Общество как система конспект

Обновлено: 05.07.2024

Не только культура, но и все человеческое общество состоит из элементов. Первый элемент — природная среда, которой люди пользуются для своего существования, это плодородные почвы, реки, деревья, полезные ископаемые и т. д. Вторым элементом, образующим общество, являются люди, которые составляют самые различные социальные группы. Третий необходимый элемент — культура. Но все эти элементы, взятые в отдельности, еще не есть общество. Необходимы связи межу ними, которые дадут им возможность существовать в неразрывном единстве.

Социальные связи возникают в обществе на основе так называемого социального взаимодействия индивидов и групп. Целью социального взаимодействия является удовлетворение каких-либо потребностей людей.

Социальное взаимодействие — это такое поведение индивида или группы, которое имеет целью удовлетворение определенной социальной потребности и направлено на другого индивида или группу и имеет для него значение.

Социальные взаимодействия или связи дифференцируются по сферам общества: экономические, политические, культурные, но от этого не теряют своей социальной (общественной) направленности.

Кроме того, социальные связи делятся по уровням взаимодействия. Первичный уровень взаимодействия образуют личные связи, затем следуют групповые, далее — организационные (между организациями), институциональные, социетальные (т. е. связи на уровне отдельного общества, страны) и, наконец, – цивилизационные.

Социальная структура объединяет социальные объекты, соответствующие этим видам связей. Если социологи говорят о социальной структуре общества, то они имеют в виду следующую иерархию: организация, социальный институт и общество. Если говорить о цивилизационной социальной структуре, то к этой иерархии следует добавить еще цивилизацию.

Под социальной организацией в социологии понимают определенным образом организованные группы людей, объединенные общей целью (производственной, политической, культурной), имеющие определенную иерархию.

Социальным институтом в социологии называются как определенным образом организованная группа (например, институт образования, религии, власти), так и совокупность ценностей, норм, образцов поведения.

Общество функционирует одновременно как на микроуровне (взаимодействия индивидов, малых групп), так и на макроуровне (большие организации, институты, слои, классы).

Общество — динамическая система. Для развивающегося общества характерны постоянные изменения, усложнение его структуры, дифференциация (разделение, расслоение).

Дифференциация общества определяется следующими процессами:

разделение общественного труда. Развитие производства, его усложнение требуют разделения труда, его специализации. Возникают все новые специальности, дифференцирующие людей по социальным группам;

удовлетворение новых потребностей людей;

расширение представление людей о природе и обществе;

появление новых ценностей и норм. Например, такая новая для России ценность, как плюрализм, привела к новой норме — многопартийности, которая ведет к дальнейшей дифференциации общества.

Итак, в процессе развития общество усложняется качественно и количественно, разрастается социальная структура, появляются новые специальности, новые отрасли, организации, группы, институты. Общество все более дифференцируется.

Но наряду с дифференциацией, которая ведет к появлению новых социальных связей, развитию горизонтальных и социальных структур общества и вместе с тем к ослаблению его единства и сплоченности (солидарности), происходит и обратный процесс — интеграция (лат. integratia — восстановление целого, объединение частей).

Интеграция — это социальный процесс объединения общества, укрепления социальных связей, солидарности между членами общества, взаимного приспособления различных частей его социальной структуры.

Если дифференциация ослабляет его социальные связи, как бы отталкивает отдельные части общества, то интеграция скрепляет индивидов, группы в единое целое.

Интеграции общества способствуют:

единая культура общества как система материальных и идеальных объектов;

единая система социализации, позволяющая молодому поколению воспроизводить единую культуру;

система социального контроля, определяющая культуру подавляющего большинства членов общества.

При несоблюдении этих условий в обществе развиваются дезинтеграционные процессы.

Общество как единое целое, состоящее в то же время из частей, связанных социальными отношениями, приобретает новые собственные свойства, не сводимые к свойствам составляющих его элементов. Например, общество как совокупность организаций, институтов и групп может перекрывать великие реки, строить гидрорэлектростанции, запускать космические корабли, создавать сверхмощное оружие, что непосильно даже для большого количества разобщенных индивидов.

Таким образом, мы видим у человеческого общества все признаки системы:

наличие отдельных частей;

наличие связей между частями;

наличие свойств, не сводимых к свойствам частей;

взаимодействие с окружающей средой — природой.

Одним из основоположников современной теории систем, первым применившим формальные законы термодинамики и физической химии к исследованию живых организмов, был австрийско-американский биолог Людвиг фон Берталанфи. Его выводы и подходы использовал в своих исследованиях человеческого общества американский социолог Толкотт Парсонс. Рассматривая общество как открытую динамическую систему, взаимодействующую с окружающей природой (средой), Т. Парсонс определяет его структуру и функции. Его выводы можно представить в виде таблицы (табл. 2).


Т. Парсонс рассуждал следующим образом: если общество — открытая система, то оно должно, чтобы выжить, приспособиться к природе (адаптивная функция). Этой функции в обществе должна соответствовать определенная структура (подсистема экономики), которая поставляет и распределяет необходимые материальные продукты. Приспосабливаясь к природе, общество достигает поставленной цели — целенаправленная функция, которой соответствует подсистема политики, дающая законы и побуждающая людей работать и достигать не личных, а общественных целей.

Первые две функции являются внешними (инструментальными), направленными на преобразование природы, третья и четвертая функции направлены вовнутрь общества. Внутренними (экспрессивными) функциями является интегративная и латентная. Интегративной соответствует подсистема контроля, которая поддерживает общую культуру общества (набор ценностей и норм). Латентная, т. е. скрытая, функция обеспечивает сохранение и воспроизводство существующего порядка, поддержание устойчивости путем усвоения новыми поколениями общей культуры общества. Ей соответствует подсистема социализации, которая обеспечивает образование, воспитание, информирование молодого поколения.

Структура общества носит сложный характер. Любую подсистему можно представить как систему, состоящую из взаимосвязанных частей. Например, политическая система может состоять из государственных институтов, политических партий, законов, норм и т. д.

Личность всегда стремится играть ту социальную роль, которая наиболее соответствует ее потребностям и представлениям. Если общество способно обеспечить такую возможность большинству членов общества, тогда общественные функции развиваются поступательно и устойчивость системы максимальна. Социальная дифференциация, даже самая интенсивная, уравновешивается интеграционными процессами. Если культурные ценности и нормы разделяются подавляющим большинством членов общества, социальный порядок, социальную сплоченность невозможно разрушить. Очень важно, как именно образуется система культурных ценностей. Если ценности и нормы добровольно принимаются большинством населения, то общество и статически, и динамически устойчиво. Если культура в обществе насаждается с помощью репрессивных средств, то такое общество динамически неустойчиво и любое изменение его равновесия влечет за собой социальные конфликты.

Системный подход к анализу общества, взгляд на него как на социокультурную систему позволили вывести социологические исследования на новый уровень.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4. Государство и гражданское общество Cтруктура гражданского общества — 182 Бюрократия и гражданское общество — 184 Политические партии — 185

4. Государство и гражданское общество Cтруктура гражданского общества — 182 Бюрократия и гражданское общество — 184 Политические партии — 185 Закрытые и открытые общества в их отношении к гражданам В предыдущих параграфах мы выяснили, что государство всегда — в большей

1. Общество как система

1. Общество как система Системный подход к анализу обществаСовременные представления о человеческом обществе во многом основаны на системном подходе к его анализу. Под системой обычно понимают совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и

Общество крови, общество знания

Общество крови, общество знания Между тем возврат Фуко к некоторым традиционным вопросам (даже если его ответы и оставались генеалогическими) ускорили обстоятельства, на прояснение которых я не претендую, поскольку они представляются мне достаточно приватными и к тому

Закрытое общество и открытое общество

Закрытое общество и открытое общество К. Поппер проводит различие между закрытым обществом и открытым обществом[29]. Первое – это племенное или коллективистическое общество, второе – общество, в котором индивиды вынуждены принимать личные решения. Закрытое общество

8. Духовно-нравственная система ноосферного человека – духовно-нравственная система ноосферного образования

8. Духовно-нравственная система ноосферного человека – духовно-нравственная система ноосферного образования 8.1. Ноосферное образование как духовно-нравственное образование Но утопическая тяга к идеальному варианту требует уяснения условий его неутопической

Глава IX Общество как система личной зависимости людей

Глава IX Общество как система личной зависимости людей Проблема возникновения древних цивилизаций. – Усложнение общества и аграрная культура. – Земледелие, оседлость и устойчивость социальной организации. – Общество, власть и формирование государства. – Усложнение

Глава X Общество как система вещных зависимостей между людьми

Глава X Общество как система вещных зависимостей между людьми Расширение социального пространства; торговля и производство. – Богатство начинает работать – Технологические схемы отделяются от схем социальных. – Предметный слой социальности. – Личность и

§ 24. ПАРЛАМЕНТСКАЯ СИСТЕМА

5. Общество как буржуазное общество

III. Система потребностей и потребления как система производительных сил

Глава 3 Общество как социокультурная система

Глава 3 Общество как социокультурная система Человеческое общество представляет собой сложный социокультурный и экономический феномен, одной из важнейших составляющих которого является культура. Существует несколько десятков определений культуры, сформулированных

2. Индустриальное общество — модернизированное сословное общество

2. Индустриальное общество — модернизированное сословное общество Особенности антагонизмов в жизненных обстоятельствах мужчин и женщин можно определить теоретически в сопоставлении с положением классов. Классовые противоречия резко вспыхнули в XIX веке из-за

1. Общество как едино-цельная система определенного множества народа

1. Общество как едино-цельная система определенного множества народа Общество и сообщество. Общество являет собой некое единое целое, состоящее из людей, связанных различной степенью общности, что позволяет назвать их совместностью, а это возможно лишь на достаточно

С точки зрения существующих в философии и науке подходов общество можно охарактеризовать как сложноорганизованную, саморазвивающуюся, динамичную, открытую систему, включающую в себя отдельных индивидов и социальные общности и способную, серьёзно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определённость.

Основные принципы системы:

  • целое несводимо к сумме частей
  • целое порождает черты, свойства, выходящие за пределы отдельных элементов
  • структуру системы образует взаимосвязь ее отдельных элементов (подсистем)
  • элементы в свою очередь могут иметь сложное строение и выступать системами
  • существует взаимосвязь системы и среды.

Система - это совокупность взаимосвязанных элементов, которые образуют единое целое и постоянно взаимодействуют.

Основными элементами этой системы являются люди, а сферы жизни общества - это подсистемы: экономическая, политическая, социальная, духовная.

ot1

Общество является системой.

Значит, если речь идёт об обществе как системе, то имеется в виду, что общество состоит из отдельных, но взаимосвязанных, взаимодобавляющих и развивающих частей, элементов. Такими элементами являются сферы общественной жизни ( подсистемы), которые, в свою очередь, являются системой для составляющих их элементов.

ПОЯСНЕНИЕ:

Находя вариант ответа на вопрос об обществе как системе, необходимо найти ответ, в котором содержатся элементы общества: сферы, подсистемы, социальные институты, то есть части этой системы.

Общество – динамическая система

ot11

ПОЯСНЕНИЕ:

Правильным вариантом ответа на вопрос об обществе как динамической системе будет тот, в котором речь идёт о любого рода движении, взаимодействии, взаимовлиянии каких-либо элементов в обществе.

Сферы общественной жизни (подсистемы)

Сферы общественной жизни Определение Элементы сферы общественной жизни
Экономическая создание материальных благ , производственная деятельность общества и отношения, возникающие в процессе производства. экономические блага, экономические ресурсы, хозяйствующие объекты
Политическая включает отношения власти и подчинения, управления обществом, деятельность государственных, общественных , политических организация. политические институты, политические организации,политическая идеология,политическая культура
Социальная внутреннее устройство общества, социальные группы в нём, их взаимодействие. социальные группы, социальные институты, социальное взаимодействие, социальные нормы
Духовная включает в себя создание и освоение духовных благ, развитие общественного сознания, науки, образования, религии, искусства. духовные потребности, духовное производство, субъекты духовной деятельности, то есть кто создаёт духовные ценности, духовные ценности

Признаки общества как динамической системы:

  • динамизм (возможность изменения с течением времени как общества, так и отдельных его элементов),
  • саморазвивающаяся система (способность самостоятельно создавать и воссоздавать условия, необходимые для собственного существования, производить все необходимое для жизни людей) ,
  • состоит из взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга подсистем, социальных институтов,
  • открытость,
  • самоуправляемость (реагирование на изменения в природной среде и мировом сообществе) .

Пути развития общества:

  • прогресс-регресс,
  • эволюция, революция, реформа.

Тенденции развития сфер общественной жизни:

ПОЯСНЕНИЕ

На ЕГЭ будет представлено два типа заданий по данной теме.

1.Необходимо по признакам узнать, о какой сфере идёт речь (запомните данную таблицу).

  1. Более сложным является второй тип задания, когда необходимо , проанализировав ситуацию, определить, связь и взаимодействие каких сфер общественной жизни здесь представлены.

В данном случае речь идёт о взаимосвязи политической сферы Государственная Дума) и экономической ( закон касается конкуренции).

Во-первых, общество состоит из отдельных индивидуумов и общественных групп, которые между собой находятся в отношениях. Отношения могут быть межличностными , т. е. касаться конкретных индивидуумов. А также отношения могут быть общественными , т. е. затрагивать большие общественные (социальные) группы.

Общественные отношения — это разнообразные связи между социальными группами, а также внутри них, которые возникают в процессе жизни и деятельности общества.

Социальный институт — это исторически сложившаяся форма организации деятельности людей, которая направлена на удовлетворение важнейших потребностей человека.

  • семья;
  • производство;
  • государство;
  • образование;
  • религия.

Все эти социальные институты находятся во взаимосвязи между собой, поддерживают друг друга, решают общие задачи, помогают человеку социализироваться, т. е. приобщиться к обществу.

В-третьих, общество, представляя собой систему, состоит из подсистем — сфер общественной жизни. Это области, в которых удовлетворяются потребности людей. Учёные выделяют \(4\) главные сферы:

  • экономическую;
  • политическую;
  • социальную;
  • культурную.

Деление общества на сферы условно, но зато оно помогает хорошо ориентироваться во всём многообразии общественных явлений.

Каждая сфера объединяет различные социальные институты, направленные на решение конкретных общественных задач и удовлетворение важнейших потребностей человека и общества.

Копия Таблицы_История (1).jpg

С одной стороны, жизнь общества невозможна без удовлетворения материальных потребностей. Так, прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой, человек должен быть сыт, одет, иметь жильё. Здесь идёт речь о важности экономической сферы, которая обеспечивает общество материальными благами, необходимыми для нормального существования.

С другой стороны, прежде чем что-либо создавать (например, продукты, одежду, дома), человек обдумывает, строит модель в своём сознании, оценивает результат, совершенствуется и развивается. В этом случае речь идёт о приоритете духовной сферы над всеми остальными.

Нажмите, чтобы узнать подробности

сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов.

Задачи занятия:

дать научное представление об обществе как о соци­альной системе, способной создавать все необходимые ус­ловия для своего существования, производить всё потреб­ное для коллективной жизни людей;

раскрыть понятие социального института как устойчи­вой формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение фундаментальных потреб­ностей общества;

формировать целостное понимание общества и про­цесса его развития.

Место темы в системе учебных занятий

Литература и оборудование

Литература для учителя

Литература для учащихся

Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

й вариант. Два комбинированных урока, на первом из которых рассматривается общество как система, а на втором — социальные институты.

й вариант. Первый час отводится на первичное рас­крытие основного содержания в школьной лекции, а вто­рой — на его более глубокое осмысление в процессе ак­тивной самостоятельной лабораторной работы учащихся с текстом параграфа и другими источниками.

Ход занятия

Мотивационный этап

Ответы на вопросы, поставленные в начале параграфа (с. 18), позволяют выявить недостаточность имеющихся у школьников знаний для целостного понимания сущности общества и подчеркнуть значение проблем, которые пред­стоит изучить.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

Общее понятие системы.

Характерные черты общества как системы.

Характерные черты общества как системы.

Особенности социальной системы

Сложный характер социальной системы.

Наличие в составе системы разнокачественных эле­ментов.

Человек — основной элемент общественной системы.

Постоянное изменение общественной системы.

Интегративное качество системы как целого.

Социальная система — самоуправляемая.

Среда общества как системы.

Функции общественной системы.

Следующий шаг в работе — раскрытие каждого пункта этого плана в развёрнутой форме. Иначе говоря, учащимся предлагается превратить план в тезисы, кратко сформули­ровав основные положения прочитанного текста. В резуль­тате запись примет примерно следующий вид:

Особенности социальной системы

Общественная система имеет сложный характер, так как включает в себя множество уровней, подсистем, элементов.

Общество как система включает в себя разнокаче­ственные элементы — материальные и идеальные.

Человек непременно включён в каждую из социаль­ных систем.

Способность человека ставить цели и выбирать сред­ства их достижения делает социальные системы более под­вижными, изменчивыми, чем природные.

Социальная система обладает интегративным каче­ством, которым не обладает ни один из её элементов и ко­торое ей присуще как целому: способностью создавать все необходимые условия для своего существования.

Социальная система является самоуправляемой.

Средой общества (совокупности жителей той или иной страны) как системы являются природа, мировое сообще­ство.

Основные функции социальной системы: адаптация, целедостижение, поддержание образца, интеграция.

Очевидно, что приведённые тезисы — лишь один из воз­можных вариантов такой записи. Главное, чтобы в ней нашли отражение основные положения прочитанного текста.

Целесообразно проверить, насколько учащиеся понимают смысл каждого положения. Этому поможет беседа по сле­дующим вопросам: почему социальную систему называют суперсистемой? В чём проявляется разное качество элемен­тов системы? Почему непременным элементом любой со­циальной системы является человек? Чем объясняется ди­намичность социальной системы? Чем отличается качество системы от качеств её элементов? Какая подсистема дела­ет общество самоуправляющейся системой? Каким образом взаимодействуют общество как система и его среда? В чём заключается каждая из функций общества как системы?

Для уяснения связи между потребностями, видами де­ятельности и социальными институтами можно использо­вать следующую таблицу:

Основные виды деятельности

и социальном порядке

в первую очередь

в получении знаний,

в решении духовных

При работе с таблицей важно обратить внимание уча­щихся на то, что, во-первых, социальный институт возника­ет на основе совместной деятельности больших масс людей; во-вторых, эта деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества; в-третьих, со­циальный институт представляет собой устойчивые формы организации подобной деятельности; в-четвёртых, эти фор­мы сложились исторически; наконец, в-пятых, такая дея­тельность регулируется нормами, традициями, обычаями.

Применительно к любому из названных в таблице со­циальных институтов можно показать все перечисленные характеристики. Например, большие массы людей на лю­бом историческом этапе занимались хозяйством. Назначе­нием деятельности земледельцев, ремесленников, работни­ков промышленности, торговли и сферы услуг всегда было удовлетворение потребностей населения в средствах суще­ствования. Формами организации подобной деятельности стали различные предприятия, фирмы, биржи, банки и т. п. Эти формы являются результатом исторического развития. (Учащиеся из курса истории знают, как сменяли друг друга ремесленные мастерские, мануфактуры, современные про­мышленные предприятия, как возникли банки и т. д.) Соответствующая сфера деятельности регулируется раз­личными социальными нормами: Гражданским кодексом, Трудовым кодексом, законами о предпринимательской деятельности, акционерных обществах, о банках и т. д., традициями проведения ярмарок, моральными нормами, относящимися к труду и бизнесу, и т. п.

Теоретические вопросы темы следует раскрывать на ак­туальных примерах развития российского общества.

Параграф завершается заданием и вопросами, которые полезно обсудить с учащимися.

Большое значение имеет работа с практическими выво­дами.

Второй вывод подводит к методу изучения общества. Учащимся можно показать, как из теории рождается ме­тодология. Если мы знаем, что общество как система вза­имодействует со средой, то для понимания любого обще­ства нужно выяснить, какова эта среда и как происходит взаимодействие с ней. Если мы знаем, что общество как система имеет сложную структуру, то изучение любого общества требует выяснения, какова эта структура и как связаны и взаимодействуют её элементы. Если мы знаем, что общество — это самоуправляющаяся система, то при изучении определённого общества следует понять особен - ности управления им. Теория помогает определить направ­ления исследования объекта.

Третий вывод ориентирует на применение знаний о со­циальных институтах в повседневном взаимодействии с ними. Ученик уже сегодня должен правильно строить свои отношения с институтами семьи и образования. Возможно, он связан и с институтом религии. Ему предстоит разви­вать взаимодействие с экономическими и политическими институтами. Эффективность этого взаимодействия зави­сит от понимания сущности каждого из них, правовых норм, регулирующих его функционирование.

Четвёртый вывод связан с изучением последующих тем. Они характеризуют различные элементы общества как си­стемы. Важно видеть место каждого из них в целостной системе, рассматривать связь с другими элементами.

Если второй урок отводится на самостоятельную работу учащихся, целесообразно часть времени посвятить работе с текстом учебника и документами, а другую часть — реше­нию проблемных задач.

Задания к параграфу могут быть выполнены и обсужде­ны на уроке. Однако первое из них целесообразно дать не­скольким сильным ученикам заранее. При его выполнении они смогут использовать разнообразные источники информации.

Домашнее задание

При работе с текстом параграфа дома учащимся рекомен­дуется продумать возможные ответы на вопросы для само­проверки. Наиболее подготовленным рекомендуется мате­риал изданий, представленных выше в списке литературы.

Читайте также: