Обобщение по теме причастие 7 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного в форме соревнования между командами.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная .

Оборудование : раздаточный материал (см. Приложения)

Планируемые результаты:

1) предметные:

- уметь находить причастия, определять его грамматические признаки, правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;

- выделять причастный оборот, объяснять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;

2) метапредметные:

- уметь формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

- планировать последовательность действий;

- строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

- владеть всеми видами речевой деятельности.

Содержательно-смысловые блоки

Деятел ьность учителя

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

Приветствует, призывает к тишине и собранности, дает позитивный настрой на работу. Организует внимание, доброжелательный настрой всех учеников, приглашает к сотрудничеству.

2. Работа с эпиграфом

Беседа по вопросам к эпиграфу:

- О какой части речи говорит нам Ломоносов? Почему?

Сии глагольные имена служат

к сокращению человеческого слова,

заключая в себе имени и глагола силу.

М.В. Ломоносов

- Что это за часть речи – причастие?

- Каково грамматическое значение причастия?

- С какими частями речи Ломоносов связывает причастие? Почему?

Познавательные УУД: формировать умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3. Взаимопроверка выполнения устного домашнего задания в игровой форме.

- Дома вы отвечали устно на теоретические вопросы на стр. 73 вашего учебника.

1. Причастия связаны с глаголом.

2. Причастие – неизменяемая часть речи.

3. Причастия похожи на прилагательные.

4. У причастий может быть краткой формы.

5. У причастия есть только два времени.

6. У причастия нет зависимых слов.

7. Правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глагола.

8. Причастие в предложении всегда выполняет роль определения.

9. Причастия с частицей НЕ всегда пишутся раздельно.

10. Причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, никогда не обособляется.

Познавательные УУД: формировать умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные УУД: формировать умение управлять поведением партнера.

4. Формулирование темы урока. Целеполагание.

- Исходя из эпиграфа к сегодняшнему занятию и зная, что раздел в учебнике, посвященный причастию, нами изучен, предположите тему сегодняшнего урока.

Учитель корректирует, обобщает ответы учащихся.

- Как вы думаете, почему важно на сегодняшнем уроке быть внимательными и работать очень старательно?

- Как вы думаете, какая цель и какие задачи стоят сегодня перед вами?

Корректирует, обобщает ответы учащихся.

Учитель сообщает, что обобщение изученного будет проходить посредством работы с текстом.

- Сегодня мы построим урок как соревнование между тремя командами. Оценивать команды будет строгое и справедливое жюри из трех учеников.

Учитель представляет жюри, судьи занимают свои места. Члены жюри получают бланк оценивания команд (Приложение 5) .

- Нетрудно догадаться, по какому принципу класс будет поделен на команды – по рядам. Итак…

Личностные УУД: формировать стремление хорошо учиться; формировать способность устанавливать учащимися связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные УУД: формировать умение формулировать тему (цель) урока; формировать умение делать предположения на основе наблюдений.

Коммуникативные УУД: формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

А) Словообразование причастий. Их разряды

- Первый конкурс теоретический.

Я задаю одной команде вопрос, если она отвечает – получает балл, нет – вопрос переходит к следующей команде. Ответив верно, она зарабатывает балл. Жюри следит за отвечающими.

- В начале урока мы говорили об особенностях причастия как части речи, его взаимосвязи с глаголом и прилагательным. Теперь поговорим о таком признаке причастия, как разряд.

1. Назовите разряды причастий.

2. В чем отличие страдательных причастий от действительных?

3. С помощью чего образуются действительные причастия настоящего времени?

4. С помощью чего образуются действительные причастия прошедшего времени?

5. С помощью чего образуются страдательные причастия настоящего времени?

6. С помощью чего образуются причастия прошедшего времени?

- Таким образом, как глагол помогает нам при правописании причастий настоящего времени? (в зависимости от спряжения пишем определенную букву в суффиксе причастия)

- Цифровой диктант пишет вся команда, но отвечать будет только один ученик ( Приложение 2) .

Максимальный балл – 3 балла (верно указаны все цифры) – у каждой команды изначально . За каждый неверный ответ отнимается 1 балл.

Условие выполнения: цифрой 1 обозначь действительное причастие, цифрой 2 - страдательное причастие:

Умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами.

В) Работа с текстом

Каждая из команд получает материал на листе (Приложение 3).

Учитель дает задание (выполняет весь класс, в том числе и судьи):

- Я не зря в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку взяла слова М.В. Ломоносова. Дело в том, что день рождения М.В. Ломоносова великого ученого по новому стилю отмечается 8 ноября.

- Чем знаменит Михаил Васильевич Ломоносов?

(1) О, если бы все труды, заботы, и__держки и бе__конечное множество людей истребля__мые и уничт__жа__мые свирепством войны были обраще__ы на пользу мирного научного мореплавания! (2) Не только были бы уже открыты неизвестные области обитаемого мира и соедине__ые со льдом берега у недоступных полюсов, но могли бы быть обнаруже__ы (не)уста__ым усердием людей тайны самого дна морского. (3) Насколько возр__сло бы наше благосостояние от обмена между народами и насколько ярче забл__стал бы свет наук после раскрытия новых тайников природы!

(О, если бы все труды, заботы, издержки и бесконечное множество людей, истребляемые и уничтожаемые свирепством войны, были обращены на пользу мирного научного мореплавания! Не только были бы уже открыты отныне неизвестные области обитаемого мира и соединенные со льдом берега у недоступных доныне полюсов, но могли бы обнаружены неустанным усердием людей тайны самого дна морского. Насколько возросло бы наше благосостояние от обмена между народами и насколько ярче заблистал бы свет наук после раскрытия новых тайников природы!1).

Задания для всего класса:

- О чем этот текст? Какова его главная мысль?

- Подумайте, к какому стилю речи наш текст относится, каков его тип речи?

Г) Групповая работа с орфограммами и пунктограммами текста

- Все команды, а также жюри, вставляют пропущенные буквы и знаки препинания в тексты.

Максимальный балл – 5 баллов

Нет ошибок – 5 баллов

1-2 орфографические или 1 пунктуационная – 4 балла

1-2 орфографические и 1 пунктуационная – 3 балла

3-4 орфографические и/или 2 пунктуационные – 2 балла

5 орфографических и/или 2 пунктуационных – 1 балл

- Ребята, вы заметили, что часто правописание причастий зависит от верного отделения их от отглагольных прилагательных. Напомните, как нам различить такие похожие между собой слова?

(причастия всегда совершенного вида, имеют зависимое слово, приставку; отглагольные прилагательные всегда несовершенного вида, не имеют зависимых слов, приставок).

- Давайте поупражняемся в разграничении причастий и отглагольных прилагательных.

Если прозвучит причастие – поднимаем правую руку, отглагольное прилагательное – левую.

Жюри также определяет разряд причастий.

Сломанные часы, ломаная линия бровей, крашеный пол, крашенный масляной краской пол, правленный редактором текст, правленый текст, пиленый сахар, распиленные дрова, посеянная рожь, сеяная мука, чищеный самовар, расчищенная от снега дорожка, захваленный ребёнок, хвалёный образ жизни, вареные в меду пряники, вяленный на солнце лещ, мазанные мелом стены хаты.

Физкультминутка

Д) Морфологический разбор причастий. Синтаксический разбор предложения.

Один произведенный опыт намного дороже тысячи теорий, оставшихся мыслями. (М.В. Ломоносов)

Команды за каждый разбор получают максимально 3 балла (итого – 6 баллов). За 1 ошибку снимается 1 балл.

Е) Обобщение изученного материала по причастиям: чтение и заполнение пропусков подходящими по смыслу словами.

- Наше соревнование подошло к концу. Сдайте листы с заданиями членам жюри.

Причастие – это ______________часть речи, которая сочетает в себе признаки глагола (__________________________) и признаки прилагательного (_____________________ _______________________________________).

Причастия образуются суффиксальным способом от _____________________.

В предложении причастия могут быть ______________________________________________________. Часто при причастиях есть зависимые слова, образующие вместе с причастием ___________________________, который может находиться как перед ______________________, так и после него.

Если __________________________ стоит перед _________________, то он _________________ запятой, если же он стоит после __________________________, то он всегда ________________________________. Но если __________________ определяет местоимение, то он независимо от своего месторасположения всегда __________________.

Причастия могут быть страдательными и ________________.

Страдательные причастия могут иметь полную и __________________ формы.

Один из учеников зачитывает получившийся текст, другие ученики в случае необходимости поправляют одноклассника.

Коммуникативные УУД: формировать умение осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике; формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; формировать умение управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Личностные УУД: формировать уважительное отношение к русскому народу, к его истории.

6. Подведение итогов конкурса, оценивание работы учащихся за урок

- Жюри готово сообщить итоги конкурса.

Один из членов жюри называет места команд и количество заработанных ими баллов.

- Ребята, что в изученной теме показалось вам самым трудным?

- Над чем нужно ещё поработать в следующем учебном году?

- Спасибо за урок. Сегодня вы хорошо поработали. Помогите мне поставить оценки. (Слушает детей, высказывает свое мнение, ставит оценки, мотивирует)

Регулятивные УУД: формировать умение соотносить цели и результаты своей деятельности; формировать умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

7 . Домашнее задание

1) К следующему уроку:

Написать небольшую сказку на одну из трех тем:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы урока направлены на выявление уровня усвоения учащимися темы "Причастие" и для подготовки к контрольной работе.

Открытый урок русского языка

с применением ИКТ

Тип урока: урок закрепления и обобщения ЗУН

с элементами рейтингового оценивания.

Терехова Наталья Витальевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категорию.

г.Киреевск, 2018 г.

Тип урока: закрепление и обобщение знаний, умений и навыков

с элементами рейтингового оценивания.

Цель урока: обобщить, закрепить и систематизировать знания обучающихся

о причастии; подготовиться к контрольному диктанту по теме

Задачи: 1.Активизировать самостоятельную деятельность обучающихся по

обобщению сведений о причастии, подготовить их к контрольной

2.Совершенствовать умение находить, грамотно писать причастия

и причастные обороты; развивать и обогащать письменную и

3.Воспитывать у обучающихся ответственность, коллективизм,

любовь к природе; прививать интерес к предмету, родному языку.

Оборудование: презентация (27 слайдов), тестовые задания, записи на доске,

мяч, тексты, лотерея, карточки для слабых обучающихся.

Методы и приёмы работы: слово учителя, диагностика, словарная работа,

опрос-эстафета, лотерея, загадка, учебная игра,

выборочный диктант, тест, работа с текстом,

редактирование, рейтинговая самооценка,

взаимопроверка, конструирование, турнир,

работа по карточкам, проблемный вопрос,

кроссворд, грамматические задания.

1.Организационный момент:

1.1.Приветствие

1.2.Диагностика эмоционального состояния обучающихся

на начало урока

- В начале урока мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Покажите мне. (Обучающиеся показывают условными знаками своё настроение: большой палец вверх – настроение хорошее, большой палец вниз – плохое).

1.4.Рейтинговое оценивание работы обучающихся на уроке

(Учитель раздаёт обучающимся листки с рейтинговой таблицей и поясняет, что в ходе урока каждый будет самостоятельно вносить в таблицу заработанные им баллы, а в конце урока будут выставлены оценки, уровень которых будет зависеть от количества заработанных баллов)

2.Обобщение, систематизация знаний о причастии

Оборудование: экран, компьютер, диапроектор, интерактивная доска, презентация.

Ход урока

1. Оргмомент.

Начнем урок с загадки. Слайд №1.

– О чем эта загадка? (О причастии.)

На протяжении многих уроков мы с вами говорили о причастии. Пришло время, когда мы должны обобщить пройденный нами материал.

– Сформулируйте цель нашего урока.

Итак, цель нашего урока повторить теоретические сведения по изученной теме, орфограммы в причастиях, пунктуацию при причастном обороте.

2. В орфоэпическом диктанте мы обратимся к правильному произношению причастий, которые написаны на доске. Прочитайте данные слова и правильно произнесите их. Работа у нас устная.

– Что означает слово сервированный? От какого глагола образовалось это причастие? (Сервировать.) Думаю, что эти причастия вы запомните и будете правильно произносить.

– И все же, почему эти слова мы называем причастиями? Что такое причастие? (Это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое?) Слайд №4.

3. Веришь или не веришь?

Это упражнение поможет узнать. Как дети усвоили теоретические сведения о причастии.

Задача учеников – определить, верное или ложное суждение содержится в вопросе, и доказать свою точку зрения.

– Верите ли вы, что причастие изменяемая часть речи?

– Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на прилагательные?

– Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?

– Верите ли вы, что у причастия нет будущего времени?

– Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы?

– Верите ли вы, что у причастия нет зависимых слов?

– Верите ли вы, что правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глагола?

– Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения?

– Верите ли вы, что причастия с НЕ всегда пишутся раздельно?

– Верите ли вы, что знаете, что такое причастие и сможете его определить в любом тексте?

4. Следующий вид – работа с текстом. На интерактивной доске записаны предложения. В каком порядке должны следовать причастия, чтобы получился текст. (Проговорить устно.)

- Запишите текст в тетради.

– Какова тема текста?

– Определите тип речи? (Описание.)

– Синтаксический разбор второго предложения.

– Выделите графически причастные обороты в предложениях.

– В каком предложении нужен знак препинания?

– Начертите схемы причастных оборотов.

– Похвалите себя и оцените свой труд.

5. Хлопнуть в ладоши.

Нужно хлопнуть в ладоши тогда, когда прозвучит словосочетание с причастием.

Свежий ветер, непримятая трава, заколдованный лес, утреннее солнце, веселые крики, великолепный день, приглушенные звуки, невыученное стихотворение, прозрачные кружева, мертвая тишина, спящий лес., заснеженные кусты, тающие сосульки, рыхлые сугробы, бегущие ручейки.

- А теперь оцените себя.

6. Работа с перфопапкой.

Задание: записать только суффиксы причастий, правильно выбрав гласную.

1) скачущий, 2) видимый, 3) чертящий, 4) стелющий, 5) подгоняемый, 6) лечащий, 7) клеящий, 8) освещаемый, 9) сеющий, 10) пишущий, 11) колющийся, 12) слышимый.


1.Воспитательные: воспитание интереса к языку и родной стране; воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.

2.Обучающие: обобщить изученный материал по причастию: закрепить знание теоретического материала; повторить правила по орфографии и пунктуации, связанные с причастием; развивать умение правильно употреблять причастия в речи;

3. Развивающие: развивать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии и предложении, осложнённом причастным оборотом;

развивать творческие способностей учащихся через составление рассказа с использованием причастий; развивать словарный запас учащихся.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

формулирование познава­тельной цели, формирование навыка поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;

формирование умения анализировать текст с целью выявления общих законов ,с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения; умение доказывать.

Коммуникативные УУД:

формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, управление поведением парт­нера точностью выражать свои мысли (оценка действий партнера);

умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД:

самоопределение (мотивация учения);

понимание значения русского языка в процессе получения образования, формирование стремления к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные УУД:

формирование умения целеполагания (постановка учебной задачи), планирования, проведение рефлексии;

оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня ус­воения).

Межпредметные связи: русский язык, литература, живопись, музыка.

Цель межпредметных связей: быстро и глубоко приобщить обучающихся к знаниям материала урока.

Используемое оборудование и средства обучения:

- карточки индивидуального опроса;

Доска: число, тема.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, коллективная.

Методы обучения: словесно-наглядный , проблемно -поисковый, объяснительно-иллюстративный , устный, практический.

Методические приемы: рассказ учителя, проблемные вопросы, творческие задания, практические упражнения.

I.Организационный этап. (Приветствие. Эмоциональный настрой.)

-Здравствуйте ,ребята! Приветствую Вас, дорогие гости!

Послушайте , как пишет об осени А.С. Пушкин :

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

Ребята, я желаю вам сегодня на уроке быть организованными и активными! И пусть осень за окном не печалит вас, а радует!

У вас на рабочем столе два осенних листочка: желтый и зеленый .Покажите листок в соответствии со своим настроением .Желтый -радостное, зеленый-грустное.(В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.)

II. Постановка целей и задачей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-На протяжении многих уроков мы с вами говорили о причастии. Пришло время, когда мы должны обобщить пройденный нами материал.

Запишите в тетрадях число, тему урока:

1.Обобщить знания о причастии.

2.Повторить знаки препинания при причастном обороте, орфограммы в причастиях.

3. Наблюдать за употреблением причастий в речи.

4.Закрепить навыки выполнения морфологического разбора причастия.

III. Актуализация знаний.

Причастие – это ___________часть речи____________, которая совмещает в себе признаки ________________ (____________) и признаки ________ (_____________).

Причастия образуются от _____________________с помощью специальных суффиксов:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Причастия в предложении обычно бывают_______________________________ и отвечают на вопросы : .__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

При них часто находятся зависимые слова и образуют __________________________________________________________________, который может находиться как перед определяемым______________________, так и после него.

Если причастный оборот стоит перед ___________________________, то он _______________________________ запятой, если же он стоит после ________________слова, то он всегда выделяется запятыми.

Причастия могут быть страдательными и _________________________________________

Страдательные причастия имеют полную и _______________________________________формы.

Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли______________и с НЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО. В суффиксах кратких причастий пишется _____________буква Н.

-Проверьте, пожалуйста, работы друг у друга.

(Проверка работы одного из учеников учителем).

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Задание № 1. Устная работа со схемами ( см.презентацию).

Почитайте и озаглавьте текст. К какому типу речи он относится? Определите границы причастного оборота во 2-м и 3-ем предложениях, объясните расстановку пропущенных знаков препинания. Выполните синтаксический разбор второго предложения, морфологический разбор выделенного в предложении слова.

1.В последние дни ноября, ещё не уступающего своих владений зиме, рано угасает день.

2. Часто за окном льет грустный дождь, подкрадывающийся безлунной и темной ночью.

3. По лужам, замутненным дождями, и по обнаженным скверам, усыпанным давно уже облетевшей листвой, бредет осень.

4.Березы, растрепанные сильным ветром, и липы, выстроившиеся в парковой аллее, выглядят одинокими и осиротевшими.

5.Завывающие ветра, моросящие и затяжные дожди, холодящие землю, - признаки приближающейся зимы.

-Ребята, давайте вспомним правописание Н и НН в СППВ и отглагольных прилагательных. (Устные ответы ребят).

Задание №3. (Объяснительный диктант. Проанализируйте слова. Спишите, обозначьте условия выбора Н и НН.

Обеспокое(н,нн)ые птицы, вспаха(н,нн)ое поле, затумане(н,нн)ые дали, позолоче(н,нн)ый лес, хоже(н,нн)ые тропинки, нежда(н,нн)ый морозец, развея(н,нн)ы по дорогам, увеша(н,нн)ые цветными листиками-фонариками, сорва(н,нн)ый лист, растрепа(н.нн)ая осина, невида(н,нн)ый багрянец,равни(н,нн)ый пейзаж,ветре(н,нна)я погода, коше(н,нн)ая трава, обнаже(н,нн)ые степи.

(У доски работают 2 человека, 2 других проверяют правильность выполнения заданий одноклассниками.)

-А теперь, ребята, расскажите мне о слитном и раздельном написании НЕ с причастиями. (Устные ответы ребят).

Задание №4.Перед вами карточки с заданием. Раскройте скобки, устно указывая условия слитного или раздельного написания НЕ с причастиями.

(Не)смолкающий гул, (не)уснувшая река, до сих пор (не)потерявшая иголки лиственница, порыв ветра за окном (не)смолкаем; никем (не)замечаемые ягоды, (не)сгоревшие полностью краски осени; совершенно (не)закрапле(н,нн)ая листвой гладь озера, (не)греющие лучи солнца, (не)забываемое впечатление.

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Подготовка к домашнему сочинению. Анализ текстов.

- Перед вами стихотворение М.Цветаевой:

Когда гляжу на летящие

Слетающие на булыжный торец,

Сметаемые – как художника кистью,

Картину кончающего наконец,

Я думаю (уж никому не по нраву

Ни стан мой, ни весь мой задумчивый вид),

Что явственно желтый,

Один такой лист на вершине –

- Какова в нем роль причастий?

(Шипящие и глухие согласные в суффиксах причастий создают ощущение шороха, шелеста и шуршания.)

-Что может быть унылее серой пелены осеннего дождя, погасившего краски осени? Но и поздняя осень по-своему хороша. Как-то особенно чувствуешь себя в опустевших полях, ощущаешь огромную свободу в осеннем лесу и все-таки со щемящей тоской наблюдаешь за тревожным движением листьев, их сиротливым дрожанием в ничем не нарушаемой осенней тишине. Послушайте, как пишет о тишине осени А.К.Толстой:

Начинается осень с особенной тишины. Такой , словно природа задумалась глубоко-глубоко. Даже поздняя осень с хаосом дождей и ветров вдруг дарит дни, полные тихой и ясной задумчивости, что кажется: зима не придет ещё долго.

- Представьте, что эту осеннюю тишину пронизывает пронзительный крик журавлей.

(Стихотворение А.Жемчужникова читает ученик)

Сквозь вечерний туман, под небом стемневший,

Слышен крик журавлей все ясней и ясней…

Сердце к ним понеслось, издалека летевшим,

Из холодной страны, с обнаженных степей.

Сумрак, тоска, непогода и слякоть,

Вид угрюмых полей, вид печальной земли…

Перестаньте рыдать надо мной, журавли!

- Удивительную тишину осени можно изобразить не только словами, но и красками. Рассмотрим цветные репродукции картин

У Остроухова осень все еще золотая, но скрытая, тайная напряженность картины Поленова у Остроухова звучит резче. Как-то тревожно от этой последней красоты леса: черные стволы – и яркая золотая листва, побуревшая трава – и ясное голубое небо, так смело глядящее сквозь поредевшую листву.

Но праздник листьев недолог: медленно слетающие с деревьев, становятся они ласковым, шуршащим покрывалом земли.

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

(Дети составляют и зачитывают свои предложения).

VII. Рефлексия.

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнала…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Вернемся к нашим осенним листьям…Покажите листок в соответствии со своим настроением .Напоминаю: желтый- радостное, зеленый-грустное.

VIII. Домашнее задание.

Используя материалы урока, напишите сочинение-описание на одну из предложенных тем:

IX. Выставление оценок.


-75%

Читайте также: