Окружающий мир младшая группа ноябрь конспект

Обновлено: 05.07.2024

Воспитатель МБДОУ №31 Хонина Татьяна Сергеевна

Цель: продолжение работы по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности.

Задачи :

Образовательные.

1. Учить различать предметы по форме, величине.

2.Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначений в речи: большой – маленький.

Развивающие.

1.Побуждать детей отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные.

1.Воспитывать у детей чувство отзывчивости, доброты; желание помочь.

2.Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Словарная работа:

Активизировать словарь: листочки, большие, маленькие, грибы, солнышко, лучики, желтые, красные, круглое.

Оборудование и материалы:

Грибы, листочки, солнышко, ёжик, ёлочки, дерево, корзинки.

Методы и приемы:

Словесные: объяснение, указание к действию, художественное слово.

Наглядные: демонстрация предметов.

Практические: показ упражнения, пальчиковая гимнастика, физкультминутка.

Стимулирующие: похвала.

Ход занятия:

Воспитатель - Дети, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, улыбнемся и покажем свое хорошее настроение.

Соберемся дружно в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Ой, ребята посмотрите на нас смотрит солнышко, но оно, почему то грустное. Солнышко, а что с тобой случилось, почему ты грустишь?

Солнышко: потому что у меня нет друзей сейчас, деревья стоят без листочков, листочки опали, травка и цветочки спрятались, птички улетели, и я осталось совсем одно.

Воспитатель: Не грусти, мы придумаем с ребятами как тебя развеселить. Давайте расскажем, что мы знаем о солнышке. Ребята, какой формы солнышко? (Ответы детей. круглое). Какого цвета солнышко?

(Желтое ).Что еще есть у солнышка? (Лучики). Молоды! Много знаете о солнышке. Давайте с пальчиками поиграем и расскажем, какие у солнышка есть лучики.

Пальчиковая гимнастика

Этот лучик – озорной,

Этот лучик – золотой,

Этот лучик – добренький,

Этот лучик тоненький,

Поочередно загибаем пальчики, начиная с большого.

Молодцы! Ребята, давайте солнышку нарисуем (показываем в воздухе вместе с детьми как рисовать солнышко, какай формы), его маленьких друзей (Крупа или песок) может тогда оно перестанет грустить. Пусть каждый нарисует свое солнышко.

Ой ребята посмотрите солнышко у нас улыбаться, потому что появилось много друзей (перевернуть рот) .Не скучай .

Солнышко:Спасибо вам ребята. Теперь не буду грустить.

Воспитатель: Молодцы! Мы расскажем тебе про твоих друзей листочков.

Падают, падают листья – взмахи руками вверх, вниз

В нашем саду листопад…

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят. (круговые движения кистей рук)

Воспитатель: Молодцы! А теперь приглашаю вас на лесную поляну. Но, что здесь произошло? Посмотрите это ветер – шалунишка с веток сорвал все листочки и разбросал их по полянке.

Дует, дует ветер, дует задувает.

Протяжный выдох.

Желтые листочки с дерева срывает.

Плавно опустить поднятые руки.

И летят листочки над лесной дорожкой.

Махи руками.

Падают листочки прямо нам под ножки.

Воспитатель:Давайте наведем порядок? Соберем листочки : желтые в желтую корзинку.

Какой листочек – желтый, правильно. В какую корзинку положим, в желтую. Молодцы! А это какой листочек – красный, положим в красную корзинку.

- Молодцы, ребята, полянка снова чистая и красивая.

Раз, два три повернись и в лесу ты окажись(поставить кусты, елочки).

Ребята, я слышу какой то шорох, что это такое? Вы слышит ?Да это же к нам гость пришел.

Фуфты-фуфты-фуфты-фу, на спине грибок несу
Самый сильный я в лесу, но боюсь не донесу.

Воспитатель:Правильно. Молодцы, узнали нашего гостя. Да он пришел не один, а с ним еще ежик, в гостях у нас большой и маленький еж.

А что вы делаете здесь?

Ёжик: Грибы собираем, на зиму запасы делаем.

Воспитатель:Ребята поможем ежам грибы собирать? Чтобы зимой они не голодали (большой еж, ему большой гриб, маленькому ежику маленький гриб) (еж какой большой, гриб у него какой большой, а это маленький ежик, у него какой гриб маленький ).

Воспитатель:Молодцы, посмотрите, сколько много их. А какие они? (большие и маленькие). Теперь ежам на всю зиму хватит.

Ёжик: Ребята, за то, что вы помогли собрать грибы, мы вам приготовили угощение (сюрприз – сладкие грибочки).

Дети:Спасибо ежики большое. До свидания, помашем им рукой.

Воспитатель:Молодцы, ребята! Хорошо справились со всеми заданиями. Ну а теперь, пришло время прощаться.

- Давайте, ребята поговорим про погоду осенью! А потом, я познакомлю Вас с братьями месяцами.

- Осенью тепло? (Нет, осенью холодно)

- Правильно. Осенью солнце реже появляется на небе, меньше греет, с каждым днем становится холоднее. (Демонстрации иллюстраций)

- Начинаются дожди, дождь может быть теплым и холодным. После дождя все кругом мокрое и появляются лужи. (Демонстрации иллюстраций)

- Дует холодный порывистый ветер - качая деревья и обрывая листья с дерева. (Демонстрации иллюстраций)

- Когда мы идем по улице, на земле лежит разноцветная листва! Каким красивым лиственным ковром осень устелила земляной покров! (Демонстрации иллюстраций)

- Листья везде, на деревьях и на земле! Давайте вспомним, какими цветами украшена листва? (Желтые, красные и зеленые)

- Правильно! Какие молодцы. Ребята, у нас на игровом участке растут деревья клен и рябина! (Демонстрации иллюстраций)

- Посмотрите, какие красивые листья у клена и рябины! (Демонстрации листвы собранной на участке)

- Сейчас я Вам раздам цветные карандаши, листочки бумаги с изображенными листьями клена/рябины, и листья клена/рябины.

- Давайте красиво раскрасим, а потом подарим мамам наши рисунки! (Воспитанники выполняют данное задание)

- Молодцы, ребята! Как красиво получилось! Ваши мамы будут довольны!

-Вам понравилось раскрашивать? (Да)

- Какими цветами Вы рисовали? (Красным, зеленым, желтым)

- А сейчас, я познакомлю Вас с осенними братьями месяцами. (В стихотворной форме)

Пришел сентябрь с красками,

Коснулся листьев ласково

И деревце простое-

Вдруг стало золотое!

В сентябре, в сентябре-

Много листьев на земле,

Желтые и красные!

Все такие разные!

- Сентябрь, первый месяц осени!

- Сентябрь еще теплый, но ветерок уже прохладный.

- Деревья стоят красивые!

- В сентябре и лист на дереве не держится, закружились в воздухе опадающие листья, словно не терпится деревьям и кустарникам пышное летнее убранство обронить!

- Бабье лето, в сентябре!

-В сентябре собираю урожай!

- С каким месяцем, мы познакомились? (Сентябрь)

Скоро в спячку ляжет ёжик,

Сбросит роща свой наряд,

А пока вдоль всех дорожек

Листья яркие кружат.

И уже щекочет нос

- Октябрь, еще один месяц осени. Он идет после сентября!

- В октябре уже холодно, начинают идти дожди! На улице рано темнеет!

- Птицы стаями улетают в теплые края! Животные начинают готовиться к морозам, заготавливают еду и утепляют свои норы!

- Листвы на деревьях становится все меньше.

- С каким месяцем осени, мы еще познакомились? (Октябрь)

Изморозь робкая ветви покрыла,

Вылезло солнышко утром из тьмы

И ледяную красу осветило,

Чтобы все это увидели мы!

Будто хрусталь, или даже брильянты,

Ветви покрыты замерзшей росой;

Это ноябрь проявляет талант,

Северной, дикой сияет красой!

- Третий месяц – ноябрь!

- Ноябрь самый холодный месяц осени!

- В ноябре утром мороз на улице, деревья стоят голые. Совсем мало осталось листвы на ветвях деревьев!

- Ветер еще холоднее в ноябре.

- Можно увидеть снег, в конце месяца.

- С каким месяцев мы сейчас познакомились? (Ноябрь)

- Всё верно, ребята!

-Осень – холодное время года! Поэтому мы надеваем верхнюю одежду!

- Ребята, какую верхнюю одежду Вы одеваете, когда идете на улицу? (Куртку, шапку, перчатки, шарф, сапоги)

- Молодцы, все Вы знаете!

- А если пойдет дождь! Что, Вы еще возьмете с собой! (Зонт)

- Правильно! Во время дождя люди идут под зонтами.

- Осень, это время года! Которое по своему красиво!

- Давайте, вспомним осенние месяца, и назовем их по порядку! (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Молодцы! Сегодня Вы узнали о времени года осень!

4. На прогулке наблюдать за красотой осенней природы.

2. Сравнить игрушки по величине (курица, петух, цыплёнок).

Кто нам помогает? (о няне). Формировать представления детей о труде взрослых и воспитывать уважительное отношение к нему. Формирование умения называть действия, изображённые на сюжетных картинках, отвечать на вопросы. 1. Познакомить и рассмотреть предметы-помощники няни.

3. Наблюдать за работой няни в группе.

Чайная посуда. Расширить представление о посуде, познакомить с названиями предметов чайной посуды и их назначением; расширять словарный запас, развивать речь. 1. Рассмотреть чайную посуду.

Рассматривание игрушечных машин. Формировать умения различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобиль, автобус, а также их основные части: кабину, руль, кузов, колёса, окна; уметь описывание разных игрушечных машин; развитие речи, внимания, общей моторики. 1. Познакомить с игрушечными машинами: грузовой и легковой автомобили.

2. Рассказ об автобусе.

9 Лошадь с жеребёнком. Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детёнышами (лошадь и жеребёнок); учить сравнивать лошадь и жеребёнка, называть части игрушечной лошадки, произносить звукоподражания. 1. Познакомить с игрушками: лошадка, жеребёнок.

2. Различать его части.

3. На прогулке: посмотреть и сравнить комнатные растения с растениями улицы; стебель, листья.

4. Полить в группе растения.

2. Проговорить последовательность одевания на прогулку.

Рассматривание игрушечных машин. Формировать умения различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобиль, автобус, а также их основные части: кабину, руль, кузов, колёса, окна; уметь описывание разных игрушечных машин; развитие речи, внимания, общей моторики. 1. Познакомить с игрушечными машинами: грузовой и легковой автомобили.

2. Рассказ об автобусе.

3. На прогулке наблюдать за изменением погоды, назвать признаки зимы.

2. Рассмотреть на прогулке снежинки.

3. Делать комочки из снега и бросать их в цель.

5. Наблюдать на прогулке за играми старших детей.

5. Рассказать о разнообразии обуви.

обувь всех членов семьи. Рассказать о разнообразии обуви.

Скоро новогодний праздник. Уточнить и обогатить представления детей о предстоящем событии - новогоднем празднике, упражнять рассматривать предметы – ёлку, ёлочные украшения – отвечать на вопросы в ходе рассматривания. 1. Уточнить назначение предметов (ёлка, ёлочные игрушки)

3. Рассмотреть на снегу следы животных и человека.

21 Мебель в нашей группе. Развивать умение детей различать и называть предметы мебели, рассказать об их назначении. 1. Рассмотреть картинки с изображением мебели.

3. Повторить название мебели в группе.

4. На прогулке: наблюдать за транспортом, вспомнить части машины.

Дать представление о птицах, учить наблюдать за птицами, сравнивать их. 1. Беседа о птицах. 2. Развесить на участке кормушки.

5. Насыпать корм в кормушку.

6. Наблюдать за птицами, которые прилетают на кормушку.

животные и их детёныши.

Продолжить знакомить детей с домашними животными и их детёнышами, упражнять называть и сравнивать их по величине, развивать любознательность, речь. 1. Отгадать загадки о животных.

2. Беседа о детёнышах домашних животных.

5. Рассмотреть альбом «Домашние животные".

2. Рассмотреть деревянную лошадку и другие игрушки из дерева.

какие игрушки дома сделаны из дерева, пластмассы, ткани.

29 Признаки весны. Формировать умения различать и называть признаки сезонов, развивать общую моторику. 1. Беседа о признаках весны по вопросам.

2. Одевание куклы на весеннюю прогулку.

3. Вспомнить приметы весны.

5. На прогулке наблюдать за весенней погодой.

4. Отгадать загадки про веник, совок, и другие бытовые предметы.

4. Повторить части машины: кабина, кузов, колёса.

33 Где живут домашние птицы? Выявить и систематизировать

знания детей о домашних птицах, расширить словарный запас, кругозор.

4. Отгадывание загадок про цыплёнка, утку, индюка.

2. Рассмотреть и описать игрушки по вопросам.

2. Отгадывание загадок про пластилин, карандаши, краски.

1. Аверина, И. Е. Физкультурные минутки в детском саду: практическое пособие [Текст] / И.Е. Аверина. – М.: Айрис – пресс, 2009.

2. Айрих, О.А. Эмоциональное развитие детей: занятия в первой младшей группе, дидактические игры, работа с семьёй [Текст] /

О.А. Айрих. – Волгоград: Учитель, 2008.

3. Высокова, Т. П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий [Текст]/ Т.П. Высокова. – Волгоград: Учитель, 2010.

4. Елисеева, Л.Н. Хрестоматия для маленьких [Текст] / Л.Н. Елисеева. – М.: Просвещение, 1982.

5. Комплексно – тематическое планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / авт.-сост. О.П. Власенко, В.Н. Мезенцева. – Волгоград: Учитель, 2011.

6. Комплексные занятия под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / авт.-сост. О.П. Власенко [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2011.

7. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский [и др.]// Дошкольное образование в России. – М., 1996.

8. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика – Синтез, 2007.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Форма работы

Непосредственно-образовательная

деятельность

Интегративные качества

(планируемые результаты)

Образовательная деятельность

в ходе режимных моментов, совместная деятельность детей и взрослого

Работа на прогулках

Познакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения:игрушка мишка; учить описывать игрушку(называть части,величину,признаки), находить ее изображение на картинках, сравнивать большую и маленькую игрушки; развивать речь, интерес к движениям под музыку; обогащать словарь детей.

Экскурсия по участку.

Игры с игрушками по желанию.

Тема: Любимые игрушки (сравнение пластмассовых, резиновых, тканевых игрушек на ощупь).

Цели: Знакомить детей с предметами ближайшего окружения – игрушками; учить отвечать на вопросы, описывать игрушку и действия с ней, выполнять простые поручения, сравнивать и различать пластмассовые, резиновые, тканевые игрушки на ощупь. Развивать речь, тактильные ощущения; обогащать словарный запас по теме.

Может по просьбе взрослого показать, рассказать об игрушке, сравнивая их; принимает участие в играх, проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, выполняет простейшие танцевальные движения

Осенний праздник

Цели: Расширять представления детей об окружающей природе, о предстоящем осеннем празднике; развивать художественное восприятие, внимание; воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать желание создавать материалы для украшения к празднику.

Проявляет интерес к окружающему миру природы при описании осени совместно с воспитателем, активность при выполнении простейших танцевальных движений под музыку, принимает участие в продуктивной деятельности, выполняя аппликацию.

Наблюдения за деревьями, изменением окраски листвы, листопадом. Наблюдения за деревьями – учить выделять ствол, ветки, листья.

Подвижные игры:

Учить детей слушать сказку в инсценированном варианте; знакомить с домашними птицами, с внешним видом

Формировать представления о труде взрослых и воспитывать уважительное отношение к нему; учить называть действия, изображенные на сюжетных картинках, отвечать на вопросы, называть предметы-помощники няни и их назначение, обогащать словарный запас; развивать общую моторику, внимание; воспитывать интерес к движениям под музыку.

Умеет по словесному указанию называть предметы-помощники няни, их назначение; отвечает на вопросы, выполняет простые поручения взрослого, с интересом слушает рассказ воспитателя о няне, владеет соответствующими возрасту основными движениями, имитируя действия няни, по просьбе взрослого рассказывает об изображенном на сюжетной картинке; принимает участие в играх.

Тема:Чайная посуда. Куклы у нас в гостях.

Расширять представление детей о посуде, познакомить с названиями предметов чайной посуды и их назначением; расширять словарный запас, учить выполнять поручения, развивать речь.

Игры с песком-лепим куличики для чаепития;

Учить различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили ,автобус, а также их основные части: кабину, кузов, колеса, окна; учить описывать разные игрушечные машины, развивать речь, внимание, общую моторику.

Читайте также: