Океания конспект урока 7 класс

Обновлено: 06.07.2024

Оборудование: атласы, физическая карта полушарий, дополнительный материал.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Тема нашего урока “Океания”. (слайд 1)

Помимо шести континентов, в водах Мирового океана разбросано множество островов. Природа их необычайно разнообразна. Растительный и животный мир представлен уникальными видами, не встречающимися больше не в одной части света. Океанию населяют папуасы, таитянцы, гавайцы и ряд других народностей. Природные комплексы Океании настолько непохожи на природу материков, что географы выделяют ее даже в особую часть света.(слайд 3). Что же такое Океания? На сегодняшнем уроке мы ответим на этот вопрос (слайд 4).

История открытия и исследования.

Ребята работают самостоятельно, используя текст учебника и дополнительный материал из энциклопедий, делают записи в тетради.

После выполнения задания, зачитывают записи, просмотр слайдов (слайд 5,6,7,8)

Географическое положение.

Океания - это самое крупное скопление островов, находящихся в центральной и западной частях Тихого океана. (слайд 9,10) Большая часть островов сгруппирована в архипелаги.

Дать определение: (Архипелаг —группа островов, расположенных близко друг от друга и имеющих обычно одно и то же происхождение).(слайд 11)

Океания разделяется на три географические области (слайд 12), в основе деления лежат культурно-географические признаки: общность происхождения, язык, культура и обычаи народов, заселяющих каждую область. Работа по картам атласа, названные острова найти на карте.

Микронезия (острова - о. Гуам; архипелаги - Каролинские о-ва, Маршаловы о-ва, Марианские острова, о-ва Гилберта, о-ва Эллис)

Меланезия (острова - Новая Гвинея, Новая Каледония; архипелаги- Соломоновы о-ва, Новые Гебриды, о-ва Фиджи)

Полинезия (острова - о. Пасхи, о-ва Туамоту, о-ва Кука, о-ва Самоа, о-ва Тонга, Маркизские о-ва, о-ва Новая Зеландия, Гавайские о-ва.

Происхождение островов.

Физико-географическое положение, размеры и происхождение островов тесно связано со строением дна Тихого океана.

Рассмотрим карту строения Земной коры.

какие особенности в строении этой области мы можем отметить? (слайд 13)

  • Группа - рассматривает вопрос: “Особенности природы Океании”, пользуясь текстом учебника, ответить на вопросы по заданному плану. (приложение №2)
  • Группа - “Население и страны”. Пользуясь картами атласа.
  • Группа - Анализируя текст, выявляет экологические проблемы Океании.

Через 8 минут работы группы обмениваются полученным материалом, выполняя записи в тетрадях.(слайд 16,17,18,19)

Мы познакомились с необычной частью света – Океанией.

Домашнее задание: параграф 39, на контурных картах нанести основные острова Океании.(слайд 20)

российский этнограф, антрополог, биолог, путешественник изучал коренное население Австралии и Океании (1870-1880 годы) в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи был защитником колониальных народов, выступал против расизма и колониализма

1990 г. Советские ученые исследовали дно акватории западной части Тихого Океана районы Новогвинейского моря, о. Тонга, Соломоновых о-в…

Вулканический- остров, образующийся в результате вулканической деятельности на дне моря. Представляет собой верхушку подводного вулкана, поднятую над поверхностью океана Коралловый - остров, возникший в результате жизнедеятельности кораллов. Коралловый остров в виде сплошного или разорванного кольца называют атоллом. Материковый - отделившаяся часть материка, сходная с ним по геологическому строению и рельефу

Экваториальном КП Тропическом КП Субтропическом КП

Moa-вымершие гигантские птицы вес до 250 кг, в высоту 3,6 м.Не имели крыльев. Травоядные Киви. Вес до 4 кг. Сильные четырёхпалые ноги и длинный узкий клюв. Крылья не развиты, хвост отсутствует. Перья напоминают густую шерсть

Циатея серебристая- древовидный папоротник. Высотой до 10 м, неофициальный символ Новой Зеландии Новозеландское каури В ечнозелёное хвойное дерево до 30 — 50 м, обхват ствола до 16м.Это один из древнейших видов хвойных деревьев, переживший динозавров

КОРЕННЫЕ Полинезийская группа народов- тонганцы, самоанцы увеанцы, рапануйцы, гавайцы,таитяне (Полинезия, восток Меланезии) ПАПУАСЫ( Новая Гвинея, Соломоновы острова, Новая Каледония) МАОРИ (Новая Зеландия) ПРИШЛЫЕ СМЕШАННЫЕ жители

Поль Гоген ( французский живописец, сменил Францию на о. Таити ) Таитянские пасторали Таитянские женщины на пляже

Основное занятие -земледелие, охота и собирательство. Важную роль играет свиноводство. В настоящее время, папуасы заняты в горной промышленности, работают шофёрами, продавцами, клерками. Деревни папуасов — по 100—150 чел. Семья имеет 5-6 участков земли в разных стадиях созревания.

Традиционное занятие — подсечно-огневое земледелие. Собака была единственным домашним животным. Охотились на моа .Большая часть современных маори занята в сельском хозяйстве. Ремесла — ткачество, плетение, строительство лодок, резьба по дереву

Около 840 жителей тихоокеанского атолла умерли от раковых и других заболеваний. В июле 1946г. США использовали атолл Бикини для двух испытаний атомной бомбы. 25 июля там же был осуществлён подводный взрыв атомной установки. 1 марта 1945г. во время испытания водородной бомбы остров подвергся разрушению .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Приложение 2

План-конспект урока

по географии

Разработал: Дулина Елена Александровна

Проверил: М.Н. Байдина

ФИО руководителя практики

Ставропольский край, 2017 г.

Тип урока - комбинированный

- углубить и конкретизировать знания о взаимодействии суши и океана;

- осознание обучающимися важной мировоззренческой идеи целостности природы Земли, необходимости ее сохранения и бережного отношения к ней

- показать особенности географического положения и раскрыть особенности природы Океании;

- раскрыть причины своеобразия органического мира, состава населения этой островной области;

- сформировать у учащихся представление о хозяйственной деятельности и образе жизни населения Океании;

- продолжить формирование умения работать с картой;

- развивать кругозор учащихся, интерес к учению.

Планируемые образовательные результаты.

-смогут назвать и показать по карте наиболее крупные острова и архипелаги

-смогут рассказать об открытии и исследовании островов Океании

-смогут определить происхождение островов Океании с помощью различных источников информации: космических снимков, карт, учебника

-укажут различия в природе островов Океании в зависимости от происхождения

-смогут назвать и показать три основные области Океании: Полинезию, Меланезию, Микронезию

-опишут виды хозяйственной деятельности человека на островах Океании и их влияние на природу островов

Метапредметные:

Познавательные:

-смогут анализировать и обобщать текст

-смогут делать выводы и строить логически обоснованные рассуждения

-смогут использовать для поиска необходимой информации учебник, ресурсы Интернет, космические снимки и использовать их для решения задач

-смогут сравнивать и классифицировать

Регулятивные:

-ставить учебную задачу под руководством учителя

-самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности, выдвигать версии решения проблемы

-выявлять причинно-следственные связи

-самостоятельно осознавать причины своего успеха или неудачи, уметь оценить степень успешности своей образовательной деятельности

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность

-уважительно относиться к другому человеку, различать в его речи мнение(точку зрения), доказательство(аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории

-уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

-учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать его ошибочность

-сформировать у обучающихся личное отношение к вопросу сохранения природы Океании

-аргументированно оценивать свои и чужие поступки

-осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

Основные термины, понятия. Остров, Архипелаг, о- ва Новая Гвинея и Новая Зеландия, Соломоновы острова, Новая Каледония, Фиджи; острова Марианские, Каролинские, Маршалловы, Пилау, острова Гилберта, Туамоту, Самоа, острова Общества, Микронезия, Полинезия, Меланезия, кокосовая пальма, Агатис южный, птица киви,такахе, гаттерия, папуасы, маори.

Организационный момент. 2 мин.

Проверка домашнего задания.5 мин.

Актуализация знаний.3 мин.

Изучение нового материала.20 мин.

Домашнее задание.1 мин

Организационный момент.

Приветствие учащихся, создание доброжелательной и рабочей атмосферы в классе. Проверка готовности рабочих мест учащихся к уроку.

С добрым утром, начнем мы день,

Первым делом гоним лень,

На уроке не зевать, а работать и искать.

Проверка домашнего задания.

А чтобы старт прошел успешно, давайте вспомним, какие материки вы уже изучили? (Африка и Австралия)

Прошу выйти и показать на карте материки: Африка и Австралия. Какими океанами и морями они омываются?

Давайте повторим, что же вам известно об этих материках.

Соотнесите животных и растения к природным зонам Африки.

Ответьте на вопросы об Австралии.

Актуализация знаний.

Что называют островом? (сравнительно небольшие участки суши)

Что называют архипелагом? (группа островов, лежащих недалеко друг от друга)

Изучение нового материала.

Ребята, в Тихом океане расположено великое множество островов. Географы выделяют их в особую часть света, какую? (Океания)

Тема сегодняшнего урока – Океания.

Ребята, по ходу моего рассказа вы заполните таблицу, которая лежит у вас на столах, она послужит вам конспектом при подготовке к домашнему заданию.

И так, мы начинаем.

Что такое Океания ?

Океания – острова, лежащие в центральной и юго-западной части Тихого океана к северо-востоку от Австралии. Этот островной мир состоит почти из 7000 островов, часть из которых образуют архипелаги. S =1,3 млн. км2. Самыми крупными островами являются Новая Гвинея и Новая Зеландия.

Найдите эти острова на физической карте мира (работа с атласом и настенной физической картой мира).

Слайд 13 (таблица)

Океания подразделяется на:

Особенности природы – происхождение островов.

Материковое - Новая Гвинея и Новая Зеландия;

Вулканическое - Гавайские острова, Новая Каледония, Фиджи, Самоа, Новые Гибриды и др.

Коралловое - острова Гилберта, Туамоту, Рождества.

Слайд 22 (таблица)

Природа – каковы особенности климата.

Само название Океания свидетельствует о том, что океан играет решающую роль в формировании климата. По климатической карте определите, в каких климатических поясах она располагается (в субтропиках, тропиках, субэкваториальных и экваториальных широтах).

Климат теплый, ровный, мягкий, особенно благоприятный для жизни человека. Из-за положения островов по обе стороны от экватора температуры воздуха высоки, но ветры с океана значительно смягчают жару. Колебания температуры по сезонам и в течение суток незначительны. Смена давления воздуха над просторами океана приводит к возникновению частых ураганов.

Хотя вся Океания покрыта вечнозеленой растительностью, наиболее богата она только на островах материкового происхождения. Здесь размещаются тропические леса, саванны и луга.

Кокосовая пальма : распространение происходит морским путем по островам Тихого океана. Кокосовые орехи водонепроницаемы и свободно держатся на воде. Всхожесть плодов сохраняется в морской воде до 110 дней. За это время они могут проплыть до 3000 миль.

Новозеландская сосна – каури или Агатис южный – это один из древнейших видов хвойных деревьев, переживший динозавров и встречавшийся уже во время юрского периода (примерно 150 миллионов лет назад).

Кодиеум пестролистный, кротон – комнатное растение родом из Меланезии.

Циатея арборея – самый крупный папоротник в мире, высотой до 20 м. и листьями по 3 м.

Слайд 29 (таблица)

Животный мир Океании тоже беден, здесь нет хищных животных и ядовитых змей.

Киви – птица, имеющая самые маленькие (выродившиеся) крылья.

Такахе , бескрылая султанка – нелетающая редкая птица до 60 см. в высоту.

Гаттерия – самое древнее пресмыкающееся (представители этого рода жили на Земле 250 млн. лет назад) с самой низкой температурой тела + 11̊̊̊С.

Самая большая дневная бабочка – самка птицекрыла королевы Александры. Размах ее крыльев достигает 26-28 см. Обитает на острове Новая Гвинея.

Слайд 35 (таблица)

Население составляет 10 млн. человек. Представлено оно коренными народами и пришлым населением – потомки выходцев из Европы, Азии, Америки.

Меланезийцы – группа народов, населяющая острова Меланезии. Говорят на меланезийских языках. Сегодня меланезийцы ходят в церковь - католическую или протестантскую.

Папуасы – древнейшее население острова Новая Гвинея. Основное занятие – ручное земледелие тропического пояса. Второстепенные – охота и собирательство. Важную роль играет свиноводство.

Микронезийца – группа народов, проживающих в Микронезии. Общая численность – 115000 человек. В быту островитян главное место занимали суда – лодки. Микронезийцы умели изготовлять навигационные карты. Они были секретны, зашифрованы.

Полинезийцы – группа родственных народов, населяющих острова Полинезии в Тихом океане. Языки относятся к полинезийской группе. Расовый тип – смешанный, во внешности полинезийцев просматриваются черты монголоидной и австралоидной рас. Общая численность полинезийцев – 1 млн. 20 тыс. человек. Наиболее крупные народы Полинезии: гавайцы, самоанцы, таитяне, маори.

Какой хозяйственной деятельностью занимаются жители Океании?

(по щелчку мыши появляются иллюстрации к ответу)

Главное занятие – это земледелие. На плантациях выращивают кокосовые пальмы, какао, кофе. Развито рыболовство, туризм, занимаются разведением овец.

Политическая карта Океании сложилась в результате захвата островов странами Европы и США. Еще 40 лет назад здесь было только одно государство – Новая Зеландия. Сейчас независимых государств более 10. Часть островов – до сих пор колонии.

Слайд 45 (таблица)

Закрепление.

- Выполнение заданий теста. Слайд 47-49 (приложение 1)

А сейчас, ребята, мы выполним творческое задание, составим синквейн.

Синквейн – это творческая работа, которая имеет форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1-я строка – название, тема (существительное)

2-я строка – описание (два прилагательных)

3-я строка – действие (три глагола)

4-я строка – фраза выражающая отношение к теме (четыре слова)

5-я строка – синоним первой строки (существительное)

Я приведу пример:

Открывает, описывает, картографирует

Изучает природные комплексы и их компоненты

ТЕМА НАШЕГО СИНКВЕЙНА – ОКЕАНИЯ

Увлекает, завораживает, очаровывает

Архипелаги, расположенные в Тихом океане

Домашнее задание.

§39, творческое задание – составить синквейн.

А сейчас предлагаю вам выразить свое настроение о сегодняшнем уроке. А помогут вам в этом смайлики, которые лежат у вас на столах.

Ребята, мы не говорим прощай, Океания, мы говорим до свидания! Ведь может кому-то из вас предстоит побывать на этих островах в качестве туриста, ученого, а может, кто-то из вас будет капитаном корабля, и вы будете плавать в водах Тихого океана, среди этих островов.

Спасибо, ребята за сотрудничество, мне было приятно с вами работать.

1 .Климатические пояса, в которых расположены острова Океании:

А. Экваториальный, субэкваториальный

Б. Экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический

В. Экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный


Материал урока позволяет раскрыть особенности природы Океании. В ходе урока у учащихся формируются представления о хозяйственной деятельности и образе жизни населения Океании.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Океания"

Вам уже хорошо известно, что учёные выделяют на Земле шесть материков. Давайте назовём их вместе. Это Северная и Южная Америка, Антарктида, Африка, Евразия и Австралия.


Однако, кроме шести континентов, в юго-западной и центральной части Тихого океана разбросано множество островов. Природа этих островов настолько не похожа на природу других материков, что очень часто многие географы объединяют их в одну часть света – Океанию.


Сегодня на уроке мы:

· совершим увлекательное путешествие на эти необычные острова Тихого океана,

· изучим географическое положение Океании,

· исследуем особенности её природы,

· узнаем, какие народы заселяют эти острова.

Своё путешествие мы начнём с изучения карты Океании. Океания находится в юго-западной и центральной части Тихого океана. Давайте найдём и обозначим эту территорию. Что мы можем сказать, глядя на карту? Океания – это скопление островов, которые сгруппированы в архипелаги.

Архипелаг – это группа островов, которые расположены близко друг к другу и имеют одинаковое происхождение, а также сходное геологическое строение.


А сейчас подробнее изучим состав Океании. Обратимся за помощью к карте.

Океания подразделяется на три географические области: Микронезию, Меланезию и Полинезию.


Зачем Океанию поделили на области?

В основе деления Океании лежат культурно-географические признаки. К ним относят общность происхождения, культуру и обычаи народов, заселяющих каждую область.

Географические области Океании

Давайте вместе с вами поработаем с картой. Изучим подробно каждую географическую область Океании. И узнаем, какие острова входят в их состав.

В её состав входят множество мелких островов, которые разбросаны по огромной территории Тихого океана к северу от экватора. К ним относятся острова Марианские, Каролинские, Маршалловы и Палау, а также частично заходящие в южное полушарие острова Гилберта.

Общая площадь Микронезии составляет более 2, 6 тыс км 2 . Она включает в себя около 1500 островов. Самым крупным по площади островом Микронезии является Гуам. Его площадь составляет 549 км 2 .


Говоря об островах Микронезии, стоит отметить, что почти все они имеют коралловое или вулканическое происхождение.

Меланезия – это совокупность островов в Тихом океане, которые расположены к северо-востоку от Австралии. К Меланезии относятся следующие группы островов: Новая Гвинея, Новая Каледония, Соломоновы острова, острова Вануату и Фиджи, архипелаг Бисмарка, острова Санта-Крус, а также коралловые острова Лоялти.


Общая площадь Меланезии составляет 940 тыс км 2 .

Самый большой остров Меланезии – остров Новая Гвинея. Остров Новая Гвинея – второй по площади остров в мире после острова Гренландия. Западная часть острова принадлежит территории государства Индонезия. А вот восточная часть Новой Гвинеи принадлежит государству Папуа-Новая Гвинея.


Помимо Микронезии и Меланезии в Океании ещё выделяют Полинезию.

Давайте обозначим на карте границы этой географической области Океании. Что мы видим? Полинезия в Тихом океане образует своеобразный треугольник. Вершинами которого являются: Гавайские острова на севере, остров Пасхи на юго-востоке и остров Новая Зеландия на юго-западе.


Обратите внимание. Остров Новая Зеландия состоит из двух основных островов. Это острова Северный и Южный.


Многие люди согласятся с тем, что эти острова – прекрасны! Зелёные холмы и заснеженные горные пики, долины и луга, озера и фьорды, золотые пляжи и чистейшее лазурное море. Только посмотрите на эти пейзажи. От красот Новой Зеландии и их разнообразия просто захватывает дух.



После окончания сьёмок деревня Хоббитон стала достопримечательностью Новой Зеландии. Множество туристов со всего мира приезжают на эти острова, чтобы посмотреть на эту необычную и живописную деревню.

Вернёмся к карте Океании. Как уже было сказано ранее, в Полинезии, располагается удивительный остров Пасхи. Он знаменит на весь мир своими гигантскими каменными статуями. Выстроившись в линию, они возвышаются над побережьем Тихого океана.


Высота каменных статуй острова Пасхи колеблется от 3 до 20 метров. Средняя ширина основания около 2 метров. Средний вес таких статуй 5 тонн. Эти статуи являются очень древними. До сих остаётся загадкой кто и когда их воздвиг. Может, это были люди, а может, какие-то иные разумные существа – кто знает?

В целом, говоря об Океании, можно отметить, что географическое положение, размеры и происхождение её островов тесно связаны со строением дна Тихого океана. Так, большинство островов Океании по своему происхождению относятся к вулканическим и коралловым. А часть из них и вовсе являются вершинами подводных хребтов Тихого океана.

Если обратиться к физической карте мира. То становится ясно: Океания расположена по обе стороны от экватора. Она насчитывает 7000 островов. Общая площадь которых – 1 млн 260 тыс км 2 .


Океания изолирована от других материков. Это, в свою очередь, сильно отразилось на растительном и животном мире её островов. Флора и фауна Океании весьма своеобразны.

Что касается животного мира островов, то здесь вы не встретите крупных животных и ядовитых змей. Однако острова очень богаты разнообразными птицами. Например, такими, как киви, буревестник, альбатросы, саланганы и другие.


Растительный же мир Океании хорошо представлен только на островах материкового происхождения. Здесь растут такие экзотические виды растений, как кокосовые пальмы, фикусы, лианы. На вулканических и коралловых островах растительный мир почти отсутствует.


Народы Океании

Как люди заселили острова Океании?

Существует множество различных гипотез о заселении островов и происхождении их жителей. Однако все учёные приходят к одному выводу, что острова Океании заселили выходцы из Юго-Восточной Азии.

Коренными жителями Океании являются полинезийцы, микронезийцы, меланезийцы, папуасы. Соответственно получается, что полинезийцы в основном проживают на островах Полинезии, микронезийцы на островах Микронезии, Меланезийцы заселяют острова Меланезии. А вот папуасы проживают на острове Новая Гвинея.


Коренные жители Океании довольно сильно отличаются друг от друга по внешнему облику и языковым особенностям, культуре, традициям и обычаям.

Общая численность населения Океании составляет около 12 млн человек. Из них около 6 млн человек живёт в Меланезии, около 500 тыс человек в Полинезии и лишь около 0,5 млн в Микронезии. Большая часть населения Океании проживает в Меланезии.

Занимаются жители Океании в основном земледелием, а также промыслом в океане.

Что касается промышленности, то она развивается только в трёх регионах Океании – Новой Гвинее, Новой Каледонии и в Новой Зеландии.


На сегодняшний день, острова Океании, имея уникальную и очень красивую природу, привлекают внимания множество туристов. Кто знает, может быть, когда-нибудь и вы посетите эти необычные земли.

Подведём итоги урока.

Океания – это крупнейшее в мире скопление островов и архипелагов в центральной и юго-западной частях Тихого океана. Общая площадь которых составляет 1 млн 260 тыс км 2 .

Географически Океания подразделяется на Меланезию, Микронезию и Полинезию.

Коренными жителями Океании являются полинезийцы, микронезийцы, меланезийцы, папуасы. Общая численность населения Океании составляет около 12 млн человек.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Образовательные: Создать условия для осознания и осмысления новой информации о физико-географическом районе – Океании; углубить знания о взаимодействии суши и океана, раскрыть особенности природы и населения Океании.

2. Развивающие: Создать условия для формирования у учащихся навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации; умений устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы; умение высказывать свою точку зрения и грамотно её аргументировать, выделять из большого количества информации главное, определять проблемы и находить пути их решения, развивать кругозор учащихся и их творческие способности.

3. Воспитательные: Способствовать воспитанию культуры и гуманных качеств личности учащегося, навыков общения, самостоятельности, чувства коллективизма через совместную деятельность; бережного отношения к природной среде.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

I. Организационный этап. Создание положительного настроя на урок и дальнейший поиск информации. Звучит музыка, чтение учителем стихотворения. (слайд 3) Прослушайте стихотворения и попытайтесь определить, о чём мы будем говорить на уроке: Острова, острова…

III. Постановка проблемы. (слайд 5)

IV. Изучение нового материала.

1. Актуализация опорных знаний. Словарная работа: остров, архипелаг, эндемики, кораллы, атолл, барьерный риф. (слайд 6)

4. Природа Океании. Групповая работа. (слайд 9 - 20) Учащиеся разбиваются на группы, проводят исследование по карточкам – инструкциям, работают с атласами, учебником. Схемы составляют на магнитной доске, используя опорные слова.

5. Выступления групп. Работа со слайдами, схемами, картой и атласом.

VI. Закрепление изученного материала. (слайд 21 - 24)

V. Решение проблемного вопроса, поставленного в начале урока.(слайд 25)

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Тема урока: Океания.

Задачи урока:

1. Образовательные: Создать условия для осознания и осмысления новой информации о физико-географическом районе – Океании; углубить знания о взаимодействии суши и океана, раскрыть особенности природы и населения Океании.

2. Развивающие: Создать условия для формирования у учащихся навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации; умений устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы; умение высказывать свою точку зрения и грамотно её аргументировать, выделять из большого количества информации главное, определять проблемы и находить пути их решения, развивать кругозор учащихся и их творческие способности.

3. Воспитательные: Способствовать воспитанию культуры и гуманных качеств личности учащегося, навыков общения, самостоятельности, чувства коллективизма через совместную деятельность; бережного отношения к природной среде.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

I . Организационный этап. Создание положительного настроя на урок и дальнейший поиск информации. Звучит музыка, чтение учителем стихотворения. (слайд 3) Прослушайте стихотворения и попытайтесь определить, о чём мы будем говорить на уроке: Острова, острова…

Снова вижу во сне острова в океане.

В слабой дымке рассвет

Золотит разноцветный песок.

Я стою босиком у воды

И вдыхаю простор необъятный.

И душа улетает от тела в свободный полет.

Острова, острова…

Снова слышу во сне, как сливается ласковый шепот,

Шелест пальмовых листьев

С плеском теплых изменчивых вод,

Где в причудливых сказочных замках кораллов

Суетится, не знающий сети рыбацкой, морской хоровод

Где под ласковым солнцем в вечной неге склоняются пальмы,

Где не пуганы птицы, и не хожен ничьими ногами песок…

Острова, острова…

В каждой нашей душе есть таинственный остров,

Где мы прячем, как клады, грузы вечных проблем и забот.

Только жаль, что творец, создал Рай на Земле

И с улыбкой лукавой

От соблазнов людских бросил вас, острова,

Среди этих бушующих вод.

Стих-е Е.А.Чаупенковой

- Определение географических объектов:

40 0 ю.ш 174 0 в.д ; 25 0 ю.ш 111 0 з.д; 24 0 с.ш 179 0 з.д; 10 0 ю.ш 145 0 в.д (слайд 4)

- Соедините найденные острова условной прямой. Какие острова оказались внутри?

- В каком океане расположены эти острова? Как одним словом назвать все эти острова?

- Чтобы наш урок не прошел бесследно, мы тоже должны поставить цель и задачи. Какие? Какие вопросы вы бы хотели рассмотреть на уроке?

IV . Изучение нового материала.

1. Актуализация опорных знаний . Словарная работа: остров, архипелаг, эндемики, кораллы, атолл, барьерный риф. (слайд 6)

- Что такое Океания? Это скопление островов в центральной и западной частях Тихого океана, которые вытянулись с севера на юг, от Гавайских островов до Новой Зеландии, и с востока на запад, от острова Пасхи до Новой Гвинеи. Количество — более 10000 островов. Площадь — 1,3 млн. км²

- Где располагается Океания?

- Каково расположение Океании относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков? - Назовите острова, входящие в Океанию?

- Когда европейцы узнали об Океании?

- Какие путешественники и исследователи внесли свой вклад в изучение Океании?

4. Природа Океании. Групповая работа. (слайд 9 - 20) Учащиеся разбиваются на группы, проводят исследование по карточкам – инструкциям, работают с атласами, учебником. Схемы составляют на магнитной доске, используя опорные слова.

Карточка – инструкция № 1.

Геоморфологи.

1. Определить особенности рельефа и происхождение островов. Подготовить отчёт по вопросам в форме рассказа.

1. На какие группы делят острова по происхождению?

2. Как образовались материковые острова? Каков их рельеф? Примеры.

3. Как образуются вулканические острова? Каков их рельеф? Примеры.

4. Как образуются коралловые острова? Каков их рельеф? Примеры.

5. О чем говорит тот факт, что среди островов Океании много вулканических?

6. Почему в центральных, наиболее глубоких, районах Тихого океана образовались

коралловые острова? (Они образовались на вулканических островах)

7. Есть ли полезные ископаемые на островах?

2. Установите географические закономерности между тектоническим строением океана, рельефом, происхождением островов, полезными ископаемыми.

Карточка – инструкция № 2.

Климатологи.

1. Определить климатообразующие факторы и особенности климата Океании. Подготовить отчёт

по вопросам в форме рассказа.

1. Перечислите климатические пояса, в которых лежит Океания?

2. Какой климат в Океании? Определите по карте температуру и количество осадков.

3. К чему приводят частые смены атмосферного давления над просторами океана

4. Есть ли реки? Каков их режим? (Крупные реки есть только на о. Новой Зеландии, а также на о. Новая Гвинея. Питание рек преимущественно дождевое. На атоллах реки отсутствуют из-за высокой пористости почв. Наибольшее количество озёр, в том числе, термальных, находится в Новой Зеландии, где также имеются гейзеры.)

2. Установите географические закономерности между географическим положением Океании, климатом, реками, происхождением островов.

Карточка – инструкция № 3.

1. Описать органический мир Океании. Подготовить отчёт по вопросам в форме рассказа.

1. Есть ли почвы на островах? Какие природные зоны распространены?

2. Почему органический мир Океании беден?

3. Почему на островах много эндемиков?

4. Какие организмы населяют острова? Расскажите о них.

5. Органический мир, каких островов богаче? Почему?

6. Как приспособились к жизни растения и животные?

2. Установите географическую закономерность между климатом, происхождением островов и органическим миром.

Кокосовая пальма. Её называют королевой пальм, хлебом Океании. Значение велико: ствол - строительный материал, листья – для кровли, из них делают веники, плетут канаты и шляпы; из цветов получают пальмовый сахар. Из орехов – кокосовое молоко, которое удаляет жару. Из созревших орехов производят копру ( белая мякоть), измельчённой копрой или у нас называют кокосовая стружка посыпают сладости.

Киви имеют сильные четырёхпалые ноги и длинный узкий клюв с ноздрями на самом кончике. Крылья не развиты, хвост отсутствует. Перья киви больше напоминают густую шерсть. Киви обитают преимущественно в сырых вечнозелёных лесах; длинные

Такахе , или бескрылая султанка - нелетающая редкая птица, считалась вымершей. Обитает в горах Южного острова, в Новой Зеландии.

Новозеландский лён — травянистое многолетнее растение, растущее в Новой Зеландии и на о-ве Норфолк. Длинные (до 2 м) узколанцетные двурядные листья этого растения располагаются громадным веером. Листья содержат тонкие, но необычайно крепкие волокна, превосходящие своей прочностью все другие сорта растительных волокон. Ради этих волокон Новозеландский лен возделывается во многих странах. Плетут из листьев циновки, одежду, паруса, употребляют их для крыш и пр. В Европе Новозеландский лен разводится в оранжереях, как прекрасное декоративное растение. Цветет оно редко; цветки крупные, желтоватые, собранные в верхушечные кисти.

Карточка – инструкция № 4.

1. Изучить особенности населения и их основные занятия. Подготовить отчёт по вопросам в форме рассказа.

1. Откуда появились люди на островах Океании?

2. Из каких жителей состоит население островов?

3. Что вы знаете о папуасах?

4. Назовите основные занятия людей? (что выращивают, добывают, производят, основной промысел)

2. Установите географическую закономерность между климатом, занятиями и бытом населения.

Дополнительный материал. По общности происхождения, языка, культуры и обычаев народов, острова Океании разделяют на 3 группы. (таблицы раздать каждому ученику) Большая часть живёт в сельской местности. Дома – хижины, на сваях. Однако немногие народы живут по традициям предков. На острове Новая Зеландия и Гавайях преобладает городское население.

Читайте также: