редко более двух часов, поэтому лучше всего переждать ее в доме.

2 - При получении сигнала о приближении метели плотно закройте окна и двери, чердачные люки. -Уберите с балконов и подоконников вещи, чтобы их не унесло воздушным потоком. - Позаботьтесь о средствах автономного освещения (фонарях, керосиновых лампах, свечах), так как электроэнергию могут отключить. Подготовьте лопаты для уборки снега.
- Во время пурги старайтесь не выходить из дома.
- После метели в условиях снежного заноса необходимо определить возможность выбраться из-под заносов самостоятельно. В этом случае полностью действуйте по плану родителей, помогайте им предпринять все меры для благополучного выхода из создавшегося положения.
- Если сильная пурга застала вас в дороге, зайдите в первый попавшийся дом и попроситесь остаться в нем до окончания метели.

III. Домашнее задание:

Слайд 27 ( Вопросы для закрепления).

Ситуационные задачи для 1 и 2 групп:

1. Вы с родителями гуляете в городском парке. Неожиданно началась гроза. Как вы будете действовать в данной ситуации?

3. Сильная пурга застала вас на улице при возвращении домой из школы. Как необходимо поступить в данной ситуации?


Погода - состояние приземного слоя атмосферы в данное время в данном месте.

Погода постоянно изменяется и может преподнести нам различного рода неожиданности.

Капризы природы очень дорого могут обойтись человеку, поэтому необходимо знать как правильно себя вести при различных опасных погодных явлениях.

Презентация Опасные погодные явления

В природной среде человек чаще всего встречается с такими погодными явлениями, как атмосферные осадки (дождь, снег, град)

- мощные кучево-дождевые облака,

- многократные вспышки молний,

Непосредственно перед началом грозы наступает затишье или ветер меняет направление.

Молния – это гигантский электрический разряд, возникающий между грозовыми облаками или между облаками и землей

Что делать во время грозы

Найти как можно скорее укрытие

Если вы находитесь на возвышенности, то необходимо спуститься вниз

Если вы находитесь в воде, то необходимо выйти на берег

Выбрав место в укрытии, необходимо сесть, подтянуть колени к груди и обхватить их руками.

Содержимое разработки

Опасные погодные явления

Лещева Вера Федоровна

Погода – это основной фактор, от которого зависит безопасность человека в природных условиях. Погода – это

Погода – это основной фактор, от которого зависит безопасность человека в природных условиях.

Погода – это

В природной среде человек чаще всего встречается с такими погодными явлениями, как атмосферные осадки (дождь, снег, град)

В природной среде человек чаще всего встречается с такими погодными явлениями, как атмосферные осадки (дождь, снег, град)

Переждать непогоду можно под накидкой или импровизированном навесом

Переждать непогоду можно под накидкой или импровизированном навесом

Предвестники грозы - мощные кучево-дождевые облака, - многократные вспышки молний, - раскаты грома. Непосредственно перед началом грозы наступает затишье или ветер меняет направление.

Предвестники грозы

- мощные кучево-дождевые облака,

- многократные вспышки молний,

Непосредственно перед началом грозы наступает затишье или ветер меняет направление.

Молния – это гигантский электрический разряд, возникающий между грозовыми облаками или между облаками и землей

Молния – это гигантский электрический разряд, возникающий между грозовыми облаками или между облаками и землей

Что делать во время грозы Найти как можно скорее укрытие Если вы находитесь на возвышенности, то необходимо спуститься вниз Если вы находитесь в воде, то необходимо выйти на берег Выбрав место в укрытии, необходимо сесть, подтянуть колени к груди и обхватить их руками

Что делать во время грозы

  • Найти как можно скорее укрытие
  • Если вы находитесь на возвышенности, то необходимо спуститься вниз
  • Если вы находитесь в воде, то необходимо выйти на берег
  • Выбрав место в укрытии, необходимо сесть, подтянуть колени к груди и обхватить их руками

Правильное размещение в укрытии во время грозы

Во время грозы нельзя: Располагаться рядом с железным полотном, у водоема, у высокого объекта Прислоняться головой, спиной или другими частями тела к поверхностям скал, стволов деревьев Останавливаться на опушках леса и лесных полянах

Во время грозы нельзя:

  • Располагаться рядом с железным полотном, у водоема, у высокого объекта
  • Прислоняться головой, спиной или другими частями тела к поверхностям скал, стволов деревьев
  • Останавливаться на опушках леса и лесных полянах

Определите, где мальчик может укрыться от грозы, а каких мест необходимо избегать?

Что делать во время пурги? Пурга – это сильный ветер со снегом. Пурга может продолжаться от нескольких часов до нескольких суток

Что делать во время пурги?

Пурга – это сильный ветер со снегом.

Пурга может продолжаться от нескольких часов до нескольких суток

Признаки приближения пурги: Повышение температуры воздуха и увеличение скорости ветра Появление растущей на горизонте темно-серой или черной тучи

Признаки приближения пурги:

Движение во время пурги


Признаки ухудшения погоды: Температура воздуха в зимнее время несколько повышается. Летом уменьшается разница между температурой воздуха днем и ночью Ветер усиливается Увеличивается облачность, облака движутся в против направления ветра Солнце садится в тучу

Признаки ухудшения погоды:

  • Температура воздуха в зимнее время несколько повышается. Летом уменьшается разница между температурой воздуха днем и ночью
  • Ветер усиливается
  • Увеличивается облачность, облака движутся в против направления ветра
  • Солнце садится в тучу


-75%

Читайте также: