Образ русской красавицы изо 4 класс конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
Образовательная цель: Повышение интереса к истории, культуре, искусству России
Образовательные: Познакомить с женским народным костюмом, познакомить с изображением портрета женщины, научить изображать портрет, закрепить навыки работы с цветом.
Развивающие: содействовать развитию эстетического вкуса, логического мышления, речи, творческого воображения и внимания.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к урокам изобразительного искусства, воспитание аккуратности, дружелюбия.
Личностные: - познакомить учащихся с жанром портрета, красотой русской народной одежды женщин;
- развивать воображение, творческую фантазию;
- воспитывать у детей любовь к истории России
- показать роль искусства в понимании красоты русской женщины;
Метапредметные: - осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, история, музыка);
Предметные: создать рисунок- портрет в кокошнике.
Оценить 129 0
I .Организационный момент.
- Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Главным объектом искусства всегда был человек, сложный духовный мир, характер, настроение.
II .Объявление темы.
III .Целеполагание.
- Давайте определим цели нашего урока.
- Что вы хотели бы узнать на уроке? Чему бы хотели научиться?
VI .Работа по теме урока. Изучение нового материала.
- У каждого народа свое понимание мужской и женской красоты. Образ мужчины неотделим от труда. В русской крестьянской культуре это образ пахаря.
- А каким вам представляется женский образ?
- В женщине видели прародительницу, начало жизни, мать всей природы. Её понимали как заступницу, хозяйку дома, ценили достоинство, душевную отзывчивость и теплоту.
- Русская красавица. Этому образу посвящено много произведений искусства, литературы. Что мы понимаем под выражением русская красавица?
- Давайте обратимся к произведениям великих художников и к художественному слову о красоте женщин живших в старинных русских деревнях и городах.
Ученик: Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
Ученик: Образ птицы – это древнейший символ добра и благополучия. В образе женщины, в её костюме, а больше всего в образе белых рукавов-крыльев, выражался образ прекрасной мечты – птицы счастья.
Ученик: Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях
С походкой, со взглядом цариц.
Красавица миру на диво:
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Во всякой работе ловка.
Ученик: Если вглядеться в портрет крестьянки, выполненный художником Аргуновым, то видно, что она как бы излучает ровное, мягкое сияние, у нее свет в душе. Молодая девушка одета в праздничный красный сарафан с белой нарядной блузкой. Высокий, шитый золотом кокошник подчеркивает благородную почти царскую осанку девушки.
Ученик: Наши танцы всюду славятся,
Наши танцы как огонь.
Выйдет русская красавица,
Да пройдется под гармонь.
Шиты золотом сапожки русские,
Блестят на солнышке сапожки узкие.
Идет красавица, плывет лебедушкой
И все любуются ее красой.
- Ребята, вы рассмотрели репродукции картин, прослушали литературные произведения.
- Каким вам представился образ русской красавицы? Что объединяет все эти образы?
- Все эти образы объединяет богатый внутренний мир, душевная доброта, трудолюбие. В каждой картине были отражены национальные традиции русского народа. Люди верили: красота – это добрая оберегающая сила. Поэтому женщины стремились украсить свой костюм. Русскому национальному костюму всегда уделялось особое внимание.
- Ансамбль русского народного костюма создает поэтический образ, неотделимый от трудовой жизни, праздников, обрядов. Представление о русском женском костюме связано с рубахой и сарафаном.
Рубаха – основа женского костюма шилась из белого льняного полотна. Рубаха украшалась вышивкой, особенно ворот, оплечья, грудь и подол.
- Поверх рубахи надевали сарафан. Сарафан украшался спереди узорной полосой, тесьмой. Подол сарафана украшался узором, который символизировал плодородие земли – ромбы, треугольники, квадраты с точками.
На севере часто сарафан дополняли нагрудной распашной одеждой – епанечкой. Епанечка – это короткая клешеная кофточка без рукавов.
- На юге России вместо сарафана носили понёву – домотканую клетчатую юбку из шерсти. Её обшивали лентами, тесьмой. К поневе полагался передник, украшенный узорами символизирующими землю и воду – ромбы, волнистые линии, птицы.
- В праздничные дни голову украшали дивным убором –кокошником. Кокошники были богато украшены речным жемчугом, вышивкой, подвесками. Девушки выставляли свои косы напоказ, а замужняя женщина убирала волосы под головной убор.
V .Творческая работа.
- Сегодня на уроке я вам предлагаю создать образ русской красавицы.
- Что вы должны показать в своей работе?
- Правильно, вы должны отразить красоту русского народного костюма, передать характер девушки и ее настроение.
( Во время работы звучат русские народные песни.)
- Ребята, ваши работы мы расположим на доске.
- Что вы видите на доске? (Небольшая полянка возле леса)
- А что делали девушки на полянке, когда собирались вместе? (Водили хоровод.)
- сформировать представление о русском народном женском костюме;
- развивать воображение, умение создания украшения и работы в группе;
- воспитывать интерес к русской культуре и ее традициям.
ХОД УРОКА
1. Приветствие.
3. Музыкальный эпиграф – фрагмент песни “Русская красавица”.
4. Литературный эпиграф (стих О.Островской “Русский костюм”).
Важною павой, “душой голубицей”
Издавна так называли девицу.
В трудной работе сгибалась спина…
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды
Где весь узор о мечте и надежде.
Шею украсили бусы, монисты;
Бисер, кораллы, янтарь золотистый.
Всех драгоценней убор головной –
Бисером шитый и битью златой:
Кика, сорока – убор молодицы;
Косник, венец– украшенье девицы;
Сборник, повойник – убор для старухи.
Самый красивый – убор молодухи,
Так испокон сохранен на Руси
Русский костюм небывалой красы.
Давайте ребята, посмотрим ,из чего же состоял женский костюм.
– Это рубаха, сарафан, головной убор.
Многие художники изображали русских красавиц в национальном костюме.
5. Показ слайдов с картинами художников (Врубель, Аргунов, К.Маковский)
– А где еще можно увидеть народный костюм?
– Кто из вас знает, название женских головных уборов?
В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать из какой она местности, какого возраста.
ПОВЯЗКУ – полоса ткани на жесткой основе с ушками для крепления лент
ОБРУЧ – выполнялся из древесный коры или картона в виде круга, обшитого тканью и богато украшенного.
КОКОШНИК (Кокоша-курица) – представлял собой легкий веер из картона, обшитый тканью и украшенный. Он был различной формы – однорогий, двурогий, цилиндрический, в виде седла.
ПОВОЙНИК – это круглая шапочка спереди приподнятая, а сзади прилегающая к голове, Здесь же пришивались ленты– завязки, дважды оборачивающиеся вокруг головы. Ее носили замужние женщины.
– Чем же украшали головные уборы?
Это – бисер, бусы, жемчуг, золотыми нитями, кружевом, фольгой, стеклом, драгоценными камнями.
6. Показ слайдов с головными уборами.
7. Физ. минутка.
8. Практическая работа по группам.
Вам предстоит сегодня быть мастером-украшения, т.е. дизайнером и украсить нарисованную вами девицу кокошником, украшения вы придумываете сами, используя подготовленный материал(крупы, фасоль, горох) и заранее приготовленную форму кокошника. Приклеиваете их и раскрашиваете.
Цель урока: научиться рисовать русский народный костюм.
Задачи:
Образовательные: сформировать представления о русском народном костюме, научить рисовать русский костюм.
Развивающие: развивать познавательные процессы, расширять кругозор, развивать навыки культуры труда, внимание, оригинальность, контрастность, аккуратность.
Воспитательные: воспитание воли, усидчивости, точности, обязательности, бережного отношения к материалам и инструментам, воспитание трудолюбия, добросовестности, старательности, эстетического вкуса, чувства уважения к традициям.
КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: ИЗО
Тема урока: Народная одежда
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: научиться рисовать русский народный костюм.
Образовательные: сформировать представления о русском народном костюме, научить рисовать русский костюм.
Развивающие: развивать познавательные процессы, расширять кругозор, развивать навыки культуры труда, внимание, оригинальность, контрастность, аккуратность.
Воспитательные: воспитание воли, усидчивости, точности, обязательности, бережного отношения к материалам и инструментам, воспитание трудолюбия, добросовестности, старательности, эстетического вкуса, чувства уважения к традициям.
Формируемые УУД:
Предметные: имеют представление о русском народном костюме, умеют рисовать русский костюм.
Метапредметные УУД:
Познавательные: осознанно строят свою работу на уроке; выполняют все требования.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение; участвовать в диалоге; умеют слушать собеседника и адекватно воспринимать его.
Личностные: стремятся научиться делать что-то новое; уважительно относятся к своему труду и труду окружающих.
Средства обучения: учебник, презентация, бумага, акварель, кисточки, карандаш.
Педагогическая деятельность учителя
Учебная деятельность обучающихся
Мотивация к учебной деятельности
-Садитесь. Начнем наш урок со стихотворения. Прочитайте его.
- О каком образе говорится в этом стихотворении?
-Вы бы хотели ближе познакомиться с образом русской девушки?
- Надеюсь, сегодня на уроке вы узнаете много нового.
-Ребята, проверим вашу готовность к уроку. У вас на столе должны лежать: альбом, краски, стакан с водой, простой карандаш, ластик.
Приветствуют учителя.
Высказывают мнение: говорится об образе русской девушки.
Проверяют готовность.
Актуализация
-Ребята, послушайте музыку, которую я сейчас включу.
- С чем ассоциируется у вас эта музыка?
- Ребята, сегодня я познакомлю вас с частью русской народной культуры, а именно одеждой русской девушки.
-Предположите тему урока.
- Как будет звучать цель нашего урока?
-Какие задачи необходимо решить сегодня на уроке?
Высказывают мнения.
Предполагают цель: научиться рисовать русский народный костюм.
Предполагают задачи:
1. Узнать о русском народном костюме.
2. Научиться рисовать русский народный костюм.
Проблемное объяснение и фиксирование нового знания
-Перед тем, как мы начнем знакомство с русским народным костюмом, скажите мне, что вы о нём знаете?
-Хорошо. Чтобы узнать о русском народном костюме, предлагаю посмотреть видео-фрагмент.
-Проверим, как внимательно вы смотрели видео, ответьте на вопросы.
Как различались костюмы?
-Почему красный костюм считался праздничным?
-Из чего состоит русский народный костюм?
Отвечают: они различались в зависимости от возраста, места жительства, назначения.
Потому что красный значит красивый.
Рубаха, передник (или занавеска), сарафан.
Самостоятельная работа
-Вы должны будете нарисовать русский народный костюм. Я предлагаю вам варианты костюма.
Презентация поможет учащимся наглядно познакомиться с темой урока.
Образ красоты человека
( русская красавица)
Что же ценили в женщине наши предки?
Но самое главное…
Душевную отзывчивость, нежность и теплоту
А сама –то величава,
Выступает , будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
В танце девушки незаметно переступали ногами так что казалось что плывут,а не идут.
Читайте также:
- Конспект урока по человек и мир беларусь
- Нормы употребления имен прилагательных числительных местоимений 6 класс конспект урока родной язык
- Конспект занятия для детей 6 7 лет
- Образ маленького человека в петербургских повестях конспект урока
- История в слове наименования предметов традиционной русской одежды 5 класс конспект урока