Оказание помощи терпящим бедствие на воде обж 8 класс конспект урока и презентация

Обновлено: 20.05.2024

1 ОБЖ, 8 класс Тема 3. Безопасность на воде Урок 3. Оказание помощи терпящим бедствие на воде Автор: Панкратов В.В. Школа 37

2 Экстренные когда человек упал за борт и ему нужно продержаться на воде, пока не подойдёт помощь спасательный круг спасательный конец Александрова спасательный конец Александрова Экстренные когда человек упал за борт и ему нужно продержаться на воде, пока не подойдёт помощь спасательный круг спасательный конец Александрова спасательный конец Александрова Превентивные Они одеваются заранее: при катании на водных лыжах, гидроцикле, при посадке в лодку детей или пассажиров, не умеющих плавать, а также когда судно находится в аварийном состоянии. спасательные пояса, нагрудники и жилеты Превентивные Они одеваются заранее: при катании на водных лыжах, гидроцикле, при посадке в лодку детей или пассажиров, не умеющих плавать, а также когда судно находится в аварийном состоянии. спасательные пояса, нагрудники и жилеты Длительного пользования Эти средства подбираются в зависимости от возможного количества пассажиров и экипажа спасательные лодки и плоты Длительного пользования Эти средства подбираются в зависимости от возможного количества пассажиров и экипажа спасательные лодки и плоты СПОСОБЫ СПОСОБЫ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ НА ВОДОЕМАХ СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

3 ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ТЕРПЯЩЕМУ БЕДСТВИЕ НА ВОДЕ Буксировка с поддержкой под мышки Буксировка с поддержкой под мышки Спасатель поддерживает тонущего под мышки и буксирует его, плывя на спине. Спасатель поддерживает тонущего под мышки и буксирует его, плывя на спине.

4 ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ТЕРПЯЩЕМУ БЕДСТВИЕ НА ВОДЕ Буксировка за волосы Буксировка за волосы Схватить тонущего одной рукой за волосы или ворот и плыть любым способом, стараясь удержать голову пострадавшего над водой. Схватить тонущего одной рукой за волосы или ворот и плыть любым способом, стараясь удержать голову пострадавшего над водой.

5 ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ТЕРПЯЩЕМУ БЕДСТВИЕ НА ВОДЕ Буксировка с захватом выше локтей Буксировка с захватом выше локтей Взять сзади обе руки тонущего, оттянуть их назад, просунуть свою левую (правую) руку под мышку, провести её за спиной тонущего, взять за другую руку выше локтя и буксировать, плывя на боку. Взять сзади обе руки тонущего, оттянуть их назад, просунуть свою левую (правую) руку под мышку, провести её за спиной тонущего, взять за другую руку выше локтя и буксировать, плывя на боку.

7 Знание правил поведения на воде спасло не одну человеческую жизнь ПОМНИТЕ! ПОМНИТЕ! Строгое выполнение правил поведения на воде оградит вас, ваших близких и знакомых от несчастных случаев на воде и в вашей жизни будет меньше огорчений, больше счастливых и радостных дней. Строгое выполнение правил поведения на воде оградит вас, ваших близких и знакомых от несчастных случаев на воде и в вашей жизни будет меньше огорчений, больше счастливых и радостных дней.

Цель: познакомить учащихся с основными способами оказания помощи терпящим бедствие на воде.

ВложениеРазмер
okazanie_pomoshchi_na_vode.rar 710.07 КБ

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Урок. 8класс. Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

Систематизировать знания учащихся в облас¬ти безопасного поведения на водоемах в различных жизненных ситуациях. Систематизировать знания обучаемых по безопасному поведению на водоемах во время активно.

Открытый урок. Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

Краткое описание ПМП при бедствие на воде.

Открытый урок. Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

Общие рекомендации по оказанию помощи терпящим бедствие на воде.Освобождение от захватов.Способы транспортировки пострадавшего.Домашнее задание.Подведение итогов урока.

§3.3_Уч_8кл_ Оказание помощи терпящим бедствие на воде

По академическому учебнику А.Т. Смирнова и О.Б. Хренникова "Основы безопасности жизнедеятельности", "Просвещение", 2012.

План проведения открытого урока по ОБЖ на тему : Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

Методическая разработка открытого урока по ОБЖ в 8 классе на тему "Оказание помощи терпящим бедствие на воде".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель: познакомить учащихся с основными способами оказания помощи терпящим бед.

Цель: познакомить учащихся с основными способами оказания помощи терпящим бедствие на воде.

Оказание помощи терпящим бедствие на воде подразделяется на оказание помощи у.

Оказание помощи терпящим бедствие на воде подразделяется на оказание помощи уставшему пловцу и спасание тонущего. Также необходимо знать как освобождаться от захватов тонущего и как делать искусственное дыхание.

Оказание помощи уставшему пловцу Помощь, оказываемая уставшему пловцу одним с.

Оказание помощи уставшему пловцу Помощь, оказываемая уставшему пловцу одним спасателем

Оказание помощи уставшему пловцу Оказание помощи пострадавшему двумя спасател.

Оказание помощи уставшему пловцу Оказание помощи пострадавшему двумя спасателями

а - подплывание под водой, б - поворачивание утопающего, в - выход из воды з.

а - подплывание под водой, б - поворачивание утопающего, в - выход из воды за спиной спасаемого Меры, упреждающие захват утопающим спасателя

Приемы буксировки тонущего Буксировка пострадавшего за голову

Приемы буксировки тонущего Буксировка пострадавшего за голову

Приемы буксировки тонущего Буксировка пострадавшего с захватом подмышки

Приемы буксировки тонущего Буксировка пострадавшего с захватом подмышки

Приемы буксировки тонущего Буксировка пострадавшего с захватом под руку

Приемы буксировки тонущего Буксировка пострадавшего с захватом под руку

Приемы буксировки тонущего Буксировка пострадавшего с захватом выше локтей

Приемы буксировки тонущего Буксировка пострадавшего с захватом выше локтей

Приемы буксировки тонущего Буксировка пострадавшего с захватом за волосы

Приемы буксировки тонущего Буксировка пострадавшего с захватом за волосы

Вынос пострадавшего из воды а - на плечах; б - с упором на бедра

Вынос пострадавшего из воды а - на плечах; б - с упором на бедра

Домашнее задание Повторить правила оказания помощи терпящим бедствие на воде.


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 397 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 28.09.2015 20025
  • PPTX 922.5 кбайт
  • 1106 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Буряк Алексей Николаевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Шагимярдянов Марат Абдулкаюмович

Учитель ОБЖ

МБОУ "Татаромаклаковская СШ"

Тема урока: Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

Цель: Ознакомление с основными способами оказания помощи терпящим бедствие на воде.

План проведения открытого урока по ОБЖ

на тему : Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

Ознакомление с основными способами оказания помощи терпящим бедствие на воде.

Применение теоретических знаний в практической деятельности.

Контроль и самоконтроль изучения алгоритмов действий.

Воспитывающие:

Воспитание общей культуры личности;

Воспитание чувства уверенности в своих силах;

Воспитания чувства сострадания.

Развивающая:

Формирование навыков оказания помощи терпящим бедствие на воде.

Общие рекомендации по оказанию помощи терпящим бедствие на воде.

Освобождение от захватов.

Способы транспортировки пострадавшего.

Домашнее задание.

Подведение итогов урока.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

1.ПОВТОРЕНИЕ ПРОЕДЕННОГО МАТЕРИАЛА

Как выбрать водоем для купания?

Перечислите правила поведения во время купания?

Что запрещается во время купания?

Что делать если судорогой свело свело руки или ногу?

2. Изучение нового материала.

Очень часто в жизни люди оказываются в таких ситуациях, в которых не знают как себя вести, а ведь от их действий порой зависит благополучие и даже жизнь человека. Вот для того, чтобы быть полезным, а может быть и спасти человека, мы и проводим этот урок. А так как мы живем непосредственно рядом с рекой, то приемами спасения утопающего должен владеть каждый человек, умеющий плавать.

Поэтому цель нашего урока - познакомиться с основные способы оказания помощи терпящим бедствие на воде.

Итак, приступим.

СПАСЕНИЕ ИЗ ВОДЫ.

Оказание помощи терпящим бедствие на воде подразделяется на оказание помощи уставшему пловцу и спасание тонущего. Также необходимо знать, как освобождаться от захватов тонущего и как делать искусственное дыхание.

Обратите внимание на алгоритмы оказания помощи терпящим бедствие на воде, лежащие у вас на столах.

Оказание помощи уставшему пловцу

Способ первый. Уставший пловец кладет вытянутые руки сзади на плечи спасателя, который буксирует его брассом на груди. При возможности пловец помогает, работая ногами.

Способ второй. В том случае, когда помощь оказывают два спасателя, терпящий бедствие располагается между ними, положив выпрямленные руки и ноги на плечи спасателей (рис. 2). Спасающие плывут брассом. Ноги спасаемого должны быть расслаблены, чтобы не затруднять движения рук спасателя, находящегося сзади.

Спасание тонущего

К тонущему человеку всегда следует подплывать сзади.

- Как вы думаете, почему?

(Ответы учащихся).

Если сделать это невозможно, надо поднырнуть под тонущего, захватить левой рукой под колено его правую ногу, а ладонью правой руки сильно толкнуть левое колено спереди и развернуть тонущего спиной к себе. Этот прием применяют в случаях, когда пострадавший совершает беспорядочные движения или оказывает сопротивление спасателю. Оказавшись за спиной тонущего, спасатель пропускает свою руку подмышку правой руки пострадавшего и, крепко захватив его руку и плечо, всплывает с ним на поверхность.

Сам процесс спасения может стать опасным для спасающего. Дело в том, что тонущий человек впадает в панику, судорожно хватается за все, до чего может дотянуться и, в тоже время его мышление затуманено адреналином, из-за чего он может не реагировать на слова помощи.

(Учитель знакомит учащихся с основными способами освобождения от захватов при оказании помощи утопающему)

Способы освобождения спасателя от захватов тонущего

Переходим к следующему вопросу.

Способы транспортировки пострадавшего на воде:

при плавании с утопающим нельзя класть его на себя. Придать ему горизонтальное положение так, чтобы рот и нос находились на поверхности воды;

буксировка за голову;

буксировка с захватом под мышками;

буксировка с захватом под руку;

буксировка с захватом выше локтей;

буксировка с захватом за волосы или воротник;

Приемы буксировки тонущего

Приемы буксировки подразделяются на две группы: без закрепления рук, когда утопающий спокойно подчиняется спасателю, и с закреплением рук в случае сопротивления утопающего.

Букировка за голову. Спасатель, вытянув руки, берет голову тонущего так, чтобы большие пальцы рук лежали на щеках, а мизинцы под нижней челюстью пострадавшего и приподнимает его лицо над поверхностью воды. Плывя на спине и работая ногами, спасатель транспортирует тонущего к катеру, шлюпке или к берегу.

Буксировка с захватом подмышки. Спасатель крепко подхватывает тонущего подмышки, и буксирует его с помощью ног.

Буксировка с захватом под руку. Приблизившись к тонущему сзади, спасатель быстро просовывает свою левую (правую) руку под соответствующую руку тонущего. Затем берет его левую (правую) руку выше локтевого сустава, прижимает спасаемого спиной к себе и буксирует на боку в безопасное место. Плавание на боку, когда свободна одна рука и ноги, дает возможность спасателю ориентироваться, выбирать направление при транспортировке спасаемого и буксировать его на большие расстояния.

Буксировка с захватом выше локтей. Спасатель обхватывает обе руки тонущего за локти, оттягивает их назад, затем просовывает свою левую (правую) руку спереди под мышку и проводит ее за спину тонущего. За тем левой (правой) рукой захватывает правую (левую) руку тонущего выше локтя и сильно прижимает тонущего к себе спиной. Захват можно производить и правой рукой, если спасатель плывет на левом боку.

Буксировка с захватом за волосы или воротник. Спасатель, захватив рукой волосы или воротник одежды тонущего, плывет на боку, работая свободной рукой и ногами. Буксировать тонущего надо выпрямленной рукой, поддерживая его голову над поверхностью воды так чтобы вода не попала в дыхательные пути спасаемого.

Выносить из воды пострадавшего удобнее с упором на плечи или на бедра. Достигнув берега, катера или шлюпки, спасатель немедленно приступает к оказанию первой помощи.

Первая (доврачебная) помощь утопающему.

Вытащив утопающего на берег или судно, надо освободить его от одежды, мешающей свободному дыханию, затем очистить нос и рот от песка и ила пальцем, обёрнутым носовым платком или бинтом. Если зубы крепко стиснуты, разжать их деревянной палочкой. Для удаления воды из желудка и лёгких пострадавшего кладут нижним краем грудины на бедро согнутой в колене под прямым углом ноги. Как только основная масса воды будет удалена, немедленно приступают к искусственной вентиляции лёгких одновременно с закрытым массажем сердца.

Способы искусственного дыхания

Существует несколько способов искусственного дыхания. Наиболее эффективны и доступны при восстановлении кровообращения и сердечной деятельности способы искусственного дыхания "рот в рот" и "рот в нос" с сопутствующим непрямым массажем сердца, так как выдыхаемый воздух содержит кислород, углекислый газ, нагретый до температуры человеческого тела.

Искусственное дыхание "рот в рот". После того как из дыхательных путей и желудка удалили воду и очистив рот пострадавшего, его кладут спиной на твердую основу-землю, пол. На многих спасательных станциях применяют специально изготовленную доску, разработанную медицинскими работниками спасательной службы Москвы.

Когда помощь оказывает один человек, он становится на колени сбоку у изголовья, одну руку кладет на шею пострадавшего, другую - на лоб и максимально запрокидывает ему голову назад.

Далее большим и указательным пальцами спасатель крепко зажимает ноздри пострадавшего, поддерживая рот полуоткрытым, и, сделав глубокий вдох плотно обхватывает губами его рот (через марлю платок), вдувая воздух в легкие. Если грудная клетка расширяется, значит воздух попал в легкие. Если не расширяется, спасаемый лежит ровно, а его язык падает назад, плотно закрывая вход в гортань, значит воздух в легкие не проходит.

Частота вдуваний взрослому человеку 12-14 в 1 мин, детям - 16-18. Выдох у пострадавшего произойдет пассивно, благодаря созданному повышенному давлению в легких, их эластичности и давлению грудной клетки. Поскольку у детей от и нос расположены близко, их можно одновременно плотно обхватить губами и вдувать воздух через легкие.

Искусственное дыхание "рот в нос". Спасатель запрокидывает голову пострадавшего и делает глубокий вдох, плотно обхватывает губами нос пострадавшего и вдувает в него воздух. Рот пострадавшего в это время закрыт.

Искусственное дыхание "рот в рот" или "рот в нос" должно сочетаться с непрямым массажем сердца.

Непрямой массаж сердца

Сердце человека расположено в грудной полости между грудиной и позвоночником. Надавливая на грудину, ее удается сместить по направлению к позвоночнику на 3-4 см. Сердце при этом сдавливается, кровь из его полостей поступает в сосуды малого и большого круга кровообращения. Когда давление на грудину прекращается, сердечные полости расправляются, вновь заполняясь кровью.

С помощью непрямого массажа сердца осуществляется искусственное продвижение крови по сосудам и долго поддерживаются функции организма. Кроме того, ритмичное надавливание на сердце стимулирует деятельность сердечной мышцы, способствуя ее кровоснабжению.

Перед массажем сердца пострадавшего кладут на твердую основу, в противном случае массаж не достигает цели, так как мягкая поверхность гасит толчки на грудную клетку и сердце не сдавливается в достаточной мере. Затем нащупывают нижний мягкий конец грудины; примерно на два пальца выше этого места вдоль грудины, кладут ладонь одной руки, а вторую располагают сверху под прямым углом. Пальцы сведены вместе и подняты, они не должны касаться грудной клетки пострадавшего. Спасающий может находиться справа или слева от спасаемого. Если пострадавший лежит на земле или низком месте, оказывающий помощь становится на колено.

Руки спасателя ритмично надавливают на нижнюю часть грудины. Толчки должны быть резкими, не слишком сильными, чтобы не повредить грудину, ребра и внутренние органы. При каждом надавливании грудина прижимается к позвоночнику на 3-4 см. Руки во время толчка нельзя сгибать в локтевых суставах. После толчка их расслабляют, не отнимая от грудины. При этом грудная клетка пострадавшего расправляется и кровь поступает к сердцу.

Непрямой массаж сердца взрослому человеку делается в строгом ритме: около 60 надавливаний за 1 мин (1 толчок в 1 с) или 5-6 надавливаний на грудину, а затем одно вдувание воздуха в рот (нос) пострадавшего. Можно делать 15 толчков на грудину и 2-3 вдувания воздуха. Детям 10-12-летнего возраста непрямой массаж сердца надо проводить одной рукой и делать 60-80 толчков в 1 мин. Во время искусственного вдоха толчки на грудину следует прекратить, иначе воздух не будет поступать в дыхательные пути и легкие.

Когда помощь оказывают два спасателя, один делает 3-5 быстрых вдуваний воздуха в легкие пострадавшего способом "рот в рот" или "рот в нос", а второй в это время определяет пульс на сонных артериях и, если сердцебиение отсутствует, проводит непрямой массаж сердца.

Соотношение между искусственным дыханием и непрямым массажем сердца в данном случае составляет 1:5, т. е. после одного вдувания надо делать пять надавливаний на грудину. Если после одного вдувания грудная клетка пострадавшего остается неподвижной (легкие спасаемого недостаточно получили воздуха), следует быстро изменить тактику искусственного дыхания и начать следующее чередование: 2-3 вдувания воздуха с 15 толчками на грудину (2:15 или 3:15). Спасатели при этом должны периодически меняться.

Сейчас я приглашаю по два человеку от группы, чтобы посоревноваться в оказании реанимационной помощи человеку, пострадавшему на воде.

Заключение: Итак, наш урок подходит к концу, давайте повторим, еще раз, что вы нового сегодня узнали на этом уроке.

Домашнее задание

Повторить правила оказания помощи терпящим бедствие на воде.

Тема урока: Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

Цель урока: Ознакомление с основными способа­ми оказания помощи терпящим бедствие на воде.

Задачи урока:

- сформировать навыки безопасного поведения на водоёмах в различных условиях

- напомнить правила безопасного поведения при наводнении и при передвижении по замёрзшим водоёмам

- систематизировать знания о безопасности пассажиров морских и речных судов, о безопасном отдыхе на водоёмах

- Формирование навыков оказания помощи терпящим бедствие на воде.

- формировать коммуникативные компетенции учащихся

- развивать мыслительную деятельность, самостоятельность, внимательность, умение рационально планировать работу, осуществлять контроль за своей деятельностью

- продолжить работу по развитию устной и письменной речи

- формировать познавательный интерес к предмету

- воспитывать личность безопасного типа для успешной социальной адаптации

- воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе

8. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

- предъявление контролируемого варианта;

- наличие понятий обоснованного эталона, а не субъективной версии;

- сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

- оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

10.Тип урока: изучение нового материала

11.Необходимое оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация к уроку

12.План урока:

Общие рекомендации по оказанию помощи терпящим бедствие на воде.

Освобождение от захватов.

Способы транспортировки пострадавшего.

Оказание первой медицинской помощи при утоплении.

Подведение итогов урока.

1.Орг. момент (слайд 1)

Здравствуйте, ребята, садитесь.

2. Проверка домашнего задания

И прежде чем пойти дальше по этой теме давайте вспомним три самых основных вопроса: (слайд 2)

1.Общие правила безопасного поведения при наводнении.

2.Безопасность на замёрших водоёмах.

3.Безопасность пассажиров морских и речных судов.

3. Изучение нового материала.

Если мы обратимся к статистике (слайд 3)

В среднем на водоёмах России в год погибает 14-16 тыс. человек.

Анализ причин гибели людей на водоёмах России свидетельствует о том, что более 54% всех несчастных случаев происходит во время купания, чаще всего в нетрезвом состоянии или в необорудованных опасных местах (ямах, карьерах, болотах), а также от неумения плавать. До 25% несчастных случаев происходит во время водного туризма (походов на гребных судах) и при катании на лодках. До 13% случаев гибели людей на воде приходится на период паводков и наводнений. Часть несчастных случаев происходит на водоёмах в зимнее время, а также при пользовании водным транспортом.

Очень часто в жизни люди оказываются в таких ситуациях, в которых не знают как себя вести, а ведь от их действий порой зависит благополучие и даже жизнь человека. Вот для того, чтобы быть полезным, а может быть и спасти человека, мы и проводим этот урок. Хотя мы и не живем непосредственно рядом с рекой, но приемами спасения утопаю­щего должен владеть каждый человек, умеющий плавать.

Итак, приступим. Кто сможет сформулировать тему нашего урока (ответы обучающихся)

цель нашего урока - познакомиться с основными способами оказания помощи терпящим бедствие на воде. (слайд 5)

СПАСЕНИЕ ИЗ ВОДЫ.

Оказание помощи терпящим бедствие на воде подразделяется на оказание помощи уставшему пловцу и спасание тонущего. Также необходимо знать, как освобождаться от захватов тонущего и как делать искусственное дыхание.

Обратите внимание на алгоритмы оказания помощи терпящим бедствие на воде, лежащие у вас на столах.

Оказание помощи уставшему пловцу

Спасание тонущего

К тонущему человеку всегда следует подплывать сзади.

- Как вы думаете, почему?

Если сделать это невозможно, надо поднырнуть под тонущего, захватить левой рукой под колено его правую ногу, а ладонью правой руки сильно толкнуть левое колено спереди и развернуть тонущего спиной к себе. Этот прием применяют в случаях, когда пострадавший совершает беспорядочные движения или оказывает сопротивление спасателю. Оказавшись за спиной тонущего, спасатель пропускает свою руку подмышку правой руки пострадавшего и, крепко захватив его руку и плечо, всплывает с ним на поверхность.

Сам процесс спасения может стать опасным для спасающего. Дело в том, что тонущий человек впадает в панику, судорожно хватается за все, до чего может дотянуться и, в тоже время его мышление затуманено адреналином, из-за чего он может не реагировать на слова помощи.

(Учитель знакомит учащихся с основными способами освобо­ждения от захватов при оказании помощи утопающему)

Способы освобождения спасателя от захватов тонущего

Сейчас мы с вами посмотрим небольшой отрывок учебного видеофильма о способах освобождения от захватов. Смотрите внимательно, после просмотра вам необходимо будет повторить увиденные действия.

А сейчас давайте посоревнуемся, чья команда больше запомнила приемов освобождения от захватов, и сможет нам их продемонстрировать. Я попрошу выйти от каждой команды по два человека. Сейчас вы по очереди, показываете по одному приему, не повторяясь.

Молодцы, спасибо, присаживайтесь.

3. Переходим к следующему вопросу.

Способы транспортировки пострадавшего на воде:

при плавании с утопающим нельзя класть его на себя. Придать ему горизонтальное положение так, чтобы рот и нос находились на поверхности воды;

буксировка за голову;

буксировка с захватом под мышками;

буксировка с захватом под руку;

буксировка с захватом выше локтей;

буксировка с захватом за волосы или воротник;

Приемы буксировки тонущего

Приемы буксировки подразделяются на две группы: без закрепления рук, когда утопающий спокойно подчиняется спасателю, и с закреплением рук в случае сопротивления утопающего.

Иногда в воде может оказаться несколько человек. Происходит это при авариях судов, малых плавсредств, разрушении причальных сооружений, мостов и в других случаях. В таких условиях спасение людей прежде всего требует строгой, реальной оценки положения. В первую очередь необходимо подать доски, бревна, шесты спасательные круги держащимся на воде, затем помочь людям, находящимся недалеко от берега. Тех, кто не может держаться на воде, спасают вплавь. Но при этом следует помнить, что спасать вплавь можно только по одному человеку.

Если на месте происшествия не оказалось врача или меди­цинской сестры (или они не успели подъехать), первую меди­цинскую помощь до их прибытия оказывает спасатель, предва­рительно оценив состояние пострадавшего. Основным условием успеха при оказании первой помощи является срочность ее оказания, знание и умение оказывающего первую помощь.

Реанимацию пострадавшего на воде человека, учитель объясняет

Способы искусственного дыхания

Существует несколько способов искусственного дыхания. Наиболее эффективны и доступны при восстановлении кровообращения и сердечной деятельности способы искусственного дыхания "рот в рот" и "рот в нос" с сопутствующим непрямым массажем сердца, так как выдыхаемый воздух содержит кислород, углекислый газ, нагретый до температуры человеческого тела.

Искусственное дыхание "рот в рот". После того как из дыхательных путей и желудка удалили воду и очистив рот пострадавшего, его кладут спиной на твердую основу-землю, пол. На многих спасательных станциях применяют специально изготовленную доску, разработанную медицинскими работниками спасательной службы Москвы.

Когда помощь оказывает один человек, он становится на колени сбоку у изголовья, одну руку кладет на шею пострадавшего, другую - на лоб и максимально запрокидывает ему голову назад.

Далее большим и указательным пальцами спасатель крепко зажимает ноздри пострадавшего, поддерживая рот полуоткрытым, и, сделав глубокий вдох плотно обхватывает губами его рот (через марлю платок), вдувая воздух в легкие. Если грудная клетка расширяется, значит воздух попал в легкие. Если не расширяется, спасаемый лежит ровно, а его язык падает назад, плотно закрывая вход в гортань, значит воздух в легкие не проходит.

Частота вдуваний взрослому человеку 12-14 в 1 мин, детям - 16-18. Выдох у пострадавшего произойдет пассивно, благодаря созданному повышенному давлению в легких, их эластичности и давлению грудной клетки. Поскольку у детей от и нос расположены близко, их можно одновременно плотно обхватить губами и вдувать воздух через легкие.

Искусственное дыхание "рот в нос". Спасатель запрокидывает голову пострадавшего и делает глубокий вдох, плотно обхватывает губами нос пострадавшего и вдувает в него воздух. Рот пострадавшего в это время закрыт.

Искусственное дыхание "рот в рот" или "рот в нос" должно сочетаться с непрямым массажем сердца.

Непрямой массаж сердца

Сердце человека расположено в грудной полости между грудиной и позвоночником. Надавливая на грудину, ее удается сместить по направлению к позвоночнику на 3-4 см. Сердце при этом сдавливается, кровь из его полостей поступает в сосуды малого и большого круга кровообращения. Когда давление на грудину прекращается, сердечные полости расправляются, вновь заполняясь кровью.

С помощью непрямого массажа сердца осуществляется искусственное продвижение крови по сосудам и долго поддерживаются функции организма. Кроме того, ритмичное надавливание на сердце стимулирует деятельность сердечной мышцы, способствуя ее кровоснабжению.

Перед массажем сердца пострадавшего кладут на твердую основу, в противном случае массаж не достигает цели, так как мягкая поверхность гасит толчки на грудную клетку и сердце не сдавливается в достаточной мере. Затем нащупывают нижний мягкий конец грудины; примерно на два пальца выше этого места вдоль грудины, кладут ладонь одной руки, а вторую располагают сверху под прямым углом. Пальцы сведены вместе и подняты, они не должны касаться грудной клетки пострадавшего. Спасающий может находиться справа или слева от спасаемого. Если пострадавший лежит на земле или низком месте, оказывающий помощь становится на колено.

Руки спасателя ритмично надавливают на нижнюю часть грудины. Толчки должны быть резкими, не слишком сильными, чтобы не повредить грудину, ребра и внутренние органы. При каждом надавливании грудина прижимается к позвоночнику на 3-4 см. Руки во время толчка нельзя сгибать в локтевых суставах. После толчка их расслабляют, не отнимая от грудины. При этом грудная клетка пострадавшего расправляется и кровь поступает к сердцу.

Непрямой массаж сердца взрослому человеку делается в строгом ритме: около 60 надавливаний за 1 мин (1 толчок в 1 с) или 5-6 надавливаний на грудину, а затем одно вдувание воздуха в рот (нос) пострадавшего. Можно делать 15 толчков на грудину и 2-3 вдувания воздуха. Детям 10-12-летнего возраста непрямой массаж сердца надо проводить одной рукой и делать 60-80 толчков в 1 мин. Во время искусственного вдоха толчки на грудину следует прекратить, иначе воздух не будет поступать в дыхательные пути и легкие.

Когда помощь оказывают два спасателя, один делает 3-5 быстрых вдуваний воздуха в легкие пострадавшего способом "рот в рот" или "рот в нос", а второй в это время определяет пульс на сонных артериях и, если сердцебиение отсутствует, проводит непрямой массаж сердца.

Соотношение между искусственным дыханием и непрямым массажем сердца в данном случае составляет 1:5, т. е. после одного вдувания надо делать пять надавливаний на грудину. Если после одного вдувания грудная клетка пострадавшего остается неподвижной (легкие спасаемого недостаточно получили воздуха), следует быстро изменить тактику искусственного дыхания и начать следующее чередование: 2-3 вдувания воздуха с 15 толчками на грудину (2:15 или 3:15). Спасатели при этом должны периодически меняться.

Заключение: Итак, наш урок подходит к концу, давайте повторим, еще раз, что вы нового сегодня узнали на этом уроке.

Я попрошу сейчас вас поставить оценку себе за урок исходя из того, получилось ли у вас правильно выполнить практическую часть нашего урока.

Вы все сегодня очень хорошо поработали на уроке, и я хочу вас наградить вот такими медалями. Надеюсь когда будет необходимо вы всегда сможете прийти на помощь, человеку оказавшемуся в беде.

Домашнее задание

Повторить правила оказания помощи терпящим бедствие на воде.

Читайте также: