Обществознание 2 параграф конспект

Обновлено: 05.07.2024

Обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.

Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Общество – это совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.

Государство – это основной политический институт общества, осуществляющий управлении им и охрану его социально-экономической структуры.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Электронная форма учебника.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.

Знания – это система представлений человека о законах природы, обществе, о самом себе.

Общество – это совокупность людей, объединенных способом производства материальных благ на определенной ступени исторического развития, определенными производственными отношениями.

Обществознание, как учебный предмет, учит на основе знаний формировать собственное отношение к людям и их взаимоотношениям, к природе и государству в целом.

Обществознание включает знания из других отраслей науки: философия, социология, политология, этика, история, экономика.

Знания, полученные в результате изучения обществознания, помогут вам найти своё место в мире, увидеть возможности реализации своих способностей.

1) Познавательная – это познание и понимание общественной деятельности, формирование представления о развитии общества.

2) Методологическая – это разработка общих подходов и методов изучения общественных явлений.

3) Образовательная – это формирование необходимых современному человеку знаний, о человеке и общества.

4) Практическая – это разработка принципов и способов деятельности людей в обществе.

Обществознание - не единственный предмет, который изучает общество. Также с изучением общества тесно связаны такие науки, как:

- Этнография и др.

В этом году в рамках курса обществознания вы узнаете, чем именно человек отличается от животного, что такое наследственность и индивидуальность, кого называют личностью и в чем заключаются основные потребности человека. Также узнаете, что называют деятельностью, каким бывает труд, все об образовании, самооценке и самосознании, о межличностных отношениях и их особенностях, о роли чувств в отношениях между людьми, о социальных группах, лидерах и многое другое.

Давайте познакомимся с ключевыми понятиями, с которыми вам предстоит встретиться.

Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Первые люди появились около 2,5 млн. лет назад, с тех пор человек не перестает совершенствоваться как внутренне, так и внешне. Изучением человека занимается множество наук. Условно их можно разделить на прикладные и теоретические. Отличие прикладных наук в том, что открытия и исследования в таких науках имеют прямую ориентацию на практику. Примеры прикладных наук: генетика, социология, селекция.

Вы непосредственно являетесь членами разных обществ: например, одноклассников, учеников определенной школы, жителей одного квартала, города, страны и т.д.

Любое общество обладает следующими признаками:

  • Целостность (взаимодействие отдельных субъектов общества, объединенных общими целями, направленными на достижение общих интересов);
  • Устойчивость (способность сохранять текущее состоянии при влиянии внешних воздействий);
  • Динамичность (возможность развиваться).

Выделяют следующие функции общества:

  • Репродуктивная (то есть рождение новых членов общества);
  • Производственная (производство материальных и духовных благ);
  • Регулирующая (установление правил поведения людей в обществе);
  • Социализирующая (получение человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • Социальную (народы, нации, классы и т.д.);
  • Экономическую (производительные силы, производственные отношения);
  • Политическую (государство, партии);
  • Духовную (религия, мораль, наука, образование).

Человеческое общество оказывает на природу и положительное и отрицательное влияние. К положительному влиянию можно отнести очистку водоемов, создание заповедников. А к отрицательному - вырубку леса, браконьерскую деятельность.

Все мы, живущие в нашей стране, являемся гражданами своего государства.

Государство – основной политический институт общества, осуществляющий управление им и охрану его социально-экономической структуры.

Каждое государство обладает такими признаками, как территория, суверенитет (независимость), население, органы управления, право, правоохранительные органы, армия, система налогов.

Какие же функции исполняет государство или проще говоря для чего оно так необходимо обществу?

Во-первых, это налаживание жизни внутри общества (например, строительство дорог, развитие образования, медицины, поддержание порядка во всех областях жизнедеятельности).

Во-вторых, это внешние функции, к которым относятся оборона страны, налаживание экономических и культурных связей с другими государствами.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Установите соответствие между функциями обществознания.

1) Разработка общих подходов и методов изучения общественных явлений.

2) Формирование необходимых современному человеку знаний, о человеке и общества.

3) Разработка принципов и способов деятельности людей в обществе.

А. Методологическая функция. Б. Практическая функция. В. Образовательная функция.

Ответ: 1-А 2-В 3- Б

Методологическая функция обществознания заключается в разработке общих подходов и методов изучения общественных явлений.

Практическая функция обществознания заключается в разработке принципов и способов деятельности людей в обществе.

Образовательная функция обществознания отвечает за формирование необходимых современному человеку знаний, о человеке и общества.

Задание 2. Ответьте на вопросы, чтобы узнать какое самое маленькое государство в мире.

Для каждого верного утверждения поставьте 1, для каждого неверного утверждения – 0.

1. Регламентирующая функция общества означает установление правил поведения людей в обществе.

Обществознание — комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типичных проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Оглавление представлено в соответствии с кодификатором ОГЭ по обществознанию

1. Человек и общество

2. Сфера духовной жизни

3. Экономика

4. Социальная сфера

5. Политика

6. Право

Обществoзнание — сводный учебный курс, содержащий основные выводы современных наук об обществе, о законах его развития, о человеке.

Обществознание

Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Социология — наука о человеческом обществе, его структуре, законах его развития, о поведении людей.
Этика — наука о морали, ее происхождении, развитии, принципах, нормах и роли в обществе.
Психология — наука о закономерностях развития и функционировании психики, о ее влиянии на жизнедеятельность.
Экономика — наука, изучающая рациональное (эффективное) поведение людей в процессе производства, распределения и потребления благ.
Этнология — наука о составе, происхождении, расселении народов мира.
Политология — наука о политике, о политической власти, о политической деятельности.
Эстетика — наука о прекрасном в действительности, о законах красоты и восприятии ее человеком.
Культурология — наука о культуре, закономерностях ее развития, о ее влиянии на сферы жизни общества.
Педагогика — наука о воспитательных отношениях, о воспитании человека.
История — наука о развитии человечества, его прошлом, настоящем и будущем.

Источники идей и источники цитат для конспектов по обществознанию:

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

У каждого человека и гражданина есть право на свободу. Например, на свободу слова и свободу выбора. Человек может сам выбирать, где ему жить, чем питаться и как одеваться. У людей есть право на личную неприкосновенность и неприкосновенность к имуществу.

Никто не имеет права трогать чьи-то вещи без спроса или заходить в чужой дом без стука. Гражданин имеет право на получение образования и медицинской помощи. Он может развиваться духовно так, как ему хочется, то есть принимать участие в культурной жизни страны и заниматься любым видом творчества.

Какие права и свободы являются основными? Почему они названы неотчуждаемыми? Зачем об этом нужно говорить в Основном законе страны?

Основные права и свободы – это те права, которые принадлежат человеку от его рождения и не могут быть отчуждены на протяжении всей жизни. Например, все люди равны перед законом, независимо от их пола и возраста. Они названы неотчуждаемыми, потому что принадлежат человеку от рождения и до смерти.

Об этом нужно говорить в Основном законе страны – в Конституции – затем, чтобы закрепить права граждан и дать им гарантию на то, что никто не отберет прав у них.

Задание под знаком вопроса

Вспомни и назови эти права. В каком документе они записаны? Каковы гарантии соблюдения этих правил?

Гражданские (личные) права – право на жизнь, право на свободу, право на неприкосновенность..

Политические права – право на проведение собраний, право участия в выборах в органы власти, свобода печати.

Экономические и социальные права – право на получение медицинской помощи, право на жилище, право на обучение, право на охрану собственности.

Культурные права – свобода творчества, право на участие в культурной жизни общества.

Все эти права прописаны во второй главе Основного закона страны. Гарантии соблюдения правил заключены в Конституции РФ.

Какие уроки можно извлечь из решений Нюрнбергского процесса?

Из решений Нюрнбергского процесса можно извлечь несколько уроков. В первую очередь, у каждого гражданина есть права, которые он получает при рождении. Права являются неотчуждаемыми, и никто другой не может отобрать их у человека. В ходе Второй Мировой войны фашисты посягнули на права и свободы граждан. Они совершили страшные преступления, забрав жизни миллионов людей. Все, кто совершает попытки таких преступлений, должны нести ответственность и быть наказаны.

Вспомни, кого закон считает ребенком. В каком международном документе провозглашены права ребенка? Назови основные права ребенка.

По закону ребенком считается человек, который еще не достиг возраста 18 лет.

Права ребенка провозглашены в Конвенции о правах ребенка. Документ является международным и включает в себя 58 статей, посвященных правам детей.

К основным правам ребенка относятся: право на жизнь, на заботу, на защиту, на образование, на досуг.

Подумай, что было бы, если бы каждый из нас имел только права и не нес никаких обязанностей. Хотелось бы тебе жить в таком обществе? Поясни свой ответ.

Права и обязанности тесно связаны друг с другом. Без одного не может существовать и другого. Если человек не будет исполнять предписанные ему обязанности, то его права не будут так же соблюдаться в полной мере. Например, каждый из нас имеет право на получение бесплатной медицинской помощи.

При этом медицинский работник обязан идти на работу и предоставлять помощь всем нуждающимся. Если он откажется от своей обязанности, то кто-то не получит должное лечение, а значит, что его право будет нарушено.

Мне бы не хотелось жить в таком обществе, потому что мои права в полной мере не соблюдались бы.

Задание 1. Как права человека связаны с его потребностями?

Права человека напрямую связаны с его потребностями. У человека есть нужда в питании, воде, жилище, одежде и прочее. Отсюда ему и предоставляются права на получение необходимых ресурсов для удовлетворения своих потребностей.

Например, заболевший человек имеет потребность вылечиться. Для этого он идет в поликлинику и получает помощь от врача, потому что имеет право на получение медицинской помощи.

Задание 2. Какие группы прав выделены в тексте параграфа?

В тексте параграфа выделено 4 группы прав:

  • гражданские или личные права;
  • политические права;
  • экономические и социальные права;
  • культурные права.

Задание 3. Как происходило признание прав человека в международном масштабе?

Признание прав человека в международном масштабе состоялось после победы над фашизмом. Руководители крупных стран мира решили объединить свои усилия в борьбе с преступлениями, направленными на уничтожение человечества. На первом этапе была принята Всеобщая декларация от 10 декабря 1948 года. В ней были выделены основные права и свободы человека.

Задание 4. Каким образом обеспечивается защита прав ребенка в Российской Федерации?

В Российской Федерации права ребенка зафиксированы в специальном документе. Государство полностью гарантирует соблюдение этих правил. Права детей регулируются законами. Государство стремится приложить все усилия, чтобы помочь воспитать поколение нравственных, активных и творческих детей.

В нашей стране утверждена должность Уполномоченного по правам ребенка. Люди данной профессии контролируют, чтобы все права детей соблюдались. В случае нарушения соблюдения прав преступникам грозит наказание.

Задание 5. Почему для нормальной жизни общества необходимо, чтобы все люди не только имели права, но и исполняли обязанности?

Обязанности и права взаимосвязаны друг с другом. Когда люди исполняют все предписанные им обязанности, в обществе устанавливается порядок, при котором могут быть соблюдены и права человека. Дети с рождения имеют право на заботу и защиту от родителей.

Они могут им предоставлять такую возможность, потому что это является их обязанностью по закону. В свою очередь, родители имеют право, будучи в нетрудоспособном возрасте получать помощь и заботу от своих выросших детей.

В классе и дома

Задание 1. Представь, что тебе предложили создать законы для нового государства. Перечисли три права, которые, по твоему мнению, должны быть гарантированы каждому человеку в новой стране. Сравни с выбором твоих одноклассников. Совместно определите десять прав, являющихся наиболее важными, по общему мнению.

Человеку в новой стране должны быть гарантированы три основные права: право на жизнь, на жилище и свободу выбора.

Защита прав ребенка.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

В любом городском центре государственных услуг Москвы можно подать заявление на обеспечение жилплощадью несовершеннолетних граждан, оставшихся без попечения родителей.

Деятельность Уполномоченного по правам ребенка.

Уполномоченные по правам ребенка регулярно следят за положением дел в неблагополучных семьях. Они стремятся проконтролировать соблюдение прав и свобод детей.

Санкт-Петербург.

Защита прав ребенка.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

За 2018 год Центр семьи Санкт-Петербурга оказал помощь более 1000 семьям с детьми, оставшимися без попечения родителей. Семьям было предоставлено свыше 19000 услуг.

Деятельность Уполномоченного по правам ребенка.

Новый Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге будет заниматься защитой прав и интересов детей вместе со Следственным комитетом города. Все преступления, направленные на попытки присягнуть на права ребенка, будут оценены по всей строгости закона.

Задание 3. Во второй главе Конституции Российской Федерации определены права и свободы человека и гражданина. Выбери любые пять прав и подумай, каким образом права других людей могут ограничить каждое из этих прав. Испытал ли ты затруднения при выполнении этого задания? В чем их основная причина?

При выполнении данного задания я не испытал(а) затруднений.

  • Памятник Юрию Долгорукому;
  • Молодая гвардия;
  • Клоуны.

Санкт-Петербург:

  • Памятник бойцам специальных подразделений РФ;
  • Памятник добровольца 3-й Фрунзенской дивизии;
  • Памятник Ольге Берргольц.

Если памятники культуры в твоем районе находятся в плохом состоянии – испачканы, изрисованы, исписаны – то ты можешь вместе с друзьями помочь своему городу стать лучше, удалив лишние буквы и рисунки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: рассмотреть понятие государство, основные признаки возникновения государства, функции, а также форму государства. Раскрыть смысл понятия гражданство и как связаны права и обязанности граждан.

Поурочные разработки уроков обществознания в 9 классе. Л.Н. Боголюбов, М., Просвещение, 2012 г.

Ход урока.

I. Повторение изученного материала.

1.Что такое политика?

3.Что такое власть? Виды власти?

4.Раскрыть понятие политическая власть и ее признаков?

II. Изучение нового материала.

1). Причины возникновения государства

2). Основные признаки и функции государства

3). Форма государства

4). Форма правления

5). Государственное устройство

1). Причины возникновения государства

Каждый член общества занимает в нем определенное социальное положение. В то же время все мы живущие в нашей стране независимо от социального статуса и национальной принадлежности являемся гражданами своего государства. Что же такое государство и что значит быть гражданином своей страны? Об этом сегодня и пойдет речь.

Понятие государство впервые было введено Н.Маккиавели. Оно обозначало у него политическое состояние общества. На то каковы были причины возникновения государства существуют разные точки зрения стр.11-13 прочитать и назвать причины.

Государство – основной политический институт общества осуществляющий управлении им и охрану его социально-экономической структуры.

2). Основные признаки и функции государства

Существуют основные признаки государства:

1 Власть (органы управления и органы подавления)

3 Территория (с населением)

4 Суверенитет (внешний- независимость, внутренний –верховенство власти)

Каждое государство исполняет основные функции (задачи государства):

1 Оборона 1 Охрана порядка

2 Дипломатия 2 Организация хозяйства

3). Форма государства

Все государства, существующие в мире отличаются друг от друга по определенным характеристикам.

Характеристики государства (форма государства):

  • Государственное устройство
  • Форма правления
  • Политический режим

4). Форма правления

Форма правления – это организация высших органов государство и порядок их образования

Монархия – форма правления при которой высшая власть сосредоточенна в руках единоличного правителя и передается по наследству.

  • Ограниченная (конституционная)
  • Неограниченная (абсолютная)
  • Теократическая (светская и духовная власть в одном лице)

Республика – форма правления при которой высшие органы власти выбираются.

  • Президентская
  • Смешанная
  • Парламентская

Различие парламентской и президентской республик

  1. Президентская
  2. Президент (глава государства) избирается населением.
  3. Глава правительства президент.
  4. Правительство назначается президентом
  5. Правительство несет ответственность перед президентом.
    1. Парламентская
    1. Смешанная

    5). Государственное устройство

    Государственное устройство – это территориально-политическая организация государства и взаимоотношение государства в целом и его частей.

    • Федеративное (федерация) США, Россия, Индия, Канада
    • Конфедеративное (Конфедерация) СНГ, США до 1787, Германия до 1866
    • Унитарное Финляндия, Франция, Япония, Италия, Великобритания

    Федерация – это форма государственного устройства при которой территориальные единицы обладают самостоятельностью.

    Конфедерация – союз государств.

    Унитарное государство – это форма государственного устройства при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью.

    6). Гражданство

    III. Подведение итогов выставление оценок.

    ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

    Подборка конспектов по всем темам

    ⚡

    Здесь указано только время создания поста. Конспекты актуальны для ЕГЭ 2022 и постоянно обновляются

    * любые другие версии конспектов неактуальны для ЕГЭ

    Основные источники
    — учебники Боголюбова (базовый уровень 10 —11 кл)
    — учебники Котовой, Лисковой (6 — 11 кл)
    — книги Котовой, Лисковой (триактивы 8 — 11 кл, серия Сдам ЕГЭ)

    ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

    ⚡

    Обновлено в октябре 2021

    ✅

    ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

    • тема 1.1 Природное и общественное в человеке
    • тема 1.2 Мировоззрение, его виды и формы
    • тема 1.3 Познание, виды знаний
    • тема 1.4 Понятие истины, ее критерии
    • тема 1.5 Мышление и деятельность
    • тема 1.6 Потребности и интересы
    • тема 1.7 Свобода, необходимость и ответственность
    • тема 1.8 Общество как система (элементы и подсистемы)
    • тема 1.9 Основные институты общества
    • тема 1.10 Культура, ее формы и разновидности

    ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

    ⚡ Обновлено в октябре 2021

    • тема 1.11 Наука и научное познание
    • тема 1.12 Образование, его значение для личности и общества
    • тема 1.13 Религия
    • тема 1.14 Искусство
    • тема 1.15 Мораль
    • тема 1.16 Общественный прогресс
    • тема 1.17 Типы обществ
    • тема 1.18 Глобализация и глобальные проблемы

    ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

    ⚡

    Обновлено в феврале 2021

    ✅

    ЭКОНОМИКА

    • тема 2.1 Экономика и экономическая наука
    • тема 2.2 Факторы производства и факторные доходы
    • тема 2.3 Экономические системы
    • тема 2.4 Рынок и конкуренция
    • тема 2.4 Спрос, предложение и их графики
    • тема 2.5, 2.7 Фирма в экономике, предпринимательство
    • тема 2.6 Финансовые институты, банковская система
    • тема 2.8 Ценные бумаги

    ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

    ⚡ Обновлено в феврале 2021

    • тема 2.9 Рынок труда, безработица
    • тема 2.10 Виды, причины и последствия инфляции
    • тема 2.11 Экономический рост и развитие
    • тема 2.12 Роль государства в экономике
    • тема 2.13 Налоги
    • тема 2.14 Государственный бюджет
    • тема 2.15 Мировая экономика
    • тема 2.16 Рациональное экономическое поведение

    ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

    ⚡

    Обновлено в октябре 2021

    ✅

    СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

    • тема 3.1 Социальная стратификация и мобильность
    • тема 3.2 Социальная роль и статус
    • тема 3.3 Молодежь как социальная группа
    • тема 3.4 Этнические общности
    • тема 3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты
    • тема 3.6 Конституционные основы национальной политики РФ
    • тема 3.7 Социальный конфликт

    ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

    ⚡

    Обновлено в октябре 2021

    • тема 3.8 Виды социальных норм
    • тема 3.9 Социальный контроль
    • тема 3.10 Семья и брак
    • тема 3.11 Отклоняющееся поведение и его типы
    • тема 3.12 Социальная роль и статус
    • тема 3.13 Социализация индивида

    ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

    ⚡ Обновлено в марте 2021

    • тема 4.1 Понятие власти
    • тема 4.2 Государство, его функции
    • тема 4.3 Политическая система
    • тема 4.4, 4.5 Политические режимы, демократия
    • тема 4.6 Гражданское общество и государство
    • тема 4.7 Политическая элита

    ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

    ⚡

    Обновлено в марте 2021

    • тема 4.8 Политические партии и движения
    • тема 4.9 СМИ в политической системе общества
    • тема 4.10, 4.12 Избирательная кампания в РФ, политическое участие
    • тема 4.11 Политический процесс
    • тема 4.13 Политическое лидерство
    • тема 4.14 Органы государственной власти РФ (по Конституции 2020 )
    • тема 4.15 Федеративное устройство РФ (по Конституции 2020 )
    • тема 4.16 Политическое сознание, культура и поведение

    ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

    ⚡ Обновлено в октябре 2021

    • тема 5.1 Право в системе социальных норм
    • тема 5.2 Система российского права, законотворческий процесс в РФ
    • тема 5.3 Понятие и виды юридической ответственности
    • тема 5.4 Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ
    • тема 5.4 Права и свободы в Конституции РФ
    • тема 5.5 ❗ конспекта нет, вся нужная информация в теме 4.15
    • тема 5.6 Субъекты гражданского права
    • тема 5.7 Организационно-правовые формы предпринимательства
    • тема 5.8 Имущественные и неимущественные права
    • тема 5.9 Трудовое право
    • тема 5.10 Семейное право

    Читайте также: