Общая характеристика высших растений 7 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Высшие растения — это многоклеточные фототрофные организмы, приспособленные к жизни в наземной среде и характеризующиеся правильным чередованием полового и бесполого поколений и наличием дифференцированных тканей и органов.

Основные признаки, отличающие высшие растения от низших:

- приспособленность к обитанию в наземной среде;

- наличие четко дифференцированных тканей, выполняющих конкретные специализированные функции;

- наличие многоклеточных органов размножения — полового (гаметангий) и бесполого (спорангий). Мужские гаметангии высших растений называются антеридиями, женские — архегониями. Гаметангии высших растений (в отличие от низших) защищены оболочками из стерильных (бесплодных) клеток и (у отдельных групп растений) могут быть редуцированы, т.е. уменьшены и упрощены;

- превращение зиготы в типичный многоклеточный зародыш, клетки которого первоначально не дифференцированы, но генетически детерминированы на специализацию в определенном направлении;

- правильное чередование двух поколений — гаплоидного полового (гаметофит), развивающегося из споры, и диплоидного бесполого (спорофит), развивающегося из зиготы;

- доминирование в жизненном цикле спорофита (у всех отделов кроме Моховидных);

- разделение тела спорофита (у большинства отделов высших растений) на специализированные вегетативные органы — корень, стебель и листья.

Всем высшим растением свойственно наличие двух жизненных фаз, закономерно сменяющих друг друга – гаметофита и спорофита. Вместе они составляют жизненный цикл высшего растения.

Гаметофит развивается из споры и представляет собой поколение, способное размножаться половым путем, т.е. слиянием двух гаплоидных клеток – гамет с образованием диплоидной зиготы. Поскольку гаметы у высших растений всегда образуются в результате митоза само тело гаметофита построено тоже из гаплоидных клеток.

Спорофит развивается из зиготы. Он размножается бесполым путем (спорами), и его тело образовано клетками с диплоидным набором хромосом. Спорофит не образует половые органы, и споры развиваются в особых многоклеточных структурах – спорангиях. Несмотря на то, что спорофит образован диплоидными клетками, споры гаплоидны т.к. образуются в процессе мейоза из материнских клеток – предшественников.


Органы растений, выполняющие функцию полового размножения.

У различных представителей растительного царства они сильно отличаются по уровню дифференциации и сложности строения. У некоторых водорослей и лишайников генеративные органы не дифференцированы на мужские и женские (морфологически не отличимы) и различаются только физиологически. В других случаях у низших растений генеративные органы подразделяются на антеридии (образующие мужские гаметы) и оогонии (образующие женские гаметы), как правило, одноклеточные. От них в процессе эволюции произошли многоклеточные генеративные органы высших растений - антеридии и архегонии. У высших споровых растений (мхов, папоротников, хвощей и плаунов) антеридии представляют собой небольшие овальные или шаровидные тельца, одетые снаружи бесплодными клетками, в. которых образуются подвижные сперматозоиды (мужские гаметы) (см. Мхи, Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные). Архегонии выглядят как небольшие бутылкообразные или колбообразные тельца, состоящие из брюшка и шейки. В брюшке помещается неподвижная яйцеклетка - женская гамета. В процессе эволюции высших растений архегонии и антеридии претерпевают упрощение (редукцию). У наиболее высокоорганизованных покрытосеменных растений, а также у некоторых голосеменных растений архегонии отсутствуют. У сосновых от архегония сохраняется яйцеклетка и несколько боковых клеток, а мужской гаметофит редуцирован до трех клеток и антеридии, и как таковой не образуется. У покрытосеменных (цветковых) растений, в связи с особенностями их развития, возникают высокоспециализированные генеративные органы - мужские гаметофиты (пыльцевые зерна), состоящие из двух клеток (генеративной и вегетативной), и сильно редуцированные женские гаметофиты - зародышевые мешки. Понятие Генеративные органы, у покрытосеменных растений часто распространяют на цветки и плоды.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Панова Елена Олеговна,

учитель биологии и химии,

Предмет: биология

Цель урока: Познакомиться с особенностями организации высших растений.

Задачи: обучающие:

- рассмотреть общие признаки основных отделов высших растений;

- показать усложнение организации высших растений по сравнению с водорослями;

развивающие :

-продолжить формирование умений работать с текстом его осмысливания и формулирования выводов;

воспитательные:

-воспитывать культуру умственного труда,

-продолжить формирование логического мышления.

Тип урока. Урок изучения нового материала.

Методы урока: словесные, проблемно - поисковый.

Образовательные технологии : технология продуктивного чтения с элементами технологии развития критического мышления через чтение и письмо, элементы здоровьесберегающей технологий.

Методы обучения:

- словесные : беседа;

- практические : частично-поисковый;

- методы контроля и самоконтроля : устный контроль, самоконтроль.

Оборудование:

-Рисунки учебника и других книг с изображением мхов, плаунов, хвощей, голосеменных и цветковых растений

Организационный момент (1 мин)

Актуализация знаний (15 мин)

Определение целей и задач урока (3 мин)

Изучение нового материала (20 мин)

Закрепление (3 мин)

Домашнее задание (1 мин)

Рефлексия (1 мин)

Итог урока (1 мин)

Деятельность

обучающихся

Организационный момент

Приветствие; определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку;

Мобилизуют себя на работу

Актуализация знаний

А . Вопросы устного опроса:

Назовите общие признаки растений

Что изучает систематика растений?

Какие растения относятся к низшим растениям? Чем они отличаются от высших растений?

В . Тест. Какие утверждения верны?

Водоросли — древнейшие представители растительного мира (да)

Важным условием для жизни водорослей является наличие воды (да)

Бурые водоросли имеют корень, стебель и листья (нет)

Большинство водорослей — автотрофы (да)

Водоросли размножаются только бесполым путём (нет)

Бурые водоросли обитают только в арктических морях (нет)

Некоторые бурые водоросли достигают в длину 30-50 м. (да)

Лишайники — это организмы — симбионты (да)

В лишайнике присутствуют два компонента — автотрофный и гетеротрофный (да)

Наиболее простой тип лишайников — кустистый (нет)

Лишайники способны переносить длительное высушивание и низкие температуры (да)

Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха (да)

А теперь проверьте свои ответы с ключом на доске и поставьте оценку, используя критерии.

С . Биологическая задача

На берегу моря после шторма остаётся много водорослей, от которых исходит запах йода. Как можно объяснить такое явление?

Учащиеся отвечают на вопросы устно

Учащиеся отвечают письменно на листочках

Делают самопроверку и ставят оценку

Учащиеся решают биологическую задачу устно.

Определение целей и задач урока

Царство Растений включает 2 группы. Какие?

Молодцы! А теперь отгадайте ребусы (приложение 2) :

hello_html_51a837c6.jpg

hello_html_m25d6c7d1.jpg

Правильно, кедр и роза. Скажите, что их объединяет?

Как думаете, что мы будем изучать?

Какую цель мы должны поставить перед собой, изучая эту тему?

Ученики дают ответы (низшие и высшие)

Учащиеся отгадывают ребус (кедр, роза)

Ученики дают ответы (оба растения относятся к высшим растениям).

Формулируют тему урока (Высшие растения)

Ставят перед собой цель (познакомиться с особенностями организации высших растений).

Изучение нового материала

В ходе изучения текста составьте ответ в виде конспекта по плану:

Особенности строения высших растений (ткани, органы)

Особенности индивидуального развития

Классификация высших растений

Учащиеся изучают текст.

Делают конспект в тетрадях.

Физкультминутка

А теперь, давайте немного отдохнём

1. Колебательные движения глазами по горизонтали справа - налево, затем слева - направо.

2. Движения глазами по вертикали вверх-вниз, затем вниз-вверх.

3. Интенсивные сжимания век в быстром темпе.

4. Круговые вращательные движения глазами слева-направо, затем справа-налево.

5. Круговые вращательные движения, вычерчивая цифру 8, лежащую на боку.

6. Частые моргания, без усилий.

Учащиеся выполняют упражнения

Закрепление

Дайте определение понятий:

-ткань, орган, репродуктивный орган, спорангий, спора, эмбриональный период, постэмбриональный период.

2. Перечислите отличительные признаки высших растений.

Учащиеся отвечают на задания.

А теперь давайте подведем итог нашего урока.

Что сегодня вы узнали нового? Достигли ли мы поставленной цели?

Выставляет оценки, комментируя работу учащихся.

Отвечают на вопросы.

Перечисляют свои открытия,

Выставляют оценки в дневники.

Домашнее задание

С. 50-52, пересказ

Составьте цепи питания с высшими растениями.

Учащиеся записывают и задают вопросы

Приложение 1.

Тест. Какие утверждения верны?

1. Водоросли — древнейшие представители растительного мира

2. Важным условием для жизни водорослей является наличие воды

3. Бурые водоросли имеют корень, стебель и листья

4. Большинство водорослей — автотрофы

5. Водоросли размножаются только бесполым путём

6. Бурые водоросли обитают только в арктических морях

7. Некоторые бурые водоросли достигают в длину 30-50 м.

8. Лишайники — это организмы — симбионты

9. В лишайнике присутствуют два компонента — автотрофный и гетеротрофный

10. Наиболее простой тип лишайников — кустистый

11. Лишайники способны переносить длительное высушивание и низкие температуры

12. Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха

Критерии оценивания.

Приложение 2.

Отгадайте ребусы

hello_html_m211c5f8c.jpg
hello_html_7c3ea1b7.jpg

Приложение 3.

Высшие растения, в отличие от низших, имеют хорошо выраженные ткани: образовательную, за счет которой осуществляется рост организма; покровную; проводящие, обеспечивающие транспорт питательных веществ, воды и продуктов фотосинтеза; механические или опорные; придают прочность различным частям растения и способствуют их ориентации в пространстве; выделительные или секреторные и основные, к которым относится запасающая ткань, выполняющие функцию отложения в запас белков, жиров, углеводов (крахмал, сахар, глюкоза, фруктоза).

Характерной особенностью высших растений являются органы, которые подразделяются на вегетативные (корень, стебель, лист) и репродуктивные (спорангии, цветки, плоды). Корень – осевой орган, имеющий цилиндрическую форму и обладающий радиальной симметрией. Он способен к росту до тех пор, пока сохраняется апикальная (верхушечная меристема). Морфологически корень отличается от побега тем, что на нем никогда не возникают листья. А верхушечная меристема прикрыта корневым чехликом. Стебель - вегетативный орган растения, на котором укрепляются листья, цветки, плоды и осуществляется передвижение воды и минеральных солей от корня к листьям и органических веществ, синтезированных в листьях, вниз к корням. В клетках эпидермы зеленых стеблей имеются хлоропласты, в которых осуществляется фотосинтез. У многих растений в стебле накапливаются запасные питательные вещества. Стебель может служить и органом вегетативного размножения. Лист - вегетативный орган, образующийся на стебле из боковых почек и выполняющий важнейшие функции зеленого растения - фотосинтез, транспирацию (регулируемое испарение воды) и газообмен. Лист связывает все растение с окружающей средой. Цветок является органом семенного размножения покрытосеменных растений. Цветок представляет собой видоизмененный укороченный спороносный побег ограниченного роста, приспособленный для образования микро - и мегаспор, гамет и для опыления. Плод – это орган размножения покрытосеменных растений, заключающий семена и развивающийся из одного цветка. В состав плода входят пестик и другие части цветка: разросшееся цветоложе, сросшиеся основания чашелистиков, лепестков и тычинок. Функции плода: формирование, защита и распространение семян.

Характерная особенность высших растений: индивидуальное развитие у них подразделяется на эмбриональный (зародышевый) и постэмбриональный (послезародышевый) периоды.

Высшие растения включают две крупные группы: споровые и семенные. К споровым растениям относят отделы: Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные и Папоротниковидные. Основной отличительной чертой споровых служит менее чёткая по сравнению с семенными специализация тканей и бесполое размножение при помощи спор. Половое размножение у споровых неразрывно связано с водной средой, так как для оплодотворения необходима вода. Семенные растения включают два отдела: Голосеменные и Покрытосеменные (Цветковые) растения. Они размножаются при помощи семян и вегетативно – частями тела. У семенных растений специализация тканей зашла особенно далеко: они образуют отчётливо выраженные системы органов – побеговую и корневую.

Составьте ответ в виде краткого конспекта по плану:

1. Особенности строения высших растений (ткани, органы)

2. Особенности индивидуального развития

3. Классификация высших растений

Приложение 1.

Тест. Какие утверждения верны?

1. Водоросли — древнейшие представители растительного мира

2. Важным условием для жизни водорослей является наличие воды

3. Бурые водоросли имеют корень, стебель и листья

4. Большинство водорослей — автотрофы

5. Водоросли размножаются только бесполым путём

6. Бурые водоросли обитают только в арктических морях

7. Некоторые бурые водоросли достигают в длину 30-50 м.

8. Лишайники — это организмы — симбионты

9. В лишайнике присутствуют два компонента — автотрофный и гетеротрофный

10. Наиболее простой тип лишайников — кустистый

11. Лишайники способны переносить длительное высушивание и низкие температуры

12. Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха

Критерии оценивания.

Приложение 1.

Тест. Какие утверждения верны?

1. Водоросли — древнейшие представители растительного мира

2. Важным условием для жизни водорослей является наличие воды

3. Бурые водоросли имеют корень, стебель и листья

4. Большинство водорослей — автотрофы

5. Водоросли размножаются только бесполым путём

6. Бурые водоросли обитают только в арктических морях

7. Некоторые бурые водоросли достигают в длину 30-50 м.

8. Лишайники — это организмы — симбионты

9. В лишайнике присутствуют два компонента — автотрофный и гетеротрофный

10. Наиболее простой тип лишайников — кустистый

11. Лишайники способны переносить длительное высушивание и низкие температуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке рассматриваются вопросы эволюции высших споровых растений, даётся общая характеристика высшим споровым растениям. Урок разработан с применением технологий проблемного обучения, учебно-поисковой деятельности, развития критического мышления. Для закрепления знаний предлагается организация работы учащихся в группах.

Урок биологии в 7 классе

Тема урока: «Подцарство высшие растения.

Образовательные: актуализировать знания о водорослях как о низших растениях; сформировать знания о происхождении высших растений, об особенностях высших споровых растений;

Развивающие: развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы, сравнивать;

совершенствовать умение работать с учебником; развивать навыки исследовательской работы, логическое мышление и монологическую речь учащихся.

Воспитательные: воспитание уважительного отношения к природе, всему живому, что нас окружает; развивать уважительное отношение к живым организмам.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы организации учебной деятельности: Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);

Наглядные (рисунки, таблицы, комнатные растения);

Практические (решение тестовых заданий, заданий различного характера на закрепление знаний, работа с учебником).

Технологии: классно-урочная система, проблемное обучение, технологии развития критического мышления, технология учебно-поисковой деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: рабочие тетради, учебник для 7 класса, рисунки и таблицы с изображением высших растений, дидактические материалы для закрепления знаний, комнатные растения.

Базовые понятия и термины: высшие растения, риниофиты, спорофит, гаметофит, спорангии, споры, гаметы, оплодотворение, зигота.

I. Организационный момент, приветствие учащихся (1 мин). Здравствуйте, ребята! Проверьте своё рабочее место, настройтесь на работу.

II. Актуализация знаний (3-4 мин).

Учитель: Давайте вспомним, какие изменения на Земле связаны с жизнедеятельностью водорослей в течение многих лет?

Учащиеся: формирование озонового экрана в результате фотосинтеза, участие в образовании осадочных пород (например, диатомовые водоросли, некоторые красные).

Учитель: Когда произошел выход растений на сушу? (в конце палеозойской эры)

Как вы думаете, а почему же растения не могли появиться на суше раньше, или одновременно с водорослями? Учащиеся предполагают: так как не было условий для обитания на суше, а именно, озонового экрана, ультрафиолетовые лучи убивали все живое, водоросли могли жить в водоёмах, потому что от этих лучей их защищал слой воды; после формирования озонового слоя появилась возможность выхода растений на сушу.

III. Изучение нового материала (проблемное изложение) (20-25 мин).

1. Особенности эволюции высших растений.

Учитель: Как вы думаете, с какими проблемами столкнулись водные организмы в процессе освоения наземно-воздушной среды?

Для решения данной проблемной ситуации, необходимо обсудить, каковы особенности наземно-воздушной среды обитания:

- более низкая плотность;

- резкие колебания температур.

Таким образом, растениям необходимо было:

- защищаться от высыхания;

- закрепляться в почве;

- опора для поддержания тела;

- развитие тканей для поглощения воды и минеральных веществ из почвы.

Учащиеся под контролем учителя делают вывод: у высших растений, с освоением суши, появились ткани (например, покровные - защита от высыхания, механические - опорная функция, проводящие - для транспорта веществ и др.) и различные органы (например, корень, стебель, листья и др.).

Работа с учебником.

Учитель: Ребята, с помощью учебника (стр.34) скажите, как называются первые наземные растения (риниофиты), каковы их особенности строения?

2. Особенности классификации растений.

Учитель: Итак, мы уже знаем, на какие подцарства подразделяют Царство Растения (учащиеся называют подцарства, дают определения низшим и высшим растениям; учитель заполняет на доске схему или таблицу, вводит понятие споровые и семенные растения):

Царство Растения

(нет тканей и органов, тело - слоевище)

3. Физкультминутка для глаз. Учитель: А теперь, давайте немного отдохнём (физкультминутку проводит один из учащихся)

1. Колебательные движения глазами по горизонтали справа - налево, затем слева - направо.

2. Движения глазами по вертикали вверх-вниз, затем вниз-вверх.

3. Интенсивные сжимания век в быстром темпе.

4. Круговые вращательные движения глазами слева-направо, затем справа-налево.

5. Круговые вращательные движения, вычерчивая цифру 8, лежащую на боку.

6. Частые моргания, без усилий.

4. Особенности высших споровых растений.

В ходе беседы с учащимися, учитель выявляет основные черты высших споровых растений, ребята заполняют краткий конспект, вводятся новые термины (под запись в тетрадь).

Особенности высших споровых растений:

1. Развиты ткани и органы.

2. Споры служат для бесполого размножения и расселения.

3. В жизненном цикле чередуются два поколения: половое (гаметофит) и бесполое (спорофит)








4. Оплодотворение - т.е. слияние половых клеток, происходит только во влажной среде (!)

Как вы думаете, почему размножение возможно только во влажной среде? (вода нужна для движения мужских гамет - сперматозоидов)

IV. Закрепление знаний, первичный контроль и коррекция полученных знаний (15 мин).

Работа в группах. Класс быстро делится на 5-6 групп (по 4-5 человек, за первой партой разворачиваются ко второй, и т.д.). Учитель раздаёт задания каждой группе, на выполнение которых даётся 3-4 минуты. Затем каждая группа выступает с ответами и решениями заданий.

Задания для группы 1. Работа с текстом. Вставить в текст пропущенные слова:

Выход растений на сушу проходится на _________ эру. По сравнению с водной в наземно-воздушной среде часто возникает дефицит ________, плотность воздуха намного _________ плотности воды, характерны резкие колебания ________. Первые наземные растения - _________ появились около 400 млн. лет назад. Произрастали риниофиты в ________ местах. Прикреплялись к почве они с помощью особых выростов горизонтальных веточек - _______. Высшие растения имеют хорошо развитые ______ и ______.

(Ответы: палеозойскую; воды, ниже, температур; риниофиты; увлажнённых; ризоидов; органы и ткани).

Задания для группы 2. Работа с текстом. Вставить в текст пропущенные слова:

В процессе освоения наземной среды обитания у растений для защиты от высыхания появились ______ ткани. Плотность воздуха значительно _______, чем плотность водной среды, поэтому растениям необходимо было развитие _______ тканей для поддержания тела. Для закрепления в почве развились _______. У высших споровых растений споры служат для _______ и ________.

В жизненном цикле высших растений происходит чередование двух поколений: _______ и _______.

(Ответы: покровные ткани; ниже, механических тканей; корни; размножения и расселения; полового и бесполого).

Задания для группы 3. Задания на соответствие терминов. На табличках - отдельно термины и определения. Учащиеся сопоставляют термины и определения на парте (или на доске с помощью магнитов).

растения без тканей и органов

организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических

выросты клеток водорослей для закрепления в почве

слияние двух половых клеток

половое поколение высших растений, на котором образуются половые клетки

бесполое поколение высших растений, на котором образуются споры в спорангиях

Задания для группы 4. Задания на соответствие терминов. На табличках - отдельно термины и определения. Учащиеся сопоставляют термины и определения на парте (или на доске с помощью магнитов).

тело водорослей, состоящее из группы клеток

растения, у которых хорошо развиты ткани и органы

первые наземные растения

мужские половые клетки

женские половые клетки

органы бесполого размножения, в которых образуются споры

Задание для группы 5. Выбрать лишний термин из предложенных. Объяснить свой выбор.

А) стебель, лист, слоевище, побег, корень;

Б) ламинария, саргассум, одуванчик, спирогира, филлофора;

В) споры, спорангии, яйцеклетка, спорофит, бесполое поколение;

Г) сперматозоид, гаметофит, яйцеклетка, половые органы, споры.

( Ответы: А) слоевище; Б) одуванчик; В) яйцеклетка; Г) споры.)

1. Условия в наземно-воздушной среде нестабильны, резко меняются (да)

2. У высших растений не развиты ни ткани, ни органы (нет)

3. В водной среде низкая плотность (нет)

4. Риниофиты - это вымершие организмы (да)

5. Оплодотворение у высших споровых растений осуществляется с помощью ветра (да)

6. Водоросли - первые растительные организмы на Земле, возникли в водной среде (да)

7. Спорофит - это половое поколение высших споровых растений (нет)

8. Половые клетки - гаметы, образуются в гаметофите (да)

V. Рефлексия (3 мин).

Ребята, я предлагаю вам на полях в рабочей тетради нарисовать смайлики (улыбки) напротив тех вопросов, которые вам запомнились, понравились, что заинтересовало. А что вызвало наибольшее затруднение? Поставьте восклицательный знак (учитель останавливается на наиболее сложных вопросах материала; при просьбе учащихся - поясняет)

VI. Итоги урока, домашнее задание (2 мин).

Учитель объявляет домашнее задание (п.12, выучить все новые термины); благодарит учащихся за работу на уроке. Выставляет оценки, комментируя работу учащихся.


Материал познакомит учащихся с особенностями организации высших растений, позволит рассмотреть общие признаки основных отделов высших растений, покажет усложнение их организации по сравнению с водорослями.

Описание разработки

Задачи урока:

познакомиться с особенностями организации высших растений;

рассмотреть общие признаки основных отделов высших растений;

показать усложнение организации высших растений по сравнению с водорослями.

Планируемые результаты:

- формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельности риниофитов;

- формировать умение характеризовать подцарство Высшие растения;

- формировать умение отличать представителей подцарства Высшие Растения от ранее изученных водорослей.

презентация подцарство высшие растения

Метапредметные и личностные результаты:

- Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

- Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- Сформировать умение работать по плану.

Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (видео в текст).

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

Ход урока.

Организационный момент.

По звонку начинается урок.

- Здравствуйте дети. Садитесь. Вам понравилось, как прошла перемена? Да, действительно, как прекрасен этот мир! Слайд 1.

Весь материал - в архиве.


-75%

Читайте также: