Общественная жизнь в ссср 1950 е середина 1960 х годов конспект

Обновлено: 06.07.2024

Можно ли использовать дидактические игры на уроках истории в старших классах? Мое личное убеждение, что не только можно, но и нужно. Особенно на повторительно-обобщающих уроках. Во-первых, с помощью дидактической игры учащиеся вовлекаются в активную творческую деятельность. Кроме того, снимаются нерешительность, скованность и напряженность, а интерес, наоборот, возрастает. К тому же на игре устанавливаются такие взаимоотношения, которые самоорганизуют сотрудничество, настраивают учащихся на совместное разрешение проблем.

Данная игра используется на уроках повторительно-обобщающего цикла в целях активизации знаний и умений учащихся по темам, представляющих наибольшую трудность для ребят при подготовке к ОГЭ по истории, а также при подготовке к школьному туру Всероссийской олимпиады школьников по истории.

Класс: 9. Количество учащихся: 8 Учитель: Джебко Галина Павловна

Предмет: история

Тема урока. Советское общество в середине 1950-х-середине 1960-х годов.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: дидактическая игра

Время урока: 45 минут

Планируемые результаты урока:

Метапредметные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

-указывает даты важнейших событий отечественной истории;

- характеризует место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

-группирует (классифицирует) факты по различным признакам;

- раскрывает смысл, значение важнейших исторических понятий;

- оценивает деятельность исторических личностей.

-ставит и формулирует для себя новые задачи в учебе в соответствии со своими познавательными потребностями;

- контролирует свою деятельность в процессе достижения результата;

- владеет способами самоконтроля и самооценки.

-устанавливает причинно-следственные связи;

-строит логические рассуждения и делает выводы.

- играет определенную роль в совместной деятельности;

-строит позитивные отношения в процессе совместной деятельности;

- формулирует, аргументирует и отстаивает собственное мнение;

-соблюдает нормы публичной речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок изучения нового материала.

Общие цели урока:

· Определить основные тенденции развития СССР гг, охарактеризовать экономические реформы Хрущева, их особенности;

· развивать способности учащихся, осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа;

· формировать ценностные ориентации и убеждения на основе личностного осмысления истории;

· воспитывать интерес к исторической науке.

Тема: Советское общество конца 1950-х- начала 1960х гг.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Общие цели урока:

· Определить основные тенденции развития СССР гг, охарактеризовать экономические реформы Хрущева, их особенности;

· развивать способности учащихся, осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа;

· формировать ценностные ориентации и убеждения на основе личностного осмысления истории;

· воспитывать интерес к исторической науке.

Основные понятия : субъективизм, волюнтаризм,

I.Организационный момент.

Эпиграф урока:

Разглядеть, что истинно, что ложно,

Может только беспристрастный суд.

Осторожно с прошлым, осторожно,

Не разбейте глиняный сосуд.

Вступительное слово учителя.

Хрущев и его время. (Слайд №1). Один из важнейших и непростых периодов нашей истории.

Важных- потому, что непосредственно перекликается с идущими в стране переменами.

Формулировка проблемного задания: дать объективную оценку этому периоду и личности Хрущева.

III.Изучение нового материала.

1.Борьба за власть в конце 1950х гг.

2.Экономика и политика в конце 1950-х - начале 1960-х гг.

Слово учителя.

Прежде чем перейти к изучению нового материала давайте вспомним основные события, происходившие в стране после смерти Сталина.

Работа по датам: 5 марта 1953г, сентябрь 1953г, 1954г, февраль 1956г, 1962г.

1.Борьба за власть в конце 1950х гг.

После 20 съезда партии во внутренней политике СССР наблюдались противоречивые тенденции. Продолжалась реабилитация жертв репрессий, в тоже время намечается ужесточение политики. Какой характер носил процесс десталинизации?

Работа по документу.

Прочитать высказывание публициста Н. Носова и ответить на вопросы.

Из высказывания публициста Н. Носова.

Вопрос: Согласны ли вы с утверждением, что процесс десталинизации в годы, когда во главе руководства страной находился Н. С.Хрущев, носил крайне ограниченный характер? Если согласны, то чем вы это объясните?

(Хрущев пытался реформировать систему, повернуть ее лицом к людям, пересмотреть дела жертв сталинских репрессий. Выступление Хрущева на съезде - мужественный поступок человека, который впервые сказал правду стране о Сталине,

Но -хрущевская десталинизация носила ограниченный характер. Хрущев критиковал не сталинизм, а лично Сталина. Некоторые проблемы были совсем не затронуты(незаконные массовые репрессии против крестьянства в годы коллективизации).Хрущев был убежденным сталинистом. Его преобразования не имели целью изменить систему, а только придать ей большую устойчивость, несколько модифицировав ее.)

После 20 съезда консервативные силы открыть выступали против демократизации страны, пытались сместить Хрущева.

-Почему Хрущев отправил в отставку маршала Жукова, который активно его поддерживал и в 1953г и в 1957г?

(Жукова обвиняли в том, что тот решил поставить армию выше правящей партии. Хрущев опасался Жукова, который имел большой авторитет).

-Какую роль сыграл Жуков укрепляя власть Хрущева?

(по его инициативе в Москву на реактивных самолетах доставили отсутствующих в Москве и поддержавших Хрущева членов партии).

2.Экономика и политика в конце 1950-х - начале 1960-х гг.

Вопрос: Какой совет дал Черчилль Хрущеву? Как вы думаете, о чем хотел предупредить Черчилль Н. С.Хрущева?

Какие реформы были проведены в 1953-64г мы узнаем из фильма.

· продолжение экстенсивного развития экономики;

· усиление внимания к развитию науки и техники, освоению космоса;

Вопрос: Назовите достижения и просчеты социально- экономического развития страны в годы правления Хрущева.

(Слайды 5-10)

1964г-отставка Хрущев.

-Почему был отстранен Хрущев?

Работа с понятиями: субъективизм, волюнтаризм.

(партийно-государственная номенклатура была недовольна попытками лидера выйти из-под контроля и непредсказуемостью Хрущева.

Причем постоянно приходилось руководству дипломатического ведомства сглаживать экстравагантные заявления лидера.

Генералитет недоволен сокращением армии и односторонними уступками западу.

Активную роль сыграли и органы госбезопасности, хорошо помнившие о разгроме карательной системы гг.

Хрущев не сыскал особой симпатии в основных слоях общества6 рабочие - недовольны перебоями в снабжении, крестьяне - новым завинчиванием гаек в деревне, интеллигенция- разгромными посещениями выставок, гонениями на литературу.

Стана устала от постоянных экспериментов. Авторитет лидера падал вместе с уровнем жизни населения.)

IV. Закрепление изученного материала. Обмен мнениями.

-Известно, что скульптор Э. Неизвестный, создавая памятник на могиле Хрущева на Новодевичьем кладбище в Москве (слайд 11), использовал сочетание белого и черного мрамора. Что, на ваш взгляд он этим выразил?

(Знаменитый памятник Хрущеву на Новодевичьем кладбище изваян наполовину из черного, наполовину - из белого мрамора.

Это глубоко символично, как и то, что память бывшего лидера увековечил скульптор Эрнст Неизвестный, бывший при Хрущеве в немилости. )

-Дайте объективную оценку этому периоду времени и главе государства Н. С.Хрущеву.

1. Реформы в сельском хозяйстве
Программа
Г. Маленкова
•Повышение урожайности;
•Включение фактора личной
заинтересованности колхозников:
- снижение норм обязательных
поставок с личного подсобного
хозяйства;
- увеличение личного подсобного
хозяйства в 5 раз;
- уменьшение вдвое денежного
налога с каждого колхоза;
- ликвидация недоимки по
сельскохозяйственному налогу за
прошлые годы.
Интенсивный путь
Программа
Н. Хрущева
•Повышение государственных
закупочных цен на колхозную
продукцию;
•Расширение посевных площадей
за счет целинных и залежных
земель.
Экстенсивный путь

1. Реформы в сельском хозяйстве
Направления сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущёва
(1953 – 1958 г.г.)
колхозы
целина
личное
подсобное
хозяйство
повышение
государственных
закупочных
цен
отмена
налога
принцип
планирования
снизу
разрешение
увеличить
в 5 раз
социальное
развитие
села
Результаты:
прирост с/х продукции 34%

1. Реформы в сельском хозяйстве
Направления сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущёва
(1959 – 1961 г.г.)
обеспечение
техникой
колхозы
целина
реорганизация
МТС
эрозия
почв
разорение
колхозов
потеря
кадров
механизаторов
личное
подсобное
хозяйство
скупка скота
у колхозов
и совхозов
массовый
забой
скота
Результаты:
обострение продовольственной
проблемы в стране
введение
паспортов,
пенсий

2. Реформы в промышленности
+ Укрепление прав местных
Советов
- Сказалось на развитии НТП
Диаграмма с. 285

3. Социальная политика
Впервые!
• повышение окладов
•увеличение в 2 раза
пенсий рабочим и
служащим
• выплата пенсий
колхозникам
• выдача колхозникам
паспортов
• сокращена
продолжительность
рабочей недели до 46 ч
• отмена платы за
обучение

3. Социальная политика
Телевизор ВЭЛС
в конце 50-х гг
КВН-49
(Кенигсон, Варшавский,
Николаевский — 1949 г.) —
чёрно-белый телевизор,
выпускавшийся в СССР в
различных модификациях с
1949 по 1960 год

Учебник: История России ХХ - начало ХХI века для 11 класса, под редакцией А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинина, М. “Просвещение”, 2010 г.

образовательная – обеспечить усвоение обучающимися целостной картины изучаемого исторического периода - “СССР в 50-60-е гг. ХХ века”, а также познакомить их с социально-экономическими преобразованиями рассматриваемого периода;

развивающая – продолжить развивать логическое и аналитическое мышление обучающихся на уроках истории, устную и письменную речь;

воспитательная – продолжить формирование гражданской позиции обучающихся и воспитание чувства уважения к Отечественной истории.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия урока: освоение целины, “кукурузная эпопея”, интенсивное хозяйство, экстенсивное хозяйство, совнархозы, субъективизм, волюнтаризм.

    Развитие промышленности. Государственная поддержка научно-технической мысли.
  1. Реорганизация системы управления.
  2. Реформирование сельского хозяйства.
  3. Социальная политика.
  4. Итоги социально-экономической деятельности Н.С. Хрущева.

Опережающее домашнее задание:

Взять интервью у человека, который жили в эпоху правления Н.С. Хрущева.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Взаимное приветствие учителя и учащихся.

2. Проверка домашнего задания.

Для проверки домашнего задания учитель раздает ученикам Рабочий лист №1. Ученики в течение нескольких минут должны выполнить задание.

Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы разобрали ситуацию, сложившуюся в СССР после смерти И.В. Сталина и познакомились с личностью Н.С. Хрущева, который вошел в историю, как самый противоречивый политик-реформатор. В одном из своих выступлений Н.С. Хрущев говорил, что Ленин вошел в историю, как организатор революции, Сталин, несмотря на определенные ошибки, обеспечил победу в кровавой войне с фашизмом. Свое же предназначение он видел в том, чтобы дать мир и благосостояние советскому народу. Тема сегодняшнего урока звучит так: “СССР в 50-60-е гг. ХХ века. Социально-экономическая деятельность Н.С.Хрущева”. 1 слайд.

Учитель: предварительно записал тему, план урока на доске.

Ученики: записывают тему и план урока в тетради.

Учитель: Предлагаю по ходу урока дать объективную оценку социально-экономическим преобразованиям Н.С.Хрущева. В 1956 г. произошел визит Хрущева в Англию. Он встретился с Черчиллем в советском посольстве. Старый “британский лев” сказал: "Господин Хрущев, вы затеваете большие реформы. И это хорошо! Хотел бы только посоветовать Вам:…".

Проблемное задание: Какой же совет дал Черчилль Хрущеву и прислушался ли Никита Сергеевич к его совету? Вопрос остается открытым до конца урока.

3. Изучение нового материала.

1. Развитие промышленности. Государственная поддержка научно- технической мысли.

Учитель: Послевоенное развитие промышленности шло достаточно быстрыми темпами. Уже к 1950-ым годам СССР восстановил довоенный уровень промышленного развития и вновь превратился в могучую промышленную державу. Откройте учебник на стр.262, прочитайте документ Постановление пленума ЦК КПСС от 12 июля 1955 г. и ответьте на вопрос: какое направление в развитие промышленности в середине 50-ых годов было приоритетным в СССР?

Постановление пленума ЦК КПСС от 12 июля 1955 г.

Предполагаемый ответ учеников: приоритетным продолжало оставаться, как и в правление Сталина, развитие тяжелой промышленности и военно-промышленного комплекса.

Учитель: А теперь возьмите Рабочий лист №2 и проанализировав данный документальный отрывок и сделайте вывод о том как изменились приоритеты в развитии промышленности СССР в начале 60-х гг?

Из постановления пленума ЦК КПСС 10—18 января 1961 г.

Предполагаемый ответ учащихся: не в ущерб тяжелой и оборонной промышленности появилась возможность выделить дополнительные средства для подъема благосостояния народа, а значит и для развития легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности.

Слайд 3, ученики по ходу рассказа учителя записывают в тетради основные даты. Но поскольку новое руководство СССР в лице Н.С. Хрущева беспокоило прогрессирующее отставание отечественной промышленности в научно-техническом соперничестве с Западом в частности с США. В связи с этим в 1954 г. в подмосковном Обнинске открыта первая в мире атомная электростанция, а в 1956 г. открыт институт ядерных исследований в Дубне, и создан первый реактивный пассажирский самолет Ту-104. Символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем космические ракеты понесли в космос животных, облетели Луну. А в апреле 1961 г. в космос шагнул человек, первый человек планеты, советский человек - Юрий Алексеевич Гагарин. Впечатляющими для советских людей, для всего мира стали введение в эксплуатацию в 1959 г. первого атомного ледокола "Ленин". Был достигнут научно-технический прорыв.

Ответьте на вопрос: какой новой перспективной отраслью обогатилось народное хозяйство СССР в середине 50-х гг?

Предполагаемый ответ ученика: атомной промышленностью.

Учитель: Можно ли назвать однозначными последствия столь бурного научно-технического подъема и освоения атомной промышленности для простых советских людей? Как вы думаете, какую опасность для простых советских людей таили в себе столь бурный научно-технический подъем и освоение атомной промышленности?

Ученики высказывают предположения.

Учитель: Ничего тогда не говорилось об опасностях, которые несет массовое освоение ядерной энергии, о необходимости строжайшего соблюдения технологической дисциплины, повышения уровня безопасности на ядерных объектах. Не узнал советский народ и об аварии на секретном заводе по производству атомного оружия “Маяк” в г. Кыштым близ Челябинска, произошедшей в декабре 1957 г. В результате взрыва произошло заражение радиоактивными веществами территории ряда областей. Сотни людей облучились, свыше десяти тысяч сельских жителей были отселены из радиоактивной зоны, хотя десятки тысяч сельских жителей продолжали там жить еще долгие десятилетия. Только в 1989 г. частично рассекретили сведения об этой катастрофе.

2. Реорганизация системы управления.

Учитель: характерной чертой экономической политики того периода было активное проведение всякого рода административных реорганизаций. Именно в них Никита Хрущев усматривал второй, не менее важный, чем научно-технический прогресс, рычаг подъема эффективности общественного производства.

В 1957 г. - производится замена министерств (централизованного отраслевого управления) на совнархозы (государственные органы территориального управления промышленностью и строительством в СССР). Однако реформа совнархозов не коснулась отраслей промышленности связанных с обороной страны, там продолжало сохраняться централизованное управление.

Работа с учебником.

Учитель: пользуясь учебником на стр.263 сформулируйте и выпишите себе в тетради цели замены министерств совнархозами.

Учитель проверяет выполнение учениками задания.

Записи в тетради:

    расширить полномочия местных властей, знающих реальное положение дел на своей территории;
  1. расширить экономическую самостоятельность предприятий;
  2. увеличить хозяйственную самостоятельность регионов;
  3. укрепить экономические связи внутри регионов.

Учитель: цели были перспективными, а результаты этой реформы носили отрицательный характер:

  1. чиновников не удалось приблизить к нуждам народа;
  2. хозяйственные органы попали в полную зависимость от территориальных партийных организаций;
  3. хозяйственные связи внутри регионов были отлажены, но оказались нарушенными экономические связи между регионами.

Задание: Возьмите рабочий лист №3, проанализируйте документ и ответьте на вопрос: почему создание совнархозов имело столь перспективные цели, а достигло таких отрицательных результатов?

Из воспоминаний К. Ф. Катушева, работавшего в 50-е гг. секретарем парткома Горьковского автомобильного завода.

На первом этапе, когда совнархозы создавались с учетом существующего административного деления в каждой области, они оказали благотворное влияние на экономическую деятельность регионов тем, что успешно преодолевали межведомственные и отраслевые барьеры, способствовали оперативному решению многих хозяйственных вопросов, развивали инициативу и самостоятельность местных советских и хозяйственных органов.

Предполагаемый ответ ученика: после того как Хрущев пошел на укрупнение совнархозов, начались большие проблемы: участились конфликты местных и областных органов с руководителями совнархозов.

3. Реформирование сельского хозяйства.

Учитель: Возьмите Рабочий лист №4. Перед вами две программы развития сельского хозяйства: Г. Маленкова и Н. Хрущева. Ознакомьтесь с ними и на основе знаний полученных на уроках обществознания, сделайте вывод о том, какие пути экономического развития предлагали Маленков и Хрущев?


Предполагаемый ответ учеников: Маленков – интенсивный путь развития; Хрущев – экстенсивный путь развития.

Учитель: как вы думаете, почему победил курс, предложенный Н. Хрущевым?

Предполагаемый ответ учеников: Хрущев с марта 1953 г. занимал пост Первого Секретаря ЦК КПСС и успел заручиться поддержкой наиболее влиятельных членов Политбюро, которые и обеспечили победу его курса.

Учитель: Попробуем выделить направления развития сельского хозяйства.

Перед учениками на слайде открыта схема направлений развития сельского хозяйства.

Учитель предлагает ученикам разделить рабочие тетради на три части. Учитель комментирует эту схему, ученики слушают и записывают основные даты в тетрадях.

Учитель: в сельском хозяйстве в 50-60-е годы происходили перемены, результаты которых оказались неоднозначными. С 1953 г. были ослаблены сталинские притеснения личного подсобного хозяйства колхозников и рабочих совхозов:

  • освобождение от непомерных налогов и поставок с/х продукции;
  • разрешение увеличить размеры личных подсобных хозяйств в 5 раз.

За период с 1954 по 1958 годы, по сравнению с предыдущими пятью годами, валовая продукция сельского хозяйства выросла на 34%. Таких темпов село еще не знало. Хрущев, увидев подобные результаты, решил, что крестьяне с такой же самоотдачей будут работать и в колхозах. Желая, высвободит у них силу и время для работы в колхозах, он начал притеснение личных подсобных хозяйств. Резко увеличили налоги на личные приусадебные участки. Упрямо изыскивая способы посрамления Америки, Никита Хрущев в1959 г. распорядился скупить госорганам за 2-3 года у рабочих совхозов и колхозников без всяких уклонений всю их рогатую живность. Но с наступлением холодов выяснилось, что колхозы и совхозы не готовы к размещению и содержанию скупленных коров, их пришлось частично забить. С той поры в деревне не стало ни коров, ни телят.

Далее учитель делит класс на две группы и на основе текста параграфа предлагает каждой группе заполнить по одной колонке схемы следующим образом: реформа - результаты. I- группа: освоение целины. II-группа: реорганизация МТС (машиннотракторных станций).

Ученики приступают к выполнению задания.

Учитель проверяет выполнение задания группами.

  1. Какие положительные результаты были достигнуты в ходе целинной кампании? Что отрицательного было в ней?

Предполагаемый ответ учеников I группы: В 1954 г. – освоение целинных и залежных земель Сибири и Северного Казахстана. Первоначально результаты и урожаи зерна были высокими. Годы, прожитые на целине, бывшие целинники вспоминают как самые счастливые. Однако, отсутствие научно разработанной системы земледелия влекло за собой эрозию почв и опустошительные пыльные бури. Эффективность возделывания почвы упала на 65% .

2. Каковы цели и результаты реорганизации МТС (Машиннотракторных станций)?

Слайд №8.

Предполагаемый ответ учеников II группы: В 1958 г. началась реорганизация МТС, в ходе которой колхозы, чтобы не остаться без техники, были вынуждены ее выкупать в течение 1,5 лет причем за высокую цену. Государство, с одной стороны, преследовало благую цель: обеспечить колхозы техникой; но, с другой стороны, таким путем сумело за один год компенсировать все свои расходы предыдущих лет на развитие сельского хозяйства. Результаты:

  • касса колхозов оказалась опустошенной на много лет вперед и их долги казне резко возросли;
  • колхозы не имели квалифицированных кадров механизаторов и условий для нормальной эксплуатации сложной техники.

Задание: Как вы думаете, что стало результатом сельскохозяйственной политики?

Предполагаемый ответ учеников: результатом этих мер стало обострение продовольственной ситуации в стране.

Учитель: Правительство предприняло ряд мер для решения продовольственной проблемы. Они заключались в следующем.

После визита Хрущева в США в 1959 г. в СССР началась “кукурузная эпопея” - административное внедрение кукурузы без учета земледельческих и климатических условий. Как это происходило, мы узнаем из видеоролика.

Задание: откройте рабочий лист №5, прочитайте документ и ответьте на вопрос: Как оправдывал Хрущев неудачи внедрения кукурузы в с/х?

Из выступления Н.С. Хрущева на XXII съезде КПСС.

Если в отдельных районах страны кукуруза внедряется формально, колхозы и совхозы снимают низкие урожаи, то в этом виноваты не климат, а руководители. Там, где кукуруза не родится есть “компонент”, который не содействует ее росту. Этот “компонент” надо искать в руководстве…надо заменить тех работников, которые сами засохли и сушат такую культуру, как кукуруза, не дают ей развернуться во всю мощь.

Предполагаемый ответ ученика: всю вину за неудавшуюся кукурузную кампанию Хрущев возложил на местных руководителей. Так было проще, нежели признать свои просчеты и ошибки.

Однако далеко не каждый знает, что результатом данной меры стало выступление рабочих в Новочеркасске в июне 1962 г., закончившееся их расстрелом.

Кризис сельского хозяйства привел к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей в 1963 г. (первая партия составила 12 млн. т).

Вывод: семилетний план развития народного хозяйства (1959-1965 годы) в части развития сельскохозяйственного производства был провален. Вместо плановых 70% рост составил лишь 15%. В сельском хозяйстве страны назревал глубокий кризис.

4. Социальные реформы.

Учитель: экономические преобразования Хрущева в промышленности и сельском хозяйстве не могли не сказаться на уровне жизни простых людей и их благосостоянии. И о том, как изменилась жизнь сельских и городских жителей в 50-60-е гг. мы частично узнаем из интервью, которое ученики брали у местных жителей о той эпохе, записанное на видео.

Учитель: Для улучшения жизни советских людей под руководством Никиты Сергеевича был проведен целый ряд социальных реформ. Был принят новый пенсионный закон, сокращена рабочая неделя, повышены зарплаты, отменена плата за обучение в старших классах, началось массовое жилищное строительство, благодаря чему более 50 млн. советских людей получили квартиры. В 1961 г. была проведена денежная реформа.

Учитель: все социальные преобразования Никиты Сергеевича Хрущева отображены на слайде №18.

Учитель: А теперь давайте закрепим и подведем общий итог социально-экономической деятельности Н.С. Хрущева. В это вам поможет Рабочий лист №6. Класс делится на три группы: I группа из предложенного перечня реформ, проведенных Н.Хрущевым, должна выбрать относящиеся к промышленности и реорганизации системы управления и дать им положительную или отрицательную оценку; II группа из предложенного перечня реформ, проведенных Н. Хрущевым, должна выбрать относящиеся к сельскому хозяйству и дать им положительную или отрицательную оценку; III группа из предложенного перечня реформ, проведенных Н.Хрущевым, должна выбрать относящиеся к социальной сфере, и также дать им положительную или отрицательную оценку.

Вывод урока: Ряд реформ был проведен достаточно твердо, до конца доведен и вполне оправдал возлагавшиеся на них надежды. Увеличился городской жилищный фонд на 80%, пенсионная реформа распространилась на десятки миллионов человек, несколько улучшилось положение сельских жителей — они получили паспорта. Но, конечно, хватало и непоследовательности, и просто ошибок в руководстве сельским хозяйством. Половинчатый характер деятельности Хрущева предопределил неудачу его преобразований. Общество устало от такого количества нововведений. Этим воспользовалась партийно-государственная бюрократия, которая в октябре 1964 г. сместила его с должности за волюнтаризм и субъективизм в политике.

Учитель: Так как вы думаете, прислушался ли Хрущев к его совету?

Предполагаемые ответы учеников.

Учитель: А может быть главное то, что пытался, хотя и знал, что под ним пропасть?

Предполагаемые ответы учеников.

Ученики обоснованно высказывают свои мнения.

Домашнее задание: Готовится к следующему уроку по записям в тетради, привлекая параграф 33. Собрать материал о совхозе “Богучарово” Ленинского района в 50-60-е гг. ХХ века.

Читайте также: