Образы гоголь сюиты 8 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Альфре́д Га́рриевич Шни́тке (1934 — 1998) — советский и немецкий композитор , педагог и музыковед. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Лауреат Государственной премии РСФСР имени Н. К . Крупской (1986 ), Государственной премии Российской Федерации (1995 ). Автор 4 опер, 3 балетов, 10 симфоний, 15 инструментальных концертов, многочисленных произведений камерной, вокальной, хоровой и инструментальной музыки, музыки к кинофильмам, мультфильмам и театральным постановкам.

Главный герой – Николай Васильевич Гоголь.

- оркестровое вступление, которое раскрывает всё содержание и замысел композитора. Увертюра

1. Увертюра Послушайте увертюру. В образный мир каких персонажей вводит она слушателей?

Эта часть о жизни Художника, который вдруг лишился признания публики. Он уже более не может создать ничего достойного, и его отчаяние оборачивается стремлением мстить всем и вся. Единственным его желанием становится уничтожение всех шедевров. 3. Портрет

В спектакле шинель не вещь, не одежда, не предмет гардероба, а любимая жена, подруга, которой герой посвящает все лучшие чувства, всю любовь. 4. Шинель

6. Чиновники Десятки, сотни безымянных спин, стоячих белых воротничков, скрипящих перьев. Бесконечный муравейник человеческих душ, может быть, уже давно мертвых… Здесь представлен и безымянный чиновник-балетоман. Тело его – за департаментским столом, а душа…в театре. А какой балет он больше всего любит, вы сами легко догадаетесь, послушав музыку этой части.

В центре сцены прожектором высвечивается фигура Художника, а вокруг него носятся персонажи, созданные его воображением, они корчат ему рожи, кривляются, ухмыляются, хохочут… 7. Бал

Сочетание в одном сочинении несовместимых или резко различных, разнородных элементов, предполагающее неожиданное включение цитат из других произведений. Полистилистика

Вопросы С помощью каких знакомых музыкальных жанров композитор раскрывает смысл художественных образов? Каковы особенности мелодических линий, оркестровки, фактуры? О каких проблемах жизни современного человека заставляет задуматься музыка ? Каково значение музыки в раскрытии драматургии действия в спектакле? Выразительный смысл: гротеск, насмешка, карикатурные зарисовки. Композитор высмеивает пошлость, пустоту бессмысленного существования гоголевских героев и подобных им людей, используя простоватые мотивчики .

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна . 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом ). синквейн

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и сами богатырях"разрабатывался для учащихся шестых классов школы глухих. Сценарий подготовили - учитель класса Кретова Н.В и учитель.


Сценарий спектакля по сказке "Волшебная лампа Аладдина"

Сценарий спектакля написан совместно с учащимися моего класса, с этим спектаклем мы выступали на школьном фестивале искусств "Весна на улице Константинова" , а также показали его учащимся начальной шк.


Авторский сценарий для школьного спектакля "Рождественская сказка"

Коллеги! Сценарий посвящён Рождеству Христову, о чудесах в Рождество в наше время вы можете рассказать своим ученикам.

Сценарий спектакля новогодней сказки

Как добро побеждает зло.


Полистилистика Альфреда Шнитке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока. Изучение нового материала.

Форма урока. Музыкально-литературная гостиная.

Цели урока:


Тип урока. Изучение нового материала.

Форма урока. Музыкально-литературная гостиная.

Цели урока:

Продемонстрировать учащимся, как один феномен искусства порождает другой. Показать, как связаны искусство слова, музыки, тетра;

Развивать музыкальную память, внимание, умение слушать и воспринимать произведения;

Развивать навыки монологической речи; вокальные способности обучающихся;

Учить воспринимать и анализировать музыкальные произведения разных жанров;

Прививать вкус к подлинному искусству, учить пониманию предназначения искусства и его роли в жизни общества;

Ход урока

Музыка — вся порыв. Она вдруг, одним разом

отрывает человека от земли его, оглушает

его громом могучих звуков и разом погружает

его в свой мир. Она властительно ударяя

клавишам, по его нервам, по всему его

существованию и обращает его в один трепет.

О, будь же нашим хранителем, спасителем,

Музыка! Не оставляй нас.

1. Организационный момент. Знакомство. Музыкальное приветствие.

2. Мотивация деятельности.

Я приглашаю вас на вечер, посвященный музыке и поэзии в музыкально-литературную гостиную, где я буду главной ее ведущей, а вы не просто моими гостями-слушателями, но и помощниками и главными почитателями мира прекрасного – искусства.

Чтение эпиграфа к уроку. Это слова Н.Гоголя. Что вам известно об этом человеке, кто он? Знакомы ли вам произведения этого писателя?

4. Изучение материала.

Музыка этой сюиты - ярчайший образец симфонического театра. Представьте, концертный зал, где нет ни декораций, ни актеров, тем не менее перед слушателем разворачивается симфонический спектакль, а сила музыкального языка ярко рисует образы и главных героев. Надеюсь, я вас заинтриговала, и вы уже горите желанием скорее познакомиться с фрагментами этого удивительного произведения.

5. Восприятие произведения и его анализ.

Показать правильный вариант и соотнести иллюстрации к частям сюиты.

Начнем знакомство с музыкой сюиты с сопоставления двух ее частей:

Прослушайте Увертюру сюиты, в образный мир каких персонажей вводит она слушателей? Какая знакомая интонация завершает эту часть? (восприятие произведения)

Будучи композиторами, какие жанры вы взяли бы для раскрытия образов главных героев, простые, как песня, танец, марш или более сложные, драматичные, как соната или симфония? Почему? А какие музыкальные инструменты помогли бы вам изобразить портрет вашего главного героя? Почему? Что бы вы выбрали в отношении темпа и динамики? (можно воспользоваться папками для анализа произведения). А вот как это получилось у композитора А. Шнитке, мы сейчас и узнаем. Но только сначала…

6. Физминутка.

Представьте себя в роли музыканта симфонического оркестра. Я ваш дирижер, называю музыкальный инструмент, на котором вы играете (имитируете).

Теперь постарайтесь отдаться во власть музыки, слушая которую передайте цветом ваше видение этой части. Потом мы поделимся своими впечатлениями.

8. Закрепление материала.

Сегодня мы в нашей музыкально-литературной гостиной перелистали страницы выдающихся личностей – Гоголя и Шнитке. Они жили в разные эпохи, но интересны нам сегодня. Гоголь писал почти 200 лет назад, а А. Шнитке обратился к творчеству этого писателя, потому что это классика литературы, а произведение Шнитке в скором будущем станет классикой музыки. Для чего это нам нужно сегодня, актуальна ли эта тема? Это наша история, наше достояние, один из примеров связи поколений, что всегда нужно чтить и помнить.

9. Исполнительская деятельность.

10. Рефлексия.

11. Подведение итога урока.

12. Выставление оценок, комментарии.

13. Домашнее задание. Если вам понравилась услышанная музыка, дома вы можете прослушать остальные части сюиты с помощью Интернета, а на следующем уроке поделиться своими впечатлениями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли музыки в сценическом действии; закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик сюжетных линий спектакля и его главных героев.

Задачи:

- активизировать художественно-познавательную деятельность учащихся.

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

II ЧЕТВЕРТЬ

Цели урока: Актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли музыки в сценическом действии; закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик сюжетных линий спектакля и его главных героев.

- активизировать художественно-познавательную деятельность учащихся.

Мотивация. Актуализация опорных знаний

На прошлых уроках мы говорили о роли музыки в драматических спектаклях.

В чём же заключается эта роль?

Как музыка Грига характеризует главную героиню – Сольвейг?

Исполнение песни.

Ведение в тему

Главный герой спектакля – сам Николай Васильевич Гоголь, действующий на сцене в окружении персонажей своих произведений, раскрывающих драму русской жизни.

Написать музыку к спектаклю был приглашён Альфред Гарриевич Шнитке (1934-1998), который хорошо знал и любил творчество Гоголя. Композитор писал:

Мысли писателя и композитора во многом были созвучны. Оба умели горько смеяться над жизнью, в которой много шутовского…

Эта музыка – ярчайший образец симфонического театра. В концертном зале нет ни декораций, ни актёров, тем не менее перед слушателями разворачивается симфонический спектакль, по силе воздействия стоящий на уровне лучших образцов театральной музыки.

Прослушайте, сопоставьте музыку крайних частей сюиты. Постарайтесь самостоятельно выстроить возможную драматургическую линию и предопределите её основной выразительный смысл.

Вопросы к размышлению:

В образный мир каких персонажей вводит слушателей музыка Увертюры?

Какая знакомая интонация завершает эту часть? Какой импульс она даёт развитию музыки?

Ответы учащихся.

Если бы вы были композиторами, написавшими крайние части сюиты, то какую мысль (идею) вы развивали бы в её средних частях? Аргументируйте своё мнение.

- Основной выразительный смысл (идея) - гротеск, насмешка, карикатурные зарисовки, выражающийся в высмеивании пошлости, глупости, тупости, никчёмности и бессмысленного, пустого прозябания героев гоголевских рассказов и похожих на них многих наших современников.

3) Работа с учебником

Учащиеся читают фрагмент статьи.

Эта часть о жизни Художника, который вдруг лишился признания публики. Он уже более не может создать ничего достойного, и его отчаяние оборачивается стремлением мстить всем и вся. Единственным его желанием становится уничтожение всех шедевров.

В спектакле шинель не вещь, не одежда, не предмет гардероба, а любимая жена, подруга, которой герой посвящает все лучшие чувства, всю любовь.

Десятки, сотни безымянных спин, стоячих белых воротничков, скрипящих перьев. Бесконечный муравейник человеческих душ, может быть, уже давно мёртвых… Здесь представлен и безымянный чиновник-балетоман. Тело его – за департаментским столом, а душа… в театре. А какой балет он больше всего любит, вы сами легко догадаетесь, послушав музыку этой части.

Прослушивание.

В центре сцены прожектором высвечивается фигура Художника, а вокруг него носятся персонажи, созданные его воображением, они корчат ему рожи, кривляются, ухмыляются, хохочут…

Прослушивание.

Е) Вопросы к размышлению

С помощью каких знакомых вам музыкальных жанров композитор раскрывает подтекст, скрытый смысл художественных образов?

Какими способами и приёмами Шнитке показывает множественность и контрастность гоголевских персонажей: особенности мелодических линий, оркестровки, фактуры, композиции номеров?

- В музыке слышно, как композитор нередко использует простоватые интонации (мотивчики). Композитор таким образом высмеивает пошлость, пустоту бессмысленного существования гоголевских героев и подобных им людей в нашей современной жизни.

- Драматические события происходят не только в определённом историческом времени, переданные в самых разных жанрах и стилях музыкального искусства, но и как бы в нашем собственном времени, то есть в конечном счёте развёртываются ради освобождения наших переживаний, чувств, мыслей.

4. Рефлексия. Итог

- В чём же сила музыки А. Шнитке?

- Наверное, в её выразительности.

Прослушайте произведение С.В. Рахманинова и сопоставьте с музыкой сюиты Шнитке.

- Произведения эти (Рахманинова и Шнитке) контрастны и по содержанию, и по стилю, и по жанру, и по настроению. При их сравнении мы наблюдаем бесконечное разнообразие жизни: от высокого духовного – до карикатурного, смешного.

- И что любопытно: всё это мы можем встретить в жизни любого народа. Тем самым становится очевидной мысль, что музыка, как и жизнь, безгранична в своих проявлениях и возможностях.

История создания

Альфред Шнитке


Шнитке
Юрий Любимов и Альфред Шнитке

Интересные факты

Краткое содержание спектакля и музыки к спектаклю

Имя героя

Роль

Из какого произведения

Павел Иванович Чичиков

Аксентий Иванович Поприщин

Служащий в департаменте

Андрей Петрович Чертков (в повести Чартков)

Разорившийся дворянин, талантливый художник, променявший талант на деньги.

Акакий Акакиевич Башмачкин

Титулярный советник из Санкт-Петербурга

Король Испании, одновременно является Аксентием Ивановичем Поприщиным.

Увертюра

Небольшое, но яркое оркестровое вступление создает настроение, соответствующее жанру. Ощущение хаоса и беспорядка не покидает слушателя. Постепенно ритмы приобретают весьма знакомые очертания. Из громыхающей волны звуков формируется пародия на известную всем тему вступления из I части 5 симфонии Людвига ван Бетховена .

Детство Чичикова

Музыка полностью совпадает, с происходящим на сцене. Из небольшого ростка вырастает голова. Чтобы ей было тепло на нее одевают чепчик, чтобы росток быстрее рос его откармливают кашей. Вскоре она становится громадной. Из этого растения появляется абсолютно безликий человечек. Все его черты серы и обыкновенны. Средний рост, чин и лицо. Все никакое. Имя этого господина Павел Иванович Чичиков.

Монолог Гоголя является связкой со следующей картиной.


Портрет

Повествование ведется об Андрее Петровиче Черткове (Чарткове). Его художественный талант в начале произведения передается стройной и мелодичной игрой фортепиано и чембало, контрабаса и скрипки в трехдольном размере. Молодой художник беден, но подает большие надежды. Бедность и нежелание учиться приводит его к тому, что он начинает без разбору писать портреты знатных людей, способных обеспечить ему роскошную жизнь. Слава и деньги лишают его возможности совершенствовать свой навык. Его мелодия становится грубой и непонятной, главенствующую роль берут на себя ударные инструменты и низкие духовые, играющие в неестественном для себя регистре. Музыка деградирует, становится примитивной. Но вдруг, Андрей Петрович видит талантливую работу. В его голове возникает ровная и прекрасная мелодия, которая разрушается угловатым мотивом. В злости и ярости, художник начинает скупать шедевры и уничтожать их в своей комнате. Постепенно он сходит с ума.

Шинель


Фердинанд VIII

В Гоголь-сюите отсутствует. В спектакле это небольшая музыкальная вставка, основанная на искажении музыки из предыдущей картины. Повествование ведется о сумасшедшем Аксентии Поприщине, возомнившем из себя короля Фердинанда VIII.

Чиновники

Бал

Средь шумной толпы красочным пятном выделена фигура художника. Ударные инструменты отбивают ритм, напоминающий вальс. Но нет в музыке изящности, красоты и грации. Как нет ее в присутствующих.

Завещание

Николай Васильевич Гоголь произносит слова о Руси. Музыка наполнена колокольными звонами и написана в минорной тональности. В ней есть одновременно что-то величественное, но и загадочное. В дали можно услышать шум ветра и печальный отзвук колокола.

Гоголь-сюита состоит из 7 частей, которые полностью отражают драматургию и концепцию, выраженную в спектакле. Названия в сюите сохранены и носят программный смысл.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Читайте также: