Общие свойства живых организмов 10 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, объясни­тельно-иллюстративный.

- формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;

-умения давать аргументированную оценку новой информации по биоло­гическим вопросам;

-воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности

Образовательные: о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

Развитие творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем

Личностные результаты обучения биологии:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Метапредметные результаты обучения биологии:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и

Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Раскрыть сущность жизни, отличие живого от неживого;

Выделить уровни организации живого, показав их тесную взаимосвязь.

Использовать указанные положения биологиче­ской науки для выработки обобщенных представ­лений о жизни, о целостности живой природы.

Основные положения

Живые системы проявляют общие свойства отличающие их от объектов неживой природы

Обменные процессы в живом веществе сферы обеспечивают гомеостаз — достоян структурно-функциональной организации темы.

В основе процессов метаболизма лежат взаимодействия органических молекул друг другом.

Клетка является наименьшей структурной функциональной единицей организации живых организмов.

Выделение уровней организации живой материи позволяет наиболее полно охаракте- ризовать отдельные проявления жизнеятедьности, являющиеся основой обобщённых представлений о жизни.

Все живые системы различного иерархиче­ского уровня организации проявляют одинако­вые свойства, отличающие живое от объектов неживой природы

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Уровни организации живой материи

Живая природа представляет собой сложно организован­ную иерархическую систему Ученые-биологи на основании особенностей проявления свойств живого выде­ляют несколько уровней организации живой материи.

1.Молекулярный

Любая живая система, как бы сложно она ни была ор­ганизована, функционирует на уровне взаимодействия биоло­гических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, поли­сахаридов, а также других важных органических веществ. С этого уровня начинаются важнейшие процессы жизнедея­тельности организма: обмен веществ и превращение энер­гии, передача наследственной информации и др.


Уровни организации живой материи (на примере отдельного организма). Организм, как и вся живая природа, построен по иерархическому принципу

Клетка — структурная и функциональная единица, а так­же единица размножения и развития всех живых организмов, обитающих на Земле. Неклеточных форм жизни нет, а существование вирусов лишь подтверждает это правило, так как они могут проявлять свойства живых систем только в клетках.

Ткань представляет собой совокупность сходных по строе­нию клеток и межклеточного вещества, объединенных вы­полнением общей функции.

У большинства животных орган — это структурно-функциональное объединение нескольких типов тканей. Напри­мер, кожа человека как орган включает эпителий и соеди­нительную ткань, которые вместе выполняют целый ряд функций. Среди них наиболее важная — защитная.

5.Организменный

Организм представляет собой целостную одноклеточную или многоклеточную живую систему, способную к самостоя­тельному существованию. Многоклеточный организм обра­зован совокупностью тканей и органов, специализирован­ных на выполнении различных функций.

6.Популяционно-видовой

Совокупность организмов одного и того же вида, объеди­ненная общим местом обитания, создает популяцию как сис­тему надорганизменного порядка. В этой системе осуществ­ляются простейшие, элементарные эволюционные преобра­зования.

7.Биогеоценотический

Биогеоценоз — совокупность организмов разных видов и различной сложности организации со всеми факторами конкретной среды их обитания — компонентами атмосфе­ры, гидросферы и литосферы. Он включает: неорганические и органические вещества, автотрофные и гетеротрофные ор­ганизмы. Основные функции биогеоценоза — аккумуляция и перераспределение энергии.

8.Биосферный

Биосфера — самый высокий уровень организации жизни на нашей планете. В ней выделяют живое вещество — сово­купность всех живых организмов, неживое, или косное, ее-

щество и биокосное вещество. По ориентировочным оцен­кам биомасса живого вещества составляет около 2,5 • 1012 т. Причем биомасса организмов, обитающих на суше, на 99,2% представлена зелеными растениями. На биосферном уровне происходят круговорот веществ и превращение энергии, свя­занные с жизнедеятельностью всех живых организмов, оби­тающих на Земле.


Результат поисковой или частично-поисковой деятельности учащиеся записывают в тетрадь.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Сущность жизни и свойства живого"

Вы пробовали на него отвечать?

· жизнь – это особая форма движения материи;

· жизнь – это обмен веществ и энергии в организме;

· жизнь – это самовоспроизведение организмов, которое обеспечивается передачей генетической информации от поколения к поколению.

Теперь обратимся к истории вопроса.


Все приведённые выше определения, как показали последние исследования, не раскрывают всей сущности жизни. Да и на сегодняшний день не существует ни одного признака живого, присущего только живому.

Но если рассмотреть совокупность признаков, то мы смело можем выделить те, которыми обладают все живые организмы. Рассмотрим их по порядку. Кстати, количество пунктов может быть разным, в зависимости от точки зрения определённого автора. Мы остановим свой выбор на девяти.

Первый пункт раскрывает состав жизни.

1. Живые организмы имеют сходный химический состав.

На планете Земля человеку известно около 126 химических элементов. Других нет. Логично предположить, что всё на земле и состоит из 126 химических элементов. Живое и неживое. Но здесь есть один существенный нюанс. Соотношение химических элементов в объектах живой и неживой природы различается кардинальным образом. Если, например, земная кора наполовину представлена кислородом, на четверть кремнием, а далее идут алюминий, железо, кальций и другие элементы, то абсолютно все живые организмы на 98% состоят из четырёх элементов – углерода, кислорода, водорода и азота. Как видим, если говорить о схожести, то общим и необходимым элементом будет являться только кислород.


Почему именно эти четыре элемента? Дело в том, что из этих химических элементов состоят органические вещества, в свою очередь, составляющие тела живых организмов. Вам известны эти вещества. Это белки, жиры (липиды), углеводы, нуклеиновые кислоты.

Следующее свойство раскрывает строение жизни.

2. Единый принцип строения.

3. Живые организмы – открытые системы, для которых характерен обмен веществ.

С одной стороны, они закрыты. Посмотрите на клетку. Она покрыта цитоплазматической мембраной, которая не прерывается. То есть никаких дырок там нет. Она закрыта. Но с другой стороны она обладает свойством пропускать нужные клетке вещества и выводить ненужные. И организм может существовать только в случае непрерывного поступления энергии и питательных веществ.

Фотосинтезирующие организмы используют энергию света, а гетеротрофные – энергию распада сложных органических веществ.

Следующее свойство характеризует жизнь, как нечто, способное к ответной реакции.

4. Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей среды.

Способность избирательно реагировать на внешние воздействия – обязательное условие существования живых организмов. Растения сбрасывают листья для предотвращения чрезмерной потери влаги. Животные либо спасаются от хищников, либо, наоборот, настигают жертву. Эвглена зелёная, определяя при помощи светочувствительного глазка степень освещённости, перемещается в место с большим количеством света. Такие примеры можно приводить практически бесконечно. Попробуйте сами.

Пятый пункт отмечает обязательные количественные и качественные изменения жизни.

5. Живые организмы развиваются и растут.

Это свойство также не является уникальным для живой природы. Например, из уроков географии вы знаете об изменениях рельефа. Горы сменяются плоскогорьем, а плоскогорье – равниной. На уроках физики и химии вы знакомились с ростом кристаллов.

Но рост и развитие живых организмов связаны с реализацией наследственной программы, то есть запрограммированы изначально и обычно сопровождаются увеличением их массы и количества клеток.

Запомните. Развитие – это качественные изменения, а рост – количественные.

Также нужно отметить, что развиваются не только отдельные живые организмы, но и живая природа в целом. В результате исторического развития или эволюции, появилось всё многообразие живых организмов на нашей планете.

В следующем пункте речь идёт о воспроизведении себе подобных.

6. Живые организмы размножаются.

Наверное, одно из ключевых отличий живой и неживой природы. Самые совершенные роботы пока не могут производить себе подобных. А вот все новые живые организмы, начиная от мельчайшей бактерии до человека, возникают в результате размножения. Бесполого или полового.

Седьмое свойство - одно из самых важных и обязательных.

7. Живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью.

Все потомки либо являются практически копиями своих родителей (при бесполом размножении), либо в разной степени похожи на своих родителей (при половом размножении). Эта закономерность основана на наследственности – способности живых организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующим поколениям.


Информация же обо всех признаках, свойствах и особенностях развития находится в генах молекулы ДНК, которая размещается в хромосомах.

С другой стороны, трудно найти в природе два совершенно одинаковых организма. Так как для всех живых организмов характерна изменчивость – свойство живых организмов приобретать новые признаки и утрачивать старые. Благодаря этому свойству создаётся разнообразный материал для отбора наиболее приспособленных к конкретным условиям особей. Что в дальнейшем может приводить к образованию новых видов организмов.

Восьмой пункт о соответствии жизни и среды обитания.

8. Живые организмы приспособлены (адаптированы) к определённой среде обитания.

И последнее свойство. Больше физическое и немножко философское.

9. Живые организмы дискретны.

Мы с вами сказали, что на сегодняшний день не существует универсального определения жизни. Как не существует какого-либо одного признака, по которому можно отличить живое вещество от неживого.

В то же время все живые организмы обладают рядом обязательных свойств. Именно по их совокупности живые существа и отличаются от неживой природы.

Урок биологии 10 класс. Тема урока. Сущность жизни и свойства живого.

раскрыть сущность жизни, отличие живого от неживого; познакомить учащихся с основными свойствами живых организмов. : сформировать у учащихся представление об уровнях организации живой природы; показать особенности функционирования биологических систем на молекулярном уровне; сформировать понятие о биомолекулах и их универсальности в построении живого.

Урок биологии 10 класс. Тема урока. Сущность жизни и свойства живого .

Цели темы: раскрыть сущность жизни, отличие живого от неживого; познакомить учащихся с основными свойствами живых организмов.

: сформировать у учащихся представление об уровнях организации живой природы; показать особенности функционирования биологических систем на молекулярном уровне; сформировать понятие о биомолекулах и их универсальности в построении живого.

Ход урока Оргмомент урока

Проверка знаний

1. Фронтальная беседа по вопросам:

2) Что такое научный метод?

3) Какие основные методы биологического исследования вам известны?

4) При каких исследованиях они применяются?

5) Какой факт можно считать научным?

6) Чем гипотеза отличается от закона или теории?

7) Какова роль прикладных и фундаментальных исследований в науке?

Изучение нового материала.

1. Что такое жизнь?

2. Что считают структурно-функциональной единицей живого?

3. Какие свойства живого вам известны ?

4. Сущность жизни. Вы уже знаете, что биология — это наука о жизни. Но что такое жизнь?

В XX в. делались многочисленные попытки дать определение жизни, отражающие всю многогранность данного процесса.

Все определения содержали следующие постулаты, отражающие сущность жизни:

— жизнь есть особая форма движения материи;

— жизнь есть обмен веществ и энергии в организме;

— жизнь есть жизнедеятельность в организме;

— жизнь есть самовоспроизведение организмов, которое обеспечивается передачей генетической информации от поколения к поколению.

Жизнь представляет собой форму движения материи высшую по сравнению с физической и химической формами ее существования.

В самом общем смысле жизнь можно определить как активное, идущее с затратой энергии, полученной извне, поддержание и самовоспроизведение специфических структур, состоящих из биополимеров — белков и нуклеиновых кислот.

Ни нуклеиновые кислоты, ни белки в отдельности не являются субстратом жизни. Они становятся субстратом жизни лишь тогда, когда находятся и функционируют в клетках. Вне клеток — это химические соединения.

Свойства живого . Для живого характерен ряд общих свойств. Перечислим их.

1. Единство химического состава. Живые существа образованы теми же химическими элементами, что и неживые объекты, но в живых существах 90% массы приходится на четыре элемента: С, О, N, Н, которые участвуют в образовании сложных органических молекул, таких, как белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды,

2. Единство структурной организации. Клетка является единой структурно-функциональной единицей, а также единицей развития почти для всех живых организмов на Земле. Исключением являются вирусы, но и у них свойства живого проявляются, лишь когда они находятся в клетке. Вне клетки жизни нет.

3. Открытость. Все живые организмы представляют собой открытые системы, т. е. системы, устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды.

4. Обмен веществ и энергии. Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой. Обмен веществ осуществляется в результате двух взаимосвязанных процессов: синтеза органических веществ в организме (за счет внешних источников энергии — света и пищи) и процесса распада сложных органических веществ с выделением энергии, которая затем расходуется организмом.

Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.

5. Самовоспроизведение (репродукция). Способность к самовоспроизведению является важнейшим свойством всех живых организмов. В ее основе лежит информация о строении и функциях любого живого организма, заложенная в нуклеиновых кислотах и обеспечивающая специфичность структуры и жизнедеятельности живого.

6. Саморегуляция. Любой живой организм подвергается воздействию непрерывно меняющихся условий окружающей среды. В то же время для протекания процессов жизнедеятельности в клетках необходимы определенные условия. Благодаря механизмам саморегуляции сохраняется относительное постоянство внутренней среды организма, т. е. поддерживается постоянство химического состава и интенсивность течения физиологических процессов (иными словами, поддерживается гомеостаз: от греч. homoios — одинаковый и stasis — состояние).

7. Развитие и рост. В процессе индивидуального развития (онтогенеза) постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организма и осуществляется его рост. Кроме того, все живые системы эволюционируют — изменяются в ходе исторического развития (филогенеза).

8. Раздражимость. Любой живой организм способен избирательно реагировать на внешние и внутренние воздействия.

9. Наследственность и изменчивость. Преемственность поколений обеспечивается наследственностью. Потомки не являются копиями своих родителей из-за способности наследственной информации к изменениям — изменчивости.

Для горящей свечи тоже характерны процессы обмена веществ и превращения энергии, но она не способна к саморегуляции и самовоспроизведению.

Следовательно, все перечисленные выше свойства в своей совокупности характерны только для живых организмов,

Сравните сущность процессов роста, размножения и обмена веществ в неживой природе и у живых организмов. Приведите примеры свойств, характерных для живого организма, которые можно наблюдать и у неживых объектов.

Уровни организации живой материи

Жизнь на Земле представлена организмами определенного строения, относящимися к определенным систематическим группам, а также сообществами разной сложности. Вся живая природа представляет собой совокупность биологических систем (греч. systema — целое, состоящее из взаимосвязанных частей). Свойства системы не сводятся к сумме свойств составляющих ее частей. Например, важные свойства популяции (соотношение полов и поколений, скорость размножения) не существуют на уровне отдельных организмов. Свойства системы и ее части могут быть даже противоположными. Так, популяция, состоящая из смертных особей, теоретически, при благоприятных условиях, бессмертна.

Вы уже знаете, что важными свойствами живых систем являются многоуровневостпъ и иерархическая организация (греч. hierarchia — порядок подчинения). Части биологических систем сами являются системами, состоящими, в свою очередь, из взаимосвязанных частей. Например, организм является частью популяции и может состоять из одной или множества клеток. На любом уровне каждая живая система уникальна и отличается от себе подобных.

Ученые на основании особенностей проявления свойств живого выделяют несколько уровней организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный и биосферный (рис. 2 стр.17.). Однако не всегда можно выделить именно перечисленный набор уровней. Так, у одноклеточных организмов клеточный и организменный уровень совпадают. Иногда ученые выделяют дополнительные уровни, например тканевый, органный. Всем живым системам независимо от уровня организации присущи общие черты, а сами системы находятся в непрерывном взаимодействии. На каждом уровне вследствие объединения систем низшего уровня возникает определенное новое качество.

Молекулярный уровень представлен молекулами органических веществ — белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, находящихся в клетках и получивших название биологических молекул.

На молекулярном уровне исследуется роль этих важнейших биологических соединений в росте и развитии организмов, хранении и передаче наследственной информации, обмене веществ и превращении энергии в живых клетках и других явлениях.

Клеточный уровень представлен клетками. Это первый, начальный уровень организации живого, который обладает всеми свойствами живого. На этом уровне наука изучает вопросы морфологической организации клетки, специализации клеток в ходе развития, функций клеточной мембраны, механизмы деления клеток. Эти проблемы имеют очень важное значение, в том числе и практическое, особенно для медицины.

Организменный уровень может быть представлен как одноклеточными, так многоклеточными организмами. На этом уровне изучается организм как целое, со свойственными ему механизмами согласованного функционирования его органов в процессе жизнедеятельности, его адаптация и поведение в различных экологических условиях.

Популяционно-видовой уровень представлен популяциями видов и принципиально отличается от организменного. Продолжительность жизни любого организма определена генетически, популяция же при оптимальных условиях среды способна существовать неограниченно долго.

На этом уровне изучают факторы, влияющие на динамику численности особей и возрастного состава популяций, проблемы сохранения исчезающих видов, действие факторов микроэволюции и т. д. Эти вопросы имеют важное хозяйственное значение, так как позволяют давать научно обоснованные рекомендации для поддержания оптимальной численности особей различных популяций в эксплуатируемых экосистемах.

Экосистемный уровень представлен системой популяций разных видов в их взаимосвязи между собой и окружающей средой. На этом уровне изучаются взаимоотношения организмов и среды, условия, определяющие продуктивность экосистем, их устойчивость, а также влияние на них деятельности человека.

Биосферный уровень — высшая форма организации живой материи, объединяющая все экосистемы планеты. В биосфере происходят глобальные биогеохимические циклы (круговороты веществ и потоки энергии). Изучение механизмов их протекания, а также влияния на них деятельности человека в настоящее время имеет первостепенное значение для предотвращения глобального экологического кризиса.

Вопросы для закрепления.

2. В чем отличие химической организации живых организмов от объектов неживой природы?

3. Почему живые организмы называются открытыми системами?

4. Чем принципиально отличаются процессы обмена у живых организмов и в неживой природе?

5. Какова роль изменчивости и наследственности в развитии жизни на нашей планете?

1. Чем характеризуются биологические системы?

2. Какие уровни организации характерны для живой материи? На основании каких критериев они выделяются?

3. Какое практическое значение имеет изучение уровней организации живой материи?

Уровни организации живой природы

Уровень организации

Биологическая система

Элементы, образующие систему

Биомолекулы, проявляющие свои и функционирующие только в биологических системах

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по биологии в 10 классе

по теме: «Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации жизни.

Цель : Сформировать понятия о сущности жизни, охарактеризовать уровни организации живого.

Задачи:

- Продолжить углубление представлений и знаний о сущности жизни на основе свойств живого, показать тесную взаимосвязь (иерархичность) уровней организации живого

- Формировать умение вычленять и характеризовать критерии живого при изучении живой природы, познакомить учащихся с особенностями и разнообразием методов познания живого.

- Развитие воображения, логического мышления, памяти.

Методы и методические приемы: рассказ с элементами беседы, демонстрация, беседа.

Оборудование: таблицы по общей биологии или фотографии с изображение биогеоценозов и биосферы.

Ведение

Дать точное определение жизни чрезвычайно трудно. Живые организмы обладают рядом признаков, отсутствующих у большинства неживых систем, но среди этих признаков нет ни одного такого, который был бы присущ только живому.

II. Объяснение нового материала.

Что же такое жизнь? Более 100 лет назад определение дал Фридрих Энгельс «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка.

Единственный способ описать жизнь – это перечислить основные свойства и признаки живого:

Единство элементного химического состава (98% приходится на углерод, водород, кислород и азот.

Единство биохимического состава (все живые организмы состоят из белков, липидов, углеводов, и нуклеиновых кислот.

Единство структурной организации (клетка, вне клетки жизни нет).

Дискретность (прерывность, разделенность)

Обмен веществ и энергии (метаболизм). Состоит из 2-х взаимосвязанных процессов 1) ассимиляции (пластического обмена) – синтеза органических веществ в организме (за счет внешних источников энергии – света, пищи). 2) диссимиляции (энергетического обмена) – процесса распада сложных органических веществ с выделением энергии, которая затем расходуется организмом.

Саморегуляция. Все живые организмы способны регулировать концентрацию различных химических веществ внутри себя, поддерживать постоянство внутренней среды, координировать процессы синтеза и распада органических веществ в клетке.

Открытость . Все живые системы являются открытыми, потому что в процессе их жизнедеятельности между ними и окружающей средой происходит постоянный обмен веществом и энергией (рис. 1 стр. 14).

Размножение – это способность организмов воспроизводить себе подобных.

Наследственность и изменчивость . Наследственность – способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Основой наследственности является ДНК. Изменчивость – это способность живых организмов существовать в различных формах, т.е. приобретать новые признаки, отличные от качеств других особей того же вида.

Рост и развитие . (развитие - это необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы). Индивидуальное развитие или онтогенез – это развитие живого организма от зарождения до момента смерти. Историческое развитие, или филогенез – необратимое направленное развитие живой природы, сопровождающиеся образованием новых видов и прогрессивным усложнением жизни.

Раздражимость и движение. Раздражимость – это способность организма избирательно реагировать на внешние и внутреннее воздействия. Ответная реакция организма на раздражение – называется рефлексом .

Ритмичность . Суточные и сезонные ритмы направлены на приспособление организмов.

Уровни организации жизни.

Уровневая организация и эволюция являются отличительными признаками живой природы (рис. 2 стр. 17 «Уровни организации жизни).

Молекулярно – генетический – клетки содержат внутриклеточные структуры, которые строятся из молекул

Клеточный уровень . Клетка – это структурно – функциональная единица всего живого.

Тканевой уровень – Ткань – это совокупность клеток и межклеточного вещества, объединенных общностью происхождения, строения и выполняемой функции.

Органный уровень . Орган – это обособленная часть организма.

Организменный (онтогенетический) уровень – Организм – это целостная одноклеточная или многоклеточная живая система, способная к самостоятельному существованию. Существование организма обеспечивается путем поддержания гомеостаза (постоянства структур, химического состава и физиологических параметров).

Популяционно – видовой . Популяция – это совокупность особей одного вида. Вид – это совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение.

Биогеоценотический (экосистемный) уровень – Биогеоценоз – это исторически сложившаяся совокупность организмов разных видов, взаимодействующая со всеми факторами их среды обитания.

Биоценотический. Биоценоз – это совокупность различных видов растений, животных, грибов, микроорганизмов, обитающих совместно.

Биосферный. Биосфера –это биологическая система высшего ранга, охватывающая все явления жизни в атмосфере, гидросфере и литосфере, которая объединяет все биогеоценозы в единый комплекс.

Методы познания живой природы.

Наблюдение и описание позволяет выявить объекты и явления.

Сравнение дает возможность установить закономерности, общие для разных явлений в живой природе

Экспериментальный создается ситуация помогающая выявит те или иные свойства биологических объектов

Исторический позволяет на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познавать процессы развития живой природы.

Моделирование. С помощью например компьютерного моделирования можно воссоздать эволюцию определенного вида.

Любое научное исследование, использующее разные методы, состоит из нескольких этапов.

Теория (правила и законы).

III. Подведение итогов.

Какие уровни организации вы знаете? Как называется метод который позволяет выявить объекты и явления? ( наблюдение и описание ).

IV. Домашнее задание: § 1.2, § 1.3 с. 15-19 (до методов познания живой природы). Повторить главу 1 подготовиться к зачету.

Способность организмов приобретать новые признаки и свойства Наследственная (генотипическая) неопределенная, индивидуальная Ненаследственная (фенотипическая), определенная, модификационная , групповая Изменчивость

Развитие живой формы материи Рост и развитие Онтогенез Индивидуальное развитие организма Филогенез Историческое развитие

Способность организмов избирательно реагировать на воздействия Раздражимость тропизмы настии таксисы рефлексы

Каждая биологическая система состоит из обособленных, но взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство Дискретность

Способность организмов поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов - гомеостаз Саморегуляция

Периодические изменения интенсивности физиологических функций с различными периодами колебаний Ритмичность

Живые тела – это открытые для поступления энергии системы Энергозависимость

Единство химического состава

Домашнее задание стр. 19 -28

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Данная презентация является вспомогательным материалом для вводного урока по биологии. Биология (от греч. bios — жизнь, logos — наука) — наука о жизни, об.


Конспект урока биологии 6 класса "Основные свойства живого", УМК Н.И.Сонина

Данный материал можно использовать при проведении комбинированных и обобщающих уроков.


Презентация по теме "Жизнь, основные свойства живого"

Данная презентация поможет более полно понять основные свойства живого, отличия живого от неживых систем.

Методическая разработка урока по теме: Уровни организации живого и основные свойства живых организмов""

Данный урок дает возможность расширить понимание обучающимися свойств живого; показать проявления признаков живого на разных уровнях организации; подчинение системы организации живого закону иерархии.



Проверочный тест в 10 классе по теме:" Свойства живого. Уровни организации живой материи. Методы биологии".

Читайте также: