Обрати внимание на внимание 4 класс школа 21 века конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Краткое описание: Обрати внимание на своё вниманиеУрок по окружающему миру в 4 классеЦели урока:· образовательные – дать знания об особенностях внимания; знакомство с основным психическим процессом – вниманием; формирование навыка работы с книгой и другими источниками;·

Обрати внимание на своё внимание

Урок по окружающему миру в 4 классе

образовательные - дать знания об особенностях внимания; знакомство с основным психическим процессом - вниманием; формирование навыка работы с книгой и другими источниками;

развивающие - способствовать развитию произвольного внимания, умению наблюдать, обобщать, делать выводы; познанию себя, формированию умения работать в группах;

воспитательные - способствовать развитию нравственных качеств личности: познавательного интереса, внимания к людям, доброжелательности, ответственности за выполнение порученной части общего дела; показать ценность научного познания мира;

- Ребята, как вы думаете, кто на перекрёстке самый главный? Почему? (светофор) Все мы знаем, что обозначает каждый цвет светофора.

Детям предлагается выбрать цветные круги (по цветам светофора) и объединиться в группы по цвету.

2.Введение в тему

Сегодня мы с вами работаем в группах. Для того чтобы узнать, какая сегодня тема урока, вы должны выполнить задание. (см. приложение 1)

Задание для первой группы: дано зашифрованное слово. Вам нужно его расшифровать (слайд 1).

Задание для второй группы: на крестах расположены слова, прочитайте их внимательно и найдите лишнее слово (слайд 2).

Задание для третьей группы: у вас на столе карточка с буквами. Составьте из этих букв слово (слайд 3).

Проверка. Что помогло вам выполнить задание?

- Не отвлекайся, будь повнимательнее, - просит мама или учительница.

- Спасибо за внимание, - вежливо благодарит ведущий мероприятия своих слушателей.

А вам часто приходится слышать это слово, где и от кого?

Как вы считаете, у всех ли есть внимание?

А оно одинаково?

Внимание есть у каждого, но развито оно по-разному, кто-то запоминает много, но всё подряд, а кто-то немножко, но самое основное.

Где нам пригодится хорошее внимание? (в школе, в профессиях)

Окружающий мир мы познаём с помощью органов чувств. Всё, что мы воспринимаем, вызывает в нас какое-нибудь отношение. Но бывают моменты, когда что-то привлекает наше внимание.

А) Постановка цели урока

Так что же такое внимание? Какого человека можно назвать внимательным? Какую роль играет внимание в нашей жизни? Вот на эти вопросы, мы постараемся сегодня ответить.

Б) Работа с учебником по изучению нового материала

Внешние проявления внимания

Само по себе внимание увидеть нельзя, заметно только его внешнее проявление. Это мимика, поза, жесты. Мимика - это движение губ, глаз, бровей. Поза - положение тела. Жесты - движения рукой.

Так что же такое внимание?

В) Виды и свойства внимания

Легко быть внимательным, когда смотришь интересный фильм, но трудно быть внимательным, когда учишь трудный урок.

(Подать неожиданный звук)

- Почему вы так отреагировали?

- Почему так происходит? Потому что мы в этих двух случаях мы встречаемся с разным вниманием: непроизвольным и произвольным. Непроизвольное внимание направляется на объект без всяких усилий с нашей стороны. Что может привлекать к себе непроизвольное внимание? Таких объектов много. Это громкие, неожиданные звуки (гром, свисток, резкий визг тормозов); яркие световые явления (молния, красочная реклама); резкие вкусы (горечь, кислота, неожиданный вкус); сильные запахи (духов, гари, вкусной еды); все, что интересно и неожиданно для данного человека.

Когда речь идет о непроизвольном внимании можно сказать, что не мы обращаем внимание на объекты, а они сами овладевают нашим вниманием.

Совсем иначе обстоит дело с произвольным вниманием. Здесь объект сам по себе не привлекает внимание, но человек удерживает на нем свое внимание своим собственным усилием. Произвольное внимание человек сам направляет на объект, который сознательно выбрал. Например, для того чтобы решить математическую задачу, надо самому постоянно удерживать на ней свое внимание.

- Приведите свои примеры непроизвольного и произвольного внимания?

- Почему для нас важно развивать внимание произвольное?

- Какого человека можно назвать внимательным?

(Учитель задаёт вопросы, выясняя как дети понимают смысл того или иного понятия. Даёт в конце объяснений краткую характеристику каждому понятию).

По тому, сколько объектов ребёнок может сознательно удержать в своём сознании в короткий промежуток времени, судят об объёме его внимания.

Устойчивость внимания - это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.

Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания.

Распределение внимания - это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.

Переключение внимания - это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Сосредоточение, устойчивость, переключение - это положительные свойства внимания.

Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость - отрицательные свойства.

Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях, как спокойствие, сосредоточенность и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность жестов, твердость и уверенность речи.

Отрицательные свойства внимания коррелируют с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, удивлением, неуверенностью, тревожностью.

5. Экспериментальный блок

- Рассмотрим, каково же ваше внимание. Для этого проведём несколько экспериментов.

Эксперимент 1 (слайд 8)

Определение объёма внимания (см. приложение 2)

На короткое время (1 сек.) я покажу вам рисунок, на котором будет несколько чисел, посмотрите внимательно, какие числа написаны, а когда исчезнет рисунок, сложите их сумму и запишите. Кто сделает правильно первым это задание и окажется самым внимательным?

Эксперимент 2 (слайд 9)

В данном тексте букву а подчеркните одной чертой; букву и обведите в кружок, букву о зачеркни знаком х

На берегу реки сидела лиса. Ярко светило солнце. В его лучах резвились в воде рыбки. Лисе очень хотелось наловить рыбок для завтрака.

Переключение внимания (слайд 10).

(см. приложение 3)

Можно ли развить способность быть внимательным? С каждой тренировкой вы будете затрачивать меньше времени на выполнение этого задания.

Рассказать таблицу умножения на 3, при этом подбрасывать вверх мяч.

Желающие проверить своё внимание. 5 человек. Каждому раздаётся карточка с заданием (см. приложение 4).

Каждой группе раздаются карточки. Необходимо провести коррекцию предложенных предложений (см. приложение 5). (слайды 11-13)

Какое внимание работало у учеников во время выполнения этих заданий?

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Работа с учебником. - с 37.Выскажите мнение, кто из детей прав.

Сегодня на уроке кто-то был очень внимательным, кто-то допускал ошибки. Для того чтобы развить своё внимание, нужно выполнять определённые упражнения.

- Внимание - слово многозначное - оно обозначает и научное понятие, и доброе расположение окружающих.

-Подводя итог урока, что же такое внимание?

- Какого человека можно назвать внимательным?

- Где вам в жизни пригодится внимание? (а на перекрёстках?)

Если вам на уроке было легко с ребятами работать в группе, вы довольны своей работой, у вас отличное настроение - прикрепите свои круги к листу зелёного цвета;

Если вы считаете, что работа группы могла быть лучше и сами вы можете работать лучше, у вас хорошее настроение - прикрепите свой кружок к жёлтому листу;

7. Домашнее задание

1) Я предлагаю вам дома потренировать своё внимание, выполнив задание на карточках ( см. приложение 6) Вы должны будете в тексте зачеркнуть лишние буквы Ю, Г. Если вы внимательно выполните это задание, то вы прочтете считалочку, которую сочинил Борис Заходер.

2)Я предлагаю некоторым учащимся найти упражнения, которые будут способствовать развитию внимания, оформить эти упражнения на листе и принести в класс, и мы будем их использовать для развития внимания.

Задание для 1 группы.

Зашифровано слово. Вам нужно его расшифровать.

Задание для 2 группы.

На крестах расположены слова, прочитайте их внимательно и найдите лишнее слово.

воспитательная : способствовать формированию навыков работы в коллективе, познавательного интереса, и внимания к людям.

Личностно-ориентированное обучение, информационно- коммуникационные технологии ( добывание информации из любых источников), проблемные ситуации.

Основные понятия, термины

Роль внимания в жизни человека.

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- работать по предложенному плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

- ориентироваться в учебнике, тетради;

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Работа в группах

Оформление доски, наглядность

I . Актуализация знаний, определение темы урока.

II. Изучение нового материала

IV. Дидактическая игра.

VI. Домашнее задание

1. Познавательные УУД:

-способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, синтез)

2. Коммуникативные УУД:

-формируются умения объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника.

-принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять учебную деятельность по намеченному плану, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, осуществлять контроль по результату.

4. Личностные УУД:

- способность к самооценке.

2. Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в речевой форме.

- умение слушать мнение других, умение взаимодействовать в диалоге (учитель- ученик), формировать собственное мнение.

2. Коммуникативные УУД:

- умение строить монологические высказывания, формулировать собственное мнение, взаимодействие в диалоге.

3. Регулятивные УУД:

-работать по намеченному плану, вносить необходимые коррективы, выполнять учебные действия в устной форме.

1. Познавательные УУД:

- поиск информации для выполнения учебной задачи, формирование умения строить рассуждения.

2. Коммуникативные УУД:

- формирование умений общаться, договариваться, слушать мнения партнёра, взаимодействовать в диалоге, строить монологические высказывания.

3. Регулятивные УУД:

- удерживать учебную задачу( не только выбрать, но и объяснить), вносить необходимые коррективы, выполнять учебные действия в устной и письменной речи.

4. Личностные УУД:

-формирование положительной мотивации к учёбе

1.Личностные УУД- широкая мотивационная основа учебной деятельности, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Работа с карточками

Работа с презентацией

Тест на внимание

Работа с презентацией

Разгадайте кроссворд . Ключевое слово поможет вам определить тему урока.

1 Какое чувство человека помогает распознавать горькое, сладкое, кислое …. (вкус).

2. Способность человека чувствовать запахи (обоняние).

3. Эмоциональное состояние человека при встрече с необычным (удивление).

4. Переживания человека в ответ на приятное или неприятное воздействие окружающего мира (эмоции).

5. С помощью этого органа чувств человек получает самое большое количество сведений (глаза).

6. Орган обоняния (нос).

7. Отрицательная эмоция (обида).

8. Кожа – это орган … (осязание).

: «Время вышло. Ребята, кто догадался и может определить тему урока (ответы детей).

- Откройте учебники. Какова тема урока?

Да, действительно, мы будем говорить о внимании.

«Ребята, обратите внимание, на экране набор картинок, знаков.

- Подумайте, что объединяет все эти картинки, рисунки, знаки?

-Почему необходимо быть внимательным? ( ответы детей)

- Совершенно верно, внимание необходимо во всех сферах деятельности человека, поскольку это особенность выделять главное не отвлекаясь на постороннее.

Ребята, хотите проверить на сколько у вас развито внимание?

Для этого мы проведем тест на внимание.

Возьмите карточку № 2. Попробуйте сосчитать числа от 1 до 50. Определите пропущенное число и запишите его в правом нижнем углу. Время выполнения задания 3 минуты. Готовы? Начнем.

-Поднимите руку кто сделал правильно ?

- Кто допустил ошибки?

- Ребята, кому не удалось отгадать, не расстраивайтесь, в следующий раз у вас получится. Для этого необходимо развивать внимание.

Так что же помогло успешно выполнить задание? (внимание, сосредоточенность).

-Совершенно верно, внимание – это особенность человека выделять главное, чтобы правильно и быстро выполнять задания.

- Ребята, вы смогли выделить главное, существенное, не отвлекаясь на посторонние рисунки, в этом проявилась особенность внимания.

Откройте учебник на странице с 54, обратите внимание на задание в верхней части страницы. Какая работа вам предстоит? (работа в парах)

-Что не понятно? Всё понятно? Приступайте Время выполнения 3 минуты.

Закончили работу. Какая пара готова? Ребята пары отвечают, остальные внимательно слушаю, и если не согласны, можете высказать своё мнение или дополнить.

У.- Действительно, без внимания не добьёшься хороших результатов в жизни.

- Итак, как вы думаете, что же такое внимание? (Дети высказывают согласие или несогласие с мнениями детей. Объясняют, почему так считают.)

Ребята, а теперь прочитайте точное определение, которое вам дает автор учебника Н.Ф. Виноградова. (дети читают определение в учебнике).

Да, действительно, любая работа требует внимания. Какую бы профессию не выбрал человек, внимание является обязательным условием для успешного выполнения своих обязанностей.

Чтобы всегда быть внимательным, надо тренировать внимание. Существуют разные способы тренировки, с некоторыми мы сейчас познакомимся. Для этого предлагаю объединиться в группы и выполнить задание на карточках. В группах выбрать представителя, который расскажет о проделанной работе.

Всё понятно? Приступайте.

Расшифруйте слова. Объясните, как это упражнение помогает развивать внимание?

Аворок , алокш, кинечу, адогоп, алкук, теломас, анишам, рофотевс, ьлибомотва.

Объясните, как это упражнение помогает развивать внимание?

Аврогазетаатмнивслшктдомрвмчевгнмшь ( газета, дом)

Найдите 10 отличий. Объясните, как это упражнение помогает развивать внимание?

Среди этих букв отыскать 10 слов и подчеркнуть их. На выполнение заданий отводится 5 мин.


ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕМЯЧ
ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР
ФРШУБАТВВКДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ
БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОГШ1КАФСПТУЧ
ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

Обобщение: Мы рассмотрели разные способы развития внимания. Назовите их ещё раз.

1 группа- расшифровать слова.

3 группа- найди 10 отличий.

4 группа –поиск слов.

У: Сегодня на уроке кто-то был очень внимательный, кто-то допускал ошибки. Ребята, а что помогало вам успешно выполнять работу? Так что же такое внимание? Какое открытие сделали для себя?

Все ли получилось?

Какие затруднения были? Что привлекло внимание на уроке?

Ребята, мне бы хотелось за активную работу отметить …. и поставить оценку…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обрати внимание на своё внимание

Урок по окружающему миру в 4 классе

образовательные – дать знания об особенностях внимания; знакомство с основным психическим процессом – вниманием; формирование навыка работы с книгой и другими источниками;

развивающие – способствовать развитию произвольного внимания, умению наблюдать, обобщать, делать выводы; познанию себя, формированию умения работать в группах;

воспитательные – способствовать развитию нравственных качеств личности: познавательного интереса, внимания к людям, доброжелательности, ответственности за выполнение порученной части общего дела; показать ценность научного познания мира;

здоровьесберегающие – тренировка глазных мышц с целью профилактики нарушения зрения при длительной нагрузке, способствовать преодолению телесной скованности и напряжения во время урока.

Организационный этап

- Ребята, как вы думаете, кто на перекрёстке самый главный? Почему? (светофор) Все мы знаем, что обозначает каждый цвет светофора.

Детям предлагается выбрать цветные круги (по цветам светофора) и объединиться в группы по цвету.

2.Введение в тему

Сегодня мы с вами работаем в группах. Для того чтобы узнать, какая сегодня тема урока, вы должны выполнить задание. ( см. приложение 1 )

Задание для первой группы: дано зашифрованное слово. Вам нужно его расшифровать (слайд 1).

Задание для второй группы: на крестах расположены слова, прочитайте их внимательно и найдите лишнее слово (слайд 2).

Задание для третьей группы: у вас на столе карточка с буквами. Составьте из этих букв слово (слайд 3).

Проверка. Что помогло вам выполнить задание?

3. Информационный блок

Понятие о внимании

ВНИМАНИЕ, что мы знаем о внимании и внимательности

– Не отвлекайся, будь повнимательнее, – просит мама или учительница.

– Спасибо за внимание, – вежливо благодарит ведущий мероприятия своих слушателей.

А вам часто приходится слышать это слово, где и от кого?

Как вы считаете, у всех ли есть внимание?

А оно одинаково?

Внимание есть у каждого, но развито оно по-разному, кто-то запоминает много, но всё подряд, а кто-то немножко, но самое основное.

Где нам пригодится хорошее внимание? (в школе, в профессиях)

Окружающий мир мы познаём с помощью органов чувств. Всё, что мы воспринимаем, вызывает в нас какое-нибудь отношение. Но бывают моменты, когда что-то привлекает наше внимание.

А) Постановка цели урока

Так что же такое внимание? Какого человека можно назвать внимательным? Какую роль играет внимание в нашей жизни? Вот на эти вопросы, мы постараемся сегодня ответить.

Б) Работа с учебником по изучению нового материала

Внешние проявления внимания

Само по себе внимание увидеть нельзя, заметно только его внешнее проявление. Это мимика, поза, жесты. Мимика – это движение губ, глаз, бровей. Поза – положение тела. Жесты – движения рукой.

Так что же такое внимание?

В) Виды и свойства внимания

Легко быть внимательным, когда смотришь интересный фильм, но трудно быть внимательным, когда учишь трудный урок.

(Подать неожиданный звук)

- Почему вы так отреагировали?

– Почему так происходит? Потому что мы в этих двух случаях мы встречаемся с разным вниманием: непроизвольным и произвольным. Непроизвольное внимание направляется на объект без всяких усилий с нашей стороны. Что может привлекать к себе непроизвольное внимание? Таких объектов много. Это громкие, неожиданные звуки (гром, свисток, резкий визг тормозов); яркие световые явления (молния, красочная реклама); резкие вкусы (горечь, кислота, неожиданный вкус); сильные запахи (духов, гари, вкусной еды); все, что интересно и неожиданно для данного человека.

Когда речь идет о непроизвольном внимании можно сказать, что не мы обращаем внимание на объекты, а они сами овладевают нашим вниманием.

Совсем иначе обстоит дело с произвольным вниманием. Здесь объект сам по себе не привлекает внимание, но человек удерживает на нем свое внимание своим собственным усилием. Произвольное внимание человек сам направляет на объект, который сознательно выбрал. Например, для того чтобы решить математическую задачу, надо самому постоянно удерживать на ней свое внимание.

– Приведите свои примеры непроизвольного и произвольного внимания?

– Почему для нас важно развивать внимание произвольное?

- Какого человека можно назвать внимательным?

виды (непроизвольное, произвольное); (слайд 6)

Для того чтобы овладеть вниманием, нужно еще знать, как устроено внимание. Рассмотрим некоторые свойства внимания.

свойства (объём, устойчивость, распределение, переключение, сосредоточение) (слайд 7).

(Учитель задаёт вопросы, выясняя как дети понимают смысл того или иного понятия. Даёт в конце объяснений краткую характеристику каждому понятию).

По тому, сколько объектов ребёнок может сознательно удержать в своём сознании в короткий промежуток времени, судят об объёме его внимания.

Устойчивость внимания – это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.

Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания.

Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.

Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Сосредоточение, устойчивость, переключение – это положительные свойства внимания.

Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства.

Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях, как спокойствие, сосредоточенность и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность жестов, твердость и уверенность речи.

Отрицательные свойства внимания коррелируют с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, удивлением, неуверенностью, тревожностью.

5. Экспериментальный блок

- Рассмотрим, каково же ваше внимание. Для этого проведём несколько экспериментов.

Эксперимент 1 (слайд 8)

Определение объёма внимания (см. приложение 2)

На короткое время (1 сек.) я покажу вам рисунок, на котором будет несколько чисел, посмотрите внимательно, какие числа написаны, а когда исчезнет рисунок, сложите их сумму и запишите. Кто сделает правильно первым это задание и окажется самым внимательным?

Эксперимент 2 (слайд 9)

Концентрация внимания

В данном тексте букву а подчеркните одной чертой; букву и обведите в кружок, букву о зачеркни знаком х

На берегу реки сидела лиса. Ярко светило солнце. В его лучах резвились в воде рыбки. Лисе очень хотелось наловить рыбок для завтрака.

Эксперимент 3

Переключение внимания (слайд 10).

(см. приложение 3)

Можно ли развить способность быть внимательным? С каждой тренировкой вы будете затрачивать меньше времени на выполнение этого задания.

Эксперимент 4.

Распределение внимания

Рассказать таблицу умножения на 3, при этом подбрасывать вверх мяч.

Эксперимент 5.

Эксперимент 6.

Желающие проверить своё внимание. 5 человек. Каждому раздаётся карточка с заданием (см. приложение 4).

Эксперимент 7.

Каждой группе раздаются карточки. Необходимо провести коррекцию предложенных предложений (см. приложение 5). (слайды 11-13)

Какое внимание работало у учеников во время выполнения этих заданий?

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Работа с учебником . – с 37.Выскажите мнение, кто из детей прав.

Сегодня на уроке кто-то был очень внимательным, кто-то допускал ошибки. Для того чтобы развить своё внимание, нужно выполнять определённые упражнения.

- Внимание – слово многозначное – оно обозначает и научное понятие, и доброе расположение окружающих.

-Подводя итог урока, что же такое внимание?

- Какого человека можно назвать внимательным?

- Где вам в жизни пригодится внимание? (а на перекрёстках?)

- В начале урока вы выбрали себе разноцветные круги. На доске три листа.

Если вам на уроке было легко с ребятами работать в группе, вы довольны своей работой, у вас отличное настроение - прикрепите свои круги к листу зелёного цвета;

Если вы считаете, что работа группы могла быть лучше и сами вы можете работать лучше, у вас хорошее настроение – прикрепите свой кружок к жёлтому листу;

Если вам было трудно работать в группе, вы испытывали затруднения в работе и настроение так себе. Не очень. Прикрепите свой кружок к листу красного цвета.

7. Домашнее задание

1) Я предлагаю вам дома потренировать своё внимание, выполнив задание на карточках ( см. приложение 6) Вы должны будете в тексте зачеркнуть лишние буквы Ю, Г. Если вы внимательно выполните это задание, то вы прочтете считалочку, которую сочинил Борис Заходер.

2)Я предлагаю некоторым учащимся найти упражнения, которые будут способствовать развитию внимания, оформить эти упражнения на листе и принести в класс, и мы будем их использовать для развития внимания.

2. Слово учителя

3. Проверка домашнего задания

Доклады учащихся об известнейших представителях науки, выбранных по желанию учащихся.

4. Словарная работа

Кто же такой ученый? Дети дают толкование этого слова. Ученый – много знающий человек в области какой-либо науки. (Словарь русского языка). Где работают ученые? (В лаборатории).

5. Актуализация знаний

Представьте себе, что мы находимся в лаборатории, где можно проводить опыты, наблюдения, эксперименты. Вы назвали много ученых, которые сделали открытия в разных науках, но у всех этих людей есть общие качества, которые помогли им добиться успеха: внимание, сообразительность, пытливый ум, настойчивость, терпение, умение доказывать. И мы постараемся, работая в лаборатории, проявить свою сообразительность, будем учиться думать, рассуждать, выдвигать гипотезу, и возможно, кто-то сделает открытые, если не для людей и страны, а для самого себя.

6. Активизация мыслительной деятельности. Тайна древнего свитка

Ученых всегда привлекали загадки, тайны. Попробуем проникнуть в тайну древнего свитка. Расшифруйте высказывание выдающегося геохимика А.Е. Ферсмана о науке.

Великое значение отводится науке, благодаря которой человечество развивается, осваивает новые земли, океаны, космос. Мы, как ученые, попытались сделать небольшое открытие, проявить настойчивость.

– Какое еще очень важное и нужное качество понадобилось, чтобы отгадать высказывание?

– Что позволяет человеку замечать изменения в окружающем мире? (Внимание.)

– Ты увлеченно читаешь книгу. Слышишь ли ты в это время тиканье часов? Объясни свой ответ.

– Вдруг зазвенел будильник, и что изменилось в ситуации?

7. Выдвижение гипотез. Определение темы урока

8. Беседа с учащимися

– Что оно обозначает?

– Какое бывает внимание?

9. Рассказ учителя

– Ответить на вопрос, что такое внимание, непросто.

Иккю не говорил о внимании, но показал свое умение сосредоточиться, когда писал соответствующие иероглифы несколько раз (а красиво написать кисточкой иероглиф – трудное дело). Этим он подчеркивал огромное значение внимания.

Поверхностный человек смотрит на все, что его окружает с одинаковым интересом, слушает все, что ему скажут, читает все, что попадается в руки. Мудрый человек поступает по-другому. Он направляет свое внимание только на самый важный предмет.

10. Работа с учебником по изучению нового материала

11. Внешние проявления внимания


Само по себе внимание увидеть нельзя, заметно только его внешнее проявление. Это мимика, поза, жесты. Мимика – это движение губ, глаз, бровей. Поза – положение тела. Жесты – движения рукой.

12. Виды внимания

Легко быть внимательным, когда смотришь интересный фильм, но трудно быть внимательным, когда учишь трудный урок.

– Почему так происходит? Потому что мы в этих двух случаях мы встречаемся с разным вниманием: непроизвольным и произвольным. Непроизвольное внимание направляется на объект без всяких усилий с нашей стороны. Что может привлекать к себе непроизвольное внимание? Таких объектов много. Это громкие, неожиданные звуки (гром, свисток, резкий визг тормозов); яркие световые явления (молния, красочная реклама); резкие вкусы (горечь, кислота, неожиданный вкус); сильные запахи (духов, гари, вкусной еды); все, что интересно и неожиданно для данного человека.

Когда речь идет о непроизвольном внимании можно сказать, что не мы обращаем внимание на объекты, а они сами овладевают нашим вниманием.

Совсем иначе обстоит дело с произвольным вниманием. Здесь объект сам по себе не привлекает внимание, но человек удерживает на нем свое внимание своим собственным усилием. Произвольное внимание человек сам направляет на объект, который сознательно выбрал. Например, для того чтобы решить математическую задачу, надо самому постоянно удерживать на ней свое внимание.

– Приведите свои примеры непроизвольного и произвольного внимания?

– Почему для нас важно развивать внимание произвольное?

Американский изобретатель в области электротехники Томас Эдисон руководил исследовательской лабораторией. Он с коллегами установил, что из 27 человек, каждый день в течение шести месяцев приходивших на работу, никто не обратил внимания на вишневое деревце, растущее перед входом в лабораторию. Они сделали вывод, что внимание человека зависит от его интересов, профессии и чаще всего направлено в каком-то определенном направлении.

Вообрази теперь, что ты со своим другом пришел в магазин игрушек. У каждого из вас свое внимание-прожектор.


Куда будет направлен этот прожектор? Почему?

13. Физкультминутка

Ритмическая игра. Разбившись парами, стоя друг к другу лицом, дети считают про себя, одновременно выполняя под счет движения. Вслух произносятся кратные того числа, через которое ведется счет (при счете через два вслух называются числа 2, 4, 6…). Называя кратное, дети касаются ладоней друг друга (как в считалочке). Остальные движения могут выбираться произвольно (хлопнуть в ладоши, коснуться руками ног, плеч и т.п.).

В итоге синхронного исполнения движений происходит непроизвольное запоминание чисел, которые учащиеся проговаривают вслух. Таким образом, они фактически выучивают в процессе игры таблицу умножения, вместе с тем, «ритмичная музыка, которая звучит в классе, объединяет детей, вырабатывает у них чувство защищенности, снимает напряжение от пассивного восприятия.

14. Работа по группам в исследовательских лабораториях по изучению свойств внимания


Эксперимент 1.

Определение объема внимания.


На короткое время (1 сек.) я покажу вам рисунок, на котором будет несколько чисел, посмотрите внимательно, какие числа написаны, а когда я уберу рисунок, сложите их сумму и запишите. Кто сделает правильно первым это задание и окажется самым внимательным?

Эксперимент 2.


Определим, насколько сильно и сосредоточенно вы можете концентрировать свое внимание. Каждому в группе предлагается на рисунке глазами найти букву, соответствующую цифре, и выписать их по порядку, чтобы получилось слово. На каких фигурах записаны числа?

Эксперимент 3.


Эксперимент 4.

15. Подведение итогов исследовательской деятельности

Интересно, что для человека каждой профессии необходимо внимание, и разные свойства внимания будут главными. Например, для шофера, летчика нужна высокая распределяемость внимания. Шофер должен уметь одновременно следить за управлением автомобиля, за тем, что происходит на дороге, за маршрутом своего движения, а часто и за разговором со своими пассажирами. Дирижер оркестра в одно и то же время должен уметь услышать, как играет каждый из музыкантов его оркестра, должен держать в голове то музыкальное произведение, которое исполняется, замечать настроение музыкантов. Хирургу и канатоходцу совершенно необходимы концентрация и устойчивость внимания. В их работе малейшее отвлечение внимания может привести к очень тяжелым последствиям.

Профессии художника, футболиста, разведчика предъявляют высокие требования к объему внимания. Футболист должен в любой момент игры видеть всех игроков на поле. Художник должен замечать множество линий в сочетании света и теней, оттенков цветов, деталей.

Теперь ты знаешь многие свойства внимания, какую роль оно играет в жизни человека и понимаешь, что внимание нужно развивать, стараться быть наблюдательным.

16. Подведение итогов работы лабораторий

– Какая из лабораторий получила наибольшее признание?

Вы рады получить поддержку, одобрение. Внимание – слово многозначное – оно обозначает и научное понятие, и доброе расположение окружающих. Мы можем развивать и то, и другое качество внимания. И не важно,

какую профессию выбрал человек, потому что в любом деле внимание будет источником силы человека. А как человек распорядится этой силой, решает он сам.

Высшая степень сосредоточения называется вдохновением. Найдите интересное дело, займитесь им, преодолейте первые трудности, а дальше дело поведет вас и ваше внимание. При этом нужно помнить, что неинтересных дел нет, а есть скучные люди, которые не могут найти интересное дело.

17. Подведение итогов урока. Рефлексия

Презентация на тему Презентация по окружающему миру:Обрати внимание на внимание УМК Начальная школа 21 века, 4 класс, предмет презентации: Детские презентации. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 19 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Урок окружающего мира

Тема урока: найди спрятанное слово САНВНИМАНИЕЭРТВнимание

Тема урока: найди спрятанное слово

Найди лишнее слово, объясни НОС, ЯЗЫК, ГЛАЗА, ПАМЯТЬ Память Почему оно лишнее?

Найди лишнее слово, объясни

НОС, ЯЗЫК, ГЛАЗА, ПАМЯТЬ

Память
Почему оно лишнее?

Внимание –память Что такое внимание, Что такое память?У всех ли людей внимание и память развиты одинаково? Что делает

Что такое внимание,
Что такое память?
У всех ли людей внимание и память развиты одинаково?
Что делает человека внимательным?
Как проявляется внимание?

избирательная направленность восприятия на тот или иной объект

способности мозга выполнять функции
запоминания, хранения и воссоздания опыта.

Свойства внимания По тому, сколько объектов ребёнок может сознательно удержать в своём сознании в короткий промежуток времени,

По тому, сколько объектов ребёнок может сознательно удержать в своём сознании в короткий промежуток времени, судят об объёме его внимания.

Эксперимент А Ж Я Ш У Г Ю К

А Ж Я Ш У Г Ю К

Переключение внимания. На берегу реки сидела лиса. Ярко светило солнце. В его лучах резвились в воде рыбки. Лисе

Устойчивость внимания В учебнике задание на стр. 54 . Рассмотри рисунки и найди 5 отличий.

В учебнике задание на стр. 54 . Рассмотри рисунки и найди 5 отличий.

Выводы :Внимательным человека делает умение замечать главное, важное.Внимание есть у всех, но не у всех оно развито

Внимательным человека делает умение замечать главное, важное.
Внимание есть у всех, но не у всех оно развито хорошо.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, лебеди, куницы, Галки и стрижи, Чайки и моржи Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Сойки и ужи.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чайки, пеликаны, Майки и орланы. Голуби, синицы, Цапли, соловьи, Окуни и воробьи.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чайки, пеликаны, Майки и орланы. Голуби, синицы, Цапли, соловьи, Окуни и воробьи. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Утки, гуси, совы, Ласточки, коровы.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Палки и стрижи, Бабочки, чижи, Аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди и утки - и спасибо шутке!

Учебник стр.55
Зачем человеку нужна память?

Если у человека нет памяти, что с ним может произойти?

С чем можно сравнить память?

Проверка слуховой памяти

Проверка зрительной памяти зима

Проверка зрительной памяти

зима заповедник
малина ответ
буфет магазин
василёк задача
ежевика книга

Выводы:Благодаря своей памяти, её совершенствованию, человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он

Благодаря своей памяти, её совершенствованию, человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он находится сейчас. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Нужно не только умело использовать особенности своей памяти, но и развивать её виды.

Это интересно:Для человека каждой профессии необходимо внимание, и разные свойства внимания будут главными. Например, для водителя, летчика

Для человека каждой профессии необходимо внимание, и разные свойства внимания будут главными. Например, для водителя, летчика нужна высокая распределяемость внимания. Водитель должен уметь одновременно следить за управлением автомобиля, за тем, что происходит на дороге, за маршрутом своего движения, а часто и за разговором со своими пассажирами. Дирижер оркестра в одно и то же время должен уметь услышать, как играет каждый из музыкантов его оркестра, должен держать в голове то музыкальное произведение, которое исполняется, замечать настроение музыкантов. Хирургу и канатоходцу совершенно необходимы концентрация и устойчивость внимания. В их работе малейшее отвлечение внимания может привести к очень тяжелым последствиям. Профессии художника, футболиста, разведчика предъявляют высокие требования к объему внимания. Футболист должен в любой момент игры видеть всех игроков на поле. Художник должен замечать множество линий в сочетании света и теней, оттенков цветов, деталей.

Рефлексия:- Что такое внимание?- Для чего человеку нужно внимание? -Что такое память?- Для чего человеку нужна память?-

- Что такое внимание?
- Для чего человеку нужно внимание?
-Что такое память?
- Для чего человеку нужна память?
- Почему одних людей называют внимательными, а других невнимательными?
- Можно ли развивать внимание?
- Можно ли развивать память?

Читайте также: