Общечеловеческое звучание образов персонажей горе от ума конспект урока

Обновлено: 01.06.2024

“Горе от ума” Меткий афористичный язык комедии. Общечеловеческий смысл комедии.

познакомить учащихся с речевой характеристикой как средством создания образа, пронаблюдать за ролью речевой характеристики в комедии. Обсудить актуальность комедии в наше время, жизненность в наше время созданных драматургом типов.

Беседа с учащимися о том, почему в драматургическом произведении особое значение приобретает речевая характеристика героя, как раскрывается каждый из персонажей средствами языка.

Дополнения учителя о вкладе Грибоедова в становление и развитие русского литературного языка.

Беседа с учащимися об актуальности комедии, злободневности сатиры Грибоедова, об отношении к образу Чацкого.

Объяснение домашнего задания.

2. Беседа с учащимися по вопросам:

Какие средства создания художественного образа вы знаете?

Какие из них остаются в распоряжении писателя, создающего драматургическое произведение?

Запись в тетрадь – в драматургическом произведении характер героя выявляется главным образом средствами языка, поэтому особенно важной становится речевая характеристика героев.

Дополнение учителя о том, что Грибоедов считал необходимым обогащать русский литературный язык средствами живой разговорной речи.

Беседа с учащимися о том, как средствами речевой характеристики писатель выражает свое отношение к героям комедии.

Как негативное отношение писателя к безликому языку светского общества, салонному жаргону проявилось в комедии? (ученики находят примеры, подтверждающие, что обильное использование французской лексики, синтаксических конструкций, составленных по правилам французского языка становится в комедии средством сатирической характеристики гостей Фамусова.)

Учитель предлагает учащимся записать свои наблюдения в тетрадь. После этого прочитываются вслух ответы 2-3 учащихся.

Беседа с учащимимя по вопросам:

Все ли представители московского общества наделены таким невыразительным мертвым языком?

Выясняется, что речь многих гостей Фамусова индивидуализирована, создает живой образ героя в сознании читателя. Например, речь Хлестовой.

Проводим наблюдения над речевой характеристикой персонажа, для этого перечитываем явление 10, явление 21 действия 3 и явление 8 действия 4. Делаем вывод о том, что речь Хлестовой полна просторечными словами, подчас грубоватыми, создается образ властной, не терпящей возражений барыни.

Какой вы представляете себе Хлестову? Что вы можете сказать о ее характере?

Мы помним, что по идейному замыслу комедии Чацкий противопоставляется остальным персонажам. Как это проявилось в речевой характеристике героя? Перечитаем монолог Чацкого из 5 явления 2 действия.

Чем отличается речь главного героя от реплик и монологов остальных персонажей? (Делаются наблюдения над ораторской интонацией Чацкого, обилием высоких, книжных слов в его монологе, и в то же время удивительной эмоциональности, искренности его слов).

Уже современники поэта предсказывали, что многие реплики героев станут пословицами, войдут в живую, разговорную речь народа, т.е. станут афоризмами, крылатыми выражениями.

Приведите примеры таких выражений, которые вы нашли дома в тексте комедии.

Учащиеся приводят примеры, учитель конкретизирует каждый пример: к каким реалиям, ситуациям жизни он применим, почему он вошел в живую речь народа?

И уже по количеству крылатых фраз, вошедших в живую разговорную речь народа можно говорить о бессмертии в народной памяти “Горя от ума”. А чем же еще сегодня дорога нам комедия? В чем ее ценность для нашего времени?

При ответах на вопросы важно обратить внимание учащихся не только на актуальность проблем, поставленных драматургом, но и на живучесть созданных образов.

Подведение итогов урока: Итак, мы сегодня наблюдали, как речевая характеристика персонажей комедии участвует в создании образа, выяснили авторскую позицию, и ,наконец, задумались о значении комедии “Горе от ума” для нашего времени.

Домашнее задание: Я предлагаю вам продолжить свои размышления об актуальности комедии сегодня и написать в тетради по литературе ответ на вопрос: “Актуальна ли в наши дни комедия “Горе от ума”?”

Конспект урока литературы в 9 классе.

Московское общество в комедии “Горе от ума”. Софья и Молчалин: развитие любовной интриги.

проследить,как раскрывается характер Молчалина в его диалогах с Софьей и Чацким, каким он выглядит в глазах Софьи, сравнить чувство Молчалина и чувство Чацкого к Софье; охарактеризовать представителей московского общества, найти их общие черты, понять отношение к ним драматурга.

1. Вступительное слово учителя. Особенности 3 действия комедии.

2. Анализ высказываний Молчалина и Софьи о нем (явления 1—3). Углубление представлений о герое.

4. Беседа с учащимися: выявление общих черт фамусовского общества, отношение к ним драматурга. Запись основных положений в тетрадь.

5. Подведение итогов урока, домашнее задание.

Третье действие имеет особое значение в пьесе.

В.И.Немирович-Данченко писал: “Третье действие разбито у Грибоедова на две части: в первой, меньшей, продолжается развитие главной нити драмы – отношений между Софьей, Чацким и Молчалиным. Движение пьесы не прерывается. Узел, завязанный в экспозиции, в первом действии, затягивается еще туже – не внешним сцеплением обстоятельств, а все большей углубленностью в характеры . Пропасть между Чацким и Софьей становится все разительнее и очевиднее.. Вторая часть начинается с 4 явления . И со следующего явления выступает галерея грибоедовских типов. Развертывая свою галерею, Грибоедов не только не останавливает течения пьесы, но все глубже вскрывает ее, глубже взрывает пропасть между Чацким и теми, кого Софья считает своими домашними и “друзьями”.

Перечитаем, как развивается драма отношений Софьи и Чацкого. В начале 3 действия Чацкий, явившись на бал первым, непременно хочет узнать об истинных чувствах Софьи. И она признается ему . в любви к Молчалину. За что же любит она Молчалина? Какой он в ее представлении?

Ученики читают высказывания Софьи о Молчалине из явления 1 .

А как сам Молчалин характеризует себя в диалоге с Чацким? (явление 3). Ученики читают наиболее характерные высказывания Молчалина, “принципы” его жизни. Как вы думаете, мечтает ли Молчалин о карьере, о повышении в чине? Что особенно неприятно Чацкому в Молчалине? Согласны ли вы с главным героем?

Дополнение учителя: Не глупость Молчалина, не его преклонение перед чинами более всего опасны. Молчалин всем своим поведением, всей жизнью преследует только одну цель – личное благополучие. Это умный и расчетливый карьерист, весомый противник главного героя. Эгоистичный, хитрый, заботящийся лишь о своей выгоде он не остановится ни перед чем, продаст друга, предаст любые идеалы ради личного благополучия и процветания.

И, как мы уже слышали, вторую часть третьего действия составляет знакомство со светским обществом, со средой, окружающей героев.

Учащиеся самостоятельно записывают вывод в тетрадь.

Дополнение учителя о так называемых внесценических персонажах комедии, т.е. лицах, не появляющихся в действии, а лишь упоминаемых другими персонажами. Особое значение при характеристике таких лиц играют монолог Чацкого в явлении 7 действия 1 (“Где нас нет. ”) и монолон Фамусова в явлении 2 действия 2 (“Вот то-то, все вы гордецы. ”)

Каково же отношение драматурга к фамусовской Москве? Как оно проявилось в комедии?

Итак, мы выяснили, что представляют из себя герои, противостоящие Чацкому, проследили основные черты фамусовского общества и убедились, что среди них герой не мог встретить единомышленника, друга, что конфликт его с этим обществом непримирим, и сам ум его выдается здесь за безумие.

Домашнее задание:перечитать 4 действие комедии, приготовиться отвечать на вопросы об образе Репетилова, сопоставлении его с образом главного героя, почему Грибоедов не дает окончательной развязки отношений центральных героев?

Похожие документы:

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы общеобразовательных учреждений по литературе (базовый уровень)

Проект основной образовательной программы мкоу бутурлиновская сош №1 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области на 2012-2017гг

А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют “Золотым веком” русской культуры. Впервые десятилетия века ведущим жанром в русской

А. С. Пушкин и проблема драматургии в России начала XIX века

М. М. Дунаев Вера в горниле сомнений православие и русская литература в XVII xx вв

. литературу одной темы и одного сюжета, этот сюжет — мировая история, и эта тема - смысл . комедии "Горе от ума . меткому . общечеловеческими . от силы чувства, от интенсивности душевных движений, от опыта, от степени владения эстетическим языком . афористична и тем .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 9 классе

1). раскрыть общечеловеческий смысл комедии;

2) развивать умение формулировать основные, концептуальные идеи; раскрыть общечеловеческий смысл комедии;

3) воспитывать интерес к творчеству А.С.Грибоедова, внимательное отношение к слову.

1) выявление степени усвоения обучающимися пройденного материала;

2) формирование навыка сравнительной характеристики героев художественного произведения ;

3) создание условий, способствующих развитию коммуникативной компетенции обучающихся через работу в группах;

4) развитие умения анализировать художественный текст, проводить самоконтроль и самооценку, формулировать собственные выводы.

Тип учебного занятия : обобщающий урок закрепления полученных знаний.

Необходимое оборудование и материалы: кабинет, оснащенный компьютерным оборудованием с выходом в локальную сеть Интернет, мультимедийный проектор, экран, рабочие листы с заданиями для обучающихся, дидактический материал.

В течение урока обучающиеся пишут в рабочих листах, которые в конце сдают.

Слайд 1. Организационный момент. Определение темы и целей урока.

Слайд 2. Демонстрируется портрет А. С. Грибоедова

Как вы думаете, удалось ли художнику передать черты характера Грибоедова и черты эпохи в портрете7

Вспомним некоторые факты из жизни А.С. Грибоедова.

Проверим свои знания.

Слайд 3. Сегодняшний урок литературы я хочу начать с пушкинских строчек, которые будут эпиграфом нашего урока:

Драматического писателя должно судить

По законам, им самим над собою признанным.

Слайд 4. Мы до сих пор восхищаемся художественным совершенством комедии, блеском грибоедовского языка, ярким изображением быта и нравов, реалистичностью образов.

Слайд 6. Изучение нового материала .

Пользуясь предложенными ссылками, сравните Чацкого и Молчалина. Подготовьтесь рассказывать о чертах характера того и другого героя. Проанализируйте сцену столкновения Чацкого и Молчалина. Сделайте выводы о поведении героев.

Слайд 7. 2). Самостоятельно сделайте вывод, пользуясь цитатами из текста. Подготовьтесь рассказывать о Молчалине, иллюстрируя ответ данными ниже цитатами.

Слайд 8. Закрепление материала.

Класс делится на 2 группы (равносильные группы). Каждая группа получает необходимый для работы дидактический материал (см. Приложение 2).

2 группа: Вспомните, как ведет себя Молчалин в 1 действии? Какие черты характера проявляются в нем? Запишите их. Что вы узнали о Молчалине из реплик других героев? Любит ли он Софью? Как 2 действие характеризует Молчалина? Почему Чацкий не уезжает?

Как Молчалин обнаруживает своё истинное лицо в 4 действии? Как проявились его низость и подлость?

Слайд 10 Закрепление изученного материала. Ассоциативный ряд.

(гуманный, добрый, гармоничный, человечный и т.д.)

Слайд 11. Подведение итогов работы. В чем же общечеловеческий смысл комедии?

Обратимся к эпиграфу нашего урока:

Драматического писателя должно судить

По законам, им самим над собою признанным.

Слайд 14. 7. Домашнее задание

Написать сочинение по выбору:

2) Зачем А.С.Грибоедов ввел в комедию Молчалина?

3) Жалок или страшен Молчалин?

Для работы можно использовать интернет – ресурсы:

Слайд 15. 8. Рефлексия

Алгоритм написания синквейна.

1строчка. 1 существительное (тема).

2строчка. 2 прилагательных.

3строчка. 3 глагола.

4строчка. Фраза из 4 слов, пословица, поговорка, фразеологизм.

5строчка. 1 существительное (новое звучание темы, синоним темы, эмоциональная точка).

Примеры синквейнов:

ТРАГИЧЕСКИЙ, СТРАДАТЕЛЬНЫЙ

КОНФЛИКТОВАТЬ, СПОРИТЬ, ВОЗМУЩАТЬСЯ

СЛУЖИТЬ БЫ РАД - ПРИСЛУЖИВАТЬСЯ ТОШНО

ПОДЛЫЙ, ДВУЛИЧНЫЙ

ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ, ПОДЛИЧАТЬ, ОБМАНЫВАТЬ

МОЛЧАЛИНЫ БЛАЖЕНСТВУЮТ НА СВЕТЕ

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, ГУМАННЫЙ

ОТРАЖАТЬ, НЕ ПРИНИМАТЬ, ИЗОБРАЗИТЬ

КОМЕДИЯ ЕСТЬ КАРТИНА НРАВОВ

9. Музыкальная пауза

Сегодняшний урок мы закончим вальсом А.С.Грибоедова (см. Аудио №2).

Судьба Грибоедова трагична, прекрасна и таинственна.

Кто он был? Драматург? Военный? Дипломат? Музыкант? Политик? Может быть, все вместе?

Но талант его бесспорен, и творчество его останется в веках, как те вечные вопросы, на которые Грибоедов дал ответ в своей комедии.

Список использованных источников

Биографическая библиотека Ф.Павленкова. Великие россияне – М.: ОЛМАмедиагрупп, 2007

Вайль П., А.Генис Родная речь. – М.: Независимая газета, 1991

Грибоедов А.С. Горе от ума. – Москва, 2009.

Русская литература: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. –М.: Дрофа, 2002.

Савина Л.Н Уроки литературы в 9 классе – Волгоград: Братья Гранины, 2001

Стеллиферовский П.А. Чего изволите , или Похождения литературного негодяя – М.: Просвещение, 2001



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Сегодня на уроке мы:

· поговорим о характере Чацкого;

· узнаем, как оценивали его критики;

· постараемся понять, почему образы комедии называют вечными.


Например, Аполлон Григорьев высказал такую мысль о Чацком:


Достоевский и Герцен называли Чацкого декабристом. Вот слова Достоевского:


Виссарион Григорьевич Белинский с такой оценкой не соглашался. Он дал Чацкому разгромную характеристику:



Так каков же он, Александр Андреич Чацкий?

Главное в Чацком его ум. Об этом говорит даже служанка Лиза ещё до появления Чацкого:

Кто так чувствителен, и весел, и остёр,

Как Александр Андреич Чацкий!

Ум Чацкого признаёт и Фамусов:

Жаль, очень жаль, он малый с головой;

И славно пишет, переводит.

Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом.


Но можно ли при всех достоинствах назвать Чацкого идеальным персонажем?

Нет. Грибоедов создал сложный образ, в котором сочетаются достоинства и недостатки.

Чацкий клеймит крепостное право, фальшь.



Скалозубу, который ни слова не поймёт из этого пламенного монолога. Фактически это пустой шум, за который Чацкий презирает Репетилова. И светлые идеи, и гневное обличение всё пропадает впустую. Как тут не вспомнить слова Пушкина о Чацком?

Она прямо говорит Чацкому:

Зачем же быть, скажу вам напрямик,

Так невоздержну на язык?

В презреньи к людям так нескрыту?

Что и смирнейшему пощады нет. чего?

Случись кому назвать его:

Град колкостей и шуток ваших грянет.

Шутить! И век шутить! Как вас на это станет!

Вспомним, едва увидев Софью, Чацкий начинает едко шутить по поводу её родни и знакомых. И первому достаётся отцу Софьи:


Ну что ваш батюшка? всё Английского клоба

Старинный, верный член до гроба?

А как вам второй вопрос:

Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?

Характеристики очень нелестные, правда? Вряд ли кому-нибудь понравится, если кто-нибудь с порога начнёт говорить такие вещи о его близких, даже если эти вещи справедливы. Возможно, в детстве Чацкий и Софья втихомолку посмеивались над этими людьми, а теперь Чацкий пытается пробудить в Софье воспоминания. Но делает он это неловко и бестактно.

Между тем, Софья сердита на Чацкого, что он уехал:

Ах! Если любит кто кого,

Зачем ума искать, и ездить так далёко?

Очень самоуверенно, правда? И если бы Чацкий думал о Софье эти 3 года, неужели у него не нашлось бы минутки для письма?

И даже до отъезда его поведение мало похоже на поведение любящего человека:

Привычка вместе быть день каждый неразлучно

Связала детскою нас дружбой; но потом

Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,

И редко посещал наш дом;

Потом опять прикинулся влюблённым,

Взыскательным и огорчённым!

Чацкий любит не Софью, а своё представление о ней. Поэтому он искренне удивлён холодностью Софьи, хотя с его стороны странно было бы ожидать тёплого приёма. И поэтому Чацкий не может поверить, что его соперник Молчалин. Чацкий считает Софью равной себе по уму, и для него невероятна даже мысль, что Софья может полюбить подобное ничтожество.

Узнав, что Софья влюблена в Молчалина, Чацкий приходит в ярость. Его самолюбие задето. Такого соперника он считает для себя унизительным:

Вот я пожертвован кому!

Не знаю, как в себе я бешенство умерил!

Более того, в душе Чацкого Софья моментально падает с пьедестала. Придуманный образ разрушается. При этом Чацкий несправедливо обвиняет Софью в притворстве и обмане:

Зачем меня надеждой завлекли?

Зачем мне прямо не сказали,

Что всё прошедшее вы обратили в смех?

Что память даже вам постыла

Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,

Которые во мне ни даль не охладила,

Ни развлечения, ни перемена мест.

Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!

Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,

Мой вид, мои слова, поступки – всё противно.

Вспомним, Чацкий сам упрекал Софью за холодность вначале. А после реплики Софьи стал и вовсе раздражёнными, и злым, например:

Хочу у вас спросить:

Случалось, ли, чтоб вы, смеясь? или в печали?

Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали?

Хоть не теперь, а в детстве, может быть.

Грибоедов создал целую галерею бессмертных образов. В любой эпохе и в любой стране найдётся консервативный чиновник бюрократ, юная барышня, увлечённая модными любовными романами, или туповатый вояка. Найдётся и свой Чацкий умный, образованный человек, несущий прогрессивные идеи в массы.

4) формировать навыки анализа драматического произведения.

I. Проверка выполнения домашнего задания

На прошлом занятии мы обсуждали некоторые особенности комедии Грибоедова как произведения нового типа, подробно говорили о ”фамусовской Москве”, представляющей “век минувший”, обозначили основные этапы развития конфликта социального, его незавершенность в рамках произведения.

Сегодня мы определим, в чем заключается общественный и общечеловеческий смысл комедии. Особое внимание уделим характеристике главного героя – Чацкого. Он вызывает до сих пор много вопросов. Что это за человек? Умен он или глуп? Комична или трагична его роль? Постараемся ответить на эти вопросы.

- Главный герой комедии – Чацкий. Что мы узнаем о Чацком до его появления? Кто о нём вспоминает?

(Вспоминает о Чацком (д. I, явл. 5) горничная Софьи Лиза: “Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий!”. Софья о нем отзывается так “Он славно пересмеять умеет всех, болтает, шутит, мне забавно…”. “Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; привычка вместе быть день каждый неразлучно связала детскою нас дружбой; но потом он съехал и редко посещал наш дом. Остер, умен, красноречив, в друзья особенно счастлив, вот о себе задумал он высоко… Охота странствовать напала на него. Ах! если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?”.)

- Почему Софья так говорит о Чацком? Было ли любовью чувство, связавшее их? Обоснуйте свой ответ.

(Софья рассталась с Чацким, когда ей было 14 лет (сейчас ей 17). Они вместе росли, были хорошими друзьями, она по достоинству ценила его острый ум, красноречие, вместе они шутили и смеялись. Но он внезапно уехал, и три года о нем не было почти никаких вестей. А Софья повзрослела, стала по-другому смотреть на многие вещи. Теперь он увлечена Молчалиным. Очевидно, любви к Чацкому со стороны Софьи никогда не было.)

- С возвращением Чацкого в дом Фамусовых начинает разворачиваться любовный конфликт. Как появляется на сцене Чацкий? Какова реакция Софьи, и как оценивает ситуацию сам герой? Прав ли он?

- О чем продолжают разговор друзья детства? Что задевает в словах Чацкого Софью? Подумайте, почему.

(После детских воспоминаний и комплементов Софье Чацкий открыто задает полушутливый вопрос: “Не влюблены ли вы?”. Девушке вопрос явно неприятен, так как посторонний человек пытается проникнуть в ее тайну. Еще больше настраивает героиню против Чацкого его обличительный выпад против Москвы, всех этих дядюшек и тетушек. Если задуматься, объяснить реакцию барышни не сложно. Она выросла в этом кругу. Это ее родных и знакомых так едко высмеивает Чацкий. Значит, и ее, ведь она, несмотря на свой юный возраст, по своему воспитанию и взглядам – сама часть той “фамусовской Москвы”. Далее Чацкий совершенно расстраивает все дело, небрежно упомянув Молчалина в разговоре: “Что я Молчалина глупее?” Итак с Софьей все ясно. Она и раньше не питала никаких чувств, кроме дружеских, к Чацкому, а теперь просто раздосадована на него. О любви тут и думать не приходиться. Но понимает ли это Чацкий?

Прозрение не приходит и после обморока с Софьей при падении Молчалина с лошади.)

- Как вы думаете, почему вроде бы неглупый Чацкий не понимает очевидных вещей?

(Он “глуп сердцем”)

О взаимоотношениях Софьи и Чацкого мы немного поговорили. Теперь перед нами фигура Молчалина. Оказывается, герой вовсе не таков, каким его себе представляет Чацкий. Проведем “следственный эксперимент”.

(Класс делится на группы, которые получают задания проследить взаимоотношения Молчалина с другими героями: а) Молчалин и Софья (Молчалин и Лиза); б) Молчалин и Фамусов (и другие важные гости); в) Молчалин и Чацкий. Один ученик при ответе зачитывает цитаты, другой делает обобщения ( выступает в роли комментатора).)

III. Работа в группе.

С Софьей Молчалин несмел, застенчив: “Возьмет он руку, к сердцу жмет, из глубины души вздохнет, ни слова вольного, и так вся ночь проходит, рука с рукой, и глаз с меня не сводит.” Он не многословен, приобрел дружбу всех в доме. Конечно, нет в нем того ума, который “скор, блестящ и скоро опротивет”, - признает Софья, но, по ее мнению, как раз не такой ум нужен, чтобы “осчастливить” семейство.

С Лизой Молчалин совершенно иной: ведет себя очень вольно, говорит, что искренне любит только ее, а в Софье Павловне не видит “ничего завидного” и вовсе не собирается на ней жениться: “Без свадьбы время проволочим”. Оказывается, он лишь прикидывается влюбленным “в угоду дочери такого человека” (т.е. своего покровителя Фамусова).

Подслушав разговор Молчалина с Лизой, Софья гонит Молчалина прочь. Тот просит прощения, унижается, бросаясь перед ней на колени. Он и здесь пытается солгать, вывернуться: “Шутил, и не сказал я ничего, окроме…”. Несмотря на мольбы о прощении, Молчалин изгнан Софьей, но навсегда ли? Чацкий полагает, что она его простит: “Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом”.

Молчалина привет в дом Фамусов:

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари,
В Москву переведен через мое содейство
И будь не я, коптел бы ты в Твери.

Молчалин боится, что Фамусов узнает о его тайных встречах с дочерью и выгонит. Секретарь Павла Афанасьевича жтвет по завещанию отца:

…угождать всем людям без изъятья.
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

И он действительно угождает: “Там моську вовремя погладит! Тут в пору карточку вотрет” (Чацкий о нем).

Чацкий весьма невысокого мнения о Молчалине, считает его глупым: “Молчалин прежде был так глуп. Жалчайшее созданье”; “Услужлив, скромненький, в лице румянец есть”, всегда “на цыпочках и не богат словами”.

Чацкий не замечает, что Молчалин, в свою очередь, сам его жалеет и даже хочет оказать некоторую услугу – покровительственно наставляет икать протекции у знати, выслужиться. Далее Молчалин поучает Чацкого: “Ведь надобно ж зависеть от других”. Для чего? – “В чинах мы небольших”. Вероятно, под этим “мы” он подразумевает не только себя, но и Чацкого.

- Таким образом, Молчалин далеко не безобидный персонаж, зря Чацкий его недооценивает. Впрочем, однажды он пророчески предсказывает судьбу Молчалина: “Он дойдет до степеней известных…”.

- Мы с вами посмотрели на Молчалина “со стороны”. Так кто же он такой, и почему достаточно неглупая и смелая в своих предпочтениях Софья предпочитает его остроумному Чацкому?

(Софья не глупа, но она воспитана на французских романах. Безмолвие и крепость Молчалина она принимает за искреннюю любовь и обожание. Ей лестно облагодетельствовать безродного секретаря. Кроме того Софья избалована и своенравна, очевидно, ей кажется, что она легко сможет управлять таким мужем, как Наталья Дмитриевна повелевает своим Платоном Михайловичем. Это был идеал московских невест, по точному определению Чацкого: “Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…”. Ни Софья, ни Чацкий и вообще никто в доме Фамусова не замечает второй стороны натуры Молчалина. Пока он действительно молча всем угождает – от хозяина до его собаки, он зависит от других. Но это только пока: “В чинах мы небольших”. Два его самых замечательных качества ( по его же словам ) – “умеренность и аккуратность” – работают на его репутацию. А если прибавить к этому трезвый холодный расчет, мы увидим все задатки очень способного делового человека. И этот человек пойдет далеко, дальше, чем Чацкий с его горячностью и открытостью в суждениях. Этот новый человек, он, скорее, напоминает предприимчивого и устойчивого к любым переменами буржуа, который придет к власти.)

- Благодаря фигуре Молчалина в комедии не один, а целых три любовных треугольника: Чацкий – Софья – Молчалин; Софья – Молчалин – Лиза; Молчалин – Лиза – буфетчик Петруша.

Именно любовный конфликт дает толчок конфликта социального.

- Когда происходит кульминация в развитии социального конфликта? Чем она вызвана?

(Конфликт социальный обостряется на балу. Раздосадованная на Чацкого Софья случайно называет его сумасшедшим, и общество, жадное до подобных сплетен, с удовольствием подхватывает ее слова, да еще добавляет подробностей. Но Чацкий сам в этом виноват. Он подтверждает слух о своем безумии своим обвинительным монологом в адрес остальных.)

- В начале урока мы уже говорили о взглядах Чацкого на некоторые важные вопросы воспитания, образования, политики. Теперь посмотрим на сцену бала.

- В чем же упрекает присутствующих Чацкий?

(Чацкий обвиняет русское высшее общество приверженности ко всему иностранному. Но он критикует не только язык – смесь “французского с нижегородским”, а и одежду “по шутовскому образцу”, и нравы, и даже “смешные бритые седые подбородки”. Т.е. в данном случае он выступает как типичный славянофил. Собственно, он предлагает вернуться к допетровским временам. Поэтому, его действительно принимают за больного, неразумного.)

- Докажите, что Чацкий в этой сцене являет собой фигуру трагическую и комическую одновременно.

(После объяснения с Софьей, которая уже прямо говорит ему, что любит не его, а Молчалина, Чацкий совершенно потерян, раздосадован. Но всю свою досаду и раздражение он выплескивает на “банальное общество”, пытаясь проповедовать свои идеи. Но он выбрал неподходящее время и место: люди хотят веселиться, а не выслушивать нравоучения. В разгар своего монолога Чацкий внезапно обнаруживает, что его никто не слушает, а вокруг уже все давно кружатся в вальсе. Его жалко, но одновременно нелепая фигура героя вызывает улыбку. Он зря потратил весь пыл своего красноречия. И, главное, на кого? На глухого князя Тугоуховского? На глупую старуху-графиню.

Социальный смысл комедии раскрывается в споре Чацкого с “фамусовской Москвой”.

После разоблачения Молчалина в глазах Софьи Чацкий уезжает. Он покидает дом в смятенном состоянии. Он бросает последние обвинение свету. Софью он винит в то, что она его “надеждой завлекла”, Москву с ее обществом называет “мучителей толпой”. Герой мечтает “на весь мир излить всю желчь и всю досаду”. Он так и уезжает никем, не понятый, объявленный безумцем.)

IV. Подведение итогов.

В критике было много споров о фигуре Чацкого. Некоторые утверждали, что он близок автору: умен, равнодушен к чинам, карьере стремится к личной независимости; в нем отмечаются некоторые черты “политического вольнодумства” (в диалогах с Фамусовым ), он критически относится к свету. Его мировоззрение несовместимо с патриархальной “фамусовской Москвой”. Чацкий долго путешествовал, набрался “вольных мыслей”, но совершенно утратил способность понимать окружающую действительность. Именно поэтому Пушкин, например, вовсе отказывал грибоедовскому герою в уме: как можно “высказывать” свои суждения кому попало?

Одно время критики даже утверждали, что Чацкий – декабрист (по крайней мере по убеждениям). Но разве он похож на декабриста? В его мыслях нет ничего необычного: так думали многие образованные люди того времени. К тому же Чацкий – вовсе не герой-боец. Он приехал в Москву вовсе не с целью проповедовать политические взгляды, обличать пороки общества. Он вернулся только ради Софьи. Он высказывает свои мысли в основном случайно, причем чаще находясь в состоянии досады на Софью, не отвечающую ему взаимностью.

Появление Чацкого ничего не изменила во взглядах московского общества, наоборот, повредило лишь самому Чацкому. Его фигура трагична и комична одновременно. Он напоминает нам бессмертного Дон Кихота Сервантеса, сражающегося с ветряными мельницами (фамусовским обществом).

Читайте также: