Окружающая среда и здоровье человека конспект

Обновлено: 09.07.2024

Цель: развивать у учащихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации, перерабатывать их и творчески применять в конкретной ситуации, в будущей профессиональной деятельности.

  1. обобщить, расширить и углубить экологические знания по теме;
  2. познакомить учащихся с основными организациями и профессиями людей, специально занимающихся проблемами окружающей среды;
  3. способствовать расширению знаний о предприятиях города Комсомольска-на-Амуре, экологической обстановке, мерах по её улучшению;
  4. развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы, выступать перед аудиторией;
  5. воспитывать толерантность к чужому мнению, способности работать в коллективе;
  6. формировать целесообразное экологическое поведение в будущей трудовой деятельности.
  1. Влияние человека на окружающую среду.
  2. Анализ различных экологических ситуаций, предсказание последствий, найти выход из этих ситуаций.

Вид занятия: семинар-конференция.

Слова-понятия: Аспект – точка зрения, взгляд на что-нибудь. [1]

Ноосфера – сфера разума.

План урока

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся и гостей, создание положительной мотивации на учебное занятие (любой ответ фиксируется жетонами), представление участников пресс-конференции – учащихся “учёных”, “экологов”, “врачей”.

2. Актуализация знаний.

Повторение предыдущей темы урока “Общие проблемы адаптации человека”.

3. Формулировка темы и определение учебных задач.

Тема нашего семинара-конференции заключена в 1 законе экологии, послушайте его и определите, о чём пойдёт речь?

“Всё тесно связано вокруг
(Примеры мы не будем множить),
Цветка ты не заденешь вдруг,
Чтобы звезды не потревожить….”

Как вы думаете, о чём пойдет речь?

К кому обращены эти слова?

(ответ учащихся: к человеку)

Терминологический словарь на доске:

Аспект – точка зрения, взгляд на что-нибудь.

Ноосфера – сфера разума.

Поскольку современная экологическая ситуация есть продукт деятельности человека, то следует определить главные направления.

4. План урока.

Сегодня мы во главу угла поставим человека и главный вопрос семинара: влияние человека на окружающую среду и как среда влияет на него.

А далее на основе подготовленных и прослушанных материалов нам предстоит проанализировать различные экологические ситуации, предсказать последствия, найти выход из этих ситуаций.

В работе пресс-конференции принимают участие исследователи, они сегодня выступят в роли учёных, врачей и экспертов - экологов.

1.Научные сотрудники Государственного института по защите природы:

Тема исследования: “Экологические проблемы реки Амур”

2.Эксперты Международного союза охраны природы:

Тема исследования: “Влияние человека на окружающую среду”

3.Представители городского отделения общества охраны природы:

Тема исследования: “Экология города Комсомольска – на - Амуре и здоровье горожан и работников железнодорожного транспорта”.

Первый пункт плана многогранен, мы его конкретизируем с помощью вопросов.

Какие экологические вопросы вы хотели бы задать нашим гостям?

(ребята задают вопросы, которые фиксируются на экране)

Итак, вопросы по 1 пункту плана нашей конференции определены, и мы готовы обсудить их.

Все вопросы напрямую связаны с нашей темой конференции.

Слово предоставляется экспертам Международного союза охраны природы:

Тема исследования: “Влияние человека на окружающую среду”

(Прослушав “экспертов” ребята задают вопросы, дополняют.)

Многие интересуются экологической обстановкой в нашем городе и как это влияет на здоровье жителей г. Комсомольска-на-Амуре, и особенно нас интересует здоровье работников железнодорожного транспорта.

“Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье”. [2]

Слово предоставляется представителям городского отделения общества охраны природы:

Тема исследования: “Экология города Комсомольска – на - Амуре и здоровье горожан и работников железнодорожного транспорта”.

(Прослушав “экспертов” ребята задают вопросы, дополняют.)

Безусловно нас всех очень волнует экологическая обстановка реки Амур.

Слово предоставляется _______________(Ф.И.О. учащихся)

Тема исследования: “Экологические проблемы реки Амур”

(Прослушав “экспертов” ребята задают вопросы, дополняют.)

Поблагодарим наших гостей за исследования в области экологии человека и окружающей его среды в нашем Хабаровском крае.

Мы совместно исследовали вопросы, которые волнуют нас и думаю, что мы все удовлетворены ходом нашей дискуссии.

Прослушав все выступления, мы убедились, что биосфера серьёзно больна. Её поразило вмешательства человека.

Давно пора понять, что не Природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство:

Чистый воздух – чтобы дышать;
Кристальная вода – чтобы пить;
Вся Природа – чтобы жить.

Давайте жить в согласии с природой и не нарушать её законов и порядка, разумно использовать её дары и богатство!

А сейчас, мы переходим ко второму пункту плана нашей конференции.

Задание учащимся: проанализировать различные экологические ситуации и найти пути решения этих проблем.

Цель задания: сформировать понимание влияния человека на окружающую среду, умение управлять процессом оздоровления окружающей среды.

Самостоятельная работа в группах.

1 группе - экологическая ситуация №1

Интенсивный вылов осенней кеты в Комсомольском районе привёл к сокращению запасов этих лососей. Многочисленные нерестилища на реках Гур, Горин, Мачтовой, Шелехова заполняется на 20-30% .

Отрицательную роль в воспроизводстве осенней кеты

играет и то обстоятельство, что вылов начинается с самого начала хода, вылавливается сильная здоровая часть производителей.

Задание: опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации и предложите пути её решения.

(массовый вылов отрицательно сказывается на запасах осетровых рыб, тем самым уменьшается, сокращается количество молоди, в результате рыба мельчает, ухудшаются её вкусовые качества, нерест сменяется на более поздние сроки. При существующем положении дел по развитию лососёвых рыб необходимо главную роль отвести естественному воспроизводству, усилить охрану нерестилищ лососей и создать заповедные зоны на основании нерестовых рек Гур, Горин, Мачтовой, Шелехова и т.д.. для сохранения генетического фонда является наиболее эффективным мероприятием по сохранению и увеличению численности лососей бассейна Амура.)

2 группе - экологическая ситуация №2

Человек- часть живой природы Земли. Здоровье человека определяется не только состоянием окружающей среды, но и образом жизни и питанием. Российским туристам, которые следуют к месту назначения железнодорожным транспортом, на протяжении всей поездки, на станциях в магазинах и киосках предлагается широкий выбор продуктов питания. В то же время частные лица в неустановленных местах реализуют продукцию домашнего изготовления, молоко в полиэтиленовых бутылках используемых вторично.

Задание: опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации, её возможные последствия влияния на здоровье человека и предложите пути её решения.

(При употреблении продуктов питания и молока, купленного у частных лиц, можно получить пищевые отравления. Поскольку полиэтиленовые ёмкости не подлежат термической обработке. Микробы, находящиеся в необработанной таре, могут вызвать острые кишечные заболевания. если реализуется молоко от больного животного, есть риск заболеть ящуром и др. болезнями. Лица, торгующие продуктами питания , часто не имеют справок о состоянии здоровья и качестве реализуемой продукции. Кроме того, бутылки чаще всего подбираются в мусорных контейнерах.

Молоко и продукты питания лучше всего покупать в магазинах, так как продукция в этом случаи сертифицирована, указаны сроки реализации. Если продукты питания приобретается у частников, необходимо требовать у них медицинскую книжку о состоянии здоровья продавца и справку о качестве продукции, обращать внимание на чистоту посуды (стеклянной тары) и внешний вид продавцов.)

3 группе - экологическая ситуация №3

Мысли героя романа Ф.Абрамова "Братья и сёстры"

". - Покуда пахали на малосильном коняге, пашню бороздили только сверху, только верхний слой её подымали. А появился трактор - начали наизнанку выворачивать. Дескать, чем глубже, тем лучше".

Задание: согласны ли вы с этой мыслью, обоснуйте свой ответ и предложите пути выхода из этой экологической ситуации.

Мысли героя (прочитать начало и продолжить)

("-Ан нет, не лучше. Верхний слой - живой у поля, почва родит, в ней сила, а под почвой песок-желтяк, глина мертвая. И вот мы почву- то зарыли на аршин в песок да сверху её глиной, каменной плитой придавили".

пути решения этой проблемы мы чуть позже увидим в фильме “Элевит”.

На анализ и решения проблемы даётся ровно 10 минут.

А наших уважаемых гостей попросим поучаствовать в нашей дальнейшей работе в качестве экспертов (эксперты дают правильный ответ после прослушивания ответа группы).

Итог.

Биосфера и человечество, как её неотъемлемая часть, переживает новую революцию перехода к очередной стадии развития ноосфере, то есть сфере разума, которая от стихийного и неуправляемого движения попадает в область сознательного регулирования.

Российские учёные внесли свой вклад в дело внедрения ноосферных технологий. Сейчас с помощью фильма “Элевит” мы познакомимся с этими технологиями. Уже сегодня ноосферные технологии внедряются на Алтае, Камчатке, а в недалёком будущем начнётся строительство ноосферных поселений в нашем Хабаровском крае.

Перед просмотром вопрос учащимся.

Подумайте, какое общество может вступить в эпоху ноосферы?

(Просмотр фильма “Элевит” -13 мин)

Ответы учащихся на вопрос, который был поставлен перед ними до просмотра.

Преподаватель обобщает ответы учащихся, и совместно делают вывод.

В эпоху ноосферы может вступить лишь высокообразованное общество, понимающее свои цели, способное соизмерять свои потребности с теми возможностями, которые дает ему Природа.

Нам необходимо научиться чувствовать себя членами одной семьи, судьба которой зависит от каждого из нас.

6. Контроль и оценка деятельности учащихся.

Итак, пришло время подвести итог нашей конференции.

Что интересного вы для себя отметили из нашей конференции?

Обращаемся к тем вопросам (вопросы на экране), которые были заданы ребятами вначале занятия и учащиеся самостоятельно отвечают на них.

  1. Вы пессимист. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? Ваш прогноз.
  2. Вы оптимист. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? Ваш прогноз.

Форма рассказа любая: научный подход или с юмором, можно сопровождать рисунками.

Оценка деятельности учащихся.

Выставляются оценки. Преподаватель благодарит учащихся за плодотворный труд, рекомендует учебно-методическую литературу для углубленного изучения учебного материала по данной теме.


На этом уроке узнаем, что такое экология, и подробно разберёмся с факторами природный среды, негативно влияющими на здоровье людей.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Экология и здоровье человека"

Экология и здоровье человека в современном мире находятся в тесной взаимосвязи. Ведь давно доказано, что чистая окружающая среда имеет важное и первостепенное значение для здоровья человека.


Экологию формирует сам человек, который за последнее тысячелетие повлиял на неё таким образом, что, упрощая свою жизнь, выработал механизм, который безустанно действует на его здоровье, и чем дальше, тем негативнее.

Полноценное здоровье обеспечивает нормальное существование и воспроизведение как отдельного человека, так и населения какой-либо территории вплоть до планеты в целом.

Уровень здоровья людей формируется в результате взаимодействия двух групп факторов: экзогенных (природных и социальных) и эндогенных (пол, возраст, сложение, раса, тип нервной системы и другие).

Уровень здоровья населения всегда служит ярким показателем благотворного или негативного влияния окружающей среды на человека.

Без чего не сможет прожить человек? Без воды и без воздуха, и об этом знает каждый. Вот только на земле становится все сложнее находить места, чтобы эти самые вода и воздух, для нормального человеческого существования, были чистыми и не наносили вреда.

Атмосфера с каждым днём становится все более и более загрязнённой, и способствуют этому транспортные средства, а также современная промышленность. Вода является частью экологии и источником полноценной человеческой жизни. На сегодняшний день практически 2/3 всех человеческих заболеваний на планете возникают из-за употребления обычной воды.

Не только состав воздуха и воды, но и почвы серьёзно изменились вследствие деятельности человека. Отходы различных предприятий, применение удобрений, стимуляторов роста растений, средств борьбы с различными вредителями способствуют этому. Загрязнение почвы приводит к тому, что многие овощи и фрукты, которые мы употребляем в пищу, содержат различные токсичные вещества. Ни для кого не является секретом, что новые технологии выращивания убойного скота включают добавление в корм различных веществ, далеко не всегда безопасных для организма человека.

Пестициды и гормоны, нитраты и соли тяжёлых металлов, антибиотики и радиоактивные вещества – все это нам приходится употреблять с пищей. Как результат – различные заболевания пищеварительной системы, ухудшение усвоения пищевых веществ, снижение защитных сил организма, ускорение процессов старения и общее токсическое воздействие на организм.

На современного человека воздействует большое количество факторов, обусловленных научно-техническим прогрессом. Это вредные вещества, связанные с развитием атомной и химической промышленности, отходы производства, возрастание темпов жизни, умственных нагрузок и т.д.

Воздействие упомянутых факторов на человека коренным образом изменило структуру заболеваемости и смертности. Если в начале XX века ведущими были, главным образом, эпидемические болезни, то в настоящее время на передний план вышли сердечно-сосудистые, онкологические, нервнопсихические заболевания и травматизм. В начале 80-х годов Израилем Брехманом был предложен новый термин валеология, который включает совокупность знаний о генетических, физиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психологического, социокультурного развития и сохранения здоровья в условиях влияния на организм меняющихся факторов внешней и внутренней среды. Валеология предполагает учёт генофонда индивида, его психофизиологических характеристик, образа жизни, среды обитания, экологии, профессиональной деятельности.


Одним из существенных негативных факторов риска, влияющих на состояние здоровья населения, являются алкоголизм, табакокурение и наркомания. Вредная привычка - это предболезнь, которая может двигаться только поступательно, т.е. к болезни, если её вовремя не остановить.

Обращает на себя внимание распространённость табакокурения, которое приобрело характер эпидемии. По данным опроса учащихся 5-11 классов в России курит каждый третий подросток.

Пагубное влияние на здоровье человека оказывает шум, от которого человек практически беззащитен. Уровень шума в 20-30 децибелов практически безвреден. Но громкие звуки - более 80 дБ - уже опасны для слуха, состояния нервной системы. Шум в 150 дБ практически непереносим.

На многих производствах шум достигает 90-110 дБ и более. Даже дома мы страдаем от шума бытовой техники, шума за окном, от транспорта.

Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами.

Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток.

Конспект внеклассного занятия на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Проблемы: Влияет ли состояние окружающей среды на здоровье человека? Как каждый из нас может помочь улучшить положение? Цели: 1)формировать интерес к проблемам сохранения природы; 2)воспитывать гуманное отношение к природе; чувства ответственности за все живое на Земле. 3)Экологическое просвещение и повышение уровня экологической культуры учащихся. Задачи: 1) учить видеть прекрасное; 2) познакомить и рассказать детям о влиянии состояния окружающей среды на деятельность и здоровье человека; 3) формировать представление, что растения – легкие планеты. 4) воспитывать сознательное отношение у подрастающего поколения ответственности за сохранение окружающей среды? Возможности для формирования УУД Личностные действия • - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; • - представление о национальных ценностях; • - широкая мотивационная основа учебной деятельности; • - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; • - установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью. Регулятивные действия • - принимать и сохранять учебную задачу; • - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу • - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; • - осуществлять пошаговый контроль; • - адекватно оценивать себя. • -умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника Познавательные действия • -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель • - осуществлять анализ, синтез, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщать; • - устанавливать причинно-следственные связи. • - осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи с использованием учебной литературы; • - использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; • - строить речевое высказывание в устной и письменной форме; • - основам продуктивного чтения и выделению существенной информации; Коммуникативные действия • - умение слушать и понимать собеседника • -ориентироваться на партнёра по деятельности • -учитывать позицию другого человека • -доказывать свою точку зрения -сотрудничать со сверстниками и со взрослыми.Конспект урока

Здоровье человека есть показатель состояния окружающее среды. В системе взаимоотношений человека с окружающей средой все более актуальной становится оценка здоровья населения. Состояние здоровья человека зависит от многочисленных факторов, среди них — природные условия, тип хозяйственной деятельности, образ жизни, уровень культуры и санитарно-гигиенических навыков, медицинское обслуживание, наличие природных предпосылок болезней, вредных веществ техногенного происхождения и др.


Здоровье человека также в большей мере определяется его способностью адаптироваться к изменяющимся условиям среды. Под адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к окружающей среде, направленный на обеспечение, сохранение и продолжение нормальной жизнедеятельности в условиях данной среды. Способность приспосабливаться в течение жизни к условиям окружающей среды у человека закреплена наследственно. Приспособление может осуществляться за счет биологических и небиологических механизмов и заканчиваться состоянием полной адаптированности к условиям среды, т.е. состоянием здоровьям, в противном случае — болезнью.

Окружающая среда, с которой человек связан едиными связями, влияет на состояние здоровья большим набором различных по своему характеру факторов: природных (климат, водообеспеченность, геохимические условия), социально-экономических (уровень урбанизации, характер питания, эпидемиологическая ситуация). Весьма важная составляющая приспособления человека к среде – это адаптация к неблагоприятным условиям. Существуют заболевания, возникающие под влиянием определенной погоды (от повышения или снижения атмосферного давления, от избытка или недостатка тепла, влажности, ультрафиолетовой радиации и др.)

Причиной возникновения у населения эндемического зоба – заболевания, связанного с нарушением функций щитовидной железы и ее увеличением, считают недостаток йода в местных продуктах растительного происхождения и питьевой воде.

Выделяют группу природно-очаговых заболеваний человека. К ним относят чуму, туляремию, клещевой энцефалит, бешенство, сонную болезнь, кожный лейшманиоз и др. Возбудители этих заболеваний, носящих инфекционный характер, постоянного циркулируют среди отдельных видов диких животных, обитающих в определенных типах ландшафта.

Природно-очаговые болезни распространяются членистоногими переносчиками (малярия, сыпной тиф и др.) или при непосредственных контактах, укусах и т.п. Любое химическое вещество, биологический вид, физический или информационный агент, попадающий в окружающую среду или возникающий в ней количествах, выходящих за рамки обычного содержания, называют загрязнителем. Количество загрязнителей в настоящее время беспрецедентно увеличивается. Опасность для здоровья человека заключается в том, что для многих вредных веществ, слабо представлены или отсутствуют эволюционно закрепленные механизмы защиты и приспособления, что увеличивает вероятность заболевания. Загрязнения окружающей среды – процесс, происходящий в пространстве и во времени, поэтому реакцию человека на загрязнения иногда очень трудно проследить. Лучше всего влияние загрязнения на здоровье человека выражено во время острых критических ситуаций (промышленный смог, разливы загрязненных вод, аварии на предприятиях и т.п.)


Экологическое воздействие автотранспорта на здоровье человека зависит от количества выбрасываемых веществ, уровня превышения предельно допустимых концентраций, длительности пребывания человека вблизи автомагистралей. Другим важным фактором, определяющим состояние здоровья населения, выступает качество питьевой воды. Загрязнение водоисточников как через атмосферу так и в результате сброса хозяйственно – бытовых, промышленных, сельскохозяйственных стоков способствует распространению инфекционных заболеваний, в первую очередь кишечных.

К неблагоприятным факторам, влияющим буквально на все стороны жизни и здоровье человека, относится повышенной шум. Привыкание к шуму физически невозможно. Он всегда представляет опасность для здоровья и трудоспособности человека. Наиболее выраженный результат воздействия шумового загрязнения среды на здоровье человека – понижение остроты слуха.

Высокий уровень шума – причина частых головных болей; он ухудшает самочувствие, снижает работоспособность, остроту внимания, вызывает чувство раздражения и расстройства нервной системы.

Проблема взаимоотношения человека с окружающей средой приобрела качественно новый уровень. Здоровье человека рассматривается как один из нормативных показателей успешного природопользования. Состояние среды обитания человека не должно наносить урон ни одному из важнейших составляющий его здоровья – физическому, психическому, социальному или угрожать самой жизни человека.

Читайте также: