Обмен веществ главный признак жизни 6 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Воспитательные: формирование научного мировоззрения на примере изучения обмена веществ живых организмов; нравственное воспитание на примере цельно направленного использования энергии организмами.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (демонстрация презентации и видеофрагментов).

Оборудование: компьютер и проектор для мультимедийной презентации.

Организационный момент

Изучение нового материала

Оглядываясь вокруг, мы восхищаемся великим разнообразием живых существ. Они отличаются друг от друга цветом, формой, величиной, строением. Но объединяет всех их одно - жизнь.

Ребята, давайте вспомним признаки живых организмов. (высказывают свое мнение)

Проникнуть в тайны жизни человек пытался давно. Было доказано, что различие между живой и неживой природой заключается в особом строении живого существа и в специфических химических процессах, постоянно происходящих между организмом и внешней средой. Совокупность этих процессов и представляет собой основу жизни.

Давайте запишем тему нашего урока: Тема: Обмен веществ – главный признак жизни.

Давайте же разберемся что такое обмен веществ.


Рассмотрим изображение на слайде



Исходя из выше сказанного попробуйте дать характеристику понятия обмен веществ.(дети предлагают свои версии)

Молодцы, давайте запишем понятие в тетрадь:


Как вы думаете, а полученную энергию в ходе процесса обмена веществ как используют организмы? А для этого прочитайте материал в учебнике на стр 88, последний абзац и ответьте на вопросы:

На какие процессы используют энергию растения?

На какие процессы использую энергию животные?


Рассмотрим рис 54 а, что наблюдаете на нем (процесс прорастания семян). Является ли он процессом использования энергии? (да) Как вы думаете, а способны ли сами семена при прорастании выделять тепло? А для этого давайте проведем виртуальный опыт (использование ЭОР прорастание семя).

И так, какой вывод можно сделать после проведенного опыта? (растения и их семена выделяют тепло, следовательно, они используют и преобразовывают энергию в процессе жизнедеятельности).

Теперь рассмотрим рис. 54б, что наблюдаете (процесс вскармливание птенцов), а он является процессом использования энергии? (да) Как вы думаете, почему данный процесс очень энергетически затрачен для птиц? (дети говорят, что энергия тратиться на поиск пищи, полет и процесс самого кормления птенца)


Как вы думаете, а что или кто является источниками поступления органических веществ в организмы? Давайте прочитаем материал со стр 89, и постараемся ответить на вопросы:

Какие вещества являются основными источниками энергии?

Какие организмы сами создают органические вещества, а какие питаются готовыми?

Благодаря какому процессу организмы получают питательные вещества в организм и как именно они их используют?



Закрепление материала.

Давайте же попробуем сформулировать, на что именно тратят энергию живые организмы, а для этого запишем в тетрадь схему со слайда:


Домашнее задание.

Учит параграф 23, готовит устно вопросы после параграфа, записать понятия в словарь из последней схемы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Скобелина Лидия Кирилловна

МАОУ СОШ№7 г.Тобольск

Цели урока: В ходе самостоятельной работы с текстом учебника, с помощью инструктивных листов, опорных рисунков, консультаций учителя и ранее приобретённых знаний изучить особенности обмена веществ у растений и животных, доказать, что обмен веществ и энергии – основное свойство живых организмов.

изучить сущность обмена веществ и энергии;

раскрыть особенности обмена веществ и энергии у растений и животных;

Развивающие:

продолжить развитие коммуникативных умений при ведении диалога, устной монологической речи учащихся;

способствовать развитию логического мышления через формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;

Воспитательные:

воспитывать толерантность учащихся;

воспитывать наблюдательность, внимательность при работе с биологическими объектами;

воспитывать эстетическое мировосприятие, бережное отношение к окружающей природе.

Планирование собственной деятельности, оценка качества

и уровня усвоения.

Извлечение необходимой информации из беседы,

Выработка алгоритма действий.

Учебное сотрудничество (умение договариваться,

оценивать свой вклад в результат общей деятельности

Методы обучения: групповой, эвристический.

I. Организационный момент

1. Проверка готовности класса к уроку.

II. Изучение нового материала

Вводная актуализирующая беседа об обмене веществ как основном свойстве живых организмов.

1. Организационный момент.

Оглядываясь вокруг, мы восхищаемся великим разнообразием живых существ. Они отличаются друг от друга цветом, формой, величиной, строением. Но объединяет всех их одно - жизнь.

Вопрос классу : - Ребята, давайте вспомним признаки живых организмов.

Проникнуть в тайны жизни человек пытался давно. Было доказано, что различие между живой и неживой природой заключается в особом строении живого существа и в специфических химических процессах, постоянно происходящих между организмом и внешней средой. Совокупность этих процессов и представляет собой основу жизни.

Вопрос классу - Как называется совокупность этих процессов? (обмен веществ).

Выберите из списка признаков - главный признак. ( ( Приложение , Слайд2)

Размножение

Обмен веществ

Задание: Определите тему урока.

Учитель: А познакомиться с тем, что вы узнаете и чему вы научитесь. Предлагаю открыть учебники на странице 87, глава3

III . Работа в группах.

Задание 1 группе. Внимательно прочитайте текст параграфа. Составьте логическую цепочку. Готовая цепочка должна последовательно показать причины, процессы и результат обмена веществ (получают раздаточные листы со схемой).

Задание 2 группе. Внимательно прочитайте текст параграфа. Составьте логическую цепочку, заполнив блоки соответствующими графическими символами (получают раздаточные листы со схемой и изображениями).

Задание 3 группе. Внимательно прочитайте текст параграфа. Решите тест с выбором одного ответа.

Дискуссия по вопросам учебника - обсуждение сущности обмена веществ на примере обмена веществ у растений и животных. ( Приложение , слайд 4-8)

Вопросы репродуктивного характера – перед началом параграфа

Вопросы творческих знаний – в конце параграфа, под знаком ⃝
Вопросы познавательного характера, под знаком !

V. Подведение итогов урока

– Узнали ли вы, что-то новое на уроке?
– Какие знания вы применили на уроке для понимания новой темы?
– Что произвело на вас наибольшее впечатление?
– Хочется ли узнать что-нибудь еще по этой теме?

VI. Домашнее задание.

- обеспечить формирование умения работать в группе, вести дискуссию по теме;

- обеспечить обобщение изученного материала и закрепление знаний по теме.

- развитие умения применять новые знания на практике;

- формирование умения анализировать, сопоставлять, и обобщать знания по теме.

- воспитание осознанной потребности в знаниях;

- совершенствовать умение выслушивать мнение каждого члена коллектива, делать самостоятельные выводы;

- совершенствование учебных умений, навыков, развитие любви к предмету и к науке.

урок изучения нового материала, и применения новых знаний на практике.

Место данного урока в теме: первый урок в данной теме.

комбинированный (словесно – наглядно – практический).

  1. Организационный момент. Постановка задачи.
  2. Проверка домашнего задания. В течение учебного года мы с вами познакомились с разнообразными явлениями. Давайте обсудим изученный вами на данный момент материал.

- Итак, о каких явлениях идет речь? (работа со слайдами 2-8)

  • Явления, при которых одни вещества превращаются в другие (химические);
  • Ключевыми понятиями при изучении этих явлений являются: атом, электрон, наэлектризованность, магниты, компас, и т.д. (электрические и магнитные);
  • Нагревание и охлаждение, испарение и конденсация, кипение, плавление и отвердевание, - это примеры …. (тепловые);
  • Явления, связанные с перемещением тел относительно друг друга в пространстве или с перемещением частей одного и того же тела относительно друг друга (механические);
  • Около 90 % информации человек получает с помощью зрения. Солнечный свет позволяет нам видеть красоту окружающего мира. Речь идет о ….явлениях

Нам осталось познакомиться с еще одним видом явлений – биологическими. Как вы думаете, что или кто является предметом изучения биологических явлений? (ответы учащихся: животные, растения, человек,…, все живое, так как био - жизнь). Совершенно верно! Давайте запишем в тетрадь следующее: явления, связанные с живыми организмами, называются биологическими явлениями (слайд 9)

- Назовите, пожалуйста, основные признаки отличия живых существ от неживых.

Ответ учащихся : все живые организмы дышат, питаются, растут, развиваются, двигаются, размножаются, имеют определенную среду обитания, выделяют во внешнюю среду различные вещества, обмениваются с внешней средой информацией, и, наконец, умирают. (Учащиеся могут вспомнить не все положения. Это не страшно. В ходе урока восстановятся все знания, полученные ранее).

Давайте рассмотрим эти явления на примере взаимодействия организма растений, животных и человека с окружающей средой.

Ребята, я вам предлагаю сначала рассмотреть растения. Итак, главный вопрос : как взаимодействуют растения с окружающей средой?

Ответ учащихся : возможно, речь идет о процессе фотосинтеза?

Замечательно! А кто попытается воспроизвести полную информацию о том, где, как и когда протекает данный процесс? Есть желающие? Я помогу взявшему на себя ответственность отвечать на данный вопрос слайдом, на котором представлен рисунок, используя который можно грамотно изложить суть информации. Прошу к доске!

Ответ учащегося: Взаимодействие растений с окружающей средой заключается в следующем: наземные растения используют для питания углекислый газ из воздуха, а воду с растворенными в ней веществами – из почвы. Вода с растворенными в ней веществами поступает в организм растения через корневую систему. По стеблю питательный раствор поступает в листья, где и протекает фотосинтез (под действием солнечной энергии в листе протекает химическая реакция: между кислородом и углекислым газом. В результате чего образуются сложные органические вещества – углеводы и жиры).

Спасибо за ответ. Напомню вам о том, что фотосинтез невозможен ночью или зимой.

Теперь, ребята, постарайтесь привести примеры взаимодействия с окружающей средой человека или животных (слайд 12)

– питание и выделение (мы берем из окружающей среды пищу, перерабатываем ее, а затем выделяем отработанные продукты);

- выделение пота у человека из-за избытка воды в его организме;

- вдыхание кислорода, выдыхание углекислого газа.

Ответ учащихся: возможно, обмен веществ – это поступление в организм одних веществ и выделение других, новых.

Молодцы! Суть вы уловили. А теперь давайте запишем в своих тетрадях определение, которое является научным:

Обмен веществ - это процесс поступления одних веществ в организм, их переработка, доставка образовавшихся несложных молекул в каждую клетку тела, образование новых сложных веществ, и, наконец, выделение веществ – продуктов жизнедеятельности (слайд 14)

Обмен веществ – основа жизни. Почему же, как вы думаете, организм не может существовать без обмена веществ?

Ответ учащихся: например, все мы знаем, что кушаем мы для того, чтобы быть работоспособными, невялыми; больному необходимо хорошо питаться для того, чтобы быстрее пойти на поправку; или такой пример – вдох мы сделали, задержали дыхание, а дальше обязательно должны сделать выдох, чтобы было место, куда вдыхать ( по всей работе приведены реальные ответы учащихся).

Спасибо. Очень даже неплохо. Действительно, при обмене веществ происходят химические реакции (слайд 15) Одни из них требуют затрат энергии, другие реакции сопровождаются выделением энергии, которая расходуется на рост и развитие организма. Из веществ пищи образуются новые вещества. Из них строятся клетки, слагающие организм. Поэтому организм растет и развивается. Особенно интенсивно растут молодые организмы, вы! (слайд 16)

Обмен веществ сопровождается передачей организму энергии, заключенной в молекулах питательных веществ. Энергия необходима живому организму как в состоянии покоя, так и во время активной деятельности.

Химическая энергия, запасенная в связях между атомами, при разрушении молекул питательных веществ освобождается. Эта энергия расходуется на построение молекул тела, на сокращение мышечных волокон, деление клеток.

Ответ учащихся: к нам извне в организм поступает вода, но она сама является питательным веществом, следовательно, сами молекулы воды нужно разрушить, …(робко один - два голоса) может быть, кислород? (слайд 17)

Замечательно! Молодцы! Именно кислород! Процессы окисления практически всегда сопровождаются выделением значительного количества энергии. Если кислорода поступает в организм меньше требуемого количества или он расходуется слишком активно, питательные вещества окисляются не полностью и накапливаются вещества, которые в больших количествах вредны. К таким веществам относится, например, молочная кислота. Она может вызвать боль в мышцах, особенно после напряженной физической работы, активных занятий спортом (слайд 18)

Необходимо, чтобы организм не испытывал недостатка кислорода. Поэтому мы чаще и дольше должны быть на свежем воздухе, регулярно проветриваем классы в школе.

4. Применение новых знаний на практике.

Ответ учащихся: скорость, быстрота; как быстро протекает обмен веществ.

Как вы думаете, у кого из представителей животного мира, представленного на экране (слайд 19), наименьшая и наивысшая интенсивность обмена веществ? И почему вы так считаете?

Ответы учащихся: скорее всего, интенсивность обмена веществ будет зависеть от массы и размеров организма. Чем меньше живой организм, тем быстрее он будет переваривать пищу. Значит, наибольшая интенсивность обмена веществ – у слона, а наименьшая – у грызуна.

Вы хорошо сегодня поработали. Спасибо за урок. Давайте запишем домашнее задание.

5. Краткий инструктаж по домашнему заданию.

1. п. 51, выучить термины.

2. Домашний опыт: с.184, задания 5-7. Результаты оформить письменно в тетради.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные задачи:

- обеспечить формирование умения работать в группе, вести дискуссию по теме;

- обеспечить обобщение изученного материала и закрепление знаний по теме.

Развивающие задачи:

- развитие умения применять новые знания на практике;

- формирование умения анализировать, сопоставлять, и обобщать знания по теме.

Воспитательные задачи:

- воспитание осознанной потребности в знаниях;

- совершенствовать умение выслушивать мнение каждого члена коллектива, делать самостоятельные выводы;

- совершенствование учебных умений, навыков, развитие любви к предмету и к науке.

Тип урока:

урок изучения нового материала, и применения новых знаний на практике.

Место данного урока в теме: первый урок в данной теме.

Метод:

комбинированный (словесно – наглядно – практический).

Структура урока.

  1. Организационный момент. Постановка задачи.
  2. Проверка домашнего задания. В течение учебного года мы с вами познакомились с разнообразными явлениями. Давайте обсудим изученный вами на данный момент материал.

- Итак, о каких явлениях идет речь? (работа со слайдами 2-8)

  • Явления, при которых одни вещества превращаются в другие (химические);
  • Ключевыми понятиями при изучении этих явлений являются: атом, электрон, наэлектризованность, магниты, компас, и т.д. (электрические и магнитные);
  • Нагревание и охлаждение, испарение и конденсация, кипение, плавление и отвердевание, - это примеры …. (тепловые);
  • Явления, связанные с перемещением тел относительно друг друга в пространстве или с перемещением частей одного и того же тела относительно друг друга (механические);
  • Около 90 % информации человек получает с помощью зрения. Солнечный свет позволяет нам видеть красоту окружающего мира. Речь идет о ….явлениях

Нам осталось познакомиться с еще одним видом явлений – биологическими. Как вы думаете, что или кто является предметом изучения биологических явлений? (ответы учащихся: животные, растения, человек,…, все живое, так как био - жизнь). Совершенно верно! Давайте запишем в тетрадь следующее: явления, связанные с живыми организмами, называются биологическими явлениями (слайд 9)

- Назовите, пожалуйста, основные признаки отличия живых существ от неживых.

Ответ учащихся: все живые организмы дышат, питаются, растут, развиваются, двигаются, размножаются, имеют определенную среду обитания, выделяют во внешнюю среду различные вещества, обмениваются с внешней средой информацией, и, наконец, умирают. (Учащиеся могут вспомнить не все положения. Это не страшно. В ходе урока восстановятся все знания, полученные ранее).

Давайте рассмотрим эти явления на примере взаимодействия организма растений, животных и человека с окружающей средой.

Ребята, я вам предлагаю сначала рассмотреть растения. Итак, главный вопрос: как взаимодействуют растения с окружающей средой?

Ответ учащихся: возможно, речь идет о процессе фотосинтеза?

Замечательно! А кто попытается воспроизвести полную информацию о том, где, как и когда протекает данный процесс? Есть желающие? Я помогу взявшему на себя ответственность отвечать на данный вопрос слайдом, на котором представлен рисунок, используя который можно грамотно изложить суть информации. Прошу к доске!

Ответ учащегося: Взаимодействие растений с окружающей средой заключается в следующем: наземные растения используют для питания углекислый газ из воздуха, а воду с растворенными в ней веществами – из почвы. Вода с растворенными в ней веществами поступает в организм растения через корневую систему. По стеблю питательный раствор поступает в листья, где и протекает фотосинтез (под действием солнечной энергии в листе протекает химическая реакция: между кислородом и углекислым газом. В результате чего образуются сложные органические вещества – углеводы и жиры).

Спасибо за ответ. Напомню вам о том, что фотосинтез невозможен ночью или зимой.

Теперь, ребята, постарайтесь привести примеры взаимодействия с окружающей средой человека или животных (слайд 12)

– питание и выделение (мы берем из окружающей среды пищу, перерабатываем ее, а затем выделяем отработанные продукты);

- выделение пота у человека из-за избытка воды в его организме;

- вдыхание кислорода, выдыхание углекислого газа.

Ответ учащихся: возможно, обмен веществ – это поступление в организм одних веществ и выделение других, новых.

Молодцы! Суть вы уловили. А теперь давайте запишем в своих тетрадях определение, которое является научным:

Обмен веществ - это процесс поступления одних веществ в организм, их переработка, доставка образовавшихся несложных молекул в каждую клетку тела, образование новых сложных веществ, и, наконец, выделение веществ – продуктов жизнедеятельности (слайд 14)

Обмен веществ – основа жизни. Почему же, как вы думаете, организм не может существовать без обмена веществ?

Ответ учащихся: например, все мы знаем, что кушаем мы для того, чтобы быть работоспособными, невялыми; больному необходимо хорошо питаться для того, чтобы быстрее пойти на поправку; или такой пример – вдох мы сделали, задержали дыхание, а дальше обязательно должны сделать выдох, чтобы было место, куда вдыхать ( по всей работе приведены реальные ответы учащихся).

Спасибо. Очень даже неплохо. Действительно, при обмене веществ происходят химические реакции (слайд 15) Одни из них требуют затрат энергии, другие реакции сопровождаются выделением энергии, которая расходуется на рост и развитие организма. Из веществ пищи образуются новые вещества. Из них строятся клетки, слагающие организм. Поэтому организм растет и развивается. Особенно интенсивно растут молодые организмы, вы! (слайд 16)

Обмен веществ сопровождается передачей организму энергии, заключенной в молекулах питательных веществ. Энергия необходима живому организму как в состоянии покоя, так и во время активной деятельности.

Химическая энергия, запасенная в связях между атомами, при разрушении молекул питательных веществ освобождается. Эта энергия расходуется на построение молекул тела, на сокращение мышечных волокон, деление клеток.

Ответ учащихся: к нам извне в организм поступает вода, но она сама является питательным веществом, следовательно, сами молекулы воды нужно разрушить,…(робко один - два голоса) может быть, кислород? (слайд 17)

Замечательно! Молодцы! Именно кислород! Процессы окисления практически всегда сопровождаются выделением значительного количества энергии. Если кислорода поступает в организм меньше требуемого количества или он расходуется слишком активно, питательные вещества окисляются не полностью и накапливаются вещества, которые в больших количествах вредны. К таким веществам относится, например, молочная кислота. Она может вызвать боль в мышцах, особенно после напряженной физической работы, активных занятий спортом (слайд 18)

Необходимо, чтобы организм не испытывал недостатка кислорода. Поэтому мы чаще и дольше должны быть на свежем воздухе, регулярно проветриваем классы в школе.

4. Применение новых знаний на практике.

Ответ учащихся: скорость, быстрота; как быстро протекает обмен веществ.

Как вы думаете, у кого из представителей животного мира, представленного на экране (слайд 19), наименьшая и наивысшая интенсивность обмена веществ? И почему вы так считаете?

Ответы учащихся: скорее всего, интенсивность обмена веществ будет зависеть от массы и размеров организма. Чем меньше живой организм, тем быстрее он будет переваривать пищу. Значит, наибольшая интенсивность обмена веществ – у слона, а наименьшая – у грызуна.

Вы хорошо сегодня поработали. Спасибо за урок. Давайте запишем домашнее задание.

5. Краткий инструктаж по домашнему заданию.

1. п. 51, выучить термины.

2. Домашний опыт: с.184, задания 5-7. Результаты оформить письменно в тетради.

Конспект урока по биологии в 6 классе.

Образовательные задачи:

- обеспечить формирование умения работать в группе, вести дискуссию по теме;

- обеспечить обобщение изученного материала и закрепление знаний по теме.

Развивающие задачи:

- развитие умения применять новые знания на практике;

- формирование умения анализировать, сопоставлять, и обобщать знания по теме.

Воспитательные задачи:

- воспитание осознанной потребности в знаниях;

- совершенствовать умение выслушивать мнение каждого члена коллектива, делать самостоятельные выводы;

- совершенствование учебных умений, навыков, развитие любви к предмету и к науке.

урок изучения нового материала, и применения новых знаний на практике.

Место данного урока в теме: первый урок в данной теме.

комбинированный (словесно – наглядно – практический).

Структура урока.

Организационный момент. Постановка задачи.

Проверка домашнего задания. В течение учебного года мы с вами познакомились с разнообразными явлениями. Давайте обсудим изученный вами на данный момент материал.

- Итак, о каких явлениях идет речь? (работа со слайдами 2-8)

Явления, при которых одни вещества превращаются в другие (химические);

Ключевыми понятиями при изучении этих явлений являются: атом, электрон, наэлектризованность, магниты, компас, и т.д. (электрические и магнитные);

Нагревание и охлаждение, испарение и конденсация, кипение, плавление и отвердевание, - это примеры …. (тепловые);

Явления, связанные с перемещением тел относительно друг друга в пространстве или с перемещением частей одного и того же тела относительно друг друга (механические);

Около 90 % информации человек получает с помощью зрения. Солнечный свет позволяет нам видеть красоту окружающего мира. Речь идет о ….явлениях

Эти явления очень разнообразны. Они отличаются по времени действия, охвату территории и характеру проявления и приводят к изменению облика планеты; они изучают движения воды в Мировом океане; также связаны с движением воздуха. (природные);

Нам осталось познакомиться с еще одним видом явлений – биологическими. Как вы думаете, что или кто является предметом изучения биологических явлений? (ответы учащихся: животные, растения, человек,…, все живое, так как био - жизнь). Совершенно верно! Давайте запишем в тетрадь следующее: явления, связанные с живыми организмами, называются биологическими явлениями (слайд 9)

- Назовите, пожалуйста, основные признаки отличия живых существ от неживых.

Ответ учащихся: все живые организмы дышат, питаются, растут, развиваются, двигаются, размножаются, имеют определенную среду обитания, выделяют во внешнюю среду различные вещества, обмениваются с внешней средой информацией, и, наконец, умирают. (Учащиеся могут вспомнить не все положения. Это не страшно. В ходе урока восстановятся все знания, полученные ранее).

Давайте рассмотрим эти явления на примере взаимодействия организма растений, животных и человека с окружающей средой.

Ребята, я вам предлагаю сначала рассмотреть растения. Итак, главный вопрос: как взаимодействуют растения с окружающей средой?

Ответ учащихся: возможно, речь идет о процессе фотосинтеза?

Замечательно! А кто попытается воспроизвести полную информацию о том, где, как и когда протекает данный процесс? Есть желающие? Я помогу взявшему на себя ответственность отвечать на данный вопрос слайдом, на котором представлен рисунок, используя который можно грамотно изложить суть информации. Прошу к доске!

Ответ учащегося: Взаимодействие растений с окружающей средой заключается в следующем: наземные растения используют для питания углекислый газ из воздуха, а воду с растворенными в ней веществами – из почвы. Вода с растворенными в ней веществами поступает в организм растения через корневую систему. По стеблю питательный раствор поступает в листья, где и протекает фотосинтез (под действием солнечной энергии в листе протекает химическая реакция: между кислородом и углекислым газом. В результате чего образуются сложные органические вещества – углеводы и жиры).

Спасибо за ответ. Напомню вам о том, что фотосинтез невозможен ночью или зимой.

Теперь, ребята, постарайтесь привести примеры взаимодействия с окружающей средой человека или животных (слайд 12)

Ответ учащихся:

– питание и выделение (мы берем из окружающей среды пищу, перерабатываем ее, а затем выделяем отработанные продукты);

- выделение пота у человека из-за избытка воды в его организме;

- вдыхание кислорода, выдыхание углекислого газа.

Ответ учащихся: возможно, обмен веществ – это поступление в организм одних веществ и выделение других, новых.

Молодцы! Суть вы уловили. А теперь давайте запишем в своих тетрадях определение, которое является научным:

Обмен веществ - это процесс поступления одних веществ в организм, их переработка, доставка образовавшихся несложных молекул в каждую клетку тела, образование новых сложных веществ, и, наконец, выделение веществ – продуктов жизнедеятельности (слайд 14)

Обмен веществ – основа жизни. Почему же, как вы думаете, организм не может существовать без обмена веществ?

Ответ учащихся: например, все мы знаем, что кушаем мы для того, чтобы быть работоспособными, невялыми; больному необходимо хорошо питаться для того, чтобы быстрее пойти на поправку; или такой пример – вдох мы сделали, задержали дыхание, а дальше обязательно должны сделать выдох, чтобы было место, куда вдыхать ( по всей работе приведены реальные ответы учащихся).

Спасибо. Очень даже неплохо. Действительно, при обмене веществ происходят химические реакции (слайд 15) Одни из них требуют затрат энергии, другие реакции сопровождаются выделением энергии, которая расходуется на рост и развитие организма. Из веществ пищи образуются новые вещества. Из них строятся клетки, слагающие организм. Поэтому организм растет и развивается. Особенно интенсивно растут молодые организмы, вы! (слайд 16)

Обмен веществ сопровождается передачей организму энергии, заключенной в молекулах питательных веществ. Энергия необходима живому организму как в состоянии покоя, так и во время активной деятельности.

Химическая энергия, запасенная в связях между атомами, при разрушении молекул питательных веществ освобождается. Эта энергия расходуется на построение молекул тела, на сокращение мышечных волокон, деление клеток.

Ответ учащихся: к нам извне в организм поступает вода, но она сама является питательным веществом, следовательно, сами молекулы воды нужно разрушить,…(робко один - два голоса) может быть, кислород? (слайд 17)

Замечательно! Молодцы! Именно кислород! Процессы окисления практически всегда сопровождаются выделением значительного количества энергии. Если кислорода поступает в организм меньше требуемого количества или он расходуется слишком активно, питательные вещества окисляются не полностью и накапливаются вещества, которые в больших количествах вредны. К таким веществам относится, например, молочная кислота. Она может вызвать боль в мышцах, особенно после напряженной физической работы, активных занятий спортом (слайд 18)

Необходимо, чтобы организм не испытывал недостатка кислорода. Поэтому мы чаще и дольше должны быть на свежем воздухе, регулярно проветриваем классы в школе.

4. Применение новых знаний на практике.

Ответ учащихся: скорость, быстрота; как быстро протекает обмен веществ.

Как вы думаете, у кого из представителей животного мира, представленного на экране (слайд 19), наименьшая и наивысшая интенсивность обмена веществ? И почему вы так считаете?

Ответы учащихся: скорее всего, интенсивность обмена веществ будет зависеть от массы и размеров организма. Чем меньше живой организм, тем быстрее он будет переваривать пищу. Значит, наибольшая интенсивность обмена веществ – у слона, а наименьшая – у грызуна.

Вы хорошо сегодня поработали. Спасибо за урок. Давайте запишем домашнее задание.

5. Краткий инструктаж по домашнему заданию.

1. п. 51, выучить термины.

2. Домашний опыт: с.184, задания 5-7. Результаты оформить письменно в тетради.

Читайте также: