Общение конспект 11 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель: 1. Расширить понятие детей о культуре поведения.
2. Привить навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.

Оборудование:

Ход классного часа:

Слушая, нужно продумывать свое следующее высказывание.

Нужно делать что-то одно (смотрите предыдущий миф). Если вам нужно несколько секунд, чтобы сформулировать свой ответ, честно скажите об этом.Собеседник оценит ваш серьезный подход и вряд ли будет возражать.

Хороших слушателей много.

Мы слушаем лишь на 25% своего потенциала. Это означает, что мы игнорируем, забываем или понимаем неправильно 75% того, что слышим. Процесс слушания — это комбинация того, что мы слышим, понимаем и запоминаем. Умение слушать приобретается, ему можно и нужно учиться.
Что же делать? Как улучшить навыки общения? Развить умение слушать вам поможет несколько рекомендаций.

Это первое, что нужно сделать, так как делать два дела одновременно и качественно — говорить и слушать — невозможно.

Слушайте так, чтобы было слышно

В разговоре по телефону собеседник не видит вас. Он не в состоянии оценить ваш внимательный взгляд, кивок головы и другие невербальные сигналы. Одного вашего молчания тоже недостаточно для того, чтобы убедить собеседника, что вы его слушаете.

Повторяйте вслух сказанное, особенно даты, цифры, имена. Это называется активным слушанием.

Не притворяйтесь, что слушаете. Рано или поздно собеседник заметит ваше псевдослушание и будет огорчен, недоволен или раздражен. Сконцентрируйтесь, настройтесь физически, приготовьтесь записывать.

Люди любят, когда их мысли записывают, это создает у них чувство собственной значительности.

Кроме того, в этом есть и несомненная польза для вас: у вас останется гораздо больше информации о результате разговора.

Это поможет вам понять суть проблемы и покажет собеседнику, что вы следите за ходом его мысли.

Ожидайте от собеседника лучшего

А не только то, что вам интересно, полезно и приятно. Выражайте искренний интерес к проблемам собеседника. Любая информация может оказаться бесценной.

Интересно, как у вас обстоят дела с общением?

Для того чтобы оценить свое умение слушать и воспринимать собеседника, предлагаем ответить на вопросы из памятки В. Маклени:

1. Не ждете ли вы нетерпеливо, пока другой закончит говорить и даст возможность высказаться вам?

• Да умею, всегда выслушаю.если мне это надо

Классный час "Умеем ли мы общаться?"

Классный час : “ Умеем ли мы общаться ?”

Цель: формирование у учащихся культуры речевого общения друг с другом, с окружающими людьми; воспитание вежливого , доброго отношения к людям, привитие правил и норм поведения в обществе; овладение навыками культурного поведения.

Задачи: Обучать детей работе в группах, в парах. Учить рассуждать, делать выводы. Воспитывать уважительное отношение друг к другу и окружающим.

Ход мероприятия

Ребята, на нашем предыдущем занятии мы с вами говорили о людях: какие они? Вы правильно отметили, что все люди, прежде всего, очень разные: есть добрые и злые, есть ( продолжают дети )

  • внимательные и грубые
  • трудолюбивые и ленивые
  • тактичные и несдержанные
  • справедливые и завистливые
  • злопамятные и корыстные
  • жизнерадостные и честные
  • отзывчивые и вежливые

Видите, как много разных качеств в людях: хороших и плохих. Вот перед нами человек ( наклеивается фигурка ) Какими качествами , на ваш взгляд, должен обладать человек, достойный подражания, которому всегда и вовсём можно довериться ? — (приклеиваются карточки)

Положительных качеств много получилось. Безусловно, все они очень важны, но я попрошу вас выбрать только 3 самых важных, на ваш взгляд.Попробуем составить коллективный портрет: ( работа в группах) Качества: Доброта, Отзывчивость, Воспитанность.

Действительно ли это так важно в жизни?

Если мы посмотрим в толковый словарь, то найдём следующее определение:

“ Общение – это взаимодействие двух или более людей , состоящее в обмене между ними информацией раличного характера “.

Как мы видим, это – взаимодействие людей, а люди как вы уже сказали, очень разные: с одними общаться всегда приятно, с другими не очень; одни легко вступают в разговор, а другие — нет. Как утверждают психологи, это зависит от характера человека. Труднее всего общаться с человеком у которого несдержанный и взрывной характер.

Я предлагаю вам небольшой тест, который поможет определить: конфликтная вы личность или нет.

В классе начался спор на повышеных тонах. Ваша реакция :

Часто ли вы спорите с друзьями ?

1) Только в шутку и то, если это люди не обидчивые

2) Лишь по некоторым вопросам

3) Споры – это моя стихия

Вы стоите в очереди. Как вы реагируете если кто – то лезет вперёд?

  1. 1) Возмущаюсь в душе, но молчу
  2. 2) Делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону
  3. 3) Прохожу вперёд и начинаю наблюдать за порядком

Дома на обед подали недосоленый суп.

1) Не буду поднимать бучу из-за пустяка

2) Молча возьму солонку

3) Не удержусь от едких замечаний, может быть, даже откажусь то еды

Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится. Ваша реакция.

  • 2) Ограничусь коротким , но тактичным замечанием
  • 3) Выскажу всё , что я об этом думаю.
  • Оценки: 1—4балла
  • 2—2балла
  • 3—0баллов
  • Давайте подведём итог:

12-20б. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споро и конфликтов, избегаете критических ситуаций. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют высказывайтесь принципиально.

Меньше 8б. Споры и конфликты — ваша стихия. Ведь вылюбите критиковать других, а если услышите замечание в свой адрес – можете съесть человека. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Постарайтесь обуздать свой характер.

Я думаю каждому из вас есть над чем поразмышлять, исходя из данных нашей анкеты. Даже если вас “определили” , как “ неконфликтную личность”, это ещё не означает, что с вами легко и всегда приятно общаться.

Ведь в речевое поведение человека входят и жесты и мимика, и тембр голоса и ещё множество разных факторов определяют вас, как ” приятного собеседника”. И как сказал один древний мыслитель: “Стать человеком — большая работа.

Нужно работать над собой каждый день, и с каждым днём становиться хоть чуточку лучше “ !

Давайте уже сегодня начнём работать над собой и попробуем общаться и жить без конфликтов. Поэтому пожалуйста помните, что раз общение – это взаимодействие с другим человеком, то этот человек, который перед вами—он самый главный на свете.

И как вы к нему должны относиться? (ответы учащихся) Составление кластера: Законы общения: Самый главный человек на свете — это тот , кто перед тобой. Относитесь к нему с вниманием и уважением.Не забывайте вежливо здороваться , прощаться , извиняться .

Обращайтесь к собеседнику , называя его по – имени . К пожилым и незнакомым людям всегда обращайтесь на “ Вы “. Говорите друг другу как можно больше хороших слов , и никогда не говорите того , что было бы неприятно выслушать вам самим . Старайтесь не говорить о людях дурно. Не перебивайте говорящего .

Внимательно выслушайте его до конца . Если кто-то заговорит одновременно с вами , приостановитесь , и дайте ему закончить . Невежливо во время разговора отводить кого – нибудь в сторону , чтобы говорить с ним отдельно ; ещё более невежливо подслушивать , что говорят двое в стороне .

Не спорьте по мелочам. Не разговаривай громко, не кричи на улице и общественных местах. (демонстрация сюжетных минисценок и их разбор)

Вопросы для рефлексии:

Что нового вы сегодня узнали, поняли для себя?

Как чувствовали себя, работая в группе?

Какова ваша оценка работы вашей группы?

Конспект классного часа "Один раз на всю жизнь" — психологу, классные часы

Способствовать развитию интереса учащихся по вопросу: “Что такое семья?”, определению ими своего отношения к семье как общественной и общечеловеческой ценности; помочь школьникам в составлении собственных представлений о современных правовых и моральных ценностях семьи.

  1. Ход занятия
  2. 1. Вступительное слово учителя
  3. Семья – это святое слово,
  4. И обижать его нельзя!
  5. В нем наши корни, наша сила,
  6. Наши заветные слова!

Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

  • Давайте вспомним пословицы и поговорки о семье, о доме.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Дом без хозяйки — сиротка.
  • Не нужен клад, когда в семье лад.
  • Чем богаты, тем и рады.
  • Когда семья вместе, так и душа на месте.

Да, одному человеку нелегко прожить. И чтобы не говорили, а семья — главное богатство в жизни. Это близкие и родные люди.

  1. Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:
  2. 1. Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
  3. 2. Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
  4. 3. Приглашать гостей и собирать застолье;
  5. 4. Собирать и хранить семейные фотографии;

5. Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

6. Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.

  • Задам сейчас задачу я
  • Послушай, вот моя семья:
  • Дедуля, бабушка и брат.
  • У нас порядок в доме, лад.
  • И чистота, а почему?
  • Две мамы есть у нас в дому,
  • Два папы, два сыночка,
  • Сестра, невестка, дочка,
  • А самый младший – я,
  • Какая же у нас семья?
  • (Ответ: 6 человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).

Люди, без которых не может быть нас, кто нас любит и о нас заботится. И мы поступаем так же. С чего начинается семья? С понимания, доброты, заботы …

Все здесь сидящие, рано или поздно будут вступать в брак. И каждый хочет вступить в брак по любви!. Ведь это ужасно – жить с нелюбимым человеком. Например, девушка или парень не может вступить долгое время в брак и наконец, выходит за первого кто ей или ему делает такое предложение. Но цель нашей беседы – узнать истину. Какова же истина.

Вступить в брак по любви – невозможно!

По мировым данным еще не один человек на земле не вступал в брак по любви. Звучит несколько необычно.

  1. Влюбленность Любовь
  2. 1
  3. 2
  4. 3
  5. Начнем с влюбленности
  6. 1 Влюбленность часто является проявлением эгоизма

2 Во внешности или характере человека, в которого влюбляются, как правило, есть некая черта, которая, собственно, и покоряет сердце влюбленного. Это красивое лицо или фигура. В более возвышенном варианте — это ум, веселость характера и т.п. Но в любом случае влюбленный влюбляется в что-то.

Большинство людей влюбляются в привлекательную внешность. Само по себе это еще не так и плохо. Но кк развиваются события поле вступления в брак? Внешность начинает меняться. Может измениться не только фигура, но и лицо, волосы. Даже может измениться ум и прекрасные манеры.

  • 3 пылкость чувств.
  • Учитель:
  • Сейчас мы с вами узнаем готовы ли вы к семейной жизни
  • Тест “Готов ли я к семейной жизни?”
  • Учитель:

Теперь нам предстоит решить тест и выяснить, готовы ли вы к семейной жизни. Вам следует распределить обязанности в вашей предполагаемой семье.

  1. № Утверждение я Он(она)
  2. 1 Забота о детях
  3. 2 Проверка домашнего задания детей
  4. 3 Посещение родительских собраний
  5. 4 Решение проблем, с которыми дети обращаются к родителям
  6. 5 Организация детских торжеств в саду, в школе
  7. 6 Организация семейных праздников
  8. 7 Чтение специальной литературы по воспитанию детей
  9. 8 Выполнение тяжелой физической работы по дому
  10. 9 Выполнение работы, которая требует большой сосредоточенности
  11. 10 Покупка продуктов
  12. 11 Уборка квартиры
  13. 12 Стирка белья
  14. 13 Текущий ремонт квартиры

14 Мелкий ремонт по дому (электроприборы, мебель и т.д.)

  • 15 Поддержание контактов с соседями
  • 16 Планирование семейного бюджета
  • 17 Оплата коммунальных услуг, телефона и электроэнергии
  • 18 Покупка одежды, обуви
  • 19 Покупка мебели, бытовой техники
  • 20 Кормление и уход за домашними животными
  • Интерпретация результатов:

— 5 и менее баллов. Вы хотите получить не супругу (супруга), а домашнего работника. Вам еще многое предстоит пересмотреть в своих установках на семейную жизнь.

  1. — От 6 до 14 баллов. У вас нет особых причин для тревоги, но все, же подумайте над тем, не много ли обязанностей вы перекладываете на плечи будущего супруга (супруги)
  2. — 15 и более баллов. Вы полностью готовы к семейной жизни
  3. Рефлексия настроения: “Дерево чувств”
  4. Учитель:
  5. С помощью листочков от дерева постарайтесь выразить своё настроение и эмоциональное состояние. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:
  6. красный – восторженное;
  7. оранжевый – радостное;
  8. желтый – приятное;
  9. зеленый – спокойное;
  10. синий – грустное;
  11. фиолетовый – напряженное;
  12. черный – уныние.
  13. (Каждый ученик на крону дерева прикрепляет листочки с выбранными цветами).

Классный час "Секреты общения"

Цель: формировать навыки культурного общения.

Задачи:

  • сформировать представления учащихся о необходимости позитивного общения;
  • формировать навыки вежливого общения;
  • подвести учащихся к мысли, что общение является формой интереса к другому человеку;
  • создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в рабочих группах и в целом в классе;
  • повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Оформление на доске: плакаты, заготовка на ватмане, заготовка ладошек, фломастеры.

Плакаты:

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. (А.Сент-Экзюпери)

Нет большего счастья, чем чувствовать, что люди любят тебя и радуются твоему присутствию. (Ш.Бронте)

Наслаждение общением – главный признак дружбы. (Аристотель)

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим об общении (слайд 3). Общение —одна из основных потребностей человека.

Общение – это обмен информацией и эмоциями между людьми, оно является основным средством самоутверждения личности.

Человеку обязательно надо разговаривать с другими, строить взаимоотношения, учиться находить компромиссы. Общение в равной степени зависит от Вас и от вашего собеседника.

(Слайд 4) Все мы разные: блондины и брюнеты, шатены и лысые. Но всех культурных и воспитанных людей объединяет разум и умение общаться. А любое общение (при встрече, при знакомстве, в письме…) начинается с чего?

С ПРИВЕТСТВИЯ! (слайд 5)

(Слайд 8) Всё общение делится на два вида – позитивное и негативное. Посмотрите на картинки.

Что можно сказать о негативном общении? О позитивном? От какого общения на душе остаётся радость, веселье, доброта, приятные воспоминания? Вот чтобы ваше общение было всегда позитивным, существуют правила, которые надо соблюдать, или СЕКРЕТЫ (Слайд 9) Мы разберём с Вами только четыре секрета общения, но их гораздо больше. И ещё будет время их узнать.

КОНЕЧНО, НАЧНУ Я С КОНЦА, ЧТО НЕОБЫЧНО (Слайд 10) Секрет 4 – Умейте выслушивать людей и принимать их мнение! Очень важным качеством человека в общении является умение слушать, понимать и принимать собеседника. Учитесь выслушивать, не перебивая.

Всё, что люди говорят, для них очень важно, если даже Вам и кажется что-то второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать всё или оспаривать каждую мысль собеседника.

Кладу туда панаму, плавки. Следующий повторяет и добавляет одно слово. Играем пока игра не прервётся.

Слайд 13. Секрет 2 – Узнавать мир других людей! Необходимо учиться понимать, что хочется другому. Мы становимся интересными и нужными, когда разделяем увлечения другого.

Я предлагаю вам взять ладошки, нарисовать на них добрые улыбки и приклеить на плакат. Самостоятельная работа детей. Вот видите, как нас много. Каждая ладошка излучает радость и доброту, неслучайно мы в начале занятия приветствовали друг друга ладошками.


Существование множества различных определений понятия "об­щение" прежде всего, связано с различными подходами и взглядами на эту проблему. Мы будем использовать следующее определение.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Цель человеческого общения – удовлетворение не только биологических потребностей, как у животных, но и многих других; социальных, культурных, познавательных, творческих, потребностей интеллектуального роста, нравственного и профессионального развития и другие.

Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью.

Общение включает в себя три стороны.

Первая – обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения.

Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками (интерактивная сторона).

Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. (перцептивная сторона).

К структуре общения относятся:

- познавательный компонент, основанный на процессе восприятия и понимания людьми друг друга;

- интерактивный (контактный) компонент, связанный с процессом воздействия, поведения.

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

Функции общения.

В системе взаимосвязи человека с другими людьми выделяют три функции, такие как информационно-коммуникативная, регуляционно – коммуникативная и аффективно – коммуникативная.

Регуляционно - коммуникативная функция – направлена на организацию взаимодействия между людьми, а также на коррекцию человеком своей деятельности или состояния.

Аффективно-коммуникативная функция - представляет собой процесс внесения изменений в состояние людей, что возможно и при специальном и при непроизвольном действии.

Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует содержание общения и достигает его цели.

Средства общения зависят от уровня развития человека и его культуры.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения.

Различают вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые) средства общения.

Здесь важен вопросу средствах и механизмах воздействия участников общения друг на друга в его процессе. Главным средством общения является язык.

Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосоз­нания личности.

Большое значение в процессе общения имеют знаки.

Знак — это любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

Так, слово "стол" — это знак. Все знаки данного языка (напри­мер, русского) образуют систему знаков: слова "стол", "стул", "диван" и т.д. объединены общим представлением о мебели.

То общее содержание, которое вкладывается в данный знак, называется его значением. В значении знаков воплощены знания, приобретенные людьми, их практический и теоретический опыт. Включаясь в жизнь того или иного культурного сообщества, мы усваиваем значение знаков, учимся их использовать.

Помимо общего для всех индивидов значения, знак может иметь для каждого свой субъективно окрашенный личностный смысл. Он порождается личным опытом человека, его желаниями, надежда­ми, страхом, иными чувствами.

В послесловии к работе Л.С. Выготского "Мышление и речь" его сподвижник А.Р. Лурия говорит о смысле слова как о "внутреннем значении", которое ". имеет слово для самого говорящего и которое составляет подтекст высказывания. Слова "Карету мне, карету!" вовсе не означают только, что Чацкий указывает на карету и просит ее по­дать. Внутренний смысл высказывания заключается в том, что Чацкий разрывает с неприемлемым для него обществом, а восклицание героя вовсе не передача конкретного собы­тия, а "сгусток смысла ", который за ним стоит ".

Когда общение формализовано", в словах и поступках людей наи­более важным является их общепринятое значение. Для того чтобы обеспечить точность в фиксации этих значений, в своей професси­ональной деятельности юристы, дипломаты и ученые заботятся о строгости формулировок. В принципе это очень важно в любой про­фессиональной сфере деятельности. Если же в общении человек выступает как индивид и выражает собственные взгляды и чувства, то для собеседника, помимо общепринятого значения поведения, становится важным его личностный смысл.

Можно сказать, что понять человека как носителя определенной культуры мы можем, только уяснив значения его слов и поступков. Понять же его как индивида можно, лишь учитывая и значения, и личностные смыслы его речей, жестов и т.д.

Не все знаки, с помощью которых люди (вольно или невольно) сообщают о себе ту или иную информацию, являются продуктами культуры. Некоторые из них являются естественными проявления­ми организма. К ним относятся: краска, заливающая лицо, или, напротив, внезапная бледность, выступившие на глазах слезы, дро­жание рук, голоса и т.д. Эти знаки называют признаками или сим­птомами, они свидетельствуют о сильных эмоциональных реакциях человека.

Определенные культуры, однако, накладывают ряд требований при проявлении даже наиболее сильных и значимых для человека эмоций.

С этой точки зрения знаки подразделяются следующим образом:

- интенциональные — специально производимые для передачи ин­формации;

- неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информацию.

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций, которые человек хотел бы подчас скрыть (так, волнение студента перед аудиторией способны выдать дрожащие руки, даже если он хорошо владеет своим голосом и лицом).

Неинтенциональные знаки может содержать и речь (например, оговорки, в которых прорывается эмоциональное состояние говорящего). Неинтенциональные знаки могут содержать в себе информацию не только об эмоциональном состоянии партнера.

Так, акцент и едва заметные особенности произношения могут стать показателем места происхождения и жизни человека, а также социальной среды, в которой он воспи­тывался. Частые ссылки в речи на мнение какого-либо лица могут показать, на кого ориентируется в своих суждениях говорящий.

Поскольку неинтенциональные знаки прежде всего говорят о самом человеке, его непосредственных, спонтанных реакциях, очень важно научиться замечать их и верно расшифровывать.

Живая речь содержит в себе множество сведений, заключенных в так называемых невербальных элементах общения, среди которых можно назвать следующие.

1. Позы, жесты, мимика. В целом они воспринимаются как общая моторика различных частей тела (рук - жестикуляция, лица -мимика, позы — пантомима). Эта общая моторика отображает эмо­циональные реакции человека. Именно эти особенности и называ­ются кинетикой.

2. Паралингвистика или просодика — особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, осо­бенности организации контакта.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы представляют собой "добавки" к вербальному общению.

Паралингвистика — это качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистика — это включение в речь пауз, покашли­вания, смеха, а также темп речи.

3. Проксемика (от англ, proximity — близость). Основатель про-ксемики Э. Холл называл ее пространственной психологией.

4. Визуальное общение — контакт глаз.

Невербальные средства общения чаще всего используются для установления эмоционального контакта с собеседником и поддер­жания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько хорошо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других. Американский психолог Дж. Трейгер назвал неречевые средства общения эмоцио­нальным языком, так как чаще всего они "говорят" нам именно о чувствах собеседника.

О чем могут сообщить невербальные средства общения?

Например, мы медленно, с паузами произносим номер телефона, который записывает собеседник. Рассказывая, как добраться до нужного места, особо выделяем (с помощью слов) указания — "направо", "два квартала" и т.д.

Во-вторых, невербальные средства общения дополняют содер­жание высказывания.

Вот что писал по этому поводу известный исследова­тель сценической речи С. Волконский: "Не прилепляйтесь к слову, не думайте, что в слове смысл; слово имеет беско­нечное число смыслов, и только интонацией определяется настоящий смысл каждого данного случая".

В-третьих, невербальные средства общения свидетельствуют об отношении к собеседнику, поскольку в них выражаются чувства говорящего.

Мы ясно ощущаем высокомерное пренебрежение того, кто "цедит слова сквозь зубы ", и чувствуем глубокое почтение к собеседнику, у которого хорошая речь с паузами внимания в ожидании ответной реплики. Желая показать свое нега­тивное отношение, мы можем придать с помощью соот­ветствующей интонации обидный смысл обычной формуле вежливости типа "благодарю вас", "будьте любезны" и са­мые нейтральные слова наполнить нежными чувствами.

В-четвертых, невербальные средства общения дают возможность судить о самом человеке, о его состоянии в данный момент, о его психологических качествах.

При взаимодействии друг с другом живые существа обмениваются информацией. Этот тип межвидовых контактов называется общением.

В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.

Содержание – это информация, которая передаётся от одного человека другому:

От сотрудников ГИБДД – водителю;

От администрации – водителю;

От водителя – водителю.

Цель общения – это, ради чего у человека возникает данный вид активности.

Средства общения – это то, с помощью чего передаётся информация. Средства общения бывают вербальные и невербальные.

В зависимости от содержания, целей и средств, общение делится на несколько видов:

По числу участников общение делится на: межличностное и массовое.

Массовое общение – это множественные непосредственные контакты незнакомых людей, а так же коммуникация, опосредованная различными видами информации: транспортный поток, различные сообщества автомобилистов.

По используемым средствам общение делится на: вербальное и невербальное.

Вербальное общение – это передача информации с помощью слов. Около 35% информации передаётся с помощью речи.

Невербальное общение так же играет важную роль в передаче информации. 65% информации передаётся не вербально.

Невербальные средства общения.

Мимика. Исследования показали что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации.

Взгляд. Визуальный контакт свидетельствует о расположении человека к общению.

Поза. Положение тела в пространстве наглядно показывает, как человек оценивает свой статус по отношению к другим участникам общения.

Жестикуляция. Несёт информацию о состоянии эмоциональной возбуждённости человека.

Походка. По походке и её стилю можно понять эмоциональное состояние человека.

Приёмы невербального общения на дороге.

  1. Все сигналы регулировщика относятся к невербальному общению.
  2. Инспектор требует Вас остановится.
  3. Повороты на право, налево, торможение.
  4. Подача сигналов о начале движения.
  5. Подача сигнала и неисправности.
  6. Просьба уступить дорогу.

Интерактивная сторона общения отражает межличностное взаимодействие людей в процессе общения.

Перцептивная сторона общения отражает процесс формирования многогранного образа собеседника.

На формирование образа собеседника оказывает влияние следующие явления :

Идентификация – способ понимания собеседника через попытку поставить себя на его место.

Рефлексия – попытка представить себя таким, каким тебя видит собеседник.

Казуальная атрибуция – приписывание собеседнику причин его поведения.

Аттракция – привлекательность образа собеседника в результате субъективного отношения к нему.

Эффект ореола – влияние первого впечатления на дальнейшее взаимодействие.

Стереотипизация – устойчивый упрощённый образ собеседника.

Прагматическая функция . Общение является важнейшим условием объединения людей в процессе их деятельности.

Формирующая функция общения – важнейшее условие изменения психического облика человека.

Подтверждающая функция . Желая утвердиться в своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке. Многие люди не получая подтверждения в своей социальной среде, добиваются его агрессивным поведением на дороге.

Внутриличностная функция . Общения человека с самим собой может рассматриваться как универсальный способ мышления.

1 этап: переключение от общения с самим собой или другим партнёром на общение с данным человеком.

2 этап: установление психологического контакта.

4 этап: завершение психологического контакта.

Стили общения – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми.

Деловой стиль общения – обусловлен практическими требованиями жизни и профессиональной деятельностью. Деловой стиль общения требует предельной точности речи и использование терминов. Требует объективности информации. В документах недопустимо выражения субъективного мнения и эмоционально-окрашенной лексики. Деловой стиль общения характеризуется компактностью изложения, краткостью, экономным использованием языковых средств.

Разговорный стиль – обслуживает сферу неформальных отношений в семье, быту, дружеском кругу. Разговорный стиль выполняет функцию межличностного общения, изобилуя жестикуляцией, эмоциями и бытовой лексикой. Неправильное использование стиля общения может привести к непониманию между сторонами, участвующими в общении.

Барьеры, препятствующие эффективному общению:

- барьер негативной установки как правило связан с первым отрицательным впечатлением;

- барьер темперамента. Возникает как следствие встречи людей с разными типами нервной системы;

Цель: обсуждение проблем коммуникации в современном мире, определение путей их решения.

Форма проведения – сочетание беседы и практической работы учащихся в группах.

Этапы проведения классного часа:

- Почему эпизод заканчивается почти ссорой героев?

- О чём и как говорили герои?

Примерный вариант рассуждений: Алексей изъяснялся словами высокой поэзии, говорил о вечности, о смысле жизни. Тётушка все темы обсуждала с бытовой позиции. В итоге оба раздражаются, сердятся друг на друга – на этом, кстати, основан комический эффект.

- Мы уже знаем, что подобных проблем можно избежать. Мы помним о советах Дейла Карнеги (см. Приложение 1), повесить таблички с советами на доску.

  • Нельзя не согласиться с тем, что эти правила выполнять довольно легко.

Работа в группах (3 группы). Задание (см. Приложение 2):

  1. Прочитать текст.
  2. Кратко его пересказать.
  3. Дать оценку ситуации: что герои делают неправильно?
  4. Как бы вы назвали подобную модель общения?
  5. На основании выводов сформулируйте одно из правил поведения собеседников (или чего следует избегать при общении).

Материалы для обсуждения в группах (распечатать в достаточном количестве) см. в Приложениях 3, 4, 5.

Ситуация № 2.

Жалобы, осуждение, обсуждение личных тем свойственны людям, которые стремятся к близости, к контакту. А как иногда поступают люди, которые стремятся к отстранению?

Итак, вот какие модели общения можно иногда встретить – и не только в художественной литературе, но и в реальной жизни!

В качестве своеобразного итога можно попросить учащихся написать правила ведения беседы во время обсуждения маркером на листах и повесить их на доску. Примерные правила см. в Приложении 6.

Немного усилий, и общение с вами будет самым запоминающимся!

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОВЕДЕНИЯ:

- продолжить знакомство с основными правилами этикета, которых так не хватает современной молодежи, правилами общения со взрослыми;

- формировать у обучающихся знания делового общения и правил этикета, развивать умение вести себя в соответствии с этими правилами;

- воспитывать в обучающихся эстетически развитую личность.

МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

Гостиница для обучающихся

г. Моршанск Тамбовской области


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОВЕДЕНИЯ: Формирование у обучающихся знаний делового общения и правил этикета.

Необходимое оборудование: ПК, мультимедийное оборудование.

ПРОВЕДЕНИЕ: 11 октября 2019 г.

Воспитатель – Мокшанова И.В.

ХОД ЗАНЯТИЯ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Мотивация. Постановка проблемы. Целеполагание

В некоторых ситуациях сплетники и хвастуны могут быть забавными. Однако на работе, в школе или при необходимости постоянного общения с ними их поведение перестает казаться смешным. Более того, в действительности поступки таких людей могут причинить вам и вашей компании немало неприятностей.

Если вам надоело, что кто-то из одноклассников не желает считаться с вашим мнением или что о вас или ваших друзьях распускают сплетни, то вам надо правильно выстраивать свои отношения с самонадеянными и высокомерными одноклассниками.

Поэтому деловому общению и этикету надо обучаться.

Что же значит Деловой этикет, зададите вы вопрос? Деловой этикет – результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствует успеху в деловом общении.

Ответы обучающихся.

- Да, чаще всего, деловой человек для нас - бизнесмен, одетый в хороший костюм классического типа, и от которого пахнет дорогим парфюмом. Но это, на самом деле, - всего лишь составляющая делового человека. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми разделами делового общения и этикета.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Открытие нового знания

Итак, для того, чтобы быть деловым человеком, нужно уметь нравиться окружающим тебя людям: одноклассникам, учителям, друзьям. И деловой человек – это не только тот, кто хорошо одевается, но и тот, кто может организовать свой досуг и рабочее время, и соблюдает правило общения.

А у американского психолога Карнеги существует шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям:

Искренне интересуйтесь другими людьми.

Улыбайтесь при встрече.

Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Будьте хорошим слушателем.

Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

Внушайте вашему собеседнику, что он значим в данном разговоре и делайте это искренне.

Действительно, неумелое общение часто является причиной разногласий, неправильного понимания, что приводит к конфликтам в школе, доме, на работе. А всё происходит из-за того, что мы часто не умеем правильно высказывать свои мысли, идеи. Иногда мы не можем выслушать мнение собеседника и понять его.

Практическая работа

Перед вами два листа – черный и красный. Ваша задача - написать на черном листе определение конфликта, делая акцент на отрицательные его стороны, а на красном – положительные.

Теперь давайте посмотрим, как конфликт отражается на внутреннем состоянии человека:

если конфликт – это музыка, то какая?

если конфликт – это погода, то какая?

если конфликт – это овощ, то какой?

если конфликт – это животное, то какое?

если конфликт – это птица, то какая?

если конфликт – это человек, то какой?

А теперь встаньте, вытяните руки и представьте, что у вас в руках находится конфликт. Сделайте с этим образом все, что хотите.

Вот видите, - все вы поступили по-разному с конфликтом, т.е. вы выразили свое определенное душевное состояние.

Для того чтобы управлять и конструктивно разрешать конкретный конфликт, необходимо знать характер своих эмоций.

5) Ситуации (Положительные и отрицательные качества конфликта)

1) Ученик Игорь очень сильно хочет стать юниором.

Его положительные качества: активен в волонтерском движении, участвует в спортивных соревнованиях и показывает неплохие результаты.

Отрицательные: учится по общеобразовательным предметам слабо, курит, иногда бывает дерзок с учителями и одноклассниками, часто конфликтует со сверстниками.

Школьный коллектив, где обучается Игорь, решил дать ему шанс на исправление и принять его в юниоры. Но председатели других школьных коллективов против.

Как поступить Председателю детской школьной организации?

2) Идет общее собрание. Один из председателей классного коллектива все время противоречит Председателю всех школьных организаций, спорит с ним по поводу и без повода, задает вопросы явно с целью поставить его в тупик.

Как поступить Председателю?

3) Целый год юниор Оксана являлась активисткой, а пионер Ира начала активно участвовать в конкурсах жизни школы лишь в марте. Пришло время награждения активистов. Наградили юниора Оксану. Пионер Ира пришла с жалобой к Председателю.

Почему так произошло и как выйти из этой ситуации?

3. Правила поведения в конфликте

Если вы не правы, признайте это быстро и решительно

Адекватность восприятия конфликта

Открытость и эффективность общения, готовность

Адекватность самооценки своих возможностей и способностей

Изложение точно и лаконично своих взглядов.

4. Углубление в тему

1) Новые технологии и этикет

XX-XXI века стали временем всевозможных новых технологий, инноваций. Комфорт для нас стал занимать первое место в жизни: плазменные телевизоры, компьютеры, кабельное телевидение, Интернет и, конечно же, мобильный телефон, который имеет каждый второй.

Деловые коммуникации с помощью беспроводных устройств сделали нас доступными друг для друга в любое время, но и отдалили от тех, кто находится рядом. Неумение людей пользоваться мобильным телефоном раздражает и иногда вызывает отвращение. В некоторых случаях незнание правил делового этикета равносильно демонстрации невоспитанности. Пользование мобильным телефоном в неподобающем месте может быть воспринято как надменность, заносчивость или демонстрация своей значимости.

2) Официальный звонок (Ситуация)

3) Правила этикета разговора по мобильному телефону

Деловое общение станет более эффективным и приятным, если деловые люди будут соблюдать некоторые простые правила делового мобильного этикета. Отсутствие осведомленности в данной области оказывает негативное влияние на отношение к вам окружающих.

Поэтому, давайте с вами разработаем правила этикета разговора по мобильному телефону:

Не разговаривайте по мобильному телефону, когда кому-то мешаете.

Не обсуждайте личные дела прилюдно в общественных местах: уважайте право окружающих не слушать ваш разговор.

Не увлекайтесь веселыми и громкими высказываниями — назойливое разговор может раздражать окружающих.

Не кричите по телефону.

Не пользуйтесь мобильными телефонами во время экзамена, приема или когда вы находитесь в гостях.

Не забывайте отключать телефон в местах, где его использование недопустимо по этическим соображениям: церковь, в кабинете у врача, кладбища, театры, учебные аудитории, конференц-залы, рестораны.

Ограничьте влияние на окружающих вашего мобильного телефона, не демонстрируйте его как игрушку и обязательно научитесь им правильно пользоваться.

Краткий вывод: Итак, мы с вами видим, что умение правильно, этично разговаривать по телефону также дополняет и делает человека деловым.

4) Культура внешнего вида делового человека

Культура внешности человека – необходимая составляющая этикетных ситуаций общения. Поэтому пренебрегать своим внешним видом - непростительная ошибка. И если вы произведете хорошее впечатление на собеседника, например на экзамене, это уже первый шаг к положительному результату.

Задания: А) Одеть ученика(цу), который (ая) собрался (ась) на экзамен.

Б) Женщина: колготки, туфли, костюм, маникюр, макияж, причёска.

5) Этикет комплиментов

Не стесняйтесь делать комплименты — в современном мире людям этого очень не хватает.

Часто мы недооцениваем силу доброго слова и внимания, а ведь от души сказанный комплимент может изменить нашу жизнь к лучшему! Выслушав комплимент, вежливо поблагодарите того, кто его сделал.

Никогда не оспаривайте комплимент — не ставьте в неудобное положение того, кто вам его говорит. Если кто-то делает вам комплимент, вы не обязаны немедленно отвечать ему тем же.

Прежде, чем произнести комплимент, убедитесь, что вы совершенно искренне хотите сделать комплемент.

Не делайте лживых комплиментов.

Произнося или получая комплимент относительно внешнего вида, помните: не спрашивайте других о том, где куплена одежда или иная вещь, и сколько она стоит. Не хвалитесь другим, сколько стоит ваша одежда или обувь известной марки.

Игра - комплимент.

6) Качества делового человека

Итак, мы с вами увидели, что деловым человеком быть непросто, и это, прежде всего, - работа над собой как духовно, так и физически.

Давайте с вами выберем качества, которыми должен обладать деловой человек.

(Даётся перечень – см. Прилож. 1, обучающиеся выбирают и затем оглашают).

Ответы по группам.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Подведение итогов занятия

Вывод. Да, деловой человек – это лидер.

Лидерство - это не то же самое, что руководство. В отличие от руководства, лидерство не требует обладания официальными полномочиями. Однако оно предъявляет к человеку, занимающему роль лидера, свои требования. Для того, чтобы люди последовали за вами, они должны убедиться, что их лидер заслуживает доверия и уважения.

Так каждый из вас должен стремиться быть деловым человеком, стремиться быть лидерами в школе, в своей детской организации.

Давайте посмотрим, насколько вы является деловыми людьми.

Проводится тест - Прилож. 2.

Приложение 1

Высокомерие

Деликатность

Дурные манеры

Комильфо (фр. comme il faut – как нужно, как следует быть) – 1. Приличный, соответствующий правилам светского приличия. 2. Благовоспитанный, светский человек, строго придерживающийся норм этикета.

Культурность

Манерность – неестественный, лишенный простоты, жеманный; чрезмерно украшенный, вычурный.

Надменность– свойство самонадеянного, кичливого, высокомерного человека, относящего к другим чрезмерно гордо, презрительно.

Нетерпимость (Интолерантность) - нежелание или невозможность терпеть кого-либо или что-либо. Нетерпимость к недостаткам.

Нравоучительный – представляющий собой нравоучение.

Педантичность - убеждения, действия, образ жизни педанта; мелочная точность, излишний формализм в чем-либо.

Пунктуальность

Скверный – 1. Мерзкий, гадкий, поганый, пакостный, недостойный.

Спесивость

Тактичность

Толерантность

Уважительность

Фамильярность

Фарисейство – поведение фарисея, лицемерие, ханжество. Отрицательное моральное качество, характеризующее личность с точки зрения способа выполнения ею моральных требований общества. Одно из проявлений морального формализма, разновидность лицемерия и ханжества.

Хвастовство

Честолюбие – социальное чувство, проявляющееся в выраженности у личности мотивов достижения первенства, высокого общественного положения, официального признания и связанных с ними почестей, славы, наград в какой-либо области человеческой деятельности.

Приложение 2

1. Вы не любите вступать в разговор с малознакомыми или незнакомыми людьми?

А. всегда не люблю - не считаю это возможным

Б. почти всегда не люблю

В. в некоторых случаях могу и поговорить

2. Зависит ли ваша манера общаться и тон от того, кто перед вами?

В. в некоторых случаях

3. Если вам не нравится тема разговора, стараетесь ли вы перевести ее на другую?

А. всегда стараюсь - я должен держать разговор под контролем

В. в некоторых случаях

Д. никогда - мне это безразлично, буду лавировать

4. Бывают ли случаи, когда вас раздражает манера поведения собеседника?

В. в некоторых случаях - есть же неприятные люди

5. Если собеседник неправильно произнес то или иное слово, вы его исправите?

А. всегда исправлю - все должно быть четко и ясно

Б. почти всегда исправлю, зависит от ситуации

В. в некоторых случаях исправлю

Г. очень редко исправлю - скорее воздержусь

Д. никогда не буду поправлять – невежливо

6. Вы способны откровенно выразить недовольство, если вам не нравится тон вашего собеседника?

А. всегда выражу недовольство - но корректно, уважительно и спокойно

В. в некоторых случаях

7. Часто ли вы перебиваете говорящего?

В. в некоторых случаях

8. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?

В. в некоторых случаях

9. Вы часто держитесь высокомерно по отношению к собеседнику?

В. в некоторых случаях

10. Как вы считаете, с вами приятно общаться?

В. в некоторых случаях

Вам есть чему поучиться - этикет общения вы усвоили не полностью.

Довольно часто у Вас возникают межличностные проблемы из-за того, что Вы не можете держать себя в рамках приличия. Будьте уверены - воспитанность человека чувствуется сразу, и в зависимости от этого к нему и относятся с самого начала. Если будете и дальше вести себя самодовольно и резко, не ставя интересы окружающих ни во что, то в конце концов рискуете сильно проиграть.

Очень часто личные переживания и эмоции мешают Вам выслушать говорящего, даже если он говорит правду или предлагает что-то интересное. Запомните: эмоциям в любом деле нет никакого места. Оценка должна быть спокойной и четкой, а личные переживания оставьте при себе, - они Вам только мешают.

Вы часто сталкиваетесь с непониманием, которое связано с вашим неумением выслушать до конца. Исправляйтесь.

Ваш уровень речевой культуры гораздо выше среднего, с этикетом общения Вы знакомы.

Вы достаточно хорошо воспитаны для того, чтобы находить взаимопонимание с собеседниками. Вы легко вступаете в контакт с окружающими людьми, что позволяет Вам быстро налаживать деловые связи, межличностные коммуникации - это очень важно в современном мире. С вами приятно общаться - вы понимающий и уважительный собеседник.

Однако, Вам следует внимательнее относиться к тому, с кем говорите, - зачастую Вы не обращаете внимания на его задачи и не понимаете общих целей. Данное поведение может служить серьезным препятствием для командной игры.

Если Г, Д, то:

Вас можно назвать очень внимательным слушателем и собеседником. Этикет общения у Вас на высоте. Скорее всего, Вы успешны в школе, так как умеете находить общий язык даже с самыми несговорчивыми учителями. Ваше воспитание позволяет Вам поддерживать настолько высокий уровень коммуникативной культуры, что окружающие тянутся к Вам, доверяют Вам свои тайны.

Читайте также: