Образ русской красавицы изо 4 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Образовательная цель: Повышение интереса к истории, культуре, искусству России

Образовательные: Познакомить с женским народным костюмом, познакомить с изображением портрета женщины, научить изображать портрет, закрепить навыки работы с цветом.

Развивающие: содействовать развитию эстетического вкуса, логического мышления, речи, творческого воображения и внимания.

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к урокам изобразительного искусства, воспитание аккуратности, дружелюбия.

Личностные: - познакомить учащихся с жанром портрета, красотой русской народной одежды женщин;

- развивать воображение, творческую фантазию;

- воспитывать у детей любовь к истории России

- показать роль искусства в понимании красоты русской женщины;

Метапредметные: - осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, история, музыка);

Предметные: создать рисунок- портрет в кокошнике.

Оценить 129 0

I .Организационный момент.

- Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Главным объектом искусства всегда был человек, сложный духовный мир, характер, настроение.

II .Объявление темы.

III .Целеполагание.

- Давайте определим цели нашего урока.

- Что вы хотели бы узнать на уроке? Чему бы хотели научиться?

VI .Работа по теме урока. Изучение нового материала.

- У каждого народа свое понимание мужской и женской красоты. Образ мужчины неотделим от труда. В русской крестьянской культуре это образ пахаря.

- А каким вам представляется женский образ?

- В женщине видели прародительницу, начало жизни, мать всей природы. Её понимали как заступницу, хозяйку дома, ценили достоинство, душевную отзывчивость и теплоту.

- Русская красавица. Этому образу посвящено много произведений искусства, литературы. Что мы понимаем под выражением русская красавица?

- Давайте обратимся к произведениям великих художников и к художественному слову о красоте женщин живших в старинных русских деревнях и городах.

Ученик: Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

Ученик: Образ птицы – это древнейший символ добра и благополучия. В образе женщины, в её костюме, а больше всего в образе белых рукавов-крыльев, выражался образ прекрасной мечты – птицы счастья.

Ученик: Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях

С походкой, со взглядом цариц.

Красавица миру на диво:

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка.

Ученик: Если вглядеться в портрет крестьянки, выполненный художником Аргуновым, то видно, что она как бы излучает ровное, мягкое сияние, у нее свет в душе. Молодая девушка одета в праздничный красный сарафан с белой нарядной блузкой. Высокий, шитый золотом кокошник подчеркивает благородную почти царскую осанку девушки.

Ученик: Наши танцы всюду славятся,

Наши танцы как огонь.

Выйдет русская красавица,

Да пройдется под гармонь.

Шиты золотом сапожки русские,

Блестят на солнышке сапожки узкие.

Идет красавица, плывет лебедушкой

И все любуются ее красой.

- Ребята, вы рассмотрели репродукции картин, прослушали литературные произведения.

- Каким вам представился образ русской красавицы? Что объединяет все эти образы?

- Все эти образы объединяет богатый внутренний мир, душевная доброта, трудолюбие. В каждой картине были отражены национальные традиции русского народа. Люди верили: красота – это добрая оберегающая сила. Поэтому женщины стремились украсить свой костюм. Русскому национальному костюму всегда уделялось особое внимание.

- Ансамбль русского народного костюма создает поэтический образ, неотделимый от трудовой жизни, праздников, обрядов. Представление о русском женском костюме связано с рубахой и сарафаном.

Рубаха – основа женского костюма шилась из белого льняного полотна. Рубаха украшалась вышивкой, особенно ворот, оплечья, грудь и подол.

- Поверх рубахи надевали сарафан. Сарафан украшался спереди узорной полосой, тесьмой. Подол сарафана украшался узором, который символизировал плодородие земли – ромбы, треугольники, квадраты с точками.

На севере часто сарафан дополняли нагрудной распашной одеждой – епанечкой. Епанечка – это короткая клешеная кофточка без рукавов.

- На юге России вместо сарафана носили понёву – домотканую клетчатую юбку из шерсти. Её обшивали лентами, тесьмой. К поневе полагался передник, украшенный узорами символизирующими землю и воду – ромбы, волнистые линии, птицы.

- В праздничные дни голову украшали дивным убором –кокошником. Кокошники были богато украшены речным жемчугом, вышивкой, подвесками. Девушки выставляли свои косы напоказ, а замужняя женщина убирала волосы под головной убор.

V .Творческая работа.

- Сегодня на уроке я вам предлагаю создать образ русской красавицы.

- Что вы должны показать в своей работе?

- Правильно, вы должны отразить красоту русского народного костюма, передать характер девушки и ее настроение.

( Во время работы звучат русские народные песни.)

- Ребята, ваши работы мы расположим на доске.

- Что вы видите на доске? (Небольшая полянка возле леса)

- А что делали девушки на полянке, когда собирались вместе? (Водили хоровод.)

  • сформировать представление о русском народном женском костюме;
  • развивать воображение, умение создания украшения и работы в группе;
  • воспитывать интерес к русской культуре и ее традициям.

ХОД УРОКА

1. Приветствие.

3. Музыкальный эпиграф – фрагмент песни “Русская красавица”.

4. Литературный эпиграф (стих О.Островской “Русский костюм”).

Важною павой, “душой голубицей”
Издавна так называли девицу.
В трудной работе сгибалась спина…
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды
Где весь узор о мечте и надежде.
Шею украсили бусы, монисты;
Бисер, кораллы, янтарь золотистый.
Всех драгоценней убор головной –
Бисером шитый и битью златой:
Кика, сорока – убор молодицы;
Косник, венец– украшенье девицы;
Сборник, повойник – убор для старухи.
Самый красивый – убор молодухи,
Так испокон сохранен на Руси
Русский костюм небывалой красы.

Давайте ребята, посмотрим ,из чего же состоял женский костюм.

– Это рубаха, сарафан, головной убор.

Многие художники изображали русских красавиц в национальном костюме.

5. Показ слайдов с картинами художников (Врубель, Аргунов, К.Маковский)

– А где еще можно увидеть народный костюм?

– Кто из вас знает, название женских головных уборов?

В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать из какой она местности, какого возраста.

ПОВЯЗКУ – полоса ткани на жесткой основе с ушками для крепления лент

ОБРУЧ – выполнялся из древесный коры или картона в виде круга, обшитого тканью и богато украшенного.

КОКОШНИК (Кокоша-курица) – представлял собой легкий веер из картона, обшитый тканью и украшенный. Он был различной формы – однорогий, двурогий, цилиндрический, в виде седла.

ПОВОЙНИК – это круглая шапочка спереди приподнятая, а сзади прилегающая к голове, Здесь же пришивались ленты– завязки, дважды оборачивающиеся вокруг головы. Ее носили замужние женщины.

– Чем же украшали головные уборы?

Это – бисер, бусы, жемчуг, золотыми нитями, кружевом, фольгой, стеклом, драгоценными камнями.

6. Показ слайдов с головными уборами.

7. Физ. минутка.

8. Практическая работа по группам.

Вам предстоит сегодня быть мастером-украшения, т.е. дизайнером и украсить нарисованную вами девицу кокошником, украшения вы придумываете сами, используя подготовленный материал(крупы, фасоль, горох) и заранее приготовленную форму кокошника. Приклеиваете их и раскрашиваете.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: научиться рисовать русский народный костюм.

Задачи:

Образовательные: сформировать представления о русском народном костюме, научить рисовать русский костюм.

Развивающие: развивать познавательные процессы, расширять кругозор, развивать навыки культуры труда, внимание, оригинальность, контрастность, аккуратность.

Воспитательные: воспитание воли, усидчивости, точности, обязательности, бережного отношения к материалам и инструментам, воспитание трудолюбия, добросовестности, старательности, эстетического вкуса, чувства уважения к традициям.

КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: ИЗО

Тема урока: Народная одежда

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: научиться рисовать русский народный костюм.

Образовательные: сформировать представления о русском народном костюме, научить рисовать русский костюм.

Развивающие: развивать познавательные процессы, расширять кругозор, развивать навыки культуры труда, внимание, оригинальность, контрастность, аккуратность.

Воспитательные: воспитание воли, усидчивости, точности, обязательности, бережного отношения к материалам и инструментам, воспитание трудолюбия, добросовестности, старательности, эстетического вкуса, чувства уважения к традициям.

Формируемые УУД:

Предметные: имеют представление о русском народном костюме, умеют рисовать русский костюм.

Метапредметные УУД:

Познавательные: осознанно строят свою работу на уроке; выполняют все требования.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение; участвовать в диалоге; умеют слушать собеседника и адекватно воспринимать его.

Личностные: стремятся научиться делать что-то новое; уважительно относятся к своему труду и труду окружающих.

Средства обучения: учебник, презентация, бумага, акварель, кисточки, карандаш.

Педагогическая деятельность учителя

Учебная деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

-Садитесь. Начнем наш урок со стихотворения. Прочитайте его.

- О каком образе говорится в этом стихотворении?

-Вы бы хотели ближе познакомиться с образом русской девушки?

- Надеюсь, сегодня на уроке вы узнаете много нового.

-Ребята, проверим вашу готовность к уроку. У вас на столе должны лежать: альбом, краски, стакан с водой, простой карандаш, ластик.

Приветствуют учителя.

Высказывают мнение: говорится об образе русской девушки.

Проверяют готовность.

Актуализация

-Ребята, послушайте музыку, которую я сейчас включу.

- С чем ассоциируется у вас эта музыка?

- Ребята, сегодня я познакомлю вас с частью русской народной культуры, а именно одеждой русской девушки.

-Предположите тему урока.

- Как будет звучать цель нашего урока?

-Какие задачи необходимо решить сегодня на уроке?

Высказывают мнения.

Предполагают цель: научиться рисовать русский народный костюм.

Предполагают задачи:

1. Узнать о русском народном костюме.

2. Научиться рисовать русский народный костюм.

Проблемное объяснение и фиксирование нового знания

-Перед тем, как мы начнем знакомство с русским народным костюмом, скажите мне, что вы о нём знаете?

-Хорошо. Чтобы узнать о русском народном костюме, предлагаю посмотреть видео-фрагмент.

-Проверим, как внимательно вы смотрели видео, ответьте на вопросы.

Как различались костюмы?

-Почему красный костюм считался праздничным?

-Из чего состоит русский народный костюм?

Отвечают: они различались в зависимости от возраста, места жительства, назначения.

Потому что красный значит красивый.

Рубаха, передник (или занавеска), сарафан.

Самостоятельная работа

-Вы должны будете нарисовать русский народный костюм. Я предлагаю вам варианты костюма.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет учащимся наглядно познакомиться с темой урока.

Образ красоты человека ( русская красавица)

Образ красоты человека

( русская красавица)

Что же ценили в женщине наши предки?

Что же ценили в женщине наши предки?

Но самое главное…

Душевную отзывчивость, нежность и теплоту

А сама –то величава, Выступает , будто пава; Сладку речь-то говорит, Будто реченька журчит.

А сама –то величава,

Выступает , будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

В танце девушки незаметно переступали ногами так что казалось что плывут,а не идут.

В танце девушки незаметно переступали ногами так что казалось что плывут,а не идут.

Читайте также: