Общее знакомство с растительным организмом 6 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Познаком ить учащихся с понятием и вид ами растите льных сообществ.

Уметь делать с равнительный анализ растительн ых сообществ. Воспитывать

Растительные со общества. Растени я разных видов и жизненных форм,

произрастающие на общей те рритории, об разуют раститель ное сообществ о.

Таким образ ом, растительное со общество – это группа вза имосвязанны х

между собой ра стений разных в идов, продолж ительное время

произрастающи х на у частке местности с однородны ми условиями

существования. К аждое растительн ое сообщество характери зуется

определенным в идовым составом. Существу ют растительные соо бщества с

незначительным ( пустыни, ту ндра) и богатым (т ропические леса) видовым

Каждое растител ьное сообщество имеет опре деленную простран ственную

структу ру. Пространственн ое расположени е различных ви дов растений в

сообществе наз ывают яру сностью. Различают ярусность н адземную и

подземну ю. Надземная яру сность определяется расположен ием надземных

частей разных ви дов расте ний по высот е, а подземная –

взаиморасполо жением корневы х систем по глу бине проник новения в почву .

Выделяют до пят и надземных я русов растительн ого сообщества и

соответству ющее количество п одземных. Ярусность с нижает ост роту

конкуренци и между расте ниями разны х видов за свет: ве рхние яру сы, как

правило, заним ают светолюбивы е растения, а нижние – теневыносливые и

тенелюбивые. Например, в смеша нном лесу первый надзем ный яру с

образуют высокорослые деревья – с осна, дуб, граб. Раст ения следу ющего

яруса – невыс окие деревья (дикая г руша). Т ретий ярус образу ют кустарники

(лесной орех, еж евика), четве ртый – травянистые раст ения, пят ый – мхи,

лишайники. Я русность расте ний определ яет и пространственн ое рассе ление

В растительных с ообществах п остоянно проис ходят различ ные изменения.

Сезонные измене ния связаны с че редованием времен г ода. Так, осень ю

отмирают травя нистые растения или только их на дземные ч асти, древесные

растения сбра сывают листву . Весной из семян или подземных часте й

растений отра стают надземные, р аспускают ся листья, цветк и. В

растительных с ообществах про исходят и многолет ние изменения,

направленные в определе нную сторону . Они могут быть вы званы

изменениями кл иматически х условий, хозяйственной деятельностью

человека, процесс ами, проис ходящими в сами х сообществах. Некоторые

сообщества остаю тся неизменн ыми на протяже нии многи х лет, тогда как

Растительное со общество одного т ипа часто заменя ется другим. Н апример , в

результате зарастания озера возн икает болото, а на месте березовог о леса –

Основные тип ы растительн ых сообщес тв. Вы знаете такие основные типы

растительных с ообществ, как лес, луг, степь, б олото и другие. Каж дое из них

имеет определен ный видовой состав. Р аспределен ие растител ьных

сообществ по земн ому шару определяется у словиями окружающей с реды

(температура, осве щенность, влаж ность, тип п очвы). В каждой из природных

зон (тундра, тайг а, степь, пу стыня) преобладают те жизненн ые формы

растений, котор ые наилучшим о бразом приспос облены к ко нкретным

Леса – сообщества, в которых прео бладают древ есные растени я. В них

выделяют такие основные я русы: деревья, ку старники, трав ы, лишайники и

Различают шир околиственн ые, хвойные и смешанные леса. В

широколиственны х лесах прео бладают листопа дные виды цветк овых

деревьев: ду б, граб, бу к, клен, ясень, береза, л ипа и дру гие. В зависимости от

того, какой из этих видов пре обладает, су ществуют ду бовые, буковые,

грабовые, ду бово - грабовые, березов ые и другие леса. Х войные леса

образованы определенным и видами гол осеменных: елью , сосной,

лиственницей. В смешанных л есах одновре менно произрас тают как

Луга – сообщества, в которых преоблад ают многолетние т равянистые

растения. Лу га могут быть есте ственными и созд анными ис кусственно

человеком для вы пасания живот ных (пастби ща) и проведе ния сенокосов. В

долинах рек расположе ны заливные лу га, затапливаемые в о время пол оводья.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УРОК В 6-ОМ КЛАССЕ

Цель: обобщить и систематизировать знания о строении растений, изучить взаимосвязи

в растительном организме и показать функционирование организма растений как

единого целого; развивать умение сравнивать и обобщать

Форма обучения: классный урок

по способу организации – комбинированный

Методы: словесно-наглядный

Оборудование: таблицы, микропрепараты и микроскопы

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

?Можно ли закончить знакомство с цветковыми растениями, изучив строение и функции их клеток, тканей, органов в отдельности?

?Какие процессы жизнедеятельности протекают в растении?

III. Мотивация учебной деятельности.

Для осуществления основных процессов жизнедеятельности в любом живом организме все его составные части взаимосвязаны и любой организм функционирует как единое целое. В этом нам сегодня придется убедиться, обобщив все то, что нам известно о строении и функциях клеток, тканей и органов на примере цветковых растений.

IV. Восприятие и осознание нового материала.

(Изучение нового материала идет в форме эвристической беседы).

Учитель: Какие группы жизненных форм цветковых растений вам известны?

Ученик: Деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Учитель: Чем они отличаются друг от друга?

Ученик: Наличие или отсутствием кроны, главного ствола и сочного стебля.

Учитель: Чем они схожи?

Ученик: Клеточным строением.

Учитель: Чем сходны и отличаются клетки?

Ученик: Особенностями строения в зависимости от выполняемых функций.

Учитель: Сходные клетки образуют группы. О чем идет речь?

Ученик: О тканях.

Учитель: Какие ткани растительного организма вам известны?

Ученик: Образовательные, покровные, проводящие, основные (всасывающая,

фотосинтезирующая), запасающие, механические.

Учитель: Вспомните и охарактеризуйте местонахождение и значение каждой ткани

в растении. (Параллельно заполняется таблица по растительным тканям и

рассматриваются микропрепараты растительных тканей).

камбий стебля, зона деления корня, конус нарастания в почке

деление клеток и рост

кожица листа, стебля, пробка, зона проведения корня

защита, испарение, газообмен

Учитель: Что образуют ткани в организме?

Ученик: Органы.

Учитель: Назовите органы цветкового растения.

Ученик: Корень и побег.

Учитель: Каково значение каждого органа в жизни растений? Представьте ответ в виде

удерживает растение корень для вегетативного размножения

в почве у некоторых растений

поглощает и проводит накопление питательных

питательные вещества веществ

запас питательных воздушное проведение

веществ питание (фотосинтез) питательных веществ

испарение лист прикрепление к опоре

защита от поедания для вегетативного размножения

(колючки) у некоторых растений

прикрепление к опоре для вегетативного размножения

у некоторых растений

запас питательных стебель проведение питательных

объединение органов вынос листьев к свету

Учитель: Сравните ткани и функции органов цветкового растения.

Ученик: Некоторые функции органов одинаковы, т.к. органы растений состоят из одних

и тех же тканей, но есть и различия в функциях органов, обусловленные

особенностями строения их клеток и тканей.

Учитель: Как взаимосвязаны органы цветкового растения при протекании

жизненноважных процессов жизнедеятельности в организме?

Ученик: Приводит примеры взаимосвязи листа и корня при протекании фотосинтеза,

при испарении и поглощении воды, всех органов при передвижении

питательных веществ по растению за счет проводящей ткани, отложение в запас

Учитель: Опишите взаимосвязь органов растений при протекании обмена веществ

пользуясь рис. 138 на стр. 173 учебника.

Итак, растение – это живой организм, обладает всеми признаками живого, в нем органы тесно взаимосвязаны между собой как и все протекающие процессы. Растение не может полноценно функционировать, лишившись каких-либо органов. Растение всегда выживет в особо трудных условиях благодаря слаженной работе всех его составляющих.

V . Домашнее задание:

VI . Анализ работы класса, закрепление.

?Удалось ли нам доказать, что организм растения функционирует как единое целое?

?Какую закономерность мы при этом вывели?

?Как нарушение функций одного из органов растений отразится на жизни растения в целом? Приведите соответствующие примеры.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 259 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 39. Растительный организм как единое целое

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.02.2021 141
  • DOCX 48.5 кбайт
  • 7 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Разуваева Ирина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии в 6 классе

«Общее знакомство с растениями.

УРОК 2. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С РАСТЕНИЯМИ. МИР РАСТЕНИЙ

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать общее представление о мире растений и разнообразии растений по продолжительности жизни, по жизненным формам, по значению в хозяйственной жизни людей; познакомить учащихся с открытием центром происхождения культурных растений, биологом Н. И. Вавиловым; продолжить формирование ответственного и заинтересованного отношения учащихся к миру растений.

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний

ОБОРУДОВАНИЕ: гербарии, электронная презентация к уроку.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- ответьте на вопросы

Что изучает биология?

Кто считается основоположником ботаники?

Какие науки выделяют в рамках науки ботаники?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

Рассказ учителя с элементами беседы

Многообразие растительного мира. Мир растений разнообразен и велик, поэтому трудно перечислить даже те из них, с которыми человек соприкасается в своей жизни. Их можно встретить повсюду: дома, в школе, в парке, во дворе у дома, на газонах, в огородах, в поле и даже в водоемах. Одни дают нам пищу, из других мы изготовляем одежду, третьи используем в медицинских целях и т. д.

Растения различаются по:

- продолжительности жизни (по срокам жизни растения делят на три группы однолетние, двулетние, многолетние) (СЛАЙД 3)

- внешнему облику (жизненной форме) (СЛАЙД 4)

В первую очередь мы замечаем не различия в строении листьев, не цвет, не особенности строения корневой системы. Мы видим общие различия во внешнем облике растений. Одни из них высокие и имеют одеревеневший ствол, другие пониже, третьи еще ниже и т. д. исходя из этих внешних отличий, можно выделить жизненные формы растений.

Жизненная форма растений - внешний облик растительного организма, возникающий исторически при воздействии окружающей среды (СЛАЙД 5)

Жизненные формы растений (работа со слайдом, рассказ с элементами беседы) (СЛАЙД 6)

Значение растений. (СЛАЙД 7)

- Как вы думаете, какова роль растений в природе? (ответы учащихся)

Использование в пищу

Для кормления скота

Сырье для промышленности

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Какие растения называют однолетними?

Какие растения называют двухлетними?

Какие растения называют многолетними?

Какие жизненные формы встречаются у растений?

Назовите известные вам лекарственные растения

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 1, вопросы после параграфа

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы/Т.А. Богданова, Е.А.Солодова. – 3-е изд. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2009. – 816с

Калинина А.А. поурочные разработки по биологии 6 класс. - 3-е изд. - М.: ВАКО, 2011. - с.13-21



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Растительный организм как единое целое"

Растения – живые организмы, и им, как и всему живому, свойственны питание и дыхание, обмен веществ и энергии, что обуславливает их дальнейший рост и развитие.

Растительный организм – система взаимосвязанных органов. Большинство растений состоят из корня, стебля и листьев, которые имеют клеточное строение и связаны между собой и окружающей средой.

Растительный организм поглощает воду и питательные вещества, другие ненужные и ядовитые вещества выделяет в окружающую среду. В нём происходят бесчисленные реакции обмена веществ, в ходе которого из простых веществ образуются сложные, и наоборот – сложные вещества расщепляются на более простые, происходит накопление энергии, которая необходима для осуществления всех процессов жизнедеятельности растения. Обмен веществ – основной признак живой клетки и всего живого организма.


Корень поглощает из почвы воду с минеральными солями и укрепляет растение в почве. Стебель выносит листья растения к свету, по стеблю передвигаются вода, минеральные соли и органические вещества. В листьях на свету образуются органические вещества, которыми питаются клетки всех органов растения. Листья испаряют воду. Цветки и плоды являются органами семенного размножения растений.


Теперь представьте, что один из органов растения, например корень, заболевает. Вода и минеральные соли перестают поступать в растение из почвы. Заболевание подземного органа — корня — немедленно отразится на всем растении. По стеблю перестанут передвигаться вода и минеральные вещества. Без воды, которую поглощают корни, в листьях не могут образовываться органические вещества. Как только перестанет испаряться вода, листья, а затем и все растение перегреется под лучами солнца и завянет. Значит, если все органы растения функционируют нормально, то растение быстро растёт. Нарушение строения и жизнедеятельности одного орга­на отражается на других.


Рост растения происходит благодаря делению клеток образовательной ткани. На верхушках побегов и кончиках корней находятся верхушечные образовательные ткани. Благодаря им стебель и корень растут в длину. В толщину корни и стебли разрастаются за счёт боковой образовательной ткани — камбия.


Растение не только растёт, увели­чивая массу корней, стеблей и листьев, но и развивается. У него появляются новые органы и признаки. Растение в своей жизни проходит несколько этапов: оно рождается, живёт, формирует семена и плоды, и в конечном итоге отмирает.


Выделяют четыре периода развития покрытосемен­ных растений.

· Зародышевый — от образования зародыша до его прорастания.

· Период молодости — от прорастания семени до первого цветения.

· Период зрелости — растение цветёт и плодоносит.

· Период старости — растение перестаёт цвести, плодоносить и отмирает.

Внешние изменения растений, признаки развития, которые можно отметить при наблюдениях, называют фазами. В своём развитии любое растение проходит несколько фаз.

У большинства растений обычно выделяют следующие фа­зы: прорастание семян (всходы) — появление листьев — образование боковых побегов — цветение — образование плодов — созревание семян.


Растительный мир нашей планеты характеризуется огромным разнообразием. Растения различаются по размерам и строению, продолжительности жизни и местам обитания. Они произрастают в различных местах: в лесах и на болотах, на лугах и в водоёмах, в жарких пустынях и высоко в горах. Под влиянием условий существования у растений формируется определённый внешний вид или, иначе говоря, определённая жизненная форма. Так как условия существования оказывают сильное влияние на растения, один и тот же вид растений в разных экологических условиях может иметь разную жизненную форму.

Деревья — это многолетние растения с одним прочным стволом (главной осью), сохраняющимся до конца их жизни. На стволе имеются боковые ветви с листьями, которые формируют крону дерева.


Кустарники — многолетние деревянистые растения, которые имеют много одинаково развитых надземных стволиков, отходящих от основания растения (к ним относится, например, сирень, шиповник). Кустарники имеют высоту от 80 см до нескольких метров.


Более низкорослые растения (от 5 до 80 см) с многочисленными деревянистыми стеблями называются кустарничками (черника, клюква, брусника).


Травы — жизненная форма растений с ежегодно отмирающими стеблями и листьями. Травянистые растения различаются по продолжительности жизни и делятся на однолетники, двулетники и многолетники.


Однолетники — травянистые растения, которые живут один год, или один вегетационный период. За это время у них из семян формируются корень, стебель и листья, они цветут и плодоносят. После образования плодов и семян такие растения целиком отмирают (горох, фасоль, огурец).

Двулетники — травянистые растения, которые живут два года. В первый год они формируют корень, стебель и листья, в которых накапливается запас питательных веществ. На второй год растение цветёт и образует семена, после чего отмирает (лопух, морковь, свёкла).

Многолетники — травянистые растения, у которых на зиму отмирают только надземные органы, а подземные (корневища, клубни, луковицы) сохраняются. Весной из почек, расположенных на подземных органах, начинают развиваться надземные побеги (одуванчик, тюльпан, ирис).

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation

Примерно 135 миллионов лет назад мир голосеменных, гигантских плаунов, хвощей, папоротников начал уступать место растениям с яркими ароматными цветами, пышными соцветиями, сочными плодами, разнообразными семенами. Постепенно они расселились на нашей планете и заняли господствующее положение, создав облик нашей планеты. Почему же это произошло?


В настоящее время, где бы мы ни оказались: на лугу или в пустыне, в тундре или лесу, мы обязательно встретимся с покрытосеменными растениями. И это не случайно. Сначала давайте вспомним, какие растения называют покрытосеменными.

Покрытосеменные (цветковые) растения — это самая разнообразная и мно гочисленная группа зелёных растений. На данный момент известно 304 419 видов, но сколько их на самом деле, сказать сложно, так как ежемесячно описывается около 100 новых видов растений.

Покрытосеменные растения играют важнейшую роль в формировании растительного покрова нашей планеты. В основном это обитатели наземно-воздушной среды, но небольшая часть видов обитает в водной среде.

Жизнь растений в наземно-воздушной среде стала возможной благодаря появлению и развитию у растений тканей и органов. У покрытосеменных растений они имеют сложное строение и высокую специализацию, что обеспечивает их максимальную приспособленность к выполнению своих функций.

Но главной особенностью покрытосеменных растений является наличие у них цветка. Не случайно их второе название — цветковые. Цветок — это орган семенного размножения. В нём происходят опыление, оплодотворение, развитие зародыша и как итог — образование плода с семенами.


Покрытосеменные (цветковые) растения относятся к высшим растениям. Их тела образованы вегетативными (корень, стебель, лист, почка) органами, которые обеспечивают жизнедеятельность растения, и генеративными (цветок, плод с семенами) органами. Генеративные органы обеспечивают семенное размножение растений.

Покрытосеменные растения представлены различными жизненными формами: травами, кустарниками, кустарничками, деревьями и др., которые растут во всех природных зонах нашей планеты.


Изучая раздел (курс) биологии, посвящённый цветковым растениям, мы более подробно познакомимся со строением и жизнью этих растительных организмов.

Покрытосеменные растения относятся к высшим растениям. Тело состоит из побега (стебель, лист и почка), корня, цветка и плода с семенами.

Читайте также: