Охрана и укрепление здоровья детей конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытое занятие к семинару

Тема занятия:

Воспитатель средней группы №3: Грякалова В. В.

Петропавловка 2016 год.

Цели и задачи:

1. Закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, настроения.

2. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.
3. Воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе.

Методы и приемы:

Познавательная деятельность с оздоровительной направленностью, дыхательные и двигательные упражнения, игра, исследовательские действия.

Оборудование:

Сюрпризный момент: Врач

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми о гигиене, здоровом образе жизни.

4.Выполнение физических упражнений в процессе физкультурных занятий и утренней гимнастики.

5. Выполнение дыхательных упражнений

6. Заучивание с детьми стихов о витаминах.

7. Подготовка атрибутов к занятию

8 Совместная работа с музыкальным работником.

Дети: здороваются друг с другом

Здравствуй милый друг, посмотри-ка ты вокруг

Здравствуй, здравствуй улыбнись, и друг другу поклонись

Воспитатель: Ребята, а вы хотите быть здоровыми?

Дети подбирают противоположные по значению слова.

(Красивый, румяный ,крепкий, сильный, ловкий, стройный, подтянутый, подвижный, умный, послушный)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто все знает про здоровье и о том, что надо делать, чтобы его не потерять.

Дети : Врач

Воспитатель : А где можно найти врача?

Дети : В больнице

Воспитатель : Как можно вызвать врача сюда?

Дети : По телефону

Воспитатель : По какому номеру телефона вызывают врача?

Дети: 03

Воспитатель: Правильно, чтобы вызвать врача, скорую помощь нужно набрать всего лишь цифры 03

(воспитатель показывает этот номер телефона и звонит ребёнок)

Ребёнок: мы бы хотели вызвать врача к нам в детский сад .

Воспитатель превращается в врача.

Врач: - Здравствуйте, ребята. Я пришел по вызову я помогу.

Врач: Я открою вам маленький секрет. Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков. Эти лучики живут в каждой клеточке нашего организма.

Дети: Да

Врач: Чтоб расти и закаляться

Надо спортом заниматься

Дети : правильно

Врач: Будет пусть тебе не лень

Чистить зубы 2 раза в день

Дети : правильно

Врач: Чтобы зубы не болели

Дети : молчат

Врач: Если выходишь зимой погулять

Шапку и шарф надо дома оставлять

Дети: молчат

Врач: Фрукты и овощи перед едой

Тщательно, очень старательно мой.

Дети : правильно

Врач: Вовремя ложись, вставай

Режим дня ты соблюдай

Дети : правильно

Врач: Вот еще совет простой

Руки мой перед едой

Дети : правильно

Врач: От мамы своей быстро вы убегайте

Ногти свои ей подстричь не давайте.

Дети: молчат

Врач: Платочек, расческа должны быть своими

Это запомни и не пользуйся чужими.

Дети : правильно

Врач: Если на улице лужа иль грязь

Надо туда непременно упасть.

Дети : молчат

Дети : Гигиена

ВРАЧ: Именно так называется наш первый лучик здоровья. Чтобы быть здоровым нужно соблюдать личную гигиену.

Открываю 1-ый лучик солнышка здоровья.

ВРАЧ: А теперь я предлагаю вам проделать небольшой опыт.

Попробуйте глубоко вздохнуть, а потом закройте ладошкой нос и рот. Что вы чувствуете? А чем мы дышим?

Дети: воздухом

ВРАЧ: Правильно, мы дышим свежим воздухом, именно поэтому мы выходим каждый день на улицу, на прогулку.

2-й лучик нашего солнышка здоровья – это свежий воздух.

Открываю 2-й лучик.

ВРАЧ: Давайте мы вместе вспомним, какие упражнения на дыхание мы знаем.

"Носик и ротик поучим дышать”.

Цель : дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот, развитие внимания.

Ребенок учится контролировать свой вдох и выдох, осуществляя их разными способами. Сначала ребенок выполняет вдох носом и выдох носом (2-4 раза), показывая указательным пальчиком до носа; а, вдыхая ртом, подносит ладонь ко рту, но не дотрагивается, а лишь тактильно контролирует, выходящую изо рта воздушную струю.

Второй вариант . Аналогично проводятся упражнения: вдох ртом – выдох ртом (ко рту подносится ладошка) и вдох ртом – выдох носом (при вдохе ребенок открывает рот, а при выдохе закрывает и показывает на нос указательным пальчиком).

Врач: А еще у меня есть для вас особый рецепт. Вот послушайте.

Никогда не унываю

И улыбка на лице

Потому что принимаю

Врач: Если вы будете мало принимать витаминов, то будете плохо расти. Вы не будете бегать, прыгать, играть, потому, что у вас просто не будет сил. И поэтому к вам будут прилипать всякие злючки-болячки и с ними будет трудно бороться.

Врач: Как вы думаете, где можно взять витамины?

Врач: А еще где могут быть витамины?

Врач: Правильно, витаминов много в овощах и фруктах.

Врач: И я предлагаю вам всем послушать стихи о витаминах.

Я витаминка А

Меня запомнить просто

Найдешь меня в морковке

Я - витаминка роста.

Ребёнок показывает указкой и рассказывает где еще находится этот витамин.

Витаминкой В назвали

Жить в орешках, огурцах,

Хлебе, щавеле, грибах.

Хоть и кислый я на вкус

Витаминкой С зовусь

И живу в лимоне.

Мы на солнышке лежали

Витамин Д принимали.

Кто же мы теперь: ребятки

Или просто шоколадки?

Врач: Мы сейчас с вами поиграем , а быть внимательными в игре нам помогут наши помощники.

Вот голова на голове копна

Это носик курносик

Это щечки комочки

Это роток острый зубок

Это глазки мигалки

Это ушки подслушки

Это ручки хватучки

Это животик бегимотик

Это спинка тростинка

Это ножки бегут по дорожки.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам вырастить чудо-дерево, на котором будут расти только полезные продукты. Вот здесь картинки с изображением различных продуктов питания. Каждый из вас подойдет, возьмет одну карточку с изображением полезного продукта и повесит ее на дерево. А потом тихонько сядет на свое место.

(Яблоко, конфета, молоко. Печенье, творог, леденцы, сметана, зефир, масло, пироженное, кефир, мороженное)

Воспитатель: Какие продукты не взяли на дерево? Почему?

А как можно одним словом назвать продукты, изображения которых вы повесили на дерево? Какие они?

Воспитатель: Значит чтобы быть здоровым нужно принимать… (витамины), кушать полезные продукты, в которых много витаминов.

Именно так, витаминная еда называется наш следующий лучик: витаминная еда.

Открываю 3-й лучик солнышка здоровья.

Воспитатель: У нашего солнышка уже открыли мы 3 луча.

Воспитатель: А теперь давайте проверим, много ли силы в ваших руках. Покажите свои мускулы.

Дети: дети показывают свои мускулы

Воспитатель: Ребята, а от чего появляется сила в наших руках, как вы думаете?

Дети: от зарядки

Воспитатель: А вы любите делать зарядку?

Дети: Да

Воспитатель: Давайте мы сейчас покажем гостям, как мы умеем делать зарядку.

Комплекс ритмической гимнастики под музыку. аэробика.

Дети: Да

Воспитатель: Как вы думаете, почему человек должен быть сильным?

Сила укрепляет здоровье человека. Чтобы быть сильным, нужно делать зарядку, заниматься спортом. И следующий, 4-й лучик нашего солнышка называется физ. упражнения.

Открываю лучик .

Воспитатель: Но у нашего солнышка есть еще один лучик. Посмотри на наших ребяток: они весело улыбаются, как ты думаешь, какое у них настроение?

Хорошее настроение – вот название последнего, пятого лучика.

Врач: ну если у всех хорошее настроение мы споём задорную песню.

Песня: Если хочешь быть здоров.

Открываю 5-й лучик.

Врач: Посмотрите, как улыбается солнышко, оно радуется, что мы вместе узнали, как найти и сохранить свое здоровье. Ведь правда, ребята?

Дети: Да

Врач: Ребята посмотрите на небе появилась радуга но она не раскрашена, чтобы она засияла всеми цветами давайте расскажем пословицы о здоровье.

Врачь: Теперь ты знаешь как найти и сберечь свое здоровье?

Врач: Ребята, понравилось вам наше солнышко здоровья? Давайте назовем, какие лучики у солнышка мы открыли.

1 -й лучик : гигиена

2 -й лучик: свежий воздух

3 -й лучик: витаминная еда

4 -й лучик: физические упражнения

5 -й лучик: хорошее настроение.

Врач: Если вы будете все это соблюдать, то непременно будете здоровы!

Теперь я могу быть спокоен, что ребята из средней группы будут всегда здоровы и научат беречь свое здоровье всех своих близких. За то что вы такие умные, активные, добрые я принес вам угощение. Потом в группе покушаете. Ну а мне пора прощаться. До свидания, ребята.

Укрепление и сохранение здоровья детей через физкультурное занятие.

Упражнять детей в ходьбе в разных последовательностях с различными положениями рук, с сохранении равновесия при ходьбе (на сочках, на пяточках, на внутренней стороне стопы). Развивать ловкость в упражнениях с мячом, в прыжках на правой и левой ноге попеременно; повторить упражнения в ползании и эстафету с мячом.

Оздоровительные :

- продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения с гимнастической палкой;

- способствовать укреплению дыхательной системы детей.

-закреплять умение легко ходить в разных последовательностях и бегать, реагировать на сигнал воспитателя;

- закреплять умение детей прыгать на одной ноге между предметами

-совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

-развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость;

- совершенствовать умение детей чётко реагировать на команды воспитателя, соблюдать заданный темп в ходьбе и беге;

- воспитывать самостоятельность в выполнении упражнений и активность в играх – эстафетах.

Методические приё мы:

- показ упражнений ребёнком;

- словесные указания, напоминания, поощрения;

- использование музыкального сопровождения.

Материалы и оборудование: гимнастические палки на каждого ребёнка, мячи(5шт,кубики (10 шт.); муз сопровождение.

Планируемый результат: дети проявляют интерес и желание заниматься физической культурой, сформированы навыки и умения ползать под дугу, прыгать между предметами на правой и левой ноге поочерёдно, проявляют интерес к играм – эстафетам, умеют чётко реагировать на команду воспитателя.

I. Вводная часть:

Ходьба на пятках, руки за спиной

Руки за спиной! Ходьба на пятках!

На внутренней стороне стопы, руки в стороны

Руки в стороны, ходьба на внутренней стороне стопы!

Построение в три колонны с гимнастическими палками

В колонну тройками, марш!

II. Основная часть:

Общеразвивающие упражнения с предметами (Гимнастические палки)

И. п. основная стойка, палка вниз, хватом сверху.

1 – правую ногу назад на носок, палка вверх, прогнуться.

3-левую ногу назад на носок, палка вверх, прогнуться.

Словесные указания: Дальше отставить ногу, тянем носок

И. п. основная стойка, палка вниз, хватом сверху.

1 – наклон вправо, правую ногу в сторону на носок.

3 – наклон влево, левую ногу в сторону на носок. 4 – и. п.

Словесные указания: Руки прямые, наклон в сторону.

И. п. основная стойка, палка вниз.

Словесные указания: Спина прямая. Не сутулиться.

И. п. стойка ноги врозь,палка вниз.

2-наклон вперёд, коснуться пола,

Словесные указания: Ноги не сгибать

5. Прыжки вокруг палки в чередование с ходьбой.

И. п. –основная стойка сбоку от палки, лежащей на полу. На месте шагом марш! Стой, раз, два.

Руки на поясе, ноги вместе, прыжки вокруг палки вправую сторону. Шагом марш! Стой, раз два! Перешагнули палку., Прыжки в левую сторону.

На месте шагом марш! На месте стой раз, два!

И. п. : Стойка ноги врозь, руки внизу.

Поднять руки через стороны вверх – носом вдох; опускаем руки-выдох

Взять палки. Кругом! Сомкнись! В колонну по одному, шагом марш!

1. Прыжки на правой и левой ноге попеременно, продвигаясь вперёд

Прыжки на правой и левой ноге попеременно, перепрыгивая через кубики

(Показ ребёнком. Анализ по ходу выполнения).

2. Ползание под дугу правым и левым боком

3. Эстафета-прокатывание мяча между кубиками

Подталкивать мяч двумя руками, не отпуская далеко от себя. По окончании прокатывания взять мяч в руки и поднять вверх. Бежать обратно. Передать эстафету.

(Анализ по ходу выполнения.)

III. Заключительная часть:

Построение в одну колонну.

В колонну по одному, шагом марш!

Сохранение и укрепление здоровья детей

Сохранение и укрепление здоровья детей Здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических.

Сохранение и укрепление здоровья детей путём внедрения в образовательный процесс метода биологически обратной связи. Современный мир предъявляет к человеку высокие требования. Возрастающая интенсивность профессиональной и учебной деятельности, непрерывный.

3) воспитание чувства ответственности за состояние своего здоровья, привитие любви к занятиям физкультурой и спортом.

Оборудование: учебник, таблицы, плакаты, раздаточный материал, видеосюжет.

Ход урока

Сегодня на уроке естествознания мы с вами будем говорить на очень важную и полезную тему. А что это за тема, я думаю, вы определите и сформулируете ее сами, прослушав небольшое выступление детей, являющихся жителями страны “Неболейки” (К доске выходит группа обучающихся и рассказывает о жителях данной страны).

Есть на свете такая страна
Неболейкой зовется она.
В ней живут “закаляйки” одни
“Веселяки” и “неунывайки” они.

Не боятся ангины детишки
Неболейки девчонки-мальчишки.
А высокую температуру
Не пускают в мускулатуру.

Герцог Кашель боится ребят
Знает, если они захотят
То все насморки и простуды
Перемрут как на льдине верблюды.

Королева простуды жалеет
Что никто никогда не болеет.
Не ругает, не плачет, не ноет
Да и жалобой не беспокоит.

Ребята, почему же эти дети, живущие в стране “Неболейке” являются “закаляйками”, “неунывайками”, “веселяками” (выслушиваются предполагаемые ответы обучающихся)?

Совершенно верно. Эти дети занимаются физкультурой, спортом, т.е. укреплением своего здоровья. Об этом мы и будем говорить сегодня на нашем уроке. Тема нашего урока: охрана и укрепление здоровья (на доске открывается плакат, на котором написана тема урока. Дети хором прочитывают ее.).

2. Знакомство с новой темой.

Ребята, оказывается одним из главных условий отличного настроения, хорошего состояния здоровья, активности, работоспособности жителей страны “Неболейки” – является умение правильно одеваться.

Человек устроен очень сложно. Для того, чтобы организм человека работал нормально, ему нельзя ни переохлаждаться, ни перегреваться, т.е. у него должна быть нормальная температура. Как вы думаете, какая? Верно, это температура - 36,6градусов.

Сейчас у нас с вами зимнее время года. Скажите, какими видами спорта можно заниматься зимой, чтобы укреплять свое здоровье и закаливать организм? (предполагаемые ответы учащихся). Верно. Это: лыжи, коньки, а также прогулки на свежем воздухе. Как же нужно подбирать одежду для занятий этими видами спорта и прогулок?

Поговорим о лыжниках. Лыжники постоянно находятся в движении, энергично выполняя движения ногами, руками, туловищем. Тело при этом выделяет много тепла и не нуждается в его сохранении. Поэтому одежда должна быть достаточно легкой, удерживающей столько тепла, чтобы человек не переохладился. (Дети выполняют задание - выбрать из изображенной предлагаемой одежды на плакате только ту, которую может надеть лыжник. Выслушиваются ответы обучающихся. Это: спортивный костюм, легкая куртка, спортивная шапочка, шерстяные носки, перчатки).

Как же должны одеться дети, занимающиеся катанием на коньках? (Выслушиваются ответы обучающихся. Делается вывод о том, что одежду необходимо подбирать такую же, как и лыжникам).

Для прогулки люди должны одеваться теплее, чем для бега на лыжах и коньках. (Дети выполняют задание – выбрать из изображенной одежды на плакате только ту, которую можно надеть на прогулку. Выслушиваются ответы обучающихся. Это: сезонная зимняя одежда: пальто, шапка, сапоги, рукавички). Почему для прогулки мы должны одеваться теплее? (Делается вывод: во время прогулки мы движемся меньше, чем на лыжах, на коньках. Тело при таком движении выделяет меньше тепла, поэтому и одежда должна быть более теплой).

Итак, мы сейчас с вами сделали вывод о том, как подбирать одежду для прогулки и для бега на лыжах и коньках. Предлагаю выполнить практическую работу, т.е. попробовать закрепить свои знания по умению правильно одеваться.

3. Практическая работа.

Перед каждым из вас лежит лист бумаги, на котором изображен человек, а рядом много различных предметов одежды. Из всех этих предметов вы должны выбрать только те, которые можно надеть на прогулку, на лыжах, на коньках.

1 ряд - одевает человека на прогулку на лыжах

2 ряд – на зимнюю прогулку в парк

3 ряд – катание на коньках

Подведение итогов. Отвечает один ученик, другие с помощью сигнальных карточек. Прочитывается первое правило – одеваться по погоде и не кутаться. (Правило написано на плакате).

4. Знакомство со вторым правилом укрепления здоровья.

Звучит обращение жителей страны “Неболейки” к ученикам.

Говорил я им зимой:
Закалялись бы со мной
Утром бег и душ бодрящий
Как для взрослых настоящий.
На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать,
Ноги мыть водой холодной,
И тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет
Крепким стать нельзя мгновенно
Закаляйтесь постепенно.

Включается видео, просматривается сюжет о занятиях зимним плаванием.

Не все люди могут решиться на такой вид укрепления своего здоровья, как – моржевание. Но в домашних условиях мы можем делать это регулярно.

В нашем классе есть семья, которая занимается таким видом закаливания, как обливание и контрастный душ.

5. Просматривание видеосюжета (Сюжет о закаливании семьи ученицы класса Абрафиковой Алины).

Вывод о соблюдении второго правила закаливания: обтираться влажным полотенцем или принимать прохладный душ.

6. Практическая работа.

На доске написаны слова, обозначающие действия человека при выполнении такого вида закаливания, как плавание и обливание. Необходимо записать эти слова в строгой последовательности.

(Ответ: разогревание физические упражнения, обливание, купание, чаепитие).

7. Физминутка. (Музыкальная. “Если хочешь быть здоров”).

8. Работа над научной статьей.

Мы достаточно много времени проводим за учебой, наше тело находится без достаточного движения, Мышцы без нагрузки. Мы должны сочетать умственный и физический труд. Именно так поступал известный писатель Л.Н.Толстой. (демонстрация портрета). Чтение статьи обучающимися.

Л.Н.Толстой прожил долгую жизнь и ни разу серьезно не болел. Секрет очень прост - физические занятия. Надо, чтобы спорт вошел в вашу жизнь очень рано.

Л.Н.Толстой увлекался ездой на велосипеде, на лошади. В 82 года он за день совершал верхом прогулки по 20 километров и более.

Он любил, косить, копать, пилить. В 70 лет Л.Н.Толстой побеждал в беге на коньках молодежь, гостившую в Ясной Поляне. О своем увлечении физическими занятиями он писал, что “…при усидчивой умственной работе без движения сущее горе. Не походи я, не поработай ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то, а ночь проводится без сна”.

Работа по вопросам.

- Долгую ли жизнь прожил Л.Н.Толстой?

- Что ему помогло прожить столько лет?

- Кто из вас делает по утрам зарядку?

9. Разучивание комплекса утренней зарядки.

Дима Волков, ученик нашего класса посещает спортивный комплекс “Юность” секцию по греко-римской борьбе и, конечно же, делает по утрам зарядку. (Разучивание комплекса утренней зарядки проводит Дима Волков)

Итак, третье правило охраны и укрепления здоровья звучит следующим образом: занимайся физкультурой и спортом!

  1. Верно ли, что лыжники и конькобежцы должны одеваться легче, чем люди отправляющиеся на прогулку?
  2. Необходимо ли по утрам делать зарядку?
  3. Можно ли считать себя закаленным человеком, после нескольких занятий обливанием?
  4. Верно ли утверждение, что Л.Н.Толстой прожил 82 года, и помогли ему в этом занятия физкультурой и спортом?
  5. Верно ли утверждение, что закаленные люди меньше подвержены простудным заболеваниям?
  6. Важно ли для укрепления здоровья сочетание физической и умственной работы?

11. Домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения.

Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ

Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения.

Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете — отношение государства к проблемам здоровья.

В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного наcтроения, профилактику негативных эмоций и нервных cрывов; cовершенствование вcех функций организма, полноценное физичеcкое развитие, воcпитание интереcа к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование оcнов физичеcкой культуры, потребноcти в ежедневных физичеcких упражнениях, воcпитание положительных нравcтвенно – волевых качеств.

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении оcуществляется как на cпециальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельноcти и в повcедневной жизни детей, в разнообразных формах организации двигательной деятельноcти.

В детcком cаду создаются благоприятные cанитарно-гигиенические уcловия, cоблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребёнком на основе личностно – ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся зaкaливающие мероприятия, утренняя гимнастика, при наличии соответствующих условий организуется обучение детей плаванию. Во всех возрастных группах большое внимание уделяется выработке у детей правильной осанки.

Не остаётся без внимания расширение индивидуального двигательного опыта ребёнка, поcледовательное обучение движениям и двигательным дейcтвиям: правильной, ритмичной, лёгкой ходьбе, бегу, умению прыгать с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с мячами. Дети обучаются чётко, ритмично, в определённом темпе выполнять различные физические упражнения по показу и на основе словесного описания, разученные движения выполняются под музыку.

Воспитатели cоздают в дошкольном учреждении обстaновку, способствующую формированию навыков личной гигиены. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.

Систематически проводятся под руководством медицинского работника различные виды закаливающих процедур с учётом индивидуальных особенностей детей.

Ежедневно проводится утренняя гимнастика в проветренном помещении.

Во время организованной образовательной деятельности, требующей большой умственной нагрузки, и в промежутках между ними проводятся физкультминутки продолжительностью 1-3 минуты.

В дошкольном учреждении ведущая деятельность – игровая. В целях профилактики переутомления в дошкольном образовательном учреждении традиционные занятия заменены комплексными, которые проводятся в игровой форме.

Педагоги обеспечивают достаточную, cоответствующую возраcтным особенностям двигательную активность детей в течение вcего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.

Каждый месяц проводятся физкультурные доcуги и праздники.

Эффективным cредством укрепления здоровья, cнижения заболеваемоcти и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Cолнце, воздух и вода – факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям.

Закаливание – это не только обтирание или обливание, но и повcедневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физкультурой.

Воздух действует кaк комплексный рaздражитель, усиливая процессы обмена веществ, увеличивaя количество гемоглобина и эритроцитов, укрепляя нервную систему. Благоприятное его воздействие проявляется и в настроении ребёнка – он становится бодрым, жизнерадостным. Использовaть свежий воздух в целях закаливания необходимо постоянно, в любое время года. Особенно благотворно влияет холодный зимний воздух в сочетании с aктивными физическими упражнениями и играми. Для прaвильного развития ребёнка важно, чтобы он находился на воздухе зимой 4-5 часов, а летом почти весь день. Организуя прогулки детей на воздухе, взрослые должны создавать условия для их aктивной деятельности.

Хорошее средство укрепления здоровья – закаливание водой.

Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывaют у ребёнка радостные эмоции. Это надо использовaть для оздоровления организма. Начинaть водные процедуры лучше в тёплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.

Одним из эффективных способов зaкaливaния является контрастное обливание ног: сначала холодной водой – 24-25 градусов, затем тёплой – 36 градусов и вновь холодной.

Наиболее сильным оздоравливающим и закаливающим cредством является купание в водоёме. Для здорового ребёнка оно допустимо в возрасте от 2 лет при температуре воздуха 25 – 28 градусов и воды не менее 22 градусов.

Надо помнить, что закаливающий эффект применяемых воздействий зависит от систематичности, непрерывности использования, постепенно нарастающей интенсивности процедур, учёта индивидуальной чувствительности ребёнка.

Если меры по укреплению здоровья ребёнка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях, у него развиваются индивидуальные склонности и интересы. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому воспитателю необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды среди родителей, вовлекать их в активный педагогический процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.

Большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели, поза детей во время организованной образовательной деятельности, труда и других видов самостоятельной деятельности.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Необходимость приступить после пробуждения к выполнению упражнений утренней гимнастики воспитывает волевые качества ребёнка: волю, настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность.

Утренняя гимнастика ценна ещё и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.

После интенсивных двигательных нагрузок необходимы дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому дыхательные упражнения очень полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребёнка особенно зависит от его физического состояния и настроения.

Дошкольное воспитание играет значительную роль в создании условий для гармоничного развития человека, которое невозможно без физического воспитания.

C этой целью, чтобы занятия физической культурой были интересны детям, увлекательны, педагоги разрабатывают разнообразные элементы занимательного характера, направленные на активизацию двигательной активности детей, развитие ловкости и координации.

Великая ценность каждого человека – здоровье.

Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Совместная деятельность педагогов – детей – родителей позволяет:

повысить эффективность работы по оздоровлению детей;

получить необходимые знания о физическом развитии ребёнка;

сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье;

увидеть, узнать работу детского сада по физическому развитию детей;

обеспечить преемственность методов и приёмов воспитания детей в семье и в детском саду.

Многолетний опыт подобной работы показывает, что результат занятий физической культурой и спортом бывает высоким тогда, когда возникает взаимодействие между семьёй и детским садом.

Совместная работа способствует укреплению и сохранению здоровья ребёнка, развитию его силы и выносливости, физических способностей, повышению сопротивляемости его организма болезням.

Необходимо c раннего возраста обучать детей:

безопасности в домашних условиях;

умению и желанию быть опрятным, аккуратным;

знакомить с правилами общения с животными;

формировать навыки поведения на дороге;

воспитывать осторожность в общении;

закреплять правила поведения на воде, на люду;

развивать эстетический вкус.

Только профессиональная компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения, любовь к своей профессии и, конечно же, к детям, способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. Дети – будущее нашего общества. И, следовательно, от нас зависит их благополучие.

Читайте также: