Обж 9 класс инфекции передаваемые пол путем конспект

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока ОБЖ для 9 класса

подготовила учитель ОБЖ

Татаренко Наталья Викторовна

Тема: Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе

I. Организационный момент.

1.Приветствие

Неизвестно публике? - замечательный игрок в пинг-понг, очень застенчивый человек, считал, что скука - это болезнь. Заразился ВИЧ в 1985 году в Мюнхене. Талантливый художник - график. Увлечения – балет. . Холодным февральским утром, когда Фредди появился на телестудии, съемочная группа была в шоке. От бывшего мускулистого Фредди ничего не осталось. Он был похож на тень. Одежда на нем висела, серое лицо было покрыто пятнами. Ему осталось жить всего 9 месяцев .

Мы сегодня поговорим об инфекциях, передающихся половым путем (ИППП), о путях передачи и методах защиты от них.

III . Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.

1. Открытый микрофон.

- Взрослая жизнь . А считаете ли вы себя взрослыми?

- Взрослость - это самостоятельность. Это когда человек не нуждается в приказах и запретах, командах и оценках. Он все делает сам. Несет ответственность за свои поступки. Продолжение рода - одно из основных назначений взрослого человека.

2. Вопрос для обсуждения:

- Что предусматривает репродуктивное здоровье? ( Внимание на таблицу «Репродуктивное здоровье предполагает" - анализ таблицы).

- Есть факторы влияния на репродуктивное здоровье. Одни из них влияют положительно, другие отрицательно. Я буду называть факторы, если это положительный - палец держим вверх, если отрицательный - вниз.

. здоровый образ жизни;

. беспорядочные половые отношения;

. отсутствие режима труда и отдыха;

. соблюдение личной гигиены;

. ранняя половая жизнь.

3. Домашнее задание.

Дома вы должны были подумать и сказать: «Какой или каким, по вашему мнению, должны быть ваши любимая девушка или женщина, парень или мужчина? ( Учащиеся отвечают )

Вот я и поняла, что для вас значит идеальный любимый человек .

IV. Активизация познавательной и учебной деятельности учащихся. (Рассказ учителя с элементами статистики).

Я хочу привести вам статистические данные.

Подавляющее большинство подростков считают себя здоровыми, однако, многие из них не доживают до взрослой жизни, умирая от негативного воздействия различных внешних причин или от болезней, которые можно было бы предотвратить или успешно контролировать.

Сегодня самыми серьезными проблемами подросткового возраста являются:

Ранние беременности и роды. Ежегодно на девушек 15–19 лет приходится более 10 % родов и более 20 % болезней, вызванных беременностью и родами. Более одной трети девушек сообщают, что их первый сексуальный опыт был принудительным.

Болезни, передающиеся половым путем, особенно ВИЧ/СПИД.

Неправильное питание (как недоедание, так и переедание).

Снижение показателей психического здоровья. Так, 20 % молодых людей страдают депрессиями, расстройствами настроения и питания, токсикоманией, склонны вести себя небезопасным образом (суицидальные формы поведения, в том числе увлечение экстремальными видами спорта). Среди подростков 15–19 лет самоубийство – вторая по значимости причина смерти.

Наличие вредных привычек: употребление табака, алкоголя и психоактивных веществ (в России средний возраст начала постоянного курения – 12 лет!).

Смерть от внешних причин: травмы, дорожно-транспортные происшествия, отравления, суициды.

V. Изучение новой темы.

Выберите те жизненные ценности, которые являются для вас главными на сегодняшний день и расположите их по месту значимости так: на 1 месте - самое главное, на 2 месте - после главного и т.п. ( Учащиеся работают с карточками).

Жизненные ценности

- Назовите свои первые три главные ценности

2. Беседа с учениками.

Человек может иметь отличное образование, за свой труд получать хороший заработок, но он болеет 300 дней в году.

- Кому нужен такой специалист?

Семья в жизни каждого человека имеет большое значение, но представьте, что в семье есть тяжело больной человек, за которым необходим постоянный уход.

- Счастлив этот человек и эта семья?

У каждого человека свое представление о счастье, но .

- Может быть действительно счастливым человек, если он неизлечимо болен? Человек может иметь много денег, как Фредди Меркьюри, или иметь много недвижимости, но если он неизлечимо болен .

- Может он пользоваться своим богатством и наслаждаться своей жизнью?

Фредди Меркьюри умер от СПИДа. Его состояние на день смерти насчитывало 48 млн. долларов. Но он не смог купить себе здоровье.

- Так что же из жизненных ценностей надо поставить на 1 место?

- Так, говоря об идеале девушки или парня, видимо надо еще сказать, чтобы они были здоровы.

3. Ученические презентации.

ИППП, инфекции передающиеся половым путем, относятся к наиболее распространенным заболеваниям. В мире где-то 1 млрд. людей имеют ИППП, это почти каждый 7-й житель земли. В настоящее время насчитывается более 20 таких заболеваний. Эти заболевания вызывают различные возбудители: бактерии вызывают-сифилис, гонорею; вирусы - герпес, СПИД; простейшие -трихомониаз; грибы -молочницу; паразиты - чесотку.

Ученики подготовили презентации самых распространенных заболеваний и сейчас вас ознакомят с ними.

- Какие же причины возникновения ИППП? ( На доску вывешивается плакат с ответом - просмотр)

- Обратите внимание на основные признаки, характерные для ИППП (созерцание плаката).

- Можно сделать вывод, что заражение чаще всего имеет следующие этапы: (внимание на доску)

- Сначала случайное знакомство,

- Далее необдуманные половой акт,

- Сразу ничего подозрительного не замечается,

- О том, что заболел, понял через несколько дней, недель или лет (при ВИЧ / СПИД).

А сейчас я хочу привлечь ваше внимание к страшной болезни человечества, которая в настоящее время является неизлечимой - это ВИЧ / СПИД. Утверждать лишний раз, что мир охватила эпидемия ВИЧ / СПИДа, не нужо, - цифры говорят сами за себя. Предоставляем слово ученикам, которые готовили по этому вопросу презентацию.

Под эту музыку в последний раз танцевал Рудольф Нуриев, выдающийся танцовщик балета, умерший от СПИДа в 55 лет.

От этой болезни умерли:

Лауреат Нобелевской премии по литературе Патрик Уайт;

Американский режиссер Колин Хигггинс;

Ученый писатель-фантаст Айзек Азимов;

Художник график Кайф Хэринг;

Всемирно известная кинозвезда Клаус Шварцкопф;

Известный французский кутюрье Ив Сен Лоран;

Дети, которые были заражены при переливании крови в городах Элиста, Волгоград, Ростов-на-Дону.

Болезнь не выбирает! Поэтому первейшей задачей в преодолении эпидемии СПИДа является профилактика.

VІ. Закрепление полученных знаний.

Давайте рассмотрим ситуацию:

- Перед вами компания подростков. У каждого из них номер от 1 до 18. Известно, что:

- №7 и №16 придерживаются целомудрия, такие люди есть в любой компании;

- №№1 и 2,10 и 11-влюбленные и сохраняют верность друг другу.

- Соединим линиями партнеров (кроме №№ 1, 2,10,11, 7 и 16).

- №14 инфицирован ВИЧ.

- Заметим тех, кто контактировал с ВИЧ-инфицированным и тех, кто был в контакте с ними.

- Какой мы получили результат?

- №№ 1, 2,10,11, 7 и 16 благодаря своему образу жизни не подверглись риску, они здоровы и спокойны. А остальные?

- Обратите внимание на темпы распространения ВИЧ-инфекции.

- Назовите лучшую защиту от ВИЧ

- Верно, лучшая защита - это безопасное поведение.

А сейчас вам предстоит вспомнить материал о ВИЧ / СПИД, который вы изучали раньше и с которым познакомились сегодня. Надо определить степень риска заражения ВИЧ. ( Берут карточки 3х цветов ). Если риска нет, поднимаем зеленые карточки, если низкий - желтый, если высокий - красные.

. поцелуй в щечку - риска нет;

. рукопожатие - риска нет;

. пользование общей посудой - риска нет;

. массаж - риска нет;

. пользование чужими лезвиями для бритья - риск высокий;

. пользования чужой зубной щеткой - риск низкий;

. от матери к ребенку во время беременности, родов, кормления грудью - риск высокий;

. пользование общим туалетом - риска нет;

. при кашле, чихании - риска нет;

. нанесения татуировки нестерильными инструментами - риск высокий;

. при переливании непроверенной крови - риск высокий;

. укусы насекомых - риска нет;

. совместное использование шприцев и игл - риск высокий;

. употребление пищи, приготовил ВИЧ-инфицированный - риска нет;

. беспорядочные незащищенные половые отношения - риск высокий.

- Кто хочет иметь в жизни большую и верную любовь;

- Кто не задумывался о своем будущем;

- Кто считает, что здоровье – самая главная ценность;

- Кто считает, что курение не так уж и вредно для репродуктивного здоровья;

- Кто считает, что знания, полученные на уроке – очень важны.

4. Открытый микрофон

5. Выступление бывшего директора ЦРУ Даллеса.

- Как вы думаете, им это удалось? ( Ответы учащихся ).

Но еще не все потеряно.

Вы стоите на пороге взрослой жизни. Мечтаете об идеальны девушке или парне в своей жизни.

Поэтому не позволяйте собой манипулировать! Только мы должны решать, что в нашей жизни мы выбираем ценностью.

Запомните, что именно здоровый образ жизни дает вам здоровье, резко снижает риск заражения ВИЧ и ИППП.

Помните, что к способам защиты от ИППП относятся моральное поведение и отсутствие беспорядочных половых связей.

Помните о взаимной верности неинфицированных сексуальных партнеров - супругов.

Помните, что продолжение рода - это одно из основных назначений человека.

Помните о тех, кто будет вашими наследниками, кто будет продолжать человеческий род и какое наследство вы им оставите .

Будьте бдительными и разборчивыми! Счастливой вам взрослой жизни!

7. Оценка работы учащихся .

Я благодарна за активность на уроке . Но за сегодняшний урок я не могу никому поставить оценок. Оценки вам поставит сама жизнь. Как вы усвоили сегодняшний материал, как будете применять эти знания в повседневной жизни - такая вам и оценка.

Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), — это группа инфекционных болезней, возбудители которых передаются преимущественно половым путем. В настоящее время таких инфекций насчитывается свыше 20. По данным ВОЗ, в мире каждый год регистрируется около 300 млн случаев ИППП.

Самый высокий уровень заболеваемости ИППП отмечается в группе 20—21-летних, затем 15—19-летних.

Риск заражения ИППП возрастает с увеличением числа половых партнеров и частоты половых контактов.

Необходимо выработать в себе твердую установку: думать о безопасности до, а не после полового контакта.

К беспорядочной половой жизни более склонны лица нравственно незрелые или отвергающие нормы общепринятой морали. Для них цель общения — это увеселительное времяпрепровождение, обязательным условием которого является половая связь. Обычно в таких случаях половая связь возникает на основе искусственно вызванного полового влечения (употребление алкоголя, наркотиков и др.).

Лучшим правилом профилактики ИППП следует считать воздержание от случайных половых контактов.

Расскажем о наиболее распространенных инфекциях, передаваемых половым путем.

Сифилис считается самой страшной венерической болезнью. Возбудитель сифилиса — бледная трепонема, имеющая вид тонкой спиралеобразной нити. Заражение происходит при тесном контакте с больным. Наиболее частый путь заражения — половой контакт, но возможен и бытовой, когда заражение происходит при поцелуе, пользовании предметами домашнего обихода (зубная щетка, ложка), которыми до этого пользовался больной, курении одной сигареты с больным.

Гонорея — заболевание, вызываемое гонококком. Передается, как правило, половым путем от больного гонореей или от бактерионосителя. Во время контакта гонококк попадает на слизистую оболочку половых органов и мочеиспускательного канала и вызывает местное воспаление. Возможно и бытовое заражение.

Генитальный герпес — язвенное поражение половых органов, возбудителем которого является вирус герпеса. Он передается половым путем и вызывает высыпания — язвы на половых органах и вокруг них. Такие высыпания могут появляться каждые несколько недель и длиться несколько дней, потом могут на долгое время исчезнуть. Однако даже после полного заживания вирус остается в организме и вызывает периодические обострения.

Хламидиоз — болезнь, возбудителем которой является микроорганизм, называемый хламидией (паразитирует преимущественно в мочеполовых органах). Признаки болезни проявляются через 1—4 недели после заражения. У мужчин они те же, что при гонорее. У женщин эта болезнь часто протекает незамеченной.

Наиболее распространенным заболеванием, передаваемым половым путем, является трихомоноз, поражающий влагалище и мочеиспускательный канал и обнаруживающий себя белыми или желтыми выделениями с неприятным запахом.

Это должен знать каждый

  • Если появились явные признаки описанных выше болезней или возникают опасения по поводу ИППП, не раздумывайте и обращайтесь к врачу. Если после обследования выявлено венерическое заболевание, необходимо привлечь к лечению и вашего полового партнера.
  • Запомните: сознательное заражение другого лица венериче^ ской болезнью является уголовно наказуемым (статья 121 УК РФ, 1997 г.). Оно наказывается значительным штрафом либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

Вопросы

  1. Какие существуют наиболее распространенные ИППП?
  2. При каком образе жизни возрастает вероятность заразиться?
  3. Какие меры профилактики существуют от заражения ИППП?
  4. Какое уголовное наказание предусмотрено в Уголовном кодексе РФ за сознательное заражение другого лица венерической болезнью?
  5. Почему наркоманы более других подвержены риску заразиться венерической болезнью?

Задание

Продумайте свое поведение в повседневной жизни и в различных жизненных ситуациях, которые обеспечивали бы вам надежную профилактику заражения ИППП.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Инфекции, передаваемые половым путем. (9класс)

Цель: Познакомить учащихся с признаками основных инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), и причинами их распространения. Обсудить основные меры профилактики ИППП. Сформировать ценностное отношение к своему здоровью.

2.Опрос домашнего задания

- Какие факторы в жизни подростка могут привести к более раннему вступлению в половую связь?

- Каковы последствия ранней половой связи?

3. Изучение нового материала

Риск заражения ИППП возрастает с увеличением числа половых партнеров и частоты половых контактов. К беспорядочной половой жизни более склонны лица нравственно незрелые или отвергающие нормы общепринятой морали. Для них цель общения — это увеселительное времяпрепровождение, обязательным условием которого является половая связь. Обычно в таких случаях половая связь возникает на основе искусственно вызванного полового влечения (употребление алкоголя, наркотиков и др. Отсюда — быстрый рост инфекций, передаваемых половым путем.

Что же такое ИППП?

Существуют около тридцати заболеваний, которые объединили в одну группу, потому что все они передаются человеку при сексуальных контактах. Их сокращенно называют ИППП – инфекции, передаваемые половым путем.

Запомните: сознательное заражение другого лица венерической болезнью является уголовно наказуемым деянием. Оно наказывается штрафом, либо исправительными работами на срок от 1 до 2 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев.

Какие существуют наиболее распространенные ИППП?

При каком образе жизни возрастает вероятность заразиться?

Какие меры профилактики существуют от заражения ИППП?

Какое уголовное наказание предусмотрено в Уголовном кодексе РФ за сознательное заражение другого лица венерической болезнью?

Почему наркоманы более других подвержены риску заразиться венерической болезнью?

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Показать, что основными причинами распространения ЗППП является опасная поведенческая практика, включающая употребление наркотиков и опасный секс.

2. Обеспечить учащихся информацией в доступной форме, дать подробное представление о том, что такое, ЗППП – посредством видеопрезентации.

3. Научить подростков связывать воедино свои знания, осознание степени риска и поведение.

4. Формировать мотивации к сохранению собственного здоровья и здоровья своего партнера, в том числе через ответственное сексуальное поведение.

Подготовительная работа к уроку:

  1. Подбор материала и создание видеопрезентации по проблеме урока
  2. Подбор музыки для музыкального сопровождения видеопрезентации и тренингов.

Разработка урока на тему:

Выполнил:

Преподаватель-организатор ОБЖ

Архипов Павел Иванович

с. Верхнее Кузькино, 2014

Из отношений чисто человеческих,

Дающих вездесущий жизни ход,

Рождающих и радость, и кручины, -

Есть отношенья женщины с мужчиной,

А можно говорить наоборот.

Все остальное, если вам угодно,

От этих отношений производно.

В. Федоров

сформировать у учащихся необходимые знания о проблеме заболеваний передаваемых половым путем (ЗППП) и личной ответственности за свое поведение.

предотвратить распространение среди учащихся ЗППП.

1. Показать, что основными причинами распространения ЗППП является опасная поведенческая практика, включающая употребление наркотиков и опасный секс.

2. Обеспечить учащихся информацией в доступной форме, дать подробное представление о том, что такое, ЗППП – посредством видеопрезентации.

3. Научить подростков связывать воедино свои знания, осознание степени риска и поведение.

4. Формировать мотивации к сохранению собственного здоровья и здоровья своего партнера, в том числе через ответственное сексуальное поведение.

Подготовительная работа к уроку:

Подбор материала и создание видеопрезентации по проблеме урока

Подбор музыки для музыкального сопровождения видеопрезентации и тренингов.

Плакаты с высказываниями по теме урока:

Немецкий философ Артур Шопенгауэр

Народная мудрость

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, ученическая доска, мел, маркеры, листы бумаги, таблички с надписями, коробочка с карточками, листы ватмана с утверждениями.

1. Вступительное слово учителя. Просмотр видеопрезентации (1 –21 слайд)

Уровни усвоения:

Представление

Формировать представление учащихся о способах передачи половых инфекций, течении болезни, способах защиты.

Формировать представление учащихся о том, что распространение ЗППП является следствием нездорового образа жизни.

Формирование культуры половых взаимоотношений, устойчивой позиции в выборе только одного полового партнера, сохранение взаимной верности.

Стратегия поведения

Формировать активную жизненную позицию, направленную на избегание поведенческих рисков, связанных с возможностью заражения ЗППП.

Содержание урока

Формы и методы изучения

Вводная часть

Актуализация представлений учащихся о ЗППП

Вводная часть

Вступительное слово учителя о росте числа заболеваний передаваемых половым путем, среди молодежи и о причинах способствующих этому.

Просмотр видеопрезентации (1 –21 слайд)

Основная часть

Формирование ответственного отношения к своему здоровью и заинтересованного отношения к проблеме ЗППП.

Формирование навыка правильно оценивать степень риска заражения ЗППП.

Основная часть

Заключительная часть

Закрепление знаний о симптомах, путях передачи, признаках проявления и методах профилактики ЗППП.

Подвести учащихся к пониманию того, что от поведения каждого конкретного человека зависит риск увеличения распространения инфекции.

Заключительная часть

Учащиеся делятся на 3 группы. Каждой группе дается название инфекции: Сифилис, Гонорея, Трихомониаз и т.д.…. Группе необходимо выбрать в коробке правильные ответы, то есть те симптомы, методы выявления и пути передачи, которые соответствуют заданной инфекции. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно выполнит поставленную задачу.

Формирование личной позиции по отношению к проблеме ЗППП.

прикрепляются по четырем сторонам помещения класса.

Учитель зачитывает по очереди несколько спорных утверждений, связанных с проблемой ЗППП. После того как утверждение произносится, учащиеся сразу же должны разойтись и встать у тех листов ватмана, на которых отражена их точка зрения. Затем учащихся просят объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрения, учащиеся могут выбрать листы с утверждениями, более подходящими для них теперь.

Заключительное слово учителя о том, одним из наиболее простых и эффективных способов профилактики всех заболеваний передаваемых половым путем является чистоплотность в интимных отношениях, единопартнёрство, отсутствие случайных интимных контактов.

Ход проведения урока

I. Вводная часть урока

Вступительное слово учителя

Сегодня мы с вами поговорим о любви. О любви в разных ее проявлениях. О любви прекрасной, возносящей нас к небесам и низвергающей нас в бездны ада. Да, такова она, любовь, да же тогда, когда вы любимы, здоровы, красивы.

В нашем обществе всегда существовали проблемы заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП). Причем размеры этих проблем и их последствия значительно выросли на протяжении последних нескольких десятилетий. Это является отражением тенденций современной жизни: снижение среднего возраста созревания и начала половой жизни.

Бурная гормональная перестройка, происходящая в организме подростков, неразрывно связана с психологическими изменениями в этом возрасте. В этот сложный для адаптации период необходимо знать и понимать процессы, происходящие в организме и научиться осознанно, управлять своими эмоциями и поведением.

Учитель. Алкоголь и наркотики, это, как правило, обязательный атрибут сексуальных отношений подростков. И, естественно, в состоянии алкогольного опьянения человек не будет напрягаться по поводу безопасности своего поведения – появляются легкость и вседозволенность, и как следствие, беспорядочные половые связи и частая смена партнеров. При этом признаки заболевания не всегда проявляются сразу, и заражение происходит не только при половых контактах, а также при поцелуях и контактно – бытовым путем.

Учитель. Почему же подростки являются группой риска по распространению заболеваний, передающихся половым путем, гепатита и ВИЧ?

- потому что они часто меняют сексуальных партнеров (то есть у них раскованное сексуальное поведение)

-потому что у них не сформированы навыки безопасного сексуального поведения

- они не пользуются презервативами во время сексуальных контактов и т.д.

Далее учитель предлагает посмотреть видеопрезентацию. Просмотр видеопрезентации (1 –21 слайд)

Учитель. Мы с вами посмотрели видеопрезентацию, в ходе, которой познакомились с заболеваниями передаваемыми половым путем, симптомами, последствиями и мерами по их профилактике. Хотелось, чтобы у нас с вами сегодня на уроке получился откровенный разговор и чтобы все вы активно в нем участвовали и высказывали своё мнение.

II. Основная часть урока

Учитель. Для приобретения навыка правильно оценивать степень риска заражения ЗППП, вам предлагается выполнить тестовое задание.

Читайте также: