Образование ссср конспект урока 9 класс 8 вида

Обновлено: 07.07.2024

Обучающая – сформировать у учащихся представление об основных особенностях процесса образования СССР, уделив внимание взаимосвязи истории и современности.

Развивающая – формировать у учащихся навыки самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, анализа и синтеза изучаемого материала.

Воспитательная – способствовать становлению гражданского самосознания школьников.

Учебные элементы урока:

Ход урока

1. Мы должны понять, что образование СССР было не случайным событием, которое

способствовало укреплению коммунистического режима, усилению военной мощи страны, но и найти противоречия, которые способствовали со временем распаду Советского Союза. СССР – так называлось государство, существовавшее почти 70 лет на политической карте мира. Это была мощная сверхдержава, объединявшая нации и народности, проживающие сегодня на территории новых государственных образований. Можно сказать, что все мы родом из СССР и это обстоятельство вновь и вновь заставляет нас возвращаться к страницам советской истории, по – новому вглядываясь в их особенности. В происходящие в те годы события.

2. Прослушав песню, подумайте. Почему она звучит на уроке? О чем эта песня?

3. Вы родились в ХХ веке, ваши родители очевидцы распада Советского Союза – огромного

по территории многонационального государства, возникшего в 1922 году. Тогда очевидцами объединения были ваши прабабушки и прадедушки. Таким образом, история СССР – это история 4 поколений, история граждан СССР – людей разных национальностей, вероисповедания, культурных традиций и обычаев. Наша задача установить, как и на каких основах образовался СССР, увидеть те противоречия, которые позже привели к его распаду. На последующих уроках узнать, как развивалось это государство и в силу каких причин распалось.

Перед уроком вы получали опережающее задание. Провести соц. Опрос жителей нашего района по теме: Плюсы и минусы советской системы. Результаты заслушиваются.

4. Вспомним позицию партии большевиков по национальному вопросу. Для этого

5. Ряд факторов способствовал сближению республик в первые годы после Октября. Прочитайте тест выступления И.В. Сталина на Х Всероссийском съезде Советов 26.12 1922 года и выпишете в тетрадь предпосылки образования СССР.

6. Вопрос об основах объединения был сложным и дискуссионным. У вас на столах есть

схема. Где отражены два плана образования СССР (Ленина и Сталина). Сопоставляя два проекта, объясните, какой из них наиболее способствовал справедливому решению национального вопроса. Какую позицию в решении вопроса о национально – государственном устройстве отстаиваете вы. Аргументируйте свой ответ.

7. Работа с картой. Показывают границы СССР, союзные республики и называют их столицы.

8. В соответствии с принятой в 1924 году конституцией СССР высшим органом власти

являлся Всесоюзный съезд Советов, в промежутках между съездами – ЦИК, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Обратите внимание, что каждая республика имела права выхода из союза. Откройте Конституцию от 12.12.1993г. ст. 71 и сравните сферы ведения СССР по договору об образовании СССР и современной Конституции. Вспомните, кто был лишен политических прав. Почему были сняты ограничения?

9. Карточки с заданиями. Приложение 2.

10. ПОПС – формула.

П – позиция (я считаю…)
О – обоснование (потому что…
П – пример (например…)
С – следствие (следовательно…)

Какое значение имело образование СССР?

11. Творческое задание. На доске слова: родина, страна, земля, знаю, единая. Напишите эссе или стихотворение, используя при этом данные слова. Приложение 3.

12. Домашнее задание.

13. Итоговая оценка.

Декларация прав народов России.

«…Недостойной политики лжи и недоверия должен быть положен конец. Отныне она должна быть заменена открытой и честной политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России, политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России.

Только в результате такого доверия может сложиться честный и прочный союз народов России.

Съезд Советов в июне этого года провозгласил право народов России на свободное самоопределение.

Второй съезд Советов в октябре этого года подтвердил это неотъемлемое право народов России более решительно и определенно.

Исполняя волю этих съездов, Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующее:

1. Равенство и суверенность народов России.

2. Право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образование самостоятельного государства.

3. Отмена всех и всяких национальных и национально – религиозных привилегий и ограничений.

4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

Карточки с заданиями

Согласны ли вы со следующими утверждениями?

1. Создание СССР – результат долгого поиска новой формы национально – государственного устройства.

2. СССР – пример подлинно демократической федерации.

3. Создание СССР решило все национальные проблемы бывшей империи.

4. СССР сформировался как федеративное по форме, но унитарное по сути государство.

5. Последующее развитие советского гражданского общества подтвердило правильность так называемой ленинской национальной политики.

Пример творческого задания одного из учеников (стихотворение).

Родина многое видела,
Многое знает она.
Каждый в ней главное выделил,
Каждый, включая меня.
Неважно, где родина малая.
Неважно, в какой мы стране,
Ведь все мы живем не на разной,
Живем на единой земле.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока истории для учащихся 9 класса "Образование СССР"

Открытый урок истории для учащихся 9-х классов.

по теме: "Образование СССР"

Составила: учитель истории высшей квалификационной категории Шарова Татьяна Федоровна

Цель: Разъяснить причины, предпосылки и принципы построения СССР.

Образовательные: дать учащимся знания о причинах образования СССР; познакомить с государственным устройством Советского Союза.

Коррекционно – развивающие: развить познавательные способности по оценке исторического события; продолжать развивать навыки работы с заданиями, текстом учебника.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма.

Основные знания: 30 декабря 1922г. – образование СССР.

Основные понятия: союз, наркоматы, делегат.

Тип урока: комбинированный.

Звучит песня: "Я, ты, она - вместе дружная семья".

Повторение пройденного материала

Деятельность учителя(опрос учащихся):

Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чём шла речь?

Почему в данный период нужна была новая экономическая политика?

В чем заключалась НЭП?

Какие положительные результаты дала НЭП?

Деятельность учащихся(Вспоминают тему и содержание предыдущего урока .Дают аргументированные и развернутые ответы с помощью учебника).

Слово связанное с историей хлопаем в ладоши.

Слово связанное с географией топаем ногами.

(НЭП, республика, революция, гражданская война, флаг, герб, гимн, реки, моря, океаны, государство, СССР)

Индивидуальные задания "Определи век":

Задание "Соедини стрелками даты и события"

февральская революция октябрь 1917г.

октябрьская революция февраль 1917г.

гражданская война 1922г.

образование СССР 1918 - 1920 гг.

Актуализация знаний, объявление новой темы

Вводное слово учителя.

После революций и во время Гражданской войны бывшая Российская империя распалась на отдельные территории. Многие считали, что необходимо снова объединиться в единое государство.

Раз, два - выше голова

Три, четыре - руки шире.

Пять, шесть - тихо здесь

Семь, восемь - лень отбросим.

Девять, десять - потянулись

На одиннадцать нагнулись.

На двенадцать все шагаем

На тринадцать - замираем.

На четырнадцать присели

На пятнадцать тихо сели.

Записывают тему урока в тетрадь .

Изучение нового материала.

Деятельность учителя(просмотр презентации):

Чтение презентации учителя в стихах.

Как возникло государство

Нам об этом вспомнить надо

А что объединило их

То был союз один для всех.

Все самостоятельные были,

Вокруг России мирно жили,

Власть Советская была,

В каждом государстве там.

Встал вопрос объединиться

И в страну одну всем слиться

И политику решать.

Договор в Москве подписан

Четыре государства впишем

Закавказье и вся Русь.

СССР как государство

Стало называться наше

Число 30 в декабре

День рожденья СССР

Двадцать второй год пошёл

И образовался он

СССР – союз республик

Южных, маленьких и дружных

Двадцать второй год пошёл

И образовался он СССР.

К нему два года мы добавим

И Конституцию узнаем.

К дате этой два добавим

И конституцию узнаем

Закон она для всей страны

По ней и жить мы все должны

Кто будет управлять по новой?

Так Съезд Советов СССР

Верховной Орган власти всей

ЦИК СССР – что это значит?

Он выбран был из депутатов,

Президиум тут во главе

21 здесь человек

А кто же правит всей страной?

Совет народных комиссаров – Совнарком.

Правительство страны он есть

И наркоматы в подчинение здесь.

Нарком тот кто – то возглавляет?

Да, Алексей Иванович Рыков сам

Судебный орган тоже был

Верховный суд над всем один.

А безопасность в государстве

Она важна, всем это ясно

Для этого его создали

ОГПУ его назвали

И делегатов выбирали

В четыре года, один раз

Из города в 5 раз их больше

Чем с сельской местностью опять.

Нам вывод ясен без сомненья

Рабочих власть кругом была

И ни одна из населенья

Большой быть группа не могла

Вот так образовалось государство

Союзное и новое для всех

И европейские все страны

Признали сразу СССР

Символика была у государства

Конечно, так положено всегда

То красный флаг у государства

И песня гимн торжественна всегда.

А герб СССР объединен в колосья,

И шар земной, серп, молот и звезда,

Лучи от солнца тянутся как счастье

Которое и строила страна.

Историю страны её этапы

Мы непременно знать должны

Она нас учит как нам развиваться

Как правильно вперёд идти

Ты был внимательным сегодня на уроке?

Ответить сможешь на вопросы всё?

В двадцать втором году,

Как стало называться государство?

Советское, Россия или СССР?

И дату СССР должны мы помнить

Шёл март, январь или декабрь на дворе?

Год восемнадцатый, двадцать второй

Иль двадцать третий?

Число тридцатое или восьмое в декабре?

А каковы причины их объединенья?

Совместное хозяйство, оборона иль борьба?

Подумайте и назовите точно

Тем более, что здесь их не одна.

Столицей СССР стал город важный

Ульяновск, Петроград или Москва?

Подумав, вы ответите нам сразу

И назовёте имя сразу города Москва!

Республики какие СССР образовали?

Всё Закавказье, Украина, Беларусь, Россия?

Сколько было их четыре, пять ли или больше?

Все назовите их.

Последнее о чём спросить должны мы

О Конституции СССР

Когда мы приняли её для жизни?

В двадцать четвертом или

В двадцать третьем в январе?

Все молодцы ребята вы сегодня,

Трудились, отвечали здесь

И по контрольным этим всем вопросам

Вы знания проверили свои.

Словарная работа: союз.

Показ республик, вошедших в состав СССР.

- Какой высший орган был создан в СССР?

- Какой орган власти осуществлял управление страной между съездами?

- Какой орган власти был исполнительным?

Словарная работа: нарком.

- Какую функцию выполнял Верховный суд?

- Для чего было создано ОГПУ?

- Как в союзных республиках формировались органы власти?

- Как назывались участники съезда Советов СССР?

Словарная работа: делегаты.

- Кому запрещалось участвовать в выборах?

Ознакомив учащихся с презентацией, учитель делает вывод.

Слушают учителя. По ходу рассказа записывают в тетрадь:

30 декабря – 1922г. – Союз Советских Социалистических Республик.

Находят объяснения новых слов в презентации.

Следят за просмотром показа презентации. Записывают в тетрадь: Конституция СССР – 1924г.

Слушают учителя, делают вывод.

Первичное закрепление материала.

Закрепление проходит по заданиям презентации и дополнительным вопросам - тестам:

1.Как называлась наша страна в 1918 г.?

б) Советская Россия

г) Российская империя

2. Причины объединения СССР:

а) Совместная оборона

б) Совместное хозяйствование

г) Желание народов

3. Дата образования СССР:

б) 30 декабря 1922г.

в) январь 1924 г.

4. Что означает абвиатура СССР?

6. Советскими республиками, вошедшими в состав СССР, были (выберите правильный ответ):

а) РСФСР, УССР, БССР, ГССР

б) РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР

в) РСФСР, УСССР, БСССР, МССР

7. Первая конституция СССР была принята (подчеркните правильный ответ):

а) 30 декабря 1922г.

б) 25 апреля 1923г.

в) 31 января 1924г.

Отлично успевающие ученики дают ответ, остальные выполняют тест.

Задание предполагает от отлично успевающих учеников обоснованного ответа; слабо успевающие выполняют тест.

Задания выполняют индивидуально - устно.

Комментарии, объявление оценок за работу.

Слушают комментарии учителя.

Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы учебника.

Записывают домашнее задание.

А.И. Рыков после смерти Ленина в январе 1924г. возглавил Совнарком РСФСР.

Для поддержания национальных интересов каждой республики было принято решение о том, чтобы ЦИК СССР возглавили четыре сопредседателя - председатели ЦИК союзных республик. Ими стали М.И. Калинин (от РСФСР), Г.И. Петровский (от Украины), Н.К. Нариманов (от Закавказской СФСР) и А.Г. Червяков (от Белоруссии).

Выборы делегатов съезда Советов СССР носили многоступенчатый характер: каждый Совет избирал делегатов вышестоящего Совета, т.е. районный в областной, областной в республиканский, республиканский - на съезд Советов СССР.

Конспект урока истории Отечества на тему

Цель Разъяснить причины, предпосылки и принципы построе­ния СССР.

Образовательные: дать учащимся знания о причинах об­разования СССР; познакомить с государственным устройством Советского Союза.

Коррекционно-развивающие: развивать познавательные способности по оценке исторического события; продолжать развивать навыки работы с заданиями, текстом учебника.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма.

Основные знания

30 декабря 1922 г. — образование СССР.

Основные понятия Союз, наркоматы, делегат.

Оборудование и материалы

Приветствие, проверка готовности к уроку, настрой на работу

1365г., 154 г., 1001 г., VII век, XIV век, XIX век

Повторение пройденного материала

Какую тему изучали на пре­дыдущем уроке? О чем шла речь?

1. Почему в данный период нуж­на была новая экономическая политика?

2. В чем заключалась нэп?

3. Какие положительные результаты дала нэп?

Актуализа­ция знаний, объявление новой темы

Вводное слово учителя.

После революций и во время Гражданской войны бывшая Российская империя распалась на отдельные территории. Мно­гие считали, что необходимо снова объединиться в единое государство.

Изучение нового мате­риала

Рассказ учителя о причинах объединения.

Словарная работа: союз.

Показ на карте республик, вошедших в состав СССР.

Работа с текстом учебника.

— Какой высший орган был со­здан в СССР?

— Какой орган власти осуществ­лял управление страной между съездами?

— Какой орган власти был ис­полнительным?

Словарная работа: нарком.

— Какую функцию выполнял Верховный суд?

— Для чего было создано ОГПУ?

— Как в союзных республиках формировались органы власти?

— Как назывались участники

съезда Советов СССР?

Словарная работа: делегаты . — Кому запрещалось участво­вать в выборах?

Работа с учебником стр. 113 об админи­стративной реформе самостоятельно

Кратко проговорив изучен­ный материал, учитель делает вывод по теме

Первичное закрепление нового мате­риала

Закрепление проходит по за­даниям.

Задание 1. Как называлась наша страна в 1918 г.?

Советская Россия РСФСР

Задание 2. Причины объедине­ния в СССР —

Задание 3. Дата образования СССР: Март 1918 г.

30 декабря 1922 г.

Задание 4. Что означает СССР?

Задание 5. Советскими рес­публиками, вошедшими в со­став СССР, были РСФСР, УССР, БССР, ГССР, РСФСР, УССР, МССР

Выберите правильный ответ.

Задание 6. Столица СССР — Петроград. Ульяновск. Москва.

Задание 7. Первая Конститу­ция СССР была принята

30 декабря 1922 г.
25 апреля 1923 г.

31 января 1924 г.
Подчеркните правильный ответ

Комментарии, объявление оценок за работу

Прочитать текст учебника стр. 109-113, дать ответы на вопросы учебни­ка стр. 113

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории в 9 классе коррекционной школы VIII вида.

  1. Тема урока: Советские заключенные на стройках пятилеток. Стахановцы.
  2. Тип урока: комбинированный
  3. Цели урока:

Сообщить сведения о стахановском движении, известных стахановцах; об организации работы заключенных, их жизни в лагерях;

- Учить давать оценку историческому деятелю;

- развивать умения обобщать исторический материал

Воспитывать гордость и уважение к трудовому народу

1) Организационный момент - 2 мин.

2) Проверка домашнего задания - 10 мин.

4) Изучение нового материала – 10мин.

5) Первичное закрепление материала – 7 мин.

7) Инструктаж домашнего задания – 5 мин.

8) Подведение итогов работы на уроке – 4 мин.

План конспекта урока

Учебный предмет: История Отечества

Учебный класс: 9

Тема урока: Советские заключенные на стройках пятилеток. Стахановцы.

Тип урока: комбинированный

-образовательные:

Сообщить сведения о стахановском движении, известных стахановцах; об организации работы заключенных, их жизни в лагерях;

- коррекционно-развивающие:

- Учить давать оценку историческому деятелю;

- развивать умения обобщать исторический материал

- воспитательная.

Воспитывать гордость и уважение к трудовому народу

План проведения урока

1) Организационный момент - 2 мин.

2) Проверка домашнего задания - 10 мин.

4) Изучение нового материала – 10мин.

5) Первичное закрепление материала – 7 мин.

7) Инструктаж домашнего задания – 5 мин.

8) Подведение итогов работы на уроке – 4 мин.

10) Литература, использованная для подготовки к уроку:

1.Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004.- 312с.:ил.

2.Уроки истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003 (Коррекционная педагогика)

3. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. Пособие для студ. Высш.учеб.заведений. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003.

5.Алексеев С.П. Книга для чтения по истории нашей Родины (с 1670 по 1945 год): Пособие для учащихся 5 кл. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение 1991. – 206 с.: ил.

Приветствие. Проверка готовности к уроку

Проверка домашнего задания

Пересказ – 1 обучающийся

Задание на карточках

1.Развитие промышленности ускоренными темпами – это _____________

2.План развития промышленности и народного хозяйства сроком на 5 лет – это ___________________

3. Сбор средств у населения с последующим возвратом – это ______________________

4. Направление молодежи на работу в промышленности и строительстве – это _____________________

Индустриализация должна была обеспечить страну

-создать новые виды промышленности

2. Подчеркните главную особенность индустриализации

-быстрое развитие промышленности

-быстрое развитие культуры

3. Подчеркните сроки, когда был взят курс на индустриализацию страны:

- до Гражданской войны

-во время Гражданской войны

-после Гражданской войны

4.Выберите правильный ответ

Годы первой пятилетки

Вводное слово учителя

К концу 30 – х годов ХХ века СССР превратилась в мощную индустриальную державу. Была укреплена обороноспособность страны. СССР обогнал в развитии промышленности некоторые европейские страны. Но, несмотря на то, что страна превратилась в огромную стройку, в стране все равно не хватало рабочих рук. Тогда в 1930 году Сталин распорядился использовать на стройках пятилетки труд заключенных. В те же годы возникло массовое движение – стахановское.

Сегодня мы узнаем, как, в каких условиях жили и работали заключенные, узнаем, кто такие стахановцы, почему их так называли, и познакомимся с трудовыми подвигами некоторых из них.

Изучение нового материала

Рассказ учителя о стахановцах.

Работа с текстом

Для организации работы заключенных было создано Главное управление лагерями – ГУЛАГ

На доску вывешивается карточка

ГУЛАГ - Главное управление лагерями

Запись в тетради

ГУЛАГ - Главное управление лагерями

Работа с текстом с. 126-127

Вопросы по прочитанному тексту:

Кто находился в лагерях?

Расскажите о жизни заключенных

Какую работу они выполняли?

В лагерях царила нечеловеческая атмосфера – тяжелейшие условия, несоблюдение элементарных прав человека, суровые наказания за малейшие нарушения режима. Люди умирали от голода, холода, болезней, изнурительного труда.

В лагерях, наряду с людьми, осужденными по 58 статье, находились и настоящие преступники, попавшие за хулиганство, бандитизм, вооруженный разбой, дезертирство, ограбления, убийства. В лагеря сажали не только взрослых, но и детей, начиная с 12 лет. К детям применялись такие же суровые наказания, как и к взрослым. За несоблюдение режима расстреливали.

Рассказ о биографии Варлама Тихоновича Шаламова

Многие авторы писали о жизни осужденных. Одним из писателей был Варлам Тихонович Шаламов.

Он родился в Вологде в семье священника в 1907 году.

Первый раз он был арестован в 1929 году, когда ему было всего 22 года. Отбывал наказание 3 года на Северном Урале.

Второй раз арестован в 1937 году. Осужден на 5 лет. Отбывал срок в Магадане, работал на золотодобывающем промысле.

Освободится Варлам только в 1951 году, пробыв в лагерях вместо 5 лет – 14.

Умер и похоронен в Москве в 1982 году.

Мы прочитаем отрывок из рассказа Шаламова.

Бывало, что человека отправляли на лечение, но чаще люди умирали прямо в бараках.

ГУЛАГ был расформирован только в 1960 году.

В годы первых пятилеток были построены десятки крупных заводов, открылись многие угольные шахты. На одной из таких шахт на Донбассе работал простой шахтер Алексей Стаханов.

Чем прославился Стаханов?

Как назвали борьбу за перевыполнение плана?

Назовите имена девушек-стахановок.

Про Алексея Стаханова был снят фильм, который транслировался не только по советским каналам, но и по зарубежным.

Читайте также: