Общение деловое общение 9 класс конспект урока по профориентации

Обновлено: 06.07.2024

Оценить 912 0

МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

Гостиница для обучающихся

г. Моршанск Тамбовской области

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОВЕДЕНИЯ: Формирование у обучающихся знаний делового общения и правил этикета.

Необходимое оборудование: ПК, мультимедийное оборудование.

ПРОВЕДЕНИЕ:11 октября 2019 г.

Воспитатель – Мокшанова И.В.

ХОД ЗАНЯТИЯ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Мотивация. Постановка проблемы. Целеполагание

В некоторых ситуациях сплетники и хвастуны могут быть забавными. Однако на работе, в школе или при необходимости постоянного общения с ними их поведение перестает казаться смешным. Более того, в действительности поступки таких людей могут причинить вам и вашей компании немало неприятностей.

Если вам надоело, что кто-то из одноклассников не желает считаться с вашим мнением или что о вас или ваших друзьях распускают сплетни, то вам надо правильно выстраивать свои отношения с самонадеянными и высокомерными одноклассниками.

Поэтому деловому общению и этикету надо обучаться.

Что же значит Деловой этикет, зададите вы вопрос? Деловой этикет – результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствует успеху в деловом общении.

Ответы обучающихся.

- Да, чаще всего, деловой человек для нас - бизнесмен, одетый в хороший костюм классического типа, и от которого пахнет дорогим парфюмом. Но это, на самом деле, - всего лишь составляющая делового человека. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми разделами делового общения и этикета.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Открытие нового знания

Итак, для того, чтобы быть деловым человеком, нужно уметь нравиться окружающим тебя людям: одноклассникам, учителям, друзьям. И деловой человек – это не только тот, кто хорошо одевается, но и тот, кто может организовать свой досуг и рабочее время, и соблюдает правило общения.

А у американского психолога Карнеги существует шесть правил,соблюдение которых позволяет понравиться людям:

Искренне интересуйтесь другими людьми.

Улыбайтесь при встрече.

Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Будьте хорошим слушателем.

Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

Внушайте вашему собеседнику, что он значим в данном разговоре и делайте это искренне.

Действительно, неумелое общение часто является причиной разногласий, неправильного понимания, что приводит к конфликтам в школе, доме, на работе. А всё происходит из-за того, что мы часто не умеем правильно высказывать свои мысли, идеи. Иногда мы не можем выслушать мнение собеседника и понять его.

Практическая работа

Перед вами два листа – черный и красный. Ваша задача - написать на черном листе определение конфликта, делая акцент на отрицательные его стороны, а на красном – положительные.

Теперь давайте посмотрим, как конфликт отражается на внутреннем состоянии человека:

если конфликт – это музыка, то какая?

если конфликт – это погода, то какая?

если конфликт – это овощ, то какой?

если конфликт – это животное, то какое?

если конфликт – это птица, то какая?

если конфликт – это человек, то какой?

А теперь встаньте, вытяните руки и представьте, что у вас в руках находится конфликт. Сделайте с этим образом все, что хотите.

Вот видите, - все вы поступили по-разному с конфликтом, т.е. вы выразили свое определенное душевное состояние.

Для того чтобы управлять и конструктивно разрешать конкретный конфликт, необходимо знать характер своих эмоций.

5)Ситуации (Положительные и отрицательные качества конфликта)

1) Ученик Игорь очень сильно хочет стать юниором.

Его положительные качества: активен в волонтерском движении, участвует в спортивных соревнованиях и показывает неплохие результаты.

Отрицательные: учится по общеобразовательным предметам слабо, курит, иногда бывает дерзок с учителями и одноклассниками, часто конфликтует со сверстниками.

Школьный коллектив, где обучается Игорь, решил дать ему шанс на исправление и принять его в юниоры. Но председатели других школьных коллективов против.

Как поступить Председателю детской школьной организации?

2) Идет общее собрание. Один из председателей классного коллектива все время противоречит Председателю всех школьных организаций, спорит с ним по поводу и без повода, задает вопросы явно с целью поставить его в тупик.

Как поступить Председателю?

3) Целый год юниор Оксана являлась активисткой, а пионер Ира начала активно участвовать в конкурсах жизни школы лишь в марте. Пришло время награждения активистов. Наградили юниора Оксану. Пионер Ира пришла с жалобой к Председателю.

Почему так произошло и как выйти из этой ситуации?

3. Правила поведения в конфликте

Если вы не правы, признайте это быстро и решительно

Адекватность восприятия конфликта

Открытость и эффективность общения, готовность

Адекватность самооценки своих возможностей и способностей

Изложение точно и лаконично своих взглядов.

4. Углубление в тему

1) Новые технологии и этикет

XX- XXI века стали временем всевозможных новых технологий, инноваций. Комфорт для нас стал занимать первое место в жизни: плазменные телевизоры, компьютеры, кабельное телевидение, Интернет и, конечно же, мобильный телефон, который имеет каждый второй.

Деловые коммуникации с помощью беспроводных устройств сделали нас доступными друг для друга в любое время, но и отдалили от тех, кто находится рядом. Неумение людей пользоваться мобильным телефоном раздражает и иногда вызывает отвращение. В некоторых случаях незнание правил делового этикета равносильно демонстрации невоспитанности. Пользование мобильным телефоном в неподобающем месте может быть воспринято как надменность, заносчивость или демонстрация своей значимости.

2) Официальный звонок (Ситуация)

3) Правила этикета разговора по мобильному телефону

Деловое общение станет более эффективным и приятным, если деловые люди будут соблюдать некоторые простые правила делового мобильного этикета. Отсутствие осведомленности в данной области оказывает негативное влияние на отношение к вам окружающих.

Поэтому, давайте с вами разработаем правила этикета разговора по мобильному телефону:

Не разговаривайте по мобильному телефону, когда кому-то мешаете.

Не обсуждайте личные дела прилюдно в общественных местах: уважайте право окружающих не слушать ваш разговор.

Не увлекайтесь веселыми и громкими высказываниями — назойливое разговор может раздражать окружающих.

Не кричите по телефону.

Не пользуйтесь мобильными телефонами во время экзамена, приема или когда вы находитесь в гостях.

Не забывайте отключать телефон в местах, где его использование недопустимо по этическим соображениям: церковь, в кабинете у врача, кладбища, театры, учебные аудитории, конференц-залы, рестораны.

Ограничьте влияние на окружающих вашего мобильного телефона, не демонстрируйте его как игрушку и обязательно научитесь им правильно пользоваться.

Краткий вывод: Итак, мы с вами видим, что умение правильно, этично разговаривать по телефону также дополняет и делает человека деловым.

4) Культура внешнего вида делового человека

Культура внешности человека – необходимая составляющая этикетных ситуаций общения. Поэтому пренебрегать своим внешним видом - непростительная ошибка. И если вы произведете хорошее впечатление на собеседника, например на экзамене, это уже первый шаг к положительному результату.

Задания:А) Одеть ученика(цу), который (ая) собрался (ась) на экзамен.

Б) Женщина: колготки, туфли, костюм, маникюр, макияж, причёска.

5) Этикет комплиментов

Не стесняйтесь делать комплименты — в современном мире людям этого очень не хватает.

Часто мы недооцениваем силу доброго слова и внимания, а ведь от души сказанный комплимент может изменить нашу жизнь к лучшему! Выслушав комплимент, вежливо поблагодарите того, кто его сделал.

Никогда не оспаривайте комплимент — не ставьте в неудобное положение того, кто вам его говорит. Если кто-то делает вам комплимент, вы не обязаны немедленно отвечать ему тем же.

Прежде, чем произнести комплимент, убедитесь, что вы совершенно искренне хотите сделать комплемент.

Не делайте лживых комплиментов.

Произнося или получая комплимент относительно внешнего вида, помните: не спрашивайте других о том, где куплена одежда или иная вещь, и сколько она стоит. Не хвалитесь другим, сколько стоит ваша одежда или обувь известной марки.

Игра - комплимент.

6) Качества делового человека

Итак, мы с вами увидели, что деловым человеком быть непросто, и это, прежде всего, - работа над собой как духовно, так и физически.

Давайте с вами выберем качества, которыми должен обладать деловой человек.

(Даётся перечень – см. Прилож. 1, обучающиеся выбирают и затем оглашают).

Ответы по группам.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Подведение итогов занятия

Вывод. Да, деловой человек – это лидер.

Лидерство - это не то же самое, что руководство. В отличие от руководства, лидерство не требует обладания официальными полномочиями. Однако оно предъявляет к человеку, занимающему роль лидера, свои требования. Для того, чтобы люди последовали за вами, они должны убедиться, что их лидер заслуживает доверия и уважения.

Так каждый из вас должен стремиться быть деловым человеком, стремиться быть лидерами в школе, в своей детской организации.

Давайте посмотрим, насколько вы является деловыми людьми.

Проводитсятест - Прилож. 2.

Приложение 1

Высокомерие

Деликатность

Дурные манеры

Комильфо (фр. comme il faut – как нужно, как следует быть) – 1. Приличный, соответствующий правилам светского приличия. 2. Благовоспитанный, светский человек, строго придерживающийся норм этикета.

Культурность

Манерность– неестественный, лишенный простоты, жеманный; чрезмерно украшенный, вычурный.

Надменность– свойство самонадеянного, кичливого, высокомерного человека, относящего к другим чрезмерно гордо, презрительно.

Нетерпимость (Интолерантность) -нежелание или невозможность терпеть кого-либо или что-либо. Нетерпимость к недостаткам.

Нравоучительный– представляющий собой нравоучение.

Педантичность- убеждения, действия, образ жизни педанта; мелочная точность, излишний формализм в чем-либо.

Пунктуальность

Скверный– 1. Мерзкий, гадкий, поганый, пакостный, недостойный.

Спесивость

Тактичность

Толерантность

Уважительность

Фамильярность

Фарисейство– поведение фарисея, лицемерие, ханжество. Отрицательное моральное качество, характеризующее личность с точки зрения способа выполнения ею моральных требований общества. Одно из проявлений морального формализма, разновидность лицемерия и ханжества.

Хвастовство

Честолюбие – социальное чувство, проявляющееся в выраженности у личности мотивов достижения первенства, высокого общественного положения, официального признания и связанных с ними почестей, славы, наград в какой-либо области человеческой деятельности.

Приложение 2

1. Вы не любите вступать в разговор с малознакомыми или незнакомыми людьми?

А. всегда не люблю - не считаю это возможным

Б. почти всегда не люблю

В. в некоторых случаях могу и поговорить

2. Зависит ли ваша манера общаться и тон от того, кто перед вами?

В. в некоторых случаях

3. Если вам не нравится тема разговора, стараетесь ли вы перевести ее на другую?

А. всегда стараюсь - я должен держать разговор под контролем

В. в некоторых случаях

Д. никогда - мне это безразлично, буду лавировать

4. Бывают ли случаи, когда вас раздражает манера поведения собеседника?

В. в некоторых случаях - есть же неприятные люди

5. Если собеседник неправильно произнес то или иное слово, вы его исправите?

А. всегда исправлю - все должно быть четко и ясно

Б. почти всегда исправлю, зависит от ситуации

В. в некоторых случаях исправлю

Г. очень редко исправлю - скорее воздержусь

Д. никогда не буду поправлять – невежливо

6. Вы способны откровенно выразить недовольство, если вам не нравится тон вашего собеседника?

А. всегда выражу недовольство - но корректно, уважительно и спокойно

В. в некоторых случаях

7. Часто ли вы перебиваете говорящего?

В. в некоторых случаях

8. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?

В. в некоторых случаях

9. Вы часто держитесь высокомерно по отношению к собеседнику?

В. в некоторых случаях

10. Как вы считаете, с вами приятно общаться?

В. в некоторых случаях

Вам есть чему поучиться - этикет общения вы усвоили не полностью.

Довольно часто у Вас возникают межличностные проблемы из-за того, что Вы не можете держать себя в рамках приличия. Будьте уверены - воспитанность человека чувствуется сразу, и в зависимости от этого к нему и относятся с самого начала. Если будете и дальше вести себя самодовольно и резко, не ставя интересы окружающих ни во что, то в конце концов рискуете сильно проиграть.

Очень часто личные переживания и эмоции мешают Вам выслушать говорящего, даже если он говорит правду или предлагает что-то интересное. Запомните: эмоциям в любом деле нет никакого места. Оценка должна быть спокойной и четкой, а личные переживания оставьте при себе, - они Вам только мешают.

Вы часто сталкиваетесь с непониманием, которое связано с вашим неумением выслушать до конца. Исправляйтесь.

Ваш уровень речевой культуры гораздо выше среднего, с этикетом общения Вы знакомы.

Вы достаточно хорошо воспитаны для того, чтобы находить взаимопонимание с собеседниками. Вы легко вступаете в контакт с окружающими людьми, что позволяет Вам быстро налаживать деловые связи, межличностные коммуникации - это очень важно в современном мире. С вами приятно общаться - вы понимающий и уважительный собеседник.

Однако, Вам следует внимательнее относиться к тому, с кем говорите, - зачастую Вы не обращаете внимания на его задачи и не понимаете общих целей. Данное поведение может служить серьезным препятствием для командной игры.

Если Г, Д, то:

Вас можно назвать очень внимательным слушателем и собеседником. Этикет общения у Вас на высоте. Скорее всего, Вы успешны в школе, так как умеете находить общий язык даже с самыми несговорчивыми учителями. Ваше воспитание позволяет Вам поддерживать настолько высокий уровень коммуникативной культуры, что окружающие тянутся к Вам, доверяют Вам свои тайны.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сынып: Дата:16.10.

Класс: 9

Саба қ:

П ә н :

Тема: Мир человеческого общения.

Оқыту мән тәрбиелеудің міндеттері:

Учебно -воспитательные задачи:

Развивающие: Учить учащихся работать с информацией, выбирать главное, анализировать, осмысливать, делать выводы, опираясь на знания, полученные ранее. Развивать умение работать в группе, участвовать в дискуссии, выражать собственную позицию по вопросам темы, способствовать рефлексии собственной темы.

Воспитательные: Воспитывать культуру общения, толерантное отношение к мнению и взглядам других людей.

Әдіс өтәсілдер;

Методы : Словесный, наглядный, частично-поисковый, метод групповой работы.

Қүрал жабдықтар көрнекті құралдар:

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Организационный этап: (5 м.)

1.Приветствие учащихся и учителя.

2.Проверка готовности учащихся к уроку.

Мотивационный этап:( 7 м.)

Трудно ли вам было понять меня? Что этому мешало?

О чём с вами будем сегодня говорить?

Сформулируйте тему нашего урока?

Как вы думаете, что мы должны сегодня узнать на уроке?

Этап изучения новой темы:

Беседа с учениками по теме:

В чём проявляется социальная природа человека?

Зачем человеку необходимо общение?

Где человек общается?

С кем человек общается?

Что помогает общению?

Что может мешать общению?

6. Контроль выполнения задания. . Какие стороны различают в общении?

6. 2. Интерактивная

6. 3. Перцептивная.( Восприятие, понимание, оценка, людьми социальных объектов .)

7. Работа в группах. Прочитать текст учебника , составить кластер. Написать примеры по вопросу. Проинсценируйте виды общения. (8 мин)

1 группа- Виды общения. Написать примеры по вопросу. Проинсценируйте виды общения.

2 группа- Формы общения . Составить кластер. Привести примеры.

10. Контроль выполнения задания.

Этап закрепления новой темы.

А теперь давайте ответим на вопрос, данный в начале урока.

1.1.Учащиеся выражают свои мнения по вопросу.

Испытываешь ли ты потребность в общении?

Скучно ли тебе одному или ты испытывешь удововльствие?

Много ли у тебя знакомых, а истинных друзей?

Легко ли вы находите тему для разговора?

Умеете ли вы скрывать своё плохое настроение или стараетесь, чтобы и другим было плохо?

4. Продолжите предложения:

- Сегодня на уроке я узнал.

- Я получил от урока.

- Я могу себя похвалить за.

- Урок заставил задуматься.

6. Домашнее задание п. 6. Найти определения вербальное и невербальное общение.


Тема: Взаимоотношения между нанимаемым и работодателем.

Тема урока: Деловое общение.

Тип урока: Смешанный урок.

Время: 90 минут.

Цель урока: формирование владение техникой телефонных разговоров, служебных приемов и правил деловой беседы.

По окончании урока студент будет:

иметь представление:

- о правилах ведения телефонного разговора;

- о правилах трудоустройстве на работу;

- самоподачу в общении;

- психологические приемы влияния на партнера;

- формирование переговорного процесса;

- составлять информацию о себе;

- составлять деловой разговор по телефону;

- работать с информацией;

Образовательные:

- учить владеть техникой телефонных разговоров, служебных приемов;

- учить владеть правилами деловой беседы, переговоров;

- формирование умений в применении полученных знаний в группой работе;

Развивающие:

- умения оценивать, анализировать полученную информацию;

- умения самостоятельно делать обобщающие выводы;

- умение работать с карточками;

- навыки групповой работы;

- умение содействовать развитию речи, наблюдательности, воображения, активности;

Воспитательные:

- показывать значимость для будущей практической деятельности;

- развитие умения видеть проблему и начать пути её решения;

- формирование грамотности обучающихся, компетенции в сфере самостоятельной деятельности;

-воспитание навыков общения;

- развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в группе

Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: Инфра- М,2009.

Морозов А.В. Деловая психология. М., Инфра – М, 2007.

Джен Ягер. Деловой этикет: Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. М., -Прогресс, 2000.

Дополнительная литература

Романов А.А. Грамматика деловых бесед. Тверь, 2005.

Сценарий урока

Организационный этап.

Урок начинается с установления контакта преподавателя с обучающимися. Происходит взаимное приветствие. Староста группы делает доклад об отсутствующих на уроке. Преподаватель проверяет готовность обучающихся к уроку. Оценивает внешний вид обучающихся, состояние рабочего места.

Актуализация знаний, мотивации и целеполагания.

2.1 Фронтальный опрос

1.Кто причисляется к занятым гражданам?

Ответ: Работающие по трудовому договору, студенты очного отделения, занимающиеся предпринимательской деятельностью, проходящие военную службу, избранные на оплачиваемую должность.

2. Кто является безработным?

3. Какие документы необходимы при постановке на учет по безработице?

Ответ: Паспорт, документ об образовании, трудовая книжка (если есть)

4.С какого возраста становятся на учет по безработице?

5. Порядок регистрации безработных граждан.

Ответ: Осуществляется органами службы занятости, не позднее 12 дней со дня предъявления документов.

2.2. Работа по карточкам (Приложение №1)

Этап усвоения новых знаний.

Преподаватель:

Повседневная жизнь каждого человека состоит из поступков, которые формируют его имидж, авторитет в обществе. Деловой этикет занимает особое место в искусстве поведения человека. Если , нарушая те или иные нормы поведения в быту и в обществе, вы рискуете главным образом своей репутацией воспитанного человека, то в бизнесе такие ошибки могут стоить больших денег и карьеры. Величайший мастер и учитель в сфере деловых отношений Дейл Карнеги утверждал, что успех человека в финансовых делах на 15 % зависит от его профессиональных знаний и на 85 % - от его умения общаться с людьми.

Задание №1. Оценить этикет делового общения по телефону.

Преподаватель:

Вопрос 1. Что такое общение?

Общение - это передача мыслей, эмоций или отношений одного или нескольких человек другому или другим лицам.

Преподаватель:

Вопрос 2. Какова роль телефона в современной жизни?

Невозможно представить современную деловую жизнь без телефона. Благодаря телефону повышается оперативность решения огромного количества вопросов, отпадает необходимость посылать письма или ехать в другое учреждение для выяснения обстоятельств дела. По телефону проводятся переговоры, отдаются распоряжения, излагаются просьбы, даются консультации, наводятся справки, заключаются договоры.

Преподаватель:

Вопрос 3. В чем заключается искусство ведения телефонных разговоров?

человечество разговаривает по телефону уже более века.

Искусство ведения телефонных разговоров заключается в том, чтобы в минимально короткий отрезок времени сообщить все, что следует и получить ответ.

Преподаватель:

Давайте попробуем выяснить: правильно ли мы говорим по телефону?

Примеры телефонных разговоров:

Телефонный разговор № 1 (запись 1 и 2)

Преподаватель:

Итак, мы прослушали телефонные разговоры и давайте оценим их с точки зрения:

а) правильности построения разговора

б) этикета делового общения по телефону

в) речевых правил и особенностей телефонных разговоров

Кто хочет ответить?

Подведем итог общения: как Вы убедились, телефонный разговор был построен неправильно.

Попробуем научиться правильно говорить по телефону.

Задание № 2. Составить словесный портрет делового человека.

Преподаватель:

Посмотрели и отвечаем на вопросы.

В чем заключается имидж делового человека?

Для каких целей необходима форма на ж.д. транспорте?

Задание № 3. Дать оценку правильности служебного приема.

Преподаватель:

Вопрос 1. Служебный прием - что это?

Служебный прием - это частное проявление делового общения. Это индивидуальная беседа руководителя с подчиненными.

Преподаватель:

Вопрос 2. Какова главная цель беседы?

Главная цель беседы - дать возможность высказаться подчиненному, выяснить, что его волнует, передать необходимую информацию, получить новую.

Информация, полученная во время беседы, служит руководителю основой для принятия решений.

Преподаватель:

Вопрос 3. Почему актуален вопрос приема на работу?

В условиях рынка человек меняет работу, как правило, часто. При устройстве на новое место ему обязательно приходиться проходить собеседование.

Преподаватель:

Вопрос 4. Что главное при прохождении собеседования?

Здесь главное: как можно лучше себя представить - вот в чем Ваша будущая задача. Собеседование со вновь принимаемым работником до сих пор имеет решающее значение при приеме на работу. И может длиться 30-40 минут. Важно к нему серьезно подготовиться.

Преподаватель:

Предлагаю Вам практические ролевые ситуации при устройстве на работу.

Какой диалог полезен будет Вам в будущей практической деятельности? Дайте оценку правильности представления наемного работника в ситуациях.

Диалог № 1. (см. Приложение 2)

Преподаватель: Еще один вариант предложения своих услуг на рынке труда.

Итак, Вы пришли на собеседование:

Диалог № 2. (см. Приложение 3)

Написание конспекта по слайдам и рекомендациям (презентация).

На современном этапе информационным источником поиска работы является Интернет.

Азы поиска работы с помощью Интернет.



1. Найдите сайты, на которых есть открытые вакансии.
Как найти сайты по трудоустройству?

В дальнейших пунктах статьи мы будем рассматривать сугубо вариант поиска работы на сайтах по трудоустройству, так как это наиболее популярный поиск работы через сеть Интернет.

2. Оставьте свое резюме.

3. Подпишитесь на рассылку вакансий.

Все сайты по трудоустройству в качестве дополнительного плюса при поиске работы предлагают подписку на вакансии (для соискателя) и подписку на резюме (для работодателя). Т.е. вы можете оформить рассылку, указав нужные критерии (например вакансии по Киеву в сфере бухгалтерии) и получать свежие вакансии непосредственно на почту.

4. Подумайте над дополнительными услугами для соискателей.

Многие сайты по трудоустройству предлагают дополнительные платные услуги для соискателя.

4. Этап применения и закрепления новых знаний.

Контрольные вопросы:

-Каких рекомендаций нужно придерживаться при ведении телефонных переговоров?

-Каков должен быть имидж делового человека?

-Каких рекомендаций нужно придерживаться при прохождении собеседования?

Ответы обучающихся.

Подведение итогов урока, определение меры участия всех студентов и каждого в отдельности, оценка их работы. Мотивирование домашнего задания. Вопросы к студентам по восприятию урока.


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (9):

Конспект откр урок.doc

Автор: Андраханова Елена Васильевна

образовательная: учить владеть техникой телефонных разговоров, служебных приемов, деловых совещаний.

развивающая: оценивать, анализировать, делать выводы.

воспитательная: показывать значимость для будущей практической деятельности.

Вид занятия: закрепление и систематизация знаний по практическому решению производственных ситуаций.

Оснащенность: производственные ситуации, рекомендации.

Актуализация опорных знаний по 1 заданию.

1. Что такое общение?

2. Назовите частные проявления делового общения.

3. Какова роль телефона в современной жизни?

4. В чем заключается искусство ведения телефонных разговоров?

Выполнение практической работы.

Задание № 1. Оценить этикет делового общения по телефону.

Выполнение практического задания № 2.

1. Просмотр видеоролика.

2. Ответить на вопросы.

3. Составить словесный портрет деловой женщины.

Актуализация опорных знаний по 3 заданию.

1. Служебный прием - что это?

2. Какова главная цель беседы?

3. Почему актуален вопрос приема на работу?

4. Что главное при прохождении собеседования?

Выполнение практического задания № 3.

Дать оценку правильности ведения служебного приема.

Актуализация опорных знаний по 4 заданию.

1. Что является главным в работе менеджера?

2. Какова главная цель коммуникаций?

3. Деловое совещание - что это?

4. Дать краткую характеристику подготовки совещания.

Выполнение практического задания № 4.

1. Посмотреть производственную ситуацию "Деловое совещание".

2. Дать оценку проведения делового совещания директором ЛПХ.

3. Результат решения заданий оформить отчетом.

Подведение итогов работы.

На столах лежат задания на практическую работу и план ее решения.

Тема: Деловое общение.

правила деловой беседы, переговоров, совещаний;

условия эффективности общения;

владеть техникой телефонных разговоров, служебных приемов, деловых совещаний

Задание № 1. Оценить этикет делового общения по телефону.

Задание № 2. Составить словесный портрет деловой женщины.

Задание № 3. Дать оценку правильности служебного приема.

Задание № 4. Дать оценку проведения делового совещания директором ЛПХ.

Результат решения заданий оформить в письменной форме отчетом.

Преподаватель: Вопрос 1. Что такое общение?

Студент: Общение - это передача мыслей, эмоций или отношений одного или нескольких человек другому или другим лицам.

Преподаватель: Вопрос 2. Назовите частные проявления делового общения?

Студент: Служебный прием, переговоры, беседа, дискуссия, спор - это частное проявление делового общения, которое занимает 60-80% рабочего времени менеджера.

Преподаватель: Вопрос 3. Какова роль телефона в современной жизни?

Студент: Невозможно представить современную деловую жизнь без телефона. Благодаря телефону повышается оперативность решения огромного количества вопросов, отпадает необходимость посылать письма или ехать в другое учреждение для выяснения обстоятельств дела. По телефону проводятся переговоры, отдаются распоряжения, излагаются просьбы, даются консультации, наводятся справки, заключаются договора.

Преподаватель: Вопрос 4. В чем заключается искусство ведения телефонных разговоров?

Студент: человечество разговаривает по телефону уже более века.

Искусство ведения телефонных разговоров заключается в том, чтобы в минимально короткий отрезок времени сообщить все, что следует и получить ответ.

Давайте попробуем выяснить: правильно ли мы говорим по телефону?

Предлагаю Вам привести примеры телефонных разговоров:

Телефонный разговор № 1. (см. Приложение 1)

Итак, мы прослушали телефонные разговоры и давайте оценим их с точки зрения:

а) правильности построения разговора

б) этикета делового общения по телефону

в) речевых правил и особенностей телефонных разговоров

Кто что заметил.

Подведем итог общения: как Вы убедились, телефонный разговор был построен неправильно.

Попробуем научиться правильно говорить по телефону.

Телефонный разговор № 2. (см. Приложение 2)

Задание 1. Оценить этикет делового общения по телефону и данные оценки занести в отчет по практической работе (при этом использовать рекомендации по ведению телефонного разговора).

Представить студентам возможность зачитать оценки телефонного разговора.

К заданию № 1: Рекомендуется действовать в следующем порядке; речевые правила и особенности телефонных разговоров; некоторые правила этикета при ведении телефонных разговоров; прочие советы. (см. приложение 3)

Внимание на экран!

Посмотрим фрагменты из фильма "Служебный роман" и видеоролика "Прогноз погоды" и озадачим себя для ответа на вопросы:

1. Как изменился образ деловой женщины?

2. С какой деловой женщиной приятнее общаться?

3. Какой тип коммуникаций присутствует?

Посмотрели и отвечаем на вопросы.

На все случаи жизни есть писанные и неписанные правила общения, но деловая женщина, прежде всего - личность, которой не чужда любовь.

Яркие, сильные чувства движут личность, вдохновляют и одухотворяют к достижению успеха, взлету творческой мысли, блестящей карьере.

Личность, карьера, успех - понятия неразделимые.

И дай Бог, чтоб Вы были любимыми и любили.

Особое внимание уделим правилам поведения на работе женщин, т.к. именно от них зачастую зависит атмосфера общения, сложившаяся в коллективе.

Познакомьтесь с правилами поведения женщин на работе самостоятельно, преследуя цель их использования в будущей практической работе, а сегодняшняя задача - составить словесный портрет деловой женщины.

Задание описать в отчете.

К заданию № 2: Правила поведения на работе женщин, так как именно от них зачастую зависит атмосфера, сложившаяся в коллективе. (см. Приложение 4)

Преподаватель: Вопрос 1. Служебный прием - что это?

Студент: Служебный прием - это частное проявление делового общения, которое занимает 60-80% рабочего времени менеджера.

Служебный прием - это индивидуальная беседа руководителя с подчиненными.

Преподаватель: Вопрос 2. Какова главная цель беседы?

Студент: Главная цель беседы - дать возможность высказаться подчиненному, выяснить, что его волнует, передать необходимую информацию, получить новую.

Информация, полученная во время беседы, служит руководителю основой для принятия решений.

Преподаватель: Вопрос 3. Почему актуален вопрос приема на работу?

Студент: В условиях рынка человек меняет работу, как правило, часто. При устройстве на новое место ему обязательно приходиться проходить собеседование, в т.ч. и менеджеру.

Преподаватель: Вопрос 4. Что главное при прохождении собеседования?

Студент: Здесь главное: как можно лучше себя представить - вот в чем Ваша будущая задача. Собеседование со вновь принимаемым работником до сих пор имеет решающее значение при приеме на работу. И может длиться 30-40 минут. Важно к нему серьезно подготовиться.

Предлагаю Вам практические ролевые ситуации при устройстве на работу.

Какой диалог полезен будет Вам в будущей практической деятельности, дайте оценку правильности представления наемного работника в ситуациях. Результат в отчет.

При работе пользоваться практическими рекомендациями для беседы при устройстве на работу.

Диалог № 1. (см. Приложение 5)

Еще один вариант предложения своих услуг на рынке труда.

Итак, Вы пришли на собеседование:

Диалог № 2. (см. Приложение 6)

К заданию № 3: Рекомендации беседы при устройстве на работу (см. Приложение 7)

Результат деятельности студентов озвучиваются, зачитываются с отчетов.

Подготовить визитки, стол, доклады, протокол.

Преподаватель: Вопрос 1. Что является главным в работе менеджера?

Студент: В работе менеджера главным является работа с людьми. Общение носит деловой характер и направлено на решение целей и задач, стоящих перед фирмой.

Преподаватель: Вопрос 2. Какова главная цель коммуникаций?

Студент: Главная цель коммуникаций - обеспечение понимания информации, которая движется по коммуникационным каналам.

Преподаватель: Вопрос 3. Деловые совещания - что это?

Студент: Деловые совещания - одна из важнейших форм управленческой деятельности. Во время совещания происходит обмен информацией между подчиненными и руководителем, принимаются управленческие решения.

Преподаватель: Вопрос 4. Дать краткую характеристику подготовки совещания.

Студент: Подготовка совещания:

1. Определение его необходимости и целесообразности. Совещание имеет смысл, если есть необходимость в обмене информацией.

2. Состав участников - составить список должностных лиц, компетентных по обсуждаемой проблеме.

3. Назначить день и время проведения совещания. С 11 до 12 или с 16 до 18; среда или четверг.

4. Место проведения - лучше кабинет руководителя организации. Удобная - трапециевидная форма стола или круглая, но обычная - прямоугольная.

А теперь поучимся как проводить производственное совещание.

Посмотрим производственную ситуацию и дадим оценку проведения делового совещания директором ЛПХ. (см. Приложение 8)

Результат запишем в отчет (используем материал урока по теме "Деловое совещание" в конспекте).

Зачитать результат оценки проведения делового совещания.

Работу группы на практическом занятии считаю успешной, результативной, активной и оцениваю ее следующим образом: выставляются оценки всем принимавшим участие в учебной деятельности (не оценены 3 чел.)

Подтверждением оценки по практической работе будет являться детальная проверка отчета, который студенты должны доработать и сдать.

Читайте также: