Обмен веществ и превращение энергии признак живых организмов конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Планируемые результаты

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Понятия: питание, пищеварение, ферменты, обмен веществ, превращение энергии; особенности питания у животных, формы пищеварения; эволюция органов пищеварения у животных; особенности обмена веществ и превращения энергии в организме животных; понятия: холоднокровность, теплокровность.

Актуализация знаний

Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа.

1. Чем дышат простейшие организмы?

Всей поверхностью тела

2. Органы дыхания членистоногих

Вся поверхность тела

3. Как кровь рыб насыщается кислородом?

Кровь омывает жабры и забирает из воды кислород

Из воды, попавшей через жабры, в желудке выделяется кислород

4. Органы дыхания наземных позвоночных

Все поверхность тела

5. При помощи чего дышат земноводные?

При помощи кожи

При помощи легких

При помощи легких и кожи

6. У каких животных газообмен протекает наиболее сложно?

7. Что представляет из себя двойное дыхание?

Дыхание при помощи кислорода и углекислого газа

Дыхание птиц при полете

Дыхание двумя легкими

8. Как называются легочные пузырьки?

9. Назначение диафрагмы

Отделение грудной полости от брюшной

10. Что обеспечивает вентиляцию легких?

Сокращение и расслабление легких

Сокращение и расслабление пресса

Сокращение и расслабление межреберных мышц

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Обмен веществ у животных

1.Что такое обмен веществ?

2. Особенности обмена веществ у животных. Вы уже знаете , что животные являются гетеротрофами и должны получать органические вещества из окружающей среды. Органические вещества – это сложно построенные молекулы, основой которых является цепочки из сочетающихся атомов углерода. они образуют автотрофы, прежде всего растения. На это расходуется энергия, которую растения получают из солнечного света. Часть этой энергии накопленная в органических веществах, как в аккумуляторах.
Гетеротрофы потребляют органические вещества, которые выработали автотрофы. Животные получают из этих веществ, во-первых, энергию для жизнедеятельности, во-вторых, материал для построения собственного тела. Во время образования органических веществ из неорганических растения выделяют в окружающую среду кислород. Большинству животных этот кислород нужен для того, чтобы высвободить энергию, накопленную в органических веществах. Это – аэробные животного. Некоторые группы, например, внутренние паразиты, обитающие в условиях отсутствия кислорода. Это – анаэробные организмы. Взрослые аскариды является анаэробами, а их яйца – аэробы. Именно поэтому, чтобы яйцо аскариды могло заражать нового хозяина, оно имеет определенное время находиться на открытом воздухе. Для анаэробов кислород даже может быть ядом. Поэтому с аскаридами иногда борются, закачивая кислород в кишечник.

3. Куда расходуется энергия, полученная из среды?

Энергия, полученная с пищей, расходуется на жизнедеятельность организма: движение, работу всех его систем и тому подобное. Кроме того, за счет этой энергии животное строит собственные вещества. В качестве материала применяемого органические вещества пищи, расщепленные не полностью. Однако использовать для нужд организма всю полученную с пищей энергию невозможно. Ее часть неизбежно потеряется. Более того, любое
преобразования энергии сопровождается ее потерями. Потоки энергии, которая теряется для организма, изображены красными стрелками.

4.Поддержание температуры тела.

Любой организм разогревается в результате обмена веществ и процессов жизнедеятельности. Количество тепла возрастает, когда животное активно движется: вспомните, вам становится жарко во время интенсивных движений. Всех животных разделяют на две группы. Теплокровные животные (птицы и млекопитающие) поддерживают постоянную температуру своего тела. Холоднокровные животные не тратят энергию на поддержание температуры тела. Отличие теплокровных животных от холоднокровных заключается не в температуре крови, а в возможности обеспечивать ее устойчивость. Что делает воробей, когда ему холодно? Он топорщит перья, пытается втянуть в себя голову, лапы и дрожит. Таким образом уменьшается теплоотдача, а работа мышц (дрожь) способствует дополнительному выработке тепла. А что делаете вы, когда замерзли? А собака, которой жарко?
Холоднокровные животные также могут разогреваться благодаря движениям. Впрочем, они делают это только тогда, когда возникает необходимость, например питоны, что при необходимости разогревают кладку яиц

Обмен веществ аэробные и анаэробы; теплокровные и холоднокровные животные.
1.Какими именно веществами животные обмениваются со средой?
2.Назовите основные пути преобразования энергии в организме животных.
3. Объясните основные различия животных как гетеротрофных организмов от автотрофов и других гетеротрофов.

4. Назовите способы, благодаря которым организм теплокровных животных может разогреться или охладиться.

6. Теплокровные, которые снижают температуру тела. В природе существуют теплокровные животные (большинство из них – мелкие), которые при неблагоприятных условиях впадают в спячку. К таким животным относятся, например, летучие мыши. Эти животные впадают в зимнюю спячку, а в летнее время днем снижают температуру тела, чтобы дождаться ночи, когда они питаются . Во время зимнего оцепенения температура их тела снижается до температуры окружающей среды, все проявления жизни существенно замедляются: сердце делает лишь несколько ударов в минуту, дыхание почти отсутствует и тому подобное. В отличие от летучих мышей, колибри питаются днем. Поэтому они находятся в оцепеневшему состоянии с понижением температуры тела ночью

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ У ЖИВОТНЫХ

Обмен веществ и энергии – совокупность химических и физических превращений веществ, происходящих в живом организме и обеспечивающих его жизнедеятельность во взаимосвязи с внешней средой. Обмен веществ и энергии отличает живой организм от мертвого. Сущность заключается в поступлении веществ в организм, их усвоении, использовании и выделении продуктов обмена. Одновременно происходит превращение одних видов энергии в другие (потенциальная энергия химических связей, механическая, тепловая, электрическая). Ассимиляция – усвоение питательных веществ корма, превращение их в собственные белки, жиры и углеводы организма, накопление энергии. Диссимиляция – распад сложных веществ организма, освобождение энергии, образование конечных продуктов метаболизма.

Обмен веществ и энергии включает три этапа:

1.превращение веществ в пищеварительном тракте, всасывание в кровь и лимфу;

2.превращение веществ в органах и тканях;

3.выделение конечных продуктов обмена.

Различают общий, основной и промежуточный обмен.

Общий обмен – обмен между организмом и средой в обычных условиях жизни.

Общий обмен зависит от вида животных, породы, возраста, пола, массы тела, физиологического состояния (беременность, лактация), продуктивности, а также от внешних факторов – климатических условий, метеорологических факторов, кормления, содержания и др.


Основной обмен – минимальный уровень обмена, необходимый для поддержания жизненно важных функций организма.

Определяют при следующих условиях:

1.комфортная температура помещения (сбалансированы теплопродукция и теплоотдача), состояние физиологического покоя, натощак. Млекопитающие самых разных размеров — от мыши (масса тела 20 г) до человека (70 кг) и борова (130 кг) — обладают примерно одинаковым основным обменом, если рассчитывать его на единицу площади поверхности тела. Причина сходства значений состоит в том, что тепло рассеивается в окружающую среду каждым квадратным сантиметром поверхности тела, следовательно, для сохранения температуры тела на постоянном уровне образование энергии должно соответствовать площади поверхности тела животного.

Принципиально важно, что в обычных условиях существования величина основного обмена не может быть уменьшена. Снижение основного обмена происходит только при длительном голодании. Усиление же метаболизма могут вызвать многочисленные факторы. Самым сильным из них является специфическое динамическое действие пищи, прием смешанной пищи увеличивает основной обмен примерно на 5—20%, белковой — больше.

Промежуточный обмен – это превращение веществ после всасывания из пищеварительного канала; происходит в клетках и тканях.

Общие принципы регуляции обмена веществ и энергии и значение регуляции – приспособить уровень обмена веществ и энергии к потребностям организма.


Регуляция обменных процессов происходит на трех уровнях:

1) клеточном – автоматическая регуляция на уровне клетки;

2) гуморальном – главным образом при помощи гормонов. Гормоны влияют на синтез и активность ферментов, проницаемость мембран;

3) нервном – нервная система воздействует на обменные процессы (трофическое влияние) в тканях, на деятельность эндокринных органов, на поступление крови в органы и ткани. Центр всех видов обмена – в гипоталамусе.

Регуляция обмена энергии тесно связана с регуляцией обмена веществ. Участвуют кора больших полушарий, гипоталамус, вегетативная нервная система, из желез внутренней секреции – гипофиз, щитовидная и поджелудочная железы, надпочечники, половые железы.

Обмен веществ и энергии в клетке

Органы пищеварения. Обмен веществ

Обмен веществ и энергии

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М. Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

Ход урока
Организационный момент (1 мин). Приветствую учеников, отмечаю отсутствующих.

Часть А. Дополните определения - вместо многоточий впишите слово.

Часть С. 1. Задания на определение последовательности. 2. Подпишите органы пищеварительной системы и строение зуба.

Тест разделен на два варианта.
Объяснение новой темы (20 мин).

Записываем в тетрадь тему урока:

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ

Оглядываясь вокруг, мы восхищаемся великим многообразием живых существ.

Мы с вами знаем, что живая природа отличается от неживой рядом признаков. Одним, из главных признаков является – обмен веществ.

Обмен веществ – это поступление в организм из внешней среды различных веществ, их усвоение и выделение во внешнюю среду образующихся продуктов распада.

Любой живой организм, в том числе и человек, - открытая система, которая потребляет из окружающей среды различные вещества и использует их в качестве строительного материла или как источник энергии, выделяя в окружающую среду продукты жизнедеятельности и энергии.

Организм животных и человека получает готовые органические вещества с пищей. Но для того чтобы эти соединения могли включиться в обмен, они должны быть расщеплены на элементарные частицы. Какой системой органов осуществляется этот процесс? (пищеварения)

Пищеварение (транспортировка питательных веществ и кислорода) – это подготовительная фаза обмена веществ.

В клетках организма непрерывно идут процессы химических превращений веществ: происходит синтез белков, жиров, углеводов и параллельно расщепление сложных органических соединений с освобождением Е и образованием конечных продуктов распада (воды, СО2, аммиака, мочевины и молочной кислоты).

Обмен веществ делится на два взаимосвязанных и единовременно протекающих процессов. Это пластический обмен или ассимиляция и энергетический обмен или диссимиляция.

Ассимиляция – это синтез органических веществ, при котором из простых веществ образуются сложные, сопровождающийся поглощением (накоплением) энергии.

Диссимиляция - это расщепление и окисление органических веществ, при котором сложные вещества преобразуются в простые, с выделением энергии.

Энергетический и пластический обмен являются основной фазой обмена веществ.

Заключительной фазой обмена веществ будет образование СО2, аммиака, соединений Р, Na, Cl, которые выводятся из организма. Этот процесс осуществляется кровью, легкими, потовыми железами, органами мочевыделения.

Восполнение затрат организм, сохранение массы его тела и удовлетворение потребности роста невозможно без постоянного поступления из внешней среды белков, жиров, углеводов, воды, минеральных солей.

Органические вещества – основной строительный материал и единственный источник Е для организма. Однако большинство поступающих с пищей питательных веществ может быть усвоено им лишь после того, как они расщепятся в пищеварительном тракте под действием ферментов на более простые вещества.

Обмен белков

Пищевые белки в ходе подготовительной стадии обмена расщепляются сначала в желудке пепсином, а затем в двенадцатиперстной кишке ферментом поджелудочной железы трипсином до АК. Белки принимают участие в свертывание крови (фибриоген) и в транспортирование газов (гемоглобин). Они способны к биологическому окислению с выделением Е, которая может быть использована организмом. Таким образом они выполняют ряд функций структурно-пластическую, опорную, каталитическую, транспортную, защитную, антитоксическую и энергетическую.

Обмен жиров

Жиры под действием ферментов расщепляются до глицерина и жирных кислот. Жиры – питательные вещества содержащие наибольший запас. Конечные продукты распада вода и углекислый газ.

Жиры являются богатым источником Е. При окислении они выделяют больше Е чем белки и углеводы вместе взятые. А при распаде жиров не только выделяется много Е и тепла, но и образуется много воды, что необходимо для поддержания водного обмена.

Функции: структурно-пластическую, регуляторную, теплоизолирующую и энергетическую.

Обмен углеводов

Сложные углеводы начинают распадаться в ротовой полости под действием амилазы, в двенадцатиперстной кишке под действием ферментов поджелудочной железы они расщепляются до глюкозы и др. простых углеводов. В тонкой кишке продукты распада всасываются в кровь и попадают в печень – гликоген. В организме глюкоза является источником энергии. Углеводы взаимодействуют в печени с ядовитыми соединениями приводя их в безвредные и легко растворимые вещества.

Функции: структурно-пластическая и защитная, энергетическая.

Вода и минеральные соли

Кроме органических соединений человеку необходимы вода и минеральные соли с помощью которых протекают важнейшие физико-химические процессы. Вода составляет 2/3 массы тела человека она находиться в клетках, межклеточные и тканевые жидкости, плазма и лимфа. Она имеет большое значение для организма необходимо постоянно поддерживать определенный баланс между поступающей и выделяемой водой. В среднем человек потребляет и выделяет около 2,5 л в сутки. Ее выделение происходит не только через почки, но и путем потоотделения и при дыхании. Обмен воды в организме тесно связан с обменом минеральных солей. Минеральные вещества поступают в организм с пищей, откладываются в виде солей и входят в состав органических соединений, имеющие важное функциональное значение. Минеральные вещества делятся на макроэлементы (Са, К, Na, P, Cl) и микроэлементы (железо, кобальт, цинк, фтор, йод)

Макроэлементы – это химические элементы или соединения используемые организмами в больших количествах (O2, N, P, Ca и т.д.)

Микроэлементы – это химические элементы присутствующие в организмах в низких концентрациях (цинк, кобальт, фтор и т.д.)

Минеральные соли необходимы для поддержания кислотно-щелочного равновесия в клетках тела и во внутренней среде организма.

Обмен веществ – это процессы поступления нужных организму веществ, их сложных превращений внутри и выведения ненужных веществ в окружающую среду. Эти процессы позволяют организмам расти и размножаться, сохранять свои структуры и отвечать на воздействия окружающей среды.

Автотрофы - (др.-греч. αὐτός — сам + τροφή — пища) — организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических.

*Ассимиляция (Образование веществ) - совокупность процессов синтеза веществ в живом организме.

*Диссимиляция (Разрушение веществ) - это комплекс химических реакций, в которых происходит постепенный распад сложных органических веществ до более простых.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Биология. Линия жизни. 5–6 класс / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк – М.: Просвещение, 2018.
  2. Биология в схемах и таблицах / А.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов.
  3. Введение в биологию: Неживые тела. Организмы : учеб. Для уч – ся 5–6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

С момента рождения и до смерти в организме происходит обмен веществ и энергии. Для этого из окружающей среды в любой живой организм какие – то вещества должны поступать, а какие – то должны выделяться. Но за счёт каких процессов это возможно? Сегодня на уроке мы будем искать ответ на этот вопрос.

Мы восхищаемся великим разнообразием живых существ. Все они отличаются друг от друга цветом, формой, величиной, строением. Но объединяет всех их одно – жизнь.

Проникнуть в тайны жизни человек пытался давно. Было доказано, что различие между живой и неживой природой заключается в особом строении живого существа и в специфических химических процессах, постоянно происходящих между организмом и внешней средой. Совокупность этих процессов и представляет собой основу жизни.

Автор: Исакова Татьяна Анатольевна

Населенный пункт: Оренбургская область, город Бугуруслан

Дата:

Класс: 9

Тема: Обмен веществ и превращение энергии в клетки. Энергетический обмен.

Деятельностная цель:

Формировать познавательные универсальные учебные действия, умения реализации новых способов действий при изучении живых организмов

Предметно - дидактическая цель: расширить базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов о процессах в клетке.

Планируемые образовательные результаты

  • Предметные: изучить процесс энергетического обмена у гетеротрофных организмов, подвести учащихся к выводу о значении АТФ - как универсального источника энергии
  • Метапредметные: Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения
  • Личностные: Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

метаболизм, катаболизм, диссимиляция, анаболизм, ассимиляция, энергия, АТФ, митохондрии, ферменты, гетеротрофное питание, автотрофное питание, анаэробные условия, аэробные условия, гликолиз.

Учащийся должен знать: основные признаки живых организмов, определения: живой организм, обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, раздражимость, подвижность, размножение; особенности их проявления у растений и животных..

Учащиеся должны уметь: называть признаки живых организмов, сравнивать объекты живой и неживой природы, анализировать и обобщать теоретический материал, выявлять особенности проявления основных признаков живых организмов, давать определения понятиям: обмен веществ, раздражимость, рост, размножение.

Обеспечение урока: учебники, рабочие тетради, компьютер, интерактивная доска, учебные таблицы : “Строение и расщепление АТФ”, “Энергетический обмен”, бланки опорных конспектов, схема метаболизма, листы бумаги, фломастеры.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

Проверяет готовность к уроку, проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.

Этап. Актуализация знаний

Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях.

На прошлом уроке мы начали изучение сложного процесса жизнедеятельности живых организмов - обмена веществ и энергии, с прекращением которого, жизнь останавливается. Процесс обмена веществ и энергии (метаболизм) включает в себя два процесса- анаболизма ( ассимиляции) и катаболизма ( диссимиляции). Слайд 2

Проводит подводящий диалог.

Взаимосвязаны ли эти процессы друг с другом?

Давайте разберемся, проанализировав схему: “Обмен веществ и энергии”, которая лежит у вас на рабочих столах

Предлагает учащимся познакомиться со схемой на столах. Выносит данную схему на интерактивную доску Слайд 3

Организует обсуждение схемы.

Обучающиеся вместе с учителем прорабатывают схему, делают вывод: метаболизм - это сложный процесс в живых организмах, анаболизм и катаболизм - два противоположных взаимосвязанных процесса обмена веществ и энергии.

Сегодня на уроке мы должны изучить процесс энергетического обмена- катаболизм (диссимиляция). Слайд 4. У вас на столах находятся схемы опорного конспекта, который вы будете заполнять в ходе урока. Просит одного из учащихся у доски выполнить это задание, комментируя ход своих действий.

Слушают учителя, отвечают на вопрос.

  • ранее изученный материал. Отвечают на вопросы. Знакомятся с заданием, осмысливают его

Вспоминают, изученный ранее материал (понятия).

Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания;

  • учатся анализировать, сравнивать, обобщать,. знакомятся со структурой Коммуникативные УУД: учатся культуре общения.

Этап. Создание проблемной ситуации.

Учитель организует подводящий диалог

Энергию можно определить, как способность совершать работу. По закону сохранения энергии - энергия не создается, не уничтожается, а только взаимопревращается из одного вида в другой.

Вопрос: За счет чего же клетка может совершать различного вида работу: химический синтез веществ, активный транспорт веществ через мембрану, проведение нервных импульсов и так далее?

Источником энергии почти для всех видов активности служат питательные вещества.

Вопрос: Какие химические вещества входят в состав питательных веществ?

Органические вещества- белки, жиры, углеводы.

Вопрос: Где в них содержится энергия?

Энергия содержится в химических связях между атомами углерода, водорода, кислорода. При разрыве этих связей выделяется энергия. Самое большое количество энергии. Заключено в химических связях в молекуле глюкозы и составляет 2800 кДж на 1 моль глюкозы. При расщеплении глюкозы с участием ферментов энергия выделяется поэтапно.

Вопрос: Изучая физику, вы знакомитесь с несколькими видами энергии, Вспомните их? А в клетке, какой вид энергии? (учащиеся высказывают свои предположения)

Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её значимость

Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

Этап. Целеполагание.

Организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний.

Организует подводящий диалог :

- Каков главный вопрос нашего урока?

Проводит подводящий диалог:

Энергия в клетке аккумулируется в виде АТФ - аденозинтрифосфорной кислоты, макроэргические связи которой богаты энергией. АТФ накапливается в митохондриях, оттуда поступает в разные участки клетки, обеспечивая процессы жизнедеятельности организма.

Организует работу с таблицей

Используя таблицу: “Строение и расщепление АТФ” изучаем строение АТФ, процесс ее расщепления, отмечаем, что во время разрыва одной из макроэргических связей выделяется 40 кДж энергии, чем при разрыве любых других ковалентных связей-12 кДж (учащиеся делают записи в опорном конспекте)

Вопрос: Органические вещества - источник энергии, а где берут организмы эти вещества?

Все живые организмы по источнику получения органических веществ делятся на две группы:

1.Автотрофы (учащиеся объясняют, что это за организмы)

2.Гетероторфы (учащиеся объясняют, что это за организмы)

  • на вопросы, высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности.

Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока).

Этап Планирование.

Организует выбор способа и средств реализации учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели.

Сегодня нас интересуют гетеротрофные организмы. Наша задача- разобрать этапы энергетического обмена у гетеротрофных организмов.

Предлагает ответить на вопросы

- Каким образом мы можем изучить энергетический обмен? (изучить материал учебника)

- Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки, схемы, таблицы)

Вы будете работать группами. Каждая группа получает задание, выполняет его в течении 5 минут и представляет другим группам

- Составьте план нашей дальнейшей работы

- Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы? Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся.

Фиксирует план на доске.

1. Осмыслить задание.

2. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).

3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием 4. Мысленно сформулировать ответ.

5. Дать развернутый устный ответ:

Помогает учащимся сформулировать развернутый ответ

- Как вы предполагаете, каким будет ответ?

(Предположения (гипотезы) учащихся фиксируются на доске )

  • свои предположения. Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Обсуждают и составляют план работы. Работают в парах. Озвучивают план и обсуждают его с учителем. Высказывают свои предположения (гипотезы)

Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).

- учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием,

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

- учатся выражать свои мысли.

Формирует основы теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению. Организует работу в паре. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь. Задание первой группе

Используя стр.68 изучите подготовительный этап в клетке. Какие процессы протекают на этом этапе, что происходит с энергией. Изобразите этап схематично. Слайд 5 -7

Задание второй группе Слайд 8 - 10

Используя стр. 69 изучите анаэробное дыхание (гликолиз) в мышцах. Отметьте условия протекания процесса. Какие конечные продукты процесса. Что происходит с энергией. Изобразите этап схематично.

Задание третьей группе Слайд 11 - 12

Используя стр.69 изучите аэробное дыхание. Отметьте условия протекания процесса. Какие конечные продукты процесса. Что происходит с энергией. Изобразите этап схематично.

После выполнения задания группы представляют свою схему на доске, остальные учащиеся работают с опорным конспектом.

Организует работу по сравнению схемы с эталон Слайд 13

- Что мы узнали нового?

- Чем мы можем дополнить нашу схему?

А, сейчас давайте сравним нашу схему с таблицей

“Энергетический обмен” и исправим свои недочеты.

Молодцы! А теперь давайте запишем общее уравнение энергетического обмена. Слайд 14

Глюкоза + кислород + 38 АДФ + 38Ф = углекислый газ + вода + 38 АТФ (2800 кДж)

- Как нам ответить на наш вопрос?

– Как вы думаете, подтвердилась наша гипотеза?

Корректирует ответы учащихся

Организует и проводит физкультминутку:

Не сутультесь, грудь вперед, Плечи разверните. (Рывки руками перед грудью.) А теперь рывки руками. Снова повторите. Достаём рукой носочек — Правой — левый, левой — правый. Вертолёт летит, стрекочет, Винт работает исправно. (Наклониться вперёд и коснуться правой рукой левой ступни, потом наоборот, левой рукой — правой ступни.) А теперь, как будто мячик, Все на месте мы поскачем. Отдохнули, посвежели И на место снова сели. (Дети садятся.)

Работают в группах.

Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение.

Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

- формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД:

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Этап.

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Организует работу по усвоению учащимися нового способа действия.

  • выполнить данное задание. Даёт на его обдумывание 1 мин.

Вопрос: А почему в клетке не может сразу произойти такое большое количество накопления энергии? ( учащиеся высказывают свое мнение)

Организует подводящий диалог.

- На какой вопрос мы должны будем дать ответ по результатам этого задания? (?)

- Что нам поможет выполнить это задание?

- Как мы будем выполнять это задание? (см. план)

- Что будем записывать в таблицу?

- Как вы считаете, наши записи будут общими или отличными? Почему?

Мы рассмотрели интересную и непростую тему. Давайте сделаем выводы, по изученному материалу, начиная со схемы “Обмен веществ и энергии” и используя ваш опорный конспект.

Энергетический обмен сложный биохимический процесс, протекающий в живых организмах

Катаболизм и анаболизм две взаимосвязанные стороны процесса метаболизма.

Глюкоза богатое энергией химическое соединение.

Энергия аккумулируется в виде АТФ в митохондриях.

Процесс энергетического обмена происходит в три этапа, при участии ферментов.

Энергия необходима для процессов жизнедеятельности всех живых организмов

Учащимся предлагается решить задачу.

Рассчитайте эффективность окисления глюкозы на двух этапах энергетического обмена по формуле

Е= Е( запасенная в АТФ)* количество АТФ/ Е общую *100%.

Сравните эффективность процессов гликолиза и дыхания с КПД бензинового (25%) и парового (10%) двигателей. Сделайте выводы из полученных результатов.

  • задание (определяют последовательность действий). Отвечают на вопросы (осмысливают и проговаривают основные этапы своей деятельности). В ходе диалога формулируют проблему, цель и способы её достижения. Объясняют последовательность действий при выполнении данного задания. Затем предлагают варианты формулировок, по каждому пункту, которые необходимо поместить в таблицу. Соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют самопроверку), корректируют свои записи.

Познавательные УУД

- учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.

- учатся строить высказывания;

  • учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Этап. Рефлексия.

Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог

- Обратите внимание на наши записи!

Демонстрирует: проблему урока, цель, задачи, план.

- Как вы думаете, всё мы выполнили?

Предлагает работу с таблицей ( Знаю . Хочу узнать. Что узнали? )

- Что мы запишем в третьей колонке?

- Как оцените свою работу?

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

  • степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формулируют и записывают то, что узнали на уроке.

Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Этап. Домашнее задание.

Комментирует домашнее задание:

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Регулятивные УУД:

- ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Читайте также: