Окружающий мир 3 класс конспект кто как приспособлен

Обновлено: 07.07.2024

Цель: познакомить с классификацией животных по типу питания.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать животных по типу питания, моделировать цепи питания, обнаруживать признаки приспособляемости животных к добыванию пищи и защите от врагов.

Оборудование: распечатки таблицы; карточки с заданиями; бумажные листы, цветные карандаши, ножницы для изготовления моделей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

(Учитель раздает ученикам распечатки таблицы.)

— В каждой группе отметь цифрами особенности строения животных.

Группа животных

Особенности строения

1. Тело покрыто перьями.

2. Тело покрыто шерстью.

3. Три части тела: голова, грудь, брюшко.

4. Два крыла, две ноги.

6. Крылья и ноги прикрепляются к груди.

7. Развиваются из яиц.

8. Рождают живых детенышей, вскармливают их молоком

(Ответ. Насекомые — 3, 5, 6. Птицы — 1, 4, 7. Звери — 2, 8.)

(Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.)

— Ответь на вопросы.

1) Можно ли животных уголка живой природы, например черепаху, попугая, щегла, назвать домашними?

(Ответ. Они относятся к особой группе: декоративные животные.)

2) К каким группам животных ты отнесешь жабу, ящерицу, окуня? Опиши признаки этих групп животных.

(Ответ. Жаба: земноводные, кожа влажная, часть жизни проводит в воде, другую на суше; ящерица: пресмыкающиеся, кожа сухая, покрыта чешуйками; окунь: рыбы, имеют плавники, тело покрыто чешуей.)

2. Фронтальный опрос

— Перечислите группы животных по их групповым признакам.

— Назовите представителей каждой из групп.

— Приведите примеры животных одной группы, но разных видов.

III. Самоопределение к деятельности

— Назовите признаки живых организмов. (Дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, развиваются, умирают.)

— А что необходимо для роста и развития животного? (Питание.)

Сегодня на уроке будем говорить о питании животных.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

Питание животных

— Прочитайте названия животных.

(Слова записаны на доске.)

Медведь, заяц, волк, стриж.

— Расскажите, чем питаются эти животные. (Ответ. Медведь всеяден, то есть ест и животную, и растительную пищу. Может есть желуди, орехи, корни, клубни и стебли растений. В его рацион входят насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки, мыши, суслики. Заяц летом ест травы, зимой - почки, молодые побеги, тонкие веточки, кору, семена, ягоды деревьев. Волку достаточно съесть бобра, или кролика, или мышь, или птицу, и он будет сыт. Стае нужна крупная добыча — лось или баран. Их жертвами становятся старые, больные или неопытные животные, поэто

му волков называют санитарами леса. Стриж ловит на лету насекомых.)

— Разные животные питаются разной пищей. Как вы думаете, как называются животные, которые питаются другими животными? (Хищные животные, или хищники.)

— Чем еще питаются животные? (Растениями.)

— Приведите примеры животных, которые питаются растительной пищей.

— Как называются животные, которые питаются растительной пищей? (Растительноядные.)

— А как называются животные, которые питаются насекомыми? (Насекомоядные.)

— А еще есть животные, которых называют всеядными. Почему их так назвали? (Они едят и растения, и животных.)

(Учитель рисует на доске схему.)


— Приведите примеры животных разных групп.

(Учитель записывает их под цифрами, побуждая учеников называть примеры животных всех групп.)

Хищники: лиса, енот, песец, ласка, паук, морская звезда, стрекоза, щука, ястреб.

Растительноядные: дождевые черви, моллюски, большинство насекомых, карп, сом, заяц, лось.

Насекомоядные: крот, землеройка, поползень, малиновка, уклейка, стерлядь, ящерица, выхухоль.

Всеядные: белка, барсук, медведь, ворона, галка, язь (рыба), рак.

2. Работа по учебнику

Цепи питания

Животные питаются растениями или другими животными, поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания. Они начинаются с растений. Это первое звено.

Второе звено цепи — это растительноядные животные.

— Как вы думаете, почему? (Растениями питаются растительноядные животные.)

Третье звено — насекомоядные или хищные животные.

— Давайте попробуем составить цепь питания белки.

Шишка -> белка -> куница.

— Прочитайте в учебнике на с. 94—95 текст о цепях питания.

— С чего начинается цепь питания? (С растения.)

— Что идет во втором звене? (Растительноядное животное.)

— Что в третьем звене? (Насекомоядное или хищное животное.)

— Составьте свои примеры цепей питания.

Кто как приспособился

— Прочитайте в учебнике текст на с. 95—96.

— Как приспособились хищники к добыванию пищи? Приведите примеры. (Лиса — тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы. Сова — мягкое оперение делает полет бесшумным, огромные глаза, которые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв.)

— Как приспособились животные к защите от хищников? Приведите примеры. (Заяц — быстрые ноги, цвет шубки зимой — белый, летом — серый. У ежа — иголки. Ящерицы отбрасывают свой хвост. У божьей коровки — едкая кровь.)

V. Физкультминутка

Зайка прыгнул на пенек.

В барабан он громко бьет,

В чехарду играть зовет.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках потянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

— Прочитайте задание. На какие группы делятся животные по способу питания? (Растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные.)

— Прочитайте в первом столбике названия животных в первой строке.

— Во втором столбике прочитайте, чем они питаются.

— К какой группе относятся эти животные? (К группе насекомоядных.)

— Каким цветом нужно закрасить кружок? (Синим.)

— Прочитайте названия животных во второй строке.

— К какой группе относятся эти животные? (К группе хищных.)

— Каким цветом нужно закрасить кружок? (Красным.)

— Выполните остальные задания самостоятельно. (3 — всеядные (желтым), 4 — растительноядные (зеленым).)

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

— А теперь выполните усложненное задание: приведите свои примеры животных, которые питаются разной пищей.

— Прочитайте задание. Представителей каких групп нужно записать? (Растительноядных и хищных животных.)

— Каких животных мы называем растительноядными?

— Каких животных называем хищными?

— Запишите по три названия животных каждой группы.

(После выполнения задания проводится проверка.)

— Прочитайте задание. Найдите приложение к данному заданию.

— Вырежьте и наклейте рисунки на месте пропусков в цепях питания.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

— Прочитайте задание. Составьте цепь питания: волк, дуб, кабан.

— Что нужно написать в первом квадрате? (Дуб.)

— А во втором? (Кабан.)

— Почему кабан, а не волк? (Кабан относится к растительноядной группе животных.)

— Что запишем в последнем квадрате? (Волк; относится к хищникам.)

— Составьте вторую цепь питания из данных представителей. Поставьте стрелки.

— В последней строчке вам самим нужно подобрать три представителя для цепи питания и записать ее.

(После выполнения задания проводится проверка.)

— Прочитайте задание. Выполните его.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

— Выполним усложненное задание: вспомните и запишите свои примеры животных.

(После выполнения задания проводится проверка.)

VII. Рефлексия

1. Работа в группах

— Изготовьте из бумаги модели цепей питания, представленных в учебнике, или составьте свои. Проверьте друг друга с помощью иллюстраций, текста учебника на с. 94 и атласа- определителя. Если потребуется, исправьте ошибки, перемещая детали моделей.

2. Беседа

Доброе слово о хищниках

— Надо ли уничтожать хищных животных? (Ответы учеников.)

— Прочитайте в учебнике текст на с. 97.

— Почему необходимо беречь и охранять хищников? (Заранее подготовленный ученик рассказывает о питании животных. Затем второй учащийся читает стихотворение.)

Про всех на свете

Все-все, все на свете,

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны.

Без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд —

И кто делает яд.

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то

Не очень дружны —

Мы все-таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь

— Почему цепи питания начинаются с растений? (Только растения способны использовать энергию Солнца и производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.)

— Что произошло бы, если на Земле не осталось бы лягушек, змей, сов, стрекоз? (Не стало бы растений на Земле, их съели бы растительноядные животные.)

Итак, животные бывают растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные. Животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.

VIII. Подведение итогов урока

— На какие группы делятся животные по способу питания?

— Назовите животное и группу, представителем которой оно является.

Домашнее задание

2. Рабочая тетрадь: № 6 (с. 46).

Дополнительный материал

Правда о волке, зайце, лисе и медведе

Не любили волка люди. И поделом: летом пастух то теленка в стаде не досчитается, то коровы. А зимой, бывало, серый разбойник ночью даже в деревню захаживал, овец таскал. Правда, если волков в округе немного и пищи им хватает, они близко к деревне не подойдут.

Волки — отличные охотники, неутомимые бегуны и всегда найдут себе добычу в лесу. Недаром говорят: волка ноги кормят. Вот и рыщет он по полям, по лесам — где мышкой поживится, где зайчишку глупого схватит, где тетерева поймает. Здоровый-то тетерев от серого улетит. Другое дело — больной. Жалко, конечно, птицу, но ведь ей все равно не жить, а больная, она заразит своих сородичей, тогда уж не один, а сотни тетеревов погибнут. Поэтому волка называют санитаром леса.

Нет у зайца ни острых когтей, ни страшных клыков, зато есть длинные чуткие уши, быстрые ноги. Врагов у зайца много, и спасение у него одно: вовремя услышать-увидеть опасность и задать стрекача. Помчится заяц во всю прыть да еще следы запутает — поди-ка распутай!

Получается, что заяц не трус, а просто очень осторожный. Но иной раз длинноухий заяц за себя и постоять может. Вовремя заметит сову или филина — перевернется на спину, и тут уж не подходи — задние лапы у него сильные: ударит — не то что филину или сове, тут и собаке не поздоровится.

Теперь про лису. В сказках она самая хитрая: всех может провести, любого обмануть. А на самом деле лиса ничуть не хитрее многих других зверей. Если бы не ее зоркие глаза, острый слух, а главное, удивительное чутье — никакая хитрость не спасла бы лису от волков и охотничьих собак. Чтобы лягушку поймать, лисе особой хитрости не требуется. И свою главную добычу — мышей-полевок — она без всяких уловок находит, ей нос и уши помогают. Мышка пискнет под снегом — лиса тут как тут: мигом разроет снег, почует норку и ее раскопает.

Впрочем, хитрой ее, наверное, назвали за другие проделки. Уж очень ловко она забирается в курятник. То бесшумно устроит подкоп, то лаз в соломенной крыше сделает. Придет утром хозяйка — курочки как не бывало.

Но частенько ругали хозяйки рыжую воровку напрасно. Им бы на следы посмотреть! И следы-то вовсе не лисьи. Тут другой зверь похозяйничал — гибкий и проворный хорек, тоже большой любитель курятинки. А подумали на лису: дескать, и как она пролезла в такую щель? Вот хитрющая.

Только в сказках еж живет в теремке с мышкой-норушкой и лягушкой-квакушкой. На самом деле им втроем никогда не ужиться: съел бы ежик своих соседок — и мышь, и лягушку. Ежи даже норками не обзаводятся. Осенью натаскает еж на своих колючках сухих листьев в какую-нибудь ямку между корней, зароется и спит всю зиму. Ну а в сказку он попал, конечно, из-за своих колючек, ведь в наших лесах ни у одного зверя нет такой удивительной защиты. Мал ежик, а никто ему не страшен. Свернется в клубок, выставит иголки — попробуй тронь.

Медведь умный, ловкий, быстрый, хитрый зверь. Когда крадется за добычей, ни одна веточка не хрустнет под его тяжелыми лапами. А убегает от кого-нибудь — не догнать. Медведь и пловец отменный, и на деревья легко взбирается — полакомиться медом диких пчел. Медведь еще рыбак. Стоит в реке — караулит. Вдруг как ударит лапой — брызги фонтаном. И рыбка уже бьется на берегу.

Хоть медведь и хищник, но охотится редко. С утра до вечера бродит по лесу, ищет, чем бы поживиться. Тут корешки выкопает, там муравейник разворотит; облепят муравьи медвежью лапу, а он их слижет. Снова облепят — снова слижет. Все идет ему в пищу: и личинки, и стебли и корешки разных растений.

Особенно любит топтыгин ягоды. Найдет малинник, заляжет в кусты и прямо с веток обсасывает ягоды, а сам даже чмокает и урчит от удовольствия. Если близ леса есть овсяное поле, медведь ночью и туда непременно пожалует: молодой овес для него тоже лакомство.

К осени нагуляет медведь жиру, и вдруг пропадает у него аппетит — ничего не ест. У него теперь одна забота — найти в чаще самое глухое место, где бы можно было устроить берлогу. Подыщет вывороченное дерево, подкопает немного, натаскает сухой травы, примнет свою постель — и на боковую. До самой весны спит медведь, всю зиму не ест, не пьет. Говорят, будто он с голоду лапу сосет, но это шутка — зимой косолапому есть совсем не хочется, аппетит разыгрывается только весной.

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План-конспект урока по окружающему миру (3класс) на тему:"Разнообразие животных.Кто как приспособлен".

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация.


Конспект открытого урока по окружающему миру (3 класс).Тема "Разнообразие животных"

Этот конспект разработан для ознакомления учащихся 3-го класса с новой классификацией животных и групповыми признаками животных.


Открытый урок окружающего мира. 2 класс. Тема: "Разнообразие животных".


УМК "Начальная школа 21 века"Презентация урока по окружающему миру. 3 класс. Тема: "Разнообразие растений на Земле"

Разнообразие растений на Земле. Одноклеточные, многоклеточные.


План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Осень"

Тип урока: изучение новой темы.Цель: 1) Обучающая:-формировать представления о характерных признаках осени в живой и неживой природе; - учить устанавливать связи меж.


План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, .


План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Кто такие насекомые?"

Растения защищаются от поедания разными способами. У шиповника, боярышника, малины на ветках есть острые шипы, а кактусы полностью покрыты колючками.

raspberry-4972960_640.jpg

nettle-2564588_640.jpg

Растительноядные животные приспособлены к поеданию растений и к защите от других животных. У оленя и лося защита — мощные рога. А зайца спасают быстрые ноги. Он быстро бегает и догнать его тяжело. Помогает зайцу спасаться и цвет меха. Зимой в белой шубе заяц незаметен на снегу, а летом в серой шубе теряется на фоне деревьев.

lizard-5301050_640.jpg

Птицам помогает в добывании пищи клюв. У ласточек он широкий и помогает ловить мух и комаров на лету. Дятлы длинным прочным клювом добывают личинок из-под коры деревьев.

great-spotted-woodpecker-5261220_1280.jpg

У хищных зверей — хорошо развитые клыки, острые зубы, когти. Они быстрые, сильные, выносливые, с хорошо развитым слухом, зрением. У хищных птиц — мощный клюв и когти.

Порядок на столе,
Порядок в голове.
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.

  • Угадывать;
  • Отвечать на вопросы;
  • Слушать;
  • Читать;
  • Исследовать.

II. Введение в тему урока.

И, действительно, сейчас мы с вами окажемся в зоопарке. Кого же мы встретим? Угадайте.

Серый маленький зверюшка
Косоглазый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай
И морковку ему дай.

На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож.
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть!

Очень много силы в нем,
Ростом он почти, что с дом.
У него огромный нос,
Будто сотню лет он рос.

То не радуга, не пламя!
Что за птица? Угадай!
Целый день болтает с нами
Разноцветный…

Свое гнездо на крыше вьет,
Чем очень радует народ.

Этот зверь какой-то странный:
Шея – как стрела у крана.

Развалился, как на пляже,
Может, рядышком приляжем?
Нет, не нужно, проходи:
Загорает…

Как можно назвать одним словом этих обитателей зоопарка? (Животные)

- Установлено, что большинство животных, которых воспитывает человек, погибают на воле. Как вы думаете, почему?

- Жизнь животных в зоопарке проще. За ними ухаживают, их кормят. О том, как приспосабливаются к жизненным трудностям животные, которые живут в природе, мы сегодня поговорим на уроке.

III. Работа по теме урока.

  • Угадывать;
  • Отвечать на вопросы;
  • Слушать;
  • Читать;
  • Исследовать.

1. Какие жилища устраивают животные, чтобы пережить долгую зиму?

  • Берлога (медведь);
  • Нора (лиса, мышь);
  • Дупло (белка, дятел);
  • Зарываются в снег (куропатки).

2. Чем занимаются животные в преддверии зимы и с ее приходом?

  • Улетают в теплые края (ласточки);
  • Залегают в спячку (медведь, еж, мышь, барсук);
  • Кормятся запасами (бобры, белки);
  • Передвигаются в поисках пищи (заяц, волк, лиса).

3. Как меняется внешний вид животных?

  • Меняется окрас (белка, заяц);
  • Мех и оперение становятся гуще (олень, белая куропатка, глухарь).

4. Как легче прожить животному – одному или в группе?

  • Семья (муравьи);
  • Колония (северные птицы);
  • Стадо (кабаны);
  • Косяк (рыбы).
  • Угадываю;
  • Отвечаю на вопросы;
  • Слушаю;
  • Читаю;
  • Исследую.

5. Работа с учебником (стр. 86-87)

Ф и з к у л ь т м и н у т к а.

6. Работа в группах (каждая группа детей получает проблемную ситуацию, которую обсуждают, зачитывают и объясняют)

а) Гигантские панды (бамбуковые медведи) жили в лесах Гималаев. Но вот в леса пришли люди и стали расчищать место для земледелия. Панды погибли. Почему?

Вывод: человек уничтожает места обитания животных.

б) В реках Америки проживало большое количество аллигаторов (крокодилов). Человеку понравились изделия из кожи этого животного, и крокодилы почти исчезли из рек Америки. Почему?

Вывод: неразумная охота и промысел животных приводит к их уничтожению.

в) На поле, которое распахал человек, выросла пшеница. Но полевые животные – мыши и кроты часть зерна съедали. Взял человек и обработал поле ядом. Погибли не только мыши и кроты, но и редкие насекомые: жужелица краснотел, жук-олень, кузнечики, которые жили вблизи поля. Почему?

Вывод: неосторожное применение ядов и химических веществ уничтожает всех живущих поблизости животных.

г) Приходят люди на прогулку в лес, поле, на луг, на водоем. Ловят бабочек, стрекоз, делают из них коллекции. А через несколько лет эти животные исчезают. Почему?

Вывод: неразумное собирание коллекций ведет к исчезновению животных.

  • Уничтожение человеком мест их обитания;
  • Неразумная охота и промысел;
  • Неосторожное применение ядов и химикатов;
  • Неразумное собирание коллекций.

7. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц.

А что делает человек для того, чтобы сохранить все то, что осталось?

Вывод: создают заповедники, заказники, национальные парки.

Давайте посмотрим в нашем словарике, чем они различаются? (стр. 150-157)

8. Зачем человеку нужно сохранять животных?

Вывод: в природе все взаимосвязано.

  • Угадал;
  • Ответил на вопросы;
  • Слушал;
  • Читал;
  • Исследовал.

9. Закрепление пройденного (тренинг).

  1. Жилище белки (нора, берлога, дупло);
  2. Что запасают на зиму бобры? (орехи, ветки, желуди);
  3. Летом серый, зимой белый (волк, заяц, белка);
  4. Группа рыб (семья, стадо, косяк);
  5. Территория, на которой запрещены охота, сбор трав, купание (заказник, заповедник, национальный парк).

10. Проверка работ.

Встаньте, пожалуйста, у кого нет ошибок. Какую оценку вы себе поставите?

Встаньте, пожалуйста, у кого есть одна ошибка. Какую оценку вы себе поставите?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построенный по требованиям фгос.Разработка соствлена для открытого урока.На уроке применяется парная,групповая работа.

Конспект урока по окружающему миру.

Учитель :Муратшина Рамиля Сагитовна

Представление о результатах:

личностные результаты:

-формирование представления о признаках приспособления животных к окружающей среде;

-развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому;

- развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости

метапредметные результаты:

- регулятивные УУД планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- познавательные УУД анализ текста, с выделением признаков приспособления животных к окружающей среде

- коммуникативные УУД умение работать в группах, договариваться и приходить к общему коллективному ответу

предметные результаты:

признаки приспособления животных к окружающей среде

формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению признаков приспособления животных к окружающей среде

-научить определять признаки приспособления животных к окружающей среде;

- продолжить работу над умением работать в группах и самостоятельно.

1 .Организационный момент.

Здравствуйте, взрослые,
Здравствуйте, дети.
Оглянитесь вокруг
Всё прекрасно на свете.
Улыбнитесь Вы мне,
Гостям и друг другу
Пусть все улыбки пройдут по кругу.

Окружающий нас мир
Интересно познавать!
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!

2.Повторение пройденного и проверка знаний.

- Расскажите как размножаются птицы.

- Что делают птицы, чтобы вырастить птенцов?

- Какие животные имеются у вас дома?

- Появляется ли потомство у животных, живущих у вас дома?

- Назовите каждому взрослому животному его детенышей и расскажите, как оно заботится о потомстве.

Учитель демонстрирует картинки животных , учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

(учитель зачитывает описание животного, а учащиеся должны угадать

животное и найти соответствующую картинку)

«Я очень большой, около двух метров высотой, а мой вес – 350 кг. У меня коричневая

шерсть, маленькие уши и хвост. Я могу ходить на задних лапах и вскарабкиваться на

деревья в поисках пищи. А ем я рыбу, ягоды, могу полакомиться муравьями, червями и

личинками жуков. Всю зиму я провожу в спячке, а весной выхожу из берлоги худым,

«Нюх у меня очень острый. Самое большое лакомство для меня - полевые мыши. Чуть

пискнет мышь- и я услышу ее за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь я ночью, я днем люблю отдохнуть.

« Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и засте-

лил мягкой травкой и пузом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю

несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только

потом прыгаю в свой домик. Зимой , чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою

« Я похожа на маленькую лошадку : у меня есть копыта, грива, хвост. Я быстро бегаю. У

меня отличное зрение и хорошая память. Но окраска – полосатая. У меня много врагов:

тигры , львы, гиены и другие хищники. Чтобы защититься от врагов, я другие мои

Как можно назвать одним словом этих обитателей ? (Животные)

Животные говорили о себе.

О чём говорили они?

-Какие задачи будут?

-Научимся в каких условиях они живут, чем питаются , где живут.

-Научимся любит и охранять животных.

-О том, как приспосабливаются к жизненным трудностям животные, которые живут в природе, мы сегодня поговорим на уроке.

-И тема сегоднешнего урока: Как животные приспосабливаются к условиям жизни.

5..Работа по теме урока Презентация к уроку.

6.Работа по учебнику. С. 107

7.Работа в парах.( Закрепление ) правила. 4 вопросаС стрелками соеденяем правильные ответы.

1. Какие жилища устраивают животные, чтобы пережить долгую зиму?

Берлога (медведь);

Нора (лиса, мышь);

Дупло (белка, дятел);

Зарываются в снег (куропатки).

2. Чем занимаются животные в преддверии зимы и с ее приходом?

Улетают в теплые края (ласточки);

Залегают в спячку (медведь, еж, мышь, барсук);

Кормятся запасами (бобры, белки);

Передвигаются в поисках пищи (заяц, волк, лиса).

3. Как меняется внешний вид животных?

Меняется окрас (белка, заяц);

Мех и оперение становятся гуще (олень, белая куропатка, глухарь).

4. Как легче прожить животному – одному или в группе?

Семья (муравьи);

Колония (северные птицы);

Стадо (кабаны);

Косяк (рыбы).

8. Физминутка

9. Работа в группах (каждая группа детей получает проблемную ситуацию, которую обсуждают, зачитывают и объясняют)

а) Гигантские панды (бамбуковые медведи) жили в лесах Гималаев. Но вот в леса пришли люди и стали расчищать место для земледелия. Панды погибли. Почему?

Вывод: человек уничтожает места обитания животных.

б) В реках Америки проживало большое количество аллигаторов (крокодилов). Человеку понравились изделия из кожи этого животного, и крокодилы почти исчезли из рек Америки. Почему?

Вывод: неразумная охота и промысел животных приводит к их уничтожению.

в) На поле, которое распахал человек, выросла пшеница. Но полевые животные – мыши и кроты часть зерна съедали. Взял человек и обработал поле ядом. Погибли не только мыши и кроты, но и редкие насекомые: жужелица краснотел, жук-олень, кузнечики, которые жили вблизи поля. Почему?

Вывод: неосторожное применение ядов и химических веществ уничтожает всех живущих поблизости животных.

г) Приходят люди на прогулку в лес, поле, на луг, на водоем. Ловят бабочек, стрекоз, делают из них коллекции. А через несколько лет эти животные исчезают. Почему?

Вывод: неразумное собирание коллекций ведет к исчезновению животных.

Почему исчезают животные?

Уничтожение человеком мест их обитания;

Неразумная охота и промысел;

Неосторожное применение ядов и химикатов;

Неразумное собирание коллекций.

10 Закрепление изученного.

2. Беседа по вопросам:

- Как животные спасаются от опасности? Приведите пример.

- Как находят пищу? Пример.

- Как устраивают жилище?

- Как животные приспосабливаются в холодное время года?

- Почему многие животные делают запасы корма?

- Почему животные живут семьями, стадами, колониями? Приведите примеры.

- Почему некоторые животные имеют яркую окраску?

11. Работа тетради .

- Выполните задание № 166, 167

12. Закрепление пройденного (тренинг).

Жилище белки (нора, берлога, дупло);

Что запасают на зиму бобры? (орехи, ветки, желуди);

Летом серый, зимой белый (волк, заяц, белка);

Группа рыб (семья, стадо, косяк);

Территория, на которой запрещены охота, сбор трав, купание (заказник, заповедник, национальный парк).

13. Проверка работ.

Встаньте, пожалуйста, у кого нет ошибок. Какую оценку вы себе поставите?

Встаньте, пожалуйста, у кого есть одна ошибка. Какую оценку вы себе поставите?

Спасибо, ребята, вам за хорошую работу на уроке

14 Итог урока.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Что же помогает животным приспосабливаться к условиям жизни?

15.Домашнее задание.

Читайте также: