Односоставные предложения в текстах разных функциональных разновидностей языка конспект

Обновлено: 05.07.2024

I . ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Что же такое затесь ? Затесь — сама по себе вещь древняя и всем ведомая. Это стес, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. Делали его первопроходцы и таежники для того, чтобы белеющая на стволе дерева мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты к мете, часто здесь получалась тропа, затем дорога, и где-то в конце ее возникали зимовье, заимка, затем село и город…

— Какие предложения называются односоставными?

(Односоставные предложения — это особый тип простого предложения. В них имеется один главный член.)

— Назовите типы односоставных предложений.

(К односоставным предложениям относятся определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные).

Односоставные предложения могут выступать и самостоятельно, и в составе сложных предложений.

Каждый из этих типов предложений имеет свои структурные и смысловые особенности, сферу распространения и стилистического использования.

II . РАБОТА С МИНИАТЮРАМИ В.П. АСТАФЬЕВА.

1.Прочитайте миниатюру.

Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная, обнаженная в полях земля под горою. Зачем так скоро?!

Встретились ли в миниатюре односоставные предложения? Какие преобладают?

(В этой миниатюре все предложения односоставные. Пять назывных, одно безличное).

Какова роль назывных предложений в данном тексте?

(Назывные предложения утверждают наличие, существование предметов, явлений, состояний в настоящем времени. В тексте они позволяют лаконично изобразить картины осенней природы. Автор сосредотачивает наше внимание на отдельных предметах, тем самым выделяя их в пейзаже. Эти детали представляются нам особенно важными, помогают воссоздать картину в целом. Все лишнее, ненужное опускается).

Поможет нам ответить на вопрос значение этого слова.

Мелодия — благозвучная, приятная для слуха последовательность звуков.

Здесь же, в тексте, мы чувствуем, что автор увидел необычное, приятное для глаза сочетание красок осенней природы. Этот осенний пейзаж — своеобразная мелодия цвета.

Яркие, контрастные краски осенней природы создают запоминающуюся картину, которая звучит в душе, как мелодия.

—А можете ли вы определить настроение этой мелодии?

Прочитайте миниатюру, обратите внимание, как в тексте ощутимо передана человеческая боль таким коротким словом: предел. И это одно назывное предложение.

Ночь. Темнота. Давно ветер не звучит за окном.

Терпение кончилось. Предел. Надо помогать себе. Высыпаю горький порошок в рот. Половину мимо. Слезы застревают в ростках бороды, смывают перхоть порошка.

— Какие предложения называются назывными?

— Назовите все назывные предложения в тексте. Какая информация передаётся в этих предложениях?

(Первые два предложения лаконично передают обстановку, в которой оказался человек, а остальные назывные предложения — внутреннее состояние больного человека.)

(В первом тексте назывные предложения являются распространенными: автору необходимо как можно полнее нарисовать картину осенней природы. Это достигается благодаря согласованным и несогласованным определениям, относящимся к подлежащим. Во втором тексте автор отдает предпочтение нераспространенным назывным предложениям. Они являются удобной формой передачи личного состояния автора).

Как вы думаете, ребята, могут ли быть назывные предложения отрицательными?

( Назывные предложения бывают только утвердительными .)

Какие предложения соответствуют назывным в прошедшем и будущем времени?

(В прошедшем и будущем времени им соответствуют двусоставные предложения. Сравни: Ночь. — Была ночь. — Будет ночь. )

Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.

Иду. Кашляю. Скриплю. Надо мной пустынно шумят березы, никак не разрождающиеся листом, сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых почек осененные. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света.

Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трехколесном велосипеде девочка в красной куртке и красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом.

Длястуй, дядя! — сияя чернущими глазами, кричит девочка и шурует дальше.

Мать в синем плащике, наглухо застегнутом, — боится застудить грудь, поравнявшись со мной, устало улыбнулась:

Ей пока еще все люди — братья!

Оглянулся — мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему

березняку, приветствует всех, всем радуется.

Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе.

В этом тексте большинство предложений односоставные. Какие типы односоставных предложений, которые здесь встречаются, вы можете назвать?

Распределите односоставные предложения по типам.

( Определенно-личных — 6 предложений, безличных — 7, одно назывное предложение).

Выпишите определенно-личные предложения. Определите лицо глагола, которым выражено сказуемое.

( Иду. Кашляю. Скриплю. Длястуй, дядя! Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко мое! В составе сложного: да не успеваю).

— Как вы определили, что эти предложения определённо – личные?


(Определенно-личными предложениями называются односоставные предложения, в которых главный член выражен глаголом в личной форме, указывающей на определенное действующее лицо — 1 или 2. В этих предложениях из личной формы глагола видно, что действие совершается определенным лицом : иду, кашляю, скриплю, не успеваю — только я – 1 лицо).

— Объясните роль определённо — личных предложений.

Как вы понимаете слово скриплю ? Если затрудняетесь, обратитесь к толковому словарю.

— Какие предложения называются безличными?

( Безличными называются односоставные предложения, сказуемое которых не допускает при себе подлежащего, не сочетается с именительным падежом. Невозможно ответить на вопрос в форме именительного падежа, кто производит действие или кто испытывает состояние, названное в предложении).

— Выпишем безличные предложения, обозначим в них грамматическую основу.

(Холодно. Ветрено. Приходится на прогулку прятаться в лес. Думается в основном о конце света. Хочется крикнуть и мне. Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе.)

— Безличные предложения очень часто встречаются в художественной речи. Чем можно объяснить эту распространенность?

(Выразительностью предложений. Это лаконичная форма обозначения состояния природы или окружающей среды. С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Безличные предложения позволяют передать субъективное восприятие действительности, смягчая при этом категоричность высказывания, делая повествование более лиричным. (Ср.: я хочу крикнуть. —Хочется крикнуть и мне..)

— Прочитайте текст. Выпишите неопределённо – личные предложения, подчеркните грамматическую основу, определите форму глагола – сказуемого (самостоятельно).

Подрубили, обнажили пригородную Базайскую гору. Огородами ее стиснули. Электропроводами опутали. Дачами опятнали. Карьером изуродовали.

В юности, еще в войну, мы, фэзэушники, слабые от долгой зимы, полуголодной житухи, карабкались на ту крутую гору за первыми подснежниками и затихали в теплом поднебесье. Нам хотелось жить, любить, надеяться на лучшее. Целые районы с готовой землей заброшены, порастают дурьем. Неужели вам мало места, люди? Неужели ради огородного участка нужно сносить леса, горы, всю святую красоту?

Так ведь незаметно и себя под корень снесем.

— Как вы думаете, почему в неопределенно-личных предложениях производитель действия не обозначен?

(Здесь важно всей конструкцией предложения подчеркнуть неопределенность действующего лица. Говорящий не считает нужным его называть. Однако его отсутствие не создает неполноты предложения. В данном тексте писателю важно показать, что люди сделали с горой, подчеркнуть, как изуродована природа)

— Прочитайте миниатюру. Найдите обобщённо — личное предложение.

Ночью впереди теплохода на голубой воде росчерком играл лунный блик. Он серебрился, фосфорно зеленел, ширился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.

Верилось, с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую тень луны, сомнет ее, срежет плугом носа.

Но проходили минуты, прошел час, другой, а отблеск далекой луны все бежал и бежал перед теплоходом, без усилия опережая напряженно работающую машину.

И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл ее, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия.

— Почему в последнем предложении 2 -е лицо воспринимается как обобщённое?

(В последнем предложении 2-е лицо воспринимается как обобщенное. Здесь автор не противопоставляет себя другим лицам, а как бы объединяется с ними, действие может совершить любой человек. В этом заключается обобщающий характер данной конструкции).

Обобщенно-личные предложения — продуктивный тип предложений, это удобная форма выражения общих положений, советов или описания действий, которые относятся ко всем людям.

III . ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

На примере миниатюр В.П. Астафьева мы посмотрели особенности употребления односоставных предложений в тексте и увидели, что односоставные предложения очень распространены. Они могут быть как самостоятельными, так и входить в состав сложных. Односоставные предложения придают речи выразительность, лаконичность, экспрессию, они делают нашу речь с точки зрения синтаксиса богатой и разнообразной.

3. Дать понятие об особенностях употребления односоставных предложений в текстах разных стилей.

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

№ 42 г. КРАСНОДАРА

Урок русского языка

Учитель Демьянченко И.В.

  1. Организационный момент.
  2. Фронтальный опрос:

- Какие предложения называются двусоставными?

- Какие предложения называются односоставными?

- Назовите виды односоставных предложений.

  1. Проверка домашнего задания: чтение сочинений-миниатюр с использованием односоставных предложений.
  2. Задание классу: выделить грамматическую основу в предложениях, указать вид односоставных предложений (по вариантам):

А) Вот письмо сына.

Б) Словом можно полки за собой повести.

Г) Дни поздней осени бранят обыкновенно.

Д) Слезами горю не поможешь.

Е) Не забывай родные дали.

Ж) Быть грозе великой.

З) На небе нет ни облачка.

- Вспомните, какие стили речи вы знаете? (Запись на доске схемы).

научный художественный официально- публицистический

- Определите тему и основную мысль текста.

- Определите стиль данного текста.

- Как вы определили, что это текст публицистического стиля?

- Вспомните, каковы особенности публицистического стиля речи.

  1. Сфера употребления публицистического стиля: общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах.
  2. Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
  3. Стилевые черты: логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, общедоступность.
  4. Языковые средства: общественно-политическая лексика, эпитеты, сравнения, метафоры, лексические повторы, градация, фразеологизмы, побудительные и вопросительные предложения, риторические вопросы, обращения, вводные слова, причастные и деепричастные обороты.

- Укажите признаки публицистического стиля в тексте.

- Найдите в тексте односоставные предложения, определите их вид (обратите внимание на то, что односоставные предложения могут быть не только самостоятельными, но и входить в состав сложных).

- Вспомните, кто является автором данных слов?

- Объясните орфографию и пунктуацию текста.

- Определите стиль данного текста.

- Вспомните, каковы признаки художественного стиля речи.

  1. Сфера применения: используется в художественных произведениях.
  2. Задачи речи: нарисовать живую картину, изобразить то, о чем рассказывается; передать читателю чувства (эмоции), которые испытывает автор.
  3. Стилевые черты: конкретность, образность, эмоциональность.
  4. Языковые средства: употребление слов в переносном значении, эмоционально-оценочные слова, использование изобразительно-выразительных средств, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения, предложения с однородными членами.

- Найдите в тексте односоставные предложения, определите их вид.

- Сделайте вывод об особенностях употребления односоставных предложений в текстах разных стилей.

Двусоставными называются простые предложения, в грамматической основе которых имеются оба главных члена — подлежащее и сказуемое. В лесу держался запах прелой травы.

Односоставными называются простые предложения, у которых грамматическая основа состоит из одного главного члена — подлежащего (назывные) или сказуемого (глагольные). Летний полдень.

односоставные предложения

Трудность в определении грамматической основы представляют неполные предложения — предложения, в которых может быть не назван какой-либо член, который ясен из ближайшего текста. При этом неполные предложения могут быть как двусоставными, так и односоставными.
1) Финишировали велогонщики. Распрямили усталые спины. Во втором предложении не названо подлежащее велогонщики, ясное из предыдущего предложения. Второе предложение является неполным двусоставным.
2) В воскресенье утром иду на стадион. Вечером — на концерт. Во втором предложении не назван главный член односоставного предложения иду. Это неполное односоставное (определённо-личное) предложение.

Неполными предложения могут быть только по составу членов предложения, но не по смыслу. Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются благодаря предыдущим предложениям (контексту) или соответствующей внеязыковой ситуации.

Назывные предложения

Назывные предложения — это односоставные простые предложения с главным членом — подлежащим. В назывных предложениях сообщается о каком-либо предмете, явлении и утверждается, что этот предмет или это явление есть в настоящем. Скорый поезд. Он гремит лесами, стелет дым на жёлтое жнивьё.

алгоритм определения предложения

Глагольные односоставные предложения

В глагольных односоставных простых предложениях главный член — сказуемое. Глагольные односоставные предложения делятся на определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные.

1. Определённо-личные предложения

Определённо-личными называются односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица. Плывём пустынной Ладогой под яркой аркой-радугой.

В определённо-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом в прошедшем времени и в форме 3-го лица единственного числа: 3-е лицо не является определённым, а прошедшее время вообще не указывает на лицо. Определённо-личные предложения по смыслу синонимичны двусоставным предложениям и нередко используются для того, чтобы избежать повторения одного и того же слова.

2. Неопределённо-личные предложения

В неопределённо-личных предложениях сказуемое выражается глаголами 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо множественного числа прошедшего времени. Скоро объявят о результатах выборов.

определить тип односоставного

3. Обобщённо-личные предложения

Обобщённо-личные предложения — это односоставные предложения, в которых глагол-сказуемое называет действие, относящееся к любому лицу. Группа обобщённо-личных предложений выделяется по смыслу. Грамматически обобщённое значение передаётся обычно глаголом в форме 2-го лица единственного числа. Обобщённо-личные предложения типичны для пословиц и афористичных высказываний. Учи других — и сам научишься .

Обобщённое значение может иметь и форма 3-го лица множественного числа. Спустя лето по малину не ходят .

Определённо-личные и неопределённо-личные предложения приобретают обобщённое значение (т. е. переходят в разряд обобщённо-личных), если называют действие, которое может быть отнесено ко всем и к каждому в отдельности. Добро поощряй, а зло порицай .

4. Безличные предложения

Безличные предложения — это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Пахнет черёмухой, медовой кашкой и ландышем.

Сказуемое в безличных предложениях обычно выражается безличными глаголами, но нередко используются и личные глаголы в значении безличных. Дымкой синей серый снег заволокло.

В качестве сказуемого могут выступать глаголы в неопределённой форме, а также слова категории состояния. Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин .

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Особенности употребления односоставных предложений в разных стилях и типах речи. Русский язык, 8 класс Бабенко И.Г. учитель русского языка и литературы СОШ №29 г. Павлодара

Люби, цени и изучай русский язык. С русским языком можно творить чудеса.

К.Паустовский

  • Предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена, называется….
  • Предложение с главным членом сказуемым, называется…
  • Предложение с главным членом подлежащим, называется..
  • Предложение со сказуемым – глаголом в форме 3 лица множественного числа, называется..
  • Предложение со значением обобщённого лица, называется…
  • Предложение, в котором нет и не может быть подлежащего, называется…
  • Предложение, в котором грамматическая основа представлена подлежащим, называется…
  • Предложение со сказуемым – глаголом в форме 1, 2 лица единственного и множественного числа, называется…
  • Односоставные
  • Глагольным
  • Именным
  • Неопределённо-личное
  • Обобщённо-личное
  • Безличное
  • Назывное
  • Определённо - личное

Значит скоро Новый год. Метель. Нарядят ёлку, зажгут сечи. Спит земля в сиянье голубом. На душе тепло и радостно. Не пройдёшь, не проедешь. Зима. Наряжаем ёлку. Холодно и тоскливо. Всё вокруг замело. Нов доме пахнет хвоей. Смотрю в заснеженное окно.

1 вариант - определённо-личные предложения

2 вариант – назывные,

3 вариант – безличные

4 вариант- неопределённо – личные

Каких предложений не встретили?

Зима. Холодно и тоскливо. Метель. Всё вокруг замело. Смотрю в заснеженное окно. Не проехать, не пройти. Но в доме пахнет хвоей. Значит скоро Новый год. Нарядят ёлку, зажгут свечи. На душе тепло и радостно. Спит земля в сиянье голубом.

Читайте также: