Образы киномузыки 6 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

- кинокартины отечественного и зарубежного кинематографа XX века.

Тапёр – музыкант второй половины XIX-начала XX века, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением немые фильмы.

Увертюра – это музыка, которая открывает оперу, драматический спектакль, кинофильм.

Лейтмотив – в музыке характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают персонаж, его черты, драматическую ситуацию, и звучат при появлении этого персонажа или при повторении этой ситуации.

Кантата – вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

Список литературы

Обязательная литература:

Открытые электронные ресурсы:

Основной теоретический материал для самостоятельного изучения

Начало жизни кинематографа в его современном виде началось с показа короткометражных фильмов. Первые кинокадры (примерно полторы минуты демонстрации) были документальными.

Это была немая, чёрно-белая лента.

Одна из самых запоминающихся сцен – поединок Меркуцио и Тибальда. Перед гибелью Меркуцио улыбается – гобой и флейта передают трагизм сцены.

Мелодии к советским кинокартинам писали виднейшие композиторы своего времени.

Эта мелодия любима до сих пор. И хотя она названа маршем, весёлая и задорная песенка оставляет лёгкое, приятное впечатление.

Фильм начинается симфонической увертюрой.

Увертюра – инструментальное (оркестровое) вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте).

В увертюре звучат фанфары. Вступают фаготы и кларнеты. Достигается кульминация, звучат деревянные и струнные инструменты, создавая новую лирическую мелодию. В финале мелодия повторяет начало.

Всё это – романтические мечты о путешествиях и приключениях. Музыка в кино заставляет зрителя сопереживать героям и придаёт картине неповторимый характер. Сегодня трудно представить себе фильм без музыки, ведь она по праву стала частью кинопроизведения.

Разбор заданий тренировочного модуля

Вспомним текст четвёртой части написанной Сергеем Прокофьевым кантаты.

Вставайте, люди русские,

На славный бой, на смертный бой.

Вставайте, люди вольные,

За нашу землю честную!

Живым бойцам почёт и честь,

А мёртвым – слава вечная.

За отчий дом, за русский край

Вставайте, люди русские!

2) Кино и музыка

Соотнесите названия кинокартин, имена композиторов, режиссёров и годы выхода фильмов. Подставьте их в нужные ячейки.

Ромео и Джульетта

Цель: показать роль музыки в кинофильмах, способствовать формированию музыкальной культуры и музыкального вкуса.

  • Обучающая - расширение музыкального кругозора, осознание роли музыки в киноискусстве.
  • Познавательная - повышение интереса к русской и зарубежной музыкальной культуре, киноискусству, музыке.
  • Развивающая - развитие у учащихся музыкального слуха, музыкального вкуса, речи. Формирование умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции, делать выводы в конце беседы, диалога;
  • Воспитательная - пробудить у учащихся интерес к музыке русского и мирового музыкального искусства, и кинематографии.
  • Коммуникативная - формирование умения слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме. Научить навыкам самостоятельной, индивидуальной работы, умению слушать и оценивать других, навыкам коммуникативной рефлексии. Выражать собственную точку зрения. Делать выводы в конце беседы, диалога.

Оборудование: рояль, ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный центр

Учитель: Сегодня на уроке мы обратимся к некоторым музыкальным произведениям, написанным к кинофильмам. Кино – искусство XX века. С самого рождения оно неразрывно связано с музыкой. Великим называли немое кино, когда оно еще не было звуковым. Зрители не могли услышать с экрана ни одного слова, но воспринимать фильм им помогала музыка. Обычно в кинотеатре служил тапёр – пианист, который сопровождал игрой на фортепиано показ кинофильма. Музыка помогала пережить события фильма: она грустила и радовалась; бывала нежной, грациозной и грозной, серьезной и смешной.

Как вы думаете, в какой стране появился первый кинофильм?

Кони мчатся по буграм,

Топчут снег глубокой.

Вот, в сторонке божий храм

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Вещий стон гласит печаль!

Чутко смотрят в темну даль,

Учитель: Удалось ли композитору почувствовать поэтическую интонацию в повести Пушкина и передать ее в музыке?

Ответы детей: Звучание симфонического оркестра создает образ метели, зимы.

Учитель: Что преобладает в музыкальном образе: душевное состояние человека или показ тройки, которая торопливо мчится?

Ответы детей: В музыкальном образе преобладает душевное состояние, но мы слышим и образ тройки, которая мчится.

Учитель: Как вы считаете, увиденные вами кадры фильма снимал сам режиссер?

Ответы детей: Кинооператор.

Учитель: А теперь послушайте мелодию и скажите, в каком кинофильме она звучит, и определите, кто ее исполняет?

Учитель: Каков сюжет этого фильма?

Ответы детей: В фильме рассказывается о жизни детей, о их занятиях музыкой.

Учитель: Правильно, в этом веселом фильме показано, как любовь к музыке сделала друзьями шаловливых ребят и их молодую воспитательницу. Она придумала для них захватывающую и не очень сложную музыку. Мелодия вырастала из простых интонаций, даже из обыкновенной гаммы. Как вы думаете, кто стал главным действующим лицом музыкального фильма?

Ответы детей: Музыка.

Задание: По нотной записи найти эпизоды в песне, построенной на ступенях гаммы До мажор.

Учитель: Послушайте музыкальные фрагменты из кинофильмов и скажите, знакома ли вам эта музыка?

Учитель: А теперь посмотрите фрагмент фильма, определите его название. Как вы думаете, кого из героев характеризует неоднократно повторяющаяся в фильме музыкальная тема.

Ответы детей: Повторяющаяся тема показывает глубокое чувство любви между Джульеттой и Ромео.

Ответы детей: История Ромео и Джульетты – это яркий пример вечной любви.

Исполнение темы в виде вокализа.

Итог урока: Сегодня на уроке вы познакомились с музыкой из разных кинофильмов, посмотрели фрагменты этих фильмов. Мне хотелось бы, чтобы после сегодняшнего урока у вас появилось желание посмотреть эти замечательные шедевры мирового кинематографа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Фигаро как бессмертный образ музыкальной культуры

Урок был проведён в рамках конкурса "Учитель года города Астрахани 2009". Основная задача - познакомить учащихся с новым произведением, показать интонационное многообразие музыки Моцарта на прим.


Мастер-класс "Общение-образ или образ-общение?"

Как организовать диалог на уроке? И даже полилог? А может быть, и декалог? Это возможно, если урок проводить, во-первых, в режиме мастер-класса (динамично, образно, интонационно выстроено), во-вторых.


презентация "Образы киномузыки"

Урок музыки в 6 классе по теме "Образы киномузыки".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Образы киномузыки

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

- роль музыки в киноискусстве;

- жанры музыки и их сочетание с жанрами кино;

- кинокартины отечественного и зарубежного кинематографа XX века.

Тапёр – музыкант второй половины XIX-начала XX века, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением немые фильмы.

Увертюра – это музыка, которая открывает оперу, драматический спектакль, кинофильм.

Лейтмотив – в музыке характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают персонаж, его черты, драматическую ситуацию, и звучат при появлении этого персонажа или при повторении этой ситуации.

Кантата – вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

Список литературы

Обязательная литература:

Открытые электронные ресурсы:

Основной теоретический материал для самостоятельного изучения

Начало жизни кинематографа в его современном виде началось с показа короткометражных фильмов. Первые кинокадры (примерно полторы минуты демонстрации) были документальными.

Это была немая, чёрно-белая лента.

Одна из самых запоминающихся сцен – поединок Меркуцио и Тибальда. Перед гибелью Меркуцио улыбается – гобой и флейта передают трагизм сцены.

Мелодии к советским кинокартинам писали виднейшие композиторы своего времени.

Эта мелодия любима до сих пор. И хотя она названа маршем, весёлая и задорная песенка оставляет лёгкое, приятное впечатление.

Фильм начинается симфонической увертюрой.

Увертюра – инструментальное (оркестровое) вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте).

В увертюре звучат фанфары. Вступают фаготы и кларнеты. Достигается кульминация, звучат деревянные и струнные инструменты, создавая новую лирическую мелодию. В финале мелодия повторяет начало.

Всё это – романтические мечты о путешествиях и приключениях. Музыка в кино заставляет зрителя сопереживать героям и придаёт картине неповторимый характер. Сегодня трудно представить себе фильм без музыки, ведь она по праву стала частью кинопроизведения.

Разбор заданий тренировочного модуля

Вспомним текст четвёртой части написанной Сергеем Прокофьевым кантаты.

Вставайте, люди русские,

На славный бой, на смертный бой.

Вставайте, люди вольные,

За нашу землю честную!

Живым бойцам почёт и честь,

А мёртвым – слава вечная.

За отчий дом, за русский край

Вставайте, люди русские!

2) Кино и музыка

Соотнесите названия кинокартин, имена композиторов, режиссёров и годы выхода фильмов. Подставьте их в нужные ячейки.

Ромео и Джульетта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: показать роль музыки в кинофильмах, способствовать формированию музыкальной культуры и музыкального вкуса.

Планируемые результаты:

Метапредметные

Знать музыку русского и мирового музыкального искусства и кинематографии.

Уметь распознавать образ музыкального произведения, средства музыкальной выразительности; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, в процессе слушания осмысливать содержание произведения; обращать внимание на содержание; уметь вместе начинать и заканчивать петь.

Регулятивные: осуществлять поиск ин­формации (в разных источниках), расширяю­щей и дополняющей знания.

Познавательные: выбирать действия в соответ­ствии с поставленными задачами.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи своего впечат­ления от музыки.

Иметь мотивацию к учебной деятельности. Учиться делиться впечатлениями о прослушанных музыкальных произведениях.

Межпредметные связи: литература, история, музыка, хореография

Оборудование: компьютер, проектор, фортепиано, колонки

Опорные понятия, термины:

продолжительность, музыкальный материал

Методы, приемы, формы

Организационный

Поздороваться с детьми. Настрой на урок.

- С добрым утром, шестой класс!

- Здравствуйте, учитель наш!

Коллективная форма. Использование наглядно-слухового метода.

Актуализация опорных знаний

Подвести детей к теме урока. Заинтересовать детей темой урока, настроить на эмоциональное восприятие материала учебного занятия.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о связи музыки с другими видами искусства.

Итак, тема сегодняшнего урока:

Давайте поразмышляем, какова роль музыки в детском кино, мультфильмах, детских телепередачах?

На это задание отводится 5 минут. Каждый потом выскажет свое мнение.

Размышление учащихся. Оценивание по критериям.

Коллективная форма работы. Беседа.

Основная часть

Слушание музыки

Слушать музыку, проявлять интерес к ней;

Поиск ответа на заданный учителем вопрос, участие и взаимодействие в процессе этого поиска;

Научить анализировать, сравнивать произведения

Сегодня на уроке мы обратимся к некоторым музыкальным произведениям, написанным к кинофильмам. Кино – искусство XX века. С самого рождения оно неразрывно связано с музыкой. Великим называли немое кино, когда оно еще не было звуковым. Зрители не могли услышать с экрана ни одного слова, но воспринимать фильм им помогала музыка. Обычно в кинотеатре служил тапёр – пианист, который сопровождал игрой на фортепиано показ кинофильма. Музыка помогала пережить события фильма: она грустила и радовалась; бывала нежной, грациозной и грозной, серьезной и смешной.

Как вы думаете, в какой стране появился первый кинофильм?

Кони мчатся по буграм,

Топчут снег глубокой.

Вот, в сторонке божий храм

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Вещий стон гласит печаль!

Чутко смотрят в темну даль,

Удалось ли композитору почувствовать поэтическую интонацию в повести Пушкина и передать ее в музыке?

Что преобладает в музыкальном образе: душевное состояние человека или показ тройки, которая торопливо мчится?

Как вы считаете, увиденные вами кадры фильма снимал сам режиссер?

А теперь послушайте мелодию и скажите, в каком кинофильме она звучит, и определите, кто ее исполняет?

Каков сюжет этого фильма?

Правильно, в этом веселом фильме показано, как любовь к музыке сделала друзьями шаловливых ребят и их молодую воспитательницу. Она придумала для них захватывающую и не очень сложную музыку. Мелодия вырастала из простых интонаций, даже из обыкновенной гаммы.

Как вы думаете, кто стал главным действующим лицом музыкального фильма?

Задание: По нотной записи найти эпизоды в песне, построенной на ступенях гаммы До мажор.

Послушайте музыкальные фрагменты из кинофильмов и скажите, знакома ли вам эта музыка?

А теперь посмотрите фрагмент фильма, определите его название.

Как вы думаете, кого из героев характеризует неоднократно повторяющаяся в фильме музыкальная тема?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: овладение основами музыкальной грамотности, способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства;

Задачи урока:

развитие образного мышления, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства;

умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

осознание русской природы музыки Г. Свиридова;

расширение представлений о связях музыки и литературы, освоение возможностей симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: урок-размышление.

Планируемые результаты изучения:

Развитие музыкально-эстетического чувства, художественного вкуса. Стремление к художественному самообразованию.

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.

Музыкальный материал:

Художественный материал:

Организационная часть.

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний

2. Формулирование темы урока. (Слайд 5)

Прочтите на стр. 120 тему сегодняшнего урока:

- Определите цель нашего урока.

- Познакомиться с музыкой Г. Свиридова.

Планирование деятельности. Рассмотрите развороты учебника на стр. 120, 122, 124 и составьте план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?

ознакомление с музыкальными иллюстрациями Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина;

анализирование музыкальных произведений, определение приемов развития музыки Свиридова;

выявление средств музыкальной выразительности и изобразительности;

Работа над новым материалом.

Задание 1 ознакомление с музыкальными иллюстрациями Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина;

(Слайд 8) Георгий Васильевич Свиридов (1915 – 1998) русский композитор

создатель музыкальных иллюстраций. Отличительные черты его творчества вокальность, демократичность и выразительность музыкального языка, опора на русскую народную песенность.

Эти два шедевра русской культуры отделены друг от друга промежутком времени в 145 лет. Музыка впитала в себя разнообразные интонации и ритм пушкинского времени и выразила их в зарисовках природы.

(Слайд 11) Образ дороги, пути в метельную ночь нередко встречается в русской художественной литературе. Какие события в повести Пушкина сопровождает метель? Об этом прочтите фрагменты из повести на странице 121 (Чтение).

(Ответы уч-ся) Вступление начинается бурно, стремительно взволнованно, как бы предвещает, драматические события повести. Основная тема пьесы контрастна по характеру вступлению. Музыка выражает эмоциональное состояние (растерянность, волнение, беспокойство, страх), в котором пребывает герой повести – Владимир Бурмин.

- Выразительные интонации двух тем пьесы близки к русской протяжной песне, а изображение безостановочного движение в сопровождении создает ощущение смутной тревоги, волнения.

Прочтите на странице 122 как описывает Пушкин о восторженном отношение женщин к войнам-победителям, что и позволило Свиридову в своих музыкальных иллюстрациях создать образ бала. (Чтение)

(Ответы уч-ся) Пьеса начинается призывными фанфарами, после которых вступает мелодия с характерным для вальса аккомпанементом. Музыка по характеру торжественная, грациозная, праздничная, свободная, одухотворенная. Переносит нас в эпоху Пушкина на светский бал. Форма произведения трехчастная.

- Проанализируйте средства музыкальной выразительности.

(Ответы уч-ся) Разный тип мелодики основных тем вальса ((песенность, взлеты-падения, ритмическое разнообразие), тембровая окраска тем, динамические контрасты.

- Прочтите (124 стр.), как Пушкин рисует природу во время метели (Чтение)

(Слайд 15) А теперь послушайте эту часть и проанализируйте. Сравните их друг с другом, что в них общего, что их отличает друг от друга?

- А почему композитор поручает исполнение главных мелодий именно этим инструментам? (Ответы уч-ся)

Читайте также: