Односоставные предложения конспект урока 9 класс

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка в 9 классе "Повторение односоставных предложений"

1. Обучающая:

а) повторить, обобщить, систематизировать знания об односоставных предложениях;

2. Развивающая

а) расширить представление о личности Н.М.Карамзина, его роли в развитии русского литературного языка

б) формировать умение строить устное высказывание в форме выступления

3. Воспитывающая

а) создавать условия для развития эстетического вкуса;

б) содействовать созданию ситуаций, где бы учащиеся могли проявить творчество.

Наглядность:

Форма проведения занятия:

Беседа, воспроизведение стихотворений, самостоятельная работа, работа со словарём В.Даля, работа с текстом, выполнение тестовых заданий.

Подготовительная работа

С русским языком можно творить чудеса. К.Паустоеский

Вводное слово.

-Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова К.Паустовского? (Попутно можно выяснить, к какому виду односоставных предложений относится предложение):

С русским, языком можно творить чудеса.

Сегодня мы постараемся увидеть, почувствовать, как удаётся творить чудеса великим мастерам русского языка, использующим односоставные предложения.

Разноуровневая работа со словом Учитель.

Работа с толковым словарем

ПРЕНИЯ - обсуждение, публичный спор по каким-нибудь вопросам. Открыть прения по докладу. Жаркие прения.

Учитель. Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу одноклассника. Зеленой ручкой поставьте оценку.

Синтаксическая пятиминутка.

Учитель. Выполните синтаксический разбор следующего предложения.

Печенеги, заключив союз с Игорем, пять лет не тревожили Киевскую Русь.

Учитель. Дайте характеристику этого предложения.

Повторение и анализ видов односоставных предложений.

Повторение и анализ безличных предложений.

Учитель. Внимательно прослушайте стихотворные строчки Н.М. Карамзина:

Хотел писать я много О том, как человеку Себя счастливым сделать И мудрым быть в сей жизни.

Но ах! мне надлежало Тотчас себе признаться,

Что дух сих философов Во мне не обитает.

Орфографическое списывание:

Дайте характеристику предложениям.

Встретились ли односоставные? При затруднении обращайтесь к таблице

Назывные . Подлежащее есть. Сказуемого нет и быть не может.

Определенно-личные. Подлежащего нет. Сказуемое-глагол в форме 1-го или 2-го лица

Неопределенно-личные Подлежащего нет. Сказуемое-глагол в форме 3-го лица мн.ч.

Безличное Подлежащего нет. Сказуемое,при котором нет и не может быть подлежащего.

Ученики. Первое предложение - сложное, состоящее из двух простых. Первое простое предложение двусоставное я хотел писать , второе простое предложение - односоставное, однородные сказуемые сделать счастливым и быть мудрым имеют безличное значение, поэтому предложение безличное.

Второе предложение - сложное, состоящее из двух простых. Первое простое предложение - односоставное, сказуемое надлежало признаться имеет безличное значение, в предложении не может быть подлежащего, поэтому предложение безличное. Второе простое предложение - двусоставное, так как состоит из подлежащего и сказуемого дух не обитает - грамматическая основа.

Учитель. Какие предложения называются безличными ?

Ученики. Безличное предложение - это односоставное предложение со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Сказуемое в безличном предложении может быть простым глагольным сказуемым, составным именным сказуемым или составным глагольным сказуемым. Безличные предложения разнообразны по форме и значению. Безличные предложения могут сообщать о состоянии природы, состоянии человека, о действии стихийных сил. Безличные предложения могут выражать желательность или необходимость действия.

Повторение и анализ определенно-личных предложений.

Учитель. Я прочитаю вам слова М.В. Ломоносова об одном из видов односоставных предложений. Определите, о каком?

Ученики. Это высказывание об определенно-личных предложениях.

Учитель. Какие предложения называются определенно-личными?

Ученики. Определенно-личные предложения - односоставные предложения со сказуемым - глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно, так как окончания глаголов определенно указывают на лицо и число. Определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредоточивается на действии. Используются в различных стилях речи. Дают возможность избежать повторения личных местоимений.

Учитель. Приведите примеры определенно-личных предложений из домашнего задания.

Ученики. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты. Иногда на вратах храма рассматриваю изображение чудес.

Это односоставные определенно-личные предложения, так как сказуемые выражены глаголами в форме первого лица.

Работа с поэтическим текстом Н.М. Карамзина.

Пой во мраке тихой рощи,

Нежный, кроткий соловей!

Пой при свете лунной нощи!

Глас твой мил душе моей.

Учитель. Найдите определенно-личные предложения.

Повторение и анализ неопределенно-личных предложений.

Учитель. Какие предложения называются неопределенно-личными?

Ученики. Неопределенно-личные предложения - это односоставные предложения со сказуемым- глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределенно. Говорящий или не считает нужным называть действующее лицо, или его нельзя назвать, так как оно неизвестно.

Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом. Когда мы там, в новой жизни, увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!

Ее погребли близ пруда, под мрачным дубом. И поставили деревянный крест на ее могиле.

Тут часто сижу в задумчивости. Надо мною шумят листья.

Повторение и анализ назывных предложений.

Учитель. Какие предложения называются назывными?

Ученики. Назывные предложения- односоставные предложения, которые имеют один главный член - подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется ) в настоящем, то есть назывные предложения утверждают, поэтому назывные предложения не могут быть отрицательными. С частицами вот, вон предложения приобретают указательное значение. Чаще употребляются в художественных и публицистических стилях. С их помощью лаконично и точно рисуется место, время действия, пейзаж, обстановка.

Ученики. С помощью назывных предложений.

Учитель. Приведите примеры из повести.

Учитель. Н.М. Карамзин, кроме того, что был писателем, поэтом, историографом, сыграл большую роль в развитии русского литературного языка. В конце 18 века Н.М. Карамзиным была введена буква Ё. Н.М. Карамзин отказался от устаревших слов, сблизил письменную и устную речь. Ввел в употребление много иноязычных слов: промышленность, общественный. Друг Н.М. Карамзина Петр Вяземский писал в стихах:

Язык наш был - кафтан тяжелый

И слишком пахнул стариной.

Дал Карамзин покрой иной -

Пускай ворчат себе расколы,

Все приняли его покрой.

Учитель. Для лучшего усвоения материала урока проведем небольшое тестирование. (Ученики получают карточки с тестовыми заданиями)

Укажите вид односоставного предложения:

Люблю грозу в начале мая.

Нас угостили ужином.

Повеяло теплым ветром.

Уж не увидимся больше.

Минут через пять Ми тттк у впустили.

Цыплят по осени считают.

Помнишь рощу над рекой?

Учитель. Проверим правильность выполнения этого задания.

Подведение итогов урока.

Учитель. Мы увидели, что односоставные предложения многообразны по своей структуре. В чем своеобразие односоставных предложений?

Связный монологический ответ по теме "Односоставные предложения"

В чем своеобразие односоставных предложений?

С какой целью используются односоставные предложения поэтами, писателями?

Ученики. Своеобразие, то есть оригинальность, отличие односоставных предложений, заключается в том, что односоставные предложения точны и лаконичны. Отсутствие второго главного члена в предложении указывает на то, что особенно важно для автора: действие или называние явлений.

Двусоставными называются простые предложения, в грамматической основе которых имеются оба главных члена — подлежащее и сказуемое. В лесу держался запах прелой травы.

Односоставными называются простые предложения, у которых грамматическая основа состоит из одного главного члена — подлежащего (назывные) или сказуемого (глагольные). Летний полдень.

односоставные предложения

Трудность в определении грамматической основы представляют неполные предложения — предложения, в которых может быть не назван какой-либо член, который ясен из ближайшего текста. При этом неполные предложения могут быть как двусоставными, так и односоставными.
1) Финишировали велогонщики. Распрямили усталые спины. Во втором предложении не названо подлежащее велогонщики, ясное из предыдущего предложения. Второе предложение является неполным двусоставным.
2) В воскресенье утром иду на стадион. Вечером — на концерт. Во втором предложении не назван главный член односоставного предложения иду. Это неполное односоставное (определённо-личное) предложение.

Неполными предложения могут быть только по составу членов предложения, но не по смыслу. Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются благодаря предыдущим предложениям (контексту) или соответствующей внеязыковой ситуации.

Назывные предложения

Назывные предложения — это односоставные простые предложения с главным членом — подлежащим. В назывных предложениях сообщается о каком-либо предмете, явлении и утверждается, что этот предмет или это явление есть в настоящем. Скорый поезд. Он гремит лесами, стелет дым на жёлтое жнивьё.

алгоритм определения предложения

Глагольные односоставные предложения

В глагольных односоставных простых предложениях главный член — сказуемое. Глагольные односоставные предложения делятся на определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные.

1. Определённо-личные предложения

Определённо-личными называются односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица. Плывём пустынной Ладогой под яркой аркой-радугой.

В определённо-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом в прошедшем времени и в форме 3-го лица единственного числа: 3-е лицо не является определённым, а прошедшее время вообще не указывает на лицо. Определённо-личные предложения по смыслу синонимичны двусоставным предложениям и нередко используются для того, чтобы избежать повторения одного и того же слова.

2. Неопределённо-личные предложения

В неопределённо-личных предложениях сказуемое выражается глаголами 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо множественного числа прошедшего времени. Скоро объявят о результатах выборов.

определить тип односоставного

3. Обобщённо-личные предложения

Обобщённо-личные предложения — это односоставные предложения, в которых глагол-сказуемое называет действие, относящееся к любому лицу. Группа обобщённо-личных предложений выделяется по смыслу. Грамматически обобщённое значение передаётся обычно глаголом в форме 2-го лица единственного числа. Обобщённо-личные предложения типичны для пословиц и афористичных высказываний. Учи других — и сам научишься .

Обобщённое значение может иметь и форма 3-го лица множественного числа. Спустя лето по малину не ходят .

Определённо-личные и неопределённо-личные предложения приобретают обобщённое значение (т. е. переходят в разряд обобщённо-личных), если называют действие, которое может быть отнесено ко всем и к каждому в отдельности. Добро поощряй, а зло порицай .

4. Безличные предложения

Безличные предложения — это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Пахнет черёмухой, медовой кашкой и ландышем.

Сказуемое в безличных предложениях обычно выражается безличными глаголами, но нередко используются и личные глаголы в значении безличных. Дымкой синей серый снег заволокло.

В качестве сказуемого могут выступать глаголы в неопределённой форме, а также слова категории состояния. Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин .

Конспект урока

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Это урок повторения и обобщения знаний учащихся по теме "Односоставные предложения". В конспекте урока представлен разнообразный материал по пройденной теме: это и работа с текстом, где учащимся нужно найти и определить вид односоставных предложений, это и тестовые задания на определение вида односоставных предложений.Конспект урока по теме "Односоставные предложения" (9класс, русский язык).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предоставляет возможность учащимся применить навыки отличия двусоставного предложения от односоставного, закрепить навыки различия односоставных от двусоставных.

Отработка у учащихся навыков отличия двусоставного предложения от односоставного.

Закрепление навыка различия односоставных предложений.

Повторение словообразовательного, синтаксического разборов, словосочетания, составного глагольного сказуемого.

Подготовка к контрольному тестированию по названной теме.

Планируемые результаты:

Предметные: умение сопоставлять различные виды односоставных предложений.

Регулятивные: постановка учебной задачи.

Познавательные: сравнивать и сопоставлять речевые высказывания с точки зрения содержания;

Коммуникативные: правильно, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста.

Оборудование: таблицы, разноуровневые карточки, тесты,

1.Оргмомент .

- Записали число, классная работа. Ребята, на прошлом уроке мы изучили последнюю тему по синтаксису простого односоставного предложения. - Кто догадался, какая тема будет нашего сегодняшнего урока?

(Обобщение и систематизация изученного по теме «Синтаксис простого односоставного предложения). Запишите тему урока.

- Какие задачи мы поставим перед собой?

( Повторить виды односоставных предложений. Уметь использовать односоставные предложения в речи ).

2. Психологический настрой на работу

Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу.

Я предлагаю вам обратиться сегодня к словам А.Эйнштейна: “Открытия совершаются тогда, когда все думают, что этого быть не может, а один человек этого не знает”. Попробуем быть незнайками, чтобы стать гениями. Но помним, что в науке решает 99% пота и только 1% таланта. Потрудимся!

Прежде чем перейти к повторению, проверим домашнее задание (выборочно)

3. Проверка домашнего задания .

4.Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла пословицу.

К мудрости идут через большой труд.

- Как вы понимаете её значение?

а) Синтаксический разбор этого предложения. (Ученик комментирует разбор)

б) Словообразовательный разбор слова ЗНАЧЕНИЕ

в) Синтаксический разбор словосочетания БОЛЬШОЙ ТРУД.

Класс выполняет словарную работу с последующей самопроверкой.

5.Словарно - орфографическая работа.

Приобрести полсотни книг, сделать по-новому, прекратился давным-давно, преградить путь на полуостров, превратить острова в оазис, призадуматься кое над чем, был когда-то пресмешным малышом, приемлемый вариант, среднерусский пейзаж, престижная профессия, тоненький- претоненький голосок.

- Какие правила вам пришлось вспомнить при написании словосочетаний?

- Назовите по одному словосочетанию с разными видами связи.

- Проверьте, как вы записали слова

-Кто не допустил ни одной ошибки? 1-2? А 5 и более?

– Прежде чем перейти к практической части урока, мы повторим всю теорию по односоставным предложениям

5.Фронтальный опрос:

Как отличить двусоставное предложение от односоставного?

Сколько основ в сложном предложении, если оно состоит из односоставного и простого двусоставного предложений?

Как отличить односоставное определенно-личное предложение от односоставного неопределенно-личного?

Как отличить безличное предложение от назывного?

Какова роль односоставных предложений в письменной и устной речи?

Оценка за домашнюю работу

Оценка за словарную работу

Знание теоретического материала

Работа с текстом

6. Зрительный диктант и самопроверка.

Найти основы предложений, определить тип односоставных предложений

Вновь по первому снегу бреду, (о-л)

в сердце ландыши вспыхнувших сил, (н.)

вечер синею свечкой звезду

над дорогой моей засветил. ( двусоставное)

- Какие чувства сумел передать поэт в стихотворении?

- Как ему это удалось?

- А вот стихотворение А. Блока. Послушайте и определите, какой вид односоставных предложений использует поэт?

Шёпот, робкое дыхание,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря.

- Какую роль играют назывные предложения?

(С их помощью лаконично и точно рисуется место, время действия, пейзаж, обстановка. Они, чаще всего используются в художественном и публицистических стилях).

7. Самостоятельная работа по разноуровневым заданиям

Ну, а теперь пришла пора попробовать себя в роли писателей. На предложенные темы 1 группе нужно написать сочинения-миниатюры. Ваша задача – в 4-8 предложениях раскрыть тему сочинения и при этом употребить в тексте односоставные предложения, но сделать это нужно грамотно, к месту, не потерять в погоне за ними настроение сочинения.

2 группа – Записать текст, вставить пропущенные буква и знаки препинания. Подчеркнуть грамматические основы предложений. Определить вид односоставных предложений.

3 группа – Выписать односоставные предложения. Определить их вид.

Ночь. Тиш..на. Я иду по лунной доро..ке. Мне хочет(?)ся петь вместе с соловьем хочет(?)ся сказать кому(нибудь) Как прекрасен мир посмотрите! Но (во)круг (ни)кого (не) видно. Продолжаю свой путь. Слышу чьи(то) шаги. Удивляюсь когда вижу маму. Пойдем-ка домой полуночница говорит она мне. Идем домой. Засыпаю с улыбкой.

- 3 и 2 группы текст проверяют орфографию и пунктуацию. (с учителем)

- Проверяем орфографию и пунктуацию, текст проецируется на экран.

- Слушаем сочинения-миниатюры 1 группы.

Задание: какие виды односоставных предложений были использованы в сочинениях?

Ночь. Тишина. Я иду по лунной дорожке. Мне хочется петь вместе с соловьем, хочется сказать кому-нибудь: “Как прекрасен мир, посмотрите!”. Но вокруг никого не видно. Продолжаю свой путь. Слышу чьи-то шаги. Удивляюсь, когда вижу маму. “Пойдем-ка домой, полуночница” – говорит она мне. Идем домой. Засыпаю с улыбкой.

2. Проверяем все. Назвать виды односоставных предложений, которые вы нашли в тексте. Зачитайте их.

Ночь. Тишина. – назывные предложения

Мне хочется петь вместе с соловьем. Хочется сказать кому-нибудь. Посмотрите! Продолжаю свой путь. Слышу чьи-то шаги. Удивляюсь, когда вижу маму. Идем домой. Засыпаю с улыбкой. – о/л

Но вокруг никого не видно. – б/л

- Какого вида односоставных предложений нет?

- Какой стиль речи? Сделайте вывод, какому стилю речи свойственны односоставные предложения?

8. Мы с вами готовимся к ОГЭ. Сегодня я предлагаю вам одно из заданий теста.

Задание: Среди предложений 1 – 3 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.

1)Какое же это необъятное, неисчерпаемое море – человеческая речь! 2) И литератору надо знать все глубины, надо изучать законы, правящие этой стихией.

3) Поэт, который умеет пользоваться всей энергией слова, накопленной веками, способен волновать и потрясать души простым сочетанием немногих слов.

1. Перед вами предложение: Дело не обходилось без столкновений и перестрелок. Какое слово надо опустить, чтобы это предложение превратилось в безличное? (Дело.)

2. Предложение: Человеку по работе воздается честь – личное или безличное? Какое слово надо изменить, чтобы превратить его в неопределенно-личное? (Личное: подлежащее – честь, сказуемое – воздается. Неопределенно-личное – воздают честь.)

10. Как вы уже сказали, мы не все вид односоставных предложений повторили. Поэтому сейчас выполним небольшое тестовое задание (по вариантам)

I вариант.

1.По какому признаку предложения делятся на двусоставные и односоставные?

А) По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения

Б) По наличию или отсутствию членов предложения.

В) По наличию главных членов предложения.

2.На какие виды делятся односоставные предложения?

А) Назывные, определенно- личные

Б) Назывные, определенно- личные, неопределенно- личные, обобщенно-личные, безличные

В) назывные, безличные, обобщенно-личные

3) Какое предложение является односоставным?

А) Жди ясного на завтра дня.

Б) Черные сосны на белый песок кинули странные тени.

В) На заре ты ее не буди.

Г) Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

4) Какое предложение является безличным?

А) На работе следите за осанкой.

Б) Дадим друг другу руки и молча двинемся в путь.

В) Кругом ни души.

Г) Звездное небо.

5) Какое предложение является неопределенно- личным?

А) Мне не спалось.

Б) Выхожу на крыльцо.

В) Далеко- далеко грохочет.

Г) О произошедшем буду долго вспоминать.

6) Какое предложение является назывным?

А) Недавно дом отремонтировали.

Б) Былой славой бой не выиграешь.

В) Ясное и морозное утро.

7) Какое предложение является определенно- личным?

А) Уходить из парка не хотелось.

Б) Теперь в лесах везде косят.

В) Люблю сырые запахи ненастья и влажный шум взволнованных лесов.

Г) Солнечный день.

* Составьте и запишите сложное предложение, в состав которого входило бы простое односоставное определенно- личное предложение и двусоставное предложение.

1.По какому признаку предложения делятся на двусоставные и односоставные?

А) По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения

Б) По наличию или отсутствию членов предложения.

В) По наличию главных членов предложения.

2.На какие виды делятся односоставные предложения?

А) Назывные, определенно- личные

Б) Назывные, определенно- личные, неопределенно- личные, обобщенно-личные, безличные

В) назывные, безличные, обобщенно-личные

3) Какое предложение является односоставным?

А) Вечернее небо гляделось в зеркальный затон.

Б) От лип душистым медом тянет.

В)Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.

Г) Здесь розы больше кулака.

4) Какое предложение является назывным?

А) На улице пустынно.

Б) Вчерашний день не воротишь.

В) Загрустив, вспыхнула осень маленьким дождем.

5) Какое предложение является безличным?

А) Не жалею, не зову, не плачу.

Б) Не презирай совета ничьего.

В) Вороне соколом не быть.

Г) Из воды пустой масла не извлечешь.

6) Какое предложение является определенно- личным?

А) Начнут советовать и вкривь и вкось.

Б) Под музыку осеннего дождя иду во тьме.

В) Его здесь не забудут .

Г) На миру и работа спорится .

7) Какое предложение является неопределенно- личным?

А) Вспоминали события прошлого, думали о будущем.

Б) В лесу стало тихо.

В) Колокольчика не было слышно .

Г) Не относись к природе свысока

* Составьте и запишите сложное предложение, в состав которого входило бы простое односоставное назывное предложение и двусоставное предложение.

После выполнения работы – взаимопроверка.

11.Итог урока. Рефлексия.

Итак, я снова обращаюсь к эпиграфу нашего урока

К мудрости идут через большой труд.

- Как вы думаете, хорошо ли вы потрудились,

стали ли вы после сегодняшнего урока мудрее?

– Как вы думаете, для чего нужны знания, полученные на этом уроке, и где они будут применяться?

– Было ли трудно вам оценить себя, свои знания?

– Если было трудно/ не трудно — почему?

– Какие у вас оценки, результаты?

– Если хорошие – мои поздравления.

12. Домашнее задание:

2.Выписать из учебника литературы по 2 односоставных предложения разных видов, подчеркнуть грамматические основы предложений.

Читайте также: