Огонь в доме как говорить по телефону 1 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Занятие – практикум по ОБЖ для младших школьников "Твои действия при пожаре"

Цели: научить детей правильно действовать в чрезвычайных ситуациях; закрепить знания правильного поведения при пожаре; прививать навыки осторожного обращения с огнем.

Оборудование: серия плакатов по противопожарной безопасности, макет дома, выставка книг, средства пожаротушения.

Ход занятия

Учитель.

Говорим - огонь нам друг!

Но врагом он станет вдруг,

Если мы о нем забудем,

Отомстит он сразу людям.

Пожалеете о том

Вы в сражении с огнем.

Тут он страшен и суров –

И от дома куча дров.

Сегодня мы поговорим о том, как правильно вести себя и действовать при пожаре, рассмотрим, какие меры безопасности необходимо соблюдать, чтобы не стать жертвой огня.

200 лет назад пожары обнаруживали с каланчи - высокой башни. (Показ рисунка каланчи.)

На площади базарной,

На каланче пожарной

Дозорный из будки

На запад, на восток -

Не виден ли дымок?

И если видел он пожар,

Плывущий дым угарный,

Он поднимал сигнальный шар

Над каланчой пожарной.

И два шара, и три шара

Взвивалось вверх бывало,

И вот с пожарного двора

У пожарной части было два этажа. На втором этаже жили пожарные с семьями. На первом стояли повозки с бочками с водой, баграми, лестницами. Но самое главное здесь - лошади - самые лучшие, самые резвые. (Рисунок - повозка с бочками и лошадьми.)

На смену лошадям пришли мощные машины, а труба явилась родоначальницей сирен, которые устанавливаются на современных пожарных автомобилях. (Рисунок пожарной машины.)

Пожары причиняют огромный вред народному хозяйству, губят человеческие жизни. В уральском городке Верхотурье огонь уничтожил более 100 жилых домов. Из-за шалости детей 500 человек остались без крова, один человек погиб и несколько пострадали.

Пожар - это опасность для здоровья и жизни людей, значит это - ЧС (чрезвычайная ситуация).

А главное в ЧС - не паниковать и правильно, грамотно действовать.

II. Конкурс знатоков правил пожарной безопасности.

Учитель. Сейчас мы и проверим, и закрепим наши знания, инсценируя различные ситуации с огнем. В игре будут принимать участие две команды:

Девиз: «Легче, чем пожар тушить,

Девиз: «Крепко помните, друзья,

Игровые ситуации и задания:

1. У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия?

(Предметы для наглядности: телевизор, макет пламени из бумаги, ведро с водой, одеяло, песок.)

- накрыть влажной тканью,

2. Кашу Саша решил на сковороде подогреть,

При этом в соседней комнате песни попеть.

Заигрался Саша и бдительность потерял,

Правила пожарной безопасности не соблюдал.

И вот огоньки заскакали кругом,

И вспыхнул, как щепочки, бабушкин дом!

На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия?

(Предметы - сковорода, кружка с водой, полотенце.)

Ответ: - выключить газ,

- накинуть влажное полотенце.

3. На тебе горит одежда. Что будешь делать?

Ответ: - надо упасть на пол (землю, траву, снег),

- накрыться влажной тканью,

4. Увидел человека с горящей одеждой. Как будешь действовать?

Ответ: - догнать, накрыть тканью,

- тушить огнетушителем нельзя.

5. Ты о пожаре услыхал,

Скорей об этом дай сигнал –

Смело трубку в руку взять,

И назвать еще потом

Город, улицу, и дом,

И квартиру, где живете,

И с каким она замком,

И еще сказать: «Даю

Вам фамилию свою,

Также номер телефона,

Вызовите пожарную службу.

6. Почему телефон пожарной службы - 01?

Ответ: - потому что 01 - простой, его всякий запомнит,

- 01 - номер короткий, на пожаре дорога каждая минута,

- 01 - номер удобный, его в темноте легко набрать на диске телефона.

Участники команд должны суметь набрать номер телефона 01 пожарной охраны с завязанными глазами.

Пусть знает каждый гражданин –

Пожарный номер - 01.

7. От чего гибнут люди при пожаре?

Ответ: от огня, от дыма, от ядовитых газов, от завалов. Дым для человека представляет большую опасность. Когда горит изоляция проводов, синтетика, выделяется отравляющий газ, поражающий организм человека. Достаточно 1-2 вдохов, и человек теряет сознание, а потом к нему подбирается огонь.

8. Как надо преодолевать задымленное место?

Ответ: пригнувшись, так как теплый дым поднимается вверх, задержать дыхание, использовать мокрое полотенце.

Описание. Играющим связывают ноги (левую ногу одного игрока с правой ногой другого). Взявшись за руки, они должны допрыгать до финиша. На пожаре очень важно умение работать оперативно, дружно и сообща.

Описание. Вода на пожаре дорога. Каждый игрок команды должен бегом донести кружку с водой до макета дома, не расплескав ни капли воды, вылить ее в ведро. Выигрывает та команда, которая за меньшее время наберет большее количество воды в ведро.

11. Доврачебная помощь при ожогах. Ваши действия?

Ответ: если ожог незначительный, надо, подставить пораженное место под струю холодной воды на 10-15 минут. Если ожог сильный, осложнен пузырями, им охвачена большая площадь, надо наложить стерильную салфетку, дать пострадавшему две таблетки анальгина (обезболивающее), доставить его в больницу’.

Учитель. Что такое эвакуация?

Ответ: выход из опасной зоны.

Звучат 3 коротких, 1 длинный звонок - это сигнал о возникновении пожара. Что нужно делать, услышав этот сигнал?

Ответ: надо эвакуироваться.

Сейчас будем эвакуироваться. Постройтесь быстро в коридоре, без паники, не толкайте друг друга, запомните, кто стоит с вами рядом, кто впереди и позади вас. При эвакуации очень важно не потерять никого. Выходим по плану эвакуации через запасные выходы.

IV. Подведение итогов.

Учитель. Нам пришел приказ:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование у учащихся умений принятия решений в экстремальных ситуациях.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с причинами возникновения пожара.
      • Формировать у детей алгоритм действий при возникновении очагов пожара в доме.
      • Развивать умения предотвращать экстремальную ситуацию – пожар.

      Тема: Если ты дома один. Пожар дома

      Цель: формирование у учащихся умений принятия решений в экстремальных ситуациях.

      Познакомить учащихся с причинами возникновения пожара.

      Формировать у детей алгоритм действий при возникновении очагов пожара в доме.

      Развивать умения предотвращать экстремальную ситуацию – пожар.

      Оборудование: компьютер, проектор, презентация, игрушка-телефон, поделки из спичек (ежик, домик, кораблик), утюг, бенгальские огни, искусственная елка, шашки, по два ведра для каждой команды, корзины с песком, детские лопатки по количеству ведер, марлевые повязки на каждого ученика, кухонное полотенце, сковорода с крышкой, одеяло.

      Ход занятия

      Вводная часть.

      Учитель: В нашей жизни нередко бывает, что дети остаются дома одни. Часто ли вам приходиться оставаться дома одним?

      - Как долго вы бываете дома одни?

      - Чем вы заняты в это время дома?

      II. Причины возникновения пожаров.

      Ученик: Тили-бом, тили-бом,

      Загорелся кошкин дом,

      Бежит заинька с ведром

      Заливает кошкин дом. (Слайд)

      Учитель: Ребята, а как вы думаете, от чего возникает пожар?

      Учитель: Пожар – одно из самых распространенных бедствий. При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при этом могут погибнуть люди. Большая часть пожаров происходит по вине людей, а примерно каждый шестой пожар в доме происходит по вине детей и подростков. И это количество пожаров растет.

      Ученики: 1.Без огня на свете плохо:

      Ни согреться, ни сварить.

      В общем, без огня, наверное,

      Человеку не прожить.

      Дом огонь нам освещает,

      Обед готовить помогает,

      С ним уютней и теплей,

      И все становится родней.

      Но врагом он станет вдруг,

      Если мы о нем забудем.

      Отомстит он сразу людям.

      Пожалеете о том,

      Вы в сражении с огнем.

      Учитель: Каковы же причины пожаров в доме? Это вы узнаете, разгадав ребусы.


      Инструктаж по правилам пожарной безопасности

      ( сопровождается показом слайдов)

      Не играйте со спичками и следите, чтобы со спичками не играли маленькие дети.

      Не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны. Они могут взорваться.

      Помните, что пустая бутылка из-под бензина или любого растворителя опасна. Зажженная спичка может привести к взрыву, ожогам и травмам.

      Не оставляйте без присмотра электрические приборы. Запрещайте малышам самостоятельно включать телевизор, утюг, компьютер. Уходя из дома, отключайте электрические приборы от сети.

      Не устраивайте дома костры.

      Не зажигайте около домашней новогодней елки петарды и бенгальские огни.

      На даче или в деревне без взрослых не подходите к печке и не открывайте ее дверцу. От выскочившего уголька может загореться дом.

      Учитель: Помните об этих правилах, соблюдайте их и разъясняйте другим.

      Закрепление.

      Ситуации для обсуждения. (Участвуют ученики)

      Разыгрывается первая ситуация.

      Дома дети 4-5 лет – брат и сестра. Брат рассыпал на столе спички, сложил из них домик, ежика, кораблик. Он зовет сестру посмотреть, как будет устраивать пожар на кораблике.

      Учитель: Что делает мальчик неправильно?

      Со спичками играть нельзя никогда, потому что все равно захочется зажечь хоть одну спичку.

      Разыгрывается вторая ситуация.

      Сестра в это время играет так: она собирается на дискотеку и включает в розетку мамин утюг.

      Учитель: Что делает девочка неправильно?

      Электрическим утюгом маленьким детям пользоваться нельзя.

      Разыгрывается третья ситуация.

      Наташа была у елки одна и зажигала бенгальские огни.

      Учитель: Что делает Наташа неправильно?

      Искры могут попасть на вату, и она загорится. Произойдет пожар.

      Подведение итога.

      Учитель: Я начинаю стихотворение, а вы продолжаете.

      В коробочке, это - …

      Учитель: Вы запомните, друзья,

      Детям спички брать …

      Учитель: Предупреждаем всех недаром,

      Учитель: Чтоб не случилась

      В твоем доме беда,

      Учитель: Легче, чем пожар тушить,

      III. Основные правила поведения и действий при пожаре. (Презентация)

      Ученик: Что же делать, если все же случился пожар?

      Учитель: При пожаре надо знать правила.

      Правило № 1. Самое главное – не паниковать. Паника – плохой помощник в сложной обстановке.

      Правило № 2. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его (показ слайдов):

      горящий мусор в ведре заливают водой;

      загоревшуюся занавеску или полотенце бросьте в раковину и тоже залейте водой;

      если на сковородке вспыхнуло масло – быстро закройте ее крышкой. Водой масло заливать нельзя!

      Правило № 3. Нельзя тушить водой электроприборы, включенные в сеть. Прежде надо выдернуть вилку из розетки, если это возможно. Если нет, надо забросать их песком (например, из кошачьего туалета), стиральным порошком, землей из горшков с цветами. (Показ слайдов)

      Правило № 4. Огонь не может гореть без воздуха. Поэтому небольшой огонь можно затушить, набросив на него одеяло или плотную ткань.

      Если загорелся телевизор или компьютер, то можно закрыть их плотным одеялом или засыпать песком. (Показ слайдов)

      Правило № 5. Если огонь не погас, надо выключить все электроприборы и свет. Если с тобой маленькие дети, хватай их за руку и вместе убегайте из квартиры, обязательно закрыв плотно дверь, т.к. от воздуха огонь разгорится еще сильнее. (Показ слайдов)

      Правило № 6. При пожаре в подъезде не пользуйся лифтом. Он может остановиться в любую минуту. (Показ слайдов)

      Правило № 7. Выбравшись из горящего помещения, нужно сразу позвать на помощь взрослых или позвонить в пожарную охрану по телефону 01.

      Ученик: Знает каждый гражданин

      Если к вам придет беда –

      Позвони скорей туда.

      А если нету телефона –

      Позови людей с балкона. (Показ слайдов)

      Учитель: Беседа с оператором экстренной службы проходит по определенным правилам.

      Сообщи кратко:

      - причину вызова.

      - имя, телефон и адрес.

      Не вешай трубку до конца разговора!

      Обыгрывание детьми вызова пожарных.

      Правило № 8. Никогда не открывай дверь, если она горячая на ощупь. (Показ слайдов)

      Правило № 9. При пожаре дым опаснее огня. Стоит вдохнуть его несколько раз, и может закружиться голова. Не стой в горящем помещении – прижмись к полу, где воздух чище, закрой нос мокрым полотенцем, платком, пробирайся к выходу вдоль стены. (Показ слайдов)

      Правило № 10. Если нет пути к эвакуации, по возможности заткни дверные щели любыми тряпками, скотчем и т.п. (Показ слайдов)

      Правило № 11. Находись около окна, чтобы тебя увидели. Маши из окна полотенцем или тем, что есть под рукой. ((Показ слайдов)

      Правило № 12. Старайся не открывать другие двери в помещении, чтобы не создавать дополнительную тягу.

      Закрепление.

      Разыгрывается четвертая ситуация.

      Два мальчика играют в шашки. Вдруг один из них замечает, что где-то рядом запах дыма. Мальчики выходят в коридор и видят, что в щель из-под соседней двери идет дым. Мальчики убегают в свою комнату и прячутся под стол.

      Учитель: Что дети сделали неправильно?

      Нельзя прятаться от пожара.

      Учитель: Что же надо было сделать ребятам?

      Позвать на помощь взрослых или позвонить по номеру телефона 01.

      Затем выключить электроприборы в своей квартире и выйти на улицу.

      IV. Игровой конкурс.

      Эстафета с ведрами. Каждый ребенок из каждой команды должен с двумя ведрами добежать до фишки, обежать ее, а потом вернуться к своей команде и передать ведра следующему игроку.

      Конкурс капитанов. Капитанам дается одно из заданий:

      Загорелось кухонное полотенце. Ваши действия. Покажите.

      Загорелся телевизор. Ваши действия. Покажите.

      Загорелось масло на сковороде. Ваши действия. Покажите.

      V. Заключительная часть.

      1. Определение и награждение победителей.

      Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл. Учеб. для общ.-обр. учр./Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П., Вихорева Т.С., Погорелова Е.О. – 1-е изд.- М.: Издательство АСТ, 1997.

      Попова Г.П. Классные часы. 1 класс / сост. Г.П.Попова.- Волгоград: Учитель, 2008.

      Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: поурочные планы. 1 класс / сост. Г.Н.Шевченко.- Волгоград: Учитель, 2007.

      - познакомить Обучающихся, воспитанников с правилами пожарной безопасности.

      - научить обучающихся, воспитанников быстро оценивать опасную ситуацию, принимать оптимальное решение для её преодоления;

      - формировать чувство самосохранения;

      - побуждать детей к бережному отношению к личному и государственному имуществу.

      I. Вводная часть

      Запомнить твёрдо нужно нам –

      Пожар не возникает сам!

      Сегодня мы с вами поговорим на очень важную и актуальную для всех нас тему.

      Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

      II. Основная часть

      Огонь – давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел.

      Но иногда случается, что из верного друга огонь превращается в беспощадного недруга, уничтожающего все на своем пути.

      Сила огня большая . Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете ежегодно происходит около пяти с половиной миллионов пожаров. Каждые 5 секунд – новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате колоссальные убытки. И самое главное – десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.

      3. Причины пожаров

      Часто при пожаре страдают люди, поэтому вызывают скорую помощь. Врачи осматривают больных на месте или сразу везут в больницу.

      Отгадайте загадку: Ох, опасные сестрички эти маленькие …(спички)

      Не играй, дружок, со спичкой,

      Помни ты, она мала,

      Но от спички-невелички

      Может дом сгореть дотла.

      Младшим братьям и сестричкам,

      «Крепко помните, что спички

      4. Чем опасен пожар?

      - Что можно назвать одним из самых страшных и опасных бедствий?
      - Чем опасен пожар?
      - Отчего может возникнуть пожар?

      Давайте определим правила пожарной безопасности:

      • Не балуйся дома со спичками и зажигалками.
      • Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.
      • Не суши бельё над плитой.
      • Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми).

      Вы сегодня принесли книги о пожаре. Обратимся к нашей выставке. Назовите литературные произведения по нашей теме. (Просмотр книг)

      5. Описание пожаров в литературных произведениях

      Из каких произведений взяты следующие строки?

      Море пламенем горит,

      Выбежал из моря кит,

      Эй, пожарные, бегите!

      С треском, щёлканьем и громом.

      Встал огонь над новым домом,

      Машет красным рукавом.

      Кто, почуяв запах гари,

      Сообщает о пожаре?

      Кто из вас, почуяв дым,

      Кто из вас шалит с огнём

      Утром, вечером и днём?

      Кто, почуяв газ в квартире,

      Кто костры не поджигает

      И другим не разрешает?

      7. Правила поведения при пожаре

      А если пожар всё-таки возник?

      Вот какие существуют правила поведения при пожаре.

      Где ещё, кроме помещений, может произойти пожар?

      8. Пожары в природе

      Летние и осенние пожары в полях уничтожают результаты тяжёлого труда хлеборобов

      10. Закрепление учебного материала

      - картинки с рисунками на тему пожара;

      1. Какой из этих предметов отсутствует на пожарном щите?

      - залить сковороду водой;

      - вынести её из кухни;

      - выключить газ, накрыть сковороду крышкой;

      - залить телевизор водой;

      - выдернуть вилку из розетки и набросить на телевизор влажное одеяло;

      - убежать в другую комнату.

      РОССИЯ, Краснодарский край, город Ейск,

      Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 4 г.Ейска

      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Конспект урока по предмету безопасность на дорогах в 3 классе
      Интегрированный урок "Пожар. Пожарная безопасность"

      Интегрированный урок по ОБЖ и внеклассному чтению в 1 классе. В игровой форме ребята повторяют правила пожарной безопасности.Предварительная подготовка: инсценирование сказки "Кошкин дом" (кукольный т.


      Конспект урока "Здоровье и безопасность. Пожар" Окружающий мир, 2 класс

      Конспект урока "Здоровье и безопасность. Пожар" Окружающий мир, 2 класс.


      Конспект по правилам пожарной безопасности в старшей и подготовительной группе.

      Конспект по правилам пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) "Кошкин дом".


      Конспект занятия по пожарной безопасности.

      Игра КВН "Искру тушим до пожара,беду отводим до удара.".


      конспект воспитательского занятия "Пожарная безопасность"

      Пожары в нашей стране приобретают характер национального бедствия. Большинство пожаров происходит по вине детей. Три четверти всех пожаров происходят в жилом секторе и практически каждый второй вызван.

      1. Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.

      2. Закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем. Знать и соблюдать правила поведения при пожаре.

      3. Воспитывать у детей уважение к труду пожарных.

      • словесный (загадка, стихотворение).

      Ход мероприятия:

      Воспитатель: Здравствуйте ребята, нашу встречу начнем с приветствия:

      Собрались все дети в круг,

      Я – твой друг и ты – мой друг.

      Вместе за руки возьмемся

      И друг другу улыбнемся!

      (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

      Загадаю вам загадку, ответ которой предопределит тему нашей встречи.

      Лишь вечер настает

      Концерт в печи дает.

      Трещат дровишки звонко,

      Оранжевые пряди, так хочется погладить.

      О чем идет речь? (ответы детей)

      -Правильно, об огне.

      Огонь - один из первых помощников людей на Земле. Человек впервые научился добывать огонь с помощью трения двух деревянных палочек друг о друга. Относились к огню с трепетом и поклонением. Давайте с вами разберем, когда огонь- друг, а когда- враг. (Ответы детей).

      Ответы детей подкрепить картинками.

      Ребята, как называется профессия, люди которой занимаются тушением пожаров? (Ответы детей).

      Как вы думаете, любой человек может быть пожарным? Нет, чтобы стать пожарным необходимо пройти обучение, подготовку.

      Предлагаю сыграть в игру.

      (В круг ставят стулья (на один меньше, чем число участников). Игроки встают рядом со стульями и по сигналу ведущего начинают ходить вокруг них. Внезапно ведущий подает сигнал - например, хлопает в ладоши. Как только игроки услышат этот сигнал, каждый должен сесть на стул. Но, так как стульев меньше, чем игроков, один остается без стула и выбывает из игры. В это же время из круга выносят и стул (чтобы опять игроков стало больше на один, чем стульев) и игра продолжается. Когда остается всего два игрока и один стул, проводят заключительный этап игры и выявляется самый ловкий и хитрый игрок – победитель).

      Вы большие молодцы, теперь обратите внимание на форму пожарного, она специальная- не промокает, и не горит. При пожаре, пожарные используют спец. Инструменты – лом, топор, ведро, лестница, брандспойт (пожарный ствол). Обратите внимание на ведро пожарного, почему оно конусное? (ответы детей). Послушайте мои версии:

      1. В случае чрезвычайной ситуации действовать нужно быстро, четко и уверено. Если вблизи располагается водоем, покрытый льдом, то металлическим конусом можно проломать лед. Дальше уже использовать полученное отверстие для набора воды для тушения пожара.

      2. Чтобы не сидели на ведре.

      3. Мало кто захочет присвоить себе ведро конусной формы. В быту использовать такое неудобно, на землю его не поставить.

      4. При пожаре всегда существуют риски крушений. При необходимости можно срочно надеть ведро на голову, чтобы организовать хоть какую-то защиту от разрушений, обломков, падающих балок.

      5. Удобно для зачерпывания песка.

      Какими качествами должен обладать пожарный? (ответы детей). Он должен быть ловким, смелым, выносливым, внимательным.

      (Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

      Ребята, какого цвета пожарная машина? Красная, почему? Чтобы ее было видно на дороге и водители ее пропускали и конечно же красный цвет – цвет огня, что и символично для пожарных, которые и спешат на тушение пожара.

      При пожаре мы набираем номер 01 и 112 и при звонке четко набираем свое фио и адрес, где случился пожар.

      Правила пожарной безопасности должен помнить каждый и мы сейчас с вами их повторим:

      (Разрешается - хлопок, запрещается - молчок. Воспитатель называет основные требования пожарной безопасности, дети показывают соответствующие действия).

      - Бросать горящие спички, окурки в помещениях.

      - Небрежно, беспечно обращаться с огнём.

      - Оставлять открытыми двери печей, каминов.

      - Включать в одну розетку большое количество потребителей тока.

      - Пользоваться повреждёнными розетками.

      - Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов

      - Пользоваться пиротехникой в доме.

      - Защитить дом от пожара

      - В случае возникновения пожара вызвать пожарную охрану.

      - Использовать все имеющие средства для тушения пожара.

      - Подавать сигнал тревоги.

      - Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара.

      - Знать план эвакуации на случай пожара.

      - Кричать и звать на помощь взрослых.

      Молодцы ребята, наша встреча подошла к концу и в заключении я покажу вам видеоролик, который мы сняли со своими воспитанниками.

      Читайте также: