Образ базарова краткий конспект

Обновлено: 02.07.2024

В этой статье представлена цитатная характеристика Евгения Базарова в романе "Отцы и дети": описание личности, характера и внешности героя.

Смотрите:
- Все статьи о Евгении Базарове
- Все материалы по роману "Отцы и дети"


Краткая характеристика Евгения Базарова

Евгений Васильевич Базаров — будущий доктор, старший друг Аркадия Кирсанова. Базаров является нигилистом по своим убеждениям. Он — умный, ироничный и насмешливый человек. Окружающие боятся его острого ума и прямоты. Евгений Базаров не признает искусство и романтику. Он не восхищается природой, не верит в любовь и брак.

Однажды Базаров влюбляется в молодую вдову Анну Сергеевну Одинцову. Он упрекает себя за слабость и презирает в себе это романтическое чувство — любовь к женщине. Страдая от неразделенной любви, Базаров ищет утешения в работе.

Базаров — яркий представитель молодежи второй половины XIX века. Нигилизм был очень популярен и "моден" среди молодежи той эпохи. Однако вскоре интерес к нигилизму угас, как и к остальным модным течениям.

Характеристика Евгения Базарова в романе "Отцы и дети": описание личности и характера

"Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек. " (глава IV)

Возраст Базарова — около 30 лет. Он старше Аркадия, которому 23 года, и примерно одного возраста с Одинцовой, которой 28 лет:
". мы оба уже не первой молодости, особенно я. " (глава XXVI)
". на что мне моя молодость? Живу я один, бобылем. " (глава XXIII)

О внешности Базарова известно следующее:
". человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями. " (глава II)
"Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам. " (глава XVI)
"Не правда ли, какое у него славное лицо. " (глава XIV)
"Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. " (глава II)
". в энергической по-прежнему, но осунувшейся фигуре. " (глава XXV)

Евгений Базаров — сын простого лекаря и потомственной дворянки:
"Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что то грубое, почти дерзкое. " (глава VI)
"Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. " (глава X)

Вероятно, Базаров не является дворянином. Не известно, унаследовал ли он дворянство от отца или все же является разночинцем. До сих пор нет единого мнения о дворянстве героя (см. подробнее Происхождение Базарова):
"Имение не его, а матери; душ, помнится, пятнадцать. " (глава XX)
". я ведь плебей, homo novus – не из столбовых, не то, что моя благоверная. " (отец Базарова о себе, глава XXI)

Сам Евгений Базаров, судя по всему, не относит себя к числу дворян, хотя по линии матери он — потомственный дворянин:
"Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки." (Базаров — Аркадию, глава XXVI)

Евгений является бедным, но гордым человеком:
"Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. " (глава XXVI)

Он учится на доктора:
"Он в будущем году хочет держать на доктора. " (глава III)
"А! он по медицинскому факультету. " (глава III)


Евгений Базаров занимается естественными науками:
"Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает. " (глава III)
". он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними. " (глава XXII)


Он является самоуверенным человеком:
". показал Николаю Петровичу все свое лицо. . оно. выражало самоуверенность и ум. " (глава II)

"И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант!" (глава XXVII)

Евгений Базаров — умный мужчина:
"Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек. " (глава IV)

Он является нигилистом по своим убеждениям. (Нигилизм был модным течением среди молодежи. Нигилисты якобы не признавали никаких авторитетов и ничему не верили.):

– Нет, не все равно. Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип." (глава V)

"– Но как же нам Аркадий Николаич сейчас сказывал, что вы не признаете никаких авторитетов? Не верите им?

– Да зачем же я стану их признавать? И чему я буду верить? Мне скажут дело, я соглашаюсь, вот и все." (глава VI)


Евгений Базаров — бунтарь в душе:
"Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле. " (глава XXVIII)

Он является простым человек в общении с окружающими и не любит "церемоний":
"Он чудесный малый, такой простой – ты увидишь. " (Аркадий о нем, глава II)
". чувствовала в Базарове отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает. " (глава XXIII)
"Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит. "(глава V)
"Разве вы не знаете сами, что изящная сторона жизни мне недоступна. " (глава XVII)

Евгений Базаров не танцует на балах в отличие, например, от его друга Аркадия:
". Аркадий танцевал плохо, как мы уже знаем, а Базаров вовсе не танцевал. " (глава XIV)

Базаров считает, что говорить красиво — неприлично:


Евгений является развязным человеком с небрежными манерами:
"Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. " (глава VI)
"Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам. " (глава X)

". встретив его быстрый и небрежный взгляд. " (глава XVI)

Базаров — неробкий человек:
"Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно. " (глава VI)

Он любит шутить и подтрунивать над окружающими:
". он пришел и, по обыкновению полушутя, полузевая, просидел у ней. " (глава X)
"Вам все желательно шутить, – ответил Павел Петрович. " (глава XXIV)
"Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал. " (глава X)

Евгений Базаров — самолюбивый человек:
"И самолюбие какое противное, – перебил опять Павел Петрович. " (глава X)
". тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия. " (глава XIX)

Он является спокойным, флегматичным мужчиной:
"Все, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров." (глава X)
". флегматически заметил Базаров. " (глава X)

Евгений является холодным, хладнокровным человеком:
". Базаров и тут остался холоден как лед. " (глава XXIV)
"Холодная усмешка скривила губы Базарова. " (глава X)

"Город как город, – хладнокровно заметил Базаров. " (глава XIII)

Евгений не любит говорить о чувствах:
". вы меня извините… я вообще не привык высказываться. " (глава XVIII)
". я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний. " (отец Базаров о сыне, глава XXI)

Базаров — надменный, презрительный человек:
". Базаров надменно выпрямился. " (глава XIII)
". с надменною гордостию отвечал Базаров. " (глава X)
"Увы! презрительно пожимавший плечом. " (глава XXVII)
". воскликнул Базаров с презрительною усмешкой. " (глава VI)

Он является гордецом, нахалом и циником, по мнению Павла Петровича Кирсанова:

". Павел Петрович. считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем. " (глава X)

Базаров — самонадеянный человек, по словам Павла Петровича:
". не имеем той дерзкой самонадеянности. " (глава X)

Евгений ко всему относится критически и старается обо всем иметь свое мнение:
"Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои. " (глава XIII)


Базаров — "хищный", агрессивный человек, по мнению Кати Локтевой:
"Он хищный, а мы с вами ручные. Вот ваш приятель этого и не хочет, а в нем это есть. " (Катя о Базарове, глава XXV)
". мы драться хотим. " (Базаров о себе и других нигилистах, глава XXVI)
". тебе приятно самого себя бранить; а нам это скучно – нам других подавай! нам других ломать надо. " (глава XXVI)

Он является резким человеком:
". Базаров ей понравился – отсутствием кокетства и самою резкостью суждений. " (глава XVI)
"Послушай, Евгений, ты уже слишком резко с ним обошелся, – заметил Аркадий. – Ты его оскорбил. " (Аркадий о резком обращении Базарова с Павлом Петровичем, глава VI)

Евгений Базаров — твердый, жесткий человек:
". согласитесь, хоть я и не мягкое существо. " (глава XXV)
". многие его даже осуждают за такую твердость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия. " (глава XXI)


Он гордится тем, что сам себя воспитывает:
"Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например. " (глава VII)
". человеку иногда полезно взять себя за xоxол да выдернуть себя вон, как редьку из гряды; это я совершил на днях. " (глава XXV)

Он смеется над современной медициной, но при этом все равно учится на врача:
"– Скажу тебе в утешение, – промолвил Базаров, – что мы теперь вообще над медициной смеемся и ни перед кем не преклоняемся.

"Ты хоть и смеешься над медициной, а я уверен, можешь подать мне дельный совет. " (отец о Евгении, глава XXV)

Евгений является трудолюбивым человеком в отличие от своего друга Аркадия:
". Аркадий сибаритствовал, Базаров работал. " (глава X)

Обычно Евгений рано встает и идет на прогулку:
". он обыкновенно встает рано и отправляется куда нибудь. " (глава V)

Судя по всему, Базаров является хорошим врачом:
"В ее глазах он и доктор был отличный. " (мнение Фенечки о нем, глава XXIII)
". Павел Петрович уже лежал в постели с искусно забинтованною ногой. " (Базаров хорошо бинтует ногу, глава XXIV)


Базаров является скромным человеком, он не любит хвастаться:
"Вы очень скромны. " (Одинцова о Базарове, глава XVII)
"Не знаю, хвастаться не хочу. " (глава XVII)

Он является бескорыстным человеком:
"Он бескорыстный, честный человек, – заметил Аркадий. " (глава XXI)

Базаров является добрым человеком, по мнению Фенечки:
". как мне вас благодарить; такой вы добрый, право. " (Фенечка — Базарову, глава XXIII)

Он не верит в романтическую любовь и романтику. Базаров считает любовь напускным чувством:
". любовь… ведь это чувство напускное. " (глава XXV)
". но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни. " (глава XVII)
"И охота же быть романтиком в нынешнее время. " (глава X)

Он не верит в брак:
"Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал. " (Базаров — Аркадию, глава IX)

При этом Евгений любит женщин и ценит женскую красоту:
". Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты. " (глава XVII)

Он считает, что красивым женщинам не нужно быть умными:
". по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды. " (глава XXV)

Нигилист Базаров не признает искусство:
"Вы, стало быть, искусства не признаете. " (глава VI)
". не предполагаете во мне художественного смысла, – да, во мне действительно его нет. " (глава XVI)

Он считает, что химик приносит в 20 раз больше пользы, чем поэт:

Он также равнодушен к природе:
". Катя обожала природу. Одинцова была к ней довольно равнодушна, так же как и Базаров. " (глава XVII)

Евгений — необычный, непошлый, незаурядный человек, в том числе по мнению Одинцовой:
". вы человек не из числа обыкновенных. " (Одинцова — Базарову, глава XVII)
". в пошлости никто бы не упрекнул Базарова. " (пошлый — заурядный, глава XV)

Он не хочет быть ничтожеством, как многие другие люди:
". они вот, мои родители то есть, заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит… а я… я чувствую только скуку да злость. " (глава XXI)

Однажды Базаров работает с телом крестьянина, умершего от тифа, случайно заражается тифом и скоропостижно умирает. К сожалению, жизнь Евгения обрывается в довольно молодом возрасте:

"Я сегодня ездил в деревню, знаешь – откуда тифозного мужика привозили. Они почему-то вскрывать его собирались. Ну, вот я и попросил уездного врача; ну, и порезался. " (глава XXV)
"Если я заразился, так уж теперь поздно. " (глава XXV)


Это была цитатная характеристика Евгения Базарова в романе "Отцы и дети" Тургенева: описание личности, характера, внешности, привычек, происхождения героя.

Евгений Базаров, один из главных героев романа. Он разительно отличается от других персонажей в книге. В первую очередь он отличен от всех своими прогрессивными взглядами. Он выступает против религии и монархии. На мой взгляд, в романе служит антиподом старшему, вовлечённому в рамки традиций и моральных устоев, консервативному поколению. Тургенев нарочно вводит подобного персонажа в роман, так как он олицетворяет образ нового человека, разночинца, который всего добился своим умом. Тургенев противопоставляет его прогнившему аристократичному обществу. Для этой цели автор наделяет Базарова собственно придуманной концепцией нигилизма.

Нигилизм Базарова проявляется во всём: он отрицает искусство, смеётся над модой и откровенно презирает дворянский пафос. Для него действительно важным остаётся только жизнь крестьянского народа. Он считает, что толковать об искусстве в мире где русский мужик умирает с голоду - кощунство. Себя Базаров отождествляет с народом. Хотя и корит его за излишние терпение и рабскую сущность. Смеётся над народными приметами и стремится образовывать людей.

Базаров довольно остро ставит себя в спорах, демонстрируя с порога, что дворянский род, возраст и даже близкое родство с его другом Аркадием не является для него авторитетом, и не обязывает его относится к их мнению снисходительно. В жарких дебатах Базарова и Павла Петровича сталкиваются две противоположные позиции. Их спор достигает кульминации в сцене дуэли.

Авторитетом для Базарова служит лишь наука. Наука эмпирическая, поддающиеся экспериментальному подтверждению и из которой можно получить пользу. Всё остальное это глупости и "художества". Казалось бы, что никаких возможностей как-либо повлиять на этого стойкого и умного человека нет, но всё-таки нашлась та великая сила, что смогла побороть скепсис и нигилизм, та сила, что Базаров недооценил и которая оказалась выше разума. И имя этой силе - любовь.

Базаров не в силах, что-либо противопоставить влюбляется в Ольгу Одинцову. Но так сложилась, что Ольга не любит Базарова вовсе. Огорчённый Евгений погружается в себя и возвращается к родителям, дабы забыться в работе и в науке. Но получив по неосторожности заражение крови, Базаров на смертном одре отказывается от своих идеалов и просит Ольгу приехать. Этим самым автор разрушает придуманною им самим философию и доказывает, что отрицать всё невозможно.

Вариант 2

Евгений Васильевич очень жесткий и уверенный в себе человек, который добивался своей цели при помощи своего умения к ораторству и напору. Базаров был нигилистом, и он отрицал все убеждения и побуждения, для него не существовало авторитетов, он сам для себя авторитет.

Базаров приехав погостить к своему другу Аркадию, тут же вступил в спор с его дядей, который был аристократом и не очень любил работу. Кирсанов был очень тонким человеком, любил поэзию, музыку и живопись. Базаров же в свою очередь называл все это чушью и не хотел ничего слышать о любви и романтике. Он считал, что вся это любовь и проявление чувств это слабость для человека и всячески отталкивал от себя мысли о любви.

Родители Базарова его очень любили, но никогда открыто не говорили вслух об этом, потому что знали, что их сын разозлиться. Они понимали, что в глубине души он их тоже любит, хотя Базаров это всегда отрицал и настаивал на том, что любви не существует.

Тургенев описал Базарова как человека, который очень серьезно относится к науке и пытается добиться успеха по максимуму. Он очень уверенный в себе и заявляет об этом прямо всем в лицо и не боится этого. Где бы он ни появился, он заявляет о себе как о лидере и человеке, который стремится поставить науку на первое место.

Иван Сергеевич Тургенев не забыл, и написать о том, как впервые Базаров влюбляется. Он открывает для себя новые ощущения, Евгений Базаров готов идти за своей дамой сердца на край света. Базаров готов отказаться от всего лишь бы Одинцова была рядом с ним и любила его, так же как и он её.

На протяжении всего романа писатель пытается раскрыть душевные качества Базарова и читатель видит, что для таких как он не все еще потеряно. Он, оказывается, может любить, хотя и тщательно скрывает ото всех. Ему самому не нравится чувствовать себя слабым, но он ничего не может с этим поделать.

Когда Базаров умирает, Тургенев пытается показать о том, что наконец-то герой получил умиротворение и покой.

Сочинение Характеристика и образ Базарова

Базаров – это молодой студент естественнонаучного факультета, нигилист (человек, не признающий авторитетов). Он имеет очень твердые принципы и убеждения, которые раскрываются перед читателем на протяжении всего романа, так, например, Базаров отрицает искусство, отрицает любование природу, называя природу не храмом, а мастерской, в которой человек должен работать, отрицает любовь и аристократические манеры общения в светском обществе.

В произведении встречается целый ряд антиподов главного персонажа, в их число входит все семейство Кирсановых. Посредством открытой дискуссии Петра Петровича Кирсанова и Базарова, главный герой раскрывается более детально, так, например, читатель узнает о некоторых качествах натуры Евгения. Такой прием называется противопоставлением. Также интересно отношение Базарова к народу, он считает себя его представителем и пользуется уважением у истинных представителей народа (жена Кирсанова). Но после разговора с крестьянином, читатель видит с каким непониманием простой человек смотрит на Базарова, таким образом, Тургенев показывает, как далеки были от народа не только либералы, коим ярким и явным представителем является Павел Петрович Кирсанов, но и нигилисты, большая часть которых являлась революционер-демократами, представителем которых, в свою очередь, был Базаров.

Вариант 4

Написание произведения пришлось на период в России крестьянской реформы, когда общество раскололось на несколько слоев, демократов, жаждущих изменений в стране и истинных консерваторов, не желающих мириться с новыми порядками.

Главным героем романа является Евгений Базаров, противоречивый и неоднозначный человек из семьи медиков.

Раскрывая образ своего персонажа, автор описывает Базарова умным и сообразительным молодым человеком, увлекающимся естественными науками. Он провел детство в деревенском поместье родителей и завоевал, благодаря своей скромности, уважение простых крестьян.

В настоящий момент Базаров заканчивает университет, собираясь свою жизнь посвятить медицине. Евгений без устали занимается, прочитывая гору литературы, проводит эксперименты, поскольку считает основой работы доктора – познание окружающего через опыт.

Все, что касается проявления различных чувств (любовь, прощение, привязанность, терпение), не имеет для Базарова никакого смысла. Человеческие чувства он считает пережитками устаревшего прошлого. Принятые в обществе ценности, нормы не признаются Базаровым, его нигилистическое мировоззрение – отвергать и отрицать все условности.

Вопросы нововведений в стране, которые связаны с отменой крепостного права, остро интересуют Евгения, и он твердо выступает за освобождение простого люда. Позиция Базарова непонятна его другу, Аркадию Кирсанову, который не считает крестьян равными по положению его семейству. Друзья отчаянно пытаются доказать друг другу правоту своих позиций и все споры приводят к тому, что их дружба разваливается.

В гостях у семейства Кирсановых Базаров встречается с молодой девушкой Анной Одинцовой и внезапно понимает, что, несмотря на все свои взгляды, влюбился. Евгений начинает испытывать настоящее всепоглощающее чувство и трепещет от нахлынувших эмоций. Однако это чувство остается неразделенным и Базаров вынужден покинуть любимую женщину.

Вскоре он смертельно заболевает и, как профессиональный врач, осознает, что смерть от заражения крови близка. Умирает Базаров в полном одиночестве, переживая за своих престарелых родителей. Именно приближающаяся кончина заставляет Базарова задуматься в правильности и несовершенстве теории нигилизма.

Изображая главного героя, писатель явно дает понять, что Базарову нет места в российской действительности, где он бы мог быть счастливым и обрести долгожданный покой.

Сочинение 5

Евгений Базаров - выходец из среднестатистической семьи, и всю свою жизнь посвятил естественным наукам и служению стране. Поэтому на всем протяжении романа Базаров отвергает все: силу любви, дружбу, природу. Он видит спасение страны и ее народа только в науках: химии, физике, биологии.

Базаров знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, в которую, сам того не замечая, влюбляется. Он отвергает свои чувства к ней, отвергает ее саму. Он не может принять того, что все его убеждения потерпели крах. И самое главное то, что Евгений никак не может сам управлять своими чувствами, это вне его сил.

Но на смертном одре он меняет все свои убеждения. В этом эпизоде показана эволюция героя. Он понимает, что никакой пользы родине не принесет, лишь разрезая лягушек. Своих родителей Базаров просит помолиться о нем и говорит, что спасение в религии. Потом он зовет к себе Анну Одинцову, чтобы увидеться в последний раз. Именно перед этой женщиной Евгений полностью раскрывается. Он говорит, что все его прежние правила – никчемные.

Герой – очень смелый человек. Ведь нужно иметь огромную силу воли, чтобы признать свои ошибки и тем более рассказать о них возлюбленной.

Базаров не боится наступления смертного часа. Наоборот, какой-то частью души он желает покинуть этот мир, ведь весь его прежний мир рухнул, а в новом ничего не построено. Он не сможет жить дальше.

Таким образом, Иван Сергеевич Тургенев в эпизоде смерти Базарова показывает, как развивался герой на протяжении всего романа, к каким умственным заключениям он пришел, как Базарова погубила приверженность к нигилизму. Автор раскрывает все богатство натуры Евгения Базарова.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Базарова в романе Отцы и дети

Популярные сегодня темы

Молчалин – молодой небогатый дворянин, не имеющий высокого чина. С учетом того, что персонажи пьесы поделены на два лагеря – одни поддерживают старый уклад жизни, вторые являются сторонниками реформ

Я знаю, что слова, конечно, разные. Есть очень важные, есть – не очень. Не очень важные, мы их не всегда и знаем. Они часто нужны для специалистов в чём-то. Это названия всяких деталей

22 июня 1941 немецкие солдаты входят в СССР. Вместе с этим произошёл целый ряд событий по захвату территорий. После упорного сопротивления Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония и Молдавия были оккупированы

Базарова автор описывает как человека не привлекательного, его лицо скорее неправильно, не эталонно – лицо его отталкивающе-некрасивое. Одет он не по моде – простая рубаха, брюки. Однако недостатки его внешности скрываются за улыбкой – она придает образу героя обаяние.

Базаров человек самоуверенный, умный и смелый, который всегда говорит то, о чем думает. Он не скрывает от других своего мнения, что часто является причиной ненависти к нему. Он отрицает многое, между тем не смог остаться верен своим принципам до конца – он полюбил, этим подведя черту своей принципиальности.

Смерть показала истинного Базарова – благородного, смелого. Он не боялся смотреть правде в глаза, и смерть встретил достойно, не обманывая себя и других ненужными утешениями.

Базаров – это человек, достойный уважения. Его образ нам дает понять, что нельзя отрицать истинные ценности. Он же призывает нас всегда отстаивать свою точку зрения, быть смелыми.

Помоему он был нигилистом. Умный, рассудительный, циничный нигилист отрицающий и порекающий все нравственные идеалы, ценности и моральные устои, для него не существует авторитетов, но в то же время он внимательный, чуткий и добрый человек.

Базаров не только нигилист (человек, отрицающий все). В его настроениях можно увидеть синтез наиболее существенных черт мировоззрения разночинной демократии: вражду к барству, серьезное, а не показное вниманите к нуждам народа, неприятие восторженного романтизма, уводящего от жизни, уважение к труду и науке.
Базаровская формула "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник" стала вскоре крылатым выражением.
*******
А ты сумеешь все грамотно скомпелировать?: -)
Вон тебе сколько подсказок: -)

основная идея образа базарова - это человек разочаровавшийся. это человек постаравшийся сохранить собственную подлинность в мире разрушенной морали. метод избранный им - по сути раковина, тотальная защита от обмана. драма строится на слабом месте базарова - желании идеального мироустройства.

детка самому надо научиться анализировать. на чужих мнениях далеко не уедешь. базаров конечно был падший ангел с его гордыней. строптивостью. эгоизмом и в тоже время страданием души. ошибочно давая анализ этим страданиям он переносил вину на все человеческое устройство мира не понимая что главная причина кроеться в нем самом. неумение смирения привело и к такому в принципе глупому но в общей тенденции закономерному концу.

Евгений Васильевич Базаров - будущий доктор, старший друг Аркадия Кирсанова. Базаров - нигилист по своим убеждениям. Он - умный, ироничный и насмешливый человек. Окружающие боятся его острого ума и прямоты. Евгений Базаров не признает искусство и романтику. Он не восхищается природой, не верит в любовь и брак. Однажды Базаров влюбляется в молодую вдову Анну Сергеевну Одинцову. Любовь к ней пробуждает в душе Базарова романтика. Он упрекает себя за слабость и презирает в себе это романтическое чувство - любовь к женщине. Страдая от неразделенной любви, он ищет утешения в работе. По трагической случайности Базаров умирает в молодом возрасте от смертельной инфекции. Базаров - яркий представитель молодежи второй половине XIX века. Нигилизм был очень популярен и "моден" среди молодежи того времени. Однако вскоре интерес к нему угас, как и к остальным модным течениям.


Описание героя

Роль героя в произведении

Базаров – носитель передовых идей его времени, главной из которых стал нигилизм, который был уже широко распространен в определенных кругах во время написания романа. Тургенев достиг своей цели – создал совершенно нового героя, которого никогда еще не было в художественной литературе. Автор не провоцирует читателя и не дает свою оценку герою. Его отношение к нему спокойное и уважительное. Он постепенно, шаг за шагом показывает слабые стороны нигилизма.

Созданный Тургеневым образ представляет собой умного и деятельного, мыслящего человека. Но герой его получился совершенно бездуховным, а человек без души – это всего лишь оболочка, под которой скрывается одна пустота.

Развитие героя по мере сюжета

Тургенев проводит Базарова по кругам жизненных испытаний. Поначалу Базаров уверен в своих силах, в том деле, которому он служит. Это гордый, целеустремленный человек, смелый экспериментатор и отрицатель. Под влиянием различных причин его взгляды претерпевают существенные изменения. Тургенев сталкивает своего героя с серьезными жизненными испытаниями, в результате чего Базарову приходится поступиться рядом убеждений. В нем проявляются черты скептицизма и пессимизма. Одним из таких испытаний становится любовь героя к Анне Сергеевне Одинцовой. Разночинец Базаров чувствует себя неловко перед аристократкой Одинцовой, постепенно он обнаруживает в себе чувство, существование которого раньше отрицал.

Обнаруживается его зависимость от обычных законов человеческой жизни, его причастность к простым человеческим интересам, заботам и страданиям. Первоначалъная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой.

Роман заканчивается печальными размышлениями автора над могилой Базарова. Его страстное, бунтующее сердце навсегда скрыто под землей на маленьком кладбище, но прекрасная природа вокруг напоминает о вечной жизни, а слезы стариков на могиле сына – о бессмертной любви.

Отношение автора к герою

Прототипы

Экранизации героя

Созданный В. Авдюшко образ Базарова настолько ярок и убедителен, что не оставляет равнодушным никого из зрителей. В исполнении этого актера Базаров предстает человеком самоуверенным, умным, здравомыслящим. Многие эмоции актеру удалось передать при помощи одного лишь взгляда – его глаза – это отражение души героя. Крупные руки подчеркивают трудолюбие, а прямая фигура – несгибаемость характера. Актер сумел передать через маску холодности все душевные качества своего киногероя.

Читайте также: