Образы природы в музыке 3 класс презентация и конспект

Обновлено: 05.07.2024

Тема: Образы природы в музыке и живописи.

Цель:

- учить видеть и использовать краски состояния утренней и вечерней природы;
- учить слышать и передавать в собственном исполнении настроение утра и вечера.

Оборудование: портрет Эдварда Грига, аудиозапись, картины художников с изображением утреннего и вечернего пейзажа, 2 палитры (с теплыми и холодными красками), карточки со словами: флейта, силуэт, храм природы, Эдвард Григ; образцы пейзажей: утро и вечер; изображение флейты.

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
С.Смирнов.

- Как вы думаете, какому храму будет посвящен наш урок?

- Чтобы увидеть и услышать красоту природы, мы совершим экскурсию в картинную галерею.

- Природа бывает разная: спокойная, шумная, ветреная, дождливая и т.д.

(На доску помещаются карточки с надписями: орту и речев, а на обратной стороне изображены образцы пейзажей: утро и вечер. Дети прочитывают слова, а учитель переворачивает эти карточки.)

- Послушайте, о каком времени суток я прочту?

Ясно утро. Тихо веет
Теплый ветерок;
Луг, как бархат зеленеет,
В зареве восток.
И.Никитин.

- В каком состоянии природа? (Спокойная, тихая, теплая.)

- Послушайте музыкальную загадку и скажите, созвучны ли стихотворение и музыка?

- Расскажите об этой музыке по плану:

название
композитор
исполнители
лад
форма
динамика
темп
характер
настроение

(План ответа помещается на доске.)

- Флейта – деревянный духовой инструмент, один из самых древних по происхождению.

- Сядьте как исполнители. Показывая руками, как восходит солнце, исполним главную мелодию.

- Посмотрите на картины.

- Какие краски используют художники: теплые или холодные?

- Правильно, холодные. Солнце низко, кругом туман, лучи рассеяны, скользят по земле, утром воздух прохладный.

- Какое время суток спряталось в этом стихотворении?

Летний вечер тих и ясен,
Посмотри, как дремлют ивы,
Запад неба бледно красен,
И реки блестят извивы…
А.Фет.

- Послушайте музыкальную загадку.

- Можно ли объединить стихотворение и песню?

- Расскажите о музыке, которую вы услышали?

(Ученики отвечают по плану.)

Вокально-хоровая работа:

- точное исполнение распевов;

- работа над динамикой.

- Посмотрите на картины.

- Какие краски используют художники?

- Солнышко днем все вокруг согревало своими лучами, воздух теплый, все замирает, засыпает.

(На каждой парте лежат по 2 кружка разного цвета: холодный и теплый.)

5. Объяснение, показ последовательности рисунка.

Практическая работа детей.

- Мы пополним картинную галерею новыми работами. Создадим свои картины природы.

- Деревья изобразим силуэтами.

Силуэт – очертание предмета, похожее на его тень.

1. Линия горизонта ниже середины или посередине листа. Берем синюю краску.
2. Смачиваем лист слева направо губкой или широкой кистью.
3. Верхняя часть неба темнее и холоднее:

фиолетовый + синий (2-3 мазка);
фиолетовый + бордовый или малиновый (1 мазок);
бордовый (1 мазок);
бордовый + красный (1 мазок);

4. Работу можно повращать, чтобы мазки немного слились.

Можно сделать отмывку и изобразить диск солнца желтым цветом. Лучей много, их не рисуем.

5. Земля утром и вечером темная.

Рисуем с черным цветом:

зеленый + черный;
коричневый + черный;
синий + черный.

6. Лес вдали изображаем примакиванием.

- Выберите то время суток, которое соответствует вашему настроению.

(Дети выполняют подмалевок. Звучит музыка Э.Грига.)

7. Листву на деревьях можно изобразить по-разному: тычками, облачками, примакиванием. Деревья могут быть ближе и дальше, крупнее и меньше.

Цель урока: выявить взаимосвязь между музыкой и природой на примерах музыкальных произведений и окружающего мира;учить воспринимать музыку, как интонационно – образную речь.
Данный ресурс содержит технологическую карту урока и презентацию. Основное содержание темы, понятия и термины: Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов. Состав симфонического оркестра. Интонационно – образная природа музыкального искусства. Мир природы в музыкальных произведениях. Понятие вокализа, симфонического оркестра, музыкальных штрихов. Пение без сопровождения.



  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока №5.docx

Урок № 5 3 класс 02.10.2020г.

Цель урока: формирование понимания, о выразительности и изобразительности музыки на примере произведений Эдварда Грига.

Планируемые результаты обучения (с учётом УУД):

Предметные результаты: развитие у учащихся устойчивого интереса к музыкальным занятиям; формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; формирование общего представления о музыкальной картине мира; знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; развитие певческих умений и навыков (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;

Метапредметные результаты: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности.

Регулятивные УУД - понимать и сохранять учебную задачу, эмоционально откликаться на характеристику музыкальных зарисовок; выполнять действия в устной и письменной форме; осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.

Коммуникативные УУД - использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; принимать участие в обсуждении музыкальных впечатлений, выражая своё мнение; контролировать свои действия в коллективной работе; вступать в диалог с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли в работе с одноклассниками.

Тип урока: интегрированный.

Форма урока: урок-экскурсия.

Образовательные ресурсы:

Оборудование: баян, телевизор, муз. центр;

Другие ресурсы: презентация, портрет Э. Грига, раздаточный материал – рабочие папки, таблицы, кроссворд на доске.

Вокальное приветствие

Придумано кем – то просто и мудро.

При встрече здороваться:

- Доброе утро! (хором)

- Солнцу и птицам! (хором)

- Приветливым лицам (хором)

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро, длится до вечера (хором).

Настраиваются на восприятие

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Урок проводится в 3-ем классе в блоге: "День,полный событий",по программе Сергеевой,Критской.Программа урока знакомит учащихся с новыми терминами,понятиями,с образами норвежской природы и композитором Эдвардом Григом.Учащиеся размышляют о том,как звуками,музыкой можно нарисовать образ наступающего утра.Большая часть урока проходит в игровой форме.В урок включены следующие разделы:пение,слушание музыки,ритмическая и вокальная импровизация,упражнения на дыхание и артикуляцию.Создана презентация к уроку.

ВложениеРазмер
urok_muzyki_v_3_klasse.odt 23.71 КБ
prezentaciya_po_grigu.ppt 1.47 МБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки в 3 классе

учитель музыки СБГОУ №476

Цель урока: развитие восприятия музыки, интереса учащихся к

Задачи: -учить учащихся распознавать и оценивать изобразительные особенности музыки,применяя знания основных средств музыкальной выразительности;

-познакомить учащихся с норвежским композитором Э.Григом;

-закрепление понятий:симфонический оркестр,музыкальные инструменты оркестра,динамика,темп,мелодия,образ;

-учить учащихся передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи;

-продолжить работу над выразительным исполнением песни.

Оборудование: экран,мультимедиапроектор,музыкальный центр.

Учитель: «Сегодня мы снова встретились с вами на уроке музыки.

Каждый день в нашей жизни звучит музыка. Мы слышим ее повсюду,а где мы можем услышать музыку?(ответы учащихся-дома,в театре,на концерте,в компьютере,в лесу)

Правильно.А какую музыку мы можем услышать в лесу,в парке?(ответы учащихся-шелест листьев,пение птиц,журчание ручья)

А как бы вы назвали такую музыку?(музыка природы)

Она во всем-в самой природе,

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.

Ей служат ветер,плеск волны,

Раскаты грома,звон капели,

Птиц несмолкаемые трели

Среди зеленой тишины.

И дятла дробь,и поездов

Гудки,чуть слышные в дремоте.

И ливень-песенкой без слов,

Все на одной звенящей ноте.

А снега хруст,а треск костра!

А металлическое пенье,

И звон пилы,а топора!

А проводов степных гуденье!

… Вот почему-то иногда

Почудится в концертном зале,

Что нам о солнце рассказали,

О том,как плещется вода,

Как ветер шелестит листвой,

А это арфы нам напели,

Рояль,и скрипка,и гобой.

Учитель: «Сегодня мы совершим увлекательное путешествие и начнем мы его с прогулки по парку.Представим себе,что гуляя по парку мы увидели очень красивые цветы и нам захотелось их понюхать:

-упражнения на дыхание(глубокий вдох-медленный выдох)

Гуляя,мы немного устали и сели отдохнуть на скамеечку:

Снова пошли гулять по парку,увидели качели и решили покататься.

Все молодцы.Давайте похвалим себя:

А теперь давайте споем о красивых цветах,которые мы видели в парке:

Работа над чистотой интонирования,исполнение a capella,повторение

понятия a capella,исполнение каноном.

3.Учитель «Что такое утро в жизни человека?(ответы учащихся-начало нового дня,надежда на то,что день пройдет хорошо)

Сегодня мы отправимся в Норвегию,страну красивых рек,озёр и гор,страну суровой северной природы.

И вот в этой стране жил и сочинял музыку композитор Эдвард Григ.

Сейчас прозвучит замечательное произведение.Музыка нарисует вам какую-то зарисовку природы.Давайте послушаем и подумаем,что хотел нарисовать Э.Григ своей музыкой.

Что вы представили,слушая музыку?(природу,восход солнца)

А солнце сразу светило ярко?А как?

Как сначала звучала музыка?(тихо,спокойно,ласково)

А что изменялось постепенно?(музыка звучала громче,ярче)

Музыка рисует,как просыпается земля,оживает ветер,распускаются цветы.Оркестр рисует картину того,как солнечные лучи крепнут,светлеет вокруг.И вот солнце показалось из-за горизонта.

Как стала звучать музыка?(торжественно)А всегда звучал весь оркестр?(нет).Ачто изменялось в звучании?(сначала звучали несколько инструментов,чем музыка становилась громче,ярче-тем всё больше инструментов оркестра звучало,а в момент восхода солнца играл весь оркестр)

Мы сейчас повторно прослушаем произведение и когда вы услышите в музыке появление солнца из-за горизонта,поднимите руки.

(ритмическая игра:учитель задает задание-дети повторяют,затем учащиеся работают в парах)

5.Учитель: «А теперь давайте по лесным тропинкам и вспомним нашу песню.

-повторение текста песни

-пропевание по фразам,работа над кантиленностью исполнения

-разучивание 2,3 куплетов.

6.Учитель: «Кто нам нужен для того,чтобы получилась музыка?(композитор,исполнитель,слушатель)

Исполнителями вы были?

Слушателями вы были?

Сейчас каждый попробует себя в роли композитора.

Учитель: «Сегодня мы совершили увлекательную прогулку в мир музыки.Где мы слышали музыку в нашем путешествии?С каким композитором познакомились?Какую картину природы нарисовал нам звуками композитор?

Читайте также: